Перейти к публикации
sasha

26.09/09.10 День памяти ап. Иоанна Богослова и св. Тихона, Патриарха Московского и Всея Руси

Рекомендованные сообщения

33582.p.jpg?0.06242067227790149
Преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (начало II).

Свт. Тихона, патриарха Московского и всея Руси (прославление, 1989).

 

Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского патриарха

Священномученик Иларион (Троицкий)

 

Первый большой и важный для церковной жизни вопрос, который разрешен церковным Собором, это — вопрос о патриаршестве. Вскоре же по открытии Собора занятия соборных членов сосредоточились в многочисленных отделах, из которых каждый имел свой более или менее тесный круг дел и интересов. Однако можно с уверенностью сказать, что в соборной атмосфере все время обращался вопрос о патриаршестве. Еще в сентябре месяце отдел Собора о высшем церковном управлении, обсуждая вопрос о соборности церковного управления, невольно перешел на вопрос о патриаршестве. Побуждение к тому было то, что работавший летом в Петрограде Предсоборный совет вынес отрицательное постановление о патриаршестве, находя его несовместимым с идеей церковной соборности. Целый ряд заседаний отдела о высшем управлении и заняли прения о патриаршестве и соборности в их взаимоотношении. Но параллельно шел целый ряд частных собраний, посвященных всецело вопросу о патриаршестве. В этих частных собраниях соборных членов читались доклады почти исключительно против патриаршества. Лишь архиепископ Харьковский Антоний прочитал доклад в защиту патриаршества. Но после докладов обыкновенно открывались прения, затягивавшиеся нередко за полночь и занимавшие по нескольку собраний. Иногда прения носили довольно страстный характер. Ни о чем так много не говорили в общежитии соборных членов, как о патриаршестве. Наконец, отдел о высшем церковном управлении вынес постановление о восстановлении патриаршества и предложил это постановление на рассмотрение общего собрания. 12 сентября Собор приступил к обсуждению вопроса о восстановлении патриаршества. Сразу же записалось до сотни желающих говорить по этому вопросу, но уже чувствовалось, что в общем соборном сознании и настроении вопрос этот решен положительно. Вот почему Собор не прослушал и половины предполагавшихся речей, 28 октября прекратил прения и громадным большинством голосов решил восстановить в Русской Церкви уничтоженное Петром I патриаршество.

 

А между тем назревали события, свидетельствовавшие о серьезной болезни российского государственного организма. 28 октября в Москве было первым днем кровопролитного междоусобия. Загремела по улицам Москвы стрельба, загрохотали орудийные выстрелы. Исторический Кремль подвергался вместе со своими святынями небывалой опасности разрушения. Не без влияния этих ужасных событий Собор решил немедленно осуществить свое постановление касательно патриаршества, а потому немедленно приступил к избранию Всероссийского патриарха.

33587.p.jpg?0.003079354689469682
Решено было избрать трех кандидатов, окончательное же избрание произвести посредством жребия. Стены соборной палаты содрогались от недалеких орудийных выстрелов, а в соборной палате шло избрание кандидатов во Всероссийские патриархи. Кандидатами были избраны Московский митрополит Тихон, Харьковский архиепископ Антоний и Новгородский архиепископ Арсений. 5 ноября, лишь только окончилась междоусобная брань на улицах Москвы, в храме Христа Спасителя была отслужена торжественная литургия и нарочитое молебное пение. В это время жребии с именами трех кандидатов лежали в особом запечатанном ковчеге пред Владимирской иконой Божией Матери. После молебна член Собора старец-затворник Зосимовой пустыни иеромонах Алексий вынул жребий, и жребий указал быть патриархом Московским и всея Руси Московскому митрополиту Тихону. Особо избранное посольство из членов Собора тотчас отправилось на митрополичье Троицкое подворье с благовестием об избрании.

 

После этого благовестия нареченный патриарх уехал в Троице-Сергиеву лавру, где и был до дня своего торжественного возведения на патриарший престол. Была избрана на Соборе особая комиссия для разработки чина «настолования» Всероссийского патриарха. Пред этой комиссией прежде всего выяснился факт, что древняя Русь не имела своего чина «настолования» патриарха. До патриарха Никона у нас над новопоставляемыми патриархами вторично совершали чин архиерейской хиротонии. Но после патриарха Никона чин поставления патриарха был сведен к очень немногим обрядам, причем уж слишком сильно было подчеркнуто значение московского царя, из рук которого патриарх получал и жезл Петра митрополита. Комиссия поэтому выработала особый чин, сочетав в нем древний (XIV века) Александрийский чин поставления патриарха, современную Константинопольскую практику и некоторые подробности древнерусские. Днем торжественного «настолования» патриарха было назначено 21 ноября. Пребывавший в Троицкой лавре нареченный патриарх 19 ноября совершил литургию в храме Московской духовной академии, после которой корпорация профессоров принесла ему свои приветствия и поднесла приготовленный к тому времени диплом на звание Почетного члена академии.

 

Настал день 21 ноября. Еще серел на рассвете зимний день, когда члены Собора начали стекаться в Кремль. Увы! Москва не могла прийти в свой родной Кремль даже на великое историческое торжество. Новые хозяева Кремля пустили туда даже и на этот исключительный день очень немногих, да и эти немногие счастливцы должны были претерпеть целый ряд мытарств, прежде чем попасть в Кремль. Все эти ограничения и затруднения доступа в Кремль не имели никакого смысла: не были они и враждебным действием нового «правительства» в отношении к Церкви. Это была просто та тупая бессмыслица, в царстве которой выпало нам испытание теперь жить. Тяжело было идти по пустому Кремлю и видеть все его раны незалеченные. Со времени бомбардировки Кремля прошло уже три недели, но в Кремле все еще беспорядок. Больно видеть следы артиллерийских снарядов на таких исторических священных зданиях, как Чудов монастырь, храм Двунадесяти апостолов, и совсем ужасно видеть зияющее большое отверстие в среднем куполе Успенского собора. Ничто не исправлено; всюду осколки кирпичей и щебня. Таким национальным позором оканчивается петербургский период русской истории. С опустошения Московского Кремля этот период начался. Ведь за последние 200 лет Московский Кремль так часто напоминал археологический музей, где лишь хранятся памятники бывшей и ныне вымершей жизни. Но вот теперь в пустой, разбитый и оскверненный Кремль вместе с патриархом должен снова войти дух народной и церковной жизни. Картина разрушения Кремля скрывалась и забывалась, лишь только вступали в дивный и священный Успенский собор. Здесь, как живые, смотрят древние иконы и древняя стенная роспись. Здесь почивают представители духа древней Руси, почивают и во гробах нетленные.

 

20040.p.jpg

Священномученик Иларион

в Соловецком лагере

В Мироварную палату собираются российские архиереи в мантиях и священнослужители в облачениях. Там — полутьма под сводами древней патриаршей палаты. Епископы поют молебен, какой всегда бывает при наречении в епископа. В предшествии всех епископов следует митрополит Тихон в Успенский собор. По обычному порядку начинается Божественная литургия. После Трисвятого направляется поставляемый в патриархи на горнее место. Читается молитва. Снимают с поставляемого обычные епископские облачения. Из патриаршей ризницы принесены двести лет не употреблявшиеся патриаршие одежды. Сразу преображается поставляемый в патриарха. Эти одежды, эту митру патриарха Никона мы видели лишь тогда, когда осматривали патриаршую ризницу. Теперь видим мы все это на живом человеке. Трижды посаждают нового патриарха на древнее патриаршее горнее место и возглашают: Аксиос. Протодиакон многолетствует восточных патриархов и после них «Святейшего отца нашего Тихона, патриарха Московского и всея России». Наш русский патриарх введен в сонм вселенских патриархов. Окончилась Божественная литургия. На патриарха надевают рясу XVII века, древнюю патриаршую мантию и клобук патриарха Никона. Киевский митрополит вручает ему на солее посох Петра митрополита. Ведомый двумя митрополитами, идет Святейший патриарх на патриаршее место у переднего правого столпа Успенского собора, которое двести лет стояло пустым.

***

Печатается по изданию: Архимандрит Иларион. Восстановление патриаршества и избрание Всероссийского Патриарха. — Богословский вестник. 1917. X–XII.

Отчет об избрании и настоловании митрополита Тихона Святейшим Патриархом Московским и всея России.

