Перейти к публикации

О Пасха!

  • записей
    86
  • комментариев
    115
  • просмотров
    4 316

Протестантский дух старообрядческой этики

Юрий Кур

443 просмотра

Человеку, знакомому со старообрядчеством лишь по каким-то косвенным обрывкам произведений и публикаций, оно может может представляться как нечто "посконное", сугубо традиционалистское и ультраконсервативное. Известно, что старообрядчество очень неоднородно. Тем не менее у него есть нечто общее, сами старообрядцы формулируют это общее так (далее цитата с сайта ruvera)

 

Цитата

Основные общественно-культурные черты, объединяющие старообрядчество вне различий религиозного характера, как самостоятельный и самодостаточный феномен:

1. Сохранение древнерусских форм богопочитания. Соединение в обряде его формы и содержания. Важнейшей чертой старообрядческой парадигмы о таинствах (обрядах) является неразрывная связь внешней формы с догматическим смыслом и внутренним мистическим содержанием. Староверы считают, что с изменением формы обряда (священнодействия) может искажаться богословский смысл, и разрушаться природа таинства. В других христианских конфессиях такого отношение к формам богопочитания нет. Сокрушаясь об отступлении от этого учения, известный богослов протопресвитер Николай Шмеман отмечает: «Подлинная трагедия состоит в том, что, разлагая таинства на форму и сущность и сводя понятие формы к понятию действенности, это новое богословие, в конечном счете, изменило и намного обеднило понятие самой сущности!»

2. Церковнославянский язык и русская культура как основа бытия. Сохранение церковнославянского языка и русской культуры в интеллектуальной и бытовой сфере помогает староверам сохранить свою идентичность где бы то ни было, включая отдаленные уголки эмиграции, где остальные русские эмигранты давно утратили свой язык.

3. Религиозные истины как основа национального мироощущения. Старая вера является основой национального мироощущения старообрядцев и их идентичности. Русскость и старая вера — тождественные явления.

4. Веротерпимость. Старообрядцы всегда выступали сторонниками свободы вероисповедания. В местах своего расселения и распространения они терпимы к другим религиям и исповеданиям. Именно старообрядцы добились в 1905 году установления в Российской Империи свободы вероисповедания.

5. Свобода мыслевыражения. Сюда относится свобода слова, толерантное отношение к высказываниям других точек зрения, способность к критическому анализу, отсутствие раболепия перед господствующими в государстве и обществе идеологемами.

6. Соборность. Консервативная демократия. В старообрядчестве сохраняются древнехристианские и древнерусские формы демократии. В их ряду — выборность духовенства, широкое участие мирян в жизни Церкви, общинность.

7. Уважение к частной собственности. Неприкосновенность института частной собственности (на движимое и недвижимое имущество, включая землю), как одного из фундаментальных прав личности. Уважение к плодам своего и чужого труда. Собственность, когда-либо изъятая незаконным способом, должна вернуться ее владельцу или его потомкам.

8. Культура книжности. Первым своим делом старообрядчество завоевало гонимую и осужденную на окончательное истребление «старую» книгу и усвоило все те догматические, церковно-исторические, канонические, археологические и другие знания, которые в этой книге содержались. Старообрядчество первоначально выражалось исключительно в убеждении, что истина содержится в старой книге и праведная церковность — в исполнении всего, предписанного этой книгой. Со временем у староверов сформировалась книжная культура, связанная с созданием личных библиотек и использованием книги в качестве основного источника знания.

9. Способность к модернизации и адаптации. Предприимчивость, способность выжить в самых трудных условиях, включая государственные гонения и тяжести внешней эмиграции. Адаптация к разным политическим и экономическим режимам. Способность к деловой активности. Умение вырабатывать абсолютно новые решения для решения тактических и стратегических задач.

Пункты 5-9 явно сопоставимы с протестантизмом. Что касается п.4 (веротерпимость), то тут можно было бы заметить народной пословицей: "Бодливой корове Бог рогов не дал" 



12 комментариев


Рекомендованные комментарии

 

В 29.11.2024 в 23:08, inna d сказал:

Еще что интересно: именно старообрядцы купцы спонсировали большевиков.

Самый известный факт - чек на предъявителя, обнаруженный у большевиков после самоубийства Саввы Морозова. Но вообще они спонсировали всё, что было перпендикулярно официозу, включая оперу, балет и изобразительное искусство.

Изменено пользователем Юрий Кур

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

К образумлению этому трусливому удалителю моих сообщений, в которых не было ни слова лжи, приведу мнения св. отцов о страхе. Надеюсь, получит себе пользу во время поста. Источник православный: https://eparhia-saratov.ru/Articles/article_old_5138.

Страх перед чем-либо, кроме Бога, есть признак и условие внутренней несвободы и несовершенства.

 

...конец для тех, кто предает себя недугу боязливости, действительно страшен: Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая (Откр. 21, 8).

Чтобы... быть свободным от разного рода манипуляций, надлежит обратиться к святоотеческим советам, научающим подлинно христианскому отношению к страху.

Что есть страх?

Преподобный Иоанн Лествичник пишет, что «страх есть предвоображаемая беда; или иначе, страх есть трепетное чувство сердца, тревожимое и сетующее от представления неведомых злоключений. Страх есть лишение твердой надежды»[1].

Святитель Григорий Нисский определяет добродетель как благую середину, свободную как от преизбытка естественного чувства, так и от недостатка, «так например в мужестве недостаток его делается боязливостью, а излишек – дерзостью»[2]. Здесь боязливость объясняется как ущербность, проистекающая из нехватки мужества.

...

Аскетическое отношение к страху

Боязливость, то есть испытывание страха перед людьми, или бесами, или какими-либо событиями в жизни, которые случаются или могут случиться в будущем, есть признак духовного нездоровья христианина, который не должен испытывать страха перед чем-либо подобным. По свидетельству преподобного Исаака Сирина, «человек боязливый дает о себе знать, что страждет двумя недугами, то есть жизнелюбием и маловерием. А жизнелюбие — признак неверия»[5].

На связь страха с недостатком веры указал и Сам Господь, когда сказал апостолам, испугавшимся бури: Что вы так боязливы, маловерные?» (Мф. 8, 26).

Эту органическую связь боязливости с маловерием хорошо объясняет святитель Николай Сербский: «У боязливых людей сердце слишком земляное и от того окаменевшее. Слово Божие лучше всего растет при внешних бурях и ветрах, словно горные сосны. Но боязливый, с радостью принявший слово Божие, пугается бурь и ветров и отпадает от слова Божия, отвергает его и снова прилепляется к своей земле. Земля приносит быстрые плоды, а плодов слова Божия надо ждать. При этом боязливого терзает сомнение: “Если я упущу сии плоды земные, которые держу в руках, то кто знает, дождусь ли и вкушу ли плодов, обещанных мне словом Божиим?”. И так боязливый усомнится в Боге и уверует в землю; усомнится в истине и уверует в ложь. И вера, не пустив корня в его окаменевшем сердце, исчезает, и слово Божие, посеянное на камне, возвращается к своему Сеятелю»[6].

Преподобный Никон Оптинский так передает наставление преподобного Варсонофия Оптинского: «Бояться надо только грехов… А боязливых, сказано в Священном Писании, не любит Бог. Никто не должен быть боязлив, труслив, а должен возлагать надежду на Бога. Почему Бог не любит боязливых, трусливых? Потому что они близки к унынию и отчаянию, а это — смертные грехи. Боязливый и трус — на краю пропасти. Истинный монах должен быть чужд такого устроения»[7].

Преподобный Иоанн Лествичник определяет боязливость как «дщерь неверия и порождение тщеславия»[8], и указывает, что это есть греховная страсть, которая проистекает от страсти гордыни: «Гордая душа есть раба страха; уповая на себя, она боится слабого звука тварей, и самых теней»[9].

О том же свидетельствует и преподобный Нил Синайский, заповедуя: «Не предавай гордости душу свою, и не увидишь страшных мечтаний, потому что душа гордого бывает оставлена Богом и делается порадованием бесов. Гордый ночью воображает множество нападающих зверей, а днем смущается боязливыми помыслами; если спит, часто вскакивает и, бодрствуя, боится птичьей тени. Шум листа в ужас приводит гордого, и журчанье воды поражает его душу. Ибо тот, кто недавно противился Богу и отрекался от Его помощи, впоследствии пугается ничтожных призраков»[10].

...

 

...преподобный Симеон Новый Богослов: «Не удивляйся, если, когда над тобой господствует боязливость, ты трепещешь, боясь всего, ибо ты еще несовершенен и слаб и, как младенец, боишься страшилищ. Ибо боязливость есть младенчествующая и достойная смеха страсть тщеславной души. Не желай говорить словами с этим демоном или прекословить ему, ибо когда душа в трепете и смятении, слова не помогают. Оставь их, смири разум твой, насколько хватит у тебя силы, и вскоре поймешь, что боязливость исчезла»[20].

...

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
2 часа назад, Михаил_ сказал:

Докажите своё обвинение ссылкой-цитатой.

Читала в этой книге.

https://www.labirint.ru/books/609229/

 

Но сталкивалась с данным фактом и в воспоминаниях людей близких к царю.

2 часа назад, Михаил_ сказал:

трусливому удалителю моих сообщений

Могу только сказать :  посмотрите на себя в зеркале. Вы так много процитировали святых отцов, у них есть и такое: когда человек видит в другом какой-то недостаток, то в неочищенной душе этого человека, есть именно такой же недостаток.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
14 часов назад, Михаил_ сказал:

К образумлению этому трусливому удалителю моих сообщений

Мой блог; что считаю для него лишним, то и удаляю. Боязни у меня перед Вами никакой нет. Но нет и желания вести бесплодные споры.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
2 часа назад, Михаил_ сказал:

снимите со старообрядцев своё лживое обвинение.

В чем-то Вы правы. Не все купцы старообрядцы спонсировали.

 

2 часа назад, Михаил_ сказал:

Почему можете только мне сказать, а не Юрию Кур, разглядевшему у старообрядцев какие-то недостатки?

Ваше утверждение вижу, цитат св. отцов в подтверждение Ваших слов не вижу.

О том, как мы судим о людях

Валерий Духанин

https://pravoslavie.ru/61633.html

 

Не буду искать по святым отцам. есть у многих из них об осуждении. 

И сама попадаю на этот грех. К сожалению. У Вас своя точка зрения у меня своя и на этом закончу наше наше общение.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
19 минут назад, inna d сказал:

В чем-то Вы правы. Не все купцы старообрядцы спонсировали.

Да Вы-то не привели ни одного доказательства ни об одном купце-старообрядце.

19 минут назад, inna d сказал:

О том, как мы судим о людях

Валерий Духанин

https://pravoslavie.ru/61633.html

 

Не буду искать по святым отцам. есть у многих из них об осуждении. 

И сама попадаю на этот грех. К сожалению. У Вас своя точка зрения у меня своя и на этом закончу наше наше общение.

Ну, да: меня "стукнули" неподтверждённым мнением св. отцов, а Юрия Кур не "стукнули" -- удивительная избирательность.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Из книги митр. Вениамина (Федченкова) "На рубеже двух эпох"

 

Я совсем не хочу ставить старообрядчество выше православия по существу, наоборот, я на опытном знакомстве с ними убедился, что у них мало благодатного духа любви, смирения и много самомнения, осуждения и даже озлобления. И вообще, их благочестие – внешняя скорлупа. Например, помню такой случай. После объявления свободы вероисповедания в 1905 году, теперь, после долгого времени запрещения, были открыты в Москве старинные храмы Рогожского и Преображенского кладбищ староверов, как обычно, и неверно, называли их в народе. Я зашел посмотреть одну из этих церквей. Высокие ступени вели в нее. Многоглавый, ярко-красного цвета храм со старинными темными иконами понравился мне. Но внутри я, странно, ощутил какую-то духовную мертвенность и потому недолго задержался там. Выхожу обратно и вижу на паперти древнюю-древнюю, маленькую, сгорбленную, худенькую старушечку лет 75–80. Мы все любим детей и стареньких. Я невольно улыбнулся ласково и, помню, сказал ей: «Здравствуй, бабушка». Я был одет в рясу и клобук православного покроя. Для нее я был никонианин, по имени патриарха Никона, преследовавшего старообрядцев. Никонианин же – это почти слуга антихриста. И понятно, что вся моя ласка была для нее хуже пули, это – искушение. И она, взглянув на меня с неприкрытой злобой, не ответив ни слова, повернулась задом и пошла внутрь храма. «Боже, какая она жалкая и бесплодная!» – подумал я.

 

Да, всякий раскол оставляет в уме страшные следы отчуждения, злобы и вражды. Раскол по природе своей есть дело нелюбви и плод гордости! Так было всегда, так это же самое мы видим и на современных раскольниках-эмигрантах, отделившихся от Русской Матери-Церкви из-за большевиков. И все расколы, как коренящиеся в глубине души, изживаются ведь трудно и долго. Через 28 лет будет 300 лет, как отделились старообрядцы, и пока мы не видим признаков примирения. Правда, и наши отцы 300 лет тому назад поступили круто и недостаточно любовно и осторожно, что не были снисходительны к обрядам, вещи второстепенной. Легко разрушить, разбить единство, а как трудно восстановить его!

 

После революции 1917 года одно время наметилось (по слухам) сближение старообрядцев с православными, потому что и те, и другие оказались гонимыми и страдающими; по учению старообрядцев, антихристова церковь, то есть православная, должна быть не гонимой, а господствующей, как и было при царях. Это перепутало все понятия у старообрядцев: раз обе гонимые, так, значит, обе истинные, следовательно, нужно бы соединиться теперь. И будто бы были какие-то попытки или сдвиги в душах, но ничем не кончилось. Я давно спрашивал митрополита Сергия (будущий патриарх), справедливы ли эти добрые слухи. И он ответил, что пока все остается по-прежнему, мира нет, живут братья по вере чужими друг другу. И я думаю, что главнейшая причина этой отчужденности лежит в духовной области, безблагодатности отклонившихся раскольников от истинной Церкви! Как бы ни были мы, православные, плохи сами по себе, но Церковь наша истинна, и в ней живет Святой Дух. Когда же раскольники отходят от нее, то они лишаются и той малой благодати, того оздоровляющего действия, какое есть в истинной Церкви, а потому болезнь раскольников не излечивается, а все больше углубляется. Поэтому та древняя старушка не может прямо посмотреть на истину, как не может уже выпрямиться ее старенькая сгорбленная спина. Она легко может отвернуться даже от искренней улыбки вашей, но не в состоянии даже улыбнуться в ответ, какая грусть!

Может быть, Мать-Церковь что-то должна еще сделать, чтобы растопить этот леденящий холод их. Не знаю. А давать легкомысленные рецепты лечить долголетнюю болезнь могут лишь всезнайки: сельские фельдшеры. Остается, кажется, лишь молиться о соединении всех да кротко переносить будущие страдания, это скорее сблизит нас. А если и это не поможет – буди воля Божия! «Не я управляю миром» – еще и еще раз вспоминаются слова на горе около сельского храма при виде «иллюминации» помещичьих усадеб.

В заключение этих дум о старообрядчестве вспомню интересные наблюдения над ними Алексея Ухтомского. Я еще был студентом Петербургской Духовной академии и познакомился с ним в квартире ректора епископа Сергия (ныне митрополита Московского). У него, как и у брата его, тогда уже епископа, Андрея (епископ Андрей и после революции все путался в этом увлечении людьми старой веры, кончил чуть ли не отрывом от Церкви) была странная симпатия к старообрядцам. Есть, говорят, люди, которые любят будто бы есть приготовленную дичь, уже немного начавшую гнить. И в нашем высшем обществе давно наблюдалось такое тяготение к чему-нибудь оригинальному, стремление к мистицизму. Он – в здоровом виде – был и есть в православии, даже является сущностью нашей веры. «Стяжание благодати Святого Духа», как говорил современник тех движений преподобный Серафим Саровский. Но высшим классам подай что-нибудь иностранное, заманчивое, обольстительное, особое! Отсюда увлечение мистиками западными: Сведенборгом, Эккартехаузеном и др. Отсюда полухлыстовские кружки Татариновой времен Александра I. После, при Александре II, увлечение английским сектантством лорда Редстока, после – Фесслера и т. д. Сюда же относится и Распутин. От этого же и увлечение Бонч-Бруевича (при Ленине) сектантами вообще.

Вот подобным образом у некоторых аристократов-народников была тяга и к старообрядцам. И Алексей Ухтомский, он был ассистентом на кафедре (кажется) физики в Петербургском университете, чувствовал к ним сентиментальную нежность, не видя их. Митрополит Сергий, как человек духовно здоровый, угощая его чаем, благодушно при нас, студентах, вышучивал его. Ухтомский мило улыбался и повторял свое. Но однажды он решил проверить свое увлечение. Отправился в Керженские леса и стал обходить раскольнические скиты и беседовать со старцами.

Когда он возвратился в Петербург, посетил митрополита Сергия и сообщил ему свои выводы о них. Первое: при всей строгости и внешней уставности он не нашел там внутреннего благодатного духа благочестия А второе, если же он встречал подобных благочестивых старцев, то они оказывались более или менее кроткими и уже теряли всякую вражду и нетерпимость к господствующей Церкви, даже, наоборот, относились к ней с любовью и почитанием. Алеша, так называли мы его, отрезвел от увлечения.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Из ТГ-канала Правблог:

 

Папа Римский призвал христиан ввести единую дату празднования Пасхи

Об этом понтифик заявил во время проповеди 25 января, сообщает Vatican News (https://www.vaticannews.va/en/pope/news/2025-01/pope-jesus-sustains-our-hope-as-we-journey-toward-him-in-unity.html?fbclid=IwY2xjawICzkxleHRuA2FlbQIxMAABHQBABVDl0Cei8kOuOQLkhyqgpu65GV0R-sBitFmbWo5Ws2gl9V565g-e_A_aem_P2E9b-KZjo1FxbJUCUOmUQ).

"Давайте откроем заново общие корни веры. Сохраним единство!" — заявил папа Римский.

Он также отметил, что в 2025 году исполняется 1700 лет Никейскому Собору, первому из великих Вселенских Соборов, во время которого приняли Никейский символ веры: он стал "основой для многих христианских церквей".

Понтифик заявил, что годовщина — это "возможность для всех христиан, которые признают символ веры и верят в того же Бога", чтобы "сделать решительный шаг вперед" и унифицировать дату Пасхи.

 

То есть фактически Папа апеллирует к Символу Веры, как к основе единства христиан. Красноречивый аргумент против аналогичного заблуждения, которого встречаем и на православных форумах, в том числе в темах о старообрядцах. Без единства в Духе Святом Символ бессилен.

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
В 28.01.2025 в 19:18, Юрий Кур сказал:

"Давайте откроем заново общие корни веры. Сохраним единство!" — заявил папа Римский.

а если мы с этим не согласимся, тогда что?

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий
14 часов назад, inna d сказал:

а если мы с этим не согласимся, тогда что?

хороший будет повод для некоторых в очередной раз обличить "ересь русского мира"

Поделиться комментарием


Ссылка на комментарий

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Добавить комментарий...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...