Перейти к публикации

Рекомендованные сообщения

СВЯТИТЕЛЬ ИЛАРИОН, МИТРОПОЛИТ КИЕВСКИЙ

 

Святителю Иларионе, моли Бога о нас

 

5a929cc185f30_.png.2538ebe84ecb4a1f5e9c9155d11685e8.png

 

 

(† ок. 1054/55?, память 28 сентября — в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста — в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) [1].

 

Молитва свт. Илариона (начало):

 

«Тем же Ты, о, Владыка, Царь и Бог наш,

высок и славен, Человеколюбец!

Воздающий по трудам и славу, и честь,

и сопричастников творя Своего царства,

помяни, Благий, и нас — нищих Твоих,

ибо имя Твое — Человеколюбец» [2, с. 102].


«В лѣто 6559 (1051). Постави Ярославъ Лариона митрополитомъ Руси въ святѣй Софьи, собравъ епископы. …

Боголюбивому князю Ярославу любяще Берестовое и церковь ту сущую Святыхъ апостолъ и попы многы набдящю, и в них же бѣ прозвутерь, именемь Ларионъ, мужь благъ, и книженъ и постникъ, и хожаше с Берестового на Дьнѣпръ, на холмъ, кде нынѣ ветхый манастырь Печерьскый, и ту молитвы творяше, бѣ бо лѣсъ ту великъ. Иськопа ту печеръку малу, 2-саженю, и приходя с Берестового, отпеваше часы и моляшеся ту Богу втайнѣ. Посем же возложи Богъ князю въ сердце, и постави его митрополитомъ святѣй Софьи, а си печерка тако ста» [3], — сказано в Повести временных лет.

В дальнейшем прп. Антоний Печерский «приде на холмъ, идеже бѣ Ларионъ печеру ископалъ, и вьзлюби мьстьце се и вселися во нь, и нача молитися Богу» [3].

 

Потому, именно святитель Иларион является тем, кто положил начало русского печерского иночества.

На Берестове, к северу от Киево-Печерской лавры, до сих пор стоит Спасо-Преображенская церковь, XII в., церковь же Святых Апостолов не сохранилась до наших дней [4].

 

Кроме строк Повести временных лет, имеется запись в рукописи, содержащей сочинения Илариона, где от его лица говорится: «Аз милостию человеколюбивааго Бога, мних и прозвитер Иларион, изволением Его от богочестивых епископ священ бых и настолован в велицем и богохранимем граде Кыеве, яко быти ми в немь митрополиту, пастуху же и учителю. Быша же си в лето 6559, владычествующу благоверьному кагану Ярославу сыну Владимирю. Аминь» [цит. по: 1].

 

Хиротония Илариона (1051/52 г.), первого русского митрополита, совершенная не в Константинополе, а в Киеве, Собором русских архиереев, не соответствовала принятой в то время практике назначения епископов и митрополитов Патриаршим Синодом. По мнению некоторых историков, она означала стремление Ярослава к церковной независимости от Византии [1] (в которой так и не признали Илариона митрополитом). «Вскоре после смерти Ярослава [20 февраля 1054 г.] в Новгородской первой летописи поминается уже Киевский митрополит грек Ефрем» [2, с. 8]. В дальнейшем о судьбе Илариона ничего не известно. «Вероятно, митрополит скончался еще при жизни князя, поскольку не упоминается в связи с отпеванием и погребением последнего» [1]. Есть предположение, что Иларион, по оставлении митрополичьего престола, удалился в Киево-Печерский монастырь, с принятием великой схимы, и является одним лицом с летописцем игуменом прп. Никоном, но эта гипотеза не была принята научным сообществом [1].

 

Полагают, что Иларион был духовником князя Ярослава. «На смелый шаг автономного посвящения в митрополиты он пошел не по мотивам карьеры, о том говорит его нравственный облик молитвенника, аскета и, вероятно, схимника, миссионера, писателя и вождя монашества», — пишет А.В. Карташев [5, с. 167]. Иларион «был человеком высшего образования: может быть, самым образованным человеком своего времени» [5, с. 167]. «Поскольку в произведениях Илариона имеются свидетельства знания им греческого языка, хорошей богословской подготовки, прекрасного владения приемами риторики, некоторые исследователи допускали, что святитель получил образование в Византии» [1]. Предполагают, что Иларион пустынножительствовал на Афоне; позднее, посетив Францию в составе одного из русских посольств, познакомился с латинским богослужением [1].