Будущий Всероссийский Патриарх, в миру Василий Иванович Беллавин, родился 19 января 1865 года в г. Торопце в семье священника. Окончил Псковскую семинарию и в 1888 г. Санкт-Петербургскую духовную академию. По окончании был определен преподавателем основного, догматического и нравственного богословия в Псковской духовной семинарии. В декабре 1891 года принял монашеский постриг, а 22 декабря — рукоположен во иеромонаха. В марте 1892 года назначен инспектором Холмской духовной семинарии, а в июле того же года определен сначала ректором Казанской, а затем Холмской духовной семинарии. 19 октября 1897 года хиротонисан во епископа Люблинского, викария Холмско-Варшавской епархии. С 14 сентября 1898 года назначен епископом Алеутским в Северную Америку. За 19 лет своего пребывания в Америки свт. Тихон немало потрудился для укрепления и взращивания Православия на этом континенте. 25 января 1907 года он был назначен архиепископом Ярославским и Ростовским, а 22 декабря 1913 года — архиепископом Литовским и Виленским. За два дня до Поместного Собора 13 августа 1917 г. святитель Тихон был избран митрополитом Московским и Коломенским. Во время Поместного Собора свт. Тихон председательствовал на его заседаниях.

В день Введения во храм Пресвятой Богородицы 21 ноября 1917 г. по избранию Поместного Собора и жребию, вытянутому перед Владимирской иконой Пресвятой Богородицы, Московский митрополит Тихон был торжественно возведен на Всероссийский Патриарший престол. И венец патриарха становится для святителя Тихона настоящим «венцом мученика и исповедника», мужественно и мудро отстаивая веру Христову и интересы Церкви. 25 мая 1920 г. Патриарх Тихон возглавляет епископскую хиротонию архимандрита Илариона, и новопоставленный архиерей становится ближайшим сподвижником и помощником Патриарха в его служении Церкви.

 

Святитель Тихон почил в ночь со вторника на среду 1925 года, в день праздника Благовещения Пресвятой Богородицы. Святые мощи обретены в февраля 1992 г. Прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 г. Память 25 марта/ 7 апреля и 26 сентября/ 9 октября.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Сон: про видение мною патриарха Тихона

Митрополит Вениамин (Федченков)

 

Вообще снам не нужно верить.

 

И святые отцы говорят даже об особой «добродетели неверования снам» (Блаж. Диадорх, в «Добротолюбии»). Но иногда они бывают очевидно правильными. Очень кратко расскажу про видение мною патриарха Тихона. Это было в год раздора митрополита Антония и митро­полита Евлогия.

fedchenkov.jpg

Митрополит Вениамин (Федченков)

фото 1934 года

 

Я уехал из Парижа в Канны; там служил ежедневно. И однажды вижу сон. Будто я в каком-то огромном городе. Кажется, в Моск­ве… Но на самой окраине. Уже нет улиц, а просто разбро­санные кое-где домики… Место неровное… Глиняные ямы. А далее бурьян и бесконечное поле. Я оказываюсь в одном таком домике, скорее, в крестьянской избе. Одет в рясу, без панагии архиерейской, хотя и знают, что я — архиерей. В избе человек 10—15. Все исключительно из простонародья. Ни богатых, ни знатных, ни ученых. Молчат. Двигаются ле­ниво, точно осенние мухи на окне, перед замерзанием на зиму… Я не говорю — и не могу говорить: им не под силу слушать ни обличения, ни назидания, ни вообще ничего бо­жественного. Душа их так изранена — и грехами, и бедстви­ями, и неспособностью подняться из падения, — что они точ­но люди с обожженной кожей, к которой нельзя прикос­нуться даже и слегка… И я, чувствуя это, молчу… Довольно того, что я среди них, что они не только меня «переносят», но даже «запросто» чувствуют себя со мною (однако не фа­мильярно, ничего вольного), не стесняются, «своим» считают.

 

«Только ты молчи, — безмолвно говорят мне их сердца, — довольно, что мы вместе… Не трогай нас: сил нет».

Мне и грустно за себя, что ничего не могу сделать, а еще больше их жалко: несчастные они.

Вдруг кто-то говорит:

— Патриарх идет.

А точно они и ранее ждали его. Мы все выходим наружу. Я среди группы. Глядим — почти над землей двигается Святейший Тихон. В мантии архиерейской, в черном монашеском клобуке (не в белом патриаршем куколе). Сзади него в стихаре послуш­ник поддерживает конец мантии. Больше никакой свиты… И не нужно: души больные, пышность излишняя неперено­сима им. Смотрим мы на приближающегося святителя и видим, как на его лице светится необычайно нежная улыбка любви, сочувствия, жалости, утешения.? Ну, такая сладкая улыбка, что я почти в горле ощутил вкус сладкого… И всю эту сладость любви и ласки он шлет этому народу!. Меня же точно не замечает… И все приближается. И вдруг я ощущаю, как в сердцах окружающих меня кре­стьян начинает что-то изменяться: они точно начинают «от­ходить», оттаивать. Как мухи при первых лучах весеннего солнца… Я даже внутри своего тела начинаю ощущать, буд­то у них и у меня «под ложечкою» что-то начинает «развязы­ваться», расслабевать… «Отпускает»… После я узнал, что в этом месте у нас находится нервный узел, так называемое «солнечное сплетение» (куда и «подкатывает» при горе)…

И в глазах их начинаю читать мысли: «Гляди-ка, Святейший-то улыбается… Значит, еще дышать-то можно, стало быть!»

И легче, легче становится им, бедным, загнанным.

 

А Святейший все приближается и все сильнее им улыба­ется. Лицо его обрамлено рыжею бородою.

И когда он подошел уже совсем близко, я увидел, как лица моих соседей тоже улыбались, но еще очень, очень не­много.

«Вот только теперь, — пронзила меня мысль, — им что-ни­будь можно сказать, теперь они стали способны слушать: душа оттаяла. А там, в избе, и думать нельзя было о поучениях».

 

И понял я, что сначала надо пригреть грешную душу — и уже после выправлять. И Святейший мог это: он очень лю­бил этих грешных, но несчастных детей своих. И любовью отогрел их. И понял я, что раньше и невозможно было говорить с ними (мне), а потому и не нужно было. Потому мы и молча­ли в избе. И подивился я великой силе, какую имеет любовь! Святейший приблизился. Кажется, мы — во всяком слу­чае я — поклонились ему в ноги. Вставши, я поцеловал у него руку. Она мне показалась мягкою, пухлою. Я впервые представился ему, как епископ. Но странное дело: он не придавал этому никакого значения, будто не за­мечал меня. Это показалось мне даже прискорбным. А вся любовь его направлена была к этому скорбящему, подав­ленному простонародью. Наконец, не выдержав, я решаюсь обратиться к нему с безмолвным вопросом (без слов, а сердцем, но его сердце чует, о чем я думаю):

— Владыко! Ну что же нам делать там (за границею) ? — то есть по вопросу о разделении Церкви между митрополитом Антонием и митрополитом Евлогием. — Куда же мне идти?

Он сразу понял вопрос, но, по-видимому, ничуть не заин­тересован был им, даже, скорее, прискорбно ему стало. Улыб­ка, сиявшая доселе, исчезла. Я ждал ответа… Какого? Можно было сказать ему: иди к м. Антонию, или, наоборот, к м. Евлогию, или что-либо в этом стиле, вообще по поводу разделения… Но ответ был совершенно неожиданным, какого никак не придумать:

— ПОСЛУЖИ НАРОДУ…

Вот какие поразительные и неожиданные слова сказал мне Святейший: ни о митрополитах, ни о разделении, ни об юрисдикциях, а о службе народу… И именно народу, то есть простонародью… Недаром в избе были одни лишь мужики (и мой отец, бывший крепостной крестьянин)… И не сказал «послужите», а в единственном числе: «послу­жи». Это относилось ко мне лично. И тогда вдруг мне стало ясно такое толкование слов патриарха: «И чего, вы, архиереи, ссоритесь между собою? Разве дело в вас? Ведь вопрос — в спасении народа, и именно простого народа. Спасется он, все будет хорошо, — не спасется, все погибло. Что могут генералы без солдат?» И вдруг весь спор из-за власти поблек… Теперь от меня требовался ответ… И — к стыду моему! — я почувствовал и трудность, и скучность серой работы среди того простонародья, с ко­торым я молчал в избе. Какое-то искушение овладело мною, и я, точно подневольный раб, решил сделать по­пытку отклонить крест…

— Владыко! — «говорю» я сердцем. — А мне предлагают архиерейское место!

