Перейти к публикации

Сербский Патриарх Павел

  • записей
    97
  • комментариев
    49
  • просмотров
    70 014

НЕДЕЛЯ ТОРЖЕСТВА ПРАВОСЛАВИЯ

Миха

980 просмотров

"Беседа на святой литургии в первую неделю поста, неделю Торжества Православия, в церкви Святых царей Константина и Елены

 

"На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною. Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром. Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета. Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри. Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства. Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя. Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев. Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего. И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому."

(Иоанн 1, 43-51; Зач.5)

 

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Братья и сестры, сегодня мы празднуем первую неделю святого Великого поста, которая называется неделей Православия, потому что в 852 году IX века, когда православие победило иконоборчество, было решено, что эта неделя будет неделей торжества православия.

 

Были такие цари, епископы и другие люди, которые считали, что в православной церкви не должно быть икон. Может быть, они желали, чтобы в православие легко могли перейти мусульмане, у которых не было икон, а также евреи, поэтому некоторые епископы и цари хотели убрать иконы из православной Церкви. Однако, братья и сестры, иконы в Церкви существовали с самого начала. Хотя в десяти Божьих заповедях Старого Завета Господь говорит: "Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им". Но Господь сказал Моисею, чтобы тот не делал ни его портретов, ни статуй, потому что "Бога не видел никто никогда". Что это означает? Святой Иоанн Дамаскин говорит: это значит, что когда ты увидишь Бога в телесном облике, тогда можешь писать иконы. И с того времени, после рождения Сына Божьего, после Его воплощения, страдания и воскресения, в Церкви Божьей начали писать иконы и почитать их. Братья и сестры, запомните, что говорит святой Василий и другие святые: мы не поклоняемся материалу — краске, золоту, серебру или другому металлу, на котором изображена икона, мы поклоняемся лику, изображенному на той иконе. Мы же не выбрасываем, например, портреты или фотографии наших отцов или матерей, а помещаем их на видное место, потому что это лики наших родителей, которые важны для нас. А тем более для нас важно, если это лик Божий и лики Его святителей.

 

Святые иконы должны напоминать нам о том, что, прославляя их, мы тоже трудимся во имя того, чтобы войти во славу Царства Божьего, чтобы быть и становиться сыновьями и дочерьми Божьми, войти в блаженство этого царства и стать святыми. В этом и есть смысл всех икон в Церкви и в наших домах. Они напоминают нам о наших святых предках и всех православных предках, о том, что и они когда-то были люди из мяса и крови, но смогли своим трудом и с Божьей благодатью обожествить свои души и вознестись на небо, о том, что и мы можем сделать это, если захотим. А если мы не захотим этого делать, а сделаем свою душу недостойной Царства Божьего, уничтожим ее, то мы должны быть готовы к вечным мукам, потому что каждый человек сам отвечает за свою душу. С давних времен в православной Церкви на иконах изображались исторические личности, но только те, которые смогли стать небесными. В современном мире, в особенности в римско-католической церкви, иконы зачастую выглядят как портреты людей, принадлежащих этому свету. На них изображены очень красивые женщины и мужчины, но эти иконы слишком земные. И на наших иконах изображены люди, но скорее в аду, нежели в раю. Например, если вы посмотрите на западную икону, скажем, икону Эль-Греко или любого другого западного художника, вы увидите женщину с красотой мира сего. А если вспомнить прекрасную икону из Дечан, с изображением Святой Богородицы с Младенцем на руках, которая обошла весь мир, то для меня она — самое прекрасное творение из тех, что я видел. Святая Богородица со своим Сынок, Господом Иисусом Христом, являет деву и до рождения (Господа), и в рождении, и после рождения, и Ее, которая была избрана из всех, чтобы стать матерью Сына Божьего, из-за своих духовных качеств, то есть из-за своей душевной чистоты и святости, как говорится в Псалтире "Вся слава дщери Царя внутри" (Пс. 45, 13). И та внутренняя красота показана нам через лик и само явление Пресвятой Богородицы и всех святых. Чтобы уметь отличать икону, перед которой можно молиться, от иконы, перед которой человек молиться не может, достаточно вспомнить слова одного великого русского богослова, который, еще будучи безбожником и атеистом, побывал в римской Сикстинской капелле, увидел там лик Пресвятой Богородицы работы Рафаэля и подивился творению этого художника. Затем, когда он стал верующим, а потом и православным священником, протоиреем, он во второй раз побывал в римской Сикстинской капелле и вновь увидел ту икону, после чего написал: "Я не могу молиться перед этой картиной. На ней я вижу не деву, а красивую женщину, которая идет по облакам, как по снегу, и держит на руках ребенка. Я не могу молиться перед ней". Думаю, вы понимаете, о чем я говорю. На иконе должны быть изображены исторические личности этого света, например, Господь Иисус Христос, Пресвятая Богородица или лик святого, но лики эти должны быть небесными. Как говорит Христос:"Где Я, там и слуга Мой будет". А где Господь? В Царстве небесном. Так будем же готовиться к Царству небесному и к блаженству его уже сейчас, на этом свете. То есть, “одно только нужно", как говорит Господь Марфе, беседуя с ней в ее доме. Нужно стремиться достичь блаженства Царства небесного. Конечно, мы не должны презирать ни тело, ни этот свет, но только в Царстве небесном нас ждет наша настоящая жизнь.

 

Пусть же нам Господь поможет выдержать этот Пост, чтобы мы вышли из него несравненно лучше и здоровее и телом, и душой, чем были раньше. Благослови вас Бог и пошли вам всякого счастья.

 

Я прошу вас собраться с силами, чтобы выдержать этот Великий пост, хотя бы на растительном масле и рыбе, а жирную пищу оставить до Пасхи. Как говорил святой Василий, вода кажется человеку вкуснее, если он испытывает жажду; пища кажется человеку вкуснее, если он голоден. Если мы будем воздерживаться от жирной пищи, то потом она будет казаться нам намного вкуснее и наш организм будет употреблять ее с большей пользой. Благослови вас Бог!

 

16 марта 1997 г."



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...