inna d 4 843 Опубликовано: 20 июля, 2021 Старцы Русской Зарубежной Церкви. Епископ Нектарий (Концевич) Истории матушки Марии Котар Ольга Рожнёва Епископ Нектарий и иеромонах Серафим (Роуз) Мария Котар – супруга протоиерея Сергия Котар, много лет служившего в соборе «Всех скорбящих Радость» в Сан-Франциско, у мощей святителя Иоанна Шанхайского. Мария с детских лет знала владыку Иоанна Шанхайского, многих старцев и подвижников благочестия РПЦЗ. Протоиерей Сергий и его супруга Мария Котар Они не считали себя старцами, но они ими были Я уже рассказывала о том, как моя семья окормлялась и в Шанхае, и в Сан-Франциско у святителя Иоанна Шанхайского. О том, как моим духовным отцом стал иеромонах Серафим (Роуз), я расскажу отдельно. Скрытый текст А сейчас мне хотелось бы рассказать о других святых людях, рядом с которыми я росла. Это владыка Нектарий (Концевич), который окормлялся у Оптинского старца Нектария и нес нам дух Оптиной пустыни. Это владыка Антоний (Медведев). Владыка Филарет (Вознесенский), который сейчас почивает нетленный... Никакого кликушества – царский путь, строгость к самим себе и любовь к другим Это были святые люди и настоящие старцы. Они сами себя не считали, конечно, старцами, но они ими являлись. Их святость и заключалась в том, что они, помимо других духовных даров, были очень скромными и смиренными. Также они были очень трезвыми людьми – никакого кликушества, никаких страшных видений, ничего дикого – царский путь, строгость к самим себе и милосердие, любовь к другим. Первый из старцев РПЦЗ, о ком я хочу рассказать, – епископ Нектарий (Концевич). Мои истории будут не только о нем самом, но и о тех, кого он любил и почитал. Епископ Нектарий (Концевич) Владыка Нектарий (Концевич) (1905–1983) У меня не было дедушки, он рано умер, и в детстве я считала владыку Нектария своим дедушкой. Мы жили тогда в Сиэтле, а он был епископ Сиэтлийский, викарий Западно-Американской епархии. Моя мама в те годы была старшей сестрой в приходе в Сиэтле (у нас, в Русской Зарубежной Церкви, на приходах обычно есть сестричества, и сестры занимаются организацией совместных трапез всех прихожан после службы, помогают в уборке храма и подготовке его к праздникам, так что у них много дел и забот). Владыка Нектарий жил рядом с храмом, и моя мама всегда старалась позаботиться о нем и о его сестре Верочке. У владыки была гипертония и болезнь сердца, а мама любила лечить разными натуральными средствами, и она всегда заботилась о здоровье владыки, старалась его поддержать, снабжала его разными лекарствами. Владыка Нектарий (Концевич) Оптинский дух Владыка родился в 1905-м году и успел застать ту самую, старую Оптину, с ее старцами Владыка, в свою очередь, очень любил нашу семью, приходил к нам в гости, и в Сиэтле, и в Сан-Франциско, когда мы туда переехали. Когда он нас навещал, то всегда рассказывал про Оптину пустынь, про Россию. Этот дух его рассказов – настоящий православный дух – передавался нам. Владыка родился в 1905-м году и успел застать ту самую, старую Оптину, с ее старцами и преемственностью Оптинского духа. Старая Оптина Ваня, Володя и Олег Концевичи Шел 1922 год, когда будущий епископ Нектарий, а тогда 17-летний юноша по имени Олег, приехал в Оптину пустынь вместе со своей мамой, Александрой Ивановной Концевич, духовным чадом старца Нектария Оптинского. В семье Концевичей было три брата: старший, Иван, – 1893 года рождения, средний, Владимир, – 1895 года рождения, младший, Олег, – 1905 года рождения, а также сестра Вера. Всеми любимый Володя – умный, добрый, талантливый – совсем юным ушел добровольцем на фронт и погиб на полях Первой мировой войны в Австрии. Гибель его была жертвенной: требовалось перерезать проволоку заграждений под обстрелом