Перейти к публикации
sasha

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви

Рекомендованные сообщения

Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви

 

2VSN_6545.jpg
30 января 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с докладом на Архиерейском совещании архиереев митрополий Русской Православной Церкви в Свято-Даниловом монастыре.

***

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимые отцы — избранные епископы!

Рад приветствовать всех вас, собравшихся малым собором на совещание архиереев епархий, входящих в состав митрополий, а также пастырей, избранных, но еще не рукоположенных во епископы.

 

Образование значительного числа новых епархий, объединение епархий, находящихся в одних и тех же субъектах Российской Федерации, в митрополии, является важным процессом в области организации церковной жизни. Без преувеличений можно сказать, что это одно из наиболее существенных преобразований церковного управления за последние годы. Появление большого количества новых епархий в перспективе приведет к существенному изменению церковной жизни и будет способствовать развитию той многосторонней деятельности, к которой призваны приходы: собиранию стада Христова и усилению проповеди Слова Божия. Епископ, становясь ближе к клиру и пастве, должен научиться не только лучше направлять эту деятельность, но и вникать в духовные и материальные нужды священнослужителей, мирян; следует преодолевать те средостения, которые, не будем закрывать на это глаза, порой возникают между архиереем, духовенством и паствой.

 

Создание митрополий — их сейчас 16 — стало следующим шагом, обусловленным необходимостью сохранить единство епархий, находящихся в одном регионе, в их взаимодействии с обществом и государственными институтами, обеспечить координацию усилий на наиболее важных участках церковной работы.

Мы находимся в начале пути. И сегодня я хотел бы обсудить с вами обустройство жизни новых епархий, составляющих митрополии, с опорой на принятые Священным Синодом документы и с учетом уже поступающих откликов с мест.

 

***

Усиление пастырской составляющей в деятельности епархиального архиерея

 

На правящего архиерея возлагается большое административное бремя, и это неизбежно. Однако приоритетным в его повседневных трудах должно быть служение епископа как архипастыря, а не как администратора. Нынешняя реформа проводится для того, чтобы сместить акценты и позволить архиерею больше заниматься пастырской деятельностью: встречаться с людьми, давать богословскую оценку процессам и явлениям. Нам следует жить заботами людей, тогда наше евангельское свидетельство будет действенным.

 

Пастырская деятельность архиерея большой епархии, протяженной на многие километры, состоящей из нескольких сотен приходов, была затруднена именно из-за этих масштабов. Архиерей обращался к духовенству и пастве с посланиями, проповедовал с амвона кафедрального собора, встречался с клириками в основном в рамках ежегодного епархиального собрания. Епископ, конечно, принимал и клириков, и мирян, но постоянно ощущал дефицит времени и физическую невозможность уделить им должное внимание, выслушать тех, кому требовалось его участие. Приходы не часто видели своего архипастыря. Посещение приходов епископом порой приводило и к тому, что это важное событие превращалось в торжественный ритуал, в ходе которого оставалось недостаточно места для живого общения. Организация работы по ключевым пастырским направлениям церковной жизни — просвещению, попечению о молодежи, миссии, социальному служению — волей-неволей передавалась благочинным и главам епархиальных учреждений. В таком случае архиерею оставалось осуществлять лишь самое общее руководство и надзор.

 

Конечно, нельзя сказать, что описанная ситуация носила всеобщий характер. За более чем сорокалетний период служения в священном сане мне довелось повстречать многих архипастырей, которые и в упомянутых сложных условиях с особым пастырским усердием несли свое служение. Именно их опыт, продолжающий подвиг великих святителей, просиявших в многовековой истории Церкви, нам сегодня надлежит воплотить в жизнь.

 

Архиерею следует быть доступным для каждого, в первую очередь для клириков, без фильтра в лице личного или епархиального секретаря, без необходимости общаться с архипастырем лишь посредством передачи документов. Прием мирян по личным вопросам, конечно, должен быть более регламентирован. Ведь известно, что посетители могут быть самого разного рода. Бывают и неуравновешенные или психически нездоровые люди, и те, чьи вопросы вовсе не требуют общения с архиереем, и которые могут быть утешены кем-нибудь из пастырей, трудящихся при Владыке. Но, тем не менее, приемные часы для мирян у епископа должны быть. А возможность встретиться с архиереем для клириков должна быть максимально свободной, что вполне реально в новообразованных епархиях, где численность духовенства часто не превышает сотни человек: без дополнительной записи о епархиального секретаря, ведь именно вы являетесь духовным водителем епархиальных клириков.

