Перейти к публикации
sasha

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

Рекомендованные сообщения

8/ 21.09 Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. (ПОСТ - Среда- но разрешается рыба)

 

Тропарь праздника

глас 4

Рождество Твое, Богородице Дево,/ радость возвести всей вселенней:/ из Тебе бо возсия Солнце Правды, Христос Бог наш,/ и, разрушив клятву, даде благословение,// и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/tropar-4767f8.mp3

108644.jpeg

Рождество Богородицы с клеймами земной жизни. Россия. Начало XVI в. Дерево, темпера. 120,5 х 92,5 см. Происходит из местного ряда Богородице-Рождественского собора в Устюжне.

Кондак праздника

глас 4

Иоаким и Анна поношения безчадства/ и Адам и Ева от тли смертныя свободистася, Пречистая,/ во святем рождестве Твоем./ То празднуют и людие Твои,/ вины прегрешений избавльшеся,/ внегда звати Ти:// неплоды раждает Богородицу и Питательницу Жизни нашея.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/kondak-cbe325.mp3

 

Величание

Величаем Тя,/ Пресвятая Дево,/ и чтим святых Твоих родителей,/ и всеславное славим// рождество Твое.

 

История праздника.

Событие, воспоминаемое в этот праздник, сохранилось только в древнем церковном предании (см. в книгах блаженного Иеронима, св. Епифания Кипрского и др.).

Святой Андрей Критский в своем слове в день Рождества Пресвятой Богородицы говорит: «Настоящий праздник есть для нас начало праздников. Он служит дверью к благодати и истине. Ныне Создателю всего устроился одушевленный храм, и тварь (в лице Девы Марии) уготовляется в новое жилище Творцу». По словам святого Иоанна Дамаскина, «день Рождества Богородицы есть праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь человеческий род обновился и печаль праматери Евы пременилась в радость». «Раждается убо (Дева), и мир с Нею обновляется».

 

Праздник в воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы установлен Церковью в глубокой древности. Указание на него имеется уже в IV веке. Св. равноапостольная Елена в начале этого века, по свидетельству древнего предания, построила в Палестине храм в честь Рождества Божией Матери. Другие сведения можно найти в творениях святого Иоанна Златоуста, св. Прокла, св. Епифания и блаж. Августина. В честь праздника составлены многие песнопения святыми песнотворцами (в V в. – Анатолием, архиепископом Константинопольским, в VI в. — Стефаном Святоградским, в VII в. — святым Андреем Критским, в VIII в. — святым Иоанном Дамаскиным и Германом, патриархом Константинопольским, в IX в. – преп. Иосифом Студитом). Их песнопения и теперь поются за богослужением в этот праздник. Так с древних времен «язык всяк православных похваляет и блажит и славит Пречистое Рождество Девы Марии, Богоневесты».

 

Малая вечерня

 

На Великой Вечерне: Великая вечерня

Стихиры на Господи воззвах глас 6, самогласны

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/vozzvahi-0058d5.mp3

Праздник Рождества Богородицы имеет на Господи воззвах две группы стихир, принадлежащим разным авторам. Первая группа стихир, т.е. 1-я, 2-я и 3-я стихиры, надписанные именем "Сергия патриарха", начинает обозрение празднуемого события с самых недосягаемых небесных высот. Стихиры усматривают в рождении Пресвятотй Богородицы прежде всего появление нового престола для Божества, появление нового неба (1-я стихира); затем, как бы спускаясь с неба ближе к земле, называют родившуюся чертогом Света, книгой Слова Божия, дверью Великого Первосвященника (2-я стихира); наконец, празднуемое событие воспевается и в его земной конкретности, как подобное прежним чудесным рождениям, хотя и превосходящее их рождение от неплодной Девы, Которая имела родить уже совершенно бессеменно (3-я стихира).

Сергиа патриарха:

Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.

 

Сей день Господень, радуйтеся, людие: се бо Света чертог, и Книга Слова Животнаго, из утробы произыде. И иже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Едина и Единаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.

 

Аще и Божественным хотением, светлыя неплодны жены прозябоша, но всех Мариа рожденных боголепно превозсия: яко от неплодныя преславно рождшися Матере, породи плотию всех Бога, паче естества от безсеменныя утробы: Едина Дверь, Единороднаго Сына Божия, Юже прошед заключенну сохрани, и вся мудре устроив, яко весть Сам, всем человеком спасение содела.