неприятеля, и все тянули жребий – кому идти на верную смерть. Володя не вытянул жребий, но заменил собой другого воина и был убит. Потеряв Володю, Александра Ивановна и Олег в 1922-м году ничего не знали и о судьбе старшего – Вани. Ваня (Иван Михайлович Концевич) уже бывал ранее в Оптиной пустыни и окормлялся у старцев, а в Гражданскую войну воевал в рядах Добровольческой армии. Война уже закончилась, но никакой весточки от Вани у его родных не было. Преподобный Анатолий (Потапов) «А Ваня?» Позднее Олег напишет в письме к старшему брату: «В 22-м году, когда мы с мамочкой в первый раз были в Оптиной, жив был еще старец отец Анатолий. О тебе мы еще не имели никаких сведений, и мамочка спросила у отца Анатолия, как о тебе молиться: о здравии или об упокоении? Отец Анатолий спросил маму, не снился ли ты ей как-нибудь? Мама ответила, что видела во сне сыновей едущими на конях: сначала покойного Володю, а потом тебя. Но кони были разных мастей. Отец Анатолий сказал: – Ну, что ж! Бог милостив, молись о здравии, Бог милостив. После посещения отца Анатолия мы были у батюшки отца Нектария. Мамочка задает старцу ряд вопросов о дочери, о себе, обо мне, а о тебе ничего не говорит, так как знает, что нельзя по одному и тому же вопросу обращаться к двум старцам. Я этого не знал, и, полагая, что мамочка забыла о тебе спросить, все время тереблю мамочку и говорю ей: – А Ваня? А Ваня? Мамочка продолжает не спрашивать. Тогда батюшка ей и говорит, после одного из моих ‟А Ваня?” – Он жив. Молись о здравии. Скоро получишь о нем известие. Тебе было неполезно о нем знать». Преподобный Нектарий Оптинский «Мы сделали 75 верст пешком, зато Дедушка утешал нас все время» В 1923-м году Оптинского старца Нектария отправили в ссылку, запретив ему жить в Калужской области. После скитаний он нашел пристанище в селе Холмищи в Брянской области, и тогда в Холмищи к нему потянулись его верные и любящие духовные чада. Ездили к нему и Олег Концевич со своей мамой. Дорога была проселочной и очень трудной, весной и осенью – грязной, а когда разливалась река, приходилось идти в обход мимо леса, полного дикого зверья. Часто на дорогу выходили волки. Александра Ивановна вспоминала об этих путешествиях к старцу (для конспирации все духовные чада стали называть его в письмах «Дедушкой»): «Вчера вернулись мы от Дедушки. Сегодня Вербное Воскресение. Сейчас у нас и весна во всем разгаре: тепло, деревья зеленеют, солнышко сияет. Путешествие к Дедушке было очень трудное. По случаю разлива рек сообщения на лошадях не было, и мы сделали 75 верст пешком (в обход). Ходили по колени в воде, месили невылазную грязь, скользили по мерзлым кочкам. Местами была и хорошая дорога, но, в общем, устали настолько, что к концу пути, пройдя версту, ложились отдыхать. Зато Дедушка утешал нас все время. У него, кроме нас, никого не было. С ним мы провели полтора суток». «Волк вежливо уступил нам путь» Писала еще: «У нас размножились очень волки, во многих хозяйствах поуничтожили весь скот. Когда мы с Олежком шли к Дедушке, нас тоже в лесу на дороге встретил волк. Он сидел на дороге, по которой мы шли, потом вежливо уступил нам путь, перешел на опушку леса, потом опять сел сзади нас на прежнее место. Смеркалось. Олежек немножко струсил: у нас не было даже палочки, а я же не испытывала ни малейшего страха в надежде на Дедушкины молитвы». «Вот тебе лекарство» В середине 1920-х годов Олег Концевич был юным студентом механического факультета Института путей сообщения, но для своей мамочки оставался «Олежком», а он называл ее в своих воспоминаниях «моя незабвенная мамочка» даже много лет спустя, когда был уже епископом с седой бородой. Александра Ивановна записала об очередном приезде к старцу Нектарию: «Когда мы