2. О борьбе с собой и о хранении себя от соблазнов
Человек, не сдерживающий себя в мелочах, думая, что мелочь ничего не значит, отвыкает от борьбы с собой, расслабляется в духовном отношении. Отвыкнув от борьбы в вещах ничтожных и малых, по его мнению, он вообще отвыкает от борьбы с собой и не выдерживает уже искушения, когда требуется оказать доблесть о Господе и в важном деле. Прекрасно рассуждает о сем преп. Авва Дорофей.
В такое состояние самоугодия и нежелания бороться с собой можно пр
63. ГОРДЫЙ УЧЕНИК ДОЛЖЕН ИСКАТЬ СТАРЦА СТРОГОГО. ЗА ОТСУТСТВИЕМ СТАРЦА РУКОВОДСТВОВАТЬСЯ ЗАПОВЕДЯМИ ЕВАНГЕЛЬСКИМИ. СТРАСТНЫМ УЕДИНЕНИЕ ВРЕДНО
Ты жалуешься на свое одиночество и желаешь теперь воспользоваться отношением к какой-нибудь старице, чего прежде не хотела понять и оценить, имея близ себя старицу, по благословению покойного отца Макария. Ты, может быть, скажешь в свое оправдание, что она была строга. Но я тебе на это противопоставлю слова святого Лествичника; он говорит: "Кто склонен к
otets_gennadiy Ко мне как к священнику, часто обращаются с вопросом, как поститься. Как ни удивительно, вопрос не такой простой, потому что, с одной стороны, есть строгие указания церковного устава, выработанные святыми отцами. С другой стороны есть наши немощи, а также - веяния времени. А решать, как применять эти правила в реальной жизни должен ты - простой приходской священник. Но чтобы принять решение, для начала нужно знать сами эти правила, как священнику, так и мирянам.
Ус
Апокалипсис мелкого греха
архиепископ Иоанн Сан-Францисский (Шаховской)
"Братья, вразумляйте бесчинных, утешайте малодушных, поддерживайте слабых, будьте долготерпеливы ко всем. Смотрите, чтобы кто кому не воздавал злом за зло, но всегда ищите добра и друг другу и всем"... Так говорит в последней главе своего послания к Фессалоникийцам апостол Павел. Ясны слова эти, просты, немногосложны, но сколько в них света, сколько добра и правды.
Трудно живется нам, людям, – от нашего зла челове
Н.Е.Пестов. СОВРЕМЕННАЯ ПРАКТИКА ПРАВОСЛАВНОГО БЛАГОЧЕСТИЯ
Глава 39. Т.1. БЛАГОСТЬ И ЛЮБОВЬ К ВРАГАМ
Плод же духа — любовь, благость и милосердие.
Гал. 5, 22
Любите врагов ваших.
Мф. 5, 44
Люби грешника, но ненавидь дела его.
Прп. Исаак Сирин
Среди плодов Святого Духа апостол Павел упоминает также о «благости» (Гал. 5:22). Господь говорит: «Никто не благ, как только один Бог» (Мф. 19:17).
Таким образом, «благость» — это свойство Самого Бога.
Но Госп
Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, не попусти, чтобы суетность, самолюбие, чувственность, нерадение, гнев господствовали надо мною и похищали меня у любви Твоей. О, мой Господи, Создатель мой, все упование мое! Не остави меня без удела в блаженной вечности; соделай, да и я последую святому примеру Твоему, буду покорен властям, надо мною поставленным; даруй мне сию чистоту духа, сию простоту сердца, которыя делают нас достойными любви Твоей. К Тебе, о, Боже мой, возношу душу мою и сердце мое: не
После долгих зимних вьюг в монастырь пришла весна. Яркое солнце, мартовская капель, звонкое пение птиц – всё радует душу. Старенький схиархимандрит Захария на сугревке – на крылечке сидит, чётки перебирает, на солнышко жмурится. Братия дружно с крыш келий талый снег скидывает, дорожки песком посыпает.
