Jump to content
Sign in to follow this  
sasha

20-21/08/12 Первосвятительский визит Святейшего Патриарха Кирилла на Соловки: проповеди

Recommended Posts

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в Савватиевой пустыни Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря

2VSN_1721.jpg
20 августа 2012 года Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл посетил Савватиеву пустынь Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря, построенную в XIX веке на месте кельи преподобного Савватия Соловецкого.

Предстоятель Русской Церкви совершил чин великого освящения возрожденного храма Смоленской иконы Божией Матери «Одигитрия» и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Святейший Владыка обратился к собравшимся с Первосвятительским словом.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Порфирий! Отец скитоначальник, иеродиакон Иаков!

Я хотел бы всех вас сердечно поздравить с большим событием. Может быть, внешние обстоятельства не слишком привлекающие внимание: далеко-далеко на севере, на Соловецком архипелаге, среди лесов, куда и проехать очень сложно, в Савватиевом скиту освящен храм. Но событие это действительно историческое — как в силу событий, связанных со скитом во времена относительного благополучия монастыря, но особенно ввиду того, что здесь происходило, когда монастырь был закрыт и на Соловках располагался лагерь особого назначения.

2VSN_1793.jpg

Получилось так, что мой родной дед Василий, будучи сослан на Соловки, был заключен именно в этом месте. Отсюда их водили на лесоповал, здесь же вместе с ним томились священнослужители и архипастыри. И вот однажды этой православной группой заключенных было принято решение совершить Божественную литургию и наградить палицей одного из священников. Литургия была совершена на лесоповале, на пеньках; в ней участвовало всего несколько человек — Преосвященный, два или три священника и мой дед.

 

В тот же день все стало известно начальству, каждый был помещен в изолятор и над каждым был совершен суд. Преосвященного приговорили к дополнительным пяти годам заключения, примерно к таким же срокам, чуть меньше, — священнослужителей, а деда приговорили, казалось бы, к самому незначительному сроку, но когда его огласили, все поняли, что это смертная казнь, — к 30 дням пребывания в штрафном изоляторе на Секирной горе. По мнению заключенных, прожить на Секирной горе больше недели было невозможно, особенно в холодное время суток.

 

Деда направили на Секирку в ноябре месяце. В задачу несчастных заключенных входило вязание плотов, которые потом отправлялись в Западную Европу на продажу. Плоты вязали, по пояс в ледяной воде, в течение всей смены, а затем поднимались на верх Секирной горы и там лежали на полу и высыхали — в ноябре месяце, без отопления, со скудным питанием.

2VSN_1931.jpg

Каким образом мой благочестивый предок выжил, представить себе невозможно. Но удивительно, что он никогда об этом не говорил, хотя много рассказывал о лагерной жизни, в том числе и о совершении этой Литургии на пеньках. Причем рассказывал всегда с неким назиданием: меня, маленького мальчика, он учил тому, что в любой момент может настать время, когда снова придется служить Литургию на пеньках. В послевоенные годы это звучало очень актуально. Его слова были для меня бесценным даром, который формировал мое отношение к вере, к Церкви и к возможным последствиям, проистекавшим от принадлежности к ней.

 

Дед выжил после этих 30 дней чудом Божиим. Потом из Соловецкого лагеря он был переведен в Кемь и по истечении срока освободился. Но это было не последнее его заключение. Последовали злостраждения и муки другого порядка — он не мог проживать в городах, он не мог вернуться к семье и более 10 лет жил в подвалах, пустых отопительных котлах, без всяких средств к существованию и пропитанию. А в более или менее благополучном 45-м году снова был арестован и снова отбывал очередные пять лет ссылки — только за то, что требовал открытия храма в своем родном селе Оброчном, тогда Нижегородской области, а ныне Мордовии. Вместо того, чтобы пойти навстречу деду, его просто посадили на пять лет.

 

Поэтому с особым чувством совершал я сегодня службу. Я, конечно, вспоминал его: невысокого роста, худого, очень жилистого, физически сильного человека с непреклонной волей. Про таких говорят: «человек-камень», «глыба — свернуть невозможно». Просил его и о том, чтобы он молился о нас пред Престолом Божиим, — ибо верю, Господь дал ему такую возможность, — за людей православных, за монахов Соловецких и за меня, недостойного.

2VSN_2004.jpg

День совершенно особый, и я хотел бы искренне, сердечно поблагодарить всех тех, кто потрудился и приблизил его, — в первую очередь отца скитоначальника иеродиакона Иакова (Макеева). Считаю справедливым удостоить отца Иакова права ношения двойного ораря. Завтра во время торжественного богослужения в главном храме Соловецкой обители я возложу на тебя, отец Иаков, этот двойной орарь как знак моей признательности, любви и уважения к тебе.

 

Хотел бы сердечно поблагодарить людей, без которых невозможно было бы возрождение этого храма, которые внесли свой материальный вклад в его преображение. Сегодня мы видим, что храм прекрасно обустроен. Пусть Господь помогает всем тем, кто своими усилиями, своими средствами помогает возрождаться святой обители.

