Спасо-Андроников монастырь
Преподобные Андроник и Савва.
Икона из Спасского собора,
написанная его настоятелем,
отцом Вячеславом Савиных.
Источник и продолжение :
Истории монастырей. Спасо-Андроников монастырь. История...
СПАСО-АНДРОНИКОВ МОНАСТЫРЬ
Мы открываем новый цикл публикаций "Святыни старой Москвы" - о храмах и монастырях столицы, рассказ о которых будет вестись в широком историческом, культурном и общественно-политическом контексте. Статьи будут тесно связаны с литургическим календарем Русской Православной Церкви. Материалы подготовит для нашего сайта известный москвовед Елена Лебедева, автор книг "Москва великая", "Дом на Моховой" и другие. Первая публикация посвящена Спасо-Андроникову монастырю, что связано с празднованием 29 августа (16 августа ст. ст.) Нерукотворного Образа Спасителя.
Источник и продолжение : Истории монастырей. Спасо-Андроников монастырь. История...
Спасо-Андроников монастырь в Москве.
Фотография из книги Н.А. Найденова "Москва.
Соборы,монастыри и церкви". 1883г.
В 1358 году митрополит Алексий попал в сильный шторм в византийской бухте Золотой Рог близ Константинополя. Он дал обет, что если останется жив, то построит в Москве собор в честь того святого, чья память праздновалась в тот день. Буря застигла его в день Спаса Нерукотворного, и, вернувшись в Москву, в 1361 году Алексий основал в Заяузье Спасский монастырь с главным деревянным собором в честь Спаса Нерукотворного.
Один из притоков Яузы был назван Золотым Рожком в память о бухте, где митрополита застала стихия, и позднее одна из улиц старинной Рогожской слободы стала называться Золоторожским валом.
Настоятелем монастыря стал один из любимых учеников преподобного Сергия Радонежского Андроник, причисленный к лику святых, поэтому монастырь теперь называется Спасо-Андрониковым. В монастыре долгое время сохранялся колодец, выкопанный его руками. Место, где был основан монастырь, вошло в историю. На берегу Яузы проходила дорога из Москвы в Орду. Здесь князь Всеволод Юрьевич встретил татарского хана Батыя. По этому пути против Тамерлана (Тимура) выступил великий князь Василий Дмитриевич. Дорога тогда называлась Болвановской, что, вероятно, также было связано с путем в Орду. Вглубь России дорога вела в Нижний Новгород, на Урал и в Сибирь, и в будущем стала именоваться знаменитой Владимиркой, начинавшейся чуть далее от Спасо-Андроньевского монастыря, на площади у Рогожской заставы (ныне - Шоссе энтузиастов).
Близ Спасского монастыря митрополит Киприан благословил князя Дмитрия Донского, возвращавшегося с победой с Куликовской битвы. Видел монастырь и литовских князей Ольгердта и Кейстута, и Тохтамыша, разорившего обитель, и Наполеона. Сентябрьской ночью 1812 года, разбив ворота, сюда ворвались французские солдаты. Через два дня разграбленный монастырь загорелся: огонь перекинулся на него от соседней Сергиевской церкви. Чудом о не пострадали мощи св. Андроника и св. Саввы - сень над ними не сгорела. После пожара наполеоновские захватчики расположились в монастыре на постой и образа кололи на дрова.
При игумене Александре в 1420 году на месте деревянного собора был возведен новый, каменный, сохранившийся до наших дней. Расписывали его знаменитые древнерусские мастера Андрей Рублев и Даниил Черный. Преподобный Андрей Рублев принял постриг в этом монастыре и долгое время был его монахом. Здесь же иконописцы были похоронены, по старым сведениям - в соборе на том месте, где стояла его колокольня. В настоящее время их могилы утеряны и существует миф о том, что это произошло после революции. Однако это не так. Одним из последних плиту на могиле преподобного Андрея Рублева видел историк Миллер в конце XVIII века. А уже в начале XIX века появились записи о том, что великие иконописцы были погребены под старой колокольней, которая разобрана и место сровнено с землей. Есть версия, что тогда и были утрачены их могилы. Вероятно, что это произошло тогда, когда стали возводить традиционную положенную в то время огромную надвратную колокольню и сломали старую, на территории монастыря. В 30-х годах архитектору П.Д. Барановскому удалось отыскать старинную надгробную плиту с надписью XV века. Это произошло поздним вечером, и ученый не смог разглядеть ее как следует. Он отложил изучение находки до утра, сняв только отпечаток с надписи, и просидел над ним всю ночь. Это оказалось единственным, что осталось в руках архитектора. В ту же ночь рабочие раскрошили плиту и посыпали дорожки монастыря, чтобы уберечь их от осенней слякоти. Так была потеряна единственная ниточка, которая, возможно, вела в далекую древность к могиле Андрея Рублева.