 

Если первая группа стихир рассматривает празднуемое событие по его мировому (космическому) значению, изображает, что это событие сделало с миром в его целом, то вторая группа стихир суживает эту беспредельно-широкую точку зрения и останавливается на значении события для человечества, описывая все блага, дарованные через него "нам".

Стефана Святоградца:

 

Днесь неплодная врата отверзаются, и Дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь Плод раждати благодать начинает, являющи мiру Божию Матерь, Еюже земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших.

 

Днесь всемирныя радости провозвещение, днесь возвеяша ветри, спасения провозвестницы, естества нашего разрешается неплодство: неплоды бо мати показуется, Девствующия и по Рождестве Зиждителеве, из Неяже чуждее присвояет иже естеством Бог, и заблуждшым плотию спасение содевает, Христос Человеколюбец, и Избавитель душ наших.

 

Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу, от всех родов произбранную в Жилище всех Царя, и Зиждителя Христа Бога, во исполнение Божественнаго смотрения: Имже наздахомся земнороднии, и обновихомся, от тли к жизни неконечней.

Стих: Слава Отцу и Сыну и Святому Духу. И ныне и присно и во веки веков. Аминь.

 

Днесь Иже на разумных Престолех почиваяй Бог, Престол свят на земли Себе предуготова: утвердивый мудростию Небеса, Небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене, Сад живоносен израсти нам, Матерь Свою, Иже чудес Бог, и ненадеющихся Надежда, Господи, слава Тебе.

Так, 4-я стихира "Днесь неплодная врата отверзаются" изображает полученные нами через празднуемое событие блага в общих чертах, как начавшееся плодородие божественной благодати и как соединение земного с небесным. 5-я стихира "Днесь всемирныя радости провозвещение" ближе указывает значение события для человечества в том, что с рождеством Богоматери окончилось неплодие человеческой природы через то, что она, чуждая Божией природе, как тварная, усвоена ею. 6-я стихира "Днесь неплодная Анна раждает Богоотроковицу" рассматривает следствия события для человечества во временной перспективе, между двумя крайними пунктами времени: началом человечества и его бесконечным концом: как воссоздание человечества, даровавшее ему вместо заслуженного тления бесконечную жизнь.

 

Читаются три паремии Богородицы.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Paremii_Bogoroditse-4a4b85.mp3

Первая паремия из книги Бытия (28, 10—17) — о лествице, виденной патриархом Иаковом и прообразовавшей Пресвятую Деву, через Которую снизшел на землю и воплотился Сын Божий. Вторая паремия (Иез. 44, 2-4) — о затворенных вратах, виденных пророком Иезекиилем, через которые никто не проходил, но через них пройдет Господь Бог Израилев, и они будут затворены. Эти затворенные врата есть прообраз Приснодевства Богородицы. Третья паремия (Притч. 9, 1-11) — о Премудрости, создавшей себе дом и ясно указывающей на Пресвятую Деву Марию, от Которой воплотился и родился Спаситель мира.

 

Совершается лития. Стихиры на литии рассматривают событие преимущественно с исторической точки зрения и главным образом по его значению для павших прародителей (это в каждой стихире); особенно стихиры останавливаются на том следствии, которое имело событие по отношению к смерти и жизни, к аду и раю; но одна стихира (2-я) занимается значением события для развития на земле девства и чистоты, прикровенно указывая на тесную связь этого подвига с чаянием вечной жизни.

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/litiynaya_stihira-5e609c.mp3

Глас 1, самогласны

[Стефана Святоградца:] Начало нашего спасения людие, днесь бысть: се бо пронареченная от родов древних, Мати и Дева, и приятелище Божие, от неплодове родитися происходит, цвет от Иессеа, и от корене eго жезл прозябе. Да радуется Адам праoтец, и Eва да веселится радостию: се бо созданная от ребра Адамова, Дщерь и Внуку блажит явственне. Родися бо мне, рече, избавление, eгоже ради от уз адовых свобождуся. Да радуется Давид бия в гусли, и да благословит Бога: се бо Дева происходит от утробы неплодныя, ко спасению душ наших.

Глас 2

Приидите любодевственнии вси, и чистоты рачителие, приидите, подымите любовию девства похвалу, от камене твердаго текущий источник жизни, и от безчадствующия купину невещественнаго oгня, очищающаго и просвещающаго души наша.

