Перейти к публикации

На заметку

  • записей
    579
  • комментариев
    630
  • просмотров
    1 626 336

8 октября — преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

Liubov

770 просмотров

image.png.4981dff69f8d31570818c2cf08ca5a36.png

 

Церковь празднует преставление преподобного Сергия Радонежского

 

В воскресенье 8 октября 2017 года Православная Церковь празднует преставление великого русского подвижника, «игумена земли Русской», преподобного Сергия Радонежского (+1392).

Преподобный Сергий — один из самых почитаемых русских святых. О том, как он подвизался в лесной глуши, кормил с руки медведя и благословил Московского князя Дмитрия на Куликовскую битву, известно всем.

 

Сергий Радонежский приходит на помощь

Живите чисто, как нам Бог заповедал. Храните мир между собой и все прощайте друг другу, как дети одного Отца. Я же за всех вас буду молиться, и всем, кто будет просить меня с верой, приду на помощь...

 

Однако далеко не все знают, почему этого святого называют «игуменом земли Русской». Дело в том, что более двадцати монахов — непосредственных учеников великого старца — основали в целом около 40 монастырей!

Из этих обителей, в свою очередь, выходили новые подвижники, которые дали России еще приблизительно полсотни иноческих общин.

В итоге за XIV-XVI века весь Север Руси покрылся густой сетью малых и больших обителей. Например, один только Авраамий Галицкий, бывший в числе первых духовных чад игумена Радонежского, основал четыре обители.

Без преувеличения преподобный Сергий является «игуменом всея Руси», вдохновителем и во многом — создателем северного иночества.

 

Источник:  http://foma.ru/tserkov-prazdnuet-prestavlenie-prepodobnogo-sergiya-radonezhskogo.html

 

8 октября — преставление преподобного Сергия, игумена Радонежского, всея России чудотворца

 

image.png.d743d2bc1b1341cb9511756b45d3a2c6.png

 

Преподобный Сергий Радонежский родился в селе Варницы (под Ростовом Великим) в 1314 году от знатных и благочестивых родителей — бояр Кирилла и Марии. Еще во чреве матери будущий подвижник трижды возгласил в храме во время литургии, славя Святую Троицу. С первых дней жизни младенец явился строгим постником: по средам и пятницам не пил материнского молока: мяса он не ел всю жизнь. При крещении он был наречен Варфоломеем.

 

Когда ему исполнилось 7 лет, родители отдали мальчика учиться грамоте, но она не давалась ему, пока однажды в лесу он не увидел инока и не попросил его помолиться об успехе его учения. Старец помолился и благословил отрока. С тех пор он стал успевать в науках. При этом мальчик был равнодушен к удовольствиям юности, любил читать священные книги и стремился ко всему доброму.

 

Когда родители Варфоломея переселились в Радонеж, а старшие братья женились, он захотел идти в монахи. Но родители, видя молодость сына, удерживали его. После кончины родителей Варфоломей стал искать удобное место для пустынных подвигов. Вместе с овдовевшим старшим братом Стефаном он поселился в глухом лесу, выкопал здесь пещеру, построил келью и маленькую деревянную церковь во имя Святой Троицы. Стефан вскоре ушел в один из московских монастырей, а Варфоломей, будучи 24 лет от роду, принял постриг с именем Сергий и, живя в лесу, посвятил себя трудам, борьбе со злыми помыслами, посту и молитве. Число иноков стало быстро увеличиваться, и таким образом основалась обитель.

 

image.png.81296995adf1960dbbbebe5174876365.png

 

В 1354 году епископ Волынский Афанасий посвятил преподобного во иеромонахи и возвел в сан игумена. Обитель разрасталась и становилась богатым монастырем. Константинопольский Патриарх Филофей обратил на нее внимание и прислал со своим посольством крест, параман, схиму и грамоту, в которой восхвалял прп. Сергия за его подвижничество и дал совет ввести строгое общинножитие. Преподобный последовал этому совету и с благословения митрополита Алексия ввел общинножительный устав.

 

Еще при жизни преподобный Сергий удостоился благодатного дара чудотворений. Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.

