Перейти к публикации
Olqa

Книга Притч. Священник Георгий Максимов.

Рекомендованные сообщения

 

Глава 28, стих 8:

«Умножающий имение свое ростом и лихвою соберет его для благотворителя бедных» 

 

Здесь осуждается грех ростовщичества, — это когда человек даёт другому деньги под процент. В Ветхом Завете запрещалось это делать в отношении единоплеменников, но допускалось в отношении иноплеменников. В Новом Завете это считается недозволенным в целом, поскольку Христос научил, что нравственные нормы должны быть одинаковыми для всех. 

Почему запрещено ростовщичество? Потому что обычно человек не пойдёт брать в долг без нужды. Если он впал в беду, то вынужден одалживать деньги. Если ты даешь ему под процент, то беда твоего ближнего становится источником выгоды для тебя. Наживаться на беде и страдании людей это дело не богоподобное, а демоноподобное. В наше время личное ростовщичество уже не практикуется в том смысле, что кто-то зашел к соседу попросить в долг, а тот дает под процент. Или чтобы родственники, помогая, говорили: «Вернёшь с процентом». В нашем народе все-таки есть внутреннее отторжение от этого. 

Однако же ростовщичество существует в кредитных организациях микрозаймов, с их чудовищными процентными ставками. Весьма плохо, что они у нас еще не запрещены. Что касается банков, то они тоже выдают кредиты, но под значительно меньший процент. В этой связи возникает вопрос: а не грех ли делать вклад в банке, не участвуешь ли ты таким образом в грехе ростовщичества? 

Я обратил внимание на то, что в XIX веке наши святые вполне спокойно относились к тому, чтобы иметь дела с банками. Святитель Феофан Затворник, например, писал: «200 рублей [подарка для молодоженов] и с процентом годичным пришлю в конце года. Пусть подождут. Потери им от этого никакой не будет. Деньгам сим все одно лежать, что на мне, что в банке». А святитель Филарет Московский писал, что монахи, которые по старости или болезни не способны трудиться, могли содержаться «милостынею, пособиями родственников и благотворителей, и некоторые — процентами с небольших капиталов, которые для сего оставили за собою, входя в монастырь». Более того, в XIX веке по закону нельзя было открыть новый монастырь, если сначала не будет капитал от жертвователей положен в банк, и с процентов с этого капитала будет обеспечено содержание этого монастыря. 

Почему же наши святые считали нормальным взаимодействие с банковской сферой, включая взимание процентов?

Есть принципиальные отличия ситуации с банковской деятельностью от ростовщиков древности. Во-первых, значение денег изменилось с натурального на символическое, что в итоге привело к такому явлению как постоянная инфляция, то есть, постепенное обесценивание денег. Например, в прошлом году инфляция у нас составила 7,42%. Это значит, что если вы взяли у друга в долг 1000 рублей и возвращаете через год, то, строго говоря, вам нужно вернуть ему 1074 рубля для того, чтобы вернуть именно столько, сколько вы заняли. А если вы возвращаете ему ровно тысячу, то на нее он сейчас может приобрести меньше товаров, чем год назад, когда вы брали в долг. Получается, в таком случае вы обкрадываете человека, который вам помог. Так что процент в границах инфляции — это не ростовщичество. 

Во-вторых, в случае банковских служащих их деятельность стала самостоятельной сферой труда, требующей полной отдачи, а «трудящийся достоин пропитания» (Мф. 10:9), поэтому банки могут использовать в качестве формы вознаграждения за этот труд проценты, получаемые от должников.

Это не значит, что в банковской сфере нет грехов. Есть немало примеров сознательного обмана, когда людям, например, навязывают ненужные им страховки кредитов. Но эти грехи банковских служащих не переходят на держателей вкладов в банках. Если мы попросим соседа взять на хранение наши деньги, то через это никаким образом на нас не перейдут его грехи. За грех отвечает тот, кто его совершает. 

Ростовщик, как здесь сказано, соберёт богатство для благотворителя бедных. Это значит, что его богатство рано или поздно Бог передаст другому. Не его детям, как он надеется, а тому, кто распорядится им богоугодным образом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стихи 9-10:

 

«Кто отклоняет ухо свое от слушания закона, того и молитва — мерзость» (Притч. 28:9). 

 

Очень сильные слова. Вот как комментирует их святитель Кесарий Арльский: «Следует вначале выслушать Бога тому, кто желает, чтобы Бог его выслушал. Ведь с какой дерзостью хочет он, чтобы выслушал его Тот, Кого он настолько презирает, что пренебрегает чтением Его наставлений?» 