приехали, Олежек был болен. Температура у него была 40 градусов. Я говорю Батюшке: ‟Олежек у меня болен”, – а он говорит, улыбаясь: ‟Хорошо поболеть в добром здоровье”. На другой день дал ему яблочко и говорит: ‟Вот тебе лекарство”. А когда благословлял нас в путь, сказал: ‟Когда будете лошадей кормить, пусть Олег выпьет кипяточку, и будет здоров”. Мы так и сделали, Олежек выпил кипяточку, заснул и проснулся, говоря: ‟Мамочка! – я здоров”». Оптина пустынь Благословения Оптинского старца Нектария Старец Нектарий и в ссылке продолжал окормлять духовных чад: в случае с Концевичами, он делал это в переписке с матерью семейства, Александрой Ивановной. Она свидетельствовала о благословениях духовного отца себе самой и своим сыновьям: «Олежка он благословил хлопотать о жаловании, и вот, чудесным, можно сказать, образом он получил его – и не только за этот год, а и за весь прошлый, без всякой протекции, между тем в прошлом году ему отказали. Олежек благословлялся, чтобы ему хорошо учиться – и до сих пор у него по всем предметам, которые идут в аттестат, весьма удовлетворительно. Меня Дедушка благословил заниматься уроками, и ко мне сами напросились шесть учеников, и все как на подбор – детки умные, способные, верующие! Ах, как печально, что мы живем далеко от Дедушки и редко можем прибегать к его благословению». «Молитва – это капитал: чем дольше лежит, тем больше процентов приносит» Александра Ивановна Концевич вспоминала еще, как старец Нектарий утешал тех, кому казалось, что Господь не слышит их молитвы: «Дедушка говорил, что очень хорошо, если Господь долго не слушает молитвы. Нужно только продолжать молиться и не унывать: ‟Молитва – это капитал: чем дольше лежит капитал, тем больше процентов приносит. Господь посылает Свою милость тогда, когда это Ему благоугодно; тогда, когда нам полезно принять. Если нам что-либо крайне необходимо, тогда следует два-три раза помолиться, и за исполнение просьбы надо благодарить Бога. Иногда через год Господь исполняет прошение. Пример брать надо с Иоакима и Анны. Они всю жизнь молились и не унывали, а все надеялись, и какое послал Господь им утешение!”» Советы Оптинского старца Нектария Александра Ивановна писала еще о старце Нектарии: «...он достиг высочайших благодатных даров, но умеет так скрывать их, что даже окружающие совершенно не знают о них, а иногда стараются обмануть его, а он и виду не подает, что все понимает». Писала также: «Дедушка как-то от себя сказал: “Молись телесно – Господь Бог пошлет Свою благодать в помощь тебе”. Это значит, чтобы молиться с поясными поклонами, и, когда нужно, то и с земными. Дедушка даже встал перед иконами, положил медленно крестное знамение на себя и поклонился низенько, коснувшись рукой правой до земли, и мне сказал: “Молись так”. Молись, чтобы Господь воцарился в сердце твоем – тогда преисполнится оно великим ликованием и радостью, и никакая печаль не в силах будет потревожить его. Для этой цели Дедушка советовал молиться так: “Господи, отверзи двери милости Твоей”». Духовником Концевичей старец Нектарий был до самой своей смерти Став уже епископом, владыка Нектарий писал: Старец Нектарий предсказал монашество Олегу Концевичу и его маме «С нежной сыновней любовью я вспоминаю незабвенного, духоносного, прозорливого Оптинского старца иеромонаха Нектария, уже давно отшедшего к Богу, к епитрахили которого в ранней юности привела меня моя незабвенная, возлюбленная мать». Старец Нектарий предсказал монашество Олегу Концевичу и его маме, вдовице Александре Ивановне. Оба будут пострижены в монашество с именами Нектарий и Нектария – в память о духовном отце. Духовником семьи Концевич старец Нектарий был до самой своей блаженной кончины в 1928-м году. Могила старца Нектария до