Прп. Сергий умел действовать «тихими и кроткими словами» на самые жестокие и загрубелые сердца и таким способом часто примирял даже враждующих князей. Благодаря ему все князья соединились перед Куликовской битвой, признав главенство Димитрия Донского. Старец воодушевил кн. Димитрия, предсказал ему победу и дал в помощь как свое благословение монахов Александра Пересвета и Андрея Ослябю, которых сам постриг в схиму. Жизнеописатель преподобного Сергия повествует, что святой видел в духе весь ход битвы, знал имена погибших воинов, за которых сам тут же совершал панихиды. В 1389 году Димитрий Донской пригласил св. Сергия скрепить духовное завещание, узаконявшее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.

 

image.png.f57f2ca5c77e651b482ccf34c5039603.png

 

За ангельскую жизнь преподобный Сергий удостоился от Бога небесного видения. Однажды ночью авва Сергий читал правило перед иконой Пресвятой Богородицы. Окончив чтение канона Божией Матери, он присел отдохнуть, но вдруг сказал своему ученику, преподобному Михею (память 6/19 мая), что их ожидает чудесное посещение. Через мгновение явилась Божия Матерь в сопровождении святых апостолов Петра и Иоанна Богослова. От необыкновенно яркого света Преподобный Сергий пал ниц, но Пресвятая Богородица прикоснулась к нему руками и, благословляя, обещала всегда покровительствовать святой обители его.

 

Кроме Троице-Сергиева монастыря Преподобный основал еще несколько обителей. Многие благочестивые мужи просияли славой в его обители, многие из них были поставлены на игуменство в другие монастыри, а иные стали архиереями: его ученики учредили до 40 монастырей в Северной Руси.

 

Достигнув глубокой старости, Преподобный, за полгода прозрев свою кончину, призвал к себе братию и благословил на игуменство опытного в духовной жизни и послушании ученика, преподобного Никона (память 17/30 ноября). В безмолвном уединении Преподобный преставился к Богу 25 сентября 1392 года. Накануне великий угодник Божий в последний раз призвал братию и обратился со словами завещания: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную...»

Через 30 лет были найдены нетленными его мощи и одежды, и в 1452 году он был причислен к лику святых. И по нынешнее время подает он помощь притекающим с молитвой к его мощам, покоящимся в Троице-Сергиевой лавре.

 

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/51983.html

 

День памяти преподобного Сергия Радонежского

 

23018.p.jpg?0.6412957054562867

 

Преподобный Сергий Радонежский

Память преподобного Сергия Радонежского отмечается несколько раз в году: 5 / 18 июля — воспоминание обретения его честных мощей (1422), 25 сентября / 8 октября – его преставление (1392).

 

Источник и продолжение:http://www.pravoslavie.ru/31224.html

 

Образ преподобного Сергия Радонежского в иконописных источниках

 

raka_prp._sergiya_rad..jpg

 

Образ Сергия Радонежского, запечатленный в произведениях религиозного творчества XIV-XVI вв. (прежде всего) и умопостигаемый как образ «совокупный», как некое обобщение и согласование впечатлений от многих «частных» образов, представляет собой один из основных источников наших сведений о Преподобном. Чем этот род источников уступает письменным («словесным») источникам, известно, и здесь об этом говорить нет необходимости. Но и у произведений «изобразительного» ряда есть свои преимущества.

 

Одно из них состоит хотя бы в том, что количество людей, прочитавших «Житие» Сергия и в XV веке, после того как оно было составлено, и в любой другой век, по XX включительно, было несравненно меньше, чем тех, кто видел иконные изображения Сергия. Чтобы их увидеть, надо было хоть раз побывать в церкви, а так как в старину люди обычно ходили в церковь постоянно, то они постоянно и видели образ Сергия, и впечатления от него суммировались, уплотнялись и жили не только в сознании верующего. И это последнее отсылает и к другому преимуществу.