2VSN_2196.jpg

В память же о посещении скита я хотел бы преподнести этот евхаристический набор. Пускай он всегда находится здесь, его не надо вывозить ни на какие службы. Пусть эти чаша и дискос напоминают нам о сегодняшнем богослужении, а также о тех наших выдающихся предшественниках, которые без чаши и дискоса совершали на пеньках Божественную литургию. С праздником вас поздравляю!

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Share this post


Link to post

Слово Святейшего Патриарха Кирилла в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких

2VSN_2520.jpg
Вечером 20 августа 2012 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершилвсенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального монастыря, где покоятся честные мощи святых основателей обители.

По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

 

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогая братия сей святой обители! Братья и сестры!

Я хотел бы всех вас поздравить с замечательным событием — престольным праздником Соловецкого монастыря, когда мы вспоминаем святых преподобных Соловецких отцов, основоположников этой святой обители.

2VSN_2051.jpg

В непростых условиях, в холодном климате, большую часть года — под ветрами, дождем и снегом — осуществляется здесь монашеское служение. Люди приезжают сюда не для того, чтобы найти сокровища, как нередко люди светские едут на Крайний Север, в Сибирь или на Дальний Восток, чтобы разбогатеть от приобщения к сокровищам, которые лежат в недрах земли. Никто не едет сюда за материальными сокровищами. Никто не едет сюда в надежде, что, пройдя испытание, искус Соловецкого монастыря, он сможет затем обрести комфортную жизнь, сделать карьеру, быть успешным. Те, кто едет сюда для постоянного жительства и служения, равно как и те, кто едет сюда в паломничество, едут за другим. И это «другое» совершенно непонятно современному миру. Это «другое» не находится в поле зрения большинства современных людей. Более того, те, кто за этим «другим» устремляется и полагает его в основу своего жизненного целеполагания, кажутся остальным странными, несовременными, неуспешными или необразованными.

 

Но это совершенно не так. Среди тех, кто устремляется на Соловки, есть люди и успешные, и очень образованные, и способные многое сделать для достижения тех целей и ценностей, которые понятны миру, — однако они приезжают сюда. Пополнение Соловецкой обители братией является очень важным сигналом и Церкви нашей, и всему обществу, что не иссякает духовная жажда в нашем народе, что новые и новые поколения людей устремляются к самому главному — к тому, что связывает человека с вечностью. А с вечностью нас связывает молитва, радостное переживание присутствия Божественной благодати, тот духовный опыт, который невозможно заменить никаким другим по силе воздействия на человеческую душу.

2VSN_2579.jpg

И чем суровее условия жизни монашествующих, тем сильнее и значимее их образ жизни для современного человека, которому при соприкосновении с этим опытом нужно ответить на простой вопрос: Что это означает? Почему эти люди здесь? Ведь их нельзя заподозрить ни в чем земном — ни в стремлении к славе, ни в стремлении к богатству, ни в стремлении к человеческой чести. Почему же они здесь? И я очень надеюсь, что многие наши современники, пытаясь ответить на этот вопрос, сами себе откроют дивный путь, ведущий человека к Богу.

 

Вот почему я особенно радуюсь успехам нашей Соловецкой обители, и скорбел, что в прошлом году из-за состояния здоровья, находясь в больнице, не мог к вам приехать. Радуюсь также тому, что увидел своими глазами пусть не очень значительные, но положительные изменения, произошедшие за то время, пока я здесь не был. Я часто вспоминаю Соловецкую обитель, близкую моему сердцу, братию и скиты острова Анзер, а сегодня утром я имел возможность освятить храм в Савватиевском скиту, который погрузил меня в воспоминания, связанные с жизнью моего деда, заточенного на Соловки и за веру в Бога, и за верность Патриаршей Церкви, и за неготовность склонить главу свою перед обновленческим расколом. Он проходил каторгу в Савватиевском скиту, а затем за участие в тайной Литургии, которую совершали там же находившийся архипастырь и несколько священников, был сурово наказан и отправлен в штрафной изолятор на Секирной горе.

2VSN_2170.jpg

По милости Божией, он остался жив, а позднее Господь снова привел его в места заключения, и только в 1952 году он освободился, а затем стал диаконом и священником. Поэтому соприкосновение с Савватиевским скитом сегодня погрузило меня в воспоминания о дорогом для меня человеке, который значительную часть своей жизни провел в испытаниях, гонениях, тюрьмах, ссылках и лагерях, и не потому что он занимался политикой, а потому что он хотел оставаться христианином и не поступался совестью.

 

Соловецкая обитель имеет значение для всей нашей Церкви — и как свидетельство славы Православия в прошлом, но также и ныне, через подвиг отцов и братьев, здесь пребывающих, она являет пример самопожертвования, самоограничения во имя славы Божией и спасения. Пусть Господь хранит нашу Соловецкую обитель, пусть поможет решить многие из тех вопросов, которые лежат в материальной плоскости, но без решения которых невозможно вернуть былую славу обители, сделать ее центром всероссийского и мирового паломничества. И я очень надеюсь, что при взаимодействии Церкви, федеральной и областной власти, многих жертвователей и благотворителей удастся преобразовать и эти святые острова, и обитель, дабы она вновь воссияла и своей внутренней, и неотразимой внешней красотой.