Пренебрежение к тому, чтобы узнавать волю Божию, выраженную в Писании, делает бесплодными молитвы человека. В свою очередь, преподобный Ефрем Сирин, комментируя эти слова, относит их к ситуации, когда христианин с невниманием слушает чтение Священного Писания в храме. Таким образом его участие в богослужении как бы обессмысливается, лишается той пользы, которая была бы.

 

Стих 10 «Совращающий праведных на путь зла сам упадет в свою яму, а непорочные наследуют добро» 

 

Яма — это ад, в который попадет тот, кто сознательно совращает человека праведного. Отец Даниил говорит: «Бывают люди, которые видя, что кто-то старается поступать по законам Божиим, пытается втянуть его в беззаконие. Само по себе существование праведников в глазах злодеев уже является осуждением им. Такие злодеи пытаются затащить человека в свою злобу, ненависть, осуждение, кражи, пьянства, чтобы замарать его и сказать: и он такой же, как мы». 

И действительно, пьянице недостаточно пить одному, он обязательно хочет найти собутыльников. Осуждающему человеку недостаточно осуждать одному, он непременно хочет сделать соучастником своего греха кого-то еще. И это касается многих грехов. Человек чистый это обличение для грешника: он же может жить без этого греха, а ты почему не можешь? Те, кто из-за этого обличения пытаются очистить себя, идут по пути богоуподобления, а те, кто, напротив, пытается замазать греховной грязью другого, уподобляются дьяволу, который по тем же причинам вовлёк наших прародителей в грех.

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стихи 11-13:

«Человек богатый — мудрец в глазах своих, но умный бедняк обличит его» (Притч. 28:11).

 

Богатство нередко провоцирует человека начать много о себе воображать. Он начинает думать, что хорошо разбирается во всем, а не только в том, что касается его бизнеса. Просто потому, что он богатый, его все должны слушать и кивать, во всем он разбирается лучше всех. С такими людьми сложно говорить, потому что все, что им не по нраву, отвергают. Чем умный бедняк обличает такого богатого псевдомудреца? Своим смирением перед Богом и трезвым взглядом на себя.

 

Стих 12 «Когда торжествуют праведники, великая слава, но когда возвышаются нечестивые, люди укрываются» 

По мнению отца Даниила Сысоева здесь говорится о том, что праведность общества связана с личной праведностью каждого: «Когда торжествует праведник, когда он перед глазами людей прославлен Богом, тогда бывает великая слава и ему, и всем окружающим. Это касается не только живых, но и умерших праведников. Поэтому мы, празднуя дни памяти праведников, славим их и одновременно торжествуем сами, так как знаем, что это великая слава и нам. Когда же нечестивые приходят к власти, становятся могущественными, тогда люди разбегаются».

 

Стих 13 «Скрывающий свои преступления не будет иметь успеха; а кто сознается и оставляет их, тот будет помилован» 

По толкованию блаженного Иеронима Стридонского, здесь идёт речь о нашем поведении во время исповеди — то, что мы не должны скрывать свои грехи. Если же скрываем их, тогда, как здесь сказано, не будем иметь успеха, то есть исповедь окажется недействительной и не принесет нам пользы. В молитве перед исповедью даже говорится, что это больший грех. Речь именно про сознательное скрывание, а не про ситуацию, когда человек просто забыл сказать. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 14:

«Блажен человек, который всегда пребывает в благоговении; а кто ожесточает сердце свое, тот попадет в беду» 

 

Святые отцы, в частности, святитель Григорий Двоеслов и преподобный Ефрем Сирин, объясняли это как наставление монахам. В частности преподобный Ефрем говорил: «Будем избегать вольности и смеха, потому что это развращает душу монаха», то есть поиск развлечений не содействует сохранению в душе чувства благоговения. Человек немощный, мирянин, может нуждаться в какой-то шутке, как показывал преподобный Антоний Великий, который шутил со своими послушниками, чтобы они не были слишком удручены тяжестью аскезы. Но человек, который стремится к совершенству, рано или поздно должен на этом пути отказаться от развлечений и всего, что не содействует пребыванию в благоговении. 

Человеку светскому кажется: значит, надо сидеть и думать только о небесном, это скучно, и тогда, получается, я всю жизнь буду скучать… Но на самом деле именно состояние богооставленности из-за грехов привносит в душу грешника ощущение пустоты, которую ему непрерывно хочется чем-то заполнить или чем-то отвлечь себя. Для того и придумало грешное человечество многообразные развлечения, чтобы отвлечь себя от тягостного ощущения внутренней пустоты. Но у человека, живущего в мире с Богом, этого ощущения нет. И он, как сказано, «блажен», то есть, счастлив. Это и есть путь к счастью, а не то, чтобы просмотром юмористической передачи вызвать у себя смех, развеяться, а дальше что? Пройдёт час и ты снова там же, где и был.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стихи 15-16:

«Как рыкающий лев и голодный медведь, так нечестивый властелин над бедным народом» (Притч. 28:15). 