 

Доступность епископа не ограничивается предоставлением клирикам и мирянам условий для встречи с ним. Она выражается и в том, как архиерей общается со своими собеседниками. Дорогие Владыки, помните: то, как Вы будете обращаться с клириками, скорее всего, отразится и на их поведении в отношении сотрудников приходов и прихожан. Особо хочу обратить на это внимание молодых архиереев. Церковь поручила вам высокое архиерейское служение, и, с точки зрения канонов, вы являетесь духовными отцами для вверенной вам паствы. Сохрани вас Господь от того, чтобы кичиться положением епископа. Стоит ли говорить, что забвение элементарных правил доброжелательности, вежливости или почтения к сединам, — недопустимо ни для кого, а тем более для епископа. Сан не дает нам никакого права быть нам невежливыми и неделикатными. Сан — это только ответственность. Чем выше сан, тем больше с нас спросится. И в этой жизни, и в жизни вечной.

 

Общение епископа с духовенством и паствой не может ограничиваться пределами рабочего кабинета. Оно продолжается и в поездках архиерея по приходам епархии. Архипастырское внимание к епархиальной приходской жизни должно выходить далеко за рамки торжественного богослужения и проповеди на приходе, беседы за трапезой. Никогда не проводите трапезу как ритуал. Братская трапеза — это ваша возможность выслушать людей, дать комментарии на высказывания людей, ответить на их вопрошания. Более того, возможности новых епархий, в ряде случаев, не позволят организовать большой штат сопровождающих архиерея церковнослужителей, Поэтому важно выработать такую модель архипастырских визитов, которая бы обеспечивала максимальную торжественность богослужения минимальными средствами и без возложения на приходы неудобоносимых материальных обязательств. Посещение прихода архипастырем — это открытое, вдумчивое общение с настоятелем, с активом прихода, молодежью и детьми, ответ как на их практические, житейские вопросы, так и на их духовные вопрошания, внимательное и подробное ознакомление со всеми приходскими проектами.

 

Ни с чем несравнимо евхаристическое общение архипастыря с паствой, таинственно соединяющее молящихся и служащих в совместном совершении Божественной литургии. Но храмы своей епархии епископу желательно посещать и помимо тех случаев, когда он в них совершает богослужения.

 

Есть такое общее правило: руководство процессом будет наиболее эффективным тогда, когда руководитель сам способен участвовать в этом процессе и на практике знает, как он осуществляется. Этот принцип более чем применим к епископу, само именование которого архипастырем предполагает, что он является первым среди пастырей, способным разделить их труды. И действительно, как архиерей сможет разъяснять священникам, что нужно делать в области катехизации, если сам ею никогда не занимался и не представляет, как она должна проходить? Это, конечно, не значит, что епископ должен все уметь «лучше всех». Полагаю, что среди духовенства епархии будут и те, кто, постоянно занимаясь, к примеру, вопросами церковной благотворительности, лучше епископа будут разбираться в этой области. Однако, чтобы не оказаться оторванным от жизни, епископ, в той или иной форме, в той или иной степени, должен и сам непосредственно включаться в каждую сферу церковной деятельности. Вы должны уметь делать все то, к чем призываете.

 

Важен и внешний облик архиерея, его поведение. Неизменную актуальность сохраняет наставление апостола Павла, обращенное к молодому епископу Тимофею: «Образ буди верным словом, житием, любовию, духом, верою, чистотою» (1 Тим. 4:12). А ведь мы порой забываем о том, что эти слова — не просто привычная надпись на обороте иерейского креста, но тот образец, к которому следует примерять каждый свой поступок, каждый день своей жизни. В ситуации, когда епископ прибывает на новую кафедру, когда созидается новая епархия или перестраивается жизнь уже существовавшей епархии, непременно следует помнить о том, что епископ должен быть «тих, миролюбив, не сребролюбив» (1 Тим. 3:3). Архиерей должен словами и внешним общением привлекать сердца людей к Богу и Церкви. Простота в общении, неконфликтность, готовность к братскому диалогу — сделают намного больше, чем гневное поведение, строгость не по разуму или напыщенность.

 

Долгом епископа является внимательность к нуждам священнослужителей и епархиальных тружеников. Прошлогодний Архиерейский Собор определил образовать в каждой епархии, где это возможно, Епархиальную попечительскую комиссию, которая должна следить за тем, чтобы в епархии не было нуждающихся клириков и церковных тружеников, их вдов и детей-сирот, не обеспеченных необходимым священнослужителей на покое и пенсионеров, трудившихся в церковных учреждениях. В тех епархиях, где нет возможности создать отдельную комиссию, ее функции может, по особому благословению Патриарха, исполнять другое епархиальное учреждение. Но архипастырь не может просто возложить заботу о благополучии клириков на комиссию в надежде, что вопрос таким образом будет решен. Каждый Преосвященный, и это особенно верно в условиях малых епархий, призван сам вникать в деятельность этой комиссии, следить за тем, чтобы бытовые условия клириков, особенно находящихся на покое, их материальное обеспечение позволяло достойно жить им и их семьям.

