Гость yanata Опубликовано: 5 мая, 2011 священникам выгодно, они же тоже кушать хотят Жизнь русского духовенства: мифы и реальность Справедливости ради надо сказать, что те 5%, которые именуются «лицами, регулярно исполняющими религиозные обряды», а попросту – прихожане храмов, разумеется, ничего особенно таинственного в этой жизни не видят. Лет пятнадцать назад, мой добрый приятель – пожилой священник, рассказал мне курьёзную историю, которая произошла на его приходе, куда он только что был назначен настоятелем. Его матушка-супруга обратила внимание на то, что одна из сельских старушек регулярно роется в мусорных остатках её помойного ведра. Как оказалось, совсем не голод, а любопытство – нет ли яичных скорлупок или чего-либо другого скоромного с поповского стола в пост – двигало её поисками. Где уж тут скрыться от «всевидящего ока» дотошных прихожан! Полгода достаточно нормальным людям для того, чтобы разобраться в вопросе «каков поп». Однако большинство людей видят священника преимущественно раза три в год: на Рождество, Крещение и Пасху. Диковинные одежды, непонятный большинству язык, некоторые церковные обычаи (например, поцелуй благословляющей десницы) вызывают смесь удивления со смущением. Случайные встречи, обрывки слов, неудачные проповеди-исповеди рождают легенды, басни, сплетни. (отрывок из статьи) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
сергей32 0 Опубликовано: 5 мая, 2011 то есть по 5-6 часов стоять исповедовать (а принимать исповедь это, наверное, как на ликвидации аварии ядерного реактора работать - только без ограничения по времени и без защиты), потом служить - ни сна, ни отдыха 24 часа в сутки / 365 дней в году (некоторые священники от нагрузок прямо во время исповеди или службы умирают) - выгода конечно.... (обхохочешься) А вот патриарх кирил очень не плохо устроился и на дорогих машинах ездит и дачу себе строит это как понимать? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
fezalis 66 Опубликовано: 5 мая, 2011 А вот патриарх кирил очень не плохо устроился и на дорогих машинах ездит и дачу себе строит это как понимать? И Слава Богу , что у нашего Патриарха все хорошо ! Машины ему дарят ... а дачка вообще здорово - летом свежая зелень, воздух свежий , уединение... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 5 мая, 2011 А вот патриарх кирил очень не плохо устроился и на дорогих машинах ездит и дачу себе строит это как понимать? простите что вопросом на вопрос - скажите, а если бы он на велике ездил и жил бы с Вами в одной коммунальной квартире, у Вас не было бы ощущения что Вас обманывают и Вы бы уверовали в Бога? Начали бы заповеди исполнять и жить по Евангелию? Воцерковились бы? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ника 1 837 Опубликовано: 5 мая, 2011 А вот патриарх кирил очень не плохо устроился и на дорогих машинах ездит и дачу себе строит это как понимать? Машина Патриарха вселяет в Вас неуверенность в бытии Бога? А Вы знакомы с буднями Патриарха? Какой колоссальный ум, выдержку, железное здоровье надо иметь Патриарху, чтобы выполнять тяжелейшее служение те самые 24 часа в сутки! Вы свой день рождения не в детском онкоцентре проводите, случайно? А после ночной службы на Рождество не ездите в приемник-распределитель бомжей поздравлять? Жизнь не в сплошной ли у Вас поездке и встречах с высшим руководством, не считая многочасовых служб каждый день, в постоянной ли заботе о том, чтобы не задели Церковь? Попробовали бы Вы встать на его место. Тогда и часы дорогие, и машины Вас так бы не смущали... И еще. Вы наверняка бывали в музеях Московского Кремля и видели облачения русских средневековых иерархов. Чем нынешний Предстоятель от них отличается? Можно, конечно, как говорил Шариков, взять все и поделить, но от этого Шариковы профессорами Преображенскими никак не станут, увы... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость yanata Опубликовано: 5 мая, 2011 Скажите Сергей,вы не верите в Бога,а что вы сделали что бы поверить,читаете Святое Евангелие? У вас есть доказательства не существования Бога7 Чистые сердцем Бога узрят.Бог есть свет,а мы грешные ходим во тьме грехов,сердце каменное,душа черствая,совесть не чистая,ум лукавый.А свет и тьма не могут быть рядом.Вера в Бога,это не просто звук,а трудный путь.Вам не дает покоя жизнь священников,и этому есть объяснение,сердце не мирно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
