Храм преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе
Церковь преподобного Сергия Радонежского в Рогожской слободе в Заяузье, "что в Гонной", находится на Николоямской улице, названной так по находившейся здесь и разрушенной в советское время церкви св. Николая Чудотворца в Ямах. В 1595 году Борис Годунов устроил здесь поселение ямщиков, которые занимались "гоньбой", исполняя тем самым государеву повинность. Отсюда происходят эти старинные названия местности.
Ямщицкая Рогожская слобода была названа по селу Рогожь, в которое вел Владимирский тракт - современное Шоссе Энтузиастов. В 1781 году село Рогожь переименовали в уездный город Богородск - с советского времени город Ногинск. А еще в этой слободе торговали рогожами и огромными возами сена, отчего ее главная площадь называлась в старину Рогожской-Сенной (в советское время площадь Ильича, ныне - Рогожская застава). В 1740-х годах здесь прошла линия "таможенной границы" Москвы - Камер-Коллежского вала, и это сохранилось в старинном названии улицы Рогожский вал - одной из немногих здешних улиц, не переименованных в советское время, только было убрано "Каммер-Коллежский".
На месте ее пересечения с площадью начиналась Владимирка, здесь же на площади находился полицейский пересыльный пункт, откуда арестантов отправляли в Сибирь.
Происхождение столь нелепого и кощунственного советского названия легенды связывают с шуткой Сталина. Якобы сказал он как-то о Владимирке: вот, Шоссе Энтузиастов, а подумали, что вождь сам придумал новое название улицы. И назвали так официально, в честь революционеров, отправленным царем в сибирскую ссылку. Наконец, главная улица Рогожской слободы, ныне носящая имя Сергия Радонежского и ведущая к Сергиевской церкви, прежде называлась Вороньей, по маленькой слободке, а в 1922 году была переименована в Тулинскую, по раннему псевдониму Ленина - одна из первых старинных улиц в Москве, названных в честь вождя и при его жизни.
Рогожская слобода издавна была старообрядческим поселением, одним из немногочисленных московских островков старой веры. В 1784 году при Екатерине Великой на Москву обрушилась страшная эпидемия чумы. Все городские кладбища были закрыты, и императрица пожаловала старообрядцам за их мужество во время эпидемии территорию за пределами Рогожской слободы, чтобы они похоронили здесь умерших от чумы своих собратьев по вере. И с тех пор старообрядцы стали селиться в Рогожской слободе.
В крепких нравах старообрядческого купечества Рогожская слобода сильно превосходила Замоскворечье. Жили строго, благопристойно. Купеческие дочери целыми днями сидели за занавешенными окнами, вышивали и пряли, а если и читали, то только часослов - читать книги, напечатанные гражданским шрифтом, считалось греховным занятием. По субботам в этом самом патриархальном районе Москвы всей семьей ходили в баню (а семьи здесь, как правило, были очень большими), а потом устраивали большое семейное чаепитие за медным самоваром. Рогожская слобода побивала все рекорды московского чаепития по количеству выпиваемого чая. Она потребляла 30 фунтов в месяц по сравнению, например, с богатым Пречистенским районом, где за то же время выпивали всего 7 фунтов. Впрочем, остались интереснейшие воспоминания одного рогожского старожила, описавшего знаменитые в старое время "рогожские плантации" чая, или попросту, распространенное здесь местное мошенничество, до того прибыльное, что около него кормилось множество народу.
Называлось это "делать китайский чай": спитой чай вытряхивали из чайников и хорошо просушивали, в жаркое время года - прямо на крышах домов, сараев, погребов. Таких "чаеделов" называли "китайцами". Часто спитой чай "рогожские китайцы" получали прямо из трактиров, собирали его в корзины и после просушки куда-то реализовывали. А куда - было, видимо, строжайшей коммерческой тайной, потому что это так и осталось неизвестным истории.