Глас тойже.

[Анатолиа патриарха:] Что шум празднующих бывает? Иоаким и Анна торжествуют тайно, радуйтеся с нами, глаголюще, Адаме и Eво днесь: яко имже древле преступлением затвориша рай, плод благославен нам дадеся, Богоoтроковица Мариа, отверзающи eго всем вход.

Пронареченная всех Царица, Божие oбителище, от неплодныя днесь утробы пройде, Анны славныя, присносущнаго существа божественное пребывалище: Eюже безстудный ад попрася, и всеродная Eва в твердую жизнь вводится. Той достойно возопиим: блаженна Ты в женах, и Плод чрева Твоего благословен.

Слава и ныне:

Глас 8.

[Сергиа патриарха:] В благознаменитый день праздника нашего, вострубим духовною цевницею: яже бо от семене Давидова днесь раждается Мати Живота, тьму разрешающи, Адамово обновление, и Eвино воззвание, и нетления источник, тли пременение: Eяже ради мы обожихомся, и от смерти избавлени быхом, и возопиим Той с Гавриилом вернии: радуйся Благодатная, Господь с Тобою, Тебе ради даруя нам велию милость.

 

Стихиры на стиховне - Богородицы:

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/stihovnyi-78104f.mp3

глас 4, самогласны

[Германа патриарха:] Всемирная радость от праведных возсия нам, от Иоакима и Анны всепетая Дева, яже премногия ради чистоты храм Божий одушевленный бывает: и eдина воистинну Богородица познавается. Тоя молитвами Христе Боже, мир миру низпосли, и душам нашим велию милость.

Стих: Слыши Дщи и виждь, и приклони ухо Твое.

Ангеловым проречением, плод пречист от Иоакима и Анны праведников днесь произыде Дева, небо и престол Божий, и приятелище чистоты, радость провозвещающи всему миру, живота нашего Ходатаица, клятвы отъятие, благословения подание. Тем в рождестве Твоем, Дево Богозванная, миру мир испроси, и душам нашим велию милость.

Стих: Лицу Твоему помолятся богатии людстии.

Неплоды безчадная Анна, днесь руками да восплещет светло: да светлоносят зeмная, царие да играют, святителие во благословениих да веселятся, да празднует весь мир. Се бо Царица, и непорочная Невеста Oтча, от корене Иессеева прозябе. Ктому жены в печалех не родят чад: радость бо процвете, и живот всем человеком в мире жительствует. И ктому дары Иоакимовы не возвращаются: рыдание бо Анны в радость преложися, срадуйтеся мне, глаголющи, весь избранный Израиль: се бо даде ми Господь одушевленную палату Божественныя славы Eго, во oбщее веселие и радость, и спасение душ наших.

Слава и ныне:

глас 8

[Сергиа патриарха]:Приидите вси вернии, к Деве тецем: се бо раждается Яже прежде чрева предвиденная Бога нашего Мати, девства сосуд, Ааронов прозябший жезл от корене Иессеева, пророческое проповедание, и праведных Иоакима и Анны прозябение. Раждается убо, и мир с Нею обновляется: раждается, и Церковь во свое благолепие украшается, храм святый Божества приятелище, девственный сосуд, царский чертог, в немже преславное неизреченнаго соединения, сошедшихся во Христе eстеств, совершенное содеяся таинство. Eмуже покланяющеся, воспеваем Девы всенепорочныя рождество.

 

По Трисвятом – трижды тропарь Богородицы: Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

 

На Утрене: Утреня

Тропари на Бог Господь - дважды тропарь Богородицы:

Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

Слава и ныне – тот же тропарь.

По полиелее поется величание праздника: Величаем Тя, Пресвятая Дево, и чтим святых Твоих родителей, и всеславное славим рождество Твое.

Степенна -1 антифон 4 гласа «От юности моея…».

Прокимен Богородицы, глас 4-й: Помяну Имя Твое во всяком роде и роде. Стих: Отрыгну сердце мое слово благо.

По 50 псалме поется стихира праздника:

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/stihira_po_50_psalme-334142.mp3

глас 6: Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог и книга слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших.

 

Первый канон праздника — святого Иоанна Дамаскина (VIII в.), второй — святого Андрея Критского (VII в.). Второй канон по своему содержанию посвящен не только Рождеству, но и Введению во храм Пресвятой Богородицы как близким между собою событиям, ибо праздник Введения относится к празднику Рождества Пресвятой Богородицы, как Сретение Господне к Рождеству Христову.

