Jump to content

Яна Б.

Пользователи
  • Content Count

    94
  • Joined

  • Last visited

  • Days Won

    15

Яна Б. last won the day on April 12 2019

Яна Б. had the most liked content!

Community Reputation

214 Очень хороший

5 Followers

About Яна Б.

  • Rank
    Участник
  • Birthday 08/24/1990

Контакты

  • Сайт
    http://dvseminary.ru/church/kliros/

Информация

  • Интересы
    Паломничество, путешествия, юриспруденция, музыка, история и современность православного монашества

Recent Profile Visitors

6130 profile views
  1. Перешагнув впервые порог храма во время богослужения, и услышав церковное пение, я поняла: "Хочу на клирос!". Оказавшись впервые в Оптиной Пустыни, и услышав пение монахов, я поняла: "Хочу петь в мужском хоре!". Оказавшись в группе церковного пения воскресной школы, я поняла: "Хочу быть регентом!". В моей семье никто особо не занимался творчеством: возможно, таланты и были, но вот реализовывать их никто не стремился. Только сейчас я задумалась: а как вообще родителям пришла мысль записать меня в творческую студию? Конечно, они последовали рекомендации моей троюродной сестры, которая к тому времени неплохо преуспела в актерском мастерстве. Театральная студия, спонсируемая «американскими партнерами», считалась лучшей в городе: профессиональные педагоги по музыкальной культуре, сценической речи, хореографии, английскому языку. К слову сказать, действительно мастера своего дела и отличные люди. Дети в возрасте от 6 до 16 лет выступали на сцене краевой филармонии и приглашались на разного рода значимые мероприятия. Так бы и постигала я премудрости лицедейства, если бы не приход в храм. Момент, когда я впервые осознанно начала вникать в церковные песнопения, настал сам собой. Безусловно, мне очень повезло: в нашем храме пели действительно превосходно. Хору тогдашнего состава удалось воплощать необходимый настрой: строго, молитвенно, слаженно, грамотно. При этом, исполнялись песнопения различных стилей и направлений. Учитывая, что собор в то время являлся кафедральным, архиерейские службы были торжественными и величественными. Через год Владыка благословил меня поступать в воскресную школу. Помимо основ православной культуры, воспитанники занимались творчеством: ребят распределяли по группам согласно их способностям. Проявивших таланты в музыке записывали в певческую группу, в изобразительном искусстве – в художественную, ну а если зачатков особых дарований отыскать не удавалось – отправляли учиться рукоделию. Попасть в певческую было нелегко и перед прослушиванием я испытала волнение как перед экзаменом. В голове витала мысль: «А если не возьмут? Что тогда?» Взяли! Записали в сопрано. Со временем голос стал понижаться, и на клирос я пришла уже тенором. К тому моменту за плечами были и концерты, и опыт паломничества, и тот самый незабываемый день в Оптиной. В монастыре служба в целом, и пение в частности, раскрываются во всей своей полноте. Когда понимаешь, что предначинательный псалом и «Блажен муж» на вечерни – не просто выдержки, а полноценные произведения, включающие в себя и пение, и чтение. Когда в нашем городе на базе одного из приходов запланировали открыть мужской монастырь, Господь сподобил меня оказаться на клиросе. Это был незабываемый и очень важный опыт. Именно здесь появилась возможность вплотную заняться изучением богослужебного Устава и применить его на практике. И, хотя, обитель так и не была учреждена (не везет нашей епархии с мужскими монастырями :)), однако воспоминания о том времени остались самые добрые. Далее в моей жизни возник вопрос выбора дальнейшего образования: или какой-либо гуманитарный университет, либо регентское отделение семинарии. После недолгих раздумий, я приняла решение поступать на… юридический. Наверное, здесь дал о себе знать семейный