сергей32 0 Опубликовано: 5 мая, 2011 Машина Патриарха вселяет в Вас неуверенность в бытии Бога? А Вы знакомы с буднями Патриарха? Какой колоссальный ум, выдержку, железное здоровье надо иметь Патриарху, чтобы выполнять тяжелейшее служение те самые 24 часа в сутки! Вы свой день рождения не в детском онкоцентре проводите, случайно? А после ночной службы на Рождество не ездите в приемник-распределитель бомжей поздравлять? Жизнь не в сплошной ли у Вас поездке и встречах с высшим руководством, не считая многочасовых служб каждый день, в постоянной ли заботе о том, чтобы не задели Церковь? Попробовали бы Вы встать на его место. Тогда и часы дорогие, и машины Вас так бы не смущали... И еще. Вы наверняка бывали в музеях Московского Кремля и видели облачения русских средневековых иерархов. Чем нынешний Предстоятель от них отличается? Можно, конечно, как говорил Шариков, взять все и поделить, но от этого Шариковы профессорами Преображенскими никак не станут, увы... В музее я не был а патриарх кирил мне всеравно противен у него даже фамилия противная Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ника 1 837 Опубликовано: 5 мая, 2011 В музее я не был а патриарх кирил мне всеравно противен у него даже фамилия противная Ну, тогда ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
сергей32 0 Опубликовано: 5 мая, 2011 Скажите Сергей,вы не верите в Бога,а что вы сделали что бы поверить,читаете Святое Евангелие? У вас есть доказательства не существования Бога7 Чистые сердцем Бога узрят.Бог есть свет,а мы грешные ходим во тьме грехов,сердце каменное,душа черствая,совесть не чистая,ум лукавый.А свет и тьма не могут быть рядом.Вера в Бога,это не просто звук,а трудный путь.Вам не дает покоя жизнь священников,и этому есть объяснение,сердце не мирно. Евангилее я не читаю в церкви мне как то плохо становится как будто все смотрят на меня и мне как то стыдно становится хочется побыстрее уйти оттуда Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость yanata Опубликовано: 5 мая, 2011 Сергей,никто не виноват,просто злость внутри нас самих.Не наступайте грязными ногами на чистое место.Желаю вам стать церковно верующим человеком. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 5 мая, 2011 я не могу понять что такое Бог понять что такое Бог невозможно. Наука познает законы этого мира, а раз есть законы, то вполне закономерно предположить, что есть и Законодатель. Все честные ученые это предположение если не исследуют, то по крайней мере не отвергают. Неверующих людей нет, просто верят люди в разное. Мы вот верим что Бог есть, и жизнь каждого из нас каждый день приносит все новые подтверждения этому. Если выбрать для себя веру в то, что Бога нет, то жизнь человека на земле бессмысленна. Весь это круговорот родился-женился-умер просто гигантская бездушная и бессмысленная мясорубка, если Бога нет, то правы те кто берет от жизни всё и идет по головам. Ведь потом сгниешь в земле и тебе уже будет абсолютно все равно, останутся после тебя потомки или нет, и что они о тебе скажут. Но что-то внутри нас очень сопротивляется этому знанию. По вопросам имущества и разных высказываний патриарха, это его личное дело, и если он в чем согрешил, то за все свои грехи лично будет отвечать перед Богом. В православии патриарх это не лучший по благочестию представитель церкви (хотя это было бы неплохо...), это просто старший из епископов. Для нас образцами поведения являются Христос, Богородица и святые, например Сергий Радонежский и Серафим Саровский - их тысячи. Все они в свое время предположили, что Бог есть, и прошли по этому пути до конца. Хочешь быть как они - пожалуйста, и Бог в этом будет помогать. Не хочешь - твое личное дело. Как-то так. А вообще для людей неверующих очень важный первый шаг к Богу - переломить свою жизнь, чтобы сознательно возлюбить добро, не для выгоды, а ради принципа. Это как бы пропуск на первый этап, без этого Бог к вере не подпустит. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость yanata Опубликовано: 5 мая, 2011 Сергей,такого состояния не бойтесь,это бывает от бесовских нападок,находитесь в церкви сколько можете,исповедуйтесь,причащайтесь,читайте Евангелие,переносите с терпением и отступят.Господь пришел спасти не праведников,но грешников.Не покидайте лоно церкви,со временем будете смотреть на мир и людей другим сердцем. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