 

Катавасия — ирмосы ближайшего великого праздника – Воздвижения: Крест начертав (по такому принципу катавасия бывает и в некоторые другие двунадесятые Богородичные и Господские праздники: Введение во храм Пресвятой Богородицы, Преображение, Вознесение и др.).

 

На 9-й песни "Честнейшую" не поем, но поются припевы праздника: Величай душе моя, преславное рождество Божия Матере и другий припев: Величай, душе моя, от неплодове рождшуюся Деву Марию.

На хвалитех - стихиры Богородицы,

 

На Литургии: Литургия

Антифоны поются изобразительные. Тропари по входе - тропарь Богородицы: Рождество Твое Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо возсия солнце правды Христос Бог наш, и разрушив клятву, даде благословение, и упразднив смерть, дарова нам живот вечный

 

Слава и ныне - кондак Богородицы: Иоаким и Анна поношения безчадства, и Адам и Eва от тли смертныя свободистася Пречистая, во святем рождестве Твоем. То празднуют и людие Твои, вины прегрешений избавльшеся, внегда звати Ти: неплоды раждает Богородицу, и питательницу жизни нашея.

 

Поется Трисвятое. Прокимен, песнь Богородицы, глас 3: Величит душа Моя Господа, и возрадовася дух Мой о Бозе Спасе Моем Стих: Яко призре на смирение рабы Своея, се бо отныне ублажат Мя вси роди.

Как важнейшая песнь в честь Богородицы и на важнейшей из служб, литургийный прокимен берется из песни Самой Богородицы, а стих к нему из продолжения этой песни.

Вместо Достойно поется задостойник праздника – ирмос 9-й песни канона Чужде матерем девство: Чужде матерем девство, и странно девам деторождение: на Тебе Богородице, обоя устроишася. Тем Тя вся племена земная непрестанно величаем.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Праздник Рождества Пресвятой Богородицы имеет один день предпразднства (7/20 сентября) и четыре дня попразднства. Отдание его бывает 12/25 сентября.

Следующий день после праздника (9/22 сентября) посвящен участникам празднуемого события — праведным Иоакиму и Анне.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слово на Рождество Пречистой Владычицы нашей

Богородицы и Приснодевы Марии

 

митрополит Сурожский Антоний

 

В Своем Евангелии Господь и Бог наш говорит: «Когда наступает время младенцу родиться, то бывает скорбь: когда же он родится – пребывает одна радость, ибо новая жизнь вошла в мир...» И когда рождается ребенок, окружающие дивятся: какова будет судьба этого младенца? Рождение младенца – только первый день его; какова будет долгая чреда дней, составляющих человеческую жизнь? И каков будет последний день, который подведет итог всему, что было жизнью этого человека?

 

Сегодня мы празднуем День Рождения (Рождество) Божией Матери, и наша мысль обращена к Ней. Она родилась – снова, как говорит Евангелие, – не от хотения плоти и не от хотения мужа; Она родилась от Бога. Она родилась как последнее, заключительное звено длинной цепи людей, мужчин и женщин, которые боролись на протяжении всей человеческой истории. Они боролись за чистоту, боролись за веру и полноту, боролись за цельность, боролись, чтобы на первом месте в их жизни был Бог, и они поклонялись бы Ему в истине и служили бы Ему со всей верностью. В этом длинном ряду людей были и грешники, в жизни которых, может быть, была только одна черта, искупающая само их существование; были в нем и святые, в чьей жизни едва ли сыщется какой недостаток. Но всем им приходилось бороться, и у всех их одна черта была общей: они боролись во имя Божие – против самих себя, не против других – для того, чтобы восторжествовал Бог. И постепенно, из столетия в столетие, они подготовили Наследницу своего рода. Она должна будет родиться, как и всякий младенец, в ряду добра и зла, греха и святости, но Она будет таким ребенком, который изберет добро с самого начала и будет жить в чистоте и во всецелой верности своему человеческому величию...