 

Помимо внешнего благополучия клириков, архипастырь должен быть особо внимательным и к их внутреннему состоянию. Бывает так, что на определенном жизненном этапе священник сталкивается с «пастырским выгоранием». Это такое состояние, когда священнослужитель теряет мотивацию к несению пастырского служения, состояние хронической усталости и апатии, сопровождающееся сомнениями в наличии пастырского призвания и правильности выбора священнослужения как профессии и образа жизни. Здесь — особая ответственность епископа и епархиального духовника. Проще простого будет наказать, запретить, отвернуться. Но не к этому призван архипастырь. Именно в такие моменты следует с особой остротой вспомнить литургическое приветствие «Христос посреди нас», обращенное к «собрату и сослужителю». Может быть тяжело, неприятно, даже внутренне невыносимо — сталкиваться с равнодушием, закостенелостью или даже озлобленностью. Но мы не можем проигнорировать призыв Доброго Пастыря, который идет и взыскует заблудшую овцу, не дожидаясь пока она сама вернется в стадо и заботясь о ней более, чем о других овцах.

 

 

***

Системная организация жизни новообразованной епархии

 

В Управлении делами Московской Патриархии в ноябре 2011 года была подготовлена памятка архиерею новообразованной епархии с перечислением первоочередных задач, требующих скорейшего решения. Тем, кто такую памятку еще не получил, предлагаю обратиться к Высокопреосвященнейшему митрополиту Варсонофию, который не только вручит вам этот документ, но и дополнительно его прокомментирует, если это будет необходимо.

Первая задача по прибытии в новую епархию — познакомиться с духовенством. Желательно в самое краткое время собрать клириков для совместного богослужения и неформального общения, положить начало доброму взаимодействию архипастыря и пастырей. В дальнейшем необходимо провести епархиальное собрание для избрания на нем выборных членов епархиального совета и епархиального суда. Замечу, что не вполне обоснованным является формирование епархиального совета до хиротонии новоизбранного архиерея, как это уже имело место в некоторых митрополиях.

 

Согласно епархиальному уставу и Положению о церковных судах, часть членов упомянутых органов назначается епархиальным архиереем, а часть — избирается епархиальным собранием. Помимо формирования органов епархиального управления, основной задачей первого епархиального собрания является братское обсуждение и осмысление документов, принятых Архиерейскими Соборами и Священным Синодом, на предмет реализации этих решений в данной епархии. Предложил бы вам заранее разослать всем членам епархиального собрания подробную повестку дня, а также те документы, принятые органами церковного управления, которые планируется рассмотреть на собрании. В первую очередь, важно обсудить решения Архиерейского Собора 2011 года, особенно документ «О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви», а также синодальные документы: «Об организации молодежной работы в Русской Православной Церкви», «О религиозно-образовательном и катехизическом служении в Русской Православной Церкви» и «Об организации миссионерской работы в Русской Православной Церкви». В них даны подробные рекомендации по развитию важнейших сторон епархиальной жизни. Вместе с тем, нельзя воспринимать эти соборные и синодальные решения как жесткую инструкцию. Очевидно, что возможности Нарьян-Марской или Канской епархий будут иными, чем возможности епархий Екатеринбургской или Ростовской митрополий. Но это не значит, что священнослужители епархии, в которой десять приходов, не должны знать эти документы. Их нужно адаптировать к реалиям приходской жизни каждой епархии. В каждой епархии важно осознать, что из предложенного может быть реализовано, что будет воплощено при условии некоторых изменений в епархиальной жизни, а что на данном этапе может быть принято лишь к сведению. Ответы на эти и многие другие вопросы могут быть получены в ходе дискуссии в рамках епархиального собрания. Подробно останавливаться на перечисленных документах я сейчас не буду, так как эти темы широко освещены в моих докладах на Архиерейском Совещании 2010 года, Архиерейском Соборе 2011 года, епархиальных собраниях города Москвы 2009, 2010 и 2011 годов. Прошу вас при подготовке епархиального собрания обратиться к этим моим выступлениям.

 

Епархиальное собрание, а также собрания духовенства благочиний, должны и в дальнейшем быть способом изучения решений и поручений Священноначалия, а также документов, предлагаемых к дискуссии в рамках работы Межсоборного присутствия. Прошу всех вас обратить на последнее особое внимание: сегодня нам дана уникальная возможность широко и открыто обсуждать вопросы, предлагаемые к рассмотрению Соборами или Синодом, прежде вынесения решения по ним этими органами управления. Очень важно, чтобы епархии вносили свой вклад в формирование общецерковных решений.

 

Среди первоочередных задач, которые необходимо решить — размещение епархиального управления. Хорошо, если местные власти или благотворители помогут в этом вопросе. Если же не так, то здесь, как и в отношении личного проживания архиерея, следует изыскать решение, исходя из ресурсов епархии. Конечно, едва ли найдутся совершенно свободные помещения, возможно кого-то придется потеснить. Важно, чтобы при этом уже существующие просветительские, молодежные или социальные проекты продолжали действовать в том же масштабе.