сергей32 0 Опубликовано: 5 мая, 2011 простите что вопросом на вопрос - скажите, а если бы он на велике ездил и жил бы с Вами в одной коммунальной квартире, у Вас не было бы ощущения что Вас обманывают и Вы бы уверовали в Бога? Начали бы заповеди исполнять и жить по Евангелию? Воцерковились бы? мне всеравно где он будет жить и на чем ездить а то что он в онкоцентр съездил так это показуха все на свой имидж работает а к вере я надеюсь приду Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
fezalis 66 Опубликовано: 5 мая, 2011 мне всеравно где он будет жить и на чем ездить а то что он в онкоцентр съездил так это показуха все на свой имидж работает а к вере я надеюсь приду А мы , верующие, все всю жизнь на свой имидж в Царствии Божием работаем...только не у всех это получается ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
сергей32 0 Опубликовано: 5 мая, 2011 Сергей,такого состояния не бойтесь,это бывает от бесовских нападок,находитесь в церкви сколько можете,исповедуйтесь,причащайтесь,читайте Евангелие,переносите с терпением и отступят.Господь пришел спасти не праведников,но грешников.Не покидайте лоно церкви,со временем будете смотреть на мир и людей другим сердцем. Я вот недавно хотел исповедаться так мне так плохо стало аж с места двинуться не мог и внутри все забурлило Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 5 мая, 2011 мне всеравно где он будет жить и на чем ездить а то что он в онкоцентр съездил так это показуха все на свой имидж работает а к вере я надеюсь приду здоровски, что Вам все равно где он живет и на чем ездит и что к вере придете - надеюсь и верю Евангелие от Марка - попробуйте сегодня прочитать или перечитать ... про онкоцентр - не показуха... показухой можно было и в другом месте занятся - само посещение онкоцентра (даже если у Вас нет диагноза) это очень тяжело...Вам там Lost Sheep написал про Патриарха - почитайте Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
сергей32 0 Опубликовано: 5 мая, 2011 понять что такое Бог невозможно. Наука познает законы этого мира, а раз есть законы, то вполне закономерно предположить, что есть и Законодатель. Все честные ученые это предположение если не исследуют, то по крайней мере не отвергают. Неверующих людей нет, просто верят люди в разное. Мы вот верим что Бог есть, и жизнь каждого из нас каждый день приносит все новые подтверждения этому. Если выбрать для себя веру в то, что Бога нет, то жизнь человека на земле бессмысленна. Весь это круговорот родился-женился-умер просто гигантская бездушная и бессмысленная мясорубка, если Бога нет, то правы те кто берет от жизни всё и идет по головам. Ведь потом сгниешь в земле и тебе уже будет абсолютно все равно, останутся после тебя потомки или нет, и что они о тебе скажут. Но что-то внутри нас очень сопротивляется этому знанию. По вопросам имущества и разных высказываний патриарха, это его личное дело, и если он в чем согрешил, то за все свои грехи лично будет отвечать перед Богом. В православии патриарх это не лучший по благочестию представитель церкви (хотя это было бы неплохо...), это просто старший из епископов. Для нас образцами поведения являются Христос, Богородица и святые, например Сергий Радонежский и Серафим Саровский - их тысячи. Все они в свое время предположили, что Бог есть, и прошли по этому пути до конца. Хочешь быть как они - пожалуйста, и Бог в этом будет помогать. Не хочешь - твое личное дело. Как-то так. А вообще для людей неверующих очень важный первый шаг к Богу - переломить свою жизнь, чтобы сознательно возлюбить добро, не для выгоды, а ради принципа. Это как бы пропуск на первый этап, без этого Бог к вере не подпустит. А с чего начинать добро делать посоветуйте Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Юлия 530 Опубликовано: 5 мая, 2011 А вот патриарх кирил очень не плохо устроился и на дорогих машинах ездит и дачу себе строит это как понимать? Я нашла ответ на этот вопрос в Евангелие. Это раньше апостолы ходили без сумы и проповедовали, но затем сам Иисус им сказал: И сказал им: когда Я посылал вас без мешка и без сумы и без обуви, имели ли вы в чем недостаток? Они отвечали: ни в чем. Тогда Он сказал им: но теперь, кто имеет мешок, тот возьми его, также и суму; а у кого нет, продай одежду свою и купи меч; ибо сказываю вам, что должно исполниться на Мне и сему написанному: и к злодеям причтен. Ибо то, что о Мне, приходит к концу. Они сказали: Господи! вот, здесь два меча. Он сказал им: довольно. Евангелие от Луки глава 22. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 5 мая, 2011 читаю всю эту тему... жуть!!! какой-то мужиик-кабанище ведет себя как капризная девка - верю-не-верю, хотел покаятсья-но крутит, у священников какая-то выгода... и все вокруг этого типчика хороводы водят - вы то попробуйте, это и то и сё ... тошнит! а люди мудрые вот как поступали ОТЕЦ АВВАКУМ И ПСКОВСКИЙ УПОЛНОМОЧЕННЫЙ Архимандрит Тихон (Шевкунов) Как-то летом один из древних печерских стариков, сторож монах Аввакум, заявил в трапезной после вечерних молитв, что больше не будет пускать в монастырь неправославных. Хватит! Ходят по обители то размалеванные дамочки-туристки под ручку с мужиками-безбожниками, от которых за версту разит табачищем, то коммунисты с баптистами, то новоявленные экуменисты… Надо этому класть конец! .... - и не надо толерантности и не надо всем в Церковь ... путь - это борьба, пот, кровь, слезы - многие не дойдут... "что кому зачтется - кто ж об этом знает" Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
A Lost Sheep 12 109 Опубликовано: 5 мая, 2011 А с чего начинать добро делать посоветуйте Ну, тут простор огромный... Да хотя бы пожилым людям в метро место уступать. Не отвечать злом на зло и не стараться, чтобы последнее слово в спорах всегда было за нами. Стараться по мере сил гасить конфликты. Внимательнее относиться к окружающим, стараться их понимать и идти навстречу, а не отделываться отговорками, если что попросят. Ну и дай Бог дойти до исповеди и причастия. Вот это уже будет качественный скачок. А то что в храме становится плохо и всякая белиберда начинается перед исповедью - так это как раз очень весомое свидетельство, что это всё не просто так. После исповеди это часто все прекращается, но по разному бывает. Смотря насколько человек нагрешил в прошлой жизни и насколько сильную бесы имеют над ним власть. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ника 1 837 Опубликовано: 6 мая, 2011 (изменено) А с чего начинать добро делать посоветуйте При всем том, что Вам уже посоветовали, постарайтесь изменить свое отношение к Патриарху. Если Вы хотите взыскать добра, а вслед за ним и духовности, то нужно признать, что позиция "я все понимаю, но "грехи" Патриарха..." - губительна. Настоящее добро заповедует любить всех и смотреть прежде всего на свои недостатки, а не выявлять "несовершенства" православных епископов. Бог Вам в помощь! Изменено 7 мая, 2011 пользователем Ника Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Владимир Опубликовано: 6 мая, 2011 Я тут, вот, посмотрел все сообщения по данной теме. Знаете, конечно и у меня иногда бывает, что хочется осудить священноначалие, батюшек приходских, но только не себя. Ведь как говорится иголка в чужом глазу видна лучше, чем бревно в своем глазу. Каждый даст ответ за свои дела, священники за свои, а мы за свои дела. Вот, постараться бы нам исправить свою жизнь, только вот, ох как не легко. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 22 октября, 2011 Условно православные Елена Кудрявцева — о том, что узнали социологи, исследуя религиозность россиян источник: Ъ-Огонек Фото: Александр Петросян / Коммерсантъ Россияне верят в миф о своей религиозности Социологи исследовали религиозность россиян и выяснили, что православные верят в деньги, государство, президента и иногда — в Бога На ХХI Международной конференции "Служение Богу и человеку в современном мире", организованной общественной организацией "Преображенское содружество малых православных братств" и Аналитическим центром Юрия Левады, эксперты предложили разобраться в ценностных приоритетах современного российского общества, что оказалось занятием крайне непростым. Понятие служения, которое еще с незапамятных времен считалось самым важным для жителей Российской империи и было связано с бескорыстной жертвой сил и средств ради чего-то высшего, современных россиян, согласно опросам социологов, ставит в тупик. Собственно, сложности возникают и с определением "чего-то высшего". Среди православных в Бога верит примерно половина граждан. Во что верят остальные и что за бог у этих 49 млн россиян, которые, согласно исследованию Левада-центра, почти не ходят в церковь, не особенно верят в воскресение и реальность личности Христа, не молятся и чрезвычайно редко совершают что-то доброе и благородное,— на эти вопросы попытались ответить специалисты. Политолог Борис Дубин, изучая сознание современных россиян, выделил несколько