Перейти к публикации

О Пасха!

  • записи
    83
  • комментариев
    100
  • просмотров
    3 809

О исправлении грешников. Размышление перед Великим постом.

Юрий Кур

552 просмотра

Подготовительные седмицы Великого Поста 2021 возможно кому-нибудь запомнятся двумя темами, жарко освещавшимися в околоцерковной среде: спор вокруг критики о. Георгия Максимова участия клириков нашей Церкви в экуменических собраниях и дело Андрея Кураева. Я не буду здесь писать о существе обеих этих тем. Хочу коснуться одного общего момента. И тот, и другой случай связан с публичной критикой священноначалия мирянами или клириками, стоящими ниже в иерархическом отношении. 

 

На днях на одном православном форуме (не оптинском)  меня жарко убеждали в том, что обязанность христианина исправлять грешников, еретиков и раскольников. Мои замечания о том, что надо начинать с исправления самого себя, и уж тем более мирянину не пристало обсуждать действия священноначалия, не были приняты во внимание; напротив, было сказано. что я равнодушен к ближним, не следую поучениям Иоанна Златоуста об активном наставлении грешников, что "блуд" (экуменизм) отдельных иерархов затрагивает всю Церковь и миряне просто обязаны сказать свое слово. Характерные замечания:

- "пока ты находясь в прелести будешь исправлять себя, то не останется и веры, а одни только еретики"

- "все великие падения, в т.ч. отпадение римской церкви произошло от того что вот все сидели каждый в своей луже...понимали все что не туда идём, но находились всегда те кто говорил им: "знай себя, и будет с тебя" в смысле "сиди в своей луже и не квакай"

- "Плоды у него мирные,замечательнейшие,люди просвещаются,отвергают еретические лжеучения ...,узнают лучше каноны и стараются начать их исполнять,получают мно-ва ответов на сложные духовные вопросы...,выходят из сект и расколов,отвергают мифы и наговоры на св. Церковь язычников и атеистов,лучше узнают Свящ. Писание и Предание,переходят из еретических лжецерквей в истинную,отвергают теоэволюционизм,отвергают пиетет перед советизмом и мерзкими палачами типа тов. Сталина-Ленина..."

 

И я задумался: апостол учит, что на разных стадиях жизни человеку нужна разная пища. Для многих людей путь в Церковь действительно начинается с отказа от какого-то лжеучения, и поэтому деятельность по разоблачению лжеучений - это миссия Церкви. Но как быть, если разоблачения начинают касаться самой Церкви? 

Один из участников дискуссии ответил мне, что это даже хорошо, что если бы не выступления известного отца, то многие думали бы, что Церковь считает то, что он критикует, нормальным, а теперь они знают, что это не так и это поможет (?) им войти в Церковь или не уйти из неё.

 

Как ни странно, похожая аргументация у извергаемого из сана протодиакона Андрея Кураева:

 

Из блога Андрея Кураева:  

"Если некто в рясе приходит в университет, а ректорат сгоняет студентов на эту встречу, то в текущем моменте это выглядит как польза. Но если замерить последующую реакцию студентов и на факт их сгона, и на заискивание декана перед знатным гостем, и на содержание его спича, то получится негатив.
Если я написал о такой провальной акции, сиюминутно это может смотреться как негатив. Но на более далекой дистанции это становится предостережением от ошибок. А на средней - для кого-то именно мое несогласие с этим административным восторгом становится поводом не отворачиваться от церкви окончательно
."

 

Где же правда? 

 

Ответ пришел от оптинских старцев. Сегодня по дороге на работу читал из книги Концевича о старце Варсонофии. Это была выписка из книги С.А.Нилуса. Сергей Александрович, узнав, что в нижегородской епархии собираются сделать реставрацию чудотворной иконы Божией Матери, которую (реставрацию) верующие считают кощунственной (и сам С.А. был согласен с этим) воспылал ревностью и решил выступить в защиту святыни. Нет, он не стал писать открытые письма и обращаться к общественности, а лишь подготовил два письма: одно своему доброму знакомому в синод, а другое - викарному епископу той епархии, которого тоже знал. Перед отправкой письма епископу Сергей Александрович вспомнил, что забыл заручиться благословением старца и пошел к старцу Варсонофию в полной уверенности, что тот его поддержит. Какого же было его удивление получить такой ответ:

 

"— А вы получили на это письмо благословение Царицы Небесной?

Я смутился.

— Простите, — говорю, — батюшка, я вас не понимаю.

— Ну да, — повторил он, — уполномочила разве вас Матерь Божия выступать на защиту Ее святой иконы?

— Конечно, нет, — ответил я, — прямого Ее благословения на это дело я не имею, но мне кажется, что долг каждого ревностного христианина заключается в том, чтобы на всякий час быть готовым выступать на защиту поругаемой святыни его веры.

— Это так, — сказал о. Варсанофий, — но не в отношении к носителю верховной апостольской власти в Церкви Божией. Кто вы, чтобы восставать на епископа и указывать ему образ действия во вверенной его управлению Самим Богом поместной Церкви? Разве вы не знаете всей полноты власти архиерейской?.. Нет, С. А, бросьте вашу затею, и весь суд предоставьте Богу и Самой Царице Небесной. — Они распорядятся, как Им Самим будет угодно. Исполните это за святое послушание, и Господь, целующий даже намерения человеческие, если они направлены на благое, дарует вам сугубую награду и за послушание, и за намерение; но только не идите войной на епископский сан, а то вас накажет Сама Царица Небесная." (https://azbyka.ru/fiction/polnoe-sobranie-sochinenij-tom-4-na-beregu-bozhej-reki-sergej-nilus/7/)

 

Похожий вопрос задали на суде Андрею Кураеву:

 

"Перед этим был вопрос: "почему вы считаете,что у вас есть право критиковать Церковь (исправлено Ю.К.; у А.К с маленькой "ц")? Вы цитировали пророков,которые обличали блуд Израиля, но им так велел Господь, а кто благословил вас?".
Мой ответ:
- нет у меня такого права. Я это переживаю не как право,а как долг. Я с радостью бы промолчал, но совесть велит иначе. Может Бог действовать именно через совесть?
"

 

Контраст.



2 комментария


Рекомендованные комментарии

Юрий, мир духу вашему!

 

По существу замечаний о. Георгия мы с вами уже говорили, потому повторяться на этот счёт, полагаю, не стоит.

 

В этом комментарии я желаю обратить ваше внимание на разницу между конструктивной критикой о. Георгия и скандальным критиканством публициста Кураева.

 

Таким образом, считаю неправильным то, что вы провели параллель Максимов – Кураев.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
Только что, Andrei† сказал:

аким образом, считаю неправильным то, что вы провели параллель Максимов – Кураев.

Андрей, мир Вам!

 

В моем посте речь не о конструктивности / неконструктивности критики, а о том, что делать, если тебе кажется, что епископ делает что-то не так. Критика С.А.Нилуса была вполне оправданной, но старец не благословил его даже послать письмо, не то что выступить публично. Для меня это ответ: "весь суд предоставьте Богу и Самой Царице Небесной. — Они распорядятся, как Им Самим будет угодно."

 

Параллель у меня проведена между словами Кураева о том, что он делает то, что делает, потому что тем самым не дает окончательно отойти от Церкви тем, кто колеблется, и словами участника дискуссии на другом форуме. Я не знаю, руководствуется ли о.Георгий  теми же соображениями. Не уверен. 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...