В этой записи я хочу рассказать о людях. Эта история не о фанатизме и неофитстве. Это видение монастыря глазами ребенка, который еще не запятнан мирской грязью. Я приезжала в Оптину в возрасте 8-13 лет, и эти поездки навсегда останутся в моем сердце. Путешествовала я как с родителями, так и в составе паломнической группы воскресной школы Христорождественского собора города Хабаровска.
Описание тех жизненных примеров, которые сформировали мое представление о православном богослужении, те образы, которые я до сих пор храню. Порой мы не представляем, что являемся примером для других людей: хорошим или плохим, поучительным или разочаровывающим. Мы просто живем своей жизнью, выполняем свою работу, взаимодействуем с людьми, отвечаем на их вопросы, даем советы.
Приезжая в Оптину Пустынь, я стремилась увидеть людей, монахов. Понять их жизнь, образ мыслей, узнать их истории, приведшие в монастырь. Причем, не было стремления восхититься святостью: я прекрасно понимала, что в монастыре такие же люди, только что-то осознавшие в жизни. Даже если кто-то в обитель «убежал от проблем», то он же убежал именно сюда, а не в другие места, которые предлагает нам мир.
Первое, на что приковало мое внимание в храме – это церковное пение. Его слаженность, торжественность, но при этом простота. Именно здесь Бог сподобил меня увидеть и услышать красоту православного богослужения. Как же величественно смотрится канонарх, возглашающий запевы и строки стихир с амвона!
Хоры несколько отличаются друг от друга по манере исполнения: правый клирос под управлением иеромонаха Виталия поет очень необычно. Это пение невозможно спутать ни с каким другим. Мне важно было увидеть сам процесс клиросного послушания: как задается тон, как руководит регент, каким образом происходит смена книг, каким образом разложены ноты. Мелодии песнопений ложатся на слух сами собой и остаются в памяти.
Вечером после ужина организуется крестный ход, начала которого ждешь с особенным трепетом. Вроде и народу не так много, но чувствуется духовная сила и радость. Во время шествия поются тропари: иконам Божией Матери «Умягчение злых сердец», «Умиление», святому Георгию Победоносцу, преподобному Пафнутию Боровскому, праведному Иоанну Кронштадскому и многим другим святым. Тропари пелись всегда в одном и том же порядке, причем без каких-либо книг, по памяти. Тексты молитвословий сами собой ложатся на слух. Именно после участия в крестных ходах мне запомнились все эти тропари, что в дальнейшем очень существенно помогло при несении клиросного послушания.
После завершения крестного хода оставалось совсем немного времени для нахождения на основной территории, так как вскоре врата закрывались и паломники отправлялись к месту проживания. Я любила сидеть у могил иеромонаха Василия и иноков Ферапонта и Трофима. Солнце уже село за горизонт и монастырь погружался в серую пелену наступающей ночи. Народу практически не было: иногда только проходили задумчивые насельники монастыря и паломники, спешно завершающие послушание по уборке храмов.
А за стенами обители еще кипела жизнь: на лавочках отдыхали многочисленные гости, кто-то гулял до скита, читал молитвы. В гостинице для паломников было неуютно и сыро, поэтому до последнего момента хотелось побыть на свежем воздухе. Из паломнической трапезной выходили последние посетители-рабочие, и потихоньку смолкал шум мытья посуды.
Находясь в монастыре, понимаешь, что день прожит не зря, и с чистым сердцем воздаешь славу и благодарность Богу за Его бесконечные милости.
- 3
1 комментарий
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.