 

Рака с мощами прп. Сергия Радонежского. Троицкий собор. Свято-Троицкая Сергиева Лавра

«Житие» Сергия в Епифаниевой (да и более поздних) редакциях, не считая специально предназначенных для народа, предполагает значительную затрату времени, определенный уровень «логико-дискурсивного» умения и солидную практику применения этого умения при самостоятельном чтении (стоит напомнить, что Епифаниевский текст «Жития» очень пространен и образует, собственно говоря, целую книгу; в нем многое не имеет отношения непосредственно к Сергию, он изобилует длиннотами и повторениями, а иногда и не вполне ясен; недаром история «Жития» Сергия есть история упрощений, прояснений, адаптации текста к уровню народного сознания, а иногда и просто понимания, вкуса, читательских предпочтений [1].

 

Учитывая эти особенности отношения читателя и «Жития» и то, что само чтение – акт сознательный и целеполагающий, требующий принятия решения, а зрение-созерцание чаще всего не требует ни каких-либо решений, ни целеполагания, ни даже участия сознания (разумеется, конечно, далеко не во всех случаях), а наоборот, часто связано с некиим «сном» сознания, с отключением «логико-дискурсивного», с известной спонтанностью, приходится заключить, что в случае зрения-созерцания многое совершается на нижних этажах сознания, в подсознании, в сфере бессознательного – как индивидуального, так и «коллективного».

 

Словесный текст характеризуется дискретностью, прерывностью и по необходимости ориентирует читателя на некие аналитические процедуры. Живописный (в данном случае – иконописный) текст непрерывен [2] и воздействует именно непрерывностью на зрителя, вовлекая его в себя, отвлекая от рефлексии по поводу частностей и анализа и вовлекая в целостно-единое восприятие синтезирующего характера (нередко даже не считаясь с желанием, намерением и волей зрителя). В силу хотя бы только этих обстоятельств роль иконных изображений Сергия Радонежского в формировании некоего усредненного, «соборного» образа Сергия в сознании, в чувствах, в переживаниях русского народа совершенно особая.

 

При этом, разумеется, нужно учитывать, что существует, помимо «соборного» образа Сергия, много градаций, определяемых и личными особенностями зрителя, и – шире – типологией отношений между иконой и зрителем, распределением активной и пассивной ролей при первой встрече зрящего и зримого. От того, настигает ли с неожиданностью и внезапностью иконный образ своего зрителя или он по собственной инициативе, целенаправленно и сознательно сам выбирает эту первую (да и не только первую) встречу, зависит многое, между прочим, и сам результат встречи, зависящий, впрочем, и от других обстоятельств.

 

Но уже после первых встреч зрителя с иконным образом, когда первое общее впечатление отстоится и начинается некая глубинная работа сознания в поисках смысла, у заинтересованного зрителя возникает желание узнать и почувствовать, чтобы потом самому пережить это в глубине своей, как это было и каков сам этот Сергий. Чтобы удовлетворить это желание, человек обращается к иконному образу и как бы обращается безмолвно к нему, входя с ним в сношения, и, при удаче, образ отвечает зрителю на его вопросы. Иначе говоря, возникает ситуация немого вопросо-ответного диалога двух безмолвствующих, но понимающих друг друга.

 

Такой диалог, все огромное количество таких диалогов, где инициатива чаще всего принадлежит вопрошающему, образуют то пространство Сергия в народном сознании, в котором объединены и – по идее – свободно общаются верующие и Сергий. Но и в индивидуальном личностном сознании, в сознании исследователя-специалиста неоднократно задаются подобные вопросы – и не столько о жизненном пути святого, о его делах, сколько, прежде всего, о том, каков Сергий. Именно в этой точке испытывается наибольший дефицит.

 

Конечно, о Сергии судят по его жизни, по его делам, по его духу, по всему тому, что в той или иной мере отражает «человеческое» Сергия. Но зная то, что знают о Сергии, как бы еще и сознают неполноту этого знания – и не только в деталях, но именно в главном, в той глубине тайны, которая предполагается в Сергии. И решение этой загадки ищут во многих случаях именно в иконописных источниках, где святой оказывается как бы один на один с предстоящим ему, где жизнь и дела чаще всего оттеснены на второй план, на периферию, образуемую клеймами, или же вовсе отсутствуют.