перенесения его мощей Рядом со старцем Ночью 12 мая 1928 года старец Нектарий скончался на руках у священника Адриана Рымаренко, который накануне, в весеннюю распутицу, с трудом добрался до Холмищ, словно для того, чтобы проводить своего любимого духовного отца в последний путь и прочитать ему отходную молитву. Согласно завещанию старца, похоронили его в двух-трёх верстах от села Холмищи, на сельском кладбище. Его мощи обрели в 1992-м году, причем братия возрожденной Оптиной пустыни сначала обнаружили гроб матери епископа Нектария – схимонахини Нектарии (Концевич), а потом, немного в стороне, гроб с мощами старца. Мощи янтарного цвета торжественно перенесли во Введенский собор Оптиной пустыни. Братия Оптиной вспоминали: «Когда торжественная процессия двигалась по обители, с честью встречавшей своего старца через 65 лет разлуки с ним, от мощей исходило чудесное благоухание, которое чувствовалось на расстоянии до 30 метров и более». Рака со святыми мощами преподобного Нектария «Правила благочестивой жизни» Незадолго до своей кончины старец Нектарий благословил Олега Концевича окормляться у другого своего духовного сына – священника Адриана Рымаренко (1893–1978) – того самого, на чьих руках старец отошел ко Господу. Впоследствии отец Адриан вспоминал, как в день его Ангела, в 1925-м году, старец Нектарий подарил ему листок «Правила благочестивой жизни», составленный архиепископом Костромским и Галичским Платоном (Фивейским; 1809–1877), добавив при этом: – Это тебе мой именинный дар. Эти «Правила благочестивой жизни» стали для отца Адриана завещанием старца Нектария, в соответствии с ними он и наставлял духовно Олега Михайловича Концевича. Вот только несколько советов из этих «Правил»: Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души «Если желаешь жизни мирной – предай всего себя Богу. Не делай ничего против Заповедей Божиих, не домогайся и не ищи ничего, кроме Бога, делая и терпя все для Бога. Не заботься о том, чтобы уважали и любили тебя люди века сего, но о том, чтобы угодить Господу Богу, и чтобы совесть твоя не обличала тебя во грехах. Если же хочешь непрестанно помнить о Боге, то скорби и несчастия переноси как справедливо тебя постигающие. Приучись во всем, что ни видишь, представлять что-нибудь доброе. Будь кроток, тих, смирен, молчи и терпи, по примеру Иисуса. Он не возложит на тебя креста, которого ты не можешь понести; Он Сам поможет тебе нести крест. Не думай приобрести какую-либо добродетель без скорби и болезней души. Исполнил какую-нибудь Заповедь Божию – ожидай искушения, ибо любовь ко Христу испытывается через преодоление препятствий. И на малое время не оставайся в праздности, а пребудь всегда в трудах и занятиях». Архиепископ Роклэндский Андрей (Рымаренко) Неслучайная дата пострига В 1949-м году протоиерей Адриан Рымаренко (будущий архиепископ Роклэндский Андрей) переехал в США с поручением от Архиерейского Синода РПЦЗ устроить Ново-Дивеевский Успенский женский монастырь. Во времена расцвета обители там жили около 50 русских монахинь, которые бережно хранили драгоценные святыни: образ преподобного Серафима Саровского, писанный при его жизни; крест и два образа Спасителя из Ипатьевского дома в Екатеринбурге, которые пребывали с Царской семьей до самого конца; Владимирский образ Божией Матери из Оптиной пустыни – дар последних старцев Киеву. Олег Концевич последовал за своим духовником. По молитвам Оптинского старца Нектария, он посвятил свою жизнь служению Церкви и стал монахом, как и предсказал ему старец. Олег Михайлович принял монашеский постриг 11/24 октября 1953 года с именем Нектарий. Дата пострига Олега Концевича была выбрана по воле Божией и по благословению Оптинских старцев Тогда еще никто не знал, что Оптинские старцы будут прославлены спустя несколько десятков лет (преподобный Амвросий – в 1988-м году, остальные Оптинские старцы – в 2000-м году), и Собор преподобных Оптинских старцев будут праздновать именно 11 (24) октября. Вот тогда и стало понятно, что дата пострига Олега Концевича была выбрана неслучайно, а по воле Божией и по благословению Оптинских старцев. На следующий день после пострига монах Нектарий был посвящен в иеродиакона, а через неделю рукоположен в иеромонаха. 