пример необходимости «серьезного» образования и мое личное желание обладать научными знаниями. Во время обучения мне с легкостью удавалось совмещать и общественную деятельность, и послушание субрегента. А вот с началом трудовой деятельности о клиросе пришлось на время забыть. Певчий, не посещающий спевки и приходящий только по выходным – скорее, не помощь, а обуза. Однако жизнь сложилась так, что я приняла решение уволиться с государственной должности. Мне предложили устроиться на рядовую должность в духовной семинарии «временно, пока не найду что-то подходящее». Волей случая, в декрет ушла регент семинарского хора и, совершенно случайно, по какому-то неведомому стечению обстоятельств, которое и является «Промыслом Божиим», меня назначили на ее место. Опять же, временно – на три года. Пожалуй, никогда в жизни я не испытывала большей уверенности в себе: за плечами тринадцать лет клиросного послушания на самых различных приходах. «Руководить мужским хором – это сложно», – с таким напутствием мне передали творческий коллектив семинаристов. «Сложно?», – удивилась я, – «Ничего страшного, ведь я столько лет мечтала петь именно в мужском хоре». После первой же спевки пришло осознание, что всё действительно не так просто. Хор элементарно не может взять тон и запеть четвертый стихирный глас: привыкли к другому регенту. Когда я решила выдвинуть наивные теории о том, что существуют монастырские традиции, и «в Оптиной поют так, а на Валааме – так», то почувствовала себя инопланетянином. Коллектив всем своим видом дал мне понять, что я обратилась не по адресу. Благочинному первая служба также не понравилась. Это было началом проверки на смирение и терпение, а заодно и болючей прививкой от гордости. Но что делать? Надо петь. Хор семинарии – это нечто среднее между хором в монастыре и на приходе. Монастырские черты – поют те, кто есть; певчие тут же живут, тут же служат, пение не является источником дохода. Приходские – люди приходят неподготовленные, зачастую даже без минимальных знаний Устава и особенностей церковного пения, а произведения все хотят слышать красивые, разнохарактерные, профессионально исполненные. Самая большая проблема – текучесть кадров: ежегодно коллектив обновляется, получившие знания певцы выпускаются, новенькие приходят. Абитуриент с музыкальным образованием и/или опытом клиросного послушания – большая редкость. По-хорошему, учиться петь необходимо минимум полгода. Но служить требуется уже сейчас. Таким образом, проводится «обучение на рабочем месте». Порой абитуриенты семинарии вообще не могут понять, зачем им, желающим получить высшее теологическое образование, надо петь, и вообще что такое клирос? Послушание? Тогда почему требуется профессионализм? Работа? Тогда почему она не оплачивается, и нет предварительного обучения? Обязаловка? Тогда что вы вообще от нас хотите? Говорите, это пригодится в будущем? Но священнику максимум надо спеть величание: для чего учить «Ныне отпущаеши» Архангельского и «Хвалите Имя Господне» Византийское? Таким образом, с точки зрения современного нецерковного человека, моя работа – это безумие: заставлять здоровых парней без музыкального образования и опыта несения клиросного послушания, бесплатно петь пять раз в неделю, при отсутствии каких-либо привилегий, без их особого желания, а просто потому что «так надо». А пока у студентов-подготовишек начинается нелегкий путь. Времени практически нет: службы совершаются уже здесь и сейчас. Причем, желательно, «едиными усты и единым сердцем». Приходится буквально по ходу знакомиться не только с такими музыкальными понятиями, как «взять тон», «держать партию», «мягче исполнить звук», но и углубляться в вопросы Устава. Певчий должен ориентироваться в книгах и нотах. Впереди серьезные рождественские, пасхальные и другие общесеминарские