Перейти к публикации
Гость

«Церковь хотела бы предотвратить не критику, а безграмотность»

Рекомендованные сообщения

Беседа с советником председателя Синодального информационного отдела Еленой Жосул

 

Синодальный информационный отдел готовит пособие для «светских» журналистов, – в него войдет каталог типичных ошибок, которые допускают СМИ, когда речь заходит о Православии. Чтобы сделать каталог максимально полным, создан специальный коллектор – теперь любой желающий может отправить обнаруженные ляпы на адрес wrong-right@sinfo-mp.ru. Специально для портала Православие.ру это начинание прокомментировала советник председателя Синодального информационного отдела, заведующая кафедрой журналистики и PR Российского православного университета Елена Жосул.

 

 

- Елена, что же на этот раз намерена предпринять Церковь для борьбы с неграмотностью журналистов?

 

- Проблема возникла не вчера, на нее обращали обращали внимание многие: известно, что в материалах светских СМИ о Православии часто встречаются лексические, смысловые, стилистические ошибки, которые режут слух даже далекому от религии человеку.

 

Совсем недавно одной из самых распространенных была путаница с ударением в имени приснопамятного Патриарха Алексия II. В каждом втором телерепортаже, либо в силу незнания, либо из-за небрежности, Святейшего называли АлЕксием, с ударением на второй слог, хотя хорошо известно, что в православной традиции это имя звучит как «АлексИй». Ошибку в имени Патриарха делали даже представители власти, – в том числе и при прямом обращении к Предстоятелю, – причем без всякого злого умысла, просто не придавая этому значения.

 

Нынешнего Предстоятеля до сих пор в ряде статей называют «митрополитом Кириллом»… А ведь речь идет о «первом лице» – главном человеке в Церкви, той организации, о которой представители СМИ берутся рассказывать. Еще одна модная ошибка – именование духовенства «святыми отцами», этот синоним, по понятным причинам в данном случае совершенно невозможный, легко используется светскими журналистами.

 

Поэтому в Синодальном информационном отделе решили уделить проблеме пристальное внимание и создать специальное справочное пособие. Оно выйдет уже осенью, и его главной целевой аудиторией станут светские журналисты, пишущие о религии. В один из разделов этого пособия как раз и войдут самые распространенные журналистские «ляпы», касающиеся православной тематики, и варианты правильного написания или употребления того или иного термина, обращения, словосочетания. Систематизацией и анализом таких ошибок на регулярной основе занимаются специалисты Информационного отдела. А недавно мы решили пригласить к участию в этой работе всех желающих, – то есть медиа-аудиторию. В Информационном отделе ведется постоянный мониторинг материалов СМИ, однако какие-то ошибки могут и не попасть в поле внимания мониторинговой группы. Теперь каждый, кто обнаружит в сообщении СМИ неточность, касающуюся Православной Церкви, может прислать ее в так называемый коллектор ошибок СМИ – на почтовый ящик wrong-right@sinfo-mp.ru на домене Информационного отдела.

 

читать дальше

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

У БАТЮШЕК надо смирению учиться !

http://www.pravmir.ru/nepridumannye-istorii-osvyashhenie-porchenogo-avtomobilya-ili-dilemma-buridanova-osla/

 

Недавно в Интернете наткнулся на приходской юмор, как один батюшка охарактеризовал посетителей храма. Их всех он разделил на категории:

- прихожане – это те, кто ходит на воскресные и праздничные богослужения;

- захожане – те, кто иногда заходит в храм;

- свещники — те, кто считает, что главное таинство в Церкви — ставление свеч;

- писатели — те, кто считает, что подача записки в храме освобождает их от обязанностей личной молитвы;

- привожане – те, кого «отконвоировали» в храм родственники;

-крестопохоронники – те, кто бывает в храме только на чьих-либо крестинах или похоронах;

- пасхальники – те, кто бывает в храме только на Пасху;

- крестоходники – те, кто бывая в храме только на Пасху, присутствуют только на Крестном ходе;

- принесенцы – те, кого в храм только приносят — сначала окрестить, потом отпеть (последние, увы, к молящимся не относятся).

