Перейти к публикации

Апрельский блог

  • записи
    203
  • комментарий
    271
  • просмотров
    170 905

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог

Апрель

2 124 просмотра

Издательство «Никея» выпустило сборник изречений преподобного Амвросия Оптинского «Жить – не тужить». Ритмичные и рифмованные строки, ироничные и остроумные поучения одного из самых почитаемых русских старцев, много лет не теряют своей актуальности.

Интересна, как доказательство той поэзии, которая всегда жила в этой богатой натуре, припавшая ему одно время фантазия писать стихи, о чем он сам впоследствии рассказывал: «Признаюсь вам, пробовал я раз писать стихи, полагая, что это легко. Выбрал хорошее местечко, где были долины и горы, и расположился там писать. Долго, долго сидел я и думал, что и как писать; да так ничего и не написал». Но на всю жизнь осталась у него любовь говорить в рифму.

344-386x600.jpg

Обложка книги

* * *

Твоя духовная храмина, как четырьмя углами, утверждается четырьмя твоими молитвенницами… Стой же, сия храмина, твердо и не шатайся, ни вспять, ни на десно, ни на шуе не озирайся, а зри прямо к востоку, от онуду же пришедый Господь глаголет о Себе: не приидох да творю волю Мою, но волю пославшаго Мя Отца.

* * *

К сказанной четверице прибавлю еще две четверицы. Евангельское учение утверждается четырьмя евангелистами, а жизнь христианская — четырьмя главными добродетелями: мужеством, мудростию, целомудрием и правдою. Не умолчу и о неполезной и душевредной четверице, яже есть: уныние, малодушие, нетерпение и уклонение, которые лишают нас полной власти, могут лишить и благой части, если мы будем им поддаваться, хотя бы и под благовидным предлогом.

* * *

Благо только то, что делается по воле Божией и за святое послушание. А своя воля лишь мучит и тогда только научит, когда будем оставлять оную.

* * *

После всего сказанного тебя поздравляю и милости Божией тебе желаю, равно и всем живущим с тобою толковитым и бестолковым гусятам. Есть старинная пословица: «В семье не без урода». Так бывает среди всякого народа.

* * *

Поздравляю тебя с возвращением из N восвояси. Сердечно желаю тебе тут жить-поживать, да добра наживать. При этой жизни не раз придется вспомнить поговорку: спросил бы зимой у гуся, не зябнут ли у него ноги? А гусь, хотя нередко ноги, поджимая, переменяет, а все-таки так или сяк зимы переживает. Зато уж, когда придет весна, с самодовольством по озеру плавает.

* * *

Молись о мне, недостойном и неисправном, всех учу, а сам делать ничего не хочу, а только смотрю, что под столом.

* * *

foto-121.jpgТщеславие и гордость хотя одной закваски и одного свойства, но действие и признаки их разные. Тщеславие старается уловлять похвалу людей и для этого часто унижается и человекоугодничает; а гордость дышит презорством и неуважением к другим, хотя похвалы также любит. Тщеславный, если имеет благовидную и красивую наружность, то охорашивается, как селезень, и величается своею красивостью, хотя мешковат и неловок часто бывает так же, как и селезень. Если же побеждаемый тщеславием не имеет благовидной наружности и других хороших качеств, тогда для уловления похвал человекоугодничает и, как утка, кричит: «Так! Так!» — когда на самом деле и в справедливости не всегда так, да и сам он часто внутренно бывает расположен иначе, а по малодушию придакивает. Гусь, когда бывает что-либо не по нем, поднимает крылья и кричит: «Кага! Каго!» Так и горделивый, если имеет в своем кружке какое-либо значение, часто возвышает голос, кричит, спорит, возражает, настаивает на своем мнении. Если же недугующий гордостью в обстановке своей не имеет никакого веса и значения, то от внутреннего гнева шипит на других, как гусыня, сидящая на яйцах, и, кого может, кусает, кусает.

* * *

Прошу, чтобы притчу о гусях и утках не забывали, гусиных и утиных немощей избегали или хоть, по крайней мере, не оправдывались в них, а сознавались и каялись. А что? Гусь и гагара? Какова пара? А ведь по одной воде плавают…

* * *

Мати! Не унывати, а на милость и помощь Божию уповати, и мене, грешного, в молитвах своих поминати.

* * *

Как ни мерекай туда и сюда, а нигде не избежишь труда.

* * *

Как-то ваши дела идут и к какому концу грядут?

* * *

Что-то вы поделываете и как управляетесь с своими делами? Старинные люди хоть и очень простые были, но поговорки их очень мудрые и основательные. Не живи как хочется, а как Бог приведет. Эту-то малую поговорку не скоро кто переедет без труда. Как-то на деле все выходит — постой, да погоди, да еще немного подожди, да осмотрись, да соберись с умом и вместе с кошельком. С год назад я слышал от одного торговца: часто не душа может, а мошна. Говорил же это человек добросовестный и весьма правдивый, а обстоятельства его плоховаты и тесноваты. А все это сходится к тому, что тесен и прискорбен путь, вводяй в живот, и что многими скорбями подобает нам внити в Царствие Небесное.

* * *

Помолись обо мне, немощном и грешном, чтобы мне и другим не досадить, и своей душе не повредить. Все только чужие крыши стараюсь покрывать, а своя храмина душевная стоит раскрытою.

* * *

Приветствую о Господе NN: певчих, поющих и читающих, келейных сестер, стряпающих и ходящих, метущих и мятущихся, но не оскудевающих верою и упованием. Скоро ли ваш храм будет дивен в правде?

* * *

В целом мире бесскорбного места не найдешь, везде к одному заключению придешь, что потерпеть нужно. Не дают награду за отраду, а только за скорби и за подвиги.

* * *

Хотя это, с одной стороны, и печально, а с другой — может быть и полезно:смиренными будем и этого случая скоро не забудем.

* * *

Кто уступает, тот больше приобретает.

* * *

Отчего человек бывает плох? Оттого, что забывает, что над ним Бог.

1610-2b.jpg* * *

Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного.

* * *

Где нет простоты — там одна пустота.

* * *

От ласки у людей бывают совсем другие глазки.

* * *

Кто нас корит, тот нам дарит, а кто хвалит, тот у нас крадет.

* * *

Сама не юли и другим не вели.

* * *

Смотри, Мелитона, держись среднего тона; возьмешь высоко — будет нелегко, возьмешь низко — будет

склизко; а ты, Мелитона, держись среднего тона.

* * *

Катя! Назад не пяти. Катиш! Смотри, куда катишь. Кати туда, где тишь, да гладь, да Божья благодать.

* * *

Лизок! Смотри в низок, там находится смиренье и обретается терпенье.

* * *

Груша просит тпруши, а мы ее притянем за уши.

* * *

Маня! Мани, мани, да не обмани!

* * *

Мать Евмения! Собери свое разумение.

* * *

Наш Нил всем мил, а иногда бывает и гнил.

* * *

Не беда, что во ржи лебеда, а вот беда, когда в поле ни ржи, ни лебеды.

* * *

Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают.

 

 

 

Чадце мое нетолковитое, мир тебе и Божие благословение и всякое утверждение в терпении и долготерпении, в нем же имамы великую потребу, да благодушно переносим вся встречающаяся и вся приключающаяся.

***

N воры — лакомые воры, да и не слабы, и не хворы, лазят не только через заборы, но, как мыши, пробираются и сквозь крыши. Эти воры, или другие, в двух местах хлебный амбар провертели, но ничего не успели и, должно быть с горя, пошли и запели: «Монастырского не трогай, чтобы не послали арестантскою дорогой».

***

Благодушно и благодарно терпящим всё обещается там покой. Да ведь какой? И сказать невозможно; только требуется для этого жить осторожно, и прежде всего жить смиренно, а не тревожно, и поступать как следует и как должно. В ошибках же каяться и смиряться, но не смущаться.

amv1.jpg

Прп. Амвросий Оптинский. Портрет

***

N во время поста находится в церковном затворе, а я и в пост, и не в пост постоянно нахожусь на людском соборе и сборе и чужих дел на разборе.

***

N! не будь как докучливая муха, которая иногда без толку около летает, а иногда и кусает и тем и другим надоедает, а будь как мудрая пчела, которая весной усердно дело свое начала и к осени окончила медовые соты, которые так хороши, как правильно изложенные ноты. Одно сладко, а другое приятно…

***

Ты, N, чай пей, только дело духовное разумей.

***

ambrose1-240.jpg

Прп. Амвросий Оптинский. Икона

Без смиренья невозможно иметь успокоенья.

***

На слово не верь всякому вздору без разбору — что можно родиться из пыли и что люди прежде обезьянами были. А вот это правда, что многие люди стали обезьянам подражать и до степени обезьян себя унижать.