мероприятия. Пока студентам Подготовительного отделения это кажется им невозможным и недостижимым. Но уже через год им будет гораздо легче. Конечно, оптинский распев мы никогда не исполним так, как в Оптиной, валаамский - как на Валааме, афонский – как на Афоне. При этом мы не стремимся к слепому подражательству, а пытаемся понять настрой и молитвенный дух святых мест. В неделю проводится две спевки, по возможности, с индивидуальной работой, а также занятия по Уставу. Увеличение числа занятий повлекут усталость, ведь необходимо выполнить домашнее задание по основным дисциплинам. Кто-то совмещает обучение с работой, чтобы обеспечивать себя а, порой, и помогать родственникам. Безусловно, я восхищаюсь тем, что эти ребята поют в принципе. Это всё равно, что набрать группу простых прихожан, дать ноты и сказать: «Пойте!» Конечно, им иногда трудно, ведь приходится перекраивать свою жизнь в целом, подчиняться администрации духовной школы. А ведь порой в семинарию приходят взрослые состоявшиеся люди, которые работали на серьезных предприятиях. Или, напротив, вчерашние школьники, которые решились посвятить свою жизнь нелегкому пастырскому служению… Клиросная работа вызывает целый спектр чувств и эмоций: это и раздражение, непонимание, жалость, сопереживание, радость. «Ну неужели нельзя заранее подготовить книги и заложить закладки на тропари? Неужели нельзя перед службой хотя бы бегло просмотреть текст стихир? Это правда так сложно - вступить сразу, всем, и в необходимую ноту?» Вот, недавно пели литургию. На клиросе находилось восемь человек, а фактически пело трое. После богослужения, как и ожидалось, подходят негодующе-возмущенные прихожане с заявлениями: «А почему остальные не поют? Они что, не готовы?». Раньше я вдавалась в долгие объяснения. Сегодня же мне это просто надоела, и я сказала одну фразу: «Они молчали потому, что так надо. Если такое решение принято, значит, в этом есть логика». Никто не углубляется в подробности, никого не волнует, что ведущий второй тенор не пришел, так как сдавал экзамен, другой тенор сорвал голос, баритон повредил ногу, а остальные присутствующие еще просто не научились петь в тон. Они, конечно, могли бы петь, но тогда посыпались бы обвинения другого характера: «У тебя что, слуха нет? Ты не слышишь, что певчие фальшивят? Что за регент, который не может попросить подчиненных помолчать?». Вот и приходится смиряться и благодарить басов за составленную на службе компанию. А остальных - за моральную поддержку :)) Трудно ли руководить мужским хором? Да, нелегко. Но любое послушание насколько трудно, настолько и спасительно. Проходит время, и встречаясь с выпускниками-певчими, среди которых есть даже архиерейский диакон, мы вспоминаем былое время и удивляемся, как же справлялись с таким объемом служб. Естественно, было разное, но в памяти остается только хорошее. Неизвестно, как долго продлится мое пребывание на этом послушании. Я благодарна Богу за то, что моя мечта исполнилась. Однако еще раз убеждаюсь в том, что наши мечты, исполняясь, оказываются весьма отличными от реальности. P.S. Регент строг: "Будь добрее и веселее!" Регент добр: "Будь строже и требовательнее!" Пели полтора часа, допустили одну ошибку: "Как вы могли запороть этот переход? Я в вас разочарован!" Ошибок не допустили: "Ещё бы вы ошибались! А вот над звукоизвлечением еще работать и работать!" В хоре десять человек, на службе пели трое: "А почему остальные не поют? С ними не ведутся индивидуальные спевки?" Поют все: "Что-то так фальшиво! Лучше б трое пели, но чисто!" Поем сложное и партесное: "Вы это не тянете, да и певчим тяжело. И вообще, молитвеннее надо, молитвеннее!" Поем знаменное: "Ой, скучно! Где праздничное настроение и мощь?" В составе хора мало студентов: "А когда эти выпустятся кто петь будет? Вон сколько талантов пропадает!" Студентов в хоре много: "У нас тут не колледж искусств! На кухне работать некому!"... Фото: по материалам Информационного центра семинарии.