Сегодня родилась Божия Матерь; сегодня начинается преодоление того разделения, которое существовало между Богом и человеком с момента падения. Сегодня родилась Та, Которая станет Мостом между Небом и землей; Та, Которая станет Дверью Воплощения, – дверью, раскрывающейся в Небо. Будем сегодня радоваться, ибо начало спасения пришло. Станем думать о Ней с лаской, дивиться на Нее и просить Ее научить нас – может быть, не уподобляться Ей, потому что большинство из нас не может на это надеяться, но – любить Ее с благоговением, поклоняться Ей так, чтобы стать достойными быть одного с Ней рода – рода человеческого, от которого родился Бог, потому что Она явила такую совершенную верность. Аминь.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
23905.p.jpg

Торжественно празднуем, дорогие братья и сестры, рожде­ство Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христиан­ской веры святая Церковь установила этот праздник. Празд­нуемое событие - рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяго­тевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низ­вел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемило­стивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любо­вью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляе­мы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во­площенному Слову.жественно празднуем, дорогие братья и сестры, рожде­ство Пресвятой Девы Марии от неплодных родителей, благочестивых Иоакима и Анны. С первых веков христиан­ской веры святая Церковь установила этот праздник.

Празд­нуемое событие - рождение Богоизбранной Отроковицы – принесло радость всему миру, ибо Богочеловек Христос Иисус, воссиявший из Нее, разрушил проклятие Божие, тяго­тевшее на преступном и окаянном роде человеческом и низ­вел на него благословение Божие, и, поправ всеродную смерть, даровал людям жизнь вечную. Так уясняет святая Церковь причину настоящей радости.

Долго скорбели о своем неплодии праведные родители Приснодевы, долго и горячо молились Господу о разрешении неплодия, считавшегося наказанием от Бога за грехи; много творили милостыни, чтобы преклонить на милость Всемило­стивого, и терпели оскорбления от соплеменников, и в этой скорби и непрестанной молитве и благотворении постепенно очищались духом и воспламенялись больше и больше любо­вью и преданностью к Богу и таким образом были уготовляе­мы Провидением Божиим к благословенному рождению Преблагословенной Дщери, избранной от всех родов в Матерь во­площенному Слову.

Тесным и скорбным путем Господь ведет к славе и блажен­ству избранных Своих, ибо и Самой Матери Бога по плоти предречено было Симеоном, что душу Ее пройдет оружие и Она испытает тяжкие скорби в душе во время страдальческой жизни Сына Ее, да откроются многих сердец людских помы­шления (Лк. 2, 34-35). Так скорбен и тесен путь всех избран­ников Божиих, ибо мир и миродержец, т. е. враг Бога и человеков, крайне теснит людей Божиих; и Сам Господь попуска­ет им идти тесным путем, поскольку он способствует им уст­ремляться к Богу и на Него единого возлагать свое упование.

Но обратим взор от скорби к радости. Какую же радость до­ставляет нам Рождество Богоматери? Разъясним подробнее церковную песнь, изъясняющую причины радости празднич­ной. Через рождество Приснодевы, через единородного Сына Ее и Бога проклятое и отверженное человечество примири­лось с Богом, безмерно оскорбленным их грехами, ибо Хрис­тос стал Посредником примирения (Рим. 5,10-11), освободи­лось от проклятия и смерти вечной, удостоилось благослове­ния Отца Небесного; оно соединилось и срастворилось с есте­ством Божественным; возведено в первое достояние свое этим срастворением, по выражению церковной песни; отвержен­ный прежде человек удостоился усыновления Отцу Небесно­му, получил обетование славного воскресения и вечной жиз­ни на небесах вместе с ангелами.

Все это совершено и совер­шается воплотившимся из Пречистой девы от Духа Святого Сыном Божиим и ходатайством Пречистой Его Матери. Как почтено и возвеличено человечество через святую Деву Бого­родицу, ибо Она удостоилась обновления и усыновления Бо­гу; и Сама Она удостоилась по Своему безмерному смирению и величайшей чистоте и святости быть Матерью Богочелове­ка! Она всегда пребывает самой сильной Ходатаицей и Пред­стательницей рода христианского пред Своим Сыном и Бо­гом! Она - наша Надежда непостыдная; Она отводит от нас тучи праведного гнева Божия, отверзает нам древний рай Своим могучим ходатайством; Она поддерживает престолы царей и хранит их непоколебимо вовек. Она тысячекратно спасала и спасает Россию с начала и доныне; Она ее возвели­чила, прославила, утвердила и утверждает ее; Она Поручница грешных во спасение. К Ней христиане обращают свои бес­численные моления, прошения, хвалы, славословия и благо­дарения; Она совершила и совершает в Церкви бесчисленные чудеса, благотворные во всех концах мира.