2VSN_2366.jpg

Сам Господь молитвами святых преподобных Соловецких да поможет всем вам, братья, и паломникам, посещающим это святое место, укрепляться духовной силой и восходить от славы к славе, от славы земной к славе небесной. Храни вас Господь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Share this post


Link to post

Святейший Патриарх Кирилл: Духовный подвиг насельников Соловков должен быть запечатлен в литературе и кино

2VSN_2694.jpg

«Соловецкая обитель занимает особое место в истории нашего Отечества, как и в истории русской святости», — сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, обращаясь к участникам братской трапезы после Литургии 21 августа 2012 года, в день престольного праздника Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

 

«Удивительно, как на стыке абсолютно неблагоприятных для жизни условий и горячей веры рождается духовный подвиг человека, — отметил Святейший Владыка. — Собственно говоря, в этом нет ничего неожиданного. Любой подвиг рождается на грани "могу" и "не могу". Так уж мы устроены, что не доводим себя до этой грани. Мы всегда оставляем большое расстояние между этими "могу" и "не могу". А подвиг там, где нет расстояния, где "могу" и "не могу" сливаются воедино. Там прорыв, там точки роста, там подвиг, там героизм, любой героизм — и духовный, и светский».

 

«В чем величие отцов — насельников этой обители? Да в том, что они давали пример всей Руси. Если там, в холодном Белом море, в отдаленном монастыре люди, не имеющие практически никакой поддержки, живущие только своими собственными силами и благодатью Божией, творят чудеса, создают архитектурные шедевры, развивают экономику, используют новейшие технологии, то что же остальная Россия? Достаточно было напечатать открытки с видами Соловков, чтобы они уже вдохновляли людей», — подчеркнул Предстоятель.

2VSN_2629.jpg

«Я не говорю о духовной стороне жизни, — добавил Священноархимандрит Соловецкого монастыря. — Каждый понимал, что здесь быть монахом труднее, чем в любом другом месте, что здесь действительно смыкаются эти "могу" и "не могу" в едином порыве, в личности каждого человека и всей монашеской общины».

 

«Не могу себе представить, что сделали бы американцы, героизируя нечто подобное в истории Америки, — продолжил Святейший Патриарх. — Сколько фильмов было бы поставлено, сколько книг было бы написано, сколько героев бы появилось вокруг этой темы!»

 

«У нас с вами нет ни фильмов, ни героев, ни памяти, и даже денег на реставрацию еще не хватает в полной мере», — констатировал Предстоятель.

2VSN_2591.jpg

«Сегодня восстановление Соловков — это архиважная задача для государства и для Церкви уже только потому, что это шедевр, это памятник мужеству и духовной силе наших предков. Наша общая святая задача — восстановить обитель, таким образом организовать жизнь поселка, чтобы все это соответствовало величию сего места, чтобы здесь не появлялся новострой, который колол бы глаза своей безвкусицей, чтобы все здесь, с одной стороны, способствовало жизни людей, но, с другой стороны, укладывалось в этот замечательный духовно-исторический контекст», — заключил Святейший Патриарх Московский и всея Руси.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Share this post


Link to post

Пополнение Соловецкой обители братией является очень важным сигналом и Церкви нашей, и всему обществу, - Патриарх Кирилл

Вечером 20 августа 2012 года, в канун дня памяти преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил всенощное бдение в Спасо-Преображенском соборе Соловецкого ставропигиального монастыря, где покоятся честные мощи святых основателей обители. По окончании богослужения Предстоятель Русской Церкви обратился к верующим с Первосвятительским словом.

2VSN_2278.jpg

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Дорогая братия сей святой обители! Братья и сестры!

Я хотел бы всех вас поздравить с замечательным событием — престольным праздником Соловецкого монастыря, когда мы вспоминаем святых преподобных Соловецких отцов, основоположников этой святой обители.

2VSN_2295.jpg

В непростых условиях, в холодном климате, большую часть года — под ветрами, дождем и снегом — осуществляется здесь монашеское служение. Люди приезжают сюда не для того, чтобы найти сокровища, как нередко люди светские едут на Крайний Север, в Сибирь или на Дальний Восток, чтобы разбогатеть от приобщения к сокровищам, которые лежат в недрах земли. Никто не едет сюда за материальными сокровищами. Никто не едет сюда в надежде, что, пройдя испытание, искус Соловецкого монастыря, он сможет затем обрести комфортную жизнь, сделать карьеру, быть успешным. Те, кто едет сюда для постоянного жительства и служения, равно как и те, кто едет сюда в паломничество, едут за другим. И это «другое» совершенно непонятно современному миру. Это «другое» не находится в поле зрения большинства современных людей. Более того, те, кто за этим «другим» устремляется и полагает его в основу своего жизненного целеполагания, кажутся остальным странными, несовременными, неуспешными или необразованными.