  2. Кстати, можно прочитать и с христианским смыслом. Здесь же, в том числе, речь о безразличности окружающих к проблемам близких людей. Бывает, что именно "помятый и депрессивный человек" (переживший неудачи, горе, разочаровавшийся во всем), а поделиться с кем-либо своими проблемами не решается, так как потерял веру в людей. Возможно, ему давали множество советов, говорили фразу "Да, понимаю". Но он ждет искреннего участия. Конечно, такое состояние можно назвать духовной лень, что "ждать у моря погоды" - далеко не лучший вариант, и надо предпринимать действия. Но ведь у каждого из нас бывают периоды, когда мы пребываем в примерно таком состоянии. Или есть знакомые, которые именно ждут, что к ним "подкрадутся и тихонько дообнимут" :)))
  3. Инна, спасибо за отзыв! Да, работа моя, решила поделиться - вдруг, кому-то будет полезна информация именно в таком формате. Хотя статей по патрологии, конечно же, большое количество :))
  4. Выдержка из выпускной аттестационной работы Богословских курсов Хабаровской духовной семинарии. Тема: "Аскетическое учение преподобного Антония Великого". 2018. Одной из главных добродетелей преподобный Антоний называл ревность по Боге: исходное начало жизни – ревность. Далее разъясняется, что данная установка души человеческой позволяет стяжать другие добродетели, поскольку сердце становится свободно от нерадения и праздности. Человек ревностный боится охлаждения любви Божией, и, начиная доброе дело (в том числе выбор уединенной жизни), не обращается вспять. Однако кроме самого факта постоянной жизни вдали от мира и исполнения наставлений старца, важно иметь трезвенный ум и чистое сердце, а не следовать лишь букве закона: «Как развалины вне города служат всем для смрадных нечистот, так душа того, кто лениво и вяло проходит уединенную жизнь, бывает вместилищем всех страстей и нечистот греховных»[1]. Одновременно со сказанным, авва Антоний обращал внимание на необходимость соразмерения сил: «ревность сама по себе бывает иногда слепа и может принять направления, несообразные с целями начатой жизни. Поэтому она должна быть ограждена руководителями», то есть своим рассуждением и советом опытных. При этом необходимость своего рассуждения, на наш взгляд, указывается как предотвращение безответственности. Несмотря на то, что тот, кто избирает путь монашества, во всем должен подчиняться духовному отцу, это не снимает ответственности за собственные слова и поступки. Ведь грех, зародившийся в душе, и вышедший на стадию помысла, может быть посечен произволением человека. Также, по его воле нечистые помышления могут преобразоваться в конкретное желание, а далее – слово и, соответственно, действие. А греховное движение разума, пресеченное на стадии помысла, по сути своей не является как таковым грехом, поскольку сеется извне. Поэтому очень важно грамотно понимать поучение аввы Антония относительно собственного рассуждения, чтобы не предаться вольнодумству и превозношению: «Я знаю монахов, которые после многих трудов пали и подверглись безумию, потому что понадеялись на свои дела и презрели заповедь Того, Кто сказал: «вопроси отца твоего, и возвестит тебе» (Втор. 32:7), а также: «имже несть управления, падают аки листвие (Притч. 11:14), «без совета ничего не твори» (Сир. 32:21). Углубленное размышление о доброй жизни и попечение о душе производят добрых и боголюбивых мужей. Ищущий Бога обретает Его, побеждая всякое похотение непрестанною к Нему молитвою. Никакой нет пользы изучать науки, если душа не будет иметь доброй и богоугодной жизни. Причина же всех зол – заблуждение, прелесть и неведение Бога.