О миссионерстве и сектанстве.
Интересное мнение о. иг. Виталия (Уткина) из блога "Два града" (блог регулярно зачищается, так что захотелось сохранить):
https://t.me/vitaliy_utkin_ig_dva_grada/1553
Ситуация в православном миссионерском сообществе – весьма печальная.
Принципиально не высказываюсь по персоналиям, традиционно зачистил свои заметки, предложенные ранее. Закрыл комментарии, видя полное безумие комментариев последних недель в православном сегменте телеграма.
Но считаю принципиально важным обозначить вчерне методологические проблемы.
Борьба с «тоталитарными сектами» с конца 80-х годов основана на американских принципах и подходах. Однозначно.
Собственно, такие понятия, как «тоталитарная секта», «промывка мозгов» и т.д. напрямую взяты из США. Представления о «тоталитарных сектах» очень быстро были спроецированы на внутрицерковную ситуацию. Отсюда понятие «внутрицерковные секты».
Проблема - не было бы такого подхода – в рамках устоявшегося понятийного аппарата трудно было бы победить Головина и Романова.
Но вот теперь такая методология борьбы с «внутрицерковными сектами» выстрелила дальше. И получили то, что получили. Жуть и мрак.
Впервые ли наши миссионеры борются с «внутрицерковными сектами»? Только ли американская методология является причиной нынешнего кризиса?
Может быть, всё дело в том, что сектоведы у нас объединены в организации, не имеющие канонического статуса?
Нет, конечно.
Борьба именно с «внутрицерковным сектантством» была огромным сегментом деятельности официального православного миссионерства до революции. Эта борьба сейчас полностью забыта в церковном сознании. Отсутствие памяти и знания о ней – огромная методологическая лакуна.
До революции боролись с хлыстами и скопцами, находившимися именно внутри приходов. Часто они являлись лучшими прихожанами. Такая борьба вносила в приходскую жизнь очень сильное напряжение.
Тема хлыстовства – это тема обожения. Степеней обожения.
Боролись с так называемыми «иоаннитами». Провозглашали их сектой. Громили иоаннитские детские учреждения. Обрушивали на последователей святого праведного Иоанна Кронштадтского, как и на него самого, потоки клеветы в печати. Кстати, именно в отношении святого праведного Иоанна Кронштадтского было применено понятие «темные силы», использовавшееся потом против Царской семьи.
«Иоанниты» в ответ создавали свои правозащитные организации, привлекали опытных адвокатов. И в конечном счете «иоанниты», как и целый ряд хлыстовствующих сыграли огромную роль в «катакомбах» - антисоветском религиозном подполье. И некоторые из них пострадали от советской власти. Подполье, естественно, считало себя строго православным.
Борьба с «внутрицерковными сектами» до революции - это и борьба официальных миссионеров против так называемых «имябожников», и против трезвеннического движения, и против старчества в монастырях.
Между первой и второй русскими революциями эта борьба приняла резко-политический характер. В первую очередь, в связи с теми внутрицерковными явлениями, которые маркировались как «хлыстовство» и «иоаннитство».
Вопрос только в том, всегда ли были неправы дореволюционные миссионеры?
Я исхожу сейчас из чисто внешних критериев – занимаюсь политологическим, а не сектоведческим изучением русского дореволюционного идейного пространства. Поэтому, выделяю надъюрисдикционные феномены – в первую очередь то, что авторски обозначил в качестве «русского религиозного радикализма», видевшего в окружающей социально-политической действительности духовного, коллективного Антихриста. И отрицавших эту действительность. Будучи как вне «господствующей», то есть нашей Церкви, так и внутри неё.
Думаю, что такой политологический подход даёт нам сейчас действенные, практические инструменты для понимания мировоззренческих феноменов, групп идей. Почему надъюрисдикционные феномены? Потому, что там и внешние по отношению к господствующей Церкви (часть поповцев и беспоповцев) и внутренние (криптостарообрядцы, хлысты, скопцы, иоанниты и многие схожие религиозные группы). Понятно, что термин юрисдикция в данной ситуации очень условен, но другого не вижу пока.
Ниже мои статьи о том, какие огромные проблемы возникали в рамках поиска "внутрицерковных сектантов" и борьбы с ними до революции, какое огромное напряжение в приходскую жизнь вносила такая борьба.
7 комментариев
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.