Перейти к публикации
sasha

21.11/4.12 Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рекомендованные сообщения

Введение во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

ib215.jpg

Тропарь

Днесь благоволения Божия предображение и человеков спасения проповедание, в храме Божии ясно Дева является и Христа всем предвозвещает. Той и мы велегласно возопиим: радуйся, смотрения Зиждителева исполнение.

 

Кондак праздника

глас 4

Пречистый храм Спасов, многоценный чертог и Дева, священное сокровище славы Божия, днесь вводится в дом Господень, благодать совводящи, Яже в Дусе Божественном, Юже воспевают Ангели Божии:Сия есть селение Небесное.

 

Текст службы:Введение во храм Пресвятой Богородицы: что поется в этот день в храме?

 


Входила ли Богородица во храм? Исповедь сомневавшегося

Как-то раз мой друг рассказал мне о статье на одном богословском сайте, посвящённой празднику Введения пресвятой Богородицы во храм. Суть этой статьи в том, что никакого введения во храм, собственно, и не было – ведь так считают «многие исследователи», а «многие исследователи», как известно, никогда не ошибаются.

 

vvedenie_1.jpg
И мне вспомнилось, что когда-то, лет десять назад, я тоже не верил в историчность Введения Богородицы в храм, и казался себе по этому поводу весьма умным и продвинутым. Я верил, что это моё собственное мнение, хотя в действительности я его вычитал у кого-то из «многих исследователей» или даже просто кого-то, кто им поклоняется. Аргумент, который мне казался неотразимым, состоял в том, что само это событие не вписывается в то, что известно об отношении к Храму у древних евреев, и даже идёт вопреки некоторым установлениям (вхождение во храм, доступное лишь для мужчин).

 

И вот, жил я себе поживал с таким мнением, а потом, – допустим, лет девять назад, – вдруг задумался: а разве на моих глазах не бывало исключений, например, в церковной жизни? И речь не про нарушения, а про те исключения, которые происходят явно по воле Самого Бога – разве не бывает такого? И было и есть. Исключения из правил случаются. А про то, что они случались и в ветхозаветные времена, Сам Христос засвидетельствовал древним умникам: «разве вы не читали, что сделал Давид, когда взалкал сам и бывшие с ним? как он вошел в дом Божий и ел хлебы предложения, которых не должно было есть ни ему, ни бывшим с ним, а только одним священникам?» (Мф. 12:3-4).

 

А вот не сказал бы Господь этих слов, и, того гляди, нашлись бы нынешние умники, которые состряпали бы статью о том, что эпизод с хлебами предложения, описанный в 24 главе книги первой Царств, по мнению «многих исследователей» не более чем вымысел, поскольку противоречит Закону и раннеиудейской традиции, которая ясно говорила, что вкушение этих хлебов было всегда прерогативой только священников.

 

Если исключения были и есть, то ведь таким исключением могло быть и введение Богородицы во храм, – вот какая мысль меня осенила. А раз так, то аргумент, о котором я был столь высокого мнения, ничего не стоит. Про «многих исследователей» можно с уверенностью сказать оду вещь: это всё люди из ХХ, в лучшем случае XIX века, и ни один из них не жил при Иерусалимском Храме в I веке до Р.Х., чтобы засвидетельствовать доподлинно о том, что тогда было, а чего не было. Всё, что есть в распоряжении «многих исследователей» – это небольшой массив разрозненных сведений из письменных источников и собственное воображение. Причём любой недостаток первого всегда восполняется с помощью преизбытка второго. Свято верить в то, что будто бы историкам документально известен каждый шаг и каждый жест, совершённый две тысячи лет назад в одном из помещений одного из городов Римской империи, может только совершенно несведующий в исторической науке человек.

 

Мне же, слава Богу, и десять лет назад было известно, что «многие исследователи» располагают относительно столь древних событий лишь разрозненными сведениями из крайне малочисленных источников, на основании которых пытаются строить с большей или меньшей степенью вероятности теоретические выводы о положении вещей в данную эпоху. Это может очень неплохо работать относительно обычного хода событий, но это бессильно перед исключениями, тем более такими, которым неповезло попасть в исторические источники, записанные очевидцами и сохранившиеся до наших дней.