«Он мог понимать и букву канонов, и свободно толковать их с полным знанием дела» [5, с. 167]. Во вступительном слове церковного Устава Ярослава сказано: «Се язъ князь великый Ярославъ, сынъ Володимирь, по данию отца своего, съгадал есмь с митрополитом с Ларионом, сложил есмь греческый Номоканун» [6, Вступление]. Можно не сомневаться в том, что Иларион принимал участие в составлении Правды Русской, первого известного нам свода законов Древней Руси. «В старшей части этого свода, которая называется Правдой Ярослава, имеются очевидные текстовые схождения с церковным Уставом Ярослава» [2, с. 7].

 

Несомненным благим делом Илариона и князя Ярослава, — пишет В.Я. Дерягин, — «надо считать установление на Руси совершенно особого отношения светской и духовной власти: на Руси Церковь не подчинялась полностью государю, как патриархия подчинялась императору в Царьграде, и не соперничала со светской властью, как папская церковь в Западной Европе. Православная Церковь на Руси стала вассалом и духовником государства одновременно» [2, с. 9].

 

По проложному сказанию, известному в рукописях с 1-й пол. XIV в., митрополит Иларион 26 ноября (год неизвестен) освятил в Киеве великокняжескую церковь св. Георгия, небесного покровителя Ярослава Мудрого. В храме совершались наречения и поставления епископов [1].

 

В Русской Церкви живет оставленное свят. Иларионом духовное наследство. Его важнейшие произведения: «Слово о законе и благодати», Молитва, Исповедание веры — входят в сборник XVI в., хранящийся в Государственном Историческом Музее [1]. Тексты имеют общее заглавие: «О законѣ, Моисѣом данѣѣмъ, и о благодѣти и истинѣ, Исусомъ Христомъ бывшии и како законъ отиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ вся языкы простреся и до нашего языка рускаго, и похвала кагану нашему Влодимеру, от негоже крещени быхомъ, и молитва къ Богу от всеа земля нашеа» [6]. Предполагают, что эта подборка текстов составлена самим Иларионом. Заканчивается она приведенной выше его авторской записью.

 

«Слово», первое дошедшее до нас авторское произведение древнерусской литературы, является праздничной пасхальной проповедью, произнесенной Иларионом в Софии Киевской в присутствии св. князя Ярослава и его жены Ирины. Вероятно, проповедь была произнесена 26 марта 1049 г., поскольку в этом году праздник Пасхи совпал с праздником Благовещения. «Пасхальные мотивы, основные в проповеди Илариона, дополнены в ней прямым упоминанием Благовещения, и это совпадение усилило как философскую, так и историческую идею „Слова“» [2, с. 10]. Содержание «Слова» глубоко и многосторонне. Центральная его тема — учение о спасении и благодати. Большое внимание уделено вопросу о превосходстве христианства над иудейством. Третья тема, явившаяся поводом к произнесению «Слова», — прославление апостольского подвига святого князя Владимира. [7]

 

11      «Благословен Господь Бог Израиля, Бог христианский …

17      Законом на скрижалях,

18      а после Сыном своим все народы спас,

19      Евангелием и крещением вводя их

20      в обновление послебытия — в жизнь вечную …

26      И не посол Его, не вестник,

27      но сам Он спас нас …

42                                    … да приимет человечество

43      Законом и обрезанием млеко Благодати и крещения;

44      Ибо Закон предтечей стал и слугой Бдагодати и истине,

45      истина же и Благодать — слуга веку будущему, жизни нетленной ….

140    Как отошел свет луны, когда солнце воссияло,

141    так и Закон — пред Благодатью явившейся …

151    ... среди иудеев — самоутверждение, а у христиан — спасение …

169    И Христова Благодать всю землю объяла,

170    как вода морская, покрыла ее» [2].

 

«Слово», — сказано в Православной энциклопедии, — «древнейшее известное оригинальное русское литературное произведение. В нем в художественно совершенном и богословски обоснованном виде нашла выражение апология новопросвещенной страны и ее крестителя равноапостольного князя Владимира» [1]. Сочинение начинается с обзора библейской истории человечества: от ветхозаветных событий, отразивших господство в Израиле закона, к новозаветной истории, когда благодать (христианское учение) распространилась по всей земле. Через идею христианской благодати, которая открыта для всех народов, автор проводит мысль о равенстве новообращенной Руси с другими христианскими странами, в первую очередь с Византией. [1]

В Похвале св. князю Владимиру Иларион сравнивает князя с апостолами, сближает его, по его деяниям, с равноапостольным императором Константином I Великим. Автор «Слова» отмечает личное благочестие князя, его христианские добродетели. О князе Ярославе рассказывается как о продолжателе дела Владимира. [1]

 

«Творение Илариона есть как бы голос всенародного раздумья о призвании русского народа, — пишет митрополит Иоанн (Снычев), — „глас радования“ православного люда, ощутившего избавление от томительного рабства греху и в то же время напряженно размышляющего о том, какого служения ожидает Господь от Своих новообретенных чад. … Главным прозрением Илариона стало его утверждение о духовной природе той силы, которая соединила разрозненные славянские племена в единый народ. ... Цель этого всенародного единения в духе церковного миропонимания — сохранить чистоту веры, удержать ее апостольскую спасительную истину. ... Здесь — корни русской державности, понимающей государственную мощь не как самоцель, а как дарованное Богом средство к удержанию народной жизни в рамках евангельской непорочности» [8, с. 5-8].