устойчивых мифологем, в которые свято верит значительная часть народонаселения. Например, это миф о великой державе и о том, что Россия лишилась своего надлежащего места в мире, миф об идеальности первого лица государства (независимо от фамилии), миф о том, что русские — народ исключительный, что кругом — одни враги, миром правят деньги и что Россия — православная страна. Правда, вера верой, но на деле оказывается, что сегодня никто ничего конкретного для воплощения той же великодержавности или исключительности делать не готов. Российские мифы вообще хороши тем, что ничего не заставляют делать человека, не предполагают никакой личной ответственности. Неоспоримая истина о том, что если ты назвался груздем, то надо обязательно полезать в кузов,— для россиян сегодня совершенно неочевидна. — Российский человек привык совершенно формально, поверхностно идентифицировать себе с какими-либо общностями и с тем же православием,— сказал директор Левада-центра Лев Гудков.— Такое отношение полностью исключает личную ответственность человека, никакой серьезной внутренней работы не проводится, снимается сама проблематика этического выбора. Социолог Анна Алиева из Московского Свято-Филаретовского института рассказала, что при опросе респондентов от Москвы до Среднего Урала было выяснено, что подавляющее большинство заявляло, что человек должен служить Богу, государству, народу или на худой конец просто в армии. Но, с другой стороны, когда начинали выяснять, на что готов тратить время и силы конкретно этот человек, все ограничивалось, как правило, собственной частной жизнью. — Вот что предложил человеку тоталитаризм: жизнь как служение, полная мобилизованность каждого отдельного человека для некоторого высшего и общего дела,— пояснила философ и поэт Ольга Седакова,— "беззаветная преданность" ("делу партии", как учили нас, или "верность", к которой апеллировали в Германии, где до нынешних дней само слово "верность" остается почти табуированным). "Служу Советскому Союзу!" — повторяли и взрослые, и дети, и даже школьник должен был быть готов отдать собственную жизнь за некие не им определенные цели. Уход в частную жизнь представлялся дезертирством и предательством. Так что нынешний уход с головой в частную жизнь — это одна из реакций на прошлое, такая же, как готовность уживаться с насилием и восприятие свободы исключительно как права на то, чтобы тебя никто не трогал и ничего не навязывал. И именно такой человек пришел в 90-е годы в церковь. Он не искал в церкви Бога, не шел за покаянием и не очень интересовался вопросами метафизики (в загробную жизнь среди православных до сих пор верит 21 процент, в рай — 41, а в ад, чуть больше — 48 процентов верующих). Нет, россияне в первую очередь искали в церкви правды и помощи. — За последние 20 лет, согласно опросам, доверие к РПЦ подорвано ее молчанием по поводу самых важных вопросов общественной жизни,— считает профессор Лев Гудков,— например, по поводу войны в Чечне, коррупции, произвола в высших эшелонах власти и оценок советского режима. Второй запрос к церкви, актуальный по сей день, касается надежды на личное исправление. Чаще всего люди хотят быть менее озлобленными и не знают, как этого достичь самостоятельно. Озлобленность и внутренняя агрессия — это тоже родовая черта советского народа, следствие тотального недоверия друг к другу, которое теперь проступает в каждом последующем поколении, как водяные знаки на денежной купюре. — Такого уровня страха и недоверия по отношению к другому человеку нет ни в одной стране мира,— говорит Борис Дубин.— У нас колоссальный дефицит позитивного отношения к "другим". Любое общение принципиально направлено на понижение того, с кем вы имеет дело. Это читается в языке власти, бюрократии, в языке трамвайных перебранок. Свыше 70 процентов взрослого населения России уверены, что другим людям доверять нельзя. Среди молодежи это 50 процентов и еще 15 сомневаются. Так уж устроен исторический процесс, что всякий миф, не подкрепленный хоть какими-то разумными основаниями, со временем начинает ветшать. Например, сегодня представление о великодержавности и исключительности все еще таинственным образом уживается в сознании рядового россиянина с мифом о том, что лично он живет хуже всех, так как больше всех работает и меньше всех получает. Но постепенно такие противоречия уходят. Точно так же, уверены аналитики, со временем разрушится миф о всеобщем российском православии. — Нынешняя приверженность православию — явление временное,— говорит Лев Гудков.