 

Нечестивый правитель вызывает у народа лишь страх, причём страх не благоговейный, как перед большим авторитетом, которого мы уважаем, а страх, как перед диким зверем. Также нечестивый правитель сравнивается с рыкающим львом. Кто ещё сравнивается с ним в Священном Писании? Дьявол (см.: 1 Пет. 5:8). Таким образом нечестивый правитель уподобляется дьяволу. 

 

Стих 16 «Неразумный правитель много делает притеснений, а ненавидящий корысть продолжит дни» 

Признаком неразумного правителя является то, что он терроризирует собственное население неподъемными налогами, невыполнимыми приказами и неадекватными наказаниями. В древности это было особенно распространено. Ещё несколько столетий назад в Европе, например, крайне жестоко карались самые малые проступки. Разумеется, без наказания виновника оставлять нельзя, но и чрезмерные наказания тоже недопустимы и являются признаком неразумного правителя. А признаком разумного правителя является то, что он ненавидит корысть, то есть, взяточничество.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стихи 17-18:

«Человек, виновный в пролитии человеческой крови, будет бегать до могилы, чтобы кто не схватил его» (Притч. 28:17). 

 

Такое состояние, в которое впадает убийца, хорошо выразил Каин, самый первый убийца. Поначалу у него было убеждение, что без брата ему будет лучше: «Если бы не было брата, я был бы спокойнее, и все было бы хорошо». Но потом, после убийства, приходит осознание, что нет, именно теперь я уже никогда не буду спокоен. И Каин сказал тогда слова, показывающие, каким страхоом он терзался: «всякий, кто встретится со мною, убьет меня» (Быт. 4:14). Душа человека, совершившего сознательное убийство, остаётся неспокойной, наполнена страхами, в том числе и там, где бояться нечего. Человек ожидает наказания, потому что знает, что достоин наказания. Некоторые убийцы признавались, что во время ареста чувствовали облегчение. Другие, не дождавшись ареста, сами приходили с повинной, потому что преступление через угрызение совести продолжало их мучить. 

 

Стих 18: «Кто ходит непорочно, тот будет невредим; а ходящий кривыми путями упадет на одном из них» 

Важное дополнение, что «упадёт на одном из них», потому что не всякий раз, когда человек совершает грех, тут же наступает наказание. Может быть, ты совершишь грех один раз, два, три раза, и ничего не будет. Но в определённый момент то зло, которое ты впустил в свою жизнь через совершение греха, тебя настигнет. Обязательно настигнет. 

И наоборот, кто ходит непорочно, тот будет невредим. Это не означает, что непорочный человек не столкнётся с какими-то неприятностями в своей жизни, Господь предупреждал: «В мире скорбны будете» (Ин. 16:33). Но речь идёт о том, чего никакие беды и тревоги этого мира не могут отнять. Счастье христианина, счастье пребывания с Богом никто и ничто не может отнять, кроме греха, который совершает сам христианин.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стихи 19-20:

«Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетою» (Притч. 28:19). 

 

Бог поддерживает и благословляет тех, кто трудится. Это та заповедь, которую Господь дал человечеству в лице падшего Адама: «В поте лица твоего будешь есть свой хлеб» (Быт. 3:19). Это предписание показывает, что именно жизнь в труде является нормой для падшего человека. Продолжительная праздность развращает. И даже если человек пока не нашел работы, но при этом он не болен, не инвалид, то ему стоит устроиться волонтёром, чтобы в свободное время потрудиться ради Господа. Параллельно искать работу, молиться об этом, а не валяться на диване, потому что праздность — это источник многих грехов. Если человек сильно устал после работал, и он один день отдохнёт, это не грех. Но если он проводит неделю, месяц в безделии, то это негативно сказывается на его душе. 

 

Стих 20 «Верный человек богат благословениями, а кто спешит разбогатеть, тот не останется ненаказанным» 

Здесь выражено сразу две мысли. Во-первых, указано в чем главное богатство. Человек, который богат благословениями, более богат, чем человек, богатый материальными вещами. О каких благословениях идет речь? О словах благодарности Богу за такого человека, которые произносят люди, получившие от него помощь. Вот такие благословения духовно обогащают нас. 

Во-вторых, говорится о том, что человек, спешащий разбогатеть, не останется ненаказанным. Не грех ставить перед собой цель добиться большего достатка, если это происходит законным образом, с помощью труда. Но мы знаем, что с помощью труда быстрых способов разбогатеть нет. Быстрый способ разбогатеть обычно связан с грехами: кого-то обмануть, кого-то обокрасть, у кого-то отнять. Поэтому человек, который именно спешит разбогатеть, выбирая для этого путь греха, не останется без наказания.