2VSN_2080.jpg

Но это совершенно не так. Среди тех, кто устремляется на Соловки, есть люди и успешные, и очень образованные, и способные многое сделать для достижения тех целей и ценностей, которые понятны миру, — однако они приезжают сюда. Пополнение Соловецкой обители братией является очень важным сигналом и Церкви нашей, и всему обществу, что не иссякает духовная жажда в нашем народе, что новые и новые поколения людей устремляются к самому главному — к тому, что связывает человека с вечностью. А с вечностью нас связывает молитва, радостное переживание присутствия Божественной благодати, тот духовный опыт, который невозможно заменить никаким другим по силе воздействия на человеческую душу.

 

И чем суровее условия жизни монашествующих, тем сильнее и значимее их образ жизни для современного человека, которому при соприкосновении с этим опытом нужно ответить на простой вопрос: Что это означает? Почему эти люди здесь? Ведь их нельзя заподозрить ни в чем земном — ни в стремлении к славе, ни в стремлении к богатству, ни в стремлении к человеческой чести. Почему же они здесь? И я очень надеюсь, что многие наши современники, пытаясь ответить на этот вопрос, сами себе откроют дивный путь, ведущий человека к Богу.

 

Вот почему я особенно радуюсь успехам нашей Соловецкой обители, и скорбел, что в прошлом году из-за состояния здоровья, находясь в больнице, не мог к вам приехать. Радуюсь также тому, что увидел своими глазами пусть не очень значительные, но положительные изменения, произошедшие за то время, пока я здесь не был. Я часто вспоминаю Соловецкую обитель, близкую моему сердцу, братию и скиты острова Анзер, а сегодня утром я имел возможность освятить храм в Савватиевском скиту, который погрузил меня в воспоминания, связанные с жизнью моего деда, заточенного на Соловки и за веру в Бога, и за верность Патриаршей Церкви, и за неготовность склонить главу свою перед обновленческим расколом.

2VSN_2219.jpg

Он проходил каторгу в Савватиевском скиту, а затем за участие в тайной Литургии, которую совершали там же находившийся архипастырь и несколько священников, был сурово наказан и отправлен в штрафной изолятор на Секирной горе. По милости Божией, он остался жив, а позднее Господь снова привел его в места заключения, и только в 1952 году он освободился, а затем стал диаконом и священником. Поэтому соприкосновение с Савватиевским скитом сегодня погрузило меня в воспоминания о дорогом для меня человеке, который значительную часть своей жизни провел в испытаниях, гонениях, тюрьмах, ссылках и лагерях, и не потому что он занимался политикой, а потому что он хотел оставаться христианином и не поступался совестью.

 

Соловецкая обитель имеет значение для всей нашей Церкви — и как свидетельство славы Православия в прошлом, но также и ныне, через подвиг отцов и братьев, здесь пребывающих, она являет пример самопожертвования, самоограничения во имя славы Божией и спасения.

2VSN_2023.jpg
Пусть Господь хранит нашу Соловецкую обитель, пусть поможет решить многие из тех вопросов, которые лежат в материальной плоскости, но без решения которых невозможно вернуть былую славу обители, сделать ее центром всероссийского и мирового паломничества. И я очень надеюсь, что при взаимодействии Церкви, федеральной и областной власти, многих жертвователей и благотворителей удастся преобразовать и эти святые острова, и обитель, дабы она вновь воссияла и своей внутренней, и неотразимой внешней красотой.

 

Сам Господь молитвами святых преподобных Соловецких да поможет всем вам, братья, и паломникам, посещающим это святое место, укрепляться духовной силой и восходить от славы к славе, от славы земной к славе небесной. Храни вас Господь.

Share this post


Link to post
Sign in to follow this  

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

  • Similar Content

    • By sasha
      Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая Чудотворца.

      Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
       
      Милостью Всещедрого Бога и Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, нашей Церкви дарована неизреченная радость: в пределы Отечества приносится часть мощей великого святого, почитающегося по всему миру, ― святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
       
      Сей дивный угодник Божий был погребен на месте своего упокоения в том самом граде, где подвизался в Винограднике Христовом на протяжении многих лет. Во времена, когда земли православной Византии подпали под власть иноверных завоевателей, возникла реальная опасность осквернения святыни, и промыслом Божиим мощи святителя были перенесены на территорию современной Италии в г. Бари и положены в местном соборе.
       
      На протяжении почти тысячи лет сюда стремились попасть многочисленные паломники из самых разных стран и частей света, дабы приобщиться благодати, источаемой от мощей всемирно почитаемого угодника Христова. Особым почитанием святитель Николай пользовался на пространстве исторической Руси. Ему посвящено множество храмов. Несчетное количество православных христиан были наречены в его честь во святом крещении и монашеском постриге.
       
      Все это свидетельствует о том, сколь усердным предстателем и скорым заступником был и остается Мирликийский чудотворец для притекающих к нему с молитвой в многоразличных нуждах и обстояниях. Святитель Николай почитается нашим народом как верный помощник в самых скорбных и безвыходных ситуациях, как покровитель стремящихся жить чисто и целомудренно, как защитник твердо хранящих правую веру и апостольское предание, завещанное нам от отцов, трудившихся на ниве Господней прежде нас.

      Памятование об этих благодеяниях святителя Николая побуждает тысячи людей предпринимать путешествия к его мощам, дабы почтить память святого и вознести теплые и усердные молитвы тому, кого Православная Церковь именует правилом веры и образом кротости. Однако далеко не у каждого нашего соотечественника имеется возможность осуществить таковое паломничество, поэтому в Россию приносится значительная часть мироточивых мощей святителя.
       