— Можно утверждать, что она стала следствием нашего тоталитарного прошлого. Мы прогнозируем массовый отход от православия в смысле идентификации себя с этой верой в следующие 10-20 лет. Во что будет верить будущая неправославная Россия, пока сказать сложно. Но, может быть, тогда мы сначала перестанем врать, давать взятки, изменять и сплетничать, а уже потом — будем вешать в машину иконки. Это будет хотя бы честно. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 22 октября, 2011 Сергей Худиев. Есть ли у России будущее? Источник: Радонеж В Ъ-Огоньке появилась статья Елены Кудрявцевой "Условно-православные", в которой речь идет о социологических данных, собранных Аналитическим центром Юрия Левады. Данные касаются готовности граждан доверять друг другу (удручающе низкой), готовности принимать на себя ответственность за осуществление своих ценностей (ничуть не лучше) и их отношении к Православной вере. По данным социологов, "Среди православных в Бога верит примерно половина граждан. Во что верят остальные и что за бог у этих 49 млн. россиян, которые, согласно исследованию Левада-центра, почти не ходят в церковь, не особенно верят в воскресение и реальность личности Христа, не молятся и чрезвычайно редко совершают что-то доброе и благородное,— на эти вопросы попытались ответить специалисты". Как полагает один из ученых, проводивших опрос, Лев Гудков, "Нынешняя приверженность православию — явление временное... Мы прогнозируем массовый отход от православия в смысле идентификации себя с этой верой в следующие 10-20 лет". "Во что будет верить будущая неправославная Россия, пока сказать сложно" — пишет автор статьи. Что же можно сказать на это? Проблема в том, что вера в существование некой "будущей неправославной России" требует несколько большего оптимизма, чем мы можем себе позволить. Существующие сейчас тенденции в отношении массового алкоголизма, связанной с ним депопуляции, массовой коррупции, которая приводит ко все большей недееспособности государственного аппарата, делают будущие перспективы России как государства и русских как культурной общности чрезвычайно сомнительными. Это звучит жестко, но давайте посмотрим правде в глаза — Россия тяжело больна и прогноз скорее неблагоприятен. Как сообщает на своем сайте Институт Демографических Исследований, за период 1992 по 2006гг. естественная убыль населения России — составила 11790,6 тыс. человек; положительный миграционный обмен (т.е. компенсация естественной убыли за счет миграционного прироста) — как показывают расчеты, составил 5468,2 тыс. человек. В результате за указанный период российское население сократилось на 6322,6 тыс. человек и, к нашему величайшему сожалению, продолжает сокращаться дальше" Отметим и то, что по числу умышленных убийств Россия занимает первое место в Европе. Итак, огромная территория с огромными природными богатствами все больше и больше пустеет, государство, которое ее контролирует, все больше и больше утрачивает способность выполнять свои обязанности — шокирующие примеры разложения, предательства своего долга и воровства, которыми полон интернет, тут незачем и приводить. Стремительность депопуляции несколько скрашивается (в цифрах статистики) массовой иммиграцией — которая, однако, может служить и уже служит дополнительным источником напряжения. Русские и дальше будут постепенно и неизбежно вытесняться другими этническими группами, представляющими совершенно иные культуры — группами, у которых есть то несомненное преимущество, что они гораздо меньше пьют и гораздо больше привержены своим традициям и своей идентичности. В этой ситуации говорить о "будущей неправославной России" — значит тешить себя неосновательными надеждами. Что будет существовать на территории бывшей России и какое государство будет ее контролировать — сказать сложно, но кто бы ни заселил выморочный дом, русским он уже не будет. Можно ли избежать такого будущего? Возможно, нет, возможно, время нашей цивилизации уже истекло. Но для того, чтобы бороться, не обязательно быть уверенным в победе — обязательно лишь быть уверенным в том, что это — наш долг, и мы должны действовать по принципу "делай что должен и будь что будет". И поэтому мы должны рассмотреть причины нынешнего бедственного положения. Елена Кудрявцева пишет "Но, может быть, тогда мы сначала перестанем врать, давать взятки, изменять и