И что-то представилось мне в виде огромного храма: я — в мантии… Поют… Но храм пустой… Иду к алтарю…

Но Святейший вдруг сделался грустным: и в его взоре я прочитал:

— Неразумные вы, неразумные! Ну что пользы в архиерействе, если некому служить? Ведь не народ для архиере­ев, а архиереи — служители Божий для народа…

И мне стало очень стыдно… И я уже готов был бы взять свои слова обратно, но — увы! — поздно: они были сказаны. Тогда патриарх добавил:

— Ну уж иди к Антонию…

«Ну уж» — то есть из двух худших путей (по сравнению со служением народу) выбирай сравнительно лучший…

А потом что-то упомянуто было о монастыре, далее — что-то забыто… в тумане… Конец — не виден… Патриарх исчез. Я оказался в доме (может быть, в той же избе, не знаю). Гляжу: лежат св. мощи Иоасафа Белгородского, покры­тые пеленою… Я подхожу к ним приложиться. А за мною идет архиепископ Владимир (в Ницце). Знакомый мне свя­щенник о. А. (в Х-ве) открывает пелену. Гляжу: святитель лежит, как живой. Я приложился и говорю архиепископу Владимиру:

— Смотрите, смотрите, святитель — живой.

И отошел к изголовью. А св. Иоасаф протянул руку на­зад и ласково похлопал меня по правой щеке.Видение кончилось. Я проснулся. Таков был сон. Прошло после того несколько месяцев. Я читал одному знакомому этот сон (записка-то потерялась). И вдруг мне пришел вопрос:

— А по какой связи здесь оказался святой Иоасаф?

Я посмотрел заметку времени, когда видел сон, и оказа­лось, это было или под день св. Иоасафа или в день его па­мяти (4 сентября ст. ст.). Поразительное совпадение. Это еще больше укрепило меня в мысли, что сон не слу­чайный. Я послал его к старцам на Афон; оттуда мне отве­тили:

«Сон знаменательный!» — но подробностей не объяснили…

Я же понял его в том смысле, что мне нужно ехать в Россию — «служить народу».

И собрался… И уже почти дали мне разрешение… И вдруг митрополит Евлогий (с ведома коего я тайно хлопо­тал) прислал умоляющее письмо: отказаться «во имя Гос­пода Иисуса Христа» от поездки, чтобы «не было соблаз­на» эмиграции, и обещал меня здесь устраивать как-то (ар­хиерейское место?).

 

Я остановился не перед «эмиграцией'', а перед именем Божиим… И по телефону ответил, что должен послушать­ся… Он поблагодарил меня… А я вышел в сад подворья Сергиевского и… разрыдался горько: отказался «служить народу»[1].

И доселе всегда скорблю, когда вспоминаю о том. Нужно бы дня три молиться, и ответ, вероятно, был бы иной…

 

[1] Описанные события имели место в 1926 году.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Проповедь иером. Гавриила (Баглая) в день памяти апостола Иоанна Богослова и святителя Тихона, патриарха Московского и всея Руси

 

12 октября 2010 г.

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

 

Два светила сияют днесь на тверди церковней. Два избранных сосуда Божия предстоят пред Престолом Живоначальной Троицы, ходатайствуя о тех, кто пришел в храмы Божии почтить их память. Не случайно Церковь чтит сию Боголюбезную двоицу в один день. Хотя 19 веков разделяло их жительство во плоти на земле, но у Бога тысяча лет, как один день; хотя и жили они в разные эпохи, в разных странах, в разных народах, но во Христе, по слову апостола Павла, несть иудей, ни элин, несть раб ни свободный... но все мы сыны Божии по вере во Христа Иисуса (Гал.3:26-28). И в лице возлюбленного ученика Своего Иоанна Богослова Господь усыновил, умирая на Кресте, всех кто уверует в Него, всех кто признает во Христе своего Бога и Спасителя.

 

Мы знаем, что Иоанн Богослов с юных лет последовал за Христом; и любовь, которая горела в его сердце, привела его вслед Господа на Голгофу. Так и душа святителя Тихона с ранних лет горела любовью ко Христу и Его Церкви. И когда Россия восходила на свою Голгофу, то именно святителю Тихону Господь вручил кормило Русской Церкви.

 

Из истории церковной мы узнаем, сколько сил приложил апостол Иоанн Богослов, наставляя свою паству в вере Христовой, ограждая ее от губительных, зарождавшихся в то время гностических учений. "Возлюбленные! – пишет в своем соборном послании апостол Иоанн Богослов, – не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире" (1Иоан.4:1). Много лжепророков восстало на Господа и на Церковь Его и во времена святого патриарха Тихона. Государственная безбожная машина пыталась уничтожить, буквально стереть с лица земли Церковь Христову и истребить ее пастырей путем внешнего давления; а изнутри, как опухоль, на Теле Церковном возник обновленческий раскол. Апостол Иоанн Богослов писал о гностиках: "Они вышли от нас, но не были наши" (1 Иоанн.2:19). И то же самое со всей справедливостью мог сказать об обновленцах святой патриарх Тихон, который приложил немало своих сил для того, чтобы уберечь овец стада Христова от богопротивных учений.

 

Через Евангелиста Иоанна Господь Иисус Христос говорит нам, что нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Иоанн.15:13). И вот мы с вами видим, как эти два избранника Божия святой Иоанн Богослов и святитель Тихон Московский всю свою жизнь, всю душу полагали за свою паству. Будем же следовать вслед наших добрых пастырей, читая их житие, их послания, следуя их наставлениям, воссылая к ним свои молитвы, и они оградят нас от волков, хотящих погубить наши души, и приведут к Пастыреначальнику Христу, Который отрет всякую слезу с очей наших, когда и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни (Откр.21:4) – как о том нам поведал в Откровении чтимый ныне нами апостол Иоанн.

 

Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Ангел Русской Церкви

 

9 октября Святая Церковь торжественными богослужениями славит двух великих угодников Божиих – апостола и евангелиста Иоанна Богослова, любимого ученика Иисуса Христа и нашего соотечественника, святого XX века – святителя Тихона, Патриарха Московского. В день памяти апостола Иоанна, в 1989 году Архиерейский собор Русской Православной Церкви причислил Патриарха Тихона к лику святых.

 

Святитель Тихон был причислен к лику святых в день преставления апостола Иоанна Богослова, и многие видят в этом Промысел Божий. Последняя книга Нового Завета – Откровение Иоанна Богослова описывает события, которые произойдут перед Вторым Пришествием Иисуса Христа на землю. Из Книги Апокалипсиса мы узнаём, что у каждой Поместной Православной Церкви есть свой Ангел. Есть такой Ангел и у великой Русской Православной Церкви. Зная историю огненного испытания нашей Святой Церкви, которое выпало ей в прошлом веке, таким Ангелом Русской Церкви можно полноправно именовать святителя Тихона, Патриарха Московского.

 

«Дети, любите друг друга! – говорил в последней проповеди апостол и евангелист Иоанн Богослов. – Это заповедь Господня, если её соблюдаете, то и довольно». В унисон звучат последние слова Патриарха Тихона: «Чадца мои! Все православные русские люди! Все христиане! Только на камени врачевания зла добром созиждется нерушимая слава и величие нашей Святой Православной Церкви, и неуловимо даже для врагов будет святое имя её, чистота подвига её чад и служителей. Следуйте за Христом! Не изменяйте Ему. Не поддавайтесь искушению, не губите в крови отмщения и свою душу. Не будьте побеждены злом. Побеждайте зло добром!». Вот это обращение – «чадцы мои» - очень хорошо показывает душу святителя Тихона, стремящегося по-отечески обнять всю всероссийскую паству, согреть её теплом любящего сердца, стремящегося вместить скорби и боль всех его чад.

 

В 1992 году были обретены его нетленные мощи, почивающие ныне в Донском монастыре города Москвы.

