Проф.Иван Ильин О совести
Проф.Иван Ильин
О совести
Возможно ли, чтобы великая душа не имела совести — самого существа всех
действительных душ, великих и малых? (Карлейль).
1. УТРАТА
Людям было бы легче уразуметь закон внутренней свободы и сравнительную условность внешней
и политической свободы, если бы они чаще и радостнее прислушивались к тому,
что обычно называется «голосом совести». Ибо человек, переживая это
изумительное, таинственное душевное состояние, осуществляет внутреннюю,
духовную свободу в таком глубоком и целостном виде, что ему невольно
открываются глаза на его подлинную природу: он сам становится духовно
свободным в этот момент и начинает постигать эту свободу уже не с чужих
слов, не одним отвлеченным рассудком или воображением, но собственным,
удостоверенным опытом, главным и драгоценнейшим источником всякого познания.
Мало того, человек, верно переживший совестный акт, завоевывает себе доступ
в сферу, где долг не тягостен, где дисциплина слагается сама собою, где
инстинкт примиряется с духом, где живут любовь и религиозная
вера.
Совесть есть один из чудеснейших даров Божиих, полученных нами от Него.
Это как бы сама Божия сила, раскрывающаяся в нас в качестве нашей
собственной глубочайшей сущности. То, на что указывает нам совесть, к чему
она зовет, о чем она нам вещает, есть нравственно-совершенное; не «самое
приятное», не «самое полезное», не «самое целесообразное» и т. п., но
нравственно-лучшее, совершенное, согласно тому, как указано в Евангелии:
«будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный» (Мтф. 5, 48).
Источник и продолжение : Проф.Иван Ильин. О совести
- 1
0 комментариев
Рекомендованные комментарии
Join the conversation
You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.