17 сентября 1959 года он был возведен в сан игумена, а в 1962-м году хиротонисан во епископа Сиэтлийского, викария Западно-Американской епархии. Протоиерей Стефан Павленко, владыка Лавр (Шкурла), владыка Антоний (Медведев), владыка Нектарий (Концевич), протоиерей Петр Перекрестов, в заднем ряду будущий протоиерей Сергий и матушка Мария Котар Владыка клал свои огромные руки на наши детские головы Владыка Нектарий был такой большой человек – грузный, высокий, крепкий, – как медведь, в хорошем, конечно, смысле. Он клал свои огромные руки на наши детские головы, и мы терялись в рукавах его рясы. Ничего не видели из-под этих рукавов, но нам было весело, что владыка так с нами играет. Он очень любил детей. Передавал нам пение разных птиц – умел общаться и играть с детьми. Говорил он тихо, медленно, у него был такой спокойный голос. В этом отношении он был полной противоположностью другому нашему владыке – архиепископу Западно-Американскому и Сан-Францисскому Антонию (Медведеву): тот был, наоборот, очень быстрый, подвижный, энергичный. Когда владыка Нектарий что-то рассказывал, то часто вздыхал. Любил вспоминать про Оптину, про Россию – у него всегда были такие духовные разговоры. Этот дух передавался нам – настоящий православный дух. Сохранить благодать Причастия Как-то владыка рассказал нам такую историю. Они с мамой приехали к Оптинскому старцу Нектарию, и владыка, а тогда еще просто юный Олег Концевич, причастился. После таинства старец благословил его: – Иди после Причащения Святых Христовых Тайн в лес и побудь там один: постарайся в чистоте и без суеты сохранить благодать Причастия. И я эту короткую историю запомнила на всю жизнь. Ведь мы причащаемся – и тут же впадаем в суету, а нам нужно учиться ценить ту благодать, которая дается нам в Причастии. Мы физически не можем уйти в лес, но можем постараться прожить этот день без ненужной суеты, оградившись молчанием. Если же нам необходимо что-то сказать по работе или по делу, то нужно хотя бы постараться избежать празднословия... Вот такой совет Оптинского старца наш владыка Нектарий передал нам, и я его помню спустя много лет. Те, кто стояли у истоков церковного служения епископа Нектария Владыка Нектарий особенно почитал святых новомучеников и исповедников Российских. Он лично знал некоторых из них. Во-первых, это, конечно, его любимый Оптинский старец Нектарий, гонимый и мучимый безбожными властями. Это Святейший Патриарх Тихон (1865–1925), которому юный Олег Концевич прислуживал как алтарник, и который был прославлен Русской Зарубежной Церковью как исповедник в 1981-м году, а РПЦ как святитель – в 1989-м году. Это священномученик Онуфрий (Гагалюк; 1889–1938), архиепископ Курский и Обоянский. У него была замечательная судьба, множество скорбей и чудесных случаев Божьего промышления о его жизни и спасении. Его отец, будучи лесничим, застал порубщиков леса на месте преступления. Они избили его так, что он скончался от ран в больнице, затем сожгли его дом, оставив вдову и шестерых детей без кормильца и крыши над головой. Мать будущего епископа, Екатерина, вспоминала позднее: «Сын мой, Антон, пяти лет, взобравшись ко мне на колени и обняв за шею, сказал мне: ‟Мама! Ты не плачь, когда я буду епископом – то возьму тебя к себе!” Я