Это, конечно, шутка. А если всерьез, то многие наши захожане не могут отличить порой левую руку от правой в духовном смысле. Возьмем, к примеру, хождения к «бабкам». Вы только послушайте их глубокомысленные рассуждения:

- Знаете, как «бабки» легко сглаз снимают и порчу. Когда сглаз – надо к ним, а в церковь мы тоже ходим свечку ставить. Помогает.

- Вы что, считаете, что эти «бабки» наш «филиал»,razgovor2.jpg так сказать, церковный, наши внештатные сотрудники? – спрашиваю. Они трудятся, не покладая рук в каждом микрорайоне, в каждой деревне их по несколько сидит.

- Они точно от Бога!

- Почему?

- А у них иконы!

Здесь диалог кончается. Глупость ведь? Но как объяснить это людям. Вот приходится ухищряться.

- Стоп, – говорю, – а почему на рынке вещевом костюм «Адидас» стоит в два раза дешевле, чем в фирменном магазине, хотя на вид они одинаковые?

- Узнаете после первой стирки – тут дешевая подделка, полиняет и затрещит по швам.

- Так и здесь подделка! «Бабки» исповедуют приходящих? Грехи с них снимаются?

- Нет.

А ведь за грехи мы страдаем. В церкви как – грешишь, вот и вразумление от Бога. Покаялся – Господь помиловал. Может дать и полное исцеление, может болезнь облегчить, частично оставить. Значит так надо, терпи. Так грех очищается. А у докторов лечись – тут нет греха. У «бабок» же этих все наоборот: грешил – никого не интересует, болеет – значит, порча. Сняли порчу – болезнь прошла. Бесу это выгодно вдвойне! Во-первых, человек грешит и не болеет; во-вторых, через «бабок» он на человека права получает и мучает его потом всю жизнь, пока тот не покается на исповеди.

Да вот и пример из жизни. Приходит ко мне мужчина и говорит: «Хочу освятить автомобиль». Для батюшки приходского ведь это дело обыкновенное. И вот что из этого вышло:

- Вы можете освятить авто?

- Конечно, – говорю, – могу.

Потом подумал и спросил:

- А зачем Вы хотите освятить его?

- На нем порча.

- В смысле? Что Вы имеете ввиду под этим словом «порча»?

avto1.jpg- Понимаете, купил его недавно в кредит, из последних сил старался. Машина как видите недешевая. Забрал в автосалоне, а через неделю «бах!» – в нее въехали. Помяли хорошо. Не успел в себя прийти, опять происшествие – сам въехал в другого, из-за того что тот резко затормозил. Вот так получается. Короче, точно на ней порча. Сглазили ее. Знаю даже кто, завистников ведь полно вокруг, конкуренты злые. Освятите, пожалуйста, чтобы защита была. Я пожертвование сделаю.

- А знаете кто в этой истории виноват, – говорю я ему, – не люди и завистники Ваши, ни даже сам диавол, а Вы сами. Это с Вами так Бог разговаривает. Видимо по-другому Вы его перестали слышать. Вот он вам неприятность эту и послал, для вразумления, так как по-другому достучаться не может. Разбудить совесть Вашу хочет.

Как тут возмутился мой собеседник:

- Да вы что, батюшка, я Бога не обижаю! Со мной всегда икона (показывает маленькую иконку в кошельке), я «Отче наш» знаю. В храме бываю, правда, редко. Свечи Ему ставлю всегда, о здравии и за упокой.

- Молодец, вот только это не самое главное.

- А что главное?

- Заповеди его исполнять.

- Какие заповеди?

- Евангельские. А если не исполняете, то кайтесь и исправляйтесь. Бог как солнце и если Вам холодно, значит не Он виноват, а Вы. Значит далеко ушли от Него. Коркой греха покрылись, вот солнечные лучи благодати Святого Духа в Вас и не проникают.

- Освятить машину можете? – спрашивает уже сердито.

Вижу, не понимает.

- Короче, – говорю, – на исповеди когда были в последний раз?

- Не помню.

- Грехи то свои помните, знаете? Из-за них Господь Вас наказывает.

