О прощении обид и притча о немилосердном должнике
О ПРОЩЕНИИ ОБИД И ПРИТЧА О НЕМИЛОСЕРДНОМ ДОЛЖНИКЕ
Евангельское чтение в Неделю 11-ю по Пятидесятнице (Мф., 77 зач., XVIII, 23-35)
23Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими; 24когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов; 25а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить; 26тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу. 27Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему. 28Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что' должен. 29Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе. 30Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга. 31Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. 32Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня; 33не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя? 34И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга. 35Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.
Каждый, наверно, согласится с тем, что наиболее трудноисполнимая Заповедь Божия — прощать людей, прощать их ошибки, совершенные по отношению к нам. Воскресное Евангелие, читаемое на Божественной литургии в 11-ю Неделю по Пятидесятнице, научает нас как нужно прощать. Господь на вопрос апостола Петра о том, сколько раз необходимо прощать брату своему, отвечает, что нужно прощать до седмижды семидесяти раз, то есть неограниченное количество раз. Иудейские книжники учили прощать только трижды. Далее Спаситель дает наставление о всепрощении в прекрасной притче, в которой рассказывается о том, как некий царь пригласил к себе раба, который был должен десять тысяч талантов — огромную денежную сумму, непосильную для этого человека. Но вместо того, чтобы вернуть долг подчиненный просит царя подождать некоторое время, когда он сможет вернуть его. Царь же не просто дал отсрочку, но и, смилостивившись над ним, простил ему весь долг. Выходя от царя, этот облагодетельствованный человек встречает своего товарища и требует у него, чтобы тот вернул ему сто динариев — совсем незначительную сумму денег по сравнению с первой. Но получив в ответ просьбу о продлении срока, стал истязать и душить должника, требуя возвращения этого ничтожного долга. Пример царя не подействовал на только что прощенного царем человека и, несмотря на мольбу товарища, посадил его в темницу до тех пор, пока не вернет свой долг. Царь, когда узнал о том, что сделал со своим должником его подчиненный, разгневавшись, забирает свое великодушие и делает ему строгий выговор за то, что он не последовал его примеру, после чего и запирает злого раба в темнице, пока тот не вернет весь свой долг. А поскольку такую большую сумму он не в состоянии будет оплатить никогда, то останется в темнице навсегда. Господь поясняет, что царь заимодавец является образом Царя Небесного и Он также поступит с теми людьми, которые не прощают своих обидчиков. Что же мы получили от Отца Небесного в долг? Получили больше, чем десять тысяч талантов. Прежде всего, Господь дал нам бытие, нашу жизнь. От Бога человек, в отличие от других существ, получил разум, возможность говорить. Господь дал нам любящее сердце. Под ногами мы имеем землю и зелень, а над головой - небо, как шатер. Кроме того, Он дал нам недра земные, с помощью которых мы можем совершенствоваться сами, совершенствовать окружающий мир и получать удовольствие. Но самое главное, что даровал Бог человеку после его грехопадения, — это спасение. «Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16) После Крестной смерти и Воскресения Господа человек в Таинстве Крещения получает путь к спасению. В качестве Наставника Он послал нам Духа Святого. И, конечно же, даровал нам возможность причащаться Святых Тела и Крови Христовых, чтобы иметь жизнь вечную. В этой притче мы получаем прекрасный образ милосердия Божия к кающимся грешникам. Каждый человек является должником перед лицом правды Божией, который имеет долг «тму талант» — бесчисленное множество грехов. А грехи и ошибки людей, которые мы не прощаем, Господь оценивает в сто динариев. В том случае, если мы не научимся прощать обиды своим ближним, будем жестокими и немилосердными к ним, то придет день, когда Отец наш Небесный, как и в евангельской притче, скажет: «не надлежало ли и тебе помиловать согрешившего перед тобой, как и я помиловал тебя?» Ведь обиты, которые мы терпим от окружающих нас людей, несравненно меньше тех долгов, которые мы имеем перед Богом. Этой великой добродетели мы можем научиться посредством чтения Евангелия и жития святых, в которых видим яркие примеры любви к ближним и Богу. По этому поводу святитель Феофан пишет: «Каждый христианин должен стремиться к ясному знанию христианского учения. Для достижения этой цели нужно учиться всю жизнь и считать потерянным тот день, в который не усвоено никаких уроков мудрости. Познав истину, человек должен хранить приобретённое сокровище как зеницу ока».
© PravChelny.ru
14 комментариев
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.