      С 21 мая по 12 июля святыня будет находиться в Москве, а с 13 по 28 июля ― в Санкт-Петербурге. Это поистине уникальное событие за все 930 лет пребывания честных останков в Бари.
       
      Поклоняясь чудотворным и многоцелебным мощам сего великого угодника Господня, необходимо помнить о том, что мы призваны быть подражателями добродетелей Мирликийского святителя, и помощь, ниспосылаемая нам по его ходатайству, будет тем очевиднее и щедрее, чем более мы будем уподобляться ему в любви ко Христу и всем людям.
       
      Дай Бог, чтобы это важное событие в истории нашего Отечества и всего русского Православия послужило духовной пользе архипастырей, клириков, монашествующих и всех верных чад Русской Православной Церкви, дабы предстательством таинника благодати Христовой исполнились на нас слова молитвы: «Да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога и покланяемаго, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
       
      +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
       
    • By sasha
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю ВСЦ в связи с планируемым принятием Верховной Радой Украины антицерковных законов

      18 мая 2017 года в Верховной Раде Украины запланировано вынесение на голосование законопроектов № 4128 и № 4511.
       
      Законопроект № 4128 «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно смены религиозными организациями подчиненности)» предлагает ввести в религиозное законодательство расплывчатое понятие «принадлежности лица к религиозной общине» на основании некоей «самоидентификации». Лиц, «принадлежащих к религиозной общине», кто бы на это звание ни претендовал, предлагается наделить правом изменения устава общины путем голосования простым большинством. Фактически законопроект предлагает легализовать практику фиктивных «референдумов» с участием всех жителей населенного пункта (а возможно, и приезжих), претендующих на принадлежность к данной религиозной общине.

      Законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховною радой страной-агрессором» предлагает навязать всем общинам, канонические центры которых находятся в России (то есть, в первую очередь, общинам Украинской Православной Церкви), некий «особый статус», связанный с существенным поражением в правах. Помимо принудительной перерегистрации всех общин Украинской Православной Церкви, что неминуемо спровоцирует новые захваты храмов и столкновения между верующими различных конфессий, законопроект предоставит правительственным органам светского государства широчайшие полномочия в сфере контроля внутренней жизни религиозных общин: утверждать назначение руководящих кадров общин, разрешать или не разрешать визиты иностранных религиозных деятелей, а также принудительно ликвидировать религиозные общины по широкому кругу оснований.
       
      Законопроекты вступают в противоречие с Конституцией Украины и действующими законодательными нормами. Против их принятия высказались Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины, Комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека В.В. Лутковская. Наконец, с острой критикой законопроектов выступили несколько украинских конфессий, включая римо-католиков, лютеран, иудеев.
       
      В связи с готовящимся принятием данных законопроектов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланиями к Президенту Украины П.А. Порошенко и участникам «Нормандской четверки»: Президенту России В.В. Путину, Федеральному канцлеру Германии А. Меркель, Президенту Франции Э. Макрону. Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви направлено также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю Организации объединенных наций А. Гутерришу и генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту.
       
      В посланиях отмечается, что в случае принятия данных проектов будет узаконена неслыханная для современной Европы дискриминационная правовая практика в отношении большинства православного населения Украины. Столь ограничительное религиозное законодательство не действовало на Украине даже в период коммунистического режима, а на остальной территории Европы нечто подобное существовало разве лишь во времена нацистского правления в Германии.
       
      Украинская Православная Церковь — это крупнейшая конфессия страны, присутствующая во всех ее регионах и обладающая колоссальным миротворческим потенциалом, констатирует Святейший Патриарх. Попытки втянуть ее в политическое противостояние недопустимы и могут привести к необратимым последствиям. Как отмечается в посланиях, принятие законопроектов № 4128 и № 4511 «поставит под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих, способно вызвать волну насилия и новых захватов храмов, обострить гражданский конфликт на Украине, переведя его в религиозную плоскость». Это, по мнению Святейшего Владыки, способно еще более осложнить реализацию Минских соглашений.
       
      «По имеющимся данным, за 2014-2016 год на территории Украины праворадикальными элементами было насильственно захвачено более 40 храмов Украинской Православной Церкви, — напоминает Его Святейшество. — Формальной основой для таких захватов служит так называемый "референдум" жителей села, принимающих решение о "переходе" общины. Мнение действительных учредителей и членов общины как юридического лица в таких случаях не учитывается».
       
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к руководителям государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Православных Церквей, Главе Римско-Католической Церкви, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю Всемирного совета церквей с призывом приложить все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать принятию дискриминационных законопроектов № 4128 и № 4511, которое «грозит стать вопиющим примером попрания прав человека на свободу религиозного исповедания».
       
      Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
    • By OptinaRU
      Слово на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года

      4 апреля 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

      Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

      Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
       
      Практически на каждом заседании мы рассматриваем вопросы образования; вот и сегодня ряд пунктов повестки дня будет связан с этой темой. Хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями в качестве вступления к нашей дискуссии.

