Перейти к публикации
  • записей
    59
  • комментарий
    341
  • просмотров
    107 966

Что и сколько читал прп. Серафим Саровский

иером. Даниил

3 615 просмотров

blog-0063628001340010989.jpg«Я, ваше Боголюбие, плохо учен грамоте, так что с трудом подписываю мое имя, а грамматике и вовсе не учился, однако же читаю не только по церковной, но и по гражданской печати борзо и так скоро, что книги по две или по три мог прочитывать и прочитывал в сутки. А память такую имею, от Господа мне данную, что, пожалуй, могу вам от доски до доски все наизусть прочитать — такую сильную память Господь Бог мне изволил пожаловать. Так я хотя и плохо учился грамоте, а грамматике и вовсе не учился, но знаю очень много и более многих ученых людей, потому что много тысяч книг содержу в свежей памяти, да и даром премудрости и рассуждения, свыше от Него подаваемого, Господь Бог после всех страданий, что я ради имени Его Святого в жизни моей претерпел, меня обильным благословить изволил. Я вашему Боголюбию скажу просто, почти наперечет, сколько и где я книг перечитал, чтобы вы и сами видеть могли, что я в Писании Церковном и светском силен таки довольно. В нашей саровской библиотеке, мню я, тысяч пять с половиною будет экземпляров, а в иных, как, например, в Ролленевой Истории, перевод Третьяковского тридцать томов. И я всю нашу библиотеку прочитал, так что даже и книгу о системах миров, и даже Алкаран Магометов, и другие подобные книги читал. В иных книгах, вот, например, у Третьяковского, тяжел язык, но я смысла добивался, мне хотелось все узнать, что на земле делается и что человеку Бог на веку своем узнать допустил, потому что подобает и ереси знать, да их не творить, и Сам Господь говорит в Библии: Егда умножится ведение, тогда откроются тайны; у господина Соловцева — две тысячи пятьсот книг русских, и их прочитал все до одной; у Аргамакова господина — тысячи полторы книг, и его библиотеку всю прочитал; у княжен Бибичевых — они благодетельствуют же Саровской пустыни — и их книги все прочитал; у братии и отцов святых нашей обители у кого тридцать, у кого семьдесят все брал на прочтение и все прочитал. Неудержимая, ваше Боголюбие, была у меня охота к чтению, и все эти книги прочитал, духовные и светские, и все хорошо обсудил, потому что я не столько читал, сколько рассуждал о прочитанном и все соображал, что и как получше бы для Богоугождения сделать. Ну, так вот я вам в подробности сказываю, что уже не знаю, кто еще на русском языке, по церковной и гражданской печати, так много читал. И это не велехвалясь говорю, а чтобы вы знали твердо, что я много на земле сущего знаю, а Бог и недоведомые тайны Свои сверх того открывает ...»

 

Записки Николая Александровича Мотовилова, служки Божией Матери и преподобного Серафима

Издательство: Отчий Дом, 2009 г., с. 244

 

При всем моем негативном отношении к этой книге в целом, данное повествование считаю вполне правдоподобным, поскольку слышал о подобных примерах и в наши дни.



10 комментариев


Рекомендованные комментарии

Мне представляется,что в данном случае, это информация может быть вымыслом или чрезмерным преувеличением...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Почему Вы так думаете так,отче Некто?Ведь материал выложен не простым смертным...Простите меня.батюшка Даниил!!!!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Почему Вы так думаете так,отче Некто?Ведь материал выложен не простым смертным...Простите меня.батюшка Даниил!!!!

Я не ставлю под сомнение мнение о.Даниила, уверен он меня понял,я выражаю недоверие написанному Мотовиловым,в данном случае.Это мое личное мнение.Мне вообще печально,когда искажают образ великих святых,от этого большой вред православным людям.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Да-а-а,сложно нам,простым православным разобраться!!!,особенно,если что-то неправильно понимаешь! :fool0000: -это я о себе!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Я просто хотел сказать, что в независимости от того правда это или нет, сам факт вполне мог иметь место.

Я сам слышал как один духовник-старец искренно удивлялся, почему его послушник к утру не успевал прочитать книгу в 300 страниц, которую он ему дал еще аж вчера вечером! )))

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Я просто хотел сказать, что в независимости от того правда это или нет, сам факт вполне мог иметь место.

Я сам слышал как один духовник-старец искренно удивлялся, почему его послушник к утру не успевал прочитать книгу в 300 страниц, которую он ему дал еще аж вчера вечером! )))

Да, мне понятно,и мне известны люди благочестивые и богобоязненные,которые,мягко говоря,отличаются способностями,в том числе к чтению,чем обычные люди..

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

"При всем моем негативном отношении к этой книге в целом"

О.Даниил (и,возможно, о.Некто)!А почему у вас в целом негативное отношение к запискам Мотовилова?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Ну, местами там мягко говоря встречаются довольно сомнительные повествования. Чего только стоит "свет в области пупа" (если не изменяет память)

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Тогда странно, отчего эту книгу "пропустили" в церковную печать не редактируя, и она стала чуть ли не классикой православных библиотек. Ведь если там "сомнительные места" и, как сказал батюшка Некто, "искажается образ великого человека,отчего православному человеку может быть вред", то зачем тиражировать?...вопрос,наверное,риторический, ибо книга без изменений выдержала неоднократные издания.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

А почему ее не должны были "пропустить"? Опубликованы архивные документы и записи человека, который лично знал прп. Серафима. В этом нет никакого криминала. Но при этом никто не говорит о том, что все в этих документах должно быть правильным и непогрешимым. Как к святоотеческим творениям к запискам Мотовилова никто и не думает обращаться, а поэтому в них вполне могут иметь место различные уклонения и искажения, которые в той или иной мере свойственны всем людям.

А вот насчет зачисления этой книги в ряд "классики православных библиотек" согласиться никак не могу. В Оптиной, например, она не была допущена до продажи в лавке именно по причине некоторых сомнительных мест и мыслей, замеченных в этой книге. Очень многие из священников (прот. Максим Козлов, если не ошибаюсь) очень жестко высказывались против ее издания. Да и благословение на ней стоит чисто формальное, еще Патриарха Алексия (имею ввиду тираж 2005 г.), которое ставилось раньше почти на все издания, нередко даже на околоцерковные.

И вырезать всякие сомнительные места из архивных документов никто и не думает именно потому, что относиться к этой книге подобает именно как к документу, а не как к вероучительной литературе, помогающей и наставляющей на пути спасения.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...