 

Сегодня в России двадцать первого века идут различные процессы, оценку которым вынесет время, но уже сейчас мы видим истинное духовное возрождение нашей страны. Непростым и долгим был путь к нему. Порой нам кажется, что самое трудное – возрождение разрушенных храмов, монастырей и иных святынь, но ведь труднее было Предстоятелям Церкви – патриархам, митрополитам в годы атеистических гонений прошлого века видеть разрушение Церкви, видеть репрессии против иерархов, священнослужителей, монашествующих и простых верующих. Слова святителя Тихона, Патриарха Всероссийского: «Пусть погибнет моё имя в истории, только было бы благо Церкви» - были руководящими словами для всех Предстоятелей нашей Церкви в XX веке.

 

Личность святителя Тихона Московского, его слова, были ориентиром для жизни Русской Православной Церкви в самый тяжёлый период её существования. Проповедь Святителя, его деятельность как Предстоятеля Русской Церкви сохраняли её и готовили духовный расцвет, начавшийся в конце XX века. В преддверии дня памяти Ангела Русской Церкви коснёмся деятельности великого церковного Иерарха.

 

Святитель не боялся, что погибнет его имя. Но не погибло и никогда не погибнет в истории и сердцах верующих православных христиан имя святителя Тихона Московского, возглавившего нашу Церковь в один из самых труднейших периодов ее бытия.

 

Мы обратимся к сути и спасительности для народа Божиего святительского служения. Во все времена истории человечества подразумевалась необходимость посредничества между Богом и людьми, необходимость особого, таинственного служения, которое не сравнимо ни с чем другим. Для того чтобы был порядок, необходимы иерархия ценностей, важности разных дел и, конечно же, иерархия в отношениях между людьми. Принцип иерархичности существует в любом обществе, государстве, в любом деле. По своей природе иерархична и Церковь Христова. Глава её – Сам Христос. Господь управляет Своей Церковью посредством Святого Духа. Господь установил в Церкви различные служения, установил определенную структуру Церкви, но поставляет на служение Святой Дух. Поставление епископов (по синодальному переводу «блюстителей») совершает Святой Дух. Об этом мы читаем в Книге Деяний святых апостолов, в главе 20, 28 стих. В христианство принцип иерархичности пришел из Ветхого Завета совершенно естественным образом. Однако, в Новом Завете священство – не просто иерархия, не просто служение некоему порядку. Чтобы понять это, нужно вспомнить слова апостола Петра: «Вы род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел» (1 Петр. 2, 9). Это говорится о всех христианах, но о священнослужителях в особенности. Можно увидеть две составляющие в учении Церкви о священстве: его онтологическую природу и иерархический принцип. Трехстепенная иерархия существует в Церкви с глубокой древности. Уже во II веке священномученик Игнатий Богоносец ясно указывает на епископа как возглавителя Церкви и на пресвитеров как на его сослужителей, находящихся в полном единомыслии с ним и подчиняющихся ему: «Пресвитерство так согласно с епископом, как струны в музыкальном интструменте». Повинуясь епископу, пресвитеры повинуются Самому Христу в его лице. Епископ олицетворяет всю полноту Церкви, и несогласие с ним означает разрыв с Церковью. Христиане призываются относиться к иерархии с уважением: «Все почитайте диаконов как заповедь Иисуса Христа, а епископов как (Самого) Христа… пресвитеров же как собрание Божие, как сонм апостолов. Без них нет Церкви». Внутри Церкви иерархическое священство неразрывно связано с народом Божьим – и одно не может существовать без другого: как община не может быть Церковью без священника, так и священник не может быть таковым без общины. Христианское православное священство имеет происхождение в благословении Христовом, которое совершилось по Воскресении Иисуса Христа и особенно – в Пятидесятнице, когда на апостолов снизошёл Дух Святой и они обрели благодатную силу. Только тогда они сделались апостолами во всей полноте этого слова. Именно с этого времени начинается их таинственное благодатное служение. И впоследствии священство всегда было связано с получением особой благодати через Таинство Рукоположения.

 

Епископы (патриарх) являются непосредственными преемниками и продолжателями служения апостолов. На тесную связь апостольского и епископского служения указывает тот факт, что Сам Господь Иисус Христос в Священном Писании назван не только апостолом (Евр. 3, 1), но и епископом (1 Пет. 2, 25). Несомненно, образ служения апостолов и епископов различен: апостолы совершали своё служение в масштабах Вселенской Церкви, в то время как служение епископское ограничено пределами Церкви Поместной. Несмотря на различие в образе служения, апостолы передали епископам все необходимые для прохождения пастырского служения полномочия. Служение святителя Тихона можно назвать равным апостольскому служению, например, во время его пребывания на кафедре в Северной Америке. Да и служение патриаршее на бескрайних просторах России в трудном двадцатом веке не является ли подобным апостольскому? О великой миссии патриаршего служения в России говорит митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий: «… изволением Духа Святого Господь управляет Церковью через священноначалие, поэтому служение Предстоятеля Церкви есть не административная должность, но высочайшее духовное призвание. Для человека, несущего крест патриаршего служения, требуются – и Богом открываются – совершенно новые качества. В этом служении нет места ничему личному; оно не знает отпусков или выходных дней, не оставляет времени для отдыха или недомогания; это служение многотрудное и жертвенное… Через сердце Первосвятителя проходят все скорби, все печали и нужды общества». Епископство – высшая степень священства. Священник Христов – строитель тайн, строитель Тела Христова. В ещё большей мере это относится к благодатной деятельности святителей Христовых: к созиданию нового Царства благодати, к проповеди усыновления, к собранию воедино расточенных чад Божьих, к преображению мира и человека. Святитель как служитель Христов носит на себе образ Божественного Учителя. Ибо и Сын Человеческий не для того пришёл, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою для искупления многих (Мф. 20; 28). Это служение Христово, особый образ этого служения, образ пришествия Божия на землю запечатлевается в человеке, когда он получает дар священства. Ему даётся власть вязать и решить по образу власти Христовой. Ему даётся быть пастырем по образу Христова пастырства. Ему даётся удел быть жертвой по образу Христову. Как Христос принёс Себя в жертву, так и священник обязательно должен быть жертвой по образу Христа. Это очевидно из того, что любовь Христова имеет жертвенную природу. От человека, на груди которого крест с изображением Христа, распятого за людей, ждут такого же сострадания и такой же любви, как от Самого Христа. «Будь образцом для верных в слове, в жизни, в любви, в духе, в вере, в чистоте», - говорит апостол Павел Тимофею, которого он рукоположил в сан епископа (1 Тим. 4, 12).

 

Для огромной православной России начала двадцатого века её главным епископом, её Патриархом, печальником и молитвенником, духовным образцом в архипастырском слове, в богоугодной жизни, в святой любви, в духе, в крепкой вере, в духовной чистоте стал Святейший Тихон. В слово Святейшего Патриарха, в его спасительную проповедь, в его служение, в его жизнь вслушивалась вся Россия, каждый представитель народа Божьего. Он во всей полноте осуществил то служение для Русской Православной Церкви, о котором было сказано выше.

 

В текущем году Святая Церковь отмечает две даты, связанные со святителем Тихоном Московским: 145 лет со дня его рождения и 85 лет со дня преставления величайшего исповедника, защитника и молитвенника Русской Православной Церкви. В связи с юбилейными датами, а главным образом, учитывая всё возрастающий духовный интерес и необходимость лучше узнать этот период жизни Церкви и российского общества, в наше время увидели свет многие архивные документы, доносящие до нас голос той страшной, переломной эпохи, когда Господь судил святителю Тихону взойти на Патриарший престол. Сегодня у нас есть возможность ознакомиться с этими документами, ведь в советский период истории делалось всё возможное, чтобы как можно меньше было известно об этом великом человеке и его деятельности, а то немногое, что сообщалось, являлось далеким от истины. Лишь память человеческая, да засекреченные архивы спецслужб хранили правду. Через знакомство с ранее не публиковавшимися документами, через мемуары и рассказы разных людей о их впечатлениях от встреч со святителем Тихоном Московским мы становимся ближе к святому заступнику Русской Церкви и страны; больше узнаём о том, какой тяжкий груз ему пришлось нести на своих плечах. Нам всем ещё предстоит осмыслить значение всего, сделанного святителем Тихоном для того, чтобы наш народ мог сохранить душу живой, когда именно на эту самую душу и ополчилась такая яростная брань, какую только знала мировая история. Святитель встал за душу народа, за его совесть, за тысячелетнюю духовную традицию. За сохранение главной святыни – нашей спасительной православной веры.