      До сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией. Этот тезис получает сегодня новое звучание, новые акценты; его пытаются вписать в общественную повестку дня. Но ведь совершенно очевидно, что этот тезис ложный. Русская Православная Церковь считает, что результат работы образовательной системы — это всестороннее развитие человеческой личности. И ведь нас интересует не только количество часов школьной программы, посвященных религиозной культуре, как утверждают некоторые. Современный человек призван быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в вопросах религии, вне зависимости от своих религиозных взглядов. Пробелы в знаниях из любой области унижают достоинство человека, приводят его в состояние мракобесия. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван стремиться к знаниям об окружающем мире. А несведущий в религии человек может в наши дни стать жертвой вербовщиков экстремистского толка.
       
      Знания о религии невозможно исключать из картины мира точно так же, как невозможно исключить из нее знания о математике и физике. И Церковь встречает понимание в этом вопросе как со стороны государства, так и со стороны десятков тысяч родителей, которые выбирают модуль православной культуры для изучения в школе. Важным достижением является создание диссертационного совета по теологии. Первая в нашей стране диссертация по теологии будет представлена к защите 1 июня этого года, и я хотел бы сказать, что это очень значительное событие в российском образовании.

      В годовщину революции 1917 года как никогда важны исторические знания, позволяющие людям, особенно молодым, не наступать еще раз на грабли, на которые наступили наши отцы и деды, погубив страну. Ведь история хранит память об искренних революционерах, которые, выступая за справедливость, в результате были использованы силами зла и стали участниками массового братоубийства, потеряли человеческий облик и в большинстве своем сами сгинули в пучине беззаконий.
       
      Нельзя отрицать воспитательную функцию образования. Образование — это процесс межличностного общения, который немыслим без этических норм. Этико-нравственный компонент должен быть базовым в данном взаимодействии. Слишком долго у нас в сфере образования наблюдался полный идейный вакуум. Но хорошо известно, что свято место пусто не бывает. Идейная пустота привела к тому, что на школу стали смотреть как на место формального предоставления определенных образовательных, услуг, а не место всестороннего развития личности. Это издержки коммерциализации системы образования, которая не может быть сектором рынка, — просто потому что человек не производственный модуль, которого надо научить десятку функций, а затем вставить в механизм национальной экономики.

      Указанные проблемы актуализируют вопрос: какой должна быть ценностная среда в нашей школе? Как сделать ее пространством передачи нравственных максим, на которых веками зиждилась наша культура? Как должны сотрудничать Церковь, государство, общество для достижения этой цели?
       
      Мы подошли к тому, чтобы начать новый этап церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования. Необходимо объединить все здоровые силы нашего общества, желающие всестороннего развития системы образования, в том числе с учетом его ценностного измерения. Поэтому неслучайно уже не один год вопросы образования остаются главной темой работы Высшего Церковного Совета. Мы продолжим уделять особое внимание к этой теме, и на сегодняшнем заседании также состоится дискуссия о системе образования, которую мы выстраиваем, в том числе, внутри Русской Православной Церкви. Благодарю вас за внимание.

      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Заседание Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года
    • By OptinaRU
      Патриаршее слово в Неделю Крестопоклонную после Литургии в храме святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице



      19 марта 2017 года, в Неделю 3-ю Великого поста, Крестопоклонную, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения новопостроенного московского храма святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси, Патриаршего подворья Старицкого Успенского монастыря, и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании богослужения Предстоятель обратился к верующим с проповедью. 
      Во имя Отца и Сына и Святого Духа!
       
      Сегодня третье воскресенье Великого поста, Крестопоклонное, и в течение всей последующей недели наши мысли должны особым образом устремляться к Кресту Господню. Крест — это вселенная, это концентрация таких мощных смыслов, которые могут преобразовать личность человека и весь мир, ведь Крест — это не только орудие смерти, но по воле Божией также орудие спасения.

      Сегодня мы слышали евангельские слова, исполненные величайшего смысла. Они звучат очень просто: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8:34). Казалось бы, простая фраза, но как же трудно понять ее подлинный смысл! Человек может отвергнуть врага или даже недостойного родственника, но как можно отвергнуться себя? И что это за крест, который нужно взять? Стало быть, надо самого себя отвергнуть, поставить на некую периферию, а крест, то есть страдания, взять на себя и последовать за Христом? Так неужели нельзя следовать за Христом, если себя не отвергнешься и некие страдания не понесешь?

      Наверное, у многих людей, особенно современных, далеких от христианской традиции, может возникнуть неприятие этих слов. Мол, это не для меня, мне проще музыку включить, потанцевать, выпить, погулять, отдохнуть, позагорать, поплавать, на лыжах покататься или на мотоцикле — да мало ли удовольствий в этом мире. Почему же я должен все это отвергнуть? Так вот, чтобы понять смысл слов Спасителя, достаточно обратить внимание на то, что Господь не повелевает нам принять на себя все страдания, а только те, которые возлагаются на нас. Необходимо принять крест, то есть нечто уже данное тебе, — лишь согласиться с тем, чтобы принять эти страдания на себя. Эта фраза ключевая, ведь большинство наших страданий не являются крестом, — они результат нашей глупости, распущенности, слабости характера, разного рода злоупотреблений и того самого образа жизни, который для многих представляется вожделенным.

