Jump to content
Sign in to follow this  
  • entries
    24
  • comments
    59
  • views
    39074

Что такое милостивое сердце?

Sign in to follow this  
Андрей Ъ

1527 views

…У преподобного Исаака Сирина есть прекрасные слова: «Что такое милостивое сердце? Это сердце, скорбящее о всём творении, о всех людях, о птицах, о зверях, о демонах и о всякой твари, так что, когда человек видит их, или вспоминает о них, из его глаз текут слёзы».

Почему так? Потому что таков Бог. Бог любит всех без исключения – это основная истина Церкви; нет ни малейшей перемены в любви Бога к Своему творению. Как Он любит нас, так любит и демонов. Ибо если Бог кого-то любит меньше, а кого-то больше, то это означало бы, что Он имеет меру в любви, имеет изменения в Себе и не является совершенным. Но дело в том, что как раз мы не равны в своей любви к Богу. Дьявол вообще не любит Бога, а Пресвятая Богородица всецело любит Его. Из нас же кто-то любит Его на десять процентов, кто-то на двадцать, кто-то на сто, и поэтому в наших отношениях с Богом есть различная мера – в зависимости от человека, а не от Бога. Это главное, что нам нужно знать, чтобы не возводить на Бога обвинения, будто «Он других любит много, а меня мало».

Поэтому, когда мы знаем, каков наш Первообраз – Бог, тогда можем понять и человека. А также узнаем, что в конечном счёте не можем любить одних больше, а других меньше, также как и то, что мы не должны быть грубы в отношении, например, преступников или людей, оказавшихся в затруднительном положении. Не можем в душе питать дурное расположение. Ты должен чувствовать любовь ко всем без исключения. Рассмотрим, есть ли в нас эта мера совершенной любви? – Нет. Мы стоим ниже, всякий в свою меру. Хорошо бы, если бы мы были великими святыми. Тогда у нас была бы совершенная любовь. Наша любовь мала, но мы говорим о совершенной, чтобы видеть, к чему нужно стремиться.

Совершенство – это когда ты относишься к человеку с абсолютной любовью. Любовь не означает довольствование собственными желаниями, не означает, что я поглупел, не понимаю, что происходит вокруг, и вижу всё в розовом свете. Божий человек – не дурак и не безумец. Что в действительности происходит? Просто из души человека изгоняются страсти и он видит вещи как они есть, видит зло, видит лукавство, прекрасно понимает их, но уже не руководствуется страстями в отношении других людей, и может исправлять нечто мирным, бесстрастным образом, потому что обладает абсолютной любовью. Это очень важно, потому что если у нас нет такой любви, то, сталкиваясь каждый день с проявлениями человеческой злобы, мелочности, недостатков, мы начинаем относиться плохо к людям, даже если не хотим этого. Таково человеческое несовершенство.

Если у тебя нет великодушного отношения к таким вещам, то ты попадёшь в ту мельницу, где и сам будешь молоть, и тебя перемелют, и не сможешь вынести ни одной жизненной трудности, даже со стороны самого любимого тобою лица. Если мы не имеем милостивого сердца, тогда попадаем в эту мельницу, которая перемелет нас жерновами тягот, разочарований, огорчений, потому что сердце наше не научилось тому духовному благородству, которое рождается от сострадания ко всякому человеку. Потому что только когда почувствуешь другого человека, сможешь его понять.

До такой степени должно быть чувствительно твоё сердце, чтобы оно ощущало мысли и движения других людей. А как ты можешь понять их, если сердце твоё черство? Когда сердце окаменело от страстей, греха и корыстолюбия, ты не поймёшь ничего из этого или сделаешь ещё хуже: можешь убить другого и смеяться над этим. Есть люди, которые радуются, когда мучают других, а есть люди, которые скорбят, если просто услышали или подумали что-то плохое. Я говорю сейчас о простоте и чувствительности сердца, которые возникают от духовной работы человека и не имеют ничего общего с депрессией или чем-то болезненным. Эта скорбь – не депрессия, не какая-то безнадёжность, а осознание окружающих нас событий такими, как они есть.

Обретение милостивого сердца начинается с простых вещей: с того, каким образом ты говоришь с другим человеком, с каким расположением помогаешь ему, даже протягивая купюру. Почему Христос призвал нас быть милостивыми? Для того ли, чтобы бедных сделать богатыми или богатых бедными? Конечно, не для этого, а для того, чтобы мы общались с другим человеком. Причина милостыни, согласно Евангелию, лежит не в социальной, а в духовной сфере – научиться общаться со своим братом, сострадать ему в его бедах, научиться лишать себя чего-то ради другого, наконец, умереть, чтобы другие жили. Как и Христос умер, чтобы жили мы.

Митрополит Лимассольский Афанасий

http://www.bogoslov.ru/text/1648967.html

Sign in to follow this  


3 Comments


Recommended Comments

А также узнаем, что в конечном счёте не можем любить одних больше, а других меньше, также как и то, что мы не должны быть грубы в отношении, например, преступников или людей, оказавшихся в затруднительном положении.

 

Просто из души человека изгоняются страсти и он видит вещи как они есть, видит зло, видит лукавство, прекрасно понимает их, но уже не руководствуется страстями в отношении других людей, и может исправлять нечто мирным, бесстрастным образом, потому что обладает абсолютной любовью.

 

Прекрасные слова, читаю - восхищаюсь, а потом думаю - как же к жизни их применить - возможно ли такое?

 

Если представить себе, что такое вдруг случилось, что сердце говорит: казнить нельзя, помиловать! то как же все-таки должно вести себя в жизни по отношению к людям, которые осознанно грешат к смерти, не собираются ничего менять, и подводят под свое поведение определенную оправдательную философию, и при этом верят в Бога?

 

Чтоб было понятнее, возьмем, например, человека, который ворует. Если его любить совершенною любовью, не осуждая, принимать его самого и его грехи с самоукорением о своем несовершенстве, скорбеть и молиться, он запросто до тюрьмы дойдет, и еще укорять будет, что его не остановили... В этой любви он будет, безусловно, черпать силу, но если он будет ее использовать, чтобы и дальше делать свое, то где граница между любвовью и попустительством?

 

Еще такой момент - Церковь предавала анафеме - безбожников и преступников, было такое понятие "вне закона", когда к человеку начинали относиться как к дикому зверю, которого нужно найти и уничтожить - это из милости к другим людям, а по отношению к самому преступнику? Убивать его с любовью в сердце и со слезами на глазах? тоже звучит как-то противоестественно...

Share this comment


Link to comment

Лариса, сложный вопрос. Поэтому и говорится о совершенной любви. За грехи наши пусть Господь нас судит. А чтобы понять и простить кого-то, я думаю о своих страстях и грехах, как я им подвергаюсь, как сдаюсь, и часто "без боя", как не могу устоять. И как потом об этом сожалею.

Не помню уже какой батюшка сказал о плясовицах в Храме Христа Спасителя - мы будем молиться о них, как о наших сестрах. Но поступок их не находит оправдания. Т.е. не сами они нам противны, а то, что они сделали.

Share this comment


Link to comment

Мне думается что Лариса, что Бог все таки приводит человека к себе, мы здесь безсильны. Я вот недавно из любви к одному человеку решил обратить его внимание на его недостатки и в итоге у нас вышла сора. Когда Господь откроет Свое лицо человеку тогда и обратятся к Нему все. Так же знаю, что многие святые в прошлом были сильными грешниками.

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...