Из трапезной уже доносится аромат грибного супа, скоро послушник Дионисий с колокольчиком побежит по обители, собирая иноков на трапезу. Хорошо!
Настроение у отца Валериана было радостное,
Один из признаков любви — «не раздражаться». Темная гневливость, раздражительность, как паутина, висит в мире над народами, семьями и сердцами. И эта раздражительность человеческая, иногда вызванная пустяком, отравляет жизнь. Верно сказал один человек: «Сварливость, вечные жалобы на судьбу и знакомых, это, пожалуй, еще хуже, так как недостатки эти продолжительные… Лучше уж вспыльчивость: вспылил, наговорил и —потом отошел. Но как трудны обидчивые люди; они злопамятны. Обидчивого человека все раз
— Нам бы очень хотелось больше времени посвящать Церкви, общению с матушкой, но суета захватывает. Как с ней бороться?
— Обычно мы делаем то, что мы хотим делать. Мы всегда находим время делать то, что нам нравится. Даже тогда, когда мы говорим: «У меня нет времени делать то, что я хочу», мы делаем только то, что на самом деле и хотим делать. Многие вещи владеют нашими сердцами. Во-первых, эгоизм и самолюбие владеют нашим сердцем. Мы всегда думаем о себе. Наш рассудок и проносящиеся в нем идеи
Глубоко, серьезно надо относиться к пути жизни своей. Если изберете путь Христов, то надо сосредоточить ум свой и сердце свое и подумать, будете ли вы постоянны и неуклонны в шествовании по этому пути; есть ли у вас сила воли и твердая решимость, чтобы идти этим путем крестным, путем тяжким, путем страданий. Если увидите, что сердце мятется, что раздваиваются мысли ваши, что сегодня влечет вас на путь Божий, а завтра на путь мирской, не срамитесь перед Богом, не говорите: "Иду, иду", когда на са
Неправильные нищие, или запотевшая милостыня
Александр Ткаченко
Иногда делаешь все вроде бы правильно, а душа не на месте. У меня так бывает всякий раз, когда иду вдоль шеренги помятых личностей, выпрашивающих на подходах к храму денежку «во славу Божию». Или когда в метро вижу очередную печальную женщину с картонкой в руках: «Помогите Христа ради! Умирает сын-дочь-внук-муж». Или когда поддатый инвалид в армейской форме пристает к водителям, пока машины стоят в пробке у железнодорожного
Ф.Е.Мельников ( С.Лавров)
Часть третья.
ПУТЬ КО СПАСЕНИЮ
“Если заповеди мои соблюдете, пребудете в любви Моей...”
(Иоанн 15, 10)
Если беседа наша оказалась не напрасной и вы уверовали, что Бог есть, то на этом останавливаться нельзя. Вера без дела мертва: многие говорят, что веруют в Бога, а закона Его не исполняют; с такими людьми Бога нет. Ведь и бесы веруют и трепещут, но пойдут в вечный адский огонь...
Есть три места, о которых нужно помнить каждому христианину:
Место, г
В путь всея земли…
(памяти схиархимандрита Феофана (Данькова))
16 мая 2013 года, в четверг второй недели по Пасхе, в день памяти прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского после продолжительной болезни почил о Господе сном праведника духовник Иоанно-Богословского монастыря и Саранской епархии Мордовской Митрополии, схиархимандрит Феофан (в миру Владимир Федорович Даньков), с честью прослуживший Церкви Христовой в монашеском и священническом звании 36 лет...
ПАСТЫРЬ ДОБРЫЙ
С
Ф.Е.Мельников ( С.Лавров)
“Я еcмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель” (Откр. 1,8).
Часть первая
ДИСПУТ
“Пока свет с вами, веруйте в свет, да будете сынами света” (Иоанн 12,36)
На праздник Рождества Христова я поехал к своим родственникам в село Покровское, и там произошло событие, которое побудило меня написать эту работу.
