Перейти к публикации
Olqa

Книга Притч. Священник Георгий Максимов.

Рекомендованные сообщения

Глава 26, стихи 6-8:

«Подрезывает себе ноги, терпит неприятность тот, кто дает словесное поручение глупцу» (Притч. 26:6). 

 

Подрезывать себе ноги — это наносить себе увечье. Когда вы имеете дело с человеком грешным, нечестным, крайне неразумно полагаться лишь на ваши устные договорённости или устные распоряжения. Потому что если ситуация приведет к плохим последствиям, к скандалу, вы ничего не сможете доказать. Он скажет: «А ты мне ничего не говорил, я такого не слышал», или: «Ты мне другое сказал». Поэтому в случаях, если нам приходится иметь дело с ненадёжными людьми — распоряжение или поручение, которое мы им даём, должны быть письменные или при свидетелях или как-либо ещё зафиксированные,. В наше время и аудиозапись не сложно сделать. Конечно, хорошо, если нас окружают только верные, надёжные люди, и не приходится о таких вещах задумываться, но в жизни всякое случается.

 

Стих 7:

«Неровно поднимаются ноги у хромого, — и притча в устах глупцов» 

То есть как хромой человек не может прямо ходить из-за своего повреждения, так и человек, живущий по греху, даже когда повторяет разумную притчу, у него это происходит с повреждением, искажением. Это может быть как в силу его ложного понимания ее, так и в силу несоответствия этой притчи его личной жизни. Сама греховная жизнь делает любые поучения из его уст слабыми и, скажем так, хромыми. Не может блудник убедительно учить целомудрию, а пьяница учить трезвости и так далее. 

 

Стих 8:

«Что влагающий драгоценный камень в пращу, то воздающий глупому честь» 

Праща — это древнее метательное оружие. С помощью пращи бросали камень в противника. и, разумеется, эти камни потом терялись. Если с обычными камнями это нормально, невелика потеря, то использовать для таких целей драгоценный камень — явное безумие. И вот с таким безумием сравнивается воздавание чести человеку, который сознательно избрал путь греха. Наше христианское достоинство не должно позволять нам унижаться и пресмыкаться, лебезить перед явно грешными людьми. Если они богаче нас, сильнее или высокопоставленнее, но мы знаем, что они идут по пути зла и открыто это объявляют, то воздавать им честь — это значит бесчестить путь правды.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Опубликовано: (изменено)

Глава 26, стих 9-11:

«Что колючий терн в руке пьяного, то притча в устах глупцов» (Притч. 26:9)

Tерн — это колючий кустарник, и, разумеется, взяв его в руки, человек поранится. Точно так же ранит и притча в устах глупцов — ранит их самих. Каким образом? Тем, что если человек живёт по греху, но не знает Священного Писания, он не так сильно виновен, как тот, кто знает Священное Писание и других учит ему, произнося притчи, а сам при этом поступает вопреки тому, что говорит. Такой человек получает большее осуждение как более знающий. О чем и Господь сказал: «Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12:47).


Стих 10:

«Сильный делает все произвольно: и глупого награждает, и всякого прохожего награждает»  

Здесь порицается тот сильный, то есть имеющий власть человек, который награждает явного грешника просто потому, что захотел. Сравнивается это с тем, чтобы награждать всякого прохожего, что было бы явно неразумным поведением, обесценивающим награду в принципе. Поскольку смысл награды в том, чтобы выделить действительно достойного человека. 


Стих 11:

«Как пес возвращается на блевотину свою, так глупый повторяет глупость свою» 

Этот образ пса, возвращающегося съесть свою блевотину, использует позднее и апостол Петр (2 Пет. 2:22), указывая это как пример грешника, который, будучи обращён ко Христу, затем возвращается к своим грехам. Такой сильный образ, вызывающий отвращение, не случайно употреблен и здесь и у апостола, поскольку сама мысль о том, чтобы вернуться к грехам, должна вызывать омерзение у верующего. В данном случае этот образ применяется к тому, кто повторяет свою глупость. Один раз совершить грех уже плохо, но второй раз его совершить ещё более позорно. 

Святой Кесарий Арльский пишет: «Подобное, без сомнения, испытывают гордые, непослушные и теплохладные клирики, монашествующие или девственницы. Ибо когда в начале образа жизни своего, покинув пути века сего, обратились они горячей душой ко брани святой веры, по благодати Божьей очищены были от всякого греха. Но потом, из-за того, что впали в небрежение и праздность, их прежние пороки обнаружили их пустыми, и со много большими вернулись, и принудили их на собственную блевотину вернуться». Святитель описывает явление, хорошо известное и сейчас, когда люди, которые вроде бы начали духовную жизнь с большой ревностью, потом охладевают и возвращаются к прежним грехам. 

 

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 26, стих 12:

«Видал ли ты человека, мудрого в глазах его? На глупого больше надежды, нежели на него» 

 

Приведу большую цитату из святителя Григория Богослова на эти стихи. Он пишет: «Мы так худо поступаем, что большая часть из нас… если только заучим два или три слова о благочестии, и то понаслышке, мы уже и мудры, и учителя, и высоки в Божественном… нимало не смотрим на букву, все хотим разуметь духовно (сколько грез! Какое обширное поле пустословию!)».

