Перейти к публикации

На заметку

  • записей
    579
  • комментариев
    630
  • просмотра
    1 626 332

Доброе дело молитве не помеха

Liubov

1 394 просмотра

41847.p.jpg

 

Архимандрит Алексий (Поликарпов)

Наместник одной из древнейших русских монашеских обителей — Данилова ставропигиального мужского монастыря в Москве, член Синодальной комиссии по делам монастырей архимандрит Алексий (Поликарпов) посетил Саратовскую епархию и ответил на вопросы журнала «Православие и современность». Темой нашей беседы стало монашество; ведь оно — своего рода соль Церкви, без него Церковь не может существовать. Монашество никогда не вписывалось ни в понятия приземленного сознания, ни в общий контекст жизни сынов века сего (ср.: Лк. 16, 8); недоуменный вопрос: «Как такое возможно — чтоб нормальный человек сознательно это принял?..» — задавался во все эпохи. И так же во все эпохи монашеская жизнь была не только трудной, что вполне естественно, но и очень проблемной, можно сказать, постоянно озадачивающей. Но сегодня, кажется, особенно…

 

— Отец Алексий, как Вы сами пришли к такому решению, к монашескому постригу? Как приходят люди к такому решению сегодня?

 

— Монашество — это прежде всего служение Богу. Служение, которое должно быть основано на любви к Нему, на стремлении служить Ему, Церкви, православным людям. Если говорить обо мне — я пришел к монашеству с желанием быть со Христом. Само пребывание в Церкви, учеба в Московской семинарии постепенно, шаг за шагом формировало во мне мнение: если у человека в сердце есть такой отзыв, то этот человек должен всецело посвятить себя Христу. И вот, Божией милостью, это случилось: еще учась в семинарии, я поступил в число послушников Троице-Сергиевой Лавры. Духовники Лавры оказали на меня самое благоприятное влияние. Великие святыни Лавры, настрой братии — все это формирует послушника.

1 июня 2011 г. Православие и современность

Источник и продолжение :

Архимандрит Алексий (Поликарпов). Доброе дело молитве не помеха...

 

9.jpg
Наша жизнь протекает в том времени, которое назначил ей Господь. Это время – Божия данность, и мы не властны сменить его на другое. В нем должны мы пройти свой путь спасения. Как, имея целью ЖИЗНЬ БУДУЩЕГО ВЕКА, можно и должно нам использовать время века нынешнего? Об этом мы сегодня беседуем с наместником Данилова Ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым).

 

Трудности или неудобства для спасения можно найти во всяком времени. И про наше время нельзя сказать, что оно особенно затруднительно. Когда преподобному Серафиму Саровскому, а жил он почти двести лет тому назад, задали вопрос: «Почему так мало людей сейчас спасается?», он ответил: «Христос один. Он всегда был, есть и будет». То есть спасение наше всегда совершается, когда спасаемся мы от греха, исполняем Евангельские заповеди, очищаем себя от беззакония, и так наследуем жизнь вечную. Христос один и Тот же, но, по словам преподобного Серафима, у нас часто не хватает мужества и сил, чтобы понуждать себя к спасению. Сказано в Евангелии: Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его (Мф. 11, 12), то есть те, кто понуждает себя. Область же понуждения, говорят святые отцы, должна распространяться на все. На большое и на малое.

 

Если при мысли о пути спасения, о христианской жизни, в нашем сознании сразу являются великие и страшные подвиги, которые совершали святые, нам, конечно, кажется, что нам это не под силу. Но у каждого из нас подвиг свой. И суть его в том, что мы, побуждаемые любовью ко Христу, побуждаемые страхом Божиим, побуждаем себя жить по-Божьи. Во всем: в большом и в малом. Апостол нам говорит: «Едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте во славу Божию» (1 Кор. 10, 31). И если человек, совершая всякое свое дело, будет совершать его во славу Божию, а начиная любое предприятие, станет осмысливать его: по – Божьи ли оно задумано или нет, то все дела будут христианскими. И он преуспеет в своем спасении.

 

И все же, наверное, есть какие-то особенности именно нашего времени?

 

Сегодня нет такого явного засилья атеизма, которое было у нас совсем недавно. Человек может исповедовать свою веру открыто, может сказать, что он христианин. Но опять же, если у него достаточно мужества. И дело не в том, что его будут терроризировать, а в том, что эти свои слова он должен будет засвидетельствовать жизнью. Действительно жить по-христиански. А если каждый из нас задаст себе вопрос: Христианин ли я? Вот именно так, с большой буквы. Действительно ли я ученик Христов? Тогда, конечно, многие должны будут сознаться, что хоть и читают Евангелие, но далеко отстоят от него. Владыка Антоний Сурожский в одной из своих бесед привел такой пример. Однажды, человек далекий от христианства, от Церкви, попросил дать ему почитать, Священное Писание. И когда он познакомился с Евангелием, то, может быть, резко, горячо, но так искренне сказал; «Да кто же вы такие после этого, если знаете эту истину и не живете по ней?!»

Теория христианства сегодня доступна всем, есть возможность проводить ее в жизнь. Однако, практика, зачастую, бывает вялой. Безволие наше...

 

Приходилось слышать термин: «потребительское христианство». Так говорят, когда люди приходят в церковь только для того, чтобы поставить свечку, потому что им что-то от Бога нужно. Придут в какой-то нужде, а потом опять «свободны». Что Вы скажете о таком явлении?

 

Бывает... Но я не склонен клеймить это позором. По-разному люди приходят в Церковь. Кто-то пришел по велению сердца. А кто-то пережив жизненную трагедию, потеряв близких. Если человек чувствует, что близкие нуждаются в его молитвах, а ему самому необходимо утешение, он идет в храм. Кто-то приходит по велению ума. Ум запросил возвышенных истин, и человек, разобравшись в себе, в своей жизни, приходит в церковь, чтобы найти доказательства своим мыслям.

 

Люди приходят в церковь для того, чтобы поставить свечку... Что ж, есть и такой образ благочестия: человек приходит в определенное время своей жизни и храм, ставит свечу, молится какой–то своей молитвой и уходит. Хорошо это или плохо? Наверное, и не плохо на каком-то этапе. Но этот этап непременно нужно расширять. Чтобы уже приходить в храм осознанно и общаться с Христом не только обрядовым образом, но и по-другому: душой и сердцем. Такое общение изменяет человека, и мы часто можем наблюдать это. Вчера он заходил на минуту, чтобы поставить свечку, сегодня стоит всю службу и вместе со всеми молится о «свышнем мире и спасении душ наших», «о благостоянии святых Божиих церквей», «о благорастворении воздухов и изобилии плодов земных».

Источник и продолжение :

Можно ли сегодня жить по-христиански? :: Журнал "Православие и Мир"



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...