сплетничать, а уже потом — будем вешать в машину иконки. Это будет хотя бы честно". Понятно, что "вешание иконок" без подлинного покаяния и веры — дело ложное и пустое, и тут спорить с автором не о чем. Она также вполне верно обращает внимание на источник наших несчастий — нравственное одичание. Но какие у нас основания надеяться на то, что "мы сначала перестанем" вести себя так ужасно? С какой стати? И кто именно должен меняться? Почему? Нравственные перемены предполагают какие-то мотивы — люди видят перед собой какой-то нравственный идеал, с глубоким сокрушением признают свои провалы, прилагают усилия к тому, чтобы исправить свои пути. Как мы видим из истории, это всегда — религиозные мотивы. Сами термины "покаяние", "сокрушение", "исправление путей своих" напрочь отсутствуют в светском словаре. Оговоримся — нравственная инерция, готовность следовать уже проторенной моральной колее возможна и без веры. Приличный человек из приличной семьи, которому важно мнение других приличных людей — "в нашей среде так не принято" может следовать нравственным принципам и без веры. Более того, даже общество в целом может сохранять — какое-то время — такую инерцию. Как засохшие дерево может какое-то время стоять, потому что оно когда-то было живым, но оно обречено сгнить и рухнуть, так и общество, лишенное духовных оснований, может какое-то время жить по инерции. Но это не наш случай — у нас в России такой нравственной инерции не осталось. Когда мы имеем дело с безнравственным человеком в безнравственном окружении, его возрождение к честной и ответственной жизни — всегда чудо, а в секулярном мире чудес не бывает. Надеяться на моральное возрождение без возрождения религиозного невозможно. Истории известны многочисленные примеры изменения нравов в результате религиозного пробуждения, и едва ли известны примеры возрождения без веры. Единственный прогноз, который оставляет России будущее - это религиозное возрождение. Может ли это возрождение быть неправославным? Массовое обращение русских в Католицизм или какую-то форму Протестантизма — сценарий, полная неправдоподобность которого делает излишним ставить вопрос о том, может ли он быть желателен. Духовное возрождение России может быть только православным. Социологические данные, о которых идет речь в статье, не располагают к триумфализму, и перспективы такого возрождения неясны. Что же, уже неоднократно в истории было неясно, выживет ли Россия. Все, что мы можем - это исполнять наш долг. Что же мы должны? Прежде всего, расставим приоритеты. Исправление нравов является результатом религиозного возрождения, но само это возрождение приходит не тогда, когда мы ставим главной целью улучшение морального климата в обществе, а тогда, когда наша главная цель - привести в порядок наши отношения с Богом. Мы обретем надежду спасти нашу страну тогда, когда примем, что спасение страны - не самое важное. Самое важное - это спасение человеческих душ (наших и наших ближних) для вечности. Рай и ад, вечное спасение во Христе и вечная гибель вне Его - истины, которые следует возвещать не потому, что вера в них поможет людям построить более жизнеспособное общество, но потому, что это истины, от которых зависит вечное спасение людей - спасение, побочным эффектом которого явится и общественное благоустройство. Фундамент общества — который может не бросаться в глаза, именно потому, что это фундамент — связан с представлениями о месте человека в мироздании, об основаниях нравственного закона, о тех опасениях и надеждах, которые люди полагают главными в своей жизни. Именно на разрушение этого фундамента и указывают данные социологов. Мы не можем напрямую изменить взгляды наших сограждан. Человеческие существа наделены неотъемлемым даром свободной воли. Каждый сам выбирает между спасением и гибелью — для себя лично, а потом эти решения оборачиваются спасением или гибелью для всего общества, которое люди составляют. Пока — давайте констатируем этот факт — они явно оборачиваются именно гибелью. Но мы можем принимать решения за себя — решения, которые повлияют на других людей и страну в целом. Окажется ли это достаточным — мы не знаем; мы верим в Бога, творящего чудеса, и мы, в любом случае, верим в Бога, которому мы должны повиноваться и служить, независимо от того, будут явлены нам чудеса или нет. Марина Андреевна Журинская в одном из своих интервью говорит: "– Есть такая поговорка: «Франция пойдет туда, куда её поведут 