 

Итак, если введение во храм девы Марии могло совершиться не как рядовое событие, а как исключение, то скепсису «многих исследователей» ХХ века, – сколь бы многими они не были, – цена, мягко говоря, невысока. Это не знание, а гадание. А перед гаданием «многих исследователей» ХХ века у исторического источника II века («Протоевангелие Иакова»), записывающего предание о Введении девы Марии во храм как реальный факт, права на доверие намного больше, как ни крути. Так я подумал лет девять назад, и стал допускать историчность Введения Богородицы во храм, и по-прежнему казался себе весьма умным, хотя по-прежнему был таким же дураком и не понимал, что всё это – чепуха, не имеющая к сути вещей никакого отношения.

 

Постараюсь перейти, наконец, к сути. Но начну издалека.

Почему меня «зацепило» в своё время то, что я прочитал у кого-то про неисторичность события, которому посвящён этот праздник? Почему я так легко с этим согласился? Не приводимые в его подтверждение аргументы меня сразили. Причина в том, что я, как и тот, кого я читал, стояли на одной и той же исходной позиции, которая сводилась к следующим аксиомам:

1. «Те, кто жили раньше, глупее меня»

2. «Я могу и должен сам, опираясь на доводы своего рассудка, определить, что является истиной»

 

Именно поэтому я так легко согласился с тем, у кого прочитал или услышал идею о неисторичности праздника Введения. Мы шли с ним из одной точки и в одном направлении, поэтому естественно, что и пришли к одному и тому же – к скепсису, и оправданиям этого скепсиса. Его идея оказалась столь заразительна для мня именно в силу этого внутреннего сродства и единства умонастроения. Это и есть корень того, что называется модернизм, этот корень сызмальства насаждали в каждом из нас, и требуется немало усилий, чтобы вырвать его из себя.

 

Только стоя на двух указанных выше аксиомах можно, не замечая всей абсурдности такого сочетания, одновременно полагать себя верующим христианином и считать, что ты лучше знаешь, что было, а что нет с Девой Марией, чем христиане II века, чем святители Герман и Тарасий Константинопольские, святитель Григорий Палама и прочие, писавшие об этих событиях как о реальном факте, наконец, чем сама Церковь, установившая такой праздник.

Но гордыня, даже в столь гротескных формах, это ещё, так сказать, полбеды. Вторая половина – это маловерие или, попросту, отсутствие веры.

 

Если ты называешь себя православным христианином, значит, ты веришь, что есть вечный Бог, Который является свидетелем всех событий человеческой истории, Который открывает Свою истину святым людям, как в прежние времена, так и в последние; веришь, что Он создал Церковь, которая есть «столп и утверждение истины» (1Тим. 3:15), которую «врата ада не одолеют» (Мф. 16:18) и в которой обитает Дух Святой, про Которого сказано: «научит вас всему» (Ин. 14:26) и «наставит вас на всякую истину» (Ин. 16:13). А значит, ты признаёшь, что «Церковь не может погрешать или заблуждаться, и говорить ложь вместо истины; поскольку Святой Дух, всегда действующий через верно служащих отцов и учителей Церкви, хранит её от всякого заблуждения» (Послание Восточных Патриархов о православной вере, чл. 12). А значит, ты веришь и признаёшь в Церкви то, что ею установлено и проповедано как истина, в том числе и историчность основания праздника введения Пресвятой Богородицы во храм.

 

Если же ты считаешь вымыслом и ложью сказание о введении Пресвятой Богородицы во храм, то значит, ты считаешь, что Церковь говорит ложь вместо истины – ведь здесь всё однозначно, это не просто высказывание каких-либо отдельных людей, не чьё-то «частное мнение», а один из общецерковных двунадесятых праздников, с общецерковным текстом служб, с сонмом святоотеческих проповедей на это событие и т.д., – а значит, Дух Святой не хранит её от заблуждений и не наставляет на всякую истину, а значит, или Бог солгал, или Его попросту нет.

Или одно, или другое. Или веришь Богу, или не веришь.

 

Вера – это когда ты доверяешь Богу больше, чем себе. Это когда ты не своим умом «устанавливаешь истину», а узнаёшь её от Того, Кто ею обладает. А если ты из Его слова, – открытого либо через Писание, либо через Церковь, – принимаешь только то, что можешь понять своим умом и соглашаешься признать достойным доверия, – то в такой позиции нет места вере, ты веришь не Богу, а себе самому. Это не вера, это фальшивка.