Примечательно, что, согласно святителю, характерным признаком таких поверхностных пустословов являются утверждения, что не надо понимать буквально. Я много раз сталкивался с этим, когда человек начинает нести чушь, явно противоречащую Священному Писанию. И вот показываешь ему цитату Писания, которой он прямо противоречит, и всегда у таких людей самый первый ответ: «это нельзя понимать буквально, это надо понимать духовно!» А что значит «духовно»? Это значит «как я хочу», перекручивая иногда смысл на прямо противоположный. 

Святитель продолжает: «Наиболее «духовные» и «благороднейшие», если заблагорассудится им, подвергнув нас многим осуждениям и испытаниям и поставив ни во что, удаляются от нас, с презрением даже к сообществу с нами, как с людьми неблагочестивыми». Это касается и многих современных людей, которые воображают, что они лучше, чище, святее священников и обычных прихожан. Как в наше время такие гордецы удаляются и уходят в расколы, так же они действовали и по отношению к святому Григорию Богослову. И он далее пишет: «Но если, обратившись к кому-либо из них спокойно и в логическом порядке спросим так: 

— Скажи мне, дивный муж, ты почитаешь за что-нибудь пляску и игру на свирели? 

Они ответят:

— Конечно, почитаем. 

— А почитаешь ли за что-то [серьезное] быть мудрым, то есть, знать о Божественном и человеческом? 

И в этом согласятся они с нами. 

— Что же назовешь лучшим и высшим? Пляска ли и игра выше мудрости или мудрость несравненно выше этих искусств? 

Они скажут: 

— Мудрость выше всех искусств. 

— Но для пляски и игры на свирели есть науки, и им учатся, и на это нужно время, непрерывные труды и усилия, иногда надо тратить деньги, искать людей, которые бы объяснили науку, предпринимать дальние путешествия, а также делать и терпеть все, чем приобретается опытность. А мудрость, которая все превосходит и заключает в себе все блага, неужели почтем для себя столь легким и незатруднительным делом, что всякому стоит только захотеть — и будет мудрым? Большое невежество так думать! 

Но если мы начнем говорить с ними таким образом, чтобы понемногу рассеять их заблуждение, — это будет то же, что сеять на камне или говорить в уши глухому. Так мало в них мудрости даже на то, чтобы сознавать свое невежество. Если какой недуг достоин слез и рыдания, то именно этот, что нет хуже человека, который мудр в глазах своих, и когда он не чувствует собственного невежества».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 26, стихи 13-17:

Стих 13 «Ленивец говорит: «лев на дороге! лев на площадях!» 

То есть человек, подверженный страсти лени, не говорит прямо: «Я не хочу куда-то идти, потому что мне лень», но пытается обмануть других и нередко себя самого, что будто бы все время есть какие-то объективные причины, почему он не делает или не идёт. Даже если эти причины явно нелепые — такие, как присутствие льва на городской площади.

 

Стих 14 «Дверь ворочается на крючьях своих, а ленивец на постели своей» 

Как дверь, которая находится на крючьях, зафиксирована и совершает только определённого рода действия в одном и том же месте, так и ленивец готов совершать только такие действия, как ворочаться на постели, никуда не хочет идти, ничего не хочет делать.

 

Стих 15 «Ленивец опускает руку свою в чашу, и ему тяжело донести ее до рта своего» 

 Тут показывается крайняя степень лености, может быть, в несколько гиперболизированном виде, когда человек из-за лени не делает даже того, что ему было бы на пользу, и что ему необходимо для жизни. 

 

И при всем этом указывается, что «Ленивец в глазах своих мудрее семерых, отвечающих обдуманно» (Притч. 26:16).

 Думаю, вы могли видеть людей, которые мало что делают сами, но зато прекрасно знают, что и как должны делать все остальные. И это тоже обличает ленивца. Если ты так хорошо знаешь, как другие должны поступать, почему же ты сам нехорошо поступаешь?

 

Стих 17: «Хватает пса за уши, кто, проходя мимо, вмешивается в чужую ссору»

 

Псам не нравится, когда их хватают за уши, так что человек, который это делает, если он не хозяин пса, провоцирует животное на агрессию, укусы. Так же и человек, который вмешивается в чужую ссору. Конечно, это не означает, что если мы видим, как обижают слабого при нас, то мы должны пройти мимо и не вмешаться. Защитить слабого, явно обижаемого, мы должны. Но речь о той ситуации, когда нет явно слабого или сильного, нет и очевидно правого и виноватого, но происходит непонятная ссора, в которую мы влезаем. Делать так опрометчиво и неразумно, это значит навлечь на себя неприятности, которых ты мог бы избежать, предоставив людям самим выяснять отношения. Опять же, повторюсь, речь не о том, когда происходит какое-то избиение или смертоубийство. В таком случае нужно вызывать полицию, а в некоторых ситуациях и физически вмешиваться, спасая человека. Но в стихе речь идёт о ссоре, а не о подобных криминальных вещах.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...