Изменено пользователем Olqa

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 21:

«Быть лицеприятным — нехорошо: такой человек и за кусок хлеба сделает неправду» 

 

Что такое быть лицеприятным? Это значит, своё суждение о действиях, предметах и лицах менять в зависимости от того, кто к тебе обращается. Если это сильный и важный человек, ты по одному действуешь, а если с тем же делом обращается тот, кого ты считаешь слабым и неважным, ты начинаешь вести себя по-другому. Сюда же относится и коррупция в самом широком смысле и непотизм, то есть, протекция родственникам. Все это Богу неугодно, потому что лицеприятие — это нарушение справедливости. Мы должны действовать по справедливости ко всем равно. Понятно, что мы имеем обязанность заботиться о своей семье, но мы не должны искажать своих суждений в зависимости от того, это родной или не родной. Например, воровство или блуд всегда плохо, независимо от того, делает ли это далекий от нас человек или близкий. 

Также здесь указывается, что лицеприятие побуждает человека делать неправду. Как в комментариях к этому стиху говорит преподобный Ефим Сирин: «Всем воздавай честь ради Господа, не требуя чести себе, — и обретешь благодать у Господа». То есть мы в наших суждениях должны руководствоваться тем, что Богу угодно, а не тем, что угодно человеку, который перед нами стоит в данный конкретный момент.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стихи 22-23:

«Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его» (Притч. 28:22). 

 

Как верно отмечал отец Даниил Сысоев, иллюстрацией этой этого стиха из Книги Притч является известное произведение Пушкина «О рыбаке и рыбке». Там как раз показан этот механизм, когда зависть понуждает человека всегда быть недовольным, чего бы он ни достиг. Очень важно уметь довольствоваться тем, что имеешь. Как говорил апостол Павел: «Умею жить в скудости, умею жить и в изобилии» (Фил. 4:12). За все благодарить Бога, что Он ни посылает, много ли это или мало. Не смотреть, что есть у других и не считать себя достойным большего, ибо это порождает зависть и делает человека несчастным. Как та старуха из сказки, становясь все богаче, оставалась несчастной. Страсть зависти делала её таковой, потому что всегда можно найти кого-то, кто богаче и успешнее тебя. Так что важно не то, что и сколько мы имеем, а то, как мы относимся к тому, что мы имеем. 

 

Стих 23 «Обличающий человека найдет после бо́льшую приязнь, нежели тот, кто льстит языком» 

 

Лесть — это притворная похвала, не искренняя, произносимая для того, чтобы манипулировать людьми. Можно поблагодарить человека, искренне похвалить за дело, это не лесть. Если же человек делает что-то плохо, можно обличить, но без гордости и гнева, а со смирением. Увы, никто не любит обличения, кроме человека мудрого и праведного, а такие редко встречаются и редко заслуживают обличения. А еще, к сожалению, у нас мало кто может обличать спокойно и по сути. Поэтому если мы хотим поправить кого-то, надо быть очень осторожным. Подумать и помолиться, чтобы Господь дал сказать обличение с любовью. Обличение с любовью — самое правильное. И греха не будет, и Господь наградит. И при этом даже тот, кого мы обличаем, если впоследствии исправится, будет относиться к нам с большей приязнью, чем если бы мы ему льстили и поддакивали, а потом в результате дело бы развалилось. Хотя на короткой дистанции льстец может быстрее втереться в доверие, на долгой дистанции именно у искреннего человека репутация оказывается лучше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 24:

«Кто обкрадывает отца своего и мать свою и говорит: «это не грех», тот — сообщник грабителям» 

 

Видов обкрадывания много. Речь не только о том, когда маленькие дети тайком таскают деньги у родителей, но и когда уже взрослые дети берут в долг и не возвращают, подставляют родителей под то, чтобы расплачиваться за свои кредиты. Часто бывает, что выживают родителей из квартиры, захватывая ее. Что это, как не обкрадывание? Также Христос сказал, что если кто-то не помогает материально своим родителям, то он их таким образом обкрадывает (см.: Мк. 7:10-12). Господь разбирал пример, когда человек заявляет: то, что я должен был бы дать своим родителям, я посвящу Богу, фарисеи говорили: тут все в порядке, ведь Бог же выше родителей. Но Христос указывает, что таким образом человек нарушает заповедь Божию, а не Бога почитает. 