 

Для успешного осуществления поставленных Собором и Синодом задач необходимо назначить ответственных за каждое направление работы лиц. В первую очередь следует выбрать руководителей епархиальных отделов по религиозному образованию и катехизации, по миссионерскому деланию, по работе с молодежью, по социальному и благотворительному служению. Скорее всего, во многих епархиях штат этих отделов будет ограничен одним лишь руководителем, однако там, где такая возможность есть, желательно дать в помощь руководителю отдела еще одного штатного сотрудника. Также необходимо назначить по благочиниям ответственных лиц за перечисленные четыре направления. Желательно, чтобы это были миряне — помощники благочинного, которые будут заниматься только своими профильными вопросами, однако вполне возможно, что на первых порах эти функции будут поручаться тем или иным священникам от каждого благочиния. В таком случае важно, чтобы данные послушания не воспринимались клириками в качестве второстепенного «довеска», но осуществлялись ими в полной мере. Еще один риск, которого следует избегать: ограничение профильной деятельности рамками одного прихода, возглавляемого ответственным клириком; без развития порученного направления церковной деятельности во всем благочинии или, в отношении руководителей епархиальных отделов, — во всей епархии.

 

Помимо перечисленных видов церковной деятельности следует иметь в виду и иные многочисленные направления, требующие координации на епархиальном уровне: церковно-государственные и церковно-общественные отношения, информационная деятельность, взаимодействие с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями, с казачеством, с исправительными учреждениями, строительно-архитектурная работа. Все эти направления также нуждаются в назначении ответственных лиц. Полагаю, что такую работу следует поручить активным приходам, причем курирование разных направлений может осуществляться одним и тем же руководителем. Более того, в совсем небольших епархиях забота о всех перечисленных направлениях будет лежать либо лично на архиерее, либо на секретаре епархии.

 

Наконец, следует сказать несколько слов о ключевых административных должностях, на которые необходимо назначить людей в возможно краткие сроки: секретарь епархиального управления, заведующий канцелярией и главный бухгалтер. Секретарь епархиального управления — это лицо, ответственное за подготовку документов к рассмотрению архиереем и за организацию мероприятий с участием архиерея. Такое лицо является главным помощником епископа во всей его работе. Замечу, что Устав Русской Православной Церкви отличает секретаря епархиального управления от секретаря епархиального совета, однако должности вполне могут быть совмещены. Заведующий канцелярией обеспечивает документооборот и архивирование документов епархиального управления. В небольших епархиях должности секретаря и заведующего канцелярией могут быть совмещены. Важно, чтобы создание этих штатных единиц в новой епархии не обременяло приходы в финансовом плане. Полагаю, что с большим удобством должности могут заниматься клириками центральных храмов кафедрального города епархии. То же касается и главного бухгалтера — обязательной должности в штатном расписании всякого юридического лица. На эту должность вполне может быть назначен по совместительству бухгалтер одного из храмов епархии. Кроме того, из числа клириков епархии желательно сформировать ревизионную комиссию для инспектирования приходов. В работе этой комиссии должны принимать участие лица, компетентные в сфере ведения бухгалтерской и юридической документации приходов.

 

Отдельно упомяну о юридической поддержке новообразованных епархий. Сегодня непросто найти квалифицированного юриста, готового трудиться в рамках тех финансовых возможностей, которые ему могут предоставить в Церкви, хотя в некоторых случаях находятся доброхоты — профессионалы, которые помогают епархии в дополнение к основной юридической практике. В отсутствии таковых обеспечение юридических нужд новых епархий и консультирование приходов должны осуществляться юристом центральной епархии каждой митрополии. В первую очередь это касается регистрации епархии как юридического лица. Это налаженный процесс, он осуществляется во взаимодействии с Юридической службой Московской Патриархии, в которую вам необходимо обратиться. Затем необходимо заняться перерегистрацией уставов тех приходов, которые относятся к юрисдикции вновь созданных епархий. Принадлежность данных приходов к таким епархиям обязательно должна быть отражена в их наименованиях и уставах.

 

Прошу вас также обратить особое внимание на целый ряд юридических вопросов, связанных с недавними изменениями в законодательстве Российской Федерации.

 

В 2010 году был принят Закон «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности». В течение минувшего года Правительство и Минэкономразвития России приняли ряд подзаконных актов, необходимых для его реализации. В результате правовая база в сфере безвозмездной передачи религиозным организациям государственного и муниципального имущества религиозного назначения полностью сформирована.

 

Для получения в собственность или безвозмездное пользование федерального имущества епархии и их канонические подразделения должны направлять соответствующие заявления в Росимущество. В случае, если такое имущество закреплено за воинскими частями и иными структурами Минобороны России, заявления следует направлять в Минобороны. Для получения имущества, находящегося в региональной или муниципальной собственности, заявления о передаче имущества подаются в уполномоченные региональные и муниципальные органы. Согласно принятому закону, заявления приходов, монастырей, подворий и других канонических подразделений епархий должны согласовываться епархиальными архиереями. Заявления самих епархий о передаче имущества не требуют согласования. Постановлением Правительства России установлен перечень документов, прилагаемых к заявлениям о передаче имущества. Поэтому государственные органы не вправе требовать от религиозных организаций документацию, не предусмотренную данным перечнем. Правительством определен также порядок формирования планов передачи федеральных зданий и комплексов, закрепленных за федеральными учреждениями и предприятиями. В отношении каждого такого здания и комплекса будет составляться план, определяющий перечень и сроки мероприятий по их высвобождению, источники финансирования таких мероприятий. Епархиальным Преосвященным следует озаботиться разработкой и утверждением в регионах нормативных актов, определяющих порядок формирования планов передачи регионального и муниципального имущества, закрепленного за региональными или муниципальными учреждениями (предприятиями). Общий срок передачи имущества составляет два года со дня принятия к рассмотрению заявления религиозной организации о передаче имущества. Этот срок удлиняется до шести лет в случае, если запрошенный к передаче объект закреплен за государственным или муниципальным учреждением (предприятием).