 

Духовное зрение Святейшего Тихона позволяло ему видеть происходящее в истинном свете. То, что на первый взгляд казалось гибелью, катастрофой, историческим тупиком, на самом деле было исполнено глубочайшего спасительного смысла, устремлено в будущее, в очищение, оздоровление. Так видел избранник Божий происходящее в России в начале XX века, одновременно, как никто другой, ощущая и переживая весь трагизм событий.

 

Мне посчастливилось познакомиться с внучкой человека, который был близок святителю Тихону в бытность его архиепископом Литовским и Виленским. Наталья Григорьевна Жиркевич-Подлесских в настоящее время живет в городе Фрязино. Она свято и трепетно хранит интереснейший семейный архив. Наталья Григорьевна подготовила публикацию, увидевшую свет в Богословском сборнике, изданном Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом. На основе статьи и частных бесед с Н.Г. Жиркевич-Подлесских появился материал, с которым мы знакомим сегодня наших читателей.

 

В предлагаемые ныне читателям документы также вошли воспоминания монахини Анны (Тепляковой). Тоненькая брошюрка ценна живой памятью очевидца событий 1925 года и ярко свидетельствует о силе проповеди и жизни святителя Тихона Московского. Ещё одна часть воспоминаний – другое редкое свидетельство, опубликованное в региональной прессе. Это свидетельство не только ценный документ времени, но и еще одно подтверждение неутомимых трудов святого Владыки Тихона по сеянию семян нынешнего возрождения Руси. Документ, о котором идет речь, это любительская фотография 1919 года, сделанная во время посещения Патриархом Тихоном города Реутова.

 

Время и годы забвения сделали свое дело - уже нет в живых современников Патриарха Тихона. Поэтому каждое вновь найденное письменное свидетельство о его жизни и церковном служении, а тем более его письма, добавляют новые штрихи к биографии выдающегося духовного деятеля России XX века.

 

Но прежде чем обратиться к мемуарам современников святителя, попробуем представить мысленным взором облик святого Патриарха Тихона. Нам поможет сделать это документ, датируемый 1923 годом. Это французская газета «Информасьон», № 219. Вот что сообщалось о Святителе в ней. «Спокойный, умный, ласковый, широко сострадательный, очень просто одетый, без всякой роскоши, без различия принимающий всех посетителей. Патриарх лишен, может быть, пышности, но он действительно чрезвычайно дорог тысячам малых людей, рабочих и крестьян, которые приходят его видеть. Постоянные изъявления сочувствия и преданности, которые он получает со всех концов России, делают его сильным и терпеливым… Густая молчаливая толпа ожидала приема. Странники сделали сотни верст пешком, чтобы получить благословение Патриарха… Горожане и крестьяне, люди из народа долгие часы ждут, чтобы открылась маленькая дверь и мальчик-певчий ввел их к Патриарху Тихону». Эти люди «из народа» уже тогда понимали величие личности святителя Тихона. Определяя значение Патриарха для России и Православия, выдающийся церковный историк и собиратель знаменитого архива церковных документов первой половины XX века М. Е. Губонин (1907-1971) написал, что святителю Тихону Московскому «суждено было не только возглавить величайшую Русскую Православную Церковь, но и сохранить ее в самую тяжелую и смутную эпоху в возможном для дальнейшего существования виде. Более того, он предназначен был не только к этому сверхчеловеческому подвигу, но и к тому, чтобы своим духовным обликом явить православным людям своего времени поучительный пример непоколебимой веры в Бога, нелицемерной любви к Церкви и беззаветной преданности вековым устоям родной старины. И, наконец, он был призван и к тому, чтобы показать всей своей внутренней духовной сущностью прекрасный образец личной святости, безупречной чистоты и несгибаемой твердости своих религиозных и национальных убеждений, которые являются вечными ценностями, не подлежат никаким колебаниям и изменениям под влиянием и не обмениваются ни на какие чечевичные похлебки».

 

Замечательно глубокую характеристику почившему Предстоятелю Русской Церкви дал митрополит Сергий (Страгородский), впоследствии Патриарх, в слове, произнесенном за литией в дни траура: «Его святительская деятельность и до избрания в Патриархи не сопровождалась внешним блеском. Его личность не была заметна. Казалось, что он не имел никаких особенных дарований, которыми мог бы блистать. Как будто даже ничего не делал. Не делал, но при нем какой-то маленький приход превратился в Американскую Православную Церковь. То же было и в Литве, и в Ярославле... То же повторилось и здесь... По своему характеру Святитель отличался величайшей незлобивостью и добротой. Он всегда одинаково был верен себе: и на школьной скамье, и на пастырской и архипастырской ниве, вплоть до занятия патриаршего Престола. Он имел особенную широту взгляда, способен был понимать каждого и всех простить. А мы очень часто его не понимали, часто огорчали своим непониманием, непослушанием, отступничеством. Один он безбоязненно шел прямым путем служения Христу и Его Церкви».

Мемуары А.В. Жиркевич

 

Адресат писем Литовского и Виленского архиепископа Тихона — Александр Владимирович Жиркевич (1857-1927) – военный юрист, литератор, коллекционер. Его имя встречается в монографиях о Репине, Верещагине; известны письма к нему Л. Толстого, Репина, Фета, Кони, Полонского, Чехова, Нестерова, Апухтина, изданные в разное время. А.В.Жиркевич — автор двух поэтических сборников, книги рассказов, ряда статей и воспоминаний, печатавшихся в столичных и провинциальных журналах.

 

Около 20 лет прослужил А.В.Жиркевич в военно-судебном ведомстве Вильны защитником, помощником прокурора, следователем и несколько месяцев - судьей. Он был общественным попечителем мест заключения (военных гауптвахт, дисциплинарных батальонов) и, находя нарушения законности и человечности в содержании заключенных, тут же начинал борьбу... Занимался Жиркевич также архивными и археологическими изысканиями, стремясь сохранить для потомков память об историческом и культурном прошлом России. Организовал в Вильне отделение «Белого Креста» и школу-приют для детей-сирот военнослужащих, помогал талантливой молодежи из беднейших слоев получить образование. Редкое сочетание сострадательного сердца и независимого, смелого характера отличали его от представителей военно-судебного ведомства, в котором он служил. Многие считали его последователем доктора Гааза.

 

Конечно, такое отношение к жизни генерал-майора было близко Виленскому архиепископу и обоюдная симпатия сохранилась, о чем свидетельствуют письма, в том числе в период патриаршества, «этого тяжелого бремени», изменившего круг общения Патриарха Тихона. В дальнейшем Святейший Тихон расспрашивал общих знакомых о Жиркевиче, посылал ему свое благословение в Симбирск, куда тот с семьей переехал в 1915 г., спасаясь от немцев.

 

Перечитывая письма архиепископа Тихона, появившиеся в печати благодаря деятельности Н.Г.Жиркевич-Подлесских, а также страницы дневниковых записей и отрывки из автобиографии Жиркевича, понимаешь, что записи ведет современник Святителя, для которого новый глава Литовской епархии, в начале знакомства, лишь один из многих сменившихся архиепископов за 25-летний период службы Жиркевича в Вильне. Настороженно приглядывается он к новому Владыке, отмечая необычные для его сана манеры, внешность, и постепенно располагается к нему...

 

В Вильну архиепископ Виленский и Литовский Тихон прибыл 24 января 1914 г. из Ярославля, где около шести лет был главой Ярославской епархии. Он сменил архиепископа Агафангела(1854-1928), которого наша Церковь прославила в лике святых как священноисповедника. (В 1913 г. Владыка Агафангел становится митрополитом Ярославский и Ростовский. С 1922-1926 отбывает ссылку в Нарымском крае. По завещанию Патриарха Тихона - второй кандидат на должность Местоблюстителя Патриаршего Престола.)

 

Из дневника А.В.Жиркевича 1914 г.: «Сегодня приезжает в Вильну … архиепископ Тихон. Объявлен церемониал встречи.