Но кроме каких-то материальных вещей и даже прежде них, все родители нуждаются во внимании со стороны детей. Если ты пообщался с отцом или с матерью, навестил их, пусть даже ты занят, устал, и так далее, то ты исполнил заповедь Божию. А если ты этого не делаешь, то не обкрадываешь ли родителей этим своим вниманием и человеческой заботой?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 25:

«Надменный разжигает ссору, а надеющийся на Господа будет благоденствовать» 

 

Что касается первой части стиха — это, к сожалению, картина, вполне свойственная нашему времени, когда именно гордыня подталкивает человека разжигать, то есть не просто продолжать ссору, но переводить ее на более ожесточённый уровень. 

Что касается второй части стиха, то как раз надежда на Господа помогает нам успокоиться в момент разгорячения чувств и погасить ссору. Если, допустим, меня обидели в чем-то по делу, значит, я это заслужил и должен принять с благодарностью, как вразумление. Если же меня обидели несправедливо, в таком случае предоставлю дело Господу, и Он Сам может вразумить обидчиков. Сколько раз я говорил это даже верующим людям, но начинают спорить: «Нет, если я спущу, то обо мне станут думать, что я какой-то слабак». А не все ли равно, что о тебе будут думать люди? Важно, что Бог будет о тебе думать.

Уклоняющийся от ссоры ради надежды на Господа, будет благоденствовать, ведь ссоры приносят много проблем и скорбей в жизнь, из-за чего ее отнюдь не назовешь благоденствием.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 26:

«Кто надеется на себя, тот глуп; а кто ходит в мудрости, тот будет цел» 

 

Это продолжение предыдущего стиха — там восхваляется человек, который надежду полагает на Бога, здесь же порицается тот, кто надеется на себя. Именно самонадеянным людям Господь посылает такие жизненные обстоятельства, которые позволяют увидеть собственную глупость. А человек, который ходит в мудрости и надеется на Бога, «будет цел». От чего будет цел? От того, что скорбных обстоятельств не будет посылать ему Господь, потому что такой человек не нуждается в том, чтобы его смирять обстоятельствами.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 27:

«Дающий нищему не обеднеет; а кто закрывает глаза свои от него, на том много проклятий» 

 

Поскольку многих отвращает от милостыни помысел: если будешь давать другим, самому не хватит, то Священное Писание во многих местах убеждает: это не так. Блаженный Августин говорит: «Не забывай установления, в котором говорится: «Дающий нищему не обеднеет». Не запамятовал ли ты, что скажет Господь тому, кто имел обыкновение давать нищим: «Придите, благословенные Отца Моего, примите Царство?» (Мф. 25:34)». 

В свою очередь святитель Кесарий Арльский так комментирует: «Сколь часто, собирая урожай хлебов или винограда, вы исчисляете доходы и свои собственные, и людей, вам принадлежащих, и то, что в казну отдадите податью. Понимаете вы и то, в чем из имеющегося не испытываете нужды, ибо не вам лично дается оно, но передается вам для распределения среди нищих. Это отделяете вы от себя и, так давая, вы словно бы уже предлагаете нечто в руку Божию. Тогда с приходом пленников и нищих душа ваша не только не будет опечалена или ожесточена, но напротив, обрадуется и возвеселится. Когда вы уже отделили то, что по любви Божьей причитается на нужды бедных, то с сильнейшей готовностью поспешите раздать это, и исполнится меж вами написанное: доброхотно дающего любит Бог (2 Кор. 9:7) и: дающий нищему не обеднеет». 

Очень важный момент отмечен здесь святителем Кесарием. Мы по умолчанию все, что заработали, воспринимаем как предназначенное на наши нужды. И когда появляется кто-то нуждающийся или просящий у нас, то мы это воспринимаем так, словно что-то от себя отрываем. Однако же в том, что мы получаем, уже заложена часть для милостыни, то есть, Господь посылает нам не только для нас, но и для того, чтобы мы поделились. Так что когда появляется возможность откликнуться на нужду другого человека, нужно вспомнить, что Бог тебе послал сверх необходимого именно для того, чтобы ты поделился сейчас.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 28, стих 28:

«Когда возвышаются нечестивые, люди укрываются, а когда они падают, умножаются праведники»

 

Люди укрываются потому что нечестивые, особенно если они во власти, вызывают такой же ужас, как перед диким зверем, о чем говорилось ещё в 15-м стихе. Что касается того, что когда падают нечестивые, умножаются праведники — здесь, по объяснению отца Даниила Сысоева, речь не только о нечестивых правителях, но и в целом, когда нечестивые люди становятся авторитетами в обществе, такое общество производит меньше праведников. «В таком обществе появиться праведнику гораздо тяжелее, когда нечестие становится нормой, потому что идеалами, образцами для подражания являются нечестивые. Когда же эти ложные кумиры падают, тогда умножаются праведники, тогда легче и больше становится в народе людей, живущих по воле Божией».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стихи 1-2:

«Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушится, и не будет ему исцеления» (Притч. 29:1). 