***

Возмогай о Господе и в державе крепости Его! Да возрадуется душа твоя о Господе, облече бо нас в ризу спасения и одеждою веселия одея нас; и глаголет к нам через Апостола: всегда радуйтеся, о всем благодарите, сия бо есть воля Божия.

***

Потерпи; может, откроется тебе откуда-либо клад, тогда можно будет подумать о жизни на другой лад; а пока вооружайся терпением и смирением, и трудолюбием, и самоукорением.

***

Ты говоришь, что делаешь все с понуждением; но в Евангелии понуждение не только не отвергается, но и одобряется. Значит, не должно унывать, а должно на Бога уповать, Который силен привести все к полезному концу. Мир тебе!

***

Воли человека и Сам Господь не понуждает, хотя многими способами и вразумляет.

***

Немощь, и слабость, и усталость, и изнеможение, а к ним еще и леность и нерадение — вот мои спутницы! И с ними мое всегдашнее пребывание.

***

Мать! Давно было сказано, чтобы не унывать, а на милость и помощь Божию уповать! Что говорят — слушай, а что подают — кушай.

***

Послушай, сестра! Не будь востра, не будь пестра! А будь постоянна и смирна — и будешь мирна!

***

Не люби слушать о недостатках других, тогда у тебя будет меньше своих.

***

Благожелательно приветствую о Господе N многовещанную и других сестер, которые живут, аки рыбы безгласные, хотя изредка перышки и поднимают. Но перо не палка, и воробей не галка, и сорока не ворона. Впрочем, у всех есть своя оборона. Когда найдет уныние, прочитывай этот набор слов, как немец русскому говорил: «Экой ты дров!» Хотел назвать дубиной, да не сумел.

***

Не раз вспомнишь простую русскую пословицу: «Бей в решето, когда в сито не пошло». Пословицу эту не мешает заметить и запомнить и тебе, мать, когда придется в деле не успевать, когда думаем сделать так, а выходит иначе. Тогда пословица эта пригодна наипаче.

***

Приветствую N многовещанную, и N поющую и тон задающую, и пытливую… чтобы не допускали много к своему уху. Слабые уши не могут без вреда многого переносить.

***

Хоть и говорят, что год на год не приходится, а все-таки всегда дела идут, как водится. Всегда один прочный совет: «Ванька, а Ванька! Смака, барин знаит-пярязнаит, а все-таки твярдит». Этот с барином Иван — пример и нам. Каждый тверди свой урок и помни, что говорит пророк: блажен, иже не иде на совет нечестивых.

***

Не было печали, но лукавые враги накачали, представляясь то в виде Ефремки, то в виде зубастой крокодилки.

***

Слышу о тебе, начальственная мать, что ты не перестаешь унывать с тех пор, как начала горевать, получивши весть о пострижении. Знай, что горе — как море: чем более человек в него входит, тем более погружается.

***

Мир тебе и милым гусяткам! Которые бывают иногда милы, иногда же и гнилы.

***

Хорошо бы, новая матушка …ина, если бы у тебя наружно была приятная и назидательная мина, при этом и душевная тишина хранима. Хотя это не легко, и претрудно, и не всегда удобно, но зато и нам и другим полезно.



4 комментария


Рекомендованные комментарии

К стыду своему признаюсь, что Батюшка Амвросий единственный из старцев и святых отцов с кем у меня сложились отношения. Изречения Батюшки Амвросия проникли в мое сердце в то место, где разделяется дух и тело, где нельзя солгать самому себе. А туда может проникнуть только Дух Святый. А почему это удалось сделать только Батюшки Амвросию, я не знаю!

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Мне кстати приснилось, что я в Оптине у одной женщине, которая заведует распределением послушаний и она мне говорит зайди в ту комнату и выбери себе одежду для работы. Я иду по коридору захожу в комнату смотрю стоят сапоги мне они полюбились и я натянул их и пошел работать. Спустя некоторое время прошелся по Оптине шум, что сапоги батюшки Амвросия украли после их обнаружили на мне. А я говорю мне женщина сказала одеть их. Я нечего не воровал. Оказывается я зашел не в ту комнату а в музей. Интересно в Оптине есть музей батюшки Амвросия?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

один житель г.Козельска хотел сына устроить в г.Москве и пришёл к батюшке Амвросию за благословением,а старец ему ответил:"Москва бьёт с носка и колотит досками;пусть едет в Курск". но тот всё же отправил сына в Москву,где с ним на стройке случился несчастный случай,упавшими досками повредило ему ноги,и он на всю жизнь остался инвалидом.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...