А если уж верить, то по-настоящему.

 

Если Бог есть, то Он очевидец всего, если Он создал Церковь и открыл ей истину, то значит, надо свидетельству Очевидца верить даже если это немодно и непопулярно в глазах мира, даже если невообразимое число «многих исследователей» говорит напротив.

35637.p.jpg?0.2502066819402253

 

Не случайно попускает Господь существование и распространение модернистских идей про неисторичность Введения во храм и подобных им. Всё это ради нашей же пользы. Популярность этих идей помогает отличить верующего от маловера, и самому человеку помогают определиться, где он по отношению к Богу. Это как с теорией эволюции. Мир твердит, что люди от обезъян, а Бог в Библии говорит, что Он людей из земли сотворил. Вот и выбирай, и зри, к чему твоё сердце прилеплено – к Богу или к миру.

 

Но только когда ты начинаешь верить по-настоящему, когда открываешься Богу полностью, без всяких «да, но…», «всё, кроме…» и «да, если только не…» – только тогда и происходят чудеса, и начинается жизнь, по сравнению с которой предыдущая кажется просто сомнамбулическим существованием.

Диакон Георгий Максимов. Источник:Радонеж

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Стихи

Колодяжная Людмила

 

Бог наставляет на путях

Земных, запутанных, убогих,

И Богом данное Дитя

Посвящено должно быть – Богу.

 

Закон, что с древности храним,

Не выполнить – путь святотатства...

 

И ждали Анна, Иоаким,

Когда придет пора – расстаться

 

С Марией, что в просторный храм

Войдет... И выйдет голубицей,

 

Той Девою, Которой дан

Путь – Вести вняв, уже смириться

 

Рабою Божией. Уму –

Откроется чудесно-рано,

 

Что в храм вошла Она к Тому,

Кому Сама же – станет Храмом...

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
blogentry-0-0-99396800-1322991322_thumb.jpg
Оптина Пустынь: Из беседы на Введение во храм Пресвятой Богородицы

Сегодня праздник, Введение во храм Пресвятой Богородицы. В лице Божией Матери вошло в храм все человечество. И мы введены во храм, так как крещены во имя Христово, но этого мало: надо пребывать во храме, т.е. стремиться по силе нашей исполнять заповеди Христовы. А заповеди Господни не тяжки. Церковь Православная нам не мачеха, а мать добрая, любвеобильная. Она предписывает нам, например, соблюдать умеренный пост, и он нисколько не вредит здоровью, а напротив, сохраняет его. И хорошие врачи, даже неверующие, теперь утверждают, что постоянно питаться мясом вредно: необходима по временам растительная пища; то есть, другими словами, прописывают пост. Напротив, из-за постоянного употребления мясной пищи случаются всякие болезни.

Приезжали ко мне двое супругов из купеческой семьи, ведущие благочестивую жизнь. Он здоровый человек, но жена постоянно хворала и никогда не соблюдала посты. Я говорю ей:

– Начните поститься, и все пройдет. – Она отвечает:

– А что, если я умру от поста? Такой опыт сделать страшно.

– Не умрете, – отвечаю, – а поправитесь.

И действительно, Господь помог ей. Начала она соблюдать установленные Церковью посты, и теперь совершенно здорова, как говорится – «кровь с молоком».

Нужно также посещать церковь – и опять же, Господь не требует от нас ничего невозможного. Например, если человек болен, то он, молясь дома, может и не ходить в церковь, и домашняя молитва вменится ему за церковную.

Из бесед прп. Варсонофия Оптинского


и еще проповеди - из соседних ставропигиальных монастырей....