 

Безмолвно, торжественно под сводами склепа, в сиянии лампад, в облаках ладана почивают Виленские мученики (святые Антоний, Иоанн, Евстафий)... Ничего не произнесут они, но, когда я бываю около них, мне чудится в их молчании упрек, скорбь, осуждение современного духовенства, современной государственной политики в крае… Жаль им России! Но им, прошедшим через муки и смерть, известно, что только то и прочно, как в жизни народов, так и в жизни отдельных людей, что очищено огнем ошибок, падений, страданий...»

 

«...Был на встрече нового архиепископа Тихона. Живой, простоватый, подвижный, почти бегающий, добродушный… Духовенство приготовило для него в Свято-Духовом монастыре коврик с кружком (с орлом), а он пробежал мимо. Вдруг метнулся через певчих левого клироса к иконе. Видимо, не скоро к нему привыкнут в Вильне».

 

Город встретил нового Архиерея трудностями, свойственными этому краю. Здесь соседствовали представители разных религиозных конфессий — русские и белорусы, поляки и литовцы, евреи, черта оседлости которых проходила через Северо-Западный край — и требовался большой такт, чтобы не посеять религиозной розни между местными жителями.

 

Воспоминания современников свидетельствуют, что вскоре новый Владыка завоевал уважение жителей и стал пользоваться глубоким почтением не только у православных. «Вот он едет из Вильны на свою дачу, в простой коляске и в дорожной скуфейке, но все, кто его встречали и узнавали: русские, поляки, евреи — низко ему кланялись. Во время прогулки по кальварии - так назывался ряд католических часовен вокруг архиерейской дачи, посвященных разным стадиям крестного пути Христа на Голгофу, — перед архиепископом вставали и приветствовали его все католики, служившие при часовне, хотя он был в подряснике и шляпе».

 

Другой отрывок из дневниковой записи А.В.Жиркевича: «Светскости в нем никакой, а живое отношение к окружающему. Шутя, я сказал Владыке, что он виноват в моей простуде! Он только руки развел, а потом смеялся, когда я объяснил ему, что простудился, встречая его в Свято-Духовом монастыре, без шапки, на сквозняке».

 

Еще живые штрихи к портрету Владыки: «27 марта. Первый раз, после долгого сидения на дому, я выбрался в город, сделав визит арх[иепископу] Тихону. Как все изменилось в архиерейском доме, в приемной, в комнатах Владыки, в манере приема! … все просто, как прост сам Тихон.

 

Когда я вошел, Тихон сидел в зале, беседуя с каким-то священником, пригласив меня в гостиную. Скоро он явился туда и сам, усадил рядом и начал попросту, сердечно, довольно откровенно беседовать. Я спросил его, привык ли он к Вильне, где столько иноверцев. На что он ответил, что ему привыкать не трудно, так как он уже был в Америке и в Холме. Из моих книг он прочел брошюру о Чагине (Чагин Н. М. — академик архитектуры), которую встречал в Холме и Св. Синоде. По замечанию Владыки, я пишу слишком горячо, потому и хвораю сердцем. На это я ему сказал, что вокруг так много подлости и неправды, что трудно иначе откликаться на явления и встречи. … Служится ему, по его словам, в Вильне нетрудно, так как паства-то его невелика и посетителей, сравнительно с Ярославлем, немного. … Проговорив минут 20, помня о посетителях, ожидающих очереди на его лестнице, прервал беседу...»

 

Святитель Тихон, преодолевая человеческие немощи, находил возможность встречаться и дарить свою пастырскую любовь простым людям. Еще один документ, подтверждающий его простоту, доступность, обязательное для православного пастыря уважение к каждому человеку. Узнав, что А.В.Жиркевич собирается в Ессентуки на лечение, владыка присылает ему записку: «Ваше Превосходительство, Многоуважаемый Александр Владимирович, Позвольте пожелать Вам счастливого пути и благополучного возвращения из Ессентуков с окрепшим, здоровым сердцем. Милости прошу посетить завтра Тринополь — я говорил Эконому, чтобы Вам там показали жилище наше. Призывая на Вас Божие благословение, с совершенным почтением остаюсь Ваш покорный слуга А[рхиепископ] Тихон». Пришло всего несколько месяцев, и война четырнадцатого года изменила мирное течение жизни...

«Про Патриарха Тихона»

воспоминания монахини Анны (Тепляковой)

 

У меня дома обстановка была тяжелая. Хотя и отдельная была комнатка, но даже иконы не было... Тайно сделала четочки себе из шпагатика, так их обнаружили, и говорят: у нас в доме колдунья живет. И меня никуда не пускали, кроме определенных моих дней и часов. И я поэтому не везде могла быть, где были мои подружки — они хозяйки были своему времени, а я нет.

 

Однажды на Рождество Христово к Святейшему Патриарху Тихону пропустили моих подруг. Святейший Патриарх Тихон был очень прост. К нему доступно было. И вот, как они рассказывали, Святейший сидел в кресле, а они у его ног на ковре сидели и пели ему. А они много знали таких стихов, песнопений. Такое было им утешение.

 

Но и мне было утешение. Последнюю службу перед смертью (я где-то прочла) Святейший Патриарх Тихон должен был служить в Большом Вознесении. А до этого он служил у нас, в Петра и Павла на Преображенке. И я в Петра и Павла, когда служил он эту предпоследнюю службу, благословение с ними (подругами) вместе у Святейшего получила.

 

А когда Святейший умер, всю ноченьку, не отходя от гроба, мы стояли в соборе. Полный собор был. Всю ночь, как обычно, Евангелие читалось, пели «со святыми упокой», вся церковь. Это была такая ночь! Ночь слез, ночь молитвы, ночь незабываемая, никогда. Мы близко ко гробу стояли, а потом уже ночь кончилась и началась литургия. В конце литургии мы вышли пораньше (мы смышленые девочки были) и встали так, чтоб нас не оттеснила толпа и мы не оказались вдали от процессии.

 

Когда Святейшего вынесли, я почему-то так плакала, так плакала... Наверное, потому что недавно же у Святейшего благословение получала в Петра и Павла. Уже Святейшего мимо меня пронесли, а я и гроба не видела... А монах нес кутью и мне говорит: «Помяни Святейшего и тебя Господь утешит», — и эту кутью мне в руку дал.

 

И уже к вечеру: похороны кончились, вечер, а все еще поют «со святыми упокой», поют у ворот у боковых, нищих два целых ряда, и все поют... Темно, но надо ехать (а ведь ехать в Черкизово, на Преображенскую площадь), и мы уже, уезжая, идем на Донскую улицу, и все «со святыми упокой», «со святыми упокой»...

Воспоминания краеведа Аркадия Лаврова (г. Реутов)

 

У краеведа Аркадия Федоровича Лаврова сохранилась фотография, датируемая 1919 годом. На снимке можно узнать реутовскую фабрику Товарищества Реутовской мануфактуры, здание молитвенного дома, еще не искаженное постройками. Молельня была закрыта властями в 1924 году. До конца XX века православного храма в Реутове не было: храм Казанской иконы Божьей Матери был построен и освящен митрополитом Крутицким и Коломенским Ювеналием в 1999 году.

 

На фотографии различимы около 300 молящихся. Над входом в молельный дом расположена большая икона в красивом киоте с шаровидным завершением и православным крестом. Два колокола навешены на высоком столбе, также завершающимся крестом. В центре фотографии – совершающий богослужение святитель Тихон, Патриарх Всероссийский. Все устроение молельны говорит, что молитва здесь совершается давно, и молитвенный дом обустроен не наспех к приезду Святителя. С другой стороны, Патриарх не смутился отсутствием храма. Водосвятный молебен, запечатленный на любительском фото 1919 года, святитель Тихон совершал в Реутове 21 июля (по церковному календарю). Святитель приехал в Реутов после Божественной литургии, совершенной им в Николо-Архангельском храме балашихинской земли. Святитель прибыл в храм по Нижегородской железной дороге. Храм расположен рядом с дорогой. Как ценная святыня хранится в Николо-Архангельском храме кресло, в котором сидел Святитель за памятным богослужением.

 

События в Реутове подтверждают слова святителя Тихона Московского о том, что в начале XX века Православие набирало силу. Безбожие, насаждаемое в России после революции 1917 года, принесло много жертв, но не уничтожило веры. Возведение величественного благолепного храма в Реутове в наши дни – это подтверждение слов Святителя; это – произрастание тех семян веры, посеянных на древней балашихинской земле святителем Тихоном и другими новомучениками Российскими.