Будем же все светло торжествовать праздник Рождества Пресвятой Девы Марии, украшаясь сами всякими добродете­лями христианскими. Аминь.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский
Святой праведный Иоанн Кронштадтский. Скорбь и радость. Слово в день Рождества Пресвятой Богородицы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Иеромонах Игнатий (Шестаков)

http://www.pravoslavie.ru/podcasta/Rozhdestvo_Bogoroditsyi_Ignatiy-d67938.mp3

23898.p.jpg

источник: Слово на Рождество Пресвятой Богородицы

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

is1060.jpg Пресвятая Дева Мария родилась в то время, когда люди дошли до таких пределов нравственного упадка, при которых их восстание казалось уже невозможным. Лучшие умы той эпохи сознавали и часто открыто говорили, что Бог должен сойти в мир, чтобы исправить веру и не допустить погибели рода человеческого. Сын Божий восхотел для спасения людей принять человеческое естество, и Пречистую Деву Марию, единственную достойную вместить в Себя и воплотить Источник чистоты и святости, Он избирает Себе Матерью.

is1061.jpg

Рождество Богоматери

Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии празднуется Церковью, как день всемирной радости. В этот светлый день, на рубеже Ветхого и Нового заветов, родилась Преблагословенная Дева Мария, предуставленная от века Божественным Промыслом послужить тайне воплощения Бога Слова - явиться Матерью Спасителя мира, Господа нашего Иисуса Христа. Пресвятая Дева Мария родилась в небольшом Галилейском городе Назарете. Родителями Ее были праведные Иоаким из рода пророка и царя Давида и Анна из рода первосвященника Аарона. Супруги были бездетны, так как святая Анна была неплодна. Достигнув преклонных лет, Иоаким и Анна не теряли надежды на милость Божию, твердо веря, что Богу все возможно, и Он может разрешить неплодство Анны даже в ее старости, как некогда разрешил неплодство Сарры, супруги патриарха Авраама. Святые Иоаким и Анна дали обет посвятить Богу для служения в храме дитя, которое им пошлет Господь. Бесчадие считалось в еврейском народе наказанием Божиим за грехи, поэтому святые и праведные Иоаким и Анна терпели несправедливые поношения от своих соотечественников. В один из праздников старец Иоаким принес в Иерусалимский храм свою жертву в дар Богу, но первосвященник не принял ее, назвав Иоакима недостойным, ввиду его бесчадия. Святой Иоаким в глубоком горе ушел в пустыню и там со слезами молился Господу о даровании дитяти. Святая Анна, узнав, что произошло в Иерусалимском храме, горько плакала, однако не роптала на Господа, а молилась, призывая на свою семью милосердие Божие. Господь исполнил их прошение, когда святые супруги достигли преклонного возраста и приготовили себя добродетельной жизнью к высокому званию - быть родителями Пресвятой Девы Марии, будущей Матери Господа Иисуса Христа. Архангел Гавриил принес Иоакиму и Анне радостную весть: молитвы их услышаны Богом, и у них родится Преблагословенная Дочь Мария, через Которую будет даровано спасение всему миру. Пресвятая Дева Мария Своей чистотой и добродетелью превзошла не только всех людей, но и Ангелов, явилась живым храмом Божиим, и, как воспевает Церковь в праздничных песнопениях, "Небесной Дверью, вводящей Христа во Вселенную во спасение душ наших" (2-я стихира на "Господи, воззвах", глас 6).

is1059.jpg

Рождество Пресвятой Богородицы

Рождество Божией Матери ознаменовало наступление времени, когда начали исполняться великие и утешительные обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства диавола. Это событие приблизило на земле благодатное Царство Божие, царство истины, благочестия, добродетели и бессмертной жизни. Матерь Перворожденного всея твари является и всем нам по благодати Матерью и милосердной Заступницей, к Которой мы постоянно прибегаем с сыновним дерзновением.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рождество Пресвятой Богородицы

rozdestvo_bogorodizy_2.jpg

Рождество Пресвятой Богородицы – не просто день рождения Матери Иисуса Христа. Это одно из событий в той цепочке, которая вывела человечество на путь спасения. Как и было задумано Богом.