Перед праздником по селу были расклеены объявления, что в помещении Дома культуры состоится лекция
Я снова в Оптиной! Милая моя Оптина! Сколько людей собираешь ты под свои крылья: страждущих, искалеченных, больных! И лечишь их, вытягиваешь из бездны греховной, даёшь вздохнуть чистым воздухом благодати Божией, приложиться к святым мощам великих Оптинских старцев, которые и вчера и днесь – те же! И так же ждут с любовью и исцеляют израненные сердца.
Посмотришь на обитателей паломнической кельи: какие разные люди! И свёл Господь их в одно место. Старцы Оптинские призвали.
Вот три паломницы: бо
митрополит Сурожский Антоний
О ЖИЗНИ ХРИСТИАНСКОЙ
Как основной принцип, жить по-
христиански значит жить так, чтобы
посильно, постепенно, возрастающе нам
уподобляться Христу. Возможно, это
звучит очень страшно; но Спаситель нам
сказал совершенно ясно: Я вам дал
пример, чтобы вы ему следовали. И
пример, конечно, включает в себя всю
Его жизнь, Его мышление, Его сердечное
отношение к человеку и к окружающему
миру и к судьбам Божиим. Это включает
все, что человек собой представляет, и
"Меня слишком много предавали... Я
много в жизни повидал! Я открывал
людям душу - они в неё плевали! И с тех
пор я никому больше не доверяю!
Никому! Никого больше не люблю! Я
убедился: друзей настоящих нет..."
Я больше чем уверена, каждый из вас
встречал хотя бы одного человека с
такими размышлениями вслух... Нам
приходится в жизни много знакомиться и
иметь дело со многими людьми. И вот
однажды ты встречаешь человека,
который тебе сразу заявляет такую
"программу" отношения к людям.
Правило 9.
Всех верных, входящих в церковь, и писания слушающих, но не пребывающих на молитве и святом причащении до конца, как безчиние в церкви производящих, отлучать подобает от общения церковного.
Зонара. Настоящее правило требует, чтобы во время совершения святыя жертвы, все пребывали до конца на молитве и святом приобщении. Ибо тогда и от мирян требовалось, чтобы постоянно причащались. Есть правило собора сардикийскаго и другое трулльскаго, и еще правило собора антиохийского,
Наступает второе воскресение подготовки к
Великому посту , в которое читается
Евангелие о блудном сыне. В это и в два
последующих воскресения, вплоть до
начала Великого поста, Церковь назначает
петь Псалом 136 « На реках Вавилонских «.
Он поется в добавление к обычным
торжественным и прославляющим Бога
псалмам 134 («Хвалите Имя Господне») и
135 («Исповедуйтеся Господеви яко Благ»).
Псалом «На реках Вавилонских» является
следующим по порядку в Псалтири. Но по
содержанию своему он резк
«Покаяния отверзи ми двери» – это
одно из самых ярких и в то же время
самых важных песнопений периода
пения Постной Триоди. Это
единственное песнопение, которое
объединяет период подготовки к
Великому Посту и сам Пост. Оно
появляется с началом пения Постной
Триоди в Неделю о мытаре и
фарисее. Мы слышим его на каждой
воскресной всенощной (вечернее
богослужение в субботу вечером)
вплоть до пятого воскресения
Великого поста, посвященного
преподобной Марии Египетской.
Таким образом, м
Изложено по преподобному Арсению
Каппадокийскому афонским старцем
Паисием
Преподобный Арсений использовал
псалмы для благословения, подходящие к
различным случаям; особенно в тех
случаях, когда не имелось церковного
чинопоследования на особую
потребность. Греческий первоисточник
можно найти в издании "0 Герон
Паисиос" иеромонаха Христодула,
Святая Гора Афон, 1994 год.
(Цифрой указан номер псалма, а затем
указано, при какой нужде его следует
читать)
1. Когда посадить древо или лозу