 

Отказ в передаче имущества возможен лишь по предусмотренным законом основаниям. Немотивированные отказы, равно как и отказы по основаниям, не предусмотренным законом, недопустимы и должны обжаловаться в судебном порядке. Все разногласия по вопросам передачи имущества будут рассматриваться комиссиями, формируемыми на федеральном и региональном уровнях. Министерством экономического развития России определен порядок формирования и состав комиссии по разрешению разногласий, возникающих в связи с передачей федерального имущества. В свою очередь порядок формирования региональных комиссий должен определяться нормативными актами субъектов Российской Федерации. В состав таких комиссий, помимо представителей государственных органов и религиозных общин, должны войти специалисты в области культурологии, права, представители общественных организаций.

 

В течение этого года были приняты подзаконные акты, необходимые для реализации Закона о государственной поддержке социально ориентированных некоммерческих организаций. Предоставление имущественной и финансовой поддержки социально ориентированным некоммерческим организациям сведено на уровень субъектов Российской Федерации. Поэтому в регионах должны быть приняты специальные нормативные правовые акты, уточняющие порядок предоставления такой поддержки. Епархиальным архиереям надлежит озаботиться участием в процессе их разработки. В епархии направлено соответствующее циркулярное письмо за подписью Управляющего делами Московской Патриархии.

 

Согласно ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство оказывает финансовую помощь религиозным организациям в реставрации зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры. Вместе с тем, вопрос о предоставлении бюджетных субсидий на проведение работ по сохранению объектов, находящихся в собственности религиозных организаций, до настоящего времени законодательно не урегулирован, хотя имеется принятый в первом чтении законопроект, предусматривающий такую возможность. Данный законопроект будет рассматриваться Государственной Думой нового созыва.

 

Согласно упомянутой ст. 4 Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях», государство оказывает финансовую помощь религиозным организациям в обеспечении преподавания общеобразовательных дисциплин в образовательных учреждениях, созданных религиозными организациями. Однако во многих регионах отменены положения, обязывающие регионы осуществлять финансирование негосударственных общеобразовательных организаций, имеющих государственную аккредитацию. В настоящее время принят в первом чтении законопроект, предусматривающий обязанность государственных органов осуществлять бюджетное финансирование негосударственных общеобразовательных учреждений в соответствии с нормативами финансирования образовательной деятельности, установленными для государственных и муниципальных образовательных учреждений. Отдел по взаимоотношениям Церкви и общества контролирует прохождение законопроекта.

 

Тем же Отделом и Юридической службой Московской Патриархии проведены переговоры с Минздравсоцразвития и Пенсионным фондом России по вопросу надлежащего правового обеспечения зачета в общий трудовой стаж церковнослужителей, включая регентов, певчих и иных лиц, не относящихся к категории священнослужителей, периодов их участия в совершении религиозных обрядов до вступления в силу Закона РСФСР от 25.10.1990 № 267-1 «О свободе вероисповеданий». Данный вопрос решен положительно. Пенсионный фонд РФ издал и направил в территориальные отделения соответствующее письмо от 06.09.2011 № ЛЧ-25-25/10073, содержание которого доведено до сведения епархиальных Преосвященных циркулярным письмом Управляющего делами Московской Патриархии.

 

Современное общество по праву именуется информационным: информация стала едва ли не ключевым фактором в созидании, а иногда, к сожалению, и в разрушении жизни людей. В этом содержится один из главных вызовов нынешнего времени. С одной стороны представители Церкви не должны поддаваться лихорадочному желанию угодить общественному мнению или стремлению разными сомнительными методами повлиять на людей. С другой стороны, нам нельзя игнорировать устремленность людей к новым — массмедийным — формам общения и познавания мира. Можно сказать, что в руках у церковных, епархиальных информационных работников сосредоточены механизмы, при помощи которых можно как привлечь внимание наших соотечественников к Православию, так и оттолкнуть от Христа. Наши обращения, проповеди, призывы к борьбе с грехом мало кто услышит, если мы не произнесем их так, теми словами и с использованием тех каналов коммуникации, которые для сегодняшних людей стали уже наиболее привычными и удобными. Поэтому здесь не оправдана никакая небрежность.

В течение 2011 года начали проводиться курсы повышения квалификации для информационных отделов епархий. Группа специалистов Управления делами Московской Патриархии и Синодального информационного отдела провела краткосрочные занятия в Центральном, Южном и Приволжском федеральных округах. В 2012 году эти курсы будут проводиться в других регионах. С чем же сталкивались преподаватели курсов, напрямую общавшиеся с аудиторией в 30-40 человек – епархиальными пресс-секретарями, редакторами епархиальных СМИ? К сожалению, кадровый вопрос по-прежнему остается одним из самых актуальных. Как выясняется, информационной работой в епархиях очень часто занимаются случайные люди, не только не имевшие ранее опыта работы со СМИ, — таких людей не везде можно найти, но и подчас не способные грамотно написать даже короткое информационное сообщение. Едва ли не треть аудитории курсов составляли священники, для которых информационная работа — не более чем обременительное послушание в довесок к уже имеющимся, и которые приезжали на курсы не расти профессионально, а «отбыть время» и про все побыстрее забыть. Это значит, что такое же отношение будет присутствовать и в каждодневной работе, в общении с журналистами. А результаты, в конечном счете, будут плачевны не только для епархии, но и для всей Церкви. В связи с этим хотел бы призвать каждого архиерея с предельным вниманием отнестись к деятельности своей пресс-службы. Кроме того, важно понимать, что пресс-секретарь, отвечая за оперативное освещение деятельности епархии и отражение церковной позиции в региональных СМИ, должен находиться в постоянном, тесном общении с епископом, дабы избежать медлительности, неприемлемой в современной информационной сфере.

 

Отдельное внимание следует уделить созданию сайта епархии в соответствии со «Стандартом единого присутствия епархий Русской Православной Церкви в интернете», утвержденным Синодальным информационным отделом, и регулярно его обновлять. Сегодня существует множество, в том числе не слишком дорогостоящих, возможностей для создания сайтов, достаточно простых и удобных в управлении и пополнении.

 

При этом предложил бы уйти от появившейся было практики создания единых сайтов митрополий или же создания сайтов епархий в качестве субсайтов или субдоменов сайтов митрополий. Епархиальный сайт — это одна из форм идентификации епархии внешним обществом и объединения ее клириков, каждый из которых может принимать участие в составлении новостей, поддерживая, таким образом, регулярное общение с епархиальным управлением.

Одним из наиболее обсуждаемых вопросов в связи с образованием новых епархий является финансовое участие приходов в епархиальной и общецерковной деятельности.

 

При организации жизни в новой епархии новый архиерей будет, скорее всего, стремиться к тому, чтобы инфраструктура и штат его епархиального управления были на самом высоком уровне, равным давно действующим епархиям. Это похвально. Однако недопустимо, когда на приходы при создании епархии ложится дополнительное финансовое бремя. Всего желаемого следует достигать путем кропотливой работы и постепенного изыскания необходимых средств.

 

Еще в дореволюционное время сложилось представление об особой роскоши архиерейского быта, которое, к сожалению, не полностью изжито до сих пор. Да, без сомнения, епископ должен иметь нормальные условия для служения, работы и для жизни. Хорошо, когда находится благотворитель, готовый ими обеспечить архиерея новообразованной кафедры. Если же такой возможности нет, следует на первых порах довольствоваться теми помещениями, которые уже имеются в епархии: к примеру, при главном храме кафедрального города, или при монастыре. Порой бывает и так, что архиерей держит себя достойно, но его подводит окружение. Следует иметь в виду, что по окружению судят и о самом Преосвященном, и, если приближенные архиерея будут вести себя надменно или откровенно обогащаться, дурная молва неизбежно пойдет о самом владыке.

 

К этому замечу, что в большинстве случаев границы новых епархий определялись по представлению будущих глав митрополий, поскольку им в наибольшей степени были известны, в том числе и материальные возможности районов. В связи с этим прошу глав митрополий при необходимости оказать поддержку новым епископам в благоустроении их на местах. В качестве примера приведу Иркутскую митрополию. При представлении Священному Синоду предложений о выделении новых епархий из состава Иркутской епархии, Преосвященный Вадим подробно указал, какие материальные возможности ожидают архиереев в новых кафедральных городах, и гарантировал выделение для них автотранспорта из средств Иркутского епархиального управления.

 

О финансовых отношениях епархий с митрополией, а также епархий с Московской Патриархией мы поговорим чуть позже.

 

Несколько слов о представлении новообразованными епархиями отчетов, направляемых ежегодно Патриарху. В 2012 году в полной мере придется отчитываться лишь уже существовавшим к началу 2011 года епархиям, и тем новым епархиям, архиереи которых приступили к своим обязанностям до 1 октября 2011 года. Епархии, образованные в октябре и в декабре, должны представить лишь справочные разделы епархиальных отчетов, согласно форме, разработанной Управлением делами Московской Патриархии. Срок подачи — 31 марта. На первый раз, в случае сложностей с составлением отчетов, предлагаю недавно рукоположенным Преосвященным обращаться к митрополитам, пользоваться имеющимися в их епархиях наработками. Прошу глав митрополий оказать содействие своим собратьям.

 

Повторю мысль, высказанную на последнем епархиальном собрании города Москвы. Епархиальный отчет, так же как отчет прихода или благочиния, не является и не может быть самоцелью. Необходимость их составления не должна обрекать приходских священников на излишнюю загруженность бумагами или сложными формами отчетности. Совершенно неправильно, когда в приходы спускается та форма отчета, которые ожидается от епархиального управления. Невозможно возлагать на батюшку, который должен в первую очередь работать с людьми, а не с бумагой, те же требования, что возлагаются на административные структуры епархии, ответственные за координацию и организацию епархиальной деятельности, а также за систематизацию соответствующей информации.

 

К сожалению, наиболее сложная отчетность, которая ожидается от приходов — отчетность юридическая и бухгалтерская. Сложность состоит как в требованиях, предъявляемых государством, так и в неизбежном отсутствии на многих приходах квалифицированных профессионалов в этих областях. Епархиальному управлению следует не наказывать настоятелей, готовых, но не имеющих возможности представить такие отчеты, а продумать, как помочь нашим священникам в этом вопросе. Это, конечно, не касается тех клириков, которые не исполняют указания епархиального архиерея по нерадению. Разработанная в прошлом году Финансово-хозяйственным управлением и Финансовой службой Московской Патриархии форма финансовой отчетности (циркуляр Управления делами Московской Патриархии №01/2756 от 03.05.2011) касается в первую очередь епархиальных управлений, которые должны именно по этой форме направлять соответствующие сведения в Московскую Патриархию. Что касается ее употребления в епархиальных монастырях и приходах, то это остается на усмотрение епархиального архиерея и должно сообразовываться с возможностями на местах.

 

Завершая эту часть моего доклада, касающуюся системной организации жизни в новых епархиях, призываю вас задуматься не только о краткосрочной, но и о среднесрочной перспективе.

 

Во исполнение решения Архиерейского Собора 2011 года большинство епархий направили в Московскую Патриархию планы по постепенному увеличению числа приходов или молитвенных помещений, с тем чтобы за 5-10 лет это число возросло в 2-3 раза. С опорой на эти разработки каждому архиерею новообразованной епархии, а также архиереям тех епархий, из состава которых новые епархии были выделены, необходимо составить новые планы реального увеличения числа приходов, исходя из количества существующих храмов и населенных пунктов. В перспективе в городах должно быть не больше десяти тысяч православного населения на храм. В тех населенных пунктах, где численность населения менее десяти тысяч, но более тысячи человек и где нет пока еще возможности назначить постоянного священника, необходимо подобрать здания для обустройства молельных помещений, часовен, домовых церквей, куда священник будет приезжать совершать богослужения как минимум раз в месяц. Те же населенные пункты, где жителей и того меньше, можно объединять в один приход при условии организации в центральном населенном пункте помещения для молитвы для совершения богослужений. При этом необходимо проработать и вопрос доступа жителей к храму.

 

Кроме того, важнейшей задачей архиерея по развитию епархии был и остается достойная подготовка кандидатов в священство. Вместе с тем, напоминаю, что согласно неоднократным решениям Архиерейских Соборов прежде хиротонии этим лицам следует получить духовное образование.

 

***

Взаимодействие митрополита и других архиереев митрополии

 

Для понимания задач, стоящих перед митрополиями следует в первую очередь понять их отличие от митрополичьих округов и иных частей нашей Церкви, имеющих большую или меньшую самостоятельность во внутреннем управлении, а также в формировании собственных церковно-законодательных актов. Митрополии такой самостоятельности не имеют: в отличие от Синодов упомянутых частей Русской Православной Церкви, в рамках Архиерейского Совета митрополий осуществляется не совместное управление, а координация деятельности епархий митрополии.

 

Цели этой координации:

 

совместное представление интересов всех епархий митрополии перед лицом единой региональной власти субъекта Федерации;

 

обеспечение согласованной реализации решений Собора и Синода в этом субъекте;

материальное обеспечение совместными усилиями общих для всех епархий митрополии образовательных учреждений и мероприятий.

 

К этому можно добавить координацию работы по канонизации святых, по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными органами, с казачеством.

 

Лицом, несущим ответственность за взаимодействие с губернатором, председателем законодательного собрания, мэром областных (краевых, республиканских) центров, является митрополит. Конечно, это не исключает возможности отдельных встреч иного архиерея с указанными должностными лицами. Но в этом случае следует уведомить о такой встрече митрополита. Различного рода соглашения между митрополией и главой субъекта должны подписываться, без сомнения, митрополитом, но обязательно — в присутствии других архиереев. При этом в тексте соглашения должно быть указано на участие всех епархий в планируемом взаимодействии. В том, что касается организации возможных встреч Патриарха с главой субъекта, то здесь первенствующая роль должна принадлежать митрополиту.

