Перейти к публикации
Андрей Ъ

Не создай себе кумира

Рекомендованные сообщения

Очень интересную, даже показательную статью встретил на просторах Рунета. Статья на тему, для многих из нас острую - наши растущие дети и их кумиры. На сей раз - культ Стива Джобса. Честно говоря, я сам не ожидал у этого культа таких масштабов. А еще тут поднят вопрос неполной семьи. Это бич сегодняшнего времени.

В дополнение хотел добавить красноречивую картинку, но подумал, что это будет богохульством на данном форуме. Достаточно сказать, что изображение Джоббса как Иисуса Христа, вместо Библии планшет, в роли нимба надкушенное яблоко. И еще, что даже биография Джоббса была написана под красноречивым названием "iКона", хотя был идейным буддистом. Как сказали бы сейчас "Маркетинг жжот".

 

Катерина Мурашова Невроз имени Стива Джобса

Зачем подростки создают себе кумиров.

 

Трепетных барышень, которые объявляли голодовку по поводу смерти Александра Блока и стрелялись на могиле Маяковского, я не застала по понятным временным причинам. Когда в 1990-м погиб в автокатастрофе Виктор Цой, я была занята семьей и наукой и почти не интересовалась русским роком. Кумиров у меня никогда не было, артистами, певцами и т. д. я не увлекалась.

Поэтому мой личный и профессиональный опыт в данной деликатной области следует считать равным нулю.

* * *

Мама мальчика выглядела весьма встревоженной. Оставив сына в коридоре, она присела на краешек кресла и спросила:

— Вы знаете, что Стив Джобс умер?

— Основатель «Эппл»? Конечно, знаю, — слегка удивилась я (тема для начала разговора показалась мне странной). — Об этом же везде пишут…

— Так вот, в нашей семье это стало проблемой.

— Простите?.. Ваша семья имеет какое-то отношение к покойному американскому бизнесмену?! — мое удивление возросло многократно.

В углах губ женщины легли складки: нечто среднее между горькой улыбкой и готовностью заплакать.

— Джобс был кумиром моего сына Вити. Образцом мужчины и человека. Я вдова. Мой муж, отец Вити, Витя его почти не помнит.

— Вы что-то знали про Джобса раньше?

— Да к чему мне? — женщина пожала плечами. — Только то, что рассказывал мне Витя. Он Джобсом просто восхищался: умный, богатый, успешный, великий. Витя даже считал его красивым. Сын знал о болезни Джобса и почему-то был уверен, что его спасут. И вот, когда этот бизнесмен все-таки умер, Витя сразу впал в какое-то состояние… Иногда у него случаются форменные истерики, он кидает вещи, орет… Но по большей части он просто сидит, уставившись в телевизор, или в экран компьютера, или просто в стену. Не переключает программы, ничего не ищет в интернете, ни с кем не общается. В школе отсиживает от звонка до звонка, приходит домой и снова садится. Друзья зовут его куда-то — не идет. Ночью почти не спит, а два дня назад фактически перестал есть…

К этому месту рассказа я уже достаточно испугалась. Вите 14 лет, самый разгар подростковых перестроек организма и психики — мало ли что могло вылезти?! А смерть Джобса в этом случае — только спусковой крючок…

— Давайте сюда Витю! А вы подождите, пожалуйста, в коридоре.

На вид Витя — самый обычный подросток. Ничего меня в нем не настораживает.

— Что это у тебя? Айфон?

— Ага. (Отвечает, это хороший признак!)

— Я почти ничего не знаю о Стиве Джобсе, — честно признаюсь я. — Только то, что в обычных статьях писали после его смерти. Расскажешь мне о нем?

— Да что толку! — Витя быстро сжимает и разжимает кулаки. — Что толку, если он все равно умер! У него же было все: ум, деньги, сила воли, любые врачи… Его любили, желали ему здоровья… Значит, ничего не имеет значения!

Отец! Отец, умерший от рака, когда Вите не было и пяти лет. Спасение Стива Джобса было бы символическим спасением отца. Я это понимаю — Витя, конечно, нет. Но Стив тоже не спасся…

— Все имеет значение, — говорю я. — Смерть — это только точка. Джобс жил до последнего дня, работал, офигительно раскрутил вот эти игрушки…

— Это не игрушки, — строго возражает Витя. — Он сам все это создал.