[2] Однако и другим людям он советовал не без ограничений, поскольку сначала необходимо удостовериться в правомыслии и в опытности старца, и тогда уже доверяться его слову и принимать его советы. Здесь снова выступает собственное рассуждение. Как распознать истинного учителя чистоты? Надобно смотреть, говорил преподобный Антоний, согласуются ли его слова со словом Божиим. Вероятно, здесь идет речь не только о неопытных руководителях, так называемых «младостарцах», но и об арианах, которые привлекали к себе видом благочестия, а потом проповедовали свое лжеучение. Ревность по Боге, отмечал преподобный Антоний Великий, может в человеке усиливаться, но позднее ослабевать. И подвизающийся должен возгревать в себе эту добродетель: – память смерти; – размышлением о том, что будет после смерти; – страхом Божиим; – ощущение радости жизни по Боге; – любовь к Богу (как более высокая степень, поскольку «любы изгоняет вон страх» (1 Ин. 4:18); – радость доброделания и пребывания в порядках Божиих[3]. Боговеселение, или жизнь в Боге, преподобный называет последней целью всего и верхом совершенства.[4] [1] Антоний Великий, прп. Устав отшельнической жизни. С. 18. // Добротолюбие. Т. 1. С. 82. [2] Антоний Великий, прп. Поучения. Наставления о доброй нравственности и святой жизни, в 170 главах. С. 55. // Добротолюбие. Т. 1. С. 64. [3] Там же. Изречения преподобного Антония Великого и сказания о нем С. 210-212. // Добротолюбие. Т. 1. С. 69-70. [4] Там же. Изображения: 1. Икона преподобного Антония Великого. Египет. 2. Фреска «Преподобный Антоний Великий». Местонахождение: Россия. Новгород Великий. Церковь Преображения (Спас на Ковалеве). Нартекс (притвор). XIV в. 3. Фреска «Преподобные Антоний Великий и Павел Фивейский». Монастырь преподобного Антония Великого. 4. Вид монастыря преподобного Антония Великого (Deir Anba Antonios). Является древнейшим христианским монастырем мира. Находится в 290 км к югу от Каира на севере мухафазы (провинции) Красное Море в районе нагорья Эль-Галала Аравийской пустыни. Принадлежит Коптской Православной Церкви.
  5. Я согласна с советом A Lost Sheep насчет того, что в монастыре детям-паломникам сложно. Но вопрос, насколько они маленькие, и приучены ли к храмовой жизни в целом. Учитывая собственный опыт, могу сказать, что поездки в Оптину остались одним из самых ярких воспоминаний детства, и сформировали некоторые взгляды. Если бы мои родители или преподаватели воскресной школы, с которой мы тоже паломничали, испугались бы, что дети устанут, некому будет следить, станет скучно - мы бы многое упустили. А работать приходилось почти наравне со взрослыми, и богослужения посещали. Еще и оставались на вечерний крестный ход. В среднем жили 7-10 дней. Думаю, в этом вопросе следует исходить из реального положения дел и, возможно, посоветоваться со священником. Желаю, чтобы Ваши дети обязательно почувствовали радость пребывания в монастыре. Конечно, в то время, когда им будет полезно и по силам ;))
  6. Отпуск 2019 года я провела в Южной Корее - "стране утренней свежести". Хотя, учитывая, что температура воздуха поднималась до +40, складывалось ощущение, что это "страна утренней бани" :)) Впечатление Корея произвела приятное: цивилизованно, достаточно чисто, но, конечно же, непривычно. Идея посетить православный храм у меня появилась еще дома, но осуществилась только к концу поездки: как-то не складывалось.