 

Господь посылает нам обличение через других людей, потому что Богу угодно, чтобы в этой жизни люди были исправляемы людьми. Чтобы мы смирялись перед равными. Обличающие могут любить нас, а могут и не любить, однако следует прислушаться ко всякому обличению: нет ли там зерна истины? Может быть, не во всем прав обличающий, но в чем-то прав и в этом стоит прислушаться. Если же не будем принимать обличения, тогда Господь будет нас смирять уже не словами людей, а суровыми обстоятельствами жизни, которые нас сокрушат, и через это внезапное сокрушение до нас дойдёт, что нужно исправляться. Хуже всего, когда люди, даже сокрушённые жизненными скорбями, все равно не исправляются и остаются неисцельными. Свернуть с пути, ведущему к погибели, им невозможно. 

 

Стих 2 «Когда умножаются праведники, веселится народ, а когда господствует нечестивый, народ стенает» 

Отец Даниил Сысоев указывал в комментариях на этот стих: «Это как принцип народной жизни. Чем больше праведников есть в народе, тем более счастлива судьба страны. И наоборот, чем меньше праведников, тем больше нечестивых оказывается во власти». Грешники были во всех народах, даже в самые лучшие времена. Но одно дело грешники, которые понимали, что грех не является нормой, и скрывали свои грехи, а другое дело грешник, который господствует как грешник. Это может быть отнесено не только к правителям, но и к так называемым «властителям дум». И сейчас зачастую ими оказываются люди нечестивые, которые распространяют грех как норму, и вот при них народ духовно стенает. 

Святитель Василий Великий толковал первую часть этого стиха в применении к нашему почитанию святых. То есть именно когда мы получаем все больше святых в нашей Церкви, тем больше мы сами просветляемся. Согласно святому Василию, здесь сказано о том, «что люди веселятся духовным веселием, при одном напоминании о заслугах праведников, возбуждаясь к соревнованию и подражанию благам, о которых слышат. Ибо история людей, благоустроенных в жизни, ищущим спасения дает свет, озаряющий путь жизни. Посему, когда пересказываем жития прославившихся благочестием, прежде всего Владыку прославляем в рабах Его». Так что Церковь хранит жития святых как раз для этой цели. Для нас свидетельство о том, как они исполняли Евангелие в своей жизни, имеет большое значение — своего рода инструкции по достиженю святости.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стихи 3-4:

«Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знается с блудницами, тот расточает имение» (Притч. 29:3). 

 

Ранее уже было сказано в Книге Притч о том, что почитание родителей заключается не только в том, чтобы заботиться об их материальных нуждах, но в том, чтобы радовать их. И когда возникает вопрос, как именно их радовать, мы читаем ответ, что «человек, любящий мудрость, радует отца своего». Имеется в виду Божественная мудрость. Конечно, иногда бывают нечестивые родители, например, как у святой великомученицы Варвары был нечестивый отец, но все-таки по большей части это исключение, а не правило. И тут же указывается, что тот, кто знается с блудницами, соответственно, не радует отца своего, не любит мудрость, а расточает имение. Человек, подверженный блудной страсти, не владеющий собою, не может зачастую принимать правильных решений, что приводит к его разорению здесь, на земле, и к потере Царства Небесного.

 

Стих 4 «Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разоряет ее» 

Здесь указывается главная обязанность любого правителя: он должен обеспечивать справедливый суд. Чтобы из-за корысти не выносились несправедливые решения. Коррупция губит страну, в обществе нет доверия к власти, и у людей нет уверенности. Но если правитель обеспечивает правосудие, то он «утверждает землю», то есть делает свою страну крепкой, твёрдо стоящей.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стих 5-6:

«Человек, льстящий другу своему, расстилает сеть ногам его» (Притч. 29:5). 

 

Бывают льстецы, которые с помощью неискренних похвал пытаются войти в доверие к человеку, чтобы потом это использовать в своих целях, но в данном стихе говорится не о них, а о тех, кто льстит своему другу из хорошего к нему отношения. Почему же здесь сказано, что такой человек создаёт проблему другу, «расстилает сеть ногам его»? Потому что доверившись ложной, чрезмерной похвале, друг привыкает неадекватно воспринимать себя и свою жизнь. И пребывание в созданной лестью иллюзии, может привести в итоге к весьма болезненному столкновению с реальностью. Например, друг ужасно поет, но мы хвалим его пение, в результате он, воодушевленный нашей лестью, отправляется на конкурс певцов, где его ожидает позор и поношение. 