300 человек». Мир пошел туда, куда его повели 12 апостолов". От каждого человека может зависеть гораздо больше, чем ему кажется. Но что, помимо личных поисков праведности, частного благочестия, мы можем? Мы можем — и должны — открыто свидетельствовать Истину. Мы должны передавать слова Христа со всей властью, с которой Он их произносил. Это, по ряду причин, трудно. В первую очередь, потому, что Христос обличает грех и требует обращения — что вызывало сильную неприязнь к Нему и вызовет такую же к нам. Скажите пьянице, что если он не прекратит пить, он погибнет, во времени и в вечности — сильно ли он Вас возлюбит? Нет, он возлюбит того, кто нальет ему стакан. Даже сдержанное свидетельство Церкви о реальности нравственного закона вызывает яростные нападки, даже ее молчаливое присутствие вызывает у многих сильную неприязнь. Скажите людям, что их решение "врать, давать взятки, изменять и сплетничать" имеет последствия — и Вы явно не сорвете аплодисментов.Тем не менее, долг любви состоит именно в том, чтобы говорить истину — у нас есть реальный выбор между спасением и гибелью, и это отнюдь не метафоры. Рай и ад — в высшей степени реальные места назначения, навстречу одному из которых каждый из нас несется со скоростью шестьдесят секунд в минуту. Евангелие твердо обещает вечное спасение всякому человеку, сколь угодно грешному и запутавшемуся, если он обратится и покается — но для этого нужно признать реальность греха. А это значит, признать реальность Бога, который дает нам заповеди, наше обязательство Ему повиноваться. С пути погибели можно свернуть — иногда даже в последний момент — но ведет он именно в погибель, и мы не имеем права этого скрывать. Другая трудность — нам предстоит возвещать господство Христа в мире, который разрывается между анархией и тиранией. Мы свидетельствуем о том, что Господь наш Иисус Христос, который воскрес и жив во веки, является не просто Учителем, и даже не просто Спасителем — Он является Господом, тем, кто по праву требует от нас безусловного повиновения Его заповедям. Есть две причины, по которым говорить об этом трудно. Во-первых, мы живем в мире, полном мятежа — в мире, где яростное своеволие, "не хотим, чтобы ты царствовал над нами" возводится в высший принцип. Во-вторых, мы живем в мире, полном тирании — где власть одних людей над другими чаще всего является не служением, а в лучшем случае — эксплуатацией, в худшем — мучительством, так что ее приходится обкладывать многочисленными сдержками и противовесами, выработанными современными политическими системами. Мятеж и тирания поддерживают друг друга — и, особенно в истории нашей страны, мы видим, как нежелание повиноваться Царю Небесному отдает людей во власть весьма дурных земных правителей. Те, кто сочли ниже своего достоинства быть рабами Божиими, очень быстро оказались рабами Ленина и Сталина. Нравственная анархия всегда ведет к тирании, и если над людьми нет Бога, над ними будет кто-то другой. Только безусловное владычество Христа ограждает нас от попыток других людей или сил установить над нами свое владычество. Третья трудность связана скорее с тем, что мы сами, православные христиане, затрудняемся внятно выразить и донести наше послание до сограждан. Многие не верят во Христа не потому, что отвергли Его, а просто потому, почти не знают о том, кто Он такой. Мы же бываем склонны говорить о том, в чем мы можем найти общую почву с нашими собеседниками — о политике, об истории, о футболе, о национальной идентичности и других вещах. Сами по себе эти вещи вовсе не обязательно плохи — беда в том, что до Христа разговор очень часто просто не доходит. А он должен именно с Него начинаться и к Нему вести. Большинство людей в нашей стране просто не знают, кто такой Иисус Христос, что Он сделал, что из этого следует для нас, и как мы должны на это отозваться. Похоже, что у нас нет времени на длинные предисловия. Сергей Худиев Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Андрей Ъ 431 Опубликовано: 28 октября, 2011 Почему ты не в Церкви?" (архимандрит Греческой Православной Церкви Харлампий Василопулос) Огромное спасибо. Скопировал и распечатал для себя и домашних. Господи, помилуй - какие же мы нерадивые... А воскресенье, Боже, что за ужас. Именно по всокресеньям и ссоры всякие, дурное настроение... Вот, сами себя обкрадываем... Прости, Боже, нас, грешных, и настави на путь истинный. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение