Перейти к публикации

На заметку

  • записей
    579
  • комментариев
    630
  • просмотра
    1 626 452

Безоглядное доверие

Liubov

2 030 просмотров

 

skonk01.jpg
В России прижилась новая модель поведения или, можно сказать, образа жизни. Очень многие молодые люди, как мужчины, так и женщины — здоровые, красивые, умные, успешные, отнюдь не обделенные успехом у противоположного пола,— совершенно сознательно не хотят иметь семью и детей. Им нужны партнеры или партнерши, «бойфренды» или, соответственно, «герлфренды», но совершенно ни к чему при этом мужья и жены. Нежелание иметь детей они очень часто объясняют «ужасными условиями в ужасной стране», где, по их продвинутому мнению, лучше вообще не рождаться. Вряд ли стоит долго доказывать, что условия в стране здесь вообще ни при чем: это обыкновенный эгоизм.

                                

Почему он стал столь распространенным? 
                                
 Однако не все так грустно. В сегодняшней России немало людей, сделавших противоположный выбор: жить по-настоящему, жить духом, любить и верить, растить детей — для завтрашнего дня. С одним таким человеком мы и решили побеседовать. Елена Конькова — выпускница Саратовской консерватории, профессиональный музыкант, альтистка. Супруг ее — тоже альтист. Однако…                

                                                    

аш супруг принял совсем не ординарное и очень рискованное решение. Будучи уже состоявшимся профессионалом, отцом семейства — ребенок тогда был один, но ведь был уже! — развернуть свою жизнь на девяносто градусов, поступить на первый курс семинарии и пять лет учиться, чтобы затем стать священником. Вас это не испугало?

                                                

— Я была очень рада этому. Незадолго перед тем мне попала в руки какая-то книжка, в ней рассказывалось о человеке, который работал учителем, а потом стал священником… Значит, это возможно для человека, уже имеющего образование, профессию,— все изменить и стать священником? Значит, и мой муж мог бы?.. Я про себя повторяла: Господи, как это было бы хорошо! И что же — не прошло и недели после того, как у меня появилась эта мысль,— Анатолий меня спросил: как ты на это смотришь, я хочу в семинарию поступать. И всё. Дальше наша жизнь пошла — в этом именно ключе.

                                                

Я испугалась, когда услышала, что семинарист должен непременно жить в общежитии. Вот это был почти шок: Машу-то я куда дену? Маша была совсем маленькая, а я нахватала к тому времени уже слишком много работ: мы понимали, что Анатолий не сможет работать эти годы, он будет учиться. Мы обсуждали такой вариант — чтобы он учился заочно, но я сказала — нет, это невозможно, давай ты уж будешь учиться, как следует. Потом выяснилось, что семейные семинаристы живут дома. Муж все равно умудрялся подрабатывать — дворником; я работала санитаркой в трех местах плюс оркестр театра оперы и балета. Мы снимали квартиру. И нам хватало!

                                                

— Квартиру вы снимаете до сих пор, насколько мне известно, и особых жилищных перспектив у вас нет. А детей уже четверо…

                                                

— Да. Евдокия родилась, когда батюшку уже рукоположили. Потом родилась Оля, а за ней Танечка, ей два месяца сейчас.

                                                

— Тяжело?

                                                

— Это было бы неправдой, если бы я сказала: да мне так легко, так здорово! Мне тяжело. Когда я пришла из роддома последний раз — села на стул и заплакала. У меня Танечка новорожденная на руках — а эти, все трое, вокруг меня столпились, и каждая по-своему соскучилась, каждая требует, чтоб я именно на нее обратила внимание. А батюшка уехал — мою маму отвозить домой, она с детьми сидела, пока он меня из роддома забирал. И я осталась одна — с четырьмя… Сижу, плачу и думаю: что я натворила?.. Куда мне четвертого — Олечке полтора года! Тут приехал батюшка. Увидел, в каком я состоянии. Быстренько разобрался с детьми, уложил всех спать, Танечку у меня забрал, положил в кроватку, меня усадил на кухне за стол, налил мне чаю, спросил: почему ты плакала? «Как я с ними буду? Ты завтра с утра уйдешь на службу — и до позднего вечера. А я не смогу…» — «Почему это ты не сможешь? С тремя смогла, а тут, подумаешь, на одного больше…»

                                                

Конечно, трудно. Очень многое надо удержать в голове. Маша у нас учится в третьем классе, она постоянно участвует в каких-то олимпиадах, конкурсах, играет на гобое, рисует, танцует замечательно, и это все просто рвется из нее — ей надо творить, надо как-то себя реализовать, и я не могу это все ей перекрыть и сказать: нет, бросаем мы с тобой это все, потому что вас у меня четверо, и я не могу разорваться на вас на всех.

                                                

Но это физически мне тяжело. А психологически — нет, потому что есть мама, которая всегда прибежит по первому моему зову, и есть батюшка. У нас ведь нет такого: отец Анатолий пришел домой, и все, он устал, не смейте его трогать. Он даже сам так не сможет. Он входит, и первый его вопрос: «Тебе чем-нибудь помочь?» Я обычно отвечаю: нет, спасибо, я справляюсь. Потому что я действительно справляюсь. Он ведь даже когда дома — все равно принадлежит в гораздо большей мере своей пастве, чем нам. Ему в любой момент могут позвонить, потому что надо, например, причастить тяжелобольного. Иногда бывает так: мы договорились пойти куда-то с детьми, а тут ему звонят: отец Анатолий, придите, причастите, исповедуйте… И он уходит — и у нас все срывается.

                                                

— Дети, наверное, болезненно реагируют на это…

                                                

— Нет. Может быть, потому что я реагирую на это спокойно. Дети — они ведь срисовывают все с нас.

                                                

— Вашим девочкам хорошо, оттого что их много?

                                                

— Маша сказала, что она хочет десять девочек. Дуня заявила: когда ты принесешь еще одного ребенка из роддома, мы назовем ее Настей. Я спросила: ты хочешь еще одну сестру? Она ответила: конечно! Оля пока еще ничего не говорит, но ей тоже неплохо, она уже поняла прелесть игры со старшими сестрами. Маша очень хорошо организует и занимает младших сестер.

                                                

— У священников ведь доходы невысокие…

                                                

— Совсем невысокие…

                                                

— Не было страшно, что не прокормите детей?

                                                

— Никогда не боялась. Не знаю, почему. Наверное, у меня такая вера… слепая. Может быть, это плохо. Говорят же — на Бога надейся, а сам не плошай. Но я считаю: если Господь дал мне ребенка — неужели Он меня бросит? Неужели Он его бросит? Ведь это Его дитя! Не зря же говорят, что дети не родителям принадлежат, а Богу. Я не боюсь, что мы будем голодные, раздетые, разутые. Ну что тут скажешь — бросаюсь я, наверное, безоглядно в огонь.

                                                

— Но ведь вы одаренный музыкант. Не возникает такой проблемы — невозможность реализоваться в полную творческую силу?

                                                

— Еще как возникает! Когда мне пришлось на время (надеюсь!) оставить театр, это был жуткий стресс, кризис: я же музыкант, я десять лет в театре, ради чего я это бросаю? Но Бог послал мне замечательного духовника — отца Дорофея (иеромонах Дорофей (Баранов) — Ред.). Он умеет сказать нужное слово в нужное время. Он тогда сказал мне: забудьте о себе самой, помните только то, что вы жена и мать. Меня это шокировало: как так, забыть о себе? Но потом я поразмыслила и поняла, что это правильно. Если ты — отдельная самоценная личность, ты исчезнешь, но если ты часть чего-то другого, ты никуда не денешься. Но дело еще и в том, что отец Дорофей молится за меня. После каждой исповеди у него я чувствую, что мои проблемы — они на самом деле не так страшны.

                                                

— У священников ведь очень тяжелая жизнь. Вы делаете что-то такое особенное, чтоб поддержать мужа?

                                                

— Я просто очень сильно его люблю. Мне кажется, этого достаточно. Когда он стал священником, я поняла, что это такое — да станут двое одна плоть (см.: Еф. 5, 31). Раньше, когда он не был еще священником, я этого не понимала. Мы были — две самостоятельные творческие личности, два музыканта; мы соперничали, меня преследовала мысль: как такое может быть, чтобы он был талантливей меня, нет, погодите, я еще докажу. А теперь все встало на свои места. Он лучше меня уже потому, что он священник. А я его жена. Когда его рукоположили, я пришла к отцу Дорофею и спросила: что мне делать? Он кто теперь для меня — муж, священник? Отец Дорофей сказал то, что многие, даже и супруги священников, не могут сразу принять: он для вас прежде всего священник. И с тех пор для меня то, что отец Анатолий делает как священник, на первом месте стоит, а я и дети — на втором, и я знаю, что из-за этого не надо переживать. Отец Дорофей мне все время это говорит: Гос­подь призвал вашего мужа к Себе на служение. Как же Он вас бросит?

                                                

— Возвращаюсь к тому, с чего начала: сколько людей вокруг — или вообще детей иметь не хотят, или, в крайнем случае, на одного согласны…

                                                

— Ну, не так уж их много, таких людей. У нас курс был в музучилище — десять девочек, и все они стали теперь многодетными мамами. Я знаю семьи, где пятеро, где ждут шестого… Моя близкая подруга, Татьяна Авазова — известный концертирующий музыкант, преподаватель, у нее трое детей — в тридцать три года.

                                                

Мне кажется, главная причина нежелания иметь детей — отсутствие доверия ко второй половине. Мне это уже приходилось слышать: «Я бы родила, но я не знаю, будем ли мы с ним жить». У них ребенку десять лет, а они все не знают, будут ли вместе. Можно представить себе состояние женщины в такой семье: вот я рожу еще одного — и перестану быть стройной, красивой, успешной, будет он меня такую любить или нет — вопрос. Мы с мужем всех детей рожали вместе, он присутствовал при родах, это было его решение; он не мог меня оставить одну. И вот я слышу в роддоме от соседок по палате: «А тебя муж после совместных родов любит? Я своего ни за что не позову!». Понятно: рожающая женщина красивой быть не может. Это еще и влияние рекламы, пропаганды потребительского образа жизни: вот такая ты — плохая, гадкая, а сейчас мы из тебя сделаем то, что нужно,— конфетку. Но «конфетка» — это уже не ты. Когда действительно человека любишь, нет дела до того, как он выглядит, как он одет. Мой муж видел меня беременной, рожающей, сразу после родов, и у меня никогда не возникало мысли, что вот — сейчас я страшная, и он меня бросит. Я не знаю, почему… Самоуверенность? Нет. Я просто знаю, что он меня любит. Даст Господь — будут у нас еще дети. Потому что я в муже уверена. И Богу доверяю.

                                                

Беседовала Марина Бирюкова                                                

Фото из семейного архива                                                

Газета «Православная вера» № 8 (460), 2012 г.

                      



3 комментария


Рекомендованные комментарии

Гость Николай

Опубликовано:

За такими людьми будущее,на таких семьях держится страна.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Николай ! Помощи Божией !

«Где муж, жена и дети соединены узами добродетели, согласия и любви, там среди них Христос»

Святитель Иоанн Златоуст

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...