Перейти к публикации

На заметку

  • записей
    579
  • комментария
    634
  • просмотра
    1 626 563

Рождество Христово в русской живописи

Liubov

3 978 просмотров

Изображение

Рождество Христово. Боровиковский Владимир Лукич.
Холст, масло
Историко-архитектурный и художественный музей «Новый Иерусалим»

Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Егов ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лука, 2:6–7). До начала V века Рождество праздновали одновременнои как праздник Богоявления. Поэтому в живописи смешались сюжеты собственно рождения и последующих эпизодов, которые, строго говоря, больше относятся к Богоявлению – поклонение волхвов (царей), поклонение пастухов, которыене всегда включают изображение непосредственно рождения Христа.

Оглавление

стр. 2 Иванов Александр Андреевич. Сон Иосифа. 1850-е
стр. 3 Гагарин Григорий Григорьевич. Рождество Христово
стр. 4 Гагарин Григорий Григорьевич. Поклонение волхвов
стр. 5 Шебуев Василий Козьмич. Рождество Христово (Поклонение пастухов). 1847
стр. 6 Репин Илья Ефимович. Рождество Христово. 1890
стр. 7 Иванов Александр Андреевич. Явление ангела, благовествующего пастухам о рождении Христа. Ок. 1850. Славословие пастухов. 1850
стр. 9 Васнецов Виктор Михайлович. Рождество Христово. Росписи Владимирского собора в Киеве 1885-1896
стр. 10 Вишняков Иван Яковлевич. Рождество Христово. 1755


стр. 11 Боровиковский Владимир Лукич. Рождество. 1790
стр. 12 Боровиковский Владимир Лукич. Рождество Христово
стр. 13 Нестеров Михаил Васильевич. Рождество Христово. 1890-91

стр. 14 Рябушкин Андрей Петрович. Волхвы (эскиз)
стр. 15 К. В. Лебедев. Рождество Господа нашего Иисуса Христа
стр. 16 К. В. Лебедев. Рождество Господа нашего Иисуса Христа
стр. 17 К. В. Лебедев. Ангельское славословие в момент рождения Спасителя
стр. 18 Валериан Отмар. Поклонение волхвов. 1897
стр. 19 Явление ангела пастухам. Рождество Христово. Сретенье. И. Ф. Порфиров
стр. 20 Рождество Христово и другие священные сцeны из жизни Иисуса Христа и Богоматeри. И. Я. Билибин
стр. 21 Манизер Г. М. Ёлочный торг
стр. 22 Соломаткин Л. И. Славильщики-городовые. 1867 г. Славильщицы. 1868 г. Славильщики (3 варианта). Городовые-христославы.1872 г.
стр. 23 Сычков Ф. В. Христославы. (Дети старой деревни). 1935 г.
стр. 24 Соломаткин Л. И. В погребке на святочной неделе. 1878
стр. 25 К. А. Трутовский. Колядки в Малороссии. Не позднее 1864
стр. 26 П. Н. Филонов. Волхвы. 1914
стр. 27 П. Н. Филонов. Поклонение волхвов. 1913

Сайты-источники репродукций: Религиозные сюжеты в русской живописи, Арт-каталог, etnaa — русская живопись.
См.также:
Бегство в Египет
Рождество в русской поэзии
<< В начало < Предыдущая 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 Следующая > В конец >>
Источник :Рождество Христово в русской живописи-Императорское Православное...


Религия и искусство

Из книги Ивана Андреева "Православная апологетика", изданной в серии "Духовное наследие русского зарубежья", выпущенной Сретенским монастырем в 2006 г.

Изображение
Отношение религии и искусства не есть ни отношение противоречия, ни отношение тождества. Между ними существует родство и своеобразная взаимопомощь. И религия, и искусство возвышают нас и пробуждают в нас стремления к идеальному миру. Но если эстетическое чувство стремится преимущественно к художественному изображению идеального мира, то религиозное чувство жаждет живого общения с Богом – источником всякого совершенства. Эстетическое чувство под влиянием созерцания художественного произведения или красот природы создает лишь безотчетный порыв нашей души к высшему миру; религиозное же чувство открывает нашей душе возможность живого общения с Богом через молитву и Таинства. Подмена религиозного чувства эстетическим есть глубокое и вредное извращение, именуемое в аскетике «прелестью».Общим в религии и искусстве является то обстоятельство, что они стремятся высказывать идеи не в отвлеченной форме (как, например, в философии и науке), а в конкретном образном выражении.

В религии, как и в искусстве, чистая идея облекается в соответствующий ей чистый и вместе прекрасный покров образа, благодаря чему заставляет и все душевно-телесные чувства человека соучаствовать в духовном созерцании идеи. Догматические и нравственные понятия Церковь не только облекает в высокохудожественные словесные образы и прекрасную музыкальную одежду церковных песнопений, но и символизирует их в благолепии обрядовых форм богослужения.