Евангелия от Матфея и Луки начинают свое повествование с Рождества Христова, точнее – с событий, которые непосредственно предшествовали Рождеству. Но Церковь бережно донесла до нас предания, которые повествуют и о чудесных обстоятельствах появления на свет Девы Марии – Той, Кому Господь доверил стать Матерью Своего Единородного Сына.

В древнем городе Назарете, что расположился в Галилее, на севере Святой Земли, жили праведные супруги – Иоаким и Анна. Они происходили из древнего царского рода, восходящего к святому царю Давиду. Впрочем, святые супруги жили не по-царски скромно, их богатством была вера в Бога. Уже одно это делало их счастливыми, но все же было одно обстоятельство, которое омрачало счастье супругов – у них не было детей. Это всегда очень печально, когда в семье, в которой царит любовь, нет детей. А для иудеев рождение ребенка вообще считалось особым религиозным долгом: каждая семья надеялась, что обещанный Спаситель произойдет из их рода.

Бездетность святых Иоакима и Анны даже стала причиной насмешек и поношений со стороны других людей. Однажды Иоаким пришел на праздник в Иерусалимский Храм, чтобы принести жертву Богу. Но священник отверг приношение и укорил Иоакима, сказав: «Не надлежит тебе участвовать в жертвоприношениях, предлагаемых Богу, ибо не благословил тебя Бог и не дал тебе потомства в Израиле».

Услышав эти обидные и несправедливые слова, Иоаким ушел в пустыню. Там он 40 дней и 40 ночей постился и слезно молился, чтобы Господь даровал ему дитя, хотя бы в старости. Узнав о случившемся, праведная Анна тоже стала усердно молить Бога о том, чтобы стать матерью.

По древнему преданию, Иоаким в пустыне, а Анна в горнице, получили радостную весть от Ангела, что услышана их молитва. Рано утром они поспешили с благодарностью в Храм и встретились у Золотых ворот. На этот сюжет написана икона «Встреча Иоакима и Анны».

Вскоре слова Ангела сбылись – у Иоакима и Анны родилась Дочь, Которую назвали Мариам, или Мария. Имя «Мария» означает «Госпожа». Это не случайно, ведь Деве Марии предстояло стать Царицей Неба и земли. А празднество в Ее честь «почитается днем спасения всего мира» (святитель Фотий, патриарх Константинопольский, IX век).

В материале использовано изображение иконы Рождества Пресвятой Богородицы (церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Ростове Великом, середина XVII в.)

Пасха.ру

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Рождество Пресвятой Богородицы: иконы

 

 

Иконография Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.

 

При сравнении иконы Рождества Матери Божией с другими иконами двунадесятых праздников обращает на себя внимание, более чем в других двунадесятых иконах, земной, человеческий строй этого изображения. Икона не является сугубо символической печатью события, напечатлением догматического содержания праздника, но носит черты очень интимные, она не лишена бытовых подробностей. Икона Рождества Матери Божией как бы вводит нас в семью Иоакима и Анны, делает нас причастниками священному событию.

 

В левой стороне иконы изображена святая Анна. Лик ее выражает радость. Справа от святой Анны изображены служанки, несущие ей еду и питье. Изображение служанок очень жизненно и является подробностью домашнего уклада. Ниже, в правом углу иконы, изображены повивальные бабки, которые готовят воду для омовения новорожденной. И все эти домашние подробности не бессмысленны, они становятся частью святыни, неотторжимой от святого события, и свидетельствуют о том, что нет здесь ничего незначительного, самое скромное участие делает присутствующих причастными общему светлому празднику. В Рождестве Пресвятой Богородицы освящаются и семейное начало, и бытовое, потому что Рождество Ее становится приготовлением встречи Великого Царя.

 

На иконе праздника Матерь Божия изображается обычно не посредине, не на центральном месте, но спеленутой на руках повивальной бабки или стоящей в купели, наполненной водой, и ожидающей омовения. Но изображение Матери Божией на иконе праздника Рождества Богородицы по существу является самым важным, самым значительным изображением иконы. Быть может, в этой скромности изображения Божией Матери выразилось то, что было в ней неизменно - полнота смирения.

 

1.jpg

Рождество Богоматери. Фреска придела свв. Иоакима и Анны Софийского Собора в Киеве. XI век.