В старину этот монастырь был традиционным местом погребения московской аристократической знати - и не только живших в районе Рогожской и Таганки купцов, промышленников, но и всей Москвы. Здесь были похоронены родители и родственники царицы Евдокии Лопухиной, (которая устроила в монастыре церковь св. Михаила Архангела с трапезной), Барятинские, Трубецкие, Над могилой последних надгробие выполнил известнейший московский скульптор И.Витали, автор московских фонтанов и храмовых скульптур.
Еще монастырь известен тем, что здесь, в погребе, на цепи, без света и пищи, трое суток сидел в плену протопоп Аввакум. Потом его еще три месяца держали здесь взаперти в одном из помещений. В XVII веке монастырь стал "божедомским" и в нем отпевали скончавшихся внезапною или насильственой смертью.
В самом конце XVIII века была построена огромная надвратная колокольня, одна из красивейших в Москве, по проекту московского архитектора Родиона Казакова, много строившего в том районе однофамильца и ученика Матвея Казакова. По его замыслу колокольня должна была быть выше Ивана Великого, но Павел I приказал уменьшить ее и не строить выше главной кремлевской колокольни по строгой старомосковской традиции. Тип такой надвратной колокольни, возводимых в московских монастырях в конце XVIII столетия можно увидеть в ближайшем Новоспасском монастыре.
После революции монастырь сильно пострадал. В 1919 году в нем были устроены пролетарские квартиры для рабочих Рогожско-Симоновского района. Весной 1922 года изъяли ценности и разместили здесь колонию для беспризорных детей. Для них на территории бывшего монастырского кладбища была устроена футбольная площадка. В 1930 году была
взорвана колокольня.
В юбилей 800-летия Москвы деятели культуры во главе с академиком И.Грабарем внесли предложение открыть в Спасо-Андрониковом монастыре музей древнерусской живописи им. Андрея Рублева. В 1949 году разрешение было получено, и руководитель реставрационных работ Д.И.Арсенишвили ночевал в притворе собора и круглосуточно жил в монастыре, не покидая его ни на минуту, чтобы здание обманом не отобрали другие претенденты. Музей был открыт и существовал вплоть до возвращения монастыря Православной Церкви в 1989 году. Работает он и сейчас.
17 июля 1989 года, в первую годовщину причисления Андрея Рублева к лику святых, в соборе прошла литургия. Во вновь открытом храме на северной стене установили мраморную плиту в память о том, что здесь были похоронены преподобные Андрей Рублев и Даниил Черный. Потом она была убрана. В настоящее время монастырь действует как приходской храм, и богослужения проводятся регулярно.
Елена Лебедева26 / 08 / 2002
Источник : Спасо-Андроников монастырь
Музей имени Андрея Рублева
Адрес музея имени Андрея Рублева: г.Москва, Андроньевская пл., д. 10, метро: «Площадь Ильича», «Римская», «Курская».Время работы экспозиции музея: с 11.00 до 18.00 ежедневно, кроме среды и последней пятницы месяца. Заказ экскурсий: тел. (495) 678-14-67.Сайт музея имени Андрея Рублева: http://www.rublev-museum.ru
Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева - единственный в России специальный музей, посвященный русской художественной культуре средневековья.
Музей расположен в стенах Спасо-Андроникова монастыря, где жил, работал и был погребен великий русский иконописец преподобный Андрей Рублев.
На территории монастыря сохранился древнейший в Москве каменный храм - Спасский собор, возведенный при жизни Андрея Рублева в первой четверти XV века.
Коллекция музея собрана за последние 50 лет и включает около 10 тысяч произведений древнерусского искусства. Она дает всестороннее представление о художественной жизни Древней Руси. Ее основное ядро составляют произведения изобразительного искусства: памятники иконописи XIII-XVII веков, книжной миниатюры, монументальной живописи (фрагменты снятых со стен росписей, а также копии фресок).
Собрание иконописи включает памятники всех направлений и школ с древности до позднего средневековья (Москва, Ростов, Новгород, Псков, Тверь, Поволжье). Гордость музейной коллекции – произведения мастеров круга Андрея Рублева и Дионисия, их ближайших последователей, образы, созданные по специальному заказу Ивана Грозного, подписные работы изографов Оружейной палаты.
В коллекции музея представлены разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства XI–XIX веков: лицевое шитье, деревянная скульптура, мелкая пластика, эмали, изделия из драгоценных металлов. Собрание рукописей и старопечатных книг включает богослужебные и светские сочинения, певческие книги XV-XIX веков.
ММузей предлагает посетителям разнообразные обзорные и тематические экскурсии, а также специальные программы для детей и взрослых.
Высококвалифицированные специалисты музея проводят экспертизу произведений древнерусского искусства.
Неизвестно, по какому графику музей работает в праздники после Нового года. А такие мероприятия, как, например, новогодние туры, музеем вообще не проводятся.
<object width="480" height="360"><param name="movie" value="
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Нет комментариев для отображения
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.