 

Автор - Протоиерей Александр Бутрин, клирик Преображенской церкви г. Балашиха.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Михаил Бабкин. Всероссийский выбор. Патриарх Тихон может бесспорно считаться всенародно избранным главой Церкви

26 января 2009

 

Работа по подготовке Поместного Собора Русской Церкви 1917–1918 годов длилась свыше 10 лет. Вопрос о его созыве был поднят еще в феврале 1905 года в связи с необходимостью проведения церковной реформы. С того времени высшее духовенство стремилось так или иначе избавиться от введенной в 1721 году императором Петром I синодальной формы управления.

 

Для предварительного рассмотрения намеченных к обсуждению на Соборе вопросов 14 января 1906 года Святейший Правительствующий Синод с высочайшего разрешения принял решение о создании особой комиссии – Предсоборного присутствия. Оно работало с 6 марта по 15 декабря 1906 года. Им была выработана рекомендация Поместному Собору, чтобы ввести упраздненное императором Петром I патриаршество. Это историческое решение было принято 1 июня 1906 года. Подготовительные к созыву Собора работы были продолжены и в другом специально учрежденном церковном органе – Предсоборном совещании, работавшем с 28 февраля 1912 года по 3 апреля 1913 года. Оно также рассматривало патриаршество как основу церковного устройства.

 

Однако император Николай II постоянно откладывал созыв Поместного Собора. Он стремился избежать кардинального изменения синодальной формы церковного управления, поскольку радикальные преобразования духовного «ведомства» грозили перестройкой религиозного фундамента монархии. А это, в свою очередь, грозило обрушением всего здания православной империи. В частности, вставали вопросы о месте Патриарха в структуре власти, о соотношении власти царской и патриаршей. И потому царь стремился проводить политику «подмораживания» государственно-церковных отношений.

 

В первые дни марта 1917 года вместе со свержением монархии исчезло главное «препятствие» созыву Поместного Собора. 29 апреля 1917 года Святейший Синод принял решение о сформировании Предсоборного совета, задачей которого являлась подготовка вопросов, подлежащих рассмотрению на «Церковном Учредительном собрании». Совет начал свою работу 12 июня того же года. 5 июля по его докладу Святейшим Синодом было вынесено определение о созыве 15 августа 1917 года в Москве Собора. В тот же день было выпущено «Положение о созыве Поместного Собора Православной Всероссийской Церкви». В нем среди прочего определялся следующий порядок выборов делегатов с мест.

17169.p.jpg

Начало выборного процесса назначалось на 23 июля (воскресенье), когда по всей стране должны были проходить собрания на самом низшем, приходском уровне. От каждой церкви на «вышестоящий» съезд своего благочиния выдвигались выборщики: 1) все штатные члены причта и 2) благочестивые миряне (православного исповедания и мужского пола) в двойном по отношению к штатным клирикам количестве. На этом этапе в отличие от остальных могли принимать участие лица женского пола. От монастырей выдвигались каждый десятый мантийный монах и в двойном размере от их числа – постоянные богомольцы обители. Рясофорные монахи, послушники и насельницы женских обителей участвовали в выборах наравне с мирянами.

 

С учетом же того, что по состоянию на 1914 год в Российской империи насчитывалось свыше 54 тыс. приходских церквей, около 1000 монастырей (в которых проживали 30 тыс. монашествующих), свыше 112 тыс. одного только белого (без учета военного) духовенства, то в определенной мере можно говорить о начавшихся 23 июля буквально «всероссийских» выборах на Поместный Собор.

 

Благочиннические собрания по всей Русской Церкви должны были собираться 30 июля. Каждому из них на свой местный епархиальный избирательный съезд надлежало избрать двух клириков (один из которых должен был иметь сан священника) и трех мирян. Причем кандидаты намечались подачей записок от любого человека из числа выборщиков. В них могло указываться не более 4 клириков и 6 мирян. Выборы проходили закрытым голосованием, и все решало большинство голосов.

 

Параллельно шло выдвижение на епархиальные съезды выборщиков от местных духовных учебных заведений: от правления семинарий – два человека, от правления женских епархиальных училищ, женских училищ духовного ведомства и мужских духовных училищ – по одному представителю.

 

Соответствующие епархиальные собрания должны были проходить 8 августа с присутствием всех местных архиереев. Председательствовать на них надлежало епархиальным преосвященным. От них на Поместный Собор надлежало выдвинуть пятерых: двух клириков (один из которых обязательно в сане священника, а другой – в любом: хоть в сане епископа, хоть псаломщика) и трех мирян. Как и на благочиннических собраниях, кандидаты намечались подачей записок, в которых должно было значиться не более 4 клириков и 6 мирян. В процессе тайного голосования решающим фактором было большинство голосов.

 

Выделялись и другие квоты: военному и морскому духовенству – 10 мест, единоверцам – 10, всем четырем духовным академиям – по три, Академии наук и 11 университетам (Петроградскому, Московскому, Киевскому, Харьковскому, Казанскому, Новороссийскому, Саратовскому, Юрьевскому, Томскому, Донскому и Пермскому) – по одному. 15 мест выделялось для православных членов Государственной Думы и Государственного совета. Дворцовому духовенству, в силу того что самодержавие пало, квоты не выделялись. Права членов Собора предоставлялись представителям восточных Патриархов и православных автокефальных Церквей.

 

Помимо выборных на Поместном Соборе по должности присутствовали все члены Святейшего Синода, все епархиальные архиереи, наместники всех четырех лавр, настоятели Соловецкого, Валаамского монастырей, Саровской и Оптиной пустынь, члены Предсоборного совета, а также два протопресвитера: Успенского собора Московского Кремля и военного и морского духовенства.

Всего было избрано и назначено по должности 564 человека: 80 архиереев (то есть примерно каждый второй из общего количества «штатных» в тот момент иерархов РПЦ), 129 лиц пресвитерского сана, 10 дьяконов из белого (женатого) духовенства, 26 псаломщиков, 20 монашествующих (архимандритов, игуменов и иеромонахов) и 299 мирян.

 

Состав мирян был исключительно пестр: от крестьян, мастеровых и мелких служащих до представителей богословской науки и высших сановников. Самые яркие представители последних – банкир и промышленник Александр Гучков, состоявший со 2 марта по 2 мая 1917 года военным и морским министром Временного правительства, а также землевладелец Михаил Родзянко – председатель Государственной Думы. Они были избраны соответственно от Государственного совета и Государственной Думы. Широко был представлен и цвет богословской мысли. В целом «всенародные выборы» на Поместный Собор определили и «всенародный» его состав.

Открытие Собора состоялось в Успенском соборе Московского Кремля 15 августа в день Успения Божией Матери. На почетных местах среди молящихся присутствовали члены Временного правительства: премьер-министр Александр Керенский, министр внутренних дел Николай Авксентьев и министр исповеданий Антон Карташёв.

 

18 августа председателем Собора был избран митрополит Московский Тихон (Белавин) – как архипастырь того города, в котором собрался церковный форум. Сопредседателями (по терминологии того времени – товарищами председателя) из архиереев были избраны архиепископы Новгородский Арсений (Стадницкий) и Харьковский Антоний (Храповицкий), из священников – протопресвитеры Николай Любимов и Георгий Шавельский, из мирян – князь Евгений Трубецкой и Михаил Родзянко.

 

Собор работал более года. За этот период состоялись три его сессии: первая – с 15 (28) августа по 9 (22) декабря 1917 года, вторая и третья – в 1918 году: с 20 января (2 февраля) по 7 (20) апреля и с 19 июня (2 июля) по 7 (20) сентября.

Центральное место на Соборе занял вопрос об управлении РПЦ. Основные доводы сторонников патриаршества в пользу восстановления этой формы управления сводились к необходимости иметь единоличного главу Русской Церкви (по аналогии с другими Поместными Церквами), а также общепризнанного «духоносного стража нашей совести, нашего духовного вождя». Например, один из ревностных «патриархистов» епископ Астраханский Митрофан (Краснопольский) 11 октября взывал к соборянам: «Нам нужен Патриарх как церковно-молитвенный предстоятель Русской Церкви – представитель подвига и дерзновения, и как стоятель за Русскую Церковь. Дайте нам отца, дайте молитвенника и подвижника!»