Сергиевская церковь появилась тут еще в начале XVII века, перестраивалась при Павле I. В 1812 году была разграблена французами (сохранилась только утварь, зарытая землю) и полностью сожжена.<table border="0" cellpadding="0" cellspacing="0"> <tbody> <tr>
Фото с сайта hram.codis.ru
Нынешнее здание построено в 1818 году на средства статского советника Г.Смольянского, который отдал на нее почти все свое состояние. Колокольня появилась в 1864 году. Главный престол храма освящен во имя Живоначальной Троицы, а престол во имя преподобного Сергия освящен в приделе. Храм исстари, как и сейчас, был окрашен в голубой цвет. Стараясь вернуть рогожских раскольников в лоно Православной Церкви, храмы вокруг Рогожской слободы обставлялись древними образами и утварью, чтобы хоть как-то приблизить старообрядцев к православию. В храме преп. Сергия была замечательная коллекция старинных икон, и говорили, что по своему богатству он мог сравниться даже с кремлевскими соборами.
В ноябре 1861 года в Рогожской слободе в семье православного купца родился русский живописец Константин Коровин, внук валдайского ямщика, переселившегося в Москву на Рогожку. Будущий художник был крещен в Сергиевской церкви, а воспреемником позвали обыкновенного ямщика Рогожской слободы Александра Ершова.
Здесь, в Рогожской, прошли его детские годы. Часто в дом Коровиных захаживал их дальний родственник, сын калужского купца И.М.Прянишников, знаменитый русский художник. Он приехал в Москву наниматься "в люди" и в 12 лет поступил в Московское училище живописи и ваяния, однако работая "в услужении" у московского чаеторговца Волкова, только четыре года спустя получил возможность заниматься систематически.
В доме на Рогожской молодой Прянишников играл с маленькими братьями Коровиными. Любимой забавой мальчишек был "Фрегат "Паллада" - переворачивали большой круглый стол и накрывали скатертью. Самая известная картина Прянишникова, "Шутники", в то время уже была создана, а потом появятся "Калики перехожие", "В 1812 году", "Спасов день на Севере". Может быть, художнику помогали образы Рогожской слободы. И именно Прянишников посоветовал молодому Коровину, когда его семья разорилась, поступать в Московское училище живописи, где был тогда преподавателем.
А сам Коровин в 1897 году работал декоратором у Саввы Мамонтова - в то время в его Частной русской опере готовилась к постановке впервые на сцене "Хованщина" М.П.Мусоргского. По совету Апполинария Васнецова он отправился в Рогожскую слободу к старообрядцам за "натурой" для создания типов и костюмов.
В ноябре 1899 года при Сергиевской церкви была освящена особая аудитория для бесед со старообрядцами, религиозных чтений и духовных концертов - в храме пел замечательный хор слепых, один из лучших в Москве, для которого были изготовлены специальные ноты.
В 1922 году сюда была перенесена чудотворная Черниговская-Гефсиманская икона Божией Матери из закрытого Гефсиманского скита Троице-Сергиевой лавры. Икона пребывала в Сергиевском храме вплоть до его закрытия в 1938 году, а потом попала в Подмосковье в частные руки.
Во время закрытия храма старожилы особенно запомнили одну женщину, ревностно уничтожавшую убранство храма. Топором она неистово колола старинные иконы в щепки и жгла их в костре вместе с церковными книгами. В огонь полетели и бесценные ноты для незрячих, хотя слепые, окружившие женщину, молили ее не губить их. Помещение церкви использовали под мастерские и склад. Говорили, что в центральной части храма был даже устроен душ. На куполах и крышах храма росли маленькие деревца, а все здание было в глубоких трещинах.
В 1985 году храм был передан музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, расположенному рядом с Сергиевской церковью, в Спасо-Андрониковом монастыре на берегу Яузы. Предполагалось внутри устроить экспозицию древнерусского церковного искусства и там собирались выставлять даже фрагменты росписи храма Христа Спасителя. Но церковь успели вернуть верующим. 4 декабря 1991 года она была освящена, ныне действует: прекрасно отреставрированы два придела, и ведутся работы по восстановлению огромного центрального храма с высокой лестницей перед алтарем и грандиозным куполом.
Долгое время в этом отдаленном Заяузском районе Москвы с вечера до утра было тихо, как в старину. Иногда, когда все смолкало, едва различался стук колес железнодорожных поездов Курского вокзала. И вдруг однажды утром жители Рогожки услышали какое-то подобие колокольного звона, долетавшего со стороны центра. Господи, радость-то какая! Кто звонит? Иван Великий? Кремль? Наверно, Спасо-Андроников монастырь, но ведь его раньше не было так слышно. То звонила Сергиевская церковь, со своей высокой колокольни, и ныне возвышающейся и над старинной застройкой и среди современных многоэтажных зданий. И сейчас по праздникам, в тихие здесь вечера и ранним утром на всю округу старой Рогожской слободы раздается чудесный, торжественный, а порой строгий и тихий колокольный звон.