Это не значит, что мы не должны говорить хороших слов друзьям. Просто не следует им льстить, то есть, ложно хвалить, не нужно даже ради друга черное называть белым. Но если человек делает что-то, достойное похвалы, то похвалить его — не грех. 

 

 Стих 6 «В грехе злого человека — сеть для него, а праведник веселится и радуется» 

Сама праведность, то есть жизнь в соответствии с волей Божией, даёт человеку ощущение мира, покоя, радости, счастья. Это свойство совести, которого не знает большинство людей, потому что для грешников известны только угрызения совести. Но для праведника чистая совесть становится источником радости, причём постоянной, которую ничто не отнимет. Что же касается злого человека, то, совершая грех, он создаёт проблему для себя самого, и об этом в Книге Притч многократно говорилось. Так священный автор пытается убедить злых людей сойти с пути греха. Если даже не ради Бога и ближнего, то хотя бы ради самих себя стоит уклоняться от совершения зла.

 

 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стих 7:

«Праведник тщательно вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не разбирает дела» 

 

Почему здесь сказано о тяжбе бедных и почему нечестивый не разбирает их дело? Потому что если приходит богатый, то тогда нечестивый судья сразу же воодушевляется, понимая, что может с него получить взятку, но когда к нему приходят люди, с которых нечего взять, он относится к этому без энтузиазма и действует нерадиво. А праведник тщательно вникает даже в то дело, которое не принесёт ему личной выгоды, потому что делает это ради Господа. Об этом хорошо сказал апостол: «Делает ли кто что-либо из вас? Делай как ради Господа» (Кол. 3:23). Поэтому христианин не должен быть нерадивым работником. Допустим, начальник поручил нам какую-то работу, которая нам не нравится или кажется чрезмерной. Но если бы пришёл Христос и сказал: «Сделай это для Меня», то неужели мы не сделали бы ее самым лучшим образом? Неважно, как начальник на это посмотрит, скажет ли он спасибо, даст ли повышение, премию или не даст, потому что мы делаем это не ради начальника, но ради Христа, нашего Господа. И человек, который так действует, называется праведником, который исполняет добросовестно свою работу, независимо от того, принесёт ли она ему личную выгоду или нет. 

У нас же многие не хотят нормально работать и находят тому тысячи причин. Например, говорят: «Вы мне сначала платите нормально, тогда я буду нормально работать». Да с чего бы, если ты уже в принципе разучился нормально работать? И разве ты не знал об условиях работы, когда устраивался на неё? Разве от тебя скрывали, сколько ты будешь получать? Но ты подписал договор, значит, тебя это устраивало, тогда выполняй в соответствии с договором то, на что подписался. Знаешь работу получше? — переходи туда, а пока работаешь здесь и на тебя тут рассчитывают как на работника, работай добросовестно, как ради Господа.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стихи 9-10:

«Умный человек, судясь с человеком глупым, сердится ли, смеется ли, — не имеет покоя» (Притч. 29:9). 

 

Здесь речь идёт о том, что с человеком глупым лучше вообще не связываться. И если дело дошло до суда, то даже если суд в нашу пользу, все равно это продолжающийся источник проблем, потому что известны примеры, когда грешники, проиграв в суде, потом мстили тем, кто у них выиграл. Поэтому, насколько возможно, лучше держаться подальше от любых дел с людьми, живущими по греху, а именно их Книга Притч называет глупыми.

 

Стих 10 «Кровожадные люди ненавидят непорочного, а праведные заботятся о его жизни» 

Так мы можем понять о человеке, каков он: праведник или грешник, по его отношению к святым. Если не брать во внимание совсем уже опустившихся злодеев, поначалу большая часть злых людей выглядит вполне респектабельно, может иметь харизму и обаяние, говорить убедительно. Но если мы видим, что человек, появившийся в нашей жизни, с презрением относится к святым, насмехается над ними, то это знак, что дел с ним иметь не стоит и лучше держаться подальше. Если кто-то ненавидит злого, это можно объяснить его субъективной обидой или возмущением грехом. Но когда человек ненавидит непорочного, он показывает себя как злого.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стихи 11-12:

«Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его» (Притч. 29:11). 

 

Приведу толкование святителя Григория Двоеслова: «Мудрый сдерживает гнев, предоставляя дело будущему. Ибо душа нетерпеливого в безумии своем изрыгает всю злобу свою. Напротив, мудрый, обуздывая в себе гнев, воздерживается от него и ждет будущего: он не желает мщения ближнему, хотя бы и потерпел от него какую-либо обиду, но терпеливо переносит ее и всегда готов прощать его, зная, что на будущем суде Божьем всем и каждому достанется по делам». 