- Никого не убивал, не грабил, как другие, наркотики не распространяю, семья нормальная.

- А жене изменяли?

Тут он на минуту задумался. И ответил вполне оригинально:

- Духом я всегда с ней.

- В смысле? А телом?

- А телом, бывает, и с другими. Работа у меня такая.

- Какая такая работа? – изумился я.

- Часто в командировки езжу. Плоть своего требует. Ты ведь, Святой отец, тоже мужик, понимать должен…

От такой наглости у меня аж лицо вытянулось.

- А кто виноват что Вы такую работу выбрали рискованную, что теперь жене изменять приходиться?

- Жена, – говорит, – виновата, шубу захотела.

- Какую?

- Норковую. А ты знаешь сколько она стоит?

- Не знаю, – говорю, – у меня жена в пуховике ходит. Ну и что? Заработали на шубу?

- Нет пока…

Потом признался что есть у него vygon.jpgлюбовница в другом городе, прикипел к ней душой. Но и жену любит. Двое детей маленьких есть. Семь лет так и живет на два адреса. Любовнице говорит что уйдет из семьи, что там все плохо, что спят они по разным койкам и с женой не разговаривают. А жене твердит, будто нет у него никого, ее одну любит и доказывает это тем, что супружеский долг исполняет и все в семью несет. А недавно любовница закатила ему скандал. Говорит: «Женщины ведь любопытные существа». Рассказал о том, что любовница лазила тайно «в контакте» на странице у его жены законной и увидела фотографию младенца (у них недавно второй родился, а от нее он это тщательно скрывал). Как ее ревность забрала. «Убирайся!», – говорила любовница. Насилу он ее успокоил, что случайно так получилось.

Хотя с любовницей начиналось все к общей радости ненавязчиво. В фундамент отношений был заложен простой принцип: никто никому ничего не должен. Но со временем все изменилось. Она стала «качать права» и требовать его развода, ведь каждая женщина мечтает быть замужем, потому и ведет себя как собственница. И это правильно. Должна быть семья, дети и счастье.

Вернемся к нашей истории:

- Как у Вас на душе-то, – спрашиваю его.

- Пусто.

Выяснилось что свет ему белый не мил, говорит «депресняк замучил, ситуация достала».

- Пью я, батюшка, запойный стал, не хочу жить, устал. Сил нет, энергии нет, устал я от бабских скандалов. Жена вечно подозревает, как чувствует. Любовница требует развода.

- Так разведитесь.

- Не могу. Двое пацанов. Кому они нужны без меня, кто их выведет в люди?

- Тогда любовницу бросьте!

- Тоже не могу. Семь лет уже знаю, прикипел душой. Мы ведь в ответе за тех, кого приручили. Она планы на жизнь со мной строит, ипотеку недавно взяла, я за нее первоначальный взнос в банке сделал, поручителем выступил. Слишком много нас уже связывает.

- А что главнее – душа или ипотека? – спрашиваю, – какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей вредит? (слегка перефразирована цитата, от Марка 8, 34 – 37)

- Тяжко мне.

- Сочувствую тебе, – вдруг перешел я уже на «ты», – влип ты, прямо сказать. Теперь ты как «Буриданов осел».

- Какой осел?

- Да вспомнил я из семинарского курса античной философии притчу. У одного философа, по имени Буридан, был осел. Однажды, уезжая надолго, философ положил перед ослом две совершенно одинаковые охапки сена – одну слева, а другую справа. Осел не смог решить с какой охапки ему начать, и умер с голоду. Такая вот притча. А тебе надо сделать выбор между женой и любовницей.

Он подумал немного и говорит:

- Ну, если так, то выбираю жену, мы с ней семнадцать лет живем и она хорошая, и имущество много нажито, и дети общие.

- А как же любовница?

- Да, – говорит, – и она хороша, да только не моя она все-таки, не законная.

- Слава тебе, Господи, – сказал я про себя, – человек из «осла» обратно в человека превратился!

Освятил я ему машину!

Иерей Максим Иванов,

настоятель Вознесенско-Георгиевского храма,

г. Тюмень

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...