      Как правило, мы страдаем не от того, что на нас возлагает Господь, — мы сами на себя навлекаем страдания, употребляя алкоголь и наркотики, не сдерживая свое плотское начало, не контролируя поведение по Божиим заповедям. Это приводит к катастрофам в личной и семейной жизни. У нас не хватает времени и сил, чтобы достойно воспитывать своих детей, передавать им все доброе, что у нас есть, а по мере их взросления делиться также опытом собственных неудач, чтобы их от этих неудач оградить. Где уж нам за всем этим угнаться? Нам некогда...

      И вот нам посылаются кресты, причем страдаем мы будто не по своей вине. Как бы со стороны, извне приходят болезни, скорби, случаются аварии на дорогах, ведущие к гибели или инвалидности. Человек иногда оказывается буквально раздавлен тяжестью страдания, он не видит смысла в своем существовании — все померкло, жизнь закончилась. А Господь говорит: «Отвергнись себя, возьми крест — тот самый, который тебе посылается, — и следуй за Мной». И когда люди именно так воспринимают посланный им крест — не страдания, порождаемые нашей греховностью, а скорби, которые от нас не зависят, тот крест, который Господь возлагает на наши плечи, чтобы мы могли пойти за Ним, — вот тогда мы оказываемся сильнее этих страданий. Есть множество людей, которые победили страшные недуги и стали известны всему обществу. С них берут пример как с героев, потому что страдание, причиной которого они не были, не раздавило их, не выбросило на периферию, но, напротив, наполнило великой силой, которая по милости Божией помогла преодолеть тяжкий недуг и скорбные жизненные обстоятельства.

      Мы освятили этот храм в честь Иова, Патриарха Московского. Святитель, будучи насельником Старицкого монастыря на Тверской земле, в постриге принял имя Иова Многострадального — того самого, о котором нам повествует Ветхий Завет. Иов обладал огромным имуществом, у него была большая семья, много слуг и рабов, он был счастлив, но в одночасье потерял все. Однако Иов не похулил Бога, и даже на гноище, куда люди приходили, чтобы выкинуть нечистоты, он сохранил в душе ту силу, которую дал ему Бог. Как повествует слово Божие, Господь вернул Иову утраченное, и он сделался примером для всех народов на все времена.

      Наверное, неслучайно святитель получил имя в честь Иова Многострадального, который с достоинством пронес Богом данный ему крест. Царь Иван Грозный отличил архимандрита Иова как человека умного, получившего хорошее образование в Старицкой обители, и пригласил его в Москву, где он стал настоятелем вначале Симонова монастыря, позднее Новоспасского, а затем возведен в сан епископа Коломенского.

      Начиная со времени правления Ивана Грозного в русском обществе укреплялось мнение, что московский Первосвятитель должен иметь сан Патриарха. Царь Борис Годунов продолжил церковно-дипломатические усилия в этом направлении, и в 1589 году здесь, в Москве, Патриарх Константинопольский Иеремия II возвел митрополита Московского Иова на Патриарший престол.

      Время царствования Бориса Годунова было очень значимым для нашей страны. Царь Борис многое сделал для укрепления нашего Отечества. Достаточно сказать, что именно в его царствование началось освоение Сибири, а Патриарх Иов учредил четыре новых митрополии: Ростовскую, Казанскую, Новгородскую и Крутицкую. Церковь становилась сильнее, становилось сильнее и государство. Однако все-таки неслучайно наш первый Патриарх получил свое имя. После смерти Бориса Годунова престол не перешел к его сыну Федору, о чем молился и на чем настаивал святитель Иов, понимая, что только так можно сохранить законную власть. В это время появляется Лжедмитрий — Гришка Отрепьев, послушник Чудова монастыря, которого Патриарх Иов прекрасно знал (какое-то время будущий самозванец исполнял у него обязанности писаря). Явившись в Москву, Гришка потребовал признать его законным наследником Ивана IV ― царевичем Дмитрием. Однако Патриарх Иов, несмотря на все посулы и угрозы, отверг Лжедмитрия, после чего был низвергнут с престола и отправлен в Старицкий монастырь. Но следующим законным Патриархом стал святитель Гермоген Казанский, тот самый, при ком была обретена Казанская икона Божией Матери. Став достойным продолжателем трудов нашего первого Патриарха Иова, святой Гермоген мужественно сопротивлялся оккупантам и мученически погиб в подвалах Чудова монастыря в Кремле от голода, жажды и холода — лишь потому, что отказался обращаться к народу с призывом признать власть иноземных захватчиков.

      Радуюсь тому, что в Москве освящен храм в честь святителя Иова ― первого Патриарха Московского, всея Руси и, как значилось в грамоте, подписанной всеми восточными Патриархами, всех северных стран.Таков, кстати, и доныне титул Патриарха Московского: «Московский, всея Руси и всех северных стран». По смирению нашему мы не используем в полноте этот титул, но это не значит, что титул потерял свою силу и свое значение. Вспоминая же первого из святителей, и радуюсь тому, что в честь него этот храм, также я рад тому, что монахи Старицкого монастыря, посещая город Москву, смогут совершать здесь богослужения, и тогда действительно установится духовная связь между Первопрестольным градом и замечательной Старицкой Успенской обителью, связанной с жизнью и смертью святителя Иова, Патриарха Московского и всея Руси. Аминь.
       