 

Д.С. Лихачев пишет: «Это совершеннейшее произведение и по глубине своего содержания и по той блестящей форме, в которую оно облечено: последовательность, логичность, легкость переходов от темы к теме, ритмичность организации речи, разнообразие образов, художественный лаконизм делают „Слово“ Илариона одним из лучших произведений мирового ораторского искусства. И произведение это — не перепев византийских образцов, ибо это не просто богословская проповедь того типа, который был распространен в Византии, а богословско-политическое выступление, которых не знало византийское ораторство, и при этом на национально-русскую тему» [9, с.20].

 

Прот. Георгий Флоровский приводит высказывание о «Слове» Е.Е. Голубинского как о «безупречной академической речи...», — «не ритор худших времен греческого ораторства, а настоящий оратор времен его процветания». О. Георгий пишет: «Это, действительно, превосходный образец ораторского искусства: язык свободный и гибкий, чувствуется напряженность христианских переживаний, очень стройный и прозрачный план...» [10, с. 12-13].

 

Вот одни из последних стихов «Слова», обращенные к св. князю Владимиру, на древнерусском языке:

 

841     «Ослѣплени невидѣниемь

            и тобою прозърѣхомъ на свѣтъ трисълньчнаго Божьства.

            Нѣми бѣхомъ, и тобою проглаголахомъ

            и нынѣ уже мали и велицѣи славимъ единосущьную Троицю.

845     Радуйся, учителю нашь и наставьниче благовѣрно!

           Ты правьдою бѣ обълеченъ, крѣпостию препоясанъ,

           истиною обутъ, съмыслъмь вѣньчанъ,

           и милостынею, яко гривною,

849    и утварью златою красуяся». [2, с. 98]

 

Канонизацией Илариона считают включение его имени в Собор всех святых, в земле Российской просиявших, составленный в связи с подготовкой к изданию богослужебных Миней в середине 80-х гг. XX в. (Минея (МП). Май. Ч. 3. С. 356). Позже имя Илариона вошло в Собор преподобных отцов Ближних пещер (видимо, по соотнесению места его пещерки с Ближними пещерами Киево-Печерской лавры). В составе данного Собора Иларион указан в Православном церковном календаре. [1]


 

Библиография:

 

  1. Православная энциклопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. — URL: http://www.pravenc.ru/text/389115.html
  2. Иларион. Слово о Законе и Благодати. /Сост., вступ. ст., пер. В.Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского. М.: Столица, Скрипторий, 1994.
  3. ПВЛ [Электронный ресурс]. — URL: http://heathen.su/library/pvl.html
  4. Википедия [Электронный ресурс]. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Церковь_Спаса_на_Берестове.
  5. Карташев А.В. Очерки по истории Русской Церкви. Т.1. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009.
  6. Слово о законе и благодати митрополита Илариона. Электронные публикации Института русской литературы Пушкинского дома (РАН) [Электронный ресурс]. — URL: http://lib.pushkinskijdom.ru/Default.aspx?tabid=4868
  7. Святитель Иларион, митрополит Киевский и всея Руси [Электронный ресурс]. — URL: http://days.pravoslavie.ru/Life/life4563.htm
  8. Митрополит Иларион. Слово о Законе и Благодати / Предисл. митрополита Иоанна (Снычева) / Сост., вступ. ст., пер.В.Я. Дерягина. Реконстр. древнерус. текста Л.П. Жуковской. Коммент. В.Я. Дерягина, А.К. Светозарского / Отв. ред. О.А. Платонов. М.: Институт русской цивилизации, 2011.
  9. Величие древней литературы // Библиотека литературы Древней Руси / РАН, Ин-т рус. лит. (Пушкинский Дом); под ред. Д.С. Лихачева [и др.]. СПб., 1997. — Т. 1: XI–XII века. — С. 7–24 [Электронный ресурс]. — URL: http://www.lihachev.ru/lihachev/bibliografiya/5129/
  10. Прот. Георгий Флоровский. Пути русского богословия. Издательство Белорусского Экзархата, 2006.

 

 

 

 

Изменено пользователем Елена Панфилова

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...