Еще через десять минут разговора мне становится ясно: Витя не понимает, что Стив Джобс был гениальным маркетологом, а вовсе не изобретателем или ученым. Провожу ликбез, и ситуация удивительным образом легчает: кажется, в прихотливом сознании подростка долго должны жить именно творцы сущностей, а не те, кто их «раскручивает».

* * *

На следующую встречу Витя приходит один и с порога вываливает на меня идею о том, что каждый день нужно жить так, как будто он последний. Авторство приписывает, конечно же, своему кумиру.

— Он так жил! Каждый день! А я вот не могу…

— Это же метафора, — вздыхаю я. — Если бы я точно знала, что вот этот день моей жизни — последний, я бы ласково попрощалась со всеми близкими, а потом поехала в лес и пошла бы вперед по пустой дороге, усыпанной желтыми листьями… Немного странно проводить так КАЖДЫЙ день, ты не находишь?

Смеется. Если есть чувство юмора, работать всегда легче — в разы.

* * *

Еще через встречу мы заговорили об отце. Витя сам связал трагическую фигуру Джобса со своей жизненной историей, причем в совершенно неожиданном для меня ключе: «У Стива никогда не было родного отца, только приемный. Я своего отца не помню. Поэтому я, когда был еще маленьким, решил, что стану похожим на Стива Джобса. И тогда я решил, что уж он-то не должен умирать...»

Как все-таки изумительно прихотлива детская логика! «Я буду как бы приемным сыном человеку, который не знал своего родного отца, как не знал его я, и я не смог спасти отца, но я присоединюсь своим восхищением к армии спасителей американского миллиардера, и у нас обязательно все получится, и у меня как бы будет отец, на которого я со временем смогу стать похожим…»

— Твой отец умер, но остался ты, — сказала я. — Стив Джобс тоже умер, и, кажется, у него не было сыновей, но осталось его дело — игрушка в руках у тебя и у миллионов других людей по всей планете…

— Значит, все правильно? — спросил Витя.

— В общем-то, да…

P. S. Эту историю я рассказываю с разрешения Вити (имя, разумеется, изменено) и его мамы.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Не сотвори себе кумира

 

Автор: Иерей Владимир Колобанов

Ответ

 

 

Вторая заповедь Господня гласит: не сотвори себе кумира. А как быть, если среди твоих знакомых появляется человек, которому хочется подражать: он благочестив, умен, образован, воспитан, тактичен и внимателен? А наши святые, к которым мы обращаем свои молитвы, не являются ли для нас тоже кумирами, образцами праведной и благочестивой жизни?

Николай Арсеньев, Краснодарский край

Итак, мы снова стоим перед вечным вопросом «Как быть?» сегодня в постановке автора письма из Краснодарского края Н. Арсеньева. Не вижу альтернативы тому, что надо совершенствоваться в качестве верующего человека. Надо учиться видеть окружающий нас мир очами православного человека, то есть таким, каков он есть на самом деле, каким он создан Богом. Надо строить себя по Истине, сторонясь учений странных, свободно гуляющих сейчас по просторам земным. Да, строить себя с Божией помощью. Человеку дана такая свобода.

Не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в водах под землею; не кланяйся им и не служи им (Исх. 20, 4–5) – вторая заповедь Моисеева закона. Она является продолжением и раскрытием первой заповеди Синайского законодательства: Я Господь, Бог твой... да не будет у тебя других богов пред лицом Моим (Исх. 20, 2–3). С этого начался и на этом стоит монотеизм – исповедание одного, единого, единственного Бога.

Православное богословие утверждает о Боге ту истину, что Он, будучи совершенно недоступен для сотворенного Им мира в Своей сущности, по Своей природе, пожелал иметь в этом мире Себе собеседника, иметь в нем личное Себе предстояние, личностное общение с миром. Он устроил Себе эту возможность в ангельских чинах и в человеческом роде, сотворив их по Своему образу и подобию, то есть хотя и совершенно противоположными Себе по природе, но, как и Сам Он, личностными существами. Свобода, разумность и самотождественность отличают их. Сколько сейчас разговоров о личности! И мы сегодня будем говорить о ней в связи с темой кумиротворения. Единственность Бога предельно высоко ставит идею личности, говоря о личности как о богоподобии. Всякая иная модель личности снижает уровень этого понятия. Христиане, исповедующие единого Триипостасного Бога, особенно остро ощущают личностную проблематику, что всякое не-богоподобие разрушает и личное начало в творении.