Иеромонах Симеон (Томачинский). Слово в Неделю 25-ю по Пятидесятнице. Введение во храм Пресвятой Богородицы

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

33817.p.jpg?0.16561220751946792

Иеромонах Симеон (Томачинский)

Сегодня великий двунадесятый праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы – своего рода введение в зиму, введение в Рождественский пост, введение в предпраздничные, предрождественские дни. Потому что именно на этот праздник, как мы слышали вчера на вечерней службе, впервые звучат уже рождественские песнопения «Христос раждается, славите…» отголоском будущего праздника, к которому мы все готовимся, – Рождества Христова.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Vvedenie_Simeon-40ea36.mp3

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

 

Жили два друга, у каждого из них было по хибарке. Один чуть-чуть за свое трудолюбие накопил денежек и сделал маленькую пристроечку и маленькую мансарду. А другому стало завидно, потому что он был лентяй и тунеядец. И вот все ему как-то было не по себе, что у него чуть-чуть лучше живет сосед. И вот он начал: копает у себя сорняки и все ему кидает под дверь; чистит какое-то дерево, кору ему бросает; очистки какие-нибудь чистит, ему бросает; так что тот ходил, терпел. В один прекрасный день открывает человек, у которого была пристройка, свою дверь и вдруг на пороге – страшное, ржавое ведро с помоями, которое поставил его сосед. Тот посмотрел на это ведро, запечалился, что у него такой сосед. Был воскресный день, пошел в храм Божий, поисповедовался в том, что у него нет доброты, терпения, что у него нет милосердия, сострадания, причастился Святых Христовых таинств, возвращается домой, берет это помойное ведро, выливает эти помои у себя в огороде, чистит это ведро, наполняет его яблоками и приносит на порог своему соседу и стучится. Тот стук услышал и сам про себя подумал: «Ну, наконец-то я его достал, пришел разбираться». Открывает ему дверь с напряжением, тот улыбается и протягивает ему чистое ведро с яблоками и говорит: «Кто чем богат, тот тем и делится».

 

Вот что может изменить человек при нашем усердии, желании, любви к Богу и храму Божию. И мы с вами в храме Божием должны молиться и просить об одном… Кто-то из мудрых людей сказал: В храм Божий мы приходим не для того, чтобы Богу напомнить, что Он забыл для нас сделать: здоровье, жена, послушные дети, копеечка в кармане, сливки и колбаса в холодильнике; дача, машина, труд, талант и прочее – Бог и так знает, что нам надо для нашего спасения. В храм мы должны прийти не чтобы Бог нас услышал, а чтобы мы услышали Бога, в чем и как должны мы измениться, чтобы стать детьми Божьими; вот что надо видеть, вот что надо слышать, вот к чему надо стремиться. Дай нам все, что мы просим – в храме никого не окажется. Почему? А у меня все есть. Как мои помощники приехали к одному банкиру, он там какие-то копейки дал на Покровский храм, а ему говорят: «А вы Богу молитесь?» А он говорит: «А зачем? У меня все есть». А если тебе какой-нибудь капиллярчик перекроет, и ты с инсультом сляжешь, чего тогда твои гульдены, деньги, доллары, еврики – что там будет-то? Дурак дураком останешься. И сразу вся сила испарится. А все дело в душевной и духовной жизни с Богом, а не только, чтобы все было по жизни упаковано; вот это мы должны знать и настроиться, потому что Господь нам так и говорит: «Ищите прежде Царствие Божие, все остальное приложится вам». И Матерь Божия, праздник Введение в храм Которой мы сегодня вспоминаем, Она возлюбила Бога всем сердцем, всей душой, всем помышлением Своим; единого искала на потребу, и нашла самое главное бесценное сокровище: нашла Бога в Своем сердце. Мы будем помнить слова и завет апостола Павла, который нам всем говорит: «Вы – храм Божий, и Дух Божий живет в вас. Кто растлит храм Божий, того растлит Бог. И вы, как живые камни, устрояйте из себя дом Божий, жилище для Святого Духа».

 

Мы с вами должны стать живыми камнями для храма Божия, и в 50 псалме, который мы с вами читаем каждый день, надо упор делать на эти слова: «Сердце чисто созижди во мне, Боже, и дух прав обнови во утробе моей». И когда дух правый обновится в утробе нашей, тогда Бог будет в нашем сердце. Наше сердце, наша душа и наше тело может и должно стать храмом и жилищем для Живого Бога, чтобы люди, глядя на нас, могли сказать на широкое сердце человека: это пространство того, кто выше и больше всякого пространства. Аминь.

 

из проповеди игумена Мелхиседека (Артюхин) 3 декабря 2012 года

http://optina.org.ru/newsfeed/1-latest-news/612-2012-12-03-18-22-25

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...