Однако в последнюю неделю пребывания обострилось чувство ностальгии, в том числе, по работе и церковному служению. До момента разногласий с Константинопольским Патриархатом, миссия Русской Православной Церкви осуществляла богослужения в большом соборе свт. Николая Чудотворца, расположенном в центре Сеула и храме прп. Максима Грека. После прекращения канонического общения, представителям Московского Патриархата пришлось искать новое здание: им стало арендованное помещение на втором этаже простого дома. Храм освятили в честь Воскресения Христова и обустроили: имеется алтарь, иконостас, отведено место для хора. В соседнем здании находится русская школа. В феврале 2019 года решением Священного Синода учреждена Корейская епархия, управляющим назначен архиепископ Феофан (Ким) - первый этнический кореец, ставший архиереем. Владыка Феофан родился и жил на Сахалине, впоследствии возглавлял Тувинскую кафедру. Что примечательно, Корейскую епархию образует весь полуостров: как южная, так и северная части. Кстати, в КНДР также имеется православный Троицкий храм, в котором служат священнослужители-корейцы, из них - выпускники Хабаровской духовной семинарии, обучавшиеся по специальной ускоренной программе. В период моего пребывания в Корее Владыка Феофан находился в Москве, поэтому в архиерейских богослужениях мне поучаствовать не удалось. В храме проходили служение клирик Тувинской епархии иерей Алексий Паркачев (в качестве командировки) и выпускник Санкт-Петербургской духовной академии иеромонах Павел (Чхве). Для меня помощь сеульскому храму послужила очень интересным и важным опытом. Лето - сезон отпусков, и певчие - не исключение. К тому же, многие прихожане (как русские, так и корейцы), проживают не в самом городе, а в его окрестностях, и участвуют в богослужениях по возможности, преимущественно - в воскресные дни. Порой на клиросе поют сами священники, а иногда даже архиерей. Владыка Феофан в прошлом являлся регентом и, поэтому, уделяет особое внимание церковной музыке. Богослужения проводятся на церковнославянском и, частично, на корейском языке. В воскресенье богослужебные тексты на корейском звучат чаще, чем в будничные и субботние дни. Расходиться сразу после окончания службы на приходе не принято: все собираются за общим столом, беседуют, рассказывают жизненные истории, советуются со священником по интересующим их вопросам. А в воскресенье чаепитие организуется в помещении русской школы. Батюшка проводит катехизаторские занятия. Для граждан Кореи, не владеющих русским языком, информация поступает через переводчика. Что больше всего поразило - сплоченность прихода. Люди стараются помочь друг-другу, поддержать, ценят общение и действительно с благоговением относятся к церковной жизни. За последние десятилетия Православие в России окрепло: построено множество храмов, открыты монастыри, действуют семинарии, духовно-просветительские центры и молодежные братства. Вместе с тем, вырабатывается чувство привычки: мы реже благодарим Бога за ниспосланную милость, порой в наших сердцах пробегает холодок маловерия и равнодушия. А на корейской земле, вдали от Родины (хотя территориально это соседнее государство), ощущаешь всю важность общинности, чувствуешь, насколько тесен православный мир, и радуешься, что ты к этому причастен. За месяц отпуска я не только посетила множество интересных красивых мест, но и познакомилась с удивительными людьми. Моя поездка еще раз доказала, насколько все мы связаны. Общаясь в храмовой среде, сложилось впечатление, что нахожусь в гостях у старых друзей. И это место, куда хочется вернуться! Группа Корейской епархии ВКонтакте: https://vk.com/club185980232
  7. Здравствуйте, Момир! Я думаю, что депрессия - это болезнь, которая приобретена человеком как раз в результате греха, отхода от Бога. У кого-то это тщеславие, у кого-то - гордость, у кого-то - маловерие. Даже если человек впал в депрессию после разочарования (например, вкладывал много усилий в отношения, работу, учебу, а результат оказался прямо противоположный), то, возможно, изначальные цели были противны Воле Божией, здравому смыслу, а реализовывались в эгоистичном порыве. Мне бы хотелось поделиться своим опытом. У меня диагностировали депрессию в январе этого года. Если бы год