По определению толкового словаря В. И. Даля: «Кумир – предмет бестолковой любви, слепой привязанности». Слово «любовь» здесь является ключевым, потому что любовь есть самое средоточие жизни личности. Собственно говоря, личное предстояние, как задумано оно Богом, не что иное и есть, как любовь. Бог есть любовь (1 Ин. 4, 16), и мы потенциально богоподобны. Но вот оказывается, что любовь может быть бестолковой.

Русский богослов В. Н. Лосский пишет: «Личное существо способно любить кого-то больше собственной своей природы, больше собственной своей жизни. Таким образом, личность, этот образ Божий в человеке, есть свобода человека по отношению к своей природе». Наличие такого явления, как кумиротворение, свидетельствует о том, что в мире существует парадоксальная потребность уклониться, спрятаться от реалий личностного бытия теми, кто призван к нему. Эта болезненная потребность – следствие греха, разделенности человека с Богом не по природе только, но уже и личностной. Так прятался Адам в раю, завидя Бога, когда преступил заповедь Его, допустив в сердце недоверие к Богу.

Кумиротворение – непременное следствие личностного коллапса. Пасование перед правдой жизни, сформулированной в литой формуле преподобного Максима Исповедника: «Мое то, что я отдал». Кумиротворение вырастает из болезненного стремления личности к самоликвидации, жажды безличного бытия, испуга перед задачами любви, свободы, ответственности, искания суррогатов этих свойств личностного бытия. Из никогда не осуществимой мечты ощутить себя человеком любящим, свободным, ответственным, не становясь таковым на деле. Тут кумир становится просто необходим.

Для понимания природы кумиро-творчества большое значение имеет само имя «Бог». Тот, Кого так именуют, – превыше всякого имени. Он принципиально не может быть поименован с исчерпывающей полнотой. Всегда имя Его будет условно. Ведь имя не есть простое обозначение чего-либо. Оно энергийно. Оно всегда есть обнаружение сущности. Но сущность Бога недоступна и не может быть обнаружена. Как Личность, однако, Бог пожелал сообщить другим личностям о Себе то, что Сам хотел, чтобы о Нем знали. Что почел необходимыми и важнейшими для нас о Себе сведениями. Это Он сделал, Сам Себя поименовав, открыв Свое имя: Аз есмь Сый (Исх. 3, 14), то есть: Я – Тот, Кто есть, Я – Существующий. В прямом и последнем значении этого слова есть только Бог. Все остальное есть в меру причастности к Нему. Не по природе (мы помним, что это невозможно), а в меру личного с Ним общения. Даже безличная природа вовлечена в круг этого невероятного для ума общения, но не прямо, сама по себе, а опосредованно, через творчество человека и служение ангелов. Тогда ложится на все печать личностного начала. Но бывает и напротив – человек ищет способы выразиться безличностно. В этом и заключается смысл поклонения кумиру. И тогда: ...Вся тварь совокупно стенает и мучится (Рим. 8, 22).

Славянское слово «Бог», происходящее от слова «богатство», есть интерпретация слова «Сый». Богатый существованием – вот Кто Такой Бог. И уже давно мне хочется перейти от философско-богословского термина «существование» к более адекватно выражающему суть дела слову «жизнь». «Жив Господь», – этот возглас в древности всегда был на устах человека, о чем свидетельствует Библия. Живое присутствие Бога люди тогда ощущали всем своим существом.

Да, Бог богат жизнью. Он и дает ее во всей ее полноте и красоте. Жизнь же не есть только способ существования белковых тел, но в первую очередь – проявление личного. И если хотите, Бог ничего более не делает, как только это. И именно этому без устали противится получивший имя «противник».

В. Н. Лосский говорит о «жажде какого-то немыслимого небытия», охватившей падшего ангела. За любым кумиром всегда непременно стоит он.

Кумира себе сотворить можно из всего на свете. Даже из святыни. Вот почему Господь и Бог наш Иисус Христос сказал: Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня (Мф. 10, 37). И вот, между прочим, почему святые, к которым мы обращаем свои молитвы, должны быть для нас образцами праведной и благочестивой жизни, но не должны стать кумирами. Бог и слугам Своим не доверяет и в Ангелах Своих усматривает недостатки (Иов. 4, 18).

Итак, в личностные отношения может вкрадываться безличностное начало. Поклонение кумиру всегда есть понижение в себе личного, то есть богоподобия. Какая совместность храма Божия с идолами? Ибо вы – храм Бога живого, как сказал Бог: «вселюсь в них и буду ходить в них (2 Кор. 6, 16), – напоминал христианам Коринфа, склонным по условиям своей истории и культуры к идолопоклонству, святой апостол Павел.