А в конце XIV века преподобный Сергий отправился пешком в Нижний Новгород к местному князю и зашел по дороге в Спасский монастырь навестить своего ученика. Братия проводила преподобного Сергия за пределы монастыря, и на том месте, где он простился с монахами, потом была поставлена часовня- "проща" - от слова "прощаться", "прощать". Часовня эта появилась на одной из доживших до наших дней улиц Рогожской слободы - Вороньей и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена "когда неведомо". В 1889-1890 г.г. один купец, Василий Александров, живший в Рогожской слободе, пожертвовал средства для строительства нового здания часовни, которое возвел архитектор А.Латков - с прекрасным островерхим шатром.
В своем ходатайстве Синоду о дозволении строить часовню рогожский купец Александров просил поместить в ней две хоругви в память "Чудесного избавления царской семьи от грозившей ей в 1888 году опасности" - крушения царского поезда под Харьковом. Император Александр III, человек богатырского телосложения, встал тогда под покореженную крышу вагона, в котором находились люди и его семья, подпер ее своими плечами и так держал, не давая опускаться дальше, пока другие выбирались из поезда. Из-за этого государь получил впоследствии тяжелое заболевание почек, от которого умер в 1894 году.
В 1892 году в празднование 500-летия памяти преп. Сергия, от монастыря к часовне был учрежден торжественный крестный ход, который совершался до революции.
В 1929 году часовню закрыли и отдали Союзу безбожников завода "Серп и молот"(бывш. Гужона). М.И.Калинин лично отклонил протест верующих, и иконы были переведены в Сергиевскую церковь вместе со штатом часовни.
Вскоре шатер снесли, а в самом здании устроили сначала винный магазин, а потом часовую мастерскую. Сейчас часовня, вновь переданная в ведение Спасо-Андроникова монастыря, почти полностью восстановлена.
Возможно, ее построили и потому, что в нескольких десятках метров от нее начинался Владимирский тракт, откуда люди на ямщиках или в повозках на несколько человек просто уезжали в другие города, как сейчас с вокзалов, или в свои имения, и провожавшие их прощались с ними у Рогожской заставы. Это место описано в романе М.Е.Салтыкова-Щедрина "Господа Головлевы": отсюда на "дележане" один из его героев уехал в родовое имение во Владимирскую губернию. Достаточно детально и интересно описана картина этого путешествия - сколько часов ехали, как отдыхали лошади, как кормили людей, как ночевали в дороге. Видимо, сам Щедрин не раз пользовался этим маршрутом.
Конец рогожским ямщикам и их дальним странствиям пришел в 1862 году, когда строилась железная дорога в Нижний Новгород с Курского вокзала, и первейшая потребность в них отпала. Многие из них тогда разорились, в их числе и дед Коровина.
Постройка железной дороги взорвала жизнь старой Рогожки. Сотни людей ушли прокладывать рельсы, остальные бросились приспосабливать дома для сдачи квартир в наем, строить трактиры, торговые лавки, новые здания. Многие коренные "рогожцы" оделись в "немецкое" платье вместо обычной поддевки и пошли на службу на железную дорогу - так хотелось жить по-новому: "Наконец раздался первый свист паровоза и огласил нашу сторонку. Европа ворвалась к нам, словно хлестнула нас огненной вожжой, и азиатская Рогожская пала," - вспоминал местный старожил. Купеческие девицы сделались барышнями, сменили скромные платочки на шляпки с перьями, защеголяли по тротуарам на французских каблучках. Вместо обычной музыки на гребенке стали слушать игру на фортепиано, появившихся тогда в Рогожке, петь чувствительные романсы, читать "Юрия Милославского". "Потом добрались до Тургенева, до Гоголя, а эти уж совсем вывернули в другую сторону рогожские мозги".