Если ни одна из древних религий не была чужда символики, то совершеннейшая христианская религия являет собой исключительную по глубине и неисчерпаемую по разнообразию и богатству сокровищницу символических образов, немым языком «тайны будущего века», молчания, выражающих невидимое в видимом.

Философия истории учит нас, что религия была первоначальной колыбелью искусства. Взгляд, по которому религия и искусство признаются принципиально враждебными друг другу, следует признать ошибочным. Эта враждебность начинается только тогда, когда извращается сущность религии (например, в манихействе, считающем материю злой сущностью) или когда форма искусства не соответствует религиозной идее.
Враждебное отношение ко всем видам и формам искусства в их применении к богослужению привело в свое время к иконоборству.

Христианская Церковь не отрицает искусства. Христианство есть религия воплощенного Бога, Христа, в Котором проявилась «вся полнота Божества телесно» (Кол. 2, 9). Освятив плоть и осудив только греховность в плоти, христианство освятило и разнообразные виды искусства для христианского богослужения, осудив только греховность в искусстве. Грех же искусства начинается там, где оно забывает о своем Божественном происхождении и начинает служить злу.
Источник : Религия и искусство / Православие.Ru

О канонической иконографии Рождества

О канонической иконографии Рождества написано так много, что сказать новое слово в этой сфере, кажется невозможно. Поэтому автор хотел бы несколько сместить акцент и, рассказав об иконе Рождества, одновременно с этим показать сам принцип «чтения» иконной символики.

Сразу же стоит отметить один важный момент. При истолковании православной канонической иконографии существует соблазн отклониться от первоисточников, которыми являются Писание, церковная гимнография, церковное предание в виде писаний святых отцов, отдельных апокрифов, а также исторический контекст эпохи, в которую данная иконография складывалась. Вместо этого можно наблюдать увлечение толкованием «от ветра головы своея», а порой глубокий смысл начинают искать в различных мелочах. Всё это, помноженное на незнание основ иконографии, приводит к плачевным результатам.

Как часто человек, знакомый лишь с несколькими иконами Рождества (чаще всего довольно позднего поствизантийского периода, когда иконы стали писать в основном по прорисям), начинает считать, что только то, что он видел, и есть канон. И вот, встречая более древнюю традицию изображения, где фигура Богородицы развернута в иную сторону, либо имеет другой оттенок одежды, либо ещё что — сразу же объявляет эту традицию «еретической», «католической» и так далее. Чтобы этого не случилось, нужно знать свою собственную традицию и постоянно расширять кругозор.

В разное время и в разном месте…

Итак. Говоря, о канонической иконографии, мы подразумеваем, прежде всего, иконографию, которая сформировалась в византийскую эпоху. Эпоху, в которой переплелись античные и средневековые приемы изображения. Одним из таких приемов является наличие в одном изображении событий, происходивших в разное время и в разном месте. Икона Рождества — это как раз один из таких случаев.

Наиболее показательным примером можно считать икону Рождества Христова XII века из монастыря святой Екатерины на горе Синай.

Изображение
Здесь мы можем видеть сюжеты, навеянные как евангельским повествованием, так и апокрифами: это и само Рождество — Христос в яслях, Богородица, и Вифлеемская звезда; и ангелы, воспевающие Господа и тут же благовествующие пастухам; и волхвы, отправляющиеся на поиск родившегося Царя и они же, уже приносящие дары Младенцу Христу; и омовение новорожденного Богомладенца; и ангел, явившийся во сне Иосифу; и бегство Святого Семейства в Египет; и избиение младенцев по приказу царя Ирода; и Елисавета, прячущаяся в скале с младенцем Иоанном Крестителем…

И в этом нет ничего удивительного: икона призвана донести до нас информацию о священном событии в наиболее полном виде, показать все значимые моменты.
И все же, такая большая подборка сюжетов на одной иконе — это, пожалуй, исключение.

Изображение
Классическая схема иконы Рождества проста и лаконична

Возьмем, в качестве примера миниатюру из Минология императора Василия II.
В центре изображен Сам Младенец Христос. Он изображается спеленатым в яслях на фоне тёмной пещеры. Белые пелены на черном фоне ассоциируются с евангельскими строками: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин. 1, 5). Но одновременно это может также напоминать и о грядущих страданиях Спасителя. Ясли и пелены напоминают символический саркофаг и плащаницу из сцены погребения Христа.

Источник и продолжение :
О канонической иконографии Рождества
Портал "Православие в Украине"

Рождество Христово в красках
Изображение
Питер Брейгель.
Перепись в Вифлееме
Изображение
Джорджоне.
Поклонение волхвов
Изображение
Эль Греко.
Поклонение пастухов

Источник и продолжение :
http://rojdestvo.pas...stvo_v_kraskah/
http://palomnic.org/art/pic/rojdestvo/


0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...