Тем более легко сотворить себе кумира из безличной природы. Этому способствует сама логика кумиро-творчества, о которой говорилось выше. Совсем не случайно в современном секулярном мире явились целые общественные движения, основанные на любви к природе как таковой, вне ее отношения к Богу. Это несомненно род идолопоклонства. Скажут: природа вышла из Божиих рук, и от любви к ней мы восходим, пусть хотя бы и неосознанно, но неизбежно, к любви к Создавшему природу. Все так. Но что вы скажете о человеке, влюбившемся в пальто и ботинки хозяина за то, что несут они на себе печать его личности, а не в него самого?

Хочется сказать несколько слов еще об одном любопытном роде кумироздания, который свойствен нашему времени. На наших глазах полным ходом идет работа по созданию кумира из самой человеческой личности. Самопознание личности вне контекста ее богозданности обернулось для нее коллапсом. Личность все более стремится к тому, чтобы стать индивидом и перестать быть личностью. В. Н. Лосский пишет: «То, что мы обычно называем "личности", "личное", обозначает скорее индивиды, индивидуальное... В известном смысле индивид и личность имеют противоположное значение; индивид означает извечное смешение личности с элементами, принадлежащими общей природе, тогда как личность, напротив, означает то, что от природы отлично... Человек, определяемый своей природой, действующей в силу своих природных свойств, в силу своего "характера" – наименее личен».

Нет ничего поэтому удивительного в том, что здравый смысл давно уже перестал поспевать, например, за новшествами современного законо-творчества, стремящегося освободить от чего-то личность. У человека, исповедующего единого Бога, во Святой Троице славимого и поклоняемого, познаваемого во Христе Иисусе, Господе нашем, Духом Святым, такое творчество не может вызвать сочувствие как пустая трата времени и сил. Но это было бы еще полбеды. Личность ведь никто ни закабалить не может, если она сама добровольно не отдаст своей свободы, ни освободить, если она пожелает кабалы. Человек, пребывающий в узах, как личность ничем не стеснен. Напротив, человек, имеющий возможность широкого развития своих прихотей, предельно закабален. И непременно, видимым даже образом, ложится на него печать раба. Что в наши дни не надо доказывать, ибо это у всех находится на виду. Вот почему совсем не безобидно законотворчество, которое имеется в виду. Тут налицо явное созидание кумира из человеческой личности. А цель его – антропологическая катастрофа, расчеловечивание. Мы помним, кто всегда стоит за кумиром.

Заповедь, о которой сегодня шла речь, – краеугольная. На ней стоит вся жизнь человека. И в жизни надо быть очень внимательным ко всему. В личном общении самое малое уклонение от единственности Субъекта поклонения, абсолютной Личности есть уже признак вступления на зыбкое поприще самости. На поприще подмен богозданных свойств: любви, свободы, ответственности. Трезвитесь, бодрствуйте, потому что противник ваш диавол ходит, как рыкающий лев, ища, кого поглотить. Противостойте ему твердою верою (1 Пет. 5, 8–9), – призывает нас святой апостол Петр. Ибо диавол имеет обыкновение действовать исподтишка. Сделаешь только шаг в направлении, которое предполагает автор письма из Краснодарского края, – за ним последует и второй, а там – и третий. И не заметишь, как окажешься при вещах, чуждых здравому рассудку, который тогда лишается обычной своей силы влиять на ситуацию.

Конечно, очень трудно в исполнении заповедей Божиих быть совершенно безукоризненным. Трудно быть духовным, а не душевным – не плотяным, в терминологии святых отцов. Трудно иметь в своей жизни главной тему духа, а не души, не тела. Трудно становиться личностью. Но что делать! ...Человекам это невозможно, Богу же все возможно (Мф. 19, 26). Промахи мировоззрения дорого обходятся человечеству. В противном случае мы будем иметь ту перспективу, о которой говорилось выше. И это не есть пустые страхи. Сегодня об этом спорить не приходится.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

О современном идолопоклонстве (в день пророка Божия Илии)

 

2 августа, 2009 • Святейший Патриарх Кирилл

 

В воскресенье 2 августа, в день памяти святого пророка Божия Илии, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил Божественную литургию в древнем Херсонесе Таврическом у стен собора святого равноапостольного князя Владимира. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Церкви обратился к молящимся с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сей воскресный день совпадает с праздником святого пророка Божия Илии. Пророк Илия был великим и грозным провидцем Божией воли и Божией правды, он целью жизни полагал ограждение народа своего от прельщения язычеством и боролся с языческой ложной рукотворной верой силой своей молитвы, силой своего слова и силой чудодейственной.