 

2.jpg

Рождество Богоматери. Мозаика церкви монастыря Дафни, Греция. Рубеж XI-XII веков

 

2_1.jpg

Молитва Анны у источника и явление ангела Иоакиму - мозаики церкви монастыря Дафни. К этому времени в византийском искусстве уже сложился Протоевангельский цикл, включающий в себя эти, а также некоторые другие композиции, в числе которых - и Введение Богоматери во храм.

 

3.jpg

Рождество Богоматери. Фреска церкви св. Пантелеймона в Нерези (Ныне – Македония). Около 1164

 

4.jpg

Рождество Богоматери. Изображение на пластине т.н. суздальских «Златых врат». XII-XIII вв

 

5.jpg

Богоотцы Иоаким и Анна. Фреска церкви св. Георгия в Курбиново (Ныне – Македония). Около 1191 го. Св. Анна, несмотря на свой преклонный возраст, кормит младенца Марию грудью.

 

6.jpg

Фрески Протоевангельского цикла из росписи церкви Богоматери Перивлепты в Охриде (ныне – Македония), конец XIII века. Слева направо – Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот Иерусалима, Рождество Богородицы, Сон Марии.

 

6_1.jpg

Первые шаги Марии. Фреска церкви Богоматери Перивлепты в Охриде.

 

7.jpg

Рождество Богоматери. Мозаика Пьетро Каваллини в церкви Санта-Мария Трастевере в Риме. Рубеж XIII-XIV вв. Один из наиболее ярких примеров византийского художественного влияния в Италии

 

8.jpg

Рождество Богоматери. Мозаика нартекса церкви Спасителя монастыря Хора в Константинополе (Кахриэ-Джами, Стамбул), начало XIV века.

 

8_1.jpg

Благовестия Анне и Иоакиму. Мозаика церкви Спасителя монастыря Хора.

 

8_2.jpg

Ласкание Богоматери. Мозаика нартекса церкви Спасителя монастыря Хора

 

8_3.jpg

Благословение Марии иереями (вверху – Ласкание Богоматери). Мозаики свода нартекса церкви Спасителя монастыря Хора.

 

9.jpg

Рождество Богоматери. Тверская (?) икона XIV века из собрания Гос. Третьяковской галереи.

 

10.jpg

Фрески Протоевангельского цикла в церкви свв. Иоакима и Анны (т.н. «Кральевой церкви») монастыря Студеница (Сербия). Около 1314 г. Слева направо – Встреча Иоакима и Анны у Золотых ворот, Рождество, Сон Марии.

 

10_1.jpg

Рождество Богоматери. Фреска церкви свв. Иоакима и Анны монастыря Студеница

Рождество Богоматери.

 

11.jpg

Икона конца XIV века из Покровского монастыря в Суздале (в собрании Гос. Русского музея).

 

12.jpg

Св. Анна с младенцем Марией. Икона конца XIV века из Троице-Сергиевой Лавры. Балканский мастер (?). Собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.

 

19.jpg

Рождество Богоматери с избранными святыми. Икона XV века из собрания Гос. Третьяковской галереи

 

13.jpg

Рождество Богоматери. Икона-«таблетка» из Троице-Сергиевой Лавры. Середина XV века, собрание Сергиево-Посадского музея-заповедника.

 

14.jpg

Дионисий и мастерская. Фрески западного портала Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря, 1502 г.. Слева направо – Рождество Богоматери, Омовение младенца Марии, Сон Марии, Ласкание Богоматери.

 

14_1.jpg

Фрагмент фрески западного портала Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря.

 

15.jpg

Рождество Богоматери. Икона из праздничного чина Успенского собора Кирилло-Белозерского монастыря. Около 1497 г.

 

16.jpg

Рождество Богоматери со сценами Протоевангельского цикла и земной жизни Марии. Русская икона середины XVI века из собрания Устюженского краеведческого музея.

 

17.jpg

Рождество Богоматери. Фреска афонского монастыря Ставроникита. Середина XVI века, мастер Феофан Критский .

 

18.jpg

Рождество Богоматери. Греческая икона XV-XVII вв. из собрания Гос. Исторического музея. Здесь традиционное изображение Иоакима становится частью как бы дополнительной композиции – Благовестия Иоакиму.

 

20.jpg

http://www.nsad.ru/index.php?issue=13&section=10014&article=2614&print=1

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спаси ГОСПОДИ за ваш нужный и укрепляющий духовно такой труд. Как будто в храме на службе еще раз побывала.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...