 

Возражения же против такого принципа управления сводились главным образом к опасению абсолютизма внутрицерковной власти (возникновению русского папизма) и в указании на противоречие патриаршества принципу соборности. В частности, 21 октября протоиерей Николай Добронравов (с 1921 года – епископ) оппонировал: «Говорят, что Патриарха требуют каноны. Но на это мы скажем, что в первые три века Патриархов не было. Нам отвечают, что тогда патриаршество было в идее, было, так сказать, в зачаточном состоянии. Но не о мире идей толкуем мы здесь, а о мире фактическом, реальном. Не эмбриологией патриаршества мы занимаемся. Мы желаем знать: было ли действительно патриаршество в первые три века? Его не было. Следовательно, Церковь могла существовать и без Патриарха».

В целом в ходе многодневных обсуждений судьба вопроса об управлении Русской Церкви была неясна. Однако положение в дискуссии изменилось после известий из Петрограда: в ночь с 25 на 26 октября Временное правительство было свергнуто, и 26 же числа было сформировано новое – Совет народных комиссаров. К власти пришли большевики.

 

На фоне начавшейся на улицах Москвы 28 октября стрельбы, возникшей в результате антисоветского восстания юнкеров, захвативших Кремль, среди постоянных политических колебаний различных светских властей, мнения участников Собора начали склоняться в пользу патриаршества. В тот же день, 28 числа, по поступившему от более чем 60 соборян предложению дискуссии о восстановлении патриаршества было решено прекратить (хотя оставалось еще 90 записанных ораторов). Общим голосованием были приняты «Общие положения о высшем управлении Православной Российской Церкви». Они гласили: «1. В Православной Российской Церкви высшая власть – законодательная, административная, судебная и контролирующая – принадлежит Поместному Собору, периодически, в определенные сроки созываемому в составе епископов, клириков и мирян. 2. Восстанавливается патриаршество, и управление церковное возглавляется Патриархом. 3. Патриарх является первым между равными ему епископами. 4. Патриарх вместе с органами церковного управления подотчетен Собору».

 

Принятием этого акта в РПЦ было введено патриаршество и декларирован принцип соборности.

30 октября был установлен порядок избрания Патриарха: 1) члены Собора подают записки, на которых каждый указывает одно имя; 2) на основании поданных записок составляется список кандидатов; 3) по оглашении списка Собор избирает трех кандидатов подачей записок с указанием трех имен из числа указанных в списке; 4) имена первых трех, получивших абсолютное большинство голосов, полагаются на св. престоле; 5) избрание решается жребием. Также было постановлено выбирать Патриарха только из лиц священного сана.

 

После подачи записок (всего их было 273, но 16 оказались незаполненными) подсчет голосов дал 25 имен. Лидерами списка были архиепископ Харьковский Антоний (Храповицкий) (101 голос), архиепископ Тамбовский Кирилл (Смирнов) (27), митрополит Московский Тихон (Белавин) (23), митрополит Тифлисский Платон (Рождественский) (22), архиепископ Новгородский Арсений (Стадницкий) (14), митрополит Киевский Владимир (Богоявленский), архиепископ Кишиневский Анастасий (Грибановский) и протопресвитер Георгий Шавельский (по 13). Остальные набрали не более пяти голосов.

 

 

На следующем заседании, 31 октября, процедура выборов претендентов на патриаршество была продолжена. Соборянам было предложено подать записки с указанием на них трех имен из числа избранных накануне кандидатов. Результаты дали три имени – архиепископ Антоний (Храповицкий), архиепископ Арсений (Стадницкий) и митрополит Тихон (Белавин). То есть претендентами на патриаршество стали все архиереи из руководящего звена Собора.

 

4 ноября было назначено избрание Патриарха на следующий день. Местом был определен храм Христа Спасителя. Успенский собор в то время был недоступен, поскольку Кремль был занят большевистскими отрядами, подавившими вооруженное восстание юнкеров.

5 ноября в храме Христа Спасителя состоялось торжественное богослужение. Во время него были изготовлены три бумажных жребия (записки), которые были вложены в ковчежец. После того как он был особым образом опечатан, его вынесли на амвон.

 

Во время этой службы все три кандидата на патриаршество отсутствовали, ожидая извещений об избрании одного из них. Митрополит Московский Тихон и архиепископ Новгородский Арсений пребывали на Троицком Сухаревом митрополичьем подворье, а архиепископ Харьковский Антоний – на подворье Валаамского монастыря.

 

Перед чтением Евангелия в храм из Успенского собора прибыла Владимирская икона Божией Матери. Она была помещена рядом с ковчежцем. По окончании литургии был совершен особый молебен. После чего состоялась церемония вскрытия ковчежца. Митрополит Киевский Владимир (Богоявленский) поднял крышку и благословил схииеромонаха Алексия (Соловьева) вынуть один из жребиев. Старец достал записку и передал ее владыке Владимиру. Киевский архипастырь, развернув и прочитав, объявил имя избранного: «Тихон, митрополит Московский. Аксиос!»

 

Интересная деталь: 4 ноября молодой советской власти едва исполнилось полторы недели. В тот день Поместный Собор рассмотрел и одобрил составленный архиепископом Кишиневским Анастасием (Грибановским) «Чин избрания Патриарха всея России». Одной из его особенностей являлась формула ектийного поминовения новых светских властей. Согласно «Чину…» моление о них избранному в Патриархи следовало лично вознести у престола своей Крестовой «архиерейской» церкви непосредственно перед получением официального извещения о своем избрании на патриаршество. Второе прошение ектеньи было таким: «Еще молимся о Богохранимой Державе Российской, правителях ея и о всем христолюбивом воинстве». Именно так она 5 ноября и была произнесена митрополитом Московским Тихоном в алтаре церкви преподобного Сергия Радонежского на Троицком митрополичьем подворье. Уникальность в том, что это – первое (!) «официальное» молитвенное поминовение советских правителей, утвержденное Поместным Собором РПЦ.

21 ноября 1917 года, в праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, состоялась интронизация (настолование) владыки Тихона. По традиции Восточных Православных Церквей было проведено троекратное «посаждение» избранного на патриаршее место. Во времена же Московской Руси осуществлялось повторное архиерейское рукоположение епископа в «патриарший сан».

Через две с половиной недели, 8 декабря, было выработано соборное постановление «О правах и обязанностях святейшего Патриарха Московского и всея России». В нем среди прочего констатировалось: «Патриарх Российской Церкви есть Первоиерарх ея. <…> Патриарх является первым между равными ему епископами». Употребляемые же в настоящее время именования Патриарха «предстоятелем» или «первосвятителем» появились несколько десятилетий позже.

 

Любопытно и то, что ныне звучащее на богослужениях титулование Патриарха «Великим Господином и Отцом нашим» введено лишь в 1971 году. Перед интронизацией же Тихона была установлена менее помпезная формула: «Великого Господина нашего, Святейшего Патриарха Московского и всея России…» Впрочем, и она по поводу возникновения трех своих первых слов вызывала в ноябре и декабре 1917 года недоуменные вопросы паствы.

 

По причине новых общественно-политических реалий, наступивших в России с конца октября 1917 года, Поместный Собор вынужден был прекратить свою работу ранее намеченного. В историю же он вошел двумя своими деяниями: восстановлением патриаршества и самим избранием «первого среди равных» епископа. При этом в отличие от всех остальных московских Патриархов XX века святейший Тихон по праву может считаться всенародно и соборно избранным первоиерархом Русской Церкви.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Несколько раз слышала от знакомых "быль" о п.Тихоне (взяла в кавычки, потому что не знаю, правда это или вымысел), а именно случай, когда мавзолей Ленина затопила канализация, и патриарх Тихон , в ответ на это сообщение, сказал :"По мощам и елей". Простите неразумную, и скажите, это правда, или народный фольклор? :pardon00:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Несколько раз слышала от знакомых "быль" о п.Тихоне (взяла в кавычки, потому что не знаю, правда это или вымысел), а именно случай, когда мавзолей Ленина затопила канализация, и патриарх Тихон , в ответ на это сообщение, сказал :"По мощам и елей". Простите неразумную, и скажите, это правда, или народный фольклор? :pardon00:

 

Документальных доказательств этого факта не существует. Есть информация, что об этом рассказывал некий свидетель, но кто это был не известно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...