была так поражена этими словами, ибо не поняла их значения, и даже испугалась, что переспросила Антошу: ‟Что ты сказал? Кто такой епископ? Где ты слышал такое слово?” Но он мне только повторил уверенно и серьезно: ‟Мама, я буду епископом, я сам это знаю”». Екатерина отдала детей в сиротский приют и сама устроилась туда кухаркой. Будущий владыка учился так хорошо, что на деньги приюта был отправлен в Духовную семинарию. Блестяще закончил семинарию, а в 1915-м году – Духовную академию в Петрограде. Во время учебы в семинарии заболел воспалением легких и был при смерти – и ему явился святой Онуфрий Великий (раннехристианский святой, египетский пустынник IV века), который его исцелил. Во время учебы в академии снова заболел и снова был при смерти, и ему второй раз явился святой Онуфрий, который снова его исцелил. Не стоит, видимо, удивляться тому, что юношу постригли в монахи в честь святого Онуфрия Великого, который сам решил стать духовным покровителем будущего священномученика. Архиепископ Онуфрий неоднократно подвергался арестам, причем обвинялся и в том, что слишком часто проповедовал, и в том, что критиковал теорию Дарвина, и в том, что оказывал материальную помощь освободившимся из заключения священнослужителям, и в том, что благословлял совершение монашеских постригов. В 1935-м году он был приговорен к лишению свободы сроком на 10 лет, а в 1938-м году, уже отбывая наказание, приговорён к смертной казни и расстрелян. Реабилитирован в 1990-м году. Священномученик Онуфрий (Гагалюк) бывал в доме Концевичей, и Олег хорошо его знал. Икона священномученика Онуфрия (Гагалюка) В 1935-м году Олег Концевич был келейно посвящен во чтеца епископом Таганрогским Иосифом (Черновым) (1893–1975). Епископ Иосиф (Чернов), будущий митрополит Алма-Атинский и Казахстанский, молитвенник и подвижник благочестия, в этом же, 1935-м году, был арестован НКВД и провел 5 лет в лагерях. Во время Великой Отечественной войны, когда Таганрог был оккупирован немцами, владыка Иосиф возобновил открытое служение в качестве епископа Таганрогского, затем отказался от участия в пропагандистских акциях нацистов и был арестован уже гестаповцами. Сидел в немецкой тюрьме с 6 ноября 1943 года по 12 января 1944 года. После освобождения города частями Красной армии снова был арестован НКВД, и с 1944 по 1956 год прошел поэтапно Бутырскую тюрьму, два лагеря особого назначения и ссылку, где 63-летний владыка был вынужден работать водовозом. Это судьбы людей, которые стояли у истоков церковного служения будущего епископа Нектария (Концевича). Митрополит Иосиф (Чернов) Владыка твердо верил: по молитвам новомучеников и исповедников Российских Господь помилует Русскую Землю Протоиерей Андрей Папков (ключарь Покровского кафедрального собора в Чикаго) свидетельствовал: «Пишущему эти строки владыка Нектарий говорил: ‟Представь себе, что, когда мы молитвенно взываем: ‟Святии Новомученицы и Исповедницы Российстии, молите Бога о нас”, они все, обратясь к Престолу Божию, воскликнут: ‟Господи, помилуй!” – и Господь, по их молитвам, помилует Русскую Землю. Владыка в это твердо верил. Помню, как на торжестве прославления (1981 год), когда впервые зазвучало мощное величание Новомученикам, с какими слезами умиления и горячей молитвой владыка участвовал в этом величании. Может показаться странным, что при таком стечении духовенства и молящихся это было заметно. Но это было именно так, потому что из всех наших иерархов владыка был единственным личным свидетелем событий 1920–30-х годов, когда так много просияло новых страстотерпцев. Здесь уместно упомянуть, что сам владыка был тайно посвящен в степень чтеца в 1935-м году в Таганроге епископом Иосифом (Черновым) и, таким образом, встал в ряды клириков гонимой