Сегодня в воскресный день полагается чтение отрывка из первой главы Первого послания к Коринфянам. Апостол Павел обращается к жителям древнего Коринфа и говорит: Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, чтобы все вы говорили одно, и не было между вами разделений (1 Кор. 1, 10). Апостол призывает к тому, чтобы они были едины в мыслях и едины в духе. И слова его не случайны, потому что юная Коринфская Церковь разделилась: многие проповедовали в этом известном городе — одном из центров тогдашнего греческого и римского мира, и каждый хотел идти за своим проповедником — одни за Павлом, другие за Петром, третьи за Аполлосом. И восклицает апостол Павел: Разве разделился Христос? (1 Кор. 1, 13), и призывает и умоляет именем Господа Иисуса Христа быть Коринфской Церкви единой.

Совершая в этот воскресный день и день памяти святого пророка Божия Илии торжественное богослужение в древнем Херсонесе, у места крещения святого благоверного князя Владимира, мы, конечно, вспоминаем и это событие. Великий князь здесь, на той земле, где мы сейчас стоим, войдя в купель и выйдя из нее, отряс слепоту душевную и вкупе с ней телесную. Он стал новым человеком — воспринял истину Христову; и жизнь свою посвятил тому же, чему посвятил жизнь пророк Божий Илия — борьбе с язычеством.

Как удивительно, что по стечению обстоятельств эти события совпали в сегодняшнем торжественном богослужении: и воспоминания о пророке Илии, и воспоминания о князе Владимире, и замечательное апостольское чтение о единстве Церкви — все эти мысли соединяются воедино и одна восполняет другую.

 

Современные идолы

 

Казалось бы, борьба с язычеством перестала быть актуальной. Две тысячи лет существует Церковь Христова, две тысячи лет она призывает людей к высшему Божественному идеалу жизни, который был указан Самим Христом. Казалось бы, что проще: следовать этому идеалу, воплощать его в жизнь и получать от Бога то, что Он обещал каждому, кто любит Его и кто слышит Его слово. А Господь обещал жизнь, и жизнь с избытком (см. Ин. 10, 10) — полноту человеческого бытия, которая начинается здесь, в этой земной человеческой реальности, и переходит в вечность, в немеркнущее Божественное Царство. Бог обещал нам захватывающую перспективу бытия, которая не ограничивается семьюдесятью или восемьюдесятью годами человеческой жизни. Какие могут быть иные, ложные боги, какие могут быть идолы, какая сила может заслонить эту перспективу вечной жизни?

Но мы знаем, что живы идолы, и они заслоняют такую перспективу. Еще совсем недавно этим идолом была человеческая идея, которая была соединена с политической практикой. Такое соединение идеи с политической практикой мы называем идеологией. Та идеология сформировала свои ценности, создала своих идолов. Ведь идол — это рукотворный бог, который физически делается человеческими руками, и тогда появляются истуканы, которым поклоняются несчастные ослепленные люди. Но идол может быть результатом иной человеческой деятельности — мыслительной, и тогда на свет появляются ложные ценности и ложные идеологии, которые закрывают для человека путь к Богу. Как поклонение идолам во времена князя Владимира было связано с кровью, ибо сопровождалось кровавыми жертвоприношениями и диавольскими оргиями, так и человеческие идеологии приносят на алтарь идолам человеческие жизни — загубленные жизни, потерянные для жизни земной и для Царствия Божия.

Может показаться, что все это в прошлом, и ныне нет никакой опасности идолопоклонства. Это глубочайшее заблуждение, потому что и сегодня люди лепят своими руками идолов, рукотворных богов, больших и маленьких: это новая психология бытия и философия жизни, которая связана с непременным богатством, успехом, властью, деньгами; это новая философия бытия, которая обращается не к разуму, а к желудку и кошельку человека, которая именно с этими человеческими страстями, с их раскрепощением и удовлетворением связывает такое понятие, как полнота жизни. В сознании современного человека жизнь с избытком — это когда ем по горло и то, что хочу; когда удовлетворяю все свои инстинктивные потребности без всякого ограничения; когда приобретаю все, что хочу приобрести; когда беру власти столько, сколько могу взять. И для поклонения этим идолам мобилизуются силы не только людей, но и обществ и государств.