Кто знает Рогожку как историческую часть города, как самобытный мир старой Москвы, да и России, может быть, с мрачной исторической славой, но со своим самостоятельным характером, со своим лицом, со своим ароматом - как например, Бронники или Маросейка, как Лефортово, по иронии судьбы - через железнодорожные пути от Рогожки. А ведь Рогожская слобода, одна из самых старинных в центральной Москве, заслуживает к себе не меньше внимания, чем Замоскворечье - хотя бы для бытописания, не говоря уже о философии московской старины. Но у Рогожки почему-то не было своего Островского.
В нескольких десятках метров от Сергиевской церкви, на Б.Алексеевской улице, ведущей в Таганку, стоит дом купцов Алексеевых, в котором родился К.С.Станиславский, происходивший из этой очень известной и богатой семьи. Угловой дом №1 на улице Сергия Радонежского, полностью "реконструированный" в наши дни, был построен Матвеем Казаковым. Дом на Николоямской улице, где стоит Сергиевская церковь, с известной музыкальной школой №30, которую кончал Филипп Киркоров, построен на личные средства знаменитого московского городского головы Н.Алексеева. Изумительные палаты Федора Птицына на той же улице, всего в нескольких метрах от Сергиевской церкви - работы архитектора Д.Ухтомского, построившего колокольню в Троице-Сергиевой Лавре. А монастыри! А храмы!
В конце 80-х годов среди жителей ходили слухи о том, что район Рогожской слободы объявят заповедной зоной, а одну из старинных улиц, почти полностью сохранившуюся, Школьную (бывш. 1-ую Рогожскую, или Тележную) сделают пешеходной - "Вторым Арбатом", как тогда говорили. В старину стекались сюда за товарами с Макарьевской ярмарки, да и те, кто в Нижний Новгород собирался ехать сам. Отсюда произошло ее название Тележная - вся запруженная телегами. А еще на масленицу здесь устраивалось ямщицкое гуляние - по улице катались на празднично украшенных лошадях.
В 1919 году произошло памятное событие - на 1-Рогожской была открыта учебная школа, в честь которой улицу переименовали. Так она и называется до сих пор.
Здесь действительно закрыли автомобильное движение, дома отреставрировали и даже поставили деревянные фонари с круглыми стеклянными шарами, которые тут же разбили подростки. А о самой улице, как и о Рогожке, до сих знают лишь те, кто поблизости живет или работает, да любители московской старины.
Имя преподобного Сергия Радонежского напоминает, до какой высоты способна подняться наша земля‚ просвещенная Словом Христовым. Человек‚ не оставивший после себя ни одной книги‚ стоит у начала всей русской культуры Московского периода‚ открывает дверь‚ ведущую из глухой подмосковной тайги прямо в глубину Божьей премудрости‚ во все тайны человека и мира. И деятельность его тем более видится нам чудесной‚ потому что мы не можем разделить в ней плоды небесной помощи и его собственных трудов. Сергий всю жизнь старался уйти от мира‚ не принимать на себя решения судеб окружавших его людей‚ не вмешиваться самочинно в происходящие вокруг события. Однако все бытовые и исторические подробности эпохи так тесно сплетены в его житии‚ что, кажется, нет такой стороны русской жизни второй половины XIV века‚ которую бы он не освятил‚ где бы не осталось следов его бережного благословения. Если же вспомнить‚ каково было это время‚ то выяснится‚ что преподобный Сергий стоит не только в начале русского Просвещения‚ но и знаменует собой русское Возрождение в самом высоком его смысле.
Источник и продолжение:
http://www.pravoslav...gijradonezh.htm
http://www.pravoslav...gijradonezh.htm
http://hram.codis.ru...age=info&id=383
Храм преподобного Сергия Радонежского вРогожской слободе
... СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО В РОГОЖСКОЙСЛОБОДЕ
ЦЕРКОВЬ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО- Храмы...
Храм Сергия Радонежского в Рогожской слободе — Википедия
<object width="480" height="360"><param name="movie" value="http://www.youtube.com/watch?v=luOos3fPHiQ?version=3&hl=ru_RU"></param><param'>http://www.youtube.com/watch?v=luOos3fPHiQ?version=3&hl=ru_RU"></param><param name="allowFullScreen" value="true"></param><param name="allowscriptaccess" value="always"></param><embed src="http://www.youtube.com/watch?v=luOos3fPHiQ?version=3&hl=ru_RU" type="application/x-shockwave-flash" width="480" height="360" allowscriptaccess="always" allowfullscreen="true"></embed></object>
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.