Церкви». Фото владыки Иосифа из следственного дела Мой «дедушка» владыка Нектарий и мой духовный отец Серафим (Роуз) Как я уже рассказывала, когда я была ребенком, моя семья окормлялась у владыки Иоанна Шанхайского, и как-то владыка сам привел в нашу семью своего духовного сына, Евгения (Юджина) Роуза, чтеца кафедрального собора «Всех скорбящих Радость», будущего иеромонаха Серафима (Роуза). Когда я выросла, то святитель Иоанн уже отошел ко Господу, и моим духовным отцом стал иеромонах Серафим (Роуз). Я часто ездила к нему в пустыньку – в Свято-Германовский скит, который позднее стал монастырем. Сам же отец Серафим (Роуз), после блаженной кончины святителя Иоанна Шанхайского и Сан-Францисского, чудотворца, духовно окормлялся у владыки Нектария (Концевича) (которого в детстве я считала своим дедушкой). Епископ Нектарий часто напоминал отцу Серафиму: «Паче всего сохраняйте все то, что благословил владыка Иоанн. Это ваша прямая обязанность». Святитель Иоанн Шанхайский «Владыка Нектарий всегда является для нас источником вдохновения и утешения» Именно «мой дедушка», епископ Нектарий, рукоположил монаха Серафима (Роуза) в священный сан. Ученик отца Серафима, а также его жизнеописатель, иеромонах Дамаскин (Кристенсен), вспоминал об этом рукоположении так: «...во время хиротонии нельзя было не заметить невероятного напряжения, написанного на лице у владыки Нектария, совершавшего таинство. Он весь покраснел, по лицу стекали капли пота. Владыка возложил руки на голову отца Серафима. ‟Если бы я только мог передать… передать – и умереть!” – прошептал епископ. Он усердно молился, чтобы Бог вдохновил нового священника продолжить апостольское служение, воспринятое когда-то им самим». Именно епископ Нектарий рукоположил монаха Серафима (Роуза) в священный сан Отец Серафим постоянно чувствовал молитвенную поддержку владыки Нектария. Владыка жил в Сан-Франциско, а по праздникам ездил в Сиэтл, и, хотя у него было больное сердце, и путешествовать ему было уже тяжело, но он всегда по дороге туда и обратно навещал скит Преподобного Германа. В одном из своих писем от 1972 года отец Серафим писал: «Владыка Нектарий посетил нас по пути из Сиэтла – он был довольно слаб, но тем не менее смог предпринять такое утомительное путешествие. Он всегда является для нас источником вдохновения и утешения». В другом письме отец Серафим замечал: «Прежде всего, конечно же, нашими учителями должны быть столпы старшего поколения: владыки Иоанн Шанхайский и Аверкий (Таушев), и подобные им. Владыка Нектарий является наиболее ценным представителем этого поколения из оставшихся в живых. Да даст ему Господь многих лет жизни!» Свадьба Сергия и Марии Котар. Владыки Антоний и Нектарий Блаженная кончина владыки Нектария Когда мой духовный отец Серафим (Роуз) отошел ко Господу (2 сентября 1982 года), на сороковой день в монастырь приехал владыка Нектарий (Концевич). Он отслужил литургию, а после сказал проповедь, в которой назвал отца Серафима святым праведником. Сам епископ Нектарий ненадолго пережил отца Серафима – он отошел ко Господу через полгода. Накануне Собора Новомучеников и Исповедников Российских уже сильно ослабевший владыка собрал последние силы и помолился на всенощном бдении в любимом им соборе «Всех Скорбящих Радость», построенном святителем Иоанном Шанхайским. Наутро, 6 февраля 1983 года, в конце ранней Божественной литургии, разнеслась весть, что владыка Нектарий (Концевич) отошел ко Господу. В его келлии на столе лежала служба святым Новомученикам и Исповедникам Российским, которых он так почитал. Собор Всех скорбящих Радость Мария Котар Записала Ольга Рожнёва 15 июля 2021 г. https://pravoslavie.ru/140514.html 1 Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение