Перейти к публикации

О Пасха!

  • записи
    83
  • комментариев
    100
  • просмотров
    3 805

О миссионерстве и сектанстве.

Юрий Кур

2 632 просмотра

Интересное мнение о. иг. Виталия (Уткина) из блога "Два града" (блог регулярно зачищается, так что захотелось сохранить):

https://t.me/vitaliy_utkin_ig_dva_grada/1553

 

Ситуация в православном миссионерском сообществе – весьма печальная. 
Принципиально не высказываюсь по персоналиям, традиционно зачистил свои заметки, предложенные ранее. Закрыл комментарии, видя полное безумие комментариев последних недель в православном сегменте телеграма.
Но считаю принципиально важным обозначить вчерне методологические проблемы. 
Борьба с «тоталитарными сектами» с конца 80-х годов основана на американских принципах и подходах. Однозначно.
Собственно, такие понятия, как «тоталитарная секта», «промывка мозгов» и т.д. напрямую взяты из США. Представления о «тоталитарных сектах» очень быстро были спроецированы на внутрицерковную ситуацию. Отсюда понятие «внутрицерковные секты». 
Проблема - не было бы такого подхода – в рамках устоявшегося понятийного аппарата трудно было бы победить Головина и Романова. 
Но вот теперь такая методология борьбы с «внутрицерковными сектами» выстрелила дальше. И получили то, что получили. Жуть и мрак.
Впервые ли наши миссионеры борются с «внутрицерковными сектами»? Только ли американская методология является причиной нынешнего кризиса?
Может быть, всё дело в том, что сектоведы у нас объединены в организации, не имеющие канонического статуса?
Нет, конечно.
Борьба именно с «внутрицерковным сектантством» была огромным сегментом деятельности официального православного миссионерства до революции. Эта борьба сейчас полностью забыта в церковном сознании. Отсутствие памяти и знания о ней – огромная методологическая лакуна.
До революции боролись с хлыстами и скопцами, находившимися именно внутри приходов. Часто они являлись лучшими прихожанами. Такая борьба вносила в приходскую жизнь очень сильное напряжение.
Тема хлыстовства – это тема обожения. Степеней обожения.
Боролись с так называемыми «иоаннитами». Провозглашали их сектой. Громили иоаннитские детские учреждения. Обрушивали на последователей святого праведного Иоанна Кронштадтского, как и на него самого, потоки клеветы в печати. Кстати, именно в отношении святого праведного Иоанна Кронштадтского было применено понятие «темные силы», использовавшееся потом против Царской семьи. 
«Иоанниты» в ответ создавали свои правозащитные организации, привлекали опытных адвокатов. И в конечном счете «иоанниты», как и целый ряд хлыстовствующих сыграли огромную роль в «катакомбах» - антисоветском религиозном подполье. И некоторые из них пострадали от советской власти. Подполье, естественно, считало себя строго православным.
Борьба с «внутрицерковными сектами» до революции - это и борьба официальных миссионеров против так называемых «имябожников», и против трезвеннического движения, и против старчества в монастырях.
Между первой и второй русскими революциями эта борьба приняла резко-политический характер. В первую очередь, в связи с теми внутрицерковными явлениями, которые маркировались как «хлыстовство» и «иоаннитство». 
Вопрос только в том, всегда ли были неправы дореволюционные миссионеры?
Я исхожу сейчас из чисто внешних критериев – занимаюсь политологическим, а не сектоведческим изучением русского дореволюционного идейного пространства. Поэтому, выделяю надъюрисдикционные феномены – в первую очередь то, что авторски обозначил в качестве «русского религиозного радикализма», видевшего в окружающей социально-политической действительности духовного, коллективного Антихриста. И отрицавших эту действительность. Будучи как вне «господствующей», то есть нашей Церкви, так и внутри неё.
Думаю, что такой политологический подход даёт нам сейчас действенные, практические инструменты для понимания мировоззренческих феноменов, групп идей. Почему надъюрисдикционные феномены? Потому, что там и внешние по отношению к господствующей Церкви (часть поповцев и беспоповцев) и внутренние (криптостарообрядцы, хлысты, скопцы, иоанниты и многие схожие религиозные группы). Понятно, что термин юрисдикция в данной ситуации очень условен, но другого не вижу пока.
Ниже мои статьи о том, какие огромные проблемы возникали в рамках поиска "внутрицерковных сектантов" и борьбы с ними до революции, какое огромное напряжение в приходскую жизнь вносила такая борьба.



7 комментариев


Рекомендованные комментарии

В тему миссионерства: 

 

"ОРТОДОКСИЯ" НА МАРШЕ: ПРАВОСЛАВНЫЕ МИССИОНЕРЫ В ТЫЛУ И В ЗОНЕ СВО

Подготовка православных миссионеров выходит на новый уровень

https://tsargrad.tv/articles/ortodoksija-na-marshe-pravoslavnye-missionery-v-tylu-i-v-zone-svo_1035821

 

30 июля 2024 года в Москве под председательством главы Синодального миссионерского отдела епископа Луховицкого Евфимия состоялось очередное заседание Коллегии Отдела, на котором было принято принципиально важное решение о создании образовательного проекта "Ортодоксия". О причинах этого решения и задачах нового проекта и всего Синодального миссионерского отдела, в том числе в условиях СВО, мы побеседовали с его руководителем.

Царьград: Владыка, на днях стало известно, что Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе преобразована в образовательный проект Синодального миссионерского отдела "Ортодоксия". В чём причина этого преобразования? Каковы ключевые задачи нового проекта, который, как сообщается, будет реализовываться совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом (ПСТГУ)?

 

Епископ Евфимий: Причина очень простая – образовательный проект "Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе" на протяжении всего времени своего существования, а основан он был в 2009 году священником-миссионером Даниилом Сысоевым, к сожалению, так и не прошёл процедуру церковного и государственного лицензирования. Попросту говоря, образовательная деятельность в рамках данного проекта велась незаконно. При этом вела эту деятельность группа священнослужителей и мирян, не являющихся сотрудниками Отдела, а всю полноту ответственности за эту деятельность перед государством и священноначалием нёс наш Отдел. Согласитесь, это ненормальная ситуация.

В течение более двух лет мы ждали от руководства данного проекта каких-то шагов в сторону исправления данной ситуации, но так и не дождались. Поэтому пришлось действовать самостоятельно. 13 июля этого года мы подписали соглашение о сотрудничестве с ректором – а ныне президентом – ПСТГУ протоиереем Владимиром Воробьёвым и договорились о том, что будем готовить миссионерские кадры на базе Факультета дополнительного образования, создав специально для этого кафедру "Апологетики и миссии".

...

– Возвращаясь к теме преобразования "Школы православного миссионера". Помимо уже сказанного Вами, что её деятельность не соответствовала законодательству нашей страны и уставу Русской Православной Церкви, до нас неоднократно доходила информация о некотором негативном фоне, связанном с деятельностью ряда её представителей. В чём причина этого негатива, какие ошибки были допущены и, на Ваш взгляд, категорически недопустимы в миссионерской деятельности?

– Скажу прямым текстом, хотя кому-то это, возможно, и не понравится: церковные учреждения существуют не для того, чтобы некие энтузиасты – пусть и руководствующиеся самыми благими намерениями – прикрывали ими свою деятельность. Согласно уставу Русской Православной Церкви "Синодальный миссионерский отдел обладает исключительным правом полномочно представлять Патриарха Московского и всея Руси и Священный Синод в рамках сферы своей деятельности и в пределах своей компетенции" (глава 8). С этим придется считаться всем, кто желает вести миссионерскую деятельность на канонических основаниях и в интересах нашей Церкви.

Отдавая должное усилиям священнослужителей и мирян, которые немало сил приложили для создания миссионерско-образовательного проекта "Школа православного миссионера при Синодальном миссионерском отделе", хотел бы подчеркнуть, что, к сожалению, многим участникам этого – теперь уже бывшего – проекта не хватает элементарной церковной дисциплины, если угодно – понимания природы Церкви, доверия священноначалию.

Казалось бы, очевидная вещь: по определению нельзя заниматься миссионерством явочным порядком. "Миссия" в переводе на русский язык – это "послание". В реалиях современной церковной жизни миссионеры посылаются на свое служение священноначалием, то есть епископами как преемниками апостолов. Иными словами, миссионер должен быть в постоянном контакте с архиереем, советоваться с ним по возникающим вопросам, выполнять его указания. Тем более это касается тех, кто отвечает за подготовку миссионерских кадров, – поскольку ответственность больше, постольку, соответственно, и связь со священноначалием должна быть прочнее. Но кому-то эти очевидные для церковных людей вещи, к сожалению, неочевидны…

Одним словом, хотел бы пожелать всем, кто этого ещё не понял, усвоить важнейший принцип миссионерского служения, который базируется на словах Спасителя: "Не Вы Меня избрали, а Я Вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод" (Ин. 15:16). Тогда всё встанет на свои места.

 

Из ТГ-канала о. Александра Тимофеева:

https://t.me/protalextim/3353

 

Дорогие братья и сёстры! Хотим рассказать вам о первой программе «Церковная миссия и просвещение» в рамках образовательного проекта Миссионерского отдела РПЦ МП «Ортодоксия».

Принимаются все, кто завершил базовый курс православного богословия в объёме программы «Теология» Факультета дополнительного образования ПСТГУ или аналогичной. 

Если такого образования нет, то приглашаем на курс базового богословского образования:

- 2,5 года (5 семестров) – занятия 3 раза в неделю
- 3,5 года (7 семестров) – занятия 2 раза в неделю 

Запись на базовый курс по ссылке: https://pstgu.ru/abitur/programmy/teologiya/

Если такое образование уже есть, то следующий уровень ждёт вас!

Как и чему будут учиться будущие миссионеры, участники программы «Церковная миссия и просвещение»?

- Программа введёт учащихся в профессиональное сообщество специалистов в области православной миссии, даст возможность участвовать в научной, образовательной и просветительской деятельности в этой сфере.
- Студенты научаться говорить о Православии с людьми разных мировоззрений и возрастов. Углубят знания православного святоотеческого богословия, а также вероучений и заблуждений других конфессий и религий.

Среди преподавателей программы популярные лекторы: известный религиовед, специалист по исламу профессор, доктор исторических наук Р.А. Силантьев; специалист по сектоведению и истории Церкви профессор, PhD А.Л. Дворкин; специалист по западным исповеданиям доцент, PhD протоиерей Валентин Васечко; специалист по сектоведению доцент, кандидат богословия Р.М. Конь, специалист в области библеистики доцент, PhD протоиерей Александр Тимофеев и другие.

- В рамках 1 курса студенты изучат: логику, святоотеческое богословие, западные исповедания, христианские и нехристианские секты. 

- На 2 году обучения: теорию и практику аргументации, основы мировоззренческого диалога, правовые формы церковного просвещения и миссии, монотеистические религии (иудаизм и ислам).

В рамках практикума «Мировоззренческий диалог» будут проводиться встречи с известными преподавателями, миссионерами и блогерами: протоиереем Олегом Стеняевым, А. Афанасьевым, К. Фроловым, В. Мартиновичем и многими другими.

Как применять полученные знания?

- Церковное и государственное признание документа об образовании. Отдельный документ от Синодального миссионерского отдела.
- Служение в области церковной миссии и просвещения на епархиальном и приходском уровне.
- Участие в научных, образовательных и просветительских проектах, развивающихся под эгидой Синодального миссионерского отдела.
- Преподавание дисциплин, знакомящих с Православием и христианством в свете мировоззренческого диалога.

Очные занятия

Очные занятия будут проводится в центре Москвы при храме святителя Николая Чудотворца на Новой Слободе по адресу: ул. Долгоруковская, 25. 

Регулярные занятия займут всего два вечера в неделю — вторник и четверг с 18:30 до 21:30 (две академические пары с перерывом). 

Для студентов, которые не смогут регулярно посещать занятия, организована дистанционная поддержка, ведутся аудиозаписи лекций, учебные материалы размещаются в кабинетах на специальной учебной платформе.

Обучение за счёт средств Фонда Миссионерского отдела

Абитуриенты, ставшие участниками программы Фонда, смогут оплачивать только 50%, 25% или даже 0% от стоимости обучения — остальную часть за них оплатит Фонд.

Цель — поддержка православных христиан, желающих всерьёз учиться, жить в соответствии с христианскими заповедями и трудится в области миссии, но не имеющих финансовых возможностей. Уровень финансовой поддержки назначается индивидуально по результатам собеседования.

Поступить на программу «Церковная миссия и просвещение» можно по ссылке: https://pstgu.ru/abitur/programmy/tserkovnaya-missiya-i-prosveshchenie/

Собеседование пройдёт в начале сентября. Начало занятий: 19 сентября 2024 г.

Следите за объявлениями:
В ВК: https://vk.com/smorpcmp
В Telegram: https://t.me/sinmis

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

из ТГ. А.Люльки о ситуации с ШПМ:

 

ну и я ещё раз убедительно прошу не задавать мне никаких вопросов в публичных обсуждениях. Если будет собрание, то я там для реально заинтересованных лиц могу что-то сказать. Например, что всё происходящее с ШПМ есть буквально зеркальное отражение того, что лет пять назад руководство ШПМ сделало с одним человеком: также без предупреждения, без обсуждения с ним, в его отсутствие приняли решение его выкинуть, оставив его однако и без средств к существованию. А вот сейчас Господь прислал вразумление, ещё и от рук епископа. Наверное надо видеть духовную причину и как-то исправить грех и несправедливость в первую очередь.

https://t.me/c/1205244545/3491

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

К сожалению, подавляющее большинство наших борцов за чистоту Православия, записных анти-модернистов, ани-осиповцев, анти-дугинцев, ничтоже сумняшеся дерзостно присваивают себе право определять, кто в Церкви, а кто нет, самовольно вычеркивают из числа чад Церкви тех, кого сама Церковь не вычеркивает (Вл.Соловьев, о.Сергий Булгаков и весь "париж", А.И.Осипов, А.Дугин и даже Достоевский). Необязательно словами вычеркивает, но и отношением как к "язычнику и мытарю", поношением, издёвкой. Когда мы молимся в молитве о Святой Руси: "запрети раздирающим во омрачении умов и в ожесточении сердец ризу Твою, яже есть Церковь Живаго Бога", это не только о феофании, но и об этом.

 

Иллюстрация: обмен любезностями о.иг.Виталия (Уткина) и Арк.Малера:

 

 

иг. Виталий:

Активно републикуются два поста Аркадия Марковича Малера с очередным осуждением взглядов Александра Гельевича Дугина. Говорится так - мол, есть механизм осуждения Синодальной библейско-богословской комиссией некоторых взглядов А.И. Осипова, надо в данном случае применять такой же. Мол, нельзя пугать яркостью А.Г. Дугина на фоне, мягко говоря, общественной и идейной неяркости тех, кто в СББК голосовал бы за такое осуждение. Вот анафематствовали же, мол, Льва Толстого. И активно произносится слово "ересь". Масштабы личности, общественно-политического влияния и общей ситуации в сравнении с А.И. Осиповым в случае А.Г. Дугина абсолютно несопоставимы. Абсолютно. Но даже на А.И. Осипова все эти обсуждения и заключения не повлияли, насколько понимаю. Далее. Те, кто привыкли в своём сысоевском (прошу прощения за констатацию) узком кругу свободно манипулировать словом "ересь", в этой маргинальной среде и остаются - с такой-то терминологией. Так - в реальности. Маргиналы, не в обиду будет сказано. Сысоевцы. И, наконец, надо понимать всю катастрофичность отлучения Синодом от Церкви Льва Толстого. Это была крупнейшая ошибка власти. Ошибка, ставшая началом русской революции.

https://t.me/igumen_Vitaliy_Utkin/3594

Он же:

Еще раз, чтобы закончить с сегодняшней темой. Я категорически не согласен с самими основами доктрины А.Г. Дугина. Писал об этом многократно. Как был не согласен, так и остаюсь. Но когда я вижу горстку мирян и священников, высокомерно жонглирующих словом "ересь", как будто бы они в самом деле имеют на это право, я выражаю категорическое несогласие и с таким жонглированием. Нельзя сложнейшие темы загонять в прокрустово ложе своих представлений, выдаваемых за Православие, и начинать бубнить: первое, второе...  Нельзя примитивизировать саму нашу интеллектуальную среду еще больше, чем уже есть по факту. Примитивности я всегда предпочитаю сложность и цветение. 

https://t.me/igumen_Vitaliy_Utkin/3599

 

Арк.Малер

Отец Виталий, вы уже написали здесь слишком много всевозможного бреда, так что я лично просто советую вам добровольно покинуть этот блог, иначе придется вас забанить. За оправдание ереси, "православный коммунизм", идиотизм и хамство. Безусловно, вы должны уйти в запрет и лишиться сана, как священник, не соответствующий званию священника.

 

Иг.Виталий

 

Сысоевцы считают, что могут раздавать "запреты". При этом, похоже, они не могут обойтись и без догматизации разрыва исторической традиции нашего Отечества, до сих пор навязывают Церкви самый примитивный,  "пещерный" "антикоммунизм" при любых обстоятельствах. Правильно поступили с их ШПМ, так называемой "школой православного миссионера". Как не считать сысоевцев внутрицерковной сектой? Некоторые действительно так считают. Сысоевцы убеждены, видимо, что обладают безусловной истиной во всех вопросах. И запросто вешают ярлык "ересь". Видимо, такому самодовольству они и учат в своей ШПМ. Вряд ли диалог с такой группой возможен. Впрочем, я не пользуюсь словом "безусловно", в отличие от Аркадия Марковича Малера со товарищи. Поэтому специально открываю комментарии здесь. А к моему запрету кто только не призывал в последние 20 лет‍♂... Считаю, что в сысоевстве и сопутствующих ему обстоятельствах ярко проявился кризис нашего миссионерского сообщества

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Интересный доклад иг. Виталия (Уткина) опубликован на сайте синодального миссионерского отдела:

 

К вопросу о миссионерских аспектах некоторых современных мировоззренческих церковно-общественных течений в России

Из доклада игумена Виталия (Уткина), кандидата политических наук, секретаря Архиерейского совета Ивановской митрополии, руководителя миссионерского отдела Иваново-Вознесенской епархии на миссионерском съезде Ивановской митрополии 16 октября 2024 года (г. Иваново).

 

 

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...