Под руководством митрополита архиереи призваны совместно обсуждать реализацию решений Соборов и Синода, разрабатывать общий план осуществления этих решений. Кроме того, если совместные собрания духовенства митрополий представляются не совсем уместными, то возможны и весьма желательны съезды и обучающие семинары профильных специалистов и сотрудников из всех епархий митрополии для обсуждения специфических вопросов, связанных с принятыми центральными органами церковной власти решениями в данной конкретной области.

 

В финансовой сфере архиереям предстоит сообща решить два основных вопроса: совместное содержание духовной школы, если таковая имеется, и перераспределение финансовой поддержки Московской Патриархии с тем, чтобы она в общей сложности не понизилась. Следует учитывать тот факт, что основные экономические и финансовые средства сконцентрированы в областном центре. Ввиду этого финансовое бремя, возложенное на епархии, которые управляются не митрополитом, должно быть соразмерно их финансовым возможностям. И еще раз подчеркну: нельзя, чтобы в итоге от принятых решений страдали приходы и рядовые священники. Тем более недопустимо повышать финансовые требования к приходам, ссылаясь на Патриарха. Ко мне поступают обращения от клириков из некоторых епархий, в которых сообщается о том, что епархиальные архиереи повысили такие требования в разы, утверждая, что их к этому обязал Патриарх. При этом реальный объем материальной поддержки Московской Патриархии со стороны этих епархий на порядок меньше чем тот, о котором говорится в информации, полученной с мест.

 

Естественно, возможна ежегодная индексация, при условии, что она будет разумна и будет соответствовать реальным возможностям. Индексация возможна и тогда, когда изначальное финансовые отчисления были занижены, но и здесь следует действовать со всей аккуратностью и четко обосновывать свои решения.

 

В области материального обеспечения следует также решать вопрос о поставках церковной продукции в епархии. Здесь может быть двоякий подход: те епархии, которые недостаточно развиты, чтобы наладить деятельность собственного епархиального склада, должны иметь возможность пользоваться помощью центральной епархии. Те же епархии, где есть возможность создать собственный епархиальный склад пусть так и поступают. Решение об этом должен принимать епархиальный архиерей. При этом еще раз напоминаю о необходимости отдавать приоритет взаимодействию с общецерковным предприятием «Софрино».

 

Митрополит призван также давать рекомендации собратьям-архипастырям в конфликтных ситуациях или в тех случаях, когда, по его мнению, они совершают серьезную ошибку. При этом митрополиту следует поступать со всей осмотрительностью, дабы его действия не могли быть истолкованы как вмешательство во внутреннюю жизнь других епархий. Со своей стороны епископам важно прислушиваться к мнению митрополита, как более опытного архипастыря. Кроме того епископам следует помнить, что при формальном расследовании возможных конфликтных ситуаций внутри епархий органы высшего церковного управления будут также учитывать мнение митрополита.

При этом самостоятельность каждой епархии, а также ее подчиненность непосредственно Патриарху и органам высшего церковного управления должны строго соблюдаться, а каждый священнослужитель должен взаимодействовать в иерархическом порядке лишь с епархиальным архиереем.

 

С благословения епархиальных архиереев должностные лица в епархиях могут обращаться за информацией и советами в Синодальные учреждения, получать консультацию у их сотрудников.

 

Также обращаю ваше внимание на то, что в соработничестве с Московской Патриархией, Синодальными учреждениями и Патриархом лично, каждый архиерей полностью самостоятелен. Еще раз призываю всех ответственных лиц в епархии активно взаимодействовать с соответствующими Синодальными учреждениями, консультироваться, не боясь сообщать в центральные церковные учреждения об имеющихся проблемах и сложностях в жизни епархии для совместного поиска путей их решения.

В завершение, коснусь двух частных вопросов.

 

Во-первых, в ряде случаев при образовании новых епархий в последних оказались архиерейские подворья, подчиненные Преосвященному предыдущей епархии, или монастыри, священноархимандритом которых являлся этот Преосвященный. Таковые подворья и монастыри должны быть переподчинены архиерею той епархии, на территории которой они находятся, за исключением особых случаев, согласованных с Патриархом и Священным Синодом. Церковная экстерриториальность, согласно сложившейся церковно-правовой традиции, является прерогативой Патриарха, а также в силу особого статуса Украинской Православной Церкви — Блаженнейшего Митрополита Киевского в пределах Украины.

 

Во-вторых, прошу иметь в виду, что до разделения епархий Святое Миро было выделено с учетом приходов, вошедших затем в новообразованные епархии. До совершения очередного чина мироварения, митрополиям следует поделиться выделенным ранее Святым Миром с новыми епархиями.

 

***

Дорогие владыки и отцы, завершая свой доклад, хочу обратить ваше внимание на ту высокую ответственность, которая лежит на всех вас. Именно с вас начинаются важнейшие изменения в церковной жизни: образование новых епархий и создание митрополий.

 

И да поможет Вам в этом Глава Церкви — Господь наш Иисус Христос.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...