 

Идолопоклонство не способно объединить людей

 

А что происходит в человеческом общежитии, когда люди поклоняются не Богу, а идолам? Идолы раскрепощают инстинкт, идолы раскрепощают страсти. А люди, живущие по закону страсти, не могут жить вместе. Они могут эксплуатировать друг друга — материально, духовно, физически; они могут даже свои инстинкты эксплуатировать и выжимать из этого деньги или власть, а вот объединить людей идолопоклонство неспособно, потому что в основе объединения всегда лежит стремление людей быть друг с другом. Это можно сделать тогда, когда людей объединяет идеал, общие ценности. Церковь Христова и провозглашает эти общие для всех ценности и общие идеалы.

Мы молимся у стен храма, который был построен через 900 лет после крещения князя Владимира и который недавно был благолепно отреставрирован. Это наша общенациональная святыня, святыня всего нашего народа. Церковь, провозглашая высочайшие идеалы, одновременно призывает людей сохранять святость жизни, а также символы, связанные с проявлением этой святости.

Вокруг этого должен объединяться народ. А если он пытается объединиться, живя по закону страсти и поклоняясь ложным богам, то в основу объединения полагаются опасные идеи, которые не столько объединяют, сколько разделяют народ.

 

Дружба «против кого-то» не выдерживает испытания временем

 

Мы все хорошо знаем из опыта жизни, из нашего быта, как иногда, собираясь дома с друзьями, начинаем, что называется, «перемывать кости» другим нашим знакомым и чувствуем некую солидарность, если нам поддакивают. Если кто-то говорит: «Вот этот плохой!», а ты с ним согласился, ты уже, вроде бы, становишься его близким. Есть даже такое понятие — дружить против другого. Очень часто пытаются объединить людей, противопоставив их какому-то врагу, назвав врагом того, кто таковым не является. Всякое объединение людей против кого-то — это диавольское объединение. Оно не выдерживает испытания временем, оно разрушает здоровую ткань общественных отношений; как раковая опухоль, оно прорастает народную жизнь, а потом взрывается кровавым протуберанцем. Это страшное объединение, и достаточно обратиться к истории, чтобы увидеть цену всем этим объединениям, построенным на лжи и на ненависти, на поиске врагов и на воспитании людей в сознании того, что есть общий враг, а мы должны объединиться. Это все — идолопоклонство.

И здесь, у святых стен храма, что стоит на месте крещения святого князя Владимира, невольно вспоминаешь пример его жизни. Выйдя из купели крещения, он не огнем и мечом, но словом истины и любовью стал объединять народ — и создал великое Отечество от моря и до моря, которому уже тогда не было равных в Европе. Он, впитав в себя основы христианской культуры и христианскую веру, сумел воплотить этот драгоценный дар в жизни своего народа, заложив основу великой христианской восточной цивилизации, к которой все мы имеем счастье принадлежать, единство и целостность которой особо чувствуешь здесь, на земле древнего Херсонеса.

 

Быть едиными

Умоляю вас, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, — какие потрясающие слова Апостола! Он умолял быть едиными, единомысленными, не впадать в идолопоклонство, не строить свою жизнь на основе ложных и опасных идей, приводящих к столкновению, к разделению, к страданиям, а нередко и к пролитию крови. Верим, что неслучайно в день памяти святого пророка Божия Илии, в этот воскресный день, в который воспоминаются сии пламенные слова апостола Павла, мы встретились с вами и объединились в молитве на месте крещения святого равноапостольного князя Владимира. Будем молиться о том, чтобы Господь дал силы нашему народу преодолевать искушения идолопоклонства, сохранять духовное единство, которое заповедал нам апостол Павел; хранить веру православную, семена которой посеял святой равноапостольный князь Владимир; хранить духовные сокровища и ценности, утверждавшиеся им на великой земле нашей.

И верим, что Господь приклонит к нам милость. Верим, что в ответ на веру, на желание жить по Его закону Он укрепит всех нас, поможет преодолеть конфликты и разделения, что были порождены человеческим грехом и историческими обстоятельствами, и поможет нам сохранить великое духовное единство. Только опираясь на это единство, мы можем быть успешными в следовании по тому пути, который Сам Бог открыл перед нами, которым Господь, указав его святому равноапостольному князю Владимиру, дал возможность всем нам следовать навстречу Его Божественному и немеркнущему Царству. Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...