Перейти к публикации
Olqa

Книга Притч. Священник Георгий Максимов.

Рекомендованные сообщения

 

Глава 28, стих 8:

«Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных» 

 

Здесь осуждается грех ростовщичества, — это когда человек даёт другому деньги под процент. В Ветхом Завете запрещалось это делать в отношении единоплеменников, но допускалось в отношении иноплеменников. В Новом Завете это считается недозволенным в целом, поскольку Христос научил, что нравственные нормы должны быть одинаковыми для всех. 

Почему запрещено ростовщичество? Потому что обычно человек не пойдёт брать в долг без нужды. Если он впал в беду, то вынужден одалживать деньги. Если ты даешь ему под процент, то беда твоего ближнего становится источником выгоды для тебя. Наживаться на беде и страдании людей это дело не богоподобное, а демоноподобное. В наше время личное ростовщичество уже не практикуется в том смысле, что кто-то зашел к соседу попросить в долг, а тот дает под процент. Или чтобы родственники, помогая, говорили: «Вернёшь с процентом». В нашем народе все-таки есть внутреннее отторжение от этого. 

Однако же ростовщичество существует в кредитных организациях микрозаймов, с их чудовищными процентными ставками. Весьма плохо, что они у нас еще не запрещены. Что касается банков, то они тоже выдают кредиты, но под значительно меньший процент. В этой связи возникает вопрос: а не грех ли делать вклад в банке, не участвуешь ли ты таким образом в грехе ростовщичества? 

Я обратил внимание на то, что в XIX веке наши святые вполне спокойно относились к тому, чтобы иметь дела с банками. Святитель Феофан Затворник, например, писал: «200 рублей [подарка для молодоженов] и с процентом годичным пришлю в конце года. Пусть подождут. Потери им от этого никакой не будет. Деньгам сим все одно лежать, что на мне, что в банке». А святитель Филарет Московский писал, что монахи, которые по старости или болезни не способны трудиться, могли содержаться «милостынею, пособиями родственников и благотворителей, и некоторые — процентами с небольших капиталов, которые для сего оставили за собою, входя в монастырь». Более того, в XIX веке по закону нельзя было открыть новый монастырь, если сначала не будет капитал от жертвователей положен в банк, и с процентов с этого капитала будет обеспечено содержание этого монастыря. 

Почему же наши святые считали нормальным взаимодействие с банковской сферой, включая взимание процентов?

Есть принципиальные отличия ситуации с банковской деятельностью от ростовщиков древности. Во-первых, значение денег изменилось с натурального на символическое, что в итоге привело к такому явлению как постоянная инфляция, то есть, постепенное обесценивание денег. Например, в прошлом году инфляция у нас составила 7,42%. Это значит, что если вы взяли у друга в долг 1000 рублей и возвращаете через год, то, строго говоря, вам нужно вернуть ему 1074 рубля для того, чтобы вернуть именно столько, сколько вы заняли. А если вы возвращаете ему ровно тысячу, то на нее он сейчас может приобрести меньше товаров, чем год назад, когда вы брали в долг. Получается, в таком случае вы обкрадываете человека, который вам помог. Так что процент в границах инфляции — это не ростовщичество. 

Во-вторых, в случае банковских служащих их деятельность стала самостоятельной сферой труда, требующей полной отдачи, а «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9), поэтому банки могут использовать в качестве формы вознаграждения за этот труд проценты, получаемые от должников.

Это не значит, что в банковской сфере нет грехов. Есть немало примеров сознательного обмана, когда людям, например, навязывают ненужные им страховки кредитов. Но эти грехи банковских служащих не переходят на держателей вкладов в банках. Если мы попросим соседа взять на хранение наши деньги, то через это никаким образом на нас не перейдут его грехи. За грех отвечает тот, кто его совершает. 

Ростовщик, как здесь сказано, соберёт богатство для благотворителя бедных. Это значит, что его богатство рано или поздно Бог передаст другому. Не его детям, как он надеется, а тому, кто распорядится им богоугодным образом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...