      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Патриаршее служение в Крестопоклонную Неделю. Освящение храма святителя Иова, Патриарха Московского, в российской столице
    • By OptinaRU
      Слово Святейшего Патриарха Кирилла после Литургии в день памяти св. блгв. кн. Даниила Московского в Даниловом ставропигиальном монастыре


      17 марта 2017 года, в пятницу третьей седмицы Великого поста, день памяти святого благоверного князя Даниила Московского, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Литургию Преждеосвященных Даров в Даниловом ставропигиальном монастыре г. Москвы. По завершении Литургии Предстоятель обратился к верующим с Первосвятительским словом.
      Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец Алексий, наместник сей святой обители! Дорогие отцы, братья и сестры! 
      Всех вас сердечно поздравляю с праздником — днем памяти святого благоверного князя Даниила Московского, основателя сей святой обители, князя, прославившегося многими добродетелями.

      Когда историки оценивают деятельность того или иного государственного деятеля, полководца, исторической личности, то в оценке такой деятельности используют некие критерии, которые невозможно применить к святому Даниилу. Он не был выдающимся полководцем, он не завоевывал земли, не расширял свое княжество, не противоборствовал татарам. А что же он сделал? И почему в его честь мы сегодня собрались в сей святой обители? Как и в каком случае можно оценить результаты жизни выдающегося государственного деятеля, не прилагая к нему те критерии, которые обычно используют исследователи? Только тогда это возможно, когда духовное значение правителя, государя, его духовное наследие в истории нашего народа превышает все другие его достижения, в том числе как государственного деятеля.


      Что же совершил святой Даниил, что мы прославляем его как преподобного и благоверного князя? А совершил он очень многое: он осуществил духовный идеал христианства в той области и в таких условиях, в каких этот идеал осуществить почти невозможно. Действительно, в его время на просторах Руси, оккупированной Ордой, вспыхивают постоянно междоусобные брани. Русские князья, сознавая, что у них нет сил освободиться от татаро-монгольского нашествия, начинают друг за счет друга завоевывать пространства жизненные и обогащать свою казну. И кровные братья — почти все находились в родстве — вступают в кромешную тьму кровавых междоусобных браней. Значительным становится тот князь, который больше отобрал земли у соседей, у кого богаче казна, у кого более сильное воинство. Но чаще всего эти князья с подобострастием относились к своему верховному правителю, к хану и, нередко опираясь на силу хана, боролись со своими братьями, преумножая свою местную власть и богатство.
       
      Святой Даниил отказался от такого образа жизни и от таких действий. Он никогда первым ни на кого не нападал, и даже когда на него нападали, делал все для того, чтобы примириться. С точки зрения тогдашних средневековых нравов он совершал невероятные шаги самоуничижения. Но именно эти шаги и привели к тому, что, будучи князем, он стал святым.

      Но святость это не синоним слабости, и прекрасным примером тому является отец святого благоверного князя Даниила — святой благоверный и великий князь Александр Невский. Он тоже был человеком любвеобильным, добрым, мягким, но когда нужно было — он обнажал меч и защищал свой народ. То же самое произошло и в жизни святого князя Даниила. Когда Рязанский князь, желая расширить свои владения за счет Москвы, решил захватить Московское княжество, святой благоверный князь Даниил обнажил свой меч и защитил Москву, да так, что наголову был разбит завоеватель. А что дальше? Обычно победитель въезжал в столицу завоевателя, пленял людей, опустошал казну и присоединял земли. Святой князь Даниил ничего этого не сделал, и Рязанское княжество, потеряв возможность нападать на Московское, мирно продолжало свое бытие.


      Жизнь святого Даниила являет нам удивительный пример того, как святость может реализовываться на любом уровне человеческой жизни, на любых должностях, при любой власти или безвластии. Святым может стать каждый человек — и правитель, и военачальник, и простой солдат, и светский человек, будь то ученый, представитель власти, учитель в школе, нянечка в больнице или сторож на кладбище — любой человек может стать святым. И никакие внешние обстоятельства не могут ему помешать, если он сам себе не мешает. А святость — это есть осуществление Божиего закона в своей жизни. Это не отказ от преодоления неправды, человеческой злобы, агрессии, это не синоним слабости. Это выражение огромной внутренней духовной силы, которая помогает достигать в том числе успеха в земной жизни, потому что перед святым человеком не только открываются сердца людей, но и многие двери, закрытые для людей злых.
       
      Пусть пример святого благоверного и преподобного князя Даниила всех нас вразумит, а его молитвы укрепят нас в нашем христианском делании и помогут в оставшиеся дни до святой Пасхи с пользой для души и тела своего провести дни Святой Четыредесятницы. Аминь.
       
      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

      ФОТО: Патриаршее служение в день памяти св. блгв. кн. Даниила Московского в Даниловом ставропигиальном монастыре
×
×
  • Create New...