назад мне сказали, что возникнет такая проблема, я бы не поверила. Конечно, подобного состояния врагу не пожелаешь. Чувствуешь себя выкинутым из мира, появляются сопутствующие проблемы со здоровьем. Всё началось с резких скачков давления (при моей норме 95-100, повышалось до 170). Однако результаты обследований оказывались нормальными, причины к гипертонии отсутствовали. Так я оказалась на приеме у психотерапевта с диагнозами "депрессия, тревожное расстройство, панические атаки". Назначили антидепрессанты, которые действительно частично вернули к нормальной жизни (медикаментозное лечение действительно необходимо. Этого не нужно бояться. Главное - правильно подобрать дозировку). Препараты выполняют часть "работы", так как ты всё равно остаешься наедине со своими мыслями. А "мысли можно заменить только другими мыслями. Это такая штука, которую не заглушит ни громкая музыка, ни велотренажер, ни любимое кино". Поэтому важны беседы со специалистом, анализ ситуации. Необходима поддержка близких и друзей. Такие проблемы, к сожалению, не решаются за пару месяцев. Должно пойти время. Вы говорите, что боитесь, вдруг сын начнет употреблять наркотики. Это далеко не факт. В ваших словах есть доля правды в том смысле, что сама по себе депрессия рождается из зависимости. Человек уже подсел на своего рода "иглу": он стал зависим от другого человека, успеха, еды, еще чего-либо, что и породило депрессивное расстройство. На сайте Соловецкого монастыря есть цикл статей "Пастырская страничка" (http://solovki-monastyr.ru/pastyrskaya-stranichka/), где священник сравнивает различного рода греховные состояния с наркотической зависимостью. Мне очень помогли эти размышления, они позволяют взглянуть на ситуацию под другим углом. Я желаю Вашему сыну скорейшей стабилизации состояния и возвращения в Церковь. В его проблеме необходимы и участие в Таинствах и советы мудрого священника. Помоги Вам, Господи!
  8. Считаю возможным поделиться высказываниями одного иеромонаха, к которому я обратилась в очень сложный период, когда не могла понять, почему верующий церковный человек способен на возмутительные действия. "Вас предали? С вами грубо обошлись? Не факт, что это наказание. Возможно, просто вы носите груз прошлых обид, вам трудно любить ближних. А вы постарайтесь любить этого человека таким, какой он есть. Примите и уважайте его выбор. Вас обидели? Сказали неприятные слова? Так они и записались в их книгу и ушли в вечность. А для вас они должны просто раствориться в небытии. С вами прекратил общение близкий человек? А вы друг за друга молились? Если он действительно дорог - молитесь, чтобы ТАМ быть всем вместе. А жить можно по-всякому (в смысле жизненного пути). Главное - хранить чистоту сердца и любить ближних. Что мы ТУДА с собой возьмем? Только что грехи...".
  9. А что самое интересное, что порой подобным образом ведут себя люди, давно воцерковившиеся, и даже трудящиеся в храме. Почему так происходит? Потому что человек, увы, привыкает. В негативном смысле этого слова. Вот и стирается разница: в какой очереди ты стоишь - ко Кресту или к прилавку, где находишься - в доме Божием или на улице. Иногда заходит в храм человек и идет настолько уверенной походкой и с каменным выражением лица, будто пришел то ли к себе домой, то ли на собственную фирму. Позже оказывается, что этот человек - певчий церковного хора. Отчего такое поведение? От привычки. Иногда и не замечаешь уловить тот момент, когда святыня превращается в обыденность. И вот, люди десятилетиями ходящие в храм, возвращаются в состояние не то что неофита, а просто человека неверующего, нецерковного. Конечно, многим известны этапы такого охлаждения. Как правило, они бывают временны: Господь вразумляет, и происходит некая отрезвляющая ситуация, после которой человек вспоминает, что, оказывается, под Богом ходит. Жаль, что как раз в такое время забвения и отсутствия самоконтроля, смущаются вновь пришедшие. Но и для них это урок того, что все мы - люди. В храмы, семинарии, монастыри, не попадают из инкубатора с заложенным геном святости. А точно также пытаются работать над собой, падают и восстают, смиряются, и надеятся на милосердие Божие.