 

1317567117_0_16908_7c1dbe37.jpg

 

Источник и продолжение: https://stsl.ru/news/all/obraz-prp-sergiya-radonezhskogo-v-ikonopisnykh-istochnikakh?ysclid=l5t4es4inm215342806

Иконография Преподобного Сергия Радонежского

 

 

 

Преподобный Сергий Радонежский

Производство студия Остров Сценарий: О.Кавун, П.Солдатенков, В. Свешникова Режиссер А.Железняков Текст читает Владимир Заманский

 

 

Молитва Сергию Радонежскому

 

 

Акафист прп. Сергию Радонежскому

Читает насельник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Макарий (Веретенников). Хор Регентской школы при Московской Духовной Академии и Семинарии. Записано 24 октября 2004 года в семинарском храме преподобного Иоанна Лествичника.

 

 

Житие преподобного Сергия Радонежского

В Духовно-просветительском центре имени священномученика Илариона (Троицкого) 6 июня 2022 года состоялась 23-я лекция курса «Духовные основы русской литературы».

 

 

История России. Преп. Сергий Радонежский. Выпуск 13

Эту лекцию автор и ведущий программы посвятил одному из самых почитаемых русских святых - преподобному Сергию Радонежскому. Зрители узнают об эпохе, в которую он жил, о легендах, связанных с рождением, обретением знания и именем преподобного Сергия, о первом храме и основании монашеской обители - первого примера общежительного монашества, о сорока годах монашеского искуса и монашеского подвига великого святого.

 

 

СВЯТЫЕ. Третье спасение Сергия Радонежского

 

 

Отец нации Сергий Радонежский

Фильм о преподобном Сергии Радонежском, его роли в истории Отечества и значении для нас, ныне живущих... Фильм подготовлен молодежным творческим объединением "Левда" к 700-летию Святого, отмечаемого в мае 2014 года.

 

К 700-летию преподобного Сергия. Библиотека Троицкой обители XIV века

«БУДЕТ ОН ОБИТЕЛЬЮ И СЛУГОЙ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ» К 700-летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского



1 комментарий


Рекомендованные комментарии

 

Русская Православная Церковь празднует 600-летие обретения мощей Сергия Радонежского

Центральное событие юбилейных мероприятий - торжественное богослужение на Соборной площади.

 

 

Проповедь Святейшего Патриарха в канун дня памяти обретения честных мощей преп. Сергия Радонежского

17-18 июля 2022 года Свято-Троицкая Сергиева лавра стала центром общецерковных торжеств, посвященных 600-летию обретения мощей преподобного Сергия, игумена Радонежского, и основания Троицкого собора обители. 17 июля, накануне дня памяти обретения честных мощей преподобного Сергия Радонежского, Святейший Патриарх Кирилл в Троицком соборе возглавил служение малой вечерни с чтением акафиста Преподобному.

 

Церковь празднует 600-летие обретения мощей преподобного Сергия Радонежского

 

МОЩИ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО: ИСТОРИЯ ОБРЕТЕНИЯ, СОКРЫТИЯ И ВОЗВРАЩЕНИЯ В ЛАВРУ

Иеромонах Пафнутий (Фокин)

 

image.png.1afdf6494c34e020149ee61dca3741db.png

 

Рака с мощами Преподобного Сергия Радонежского

 

В 2022-м году Православная Церковь празднует значимую юбилейную дату – 6 веков назад были обретены мощи Преподобного и Богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского. За 6 столетий у честных мощей сложилась своя история. И как жизнь самого преподобного Сергия была наполнена скорбями, трудностями и испытаниями, так и история его мощей имеет свои трагические страницы, которые тем не менее только подтверждают святость подвижника и данную им Богом свыше особую благодатную силу укреплять, просвещать и врачевать душевные и телесные недуги. В святые дни юбилейных торжеств хотелось бы вспомнить наиболее яркие страницы этой истории.

 

Источник и продолжение: https://pravoslavie.ru/147212.html?ysclid=l5t3pqftea271195895

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...