Перейти к публикации

На заметку

  • записей
    579
  • комментариев
    630
  • просмотра
    1 626 454

Триодь постная

Liubov

3 486 просмотров

blog-0045283001459700135.jpg

Триодь постная: историческое развитие композиции

Становление Четыредесятницы

Триодь постная (от греч. triodion – трипесенный) – богослужебная книга, содержащая в себе молитвословия для дней, приготовительных к святой Четыредесятнице, для самого Великого поста, а также для Страстной седмицы. Она охватывает первую половину богослужебного круга, начиная от недели мытаря и фарисея и кончая Великой субботой. Триодь постная является богатейшим источником по истории богослужения, а также византийской литургической гимнографии и агиографии.

Количественный объем этого цикла, его литургико-богословское значение и место в церковном календаре определились не сразу.

Если говорить о внутреннем содержании и структуре Триоди постной, то в ней различаются три группы памятей.

Во-первых, это Страстная седмица, которая идет вслед за постом Четыредесятницы с предшествующими ей тремя приготовительными неделями.

Во-вторых, Триодь постная включала в себя памяти воскресных дней Четыредесятницы, которые сейчас изъяты из богослужебной практики: о них говорится лишь в содержании самогласнов и в отдельных воскресных канонах. В соответствии с ними, например, во вторую неделю вспоминается притча о блудном сыне, в третью – о мытаре и фарисее и т.д.

И, наконец, особый пласт составляет группа памятей минейных – перенесенных в подвижный богослужебный круг из неподвижного.

Самым древним из указанных структурно-содержательных элементов является не три подготовительные

 

21150.p.jpg

Триодь постная, начало 16 века

седмицы, как можно было бы предположить, а пасхальный пост, то есть пост в Страстную седмицу. Несомненно, он установлен еще апостолами по заповеди Христа – поститься в тот день, «когда отнимется у них Жених» (Мф. 9: 15).Продолжительность его в различных местах была неодинаковой. Единообразию, вероятно, препятствовало в первую очередь то обстоятельство, что не все христиане праздновали Пасху в одно время. Точно так же не сразу установился во всех Церквах и полный цикл памятей Страстной седмицы. Ранее всего, по-видимому, это было сделано в Иерусалиме.

 

Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/29764.html

 

Книги на церковнославянском языке |

Богослужение »

Богослужебные тексты

 

Триодь постная

Источник: http://orthlib.ru.

Богослужения Великого Поста. На церковно-славянском языке.

Читать онлайн

 

Содержание

Неделя о мытаре и фарисее

Неделя о блудном сыне

Суббота мясопустная

Неделя мясопустная

Сырная седмица (с понедельника по пяток)

Суббота сыропустная

Неделя сыропустная

Понедельник первой седмицы

Вторник первой седмицы

Среда первой седмицы

Четверг первой седмицы

Пяток первой седмицы

Суббота первой седмицы

Неделя Торжества Православия

Вторая седмица (с понедельника по пяток)

Суббота второй седмицы

Неделя второй седмицы, Григория Паламы

Третья седмица (с понедельника по пяток)

Суббота третьей седмицы

Неделя Крестопоклонная

Четвертая седмица (с понедельника по пяток)

Суббота четвертой седмицы

Неделя четвертой седмицы, Иоанна Лествичника

Пятая седмица (с понедельника по пяток)

Мариино стояние с приложением службы среды с алфавитными стихирами

Суббота Акафиста

Неделя пятой седмицы, Марии Египетской

Седмица ваий (с понедельника по пяток)

Лазарева Суббота

Неделя ваий (Вербное Воскресенье)

Великий Понедельник

Великий Вторник

Великая Среда

Великий Четверг

Великий Пяток

Великая Суббота

Информация о первоисточнике

Источник и продолжение:http://lib.pravmir.ru/library/book/1865

 

thumb_3764_work_big.jpeg

 

Читать в новом окне

О книге

Триодь постная в русском переводе иеромонаха Амвросия (Тимрота).

Автор: Амвросий (Тимрот), иеромонах

Произведение: Триодь постная (рус)

Тема: Молитвы, тексты богослужения На русском языке

 

Источник и продолжение :http://predanie.ru/amvrosiy-timrot-ieromonah/book/99466-triod-postnaya-rus/

 

 

ВЕЛИКИЙ ПОСТ 2016. ПОСТНАЯ ТРИОДЬ...

 

На протяжении трех подготовительных Недель и вплоть до Недели преподобной Марии Египетской Великого Поста, после чтения святого Евангелия, мы слышим трогательное покаянное пение - "Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче..", которое можно было бы сравнить с "торжественно поднимаемым знаменем, сопровождающим войска не только во время самой брани, но и непосредственно перед сражением на марше к полю боя"...

 

Покаяния отверзи ми двери, Жизнодавче/утренюет бо дух мой/ ко храму святому Твоему/, храм носяй телесный весь осквернен/; но яко щедр, очисти/ благоутробною Твоею милостию..

 

На спасения стези настави мя, Богородице/, студными бо окалях душу грехми/ и в лености все житие мое иждих/; но Твоими молитвами/ избави мя от всякия нечистоты..

 

Множества содеянных мною лютых/ помышляя окаянный, трепещу/ страшнаго дне суднаго/, но надеяся на милость благоутробия Твоего/, яко Давид вопию Ти/: помилуй мя, Боже, по велицей милости Твоей..



0 комментариев


Рекомендованные комментарии

Нет комментариев для отображения

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...