  10. Белый снег, темный храм, службы окончанье. Тишина, полумрак, да лампад мерцанье. Догорает свеча, огоньки померкли... Я стою возле врат полутемной церкви. Благодать: купола и кресты мерцают. И луга, и поля ночи ожидают. Снег ложится ковром, белоснежной шалью, Покрывает земля всё вокруг вуалью. Вспоминаю всегда вечер незабвенный: Постриг в мантию тот - тихий, сокровенный. В храме тишь, темнота... Собрались монахи... Мысли все разбрелись и пропали страхи. Вот послушник в дверях в белом показался, Лег на пол вниз лицом и крестом распялся. Хор запел строго так, горько и уныло: "Приими, Боже мой, блудного мя сына"... Подойдя к алтарю, низко поклонился. Тот послушник с мирской жизнию простился. Троекратный удар ножниц об книг Книгу, Постриг влас... Умер брат... И воскреснул мигом. Он воскрес, он рожден новым человеком, Изменив злым грехам и мирским утехам. Хор поет, точно гимн, тропари, молитвы. Вот начало пути и духовной битвы. Так дерзай, милый брат, и не бойся сбиться! Знай, что с Богом всего сможешь ты добиться. Ну а мне пожелай мира и терпенья, Чтобы суметь побороть гордость, нераденье. Может, мне суждено тоже в час полночный Умирая, восстать, бросить мир порочный. Я стою и молюсь, плачу и рыдаю. Я стараюсь восстать, душу очищая... 2003.
  11. Вот этот канон, размещен на официальном сайте Оптиной: https://www.optina.ru/martyrs/kanon_vasiliy/ Такое гимнографическое творчество иеромонаха Василия.
  12. Да... 26 лет прошло. Изменился внешний облик обители, народ притекает нескончаемым потоком. И сколько человек говорят, что приехали в монастырь после прочтения книги "Пасха Красная"... Другие, как моя семья и ряд знакомых, сначала побывали в Оптиной, купили небольшие книжки с жизнеописанием Оптинских братий, а потом прочитали "Пасху Красную" после ее издания, и еще более прониклись душой. Братия действительно близки к нам и помогают в скорбях и недугах.
  13. Кстати, однажды у меня такая ситуация имела место быть. Получился спорный момент насчет паломничества: ехать или нет. Священник, у которого я спросила совета, ответил в неожиданно резкой форме и я решила написать другому батюшке. Но в процессе изложения мыслей на бумаге, пришло осознание, что это решение от гордости. Получается, что я одному священнику захотела пожаловаться на другого. Но в настоящее время сам по себе вопрос более сложный. СПАСИБО ВСЕМ ЗА ОТВЕТЫ И УЧАСТИЕ! ;))) Такой вариант рассматривала, но как-то неловко было обращаться напрямую и подумалось, вдруг на форуме найдутся те, кто писал письма и действительно получал ответы и помощь.
  14. Здравствуйте! Вопрос такой. Сложилась непростая жизненная ситуация и я нуждаюсь в духовном совете. К сожалению, в настоящее время у меня нет духовника и священника, у которого я постоянно исповедуюсь. Поехать в паломническую поездку в ближайшее время не представляется возможным, так как я работаю, а поездка до монастыря займет существенное время. Поэтому думаю написать письмо в Оптину Пустынь. Есть ли в настоящее время такая практика, как переписка со священниками? Может, Вы посоветуете обратиться к какому-то конкретному батюшке? Или эта идея в принципе утопическая, поскольку человек не знает меня, и из письма невозможно сделать полный вывод о ситуации, поэтому всё же лучше обратиться к священнику в городе моего проживания? Возможно, кто-то прибегал к такому способу, получил ответы на интересующие вопросы и готов поделиться опытом.
×
×
  • Create New...