И преподобный Иоанн Кассиан говорит: «Глупый воспламеняется гневом для отмщения за себя, а мудрый зрелым рассуждением и усмирением уменьшает и изгоняет его». 

Что касается гнева, то хотелось бы указать на связь умения держать пост с умением обуздывать гнев. И то, и другое учит нас сдерживать себя. Как правило, люди, неспособные отказаться от скоромной пищи в определённые дни, неспособны и держать себя в руках в плане гнева. И наоборот, именно навык воздержания, который приобретает человек посредством постов, часто помогает ему и в том, научиться кротости.

 

Стих 12 «Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы» 

Почему служащие у такого правителя нечестивы? Потому что среди них не нашёлся никто, кто бы исправил эти ложные речи. Если в окружении правителя нет людей, которые ценят истину, либо такие люди есть, но боятся сказать ему истину, то они тоже несут ответственность за то, что никто не исправляет нездоровую ситуацию, когда правителя окружают лжецы. В этой ситуации, разумеется, есть ответственность и самого правителя.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стихи 13-14:

«Бедный и лихоимец встречаются друг с другом; но свет глазам того и другого дает Господь» (Притч. 29:13). 

 

Лихоимец — тот, кто даёт нуждающимся деньги под процент. Понятно, что в данном случае бедный находится в униженном положении, а лихоимец — в лучшем положении. Данным изречением священный автор напоминает о том, что хотя лихоимцу кажется, что они не равны с тем, на ком он наживается и чьим горем пользуется, но они равны перед Богом, равны в своей зависимости от Бога. Лихоимец думает, что бедняк зависит от него, но на самом деле они оба зависят от Бога. Об этом он должен думать и не наживаться на горе другого человека. Впрочем, в наше время не только горе, но и глупость толкает людей брать кредиты, однако и глупость — это тоже немощь человека. Пользоваться немощью человека для того, чтобы сделать его несчастным, а себя за счёт этого более богатым — неугодно Богу, и в любой момент Бог может за это спросить и перестать давать свет глазам лихоимца, то есть забрать его из этой жизни.

 

 Стих 14 «Если царь судит бедных по правде, то престол его навсегда утвердится» 

Уже ранее было сказано, что справедливый суд утверждает землю, то есть, страну. А здесь говорится, что не только страна утверждается, но и престол, то есть правление этого правителя становится твёрдым. Приведу слова преподобного Ефрема Сирина: «Христолюбивый царь — всех блаженнее: в благословение оставит он память свою, и хвала ему на небе и на земле. Верный царь всегда имеет память о вечном суде и, помня праведного Судию, не забудет об освобождении душ, содержащяихся в нуждах и тесноте, в темницах и заточении». 

Так что правитель не должен считать нормальным, что в его стране есть несправедливо осуждённые. Он должен рассудить их по правде, освободить невиновных. Понятно, что везде, где есть человеческий фактор, могут быть ошибки. Но в данном случае речь идёт не об отдельных ошибках, а о системных проблемах, когда в результате прорех в законодательстве или правоприменительной практике люди систематически оказываются несправедливо осуждёнными. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 29, стихи 15-17:

«Розга и обличение дают мудрость; но отрок, оставленный в небрежении, делает стыд своей матери» (Притч. 29:15). 

 

Ранее в Книге Притч уже говорилось о необходимости наказывать детей, но в отношении отца, здесь же это говорится и в отношении матери. Понятно, что никакой родитель, любящий своих детей, не хочет их наказывать и не получает удовольствия от того, что наказывает их. Но без наказания, к сожалению, формирующаяся человеческая личность не может понять, что хорошо, а что плохо. Поэтому те, кто рос в атмосфере безнаказанности, действительно в результате живут так, что делают стыд своей матери и своему отцу. 

 

Стих 16 «При умножении нечестивых умножается беззаконие; но праведники увидят падение их» 

Как бы ни были успешны в этой временной жизни нечестивые, их путь ведёт к падению, и именно праведники увидят воздаяние, которое они получили. Я думаю, что здесь речь идёт о том воздаянии, которое будет в конце мира на Страшном Суде Христовом. В этой жизни многие нечестивые уходят от воздаяния, и падение их так и не совершается до конца их дней. Но на Страшном Суде они от ответственности не уйдут.

 

Стих 17 «Наказывай сына твоего, и он даст тебе покой, и доставит радость душе твоей» 

Что касается наказания, то, как уже ранее говорилось, очень важно, чтобы они были справедливыми, а не по страсти. К сожалению, у нас нет этого. Зачастую наказание происходит хаотично. В зависимости от настроения его либо нет совсем, лио оно чрезмерное. Если же наказание несправедливое, то оно не служит своему назначению, а наоборот, размывает понимание того, что хорошо, а что плохо. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...