Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 28.10.2011 в Записи блога
-
4 балла«Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. Название это было дано иконе великим оптинским старцем преподобным Амвросием Оптинским. В 1890 году настоятельница Болховского монастыря игуменья Илария прислала старцу икону Богородицы совершенно нового письма: Владычица мира изображена сидящей на облаках, руки Её подняты в благословляющем жесте. Внизу – сжатое поле, на нём среди цветов и травы лежат и стоят снопы ржи. Назвав икону «Спорительница хлебов», преподобный Амвросий хотел показать, что Матерь Божия помогает людям не только в снискании душевного спасения, но и в их земных трудах. Преподобный Амвросий очень любил этот образ Божией Матери и заповедовал молиться перед ним своим духовным чадам – монахиням основанной им женской обители в деревне Шамордино Калужской губернии, где он провёл последний год своей жизни. В год своей кончины старец заказал снимки с иконы и разослал их своим духовным чадам и почитателям. Перед своей смертью преподобный Амвросий сказал, что оставляет обитель на попечение Царицы Небесной, и установил день празднования иконе «Спорительница хлебов» 15 октября. В этот самый день почившего преподобного предали земле. В том же 1891 году, голодном для всей России, по молитвам к Пресвятой Богородице перед Её иконой «Спорительница хлебов» на Шамординских полях и в Калужских пределах был собран прекрасный урожай. Весть о чудотворной иконе стала распространяться по России. В 1892 году в Воронежской губернии случилась сильная засуха. По просьбе монахинь Пятницкой женской общины в губернию привезли список (копию) иконы Божией Матери «Спорительница хлебов», написанный послушником преподобного Амвросия Иваном Федоровичем Черепановым. Вскоре, после того как перед иконой отслужили молебен, пошёл дождь и наступил конец засухи, поля ожили и дали обильный урожай. И поныне православные крестьяне молятся перед иконой Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов» о даровании урожая. В 1892 году по указу Святейшего Синода подлинную икону «Спорительница хлебов», присланную в своё время преподобному Амвросию Оптинскому, из Шамординской обители вывезли. Судьба этого образа неизвестна, хотя есть предположения, что он находится в литовском селе Михнево под Вильнюсом. В самой же обители, возрождённой в 1990 году, почитается новый список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Спорительница хлебов». День празднования: 28 октября (15 октября по старому стилю). Еще об иконе «Спорительница Хлебов» чудотворная икона Божией Матери, почитаемая в Оптиной пустыни. Создана в 1890 по замыслу Амвросия Оптинского иеромонахом Даниилом (академический живописец Д. М. Болотов, 1837-1907, брат игуменьи Шамардинской обители матери Софии). Преподобный Амвросий заказал эту икону в голодный для Центральной России год, дал ей название, указывающее на особое предназначение образа для моления о хлебе насущном, и установил день ее празднования (15 октября) после уборки урожая. На иконе Богоматерь изображена восседающей на облаках и благословляющей двумя руками уходящее вдаль хлебное поле со снопами ржи на первом плане (в основе пейзаж близ Шамардинской обители). С иконы делались живописные списки и литографии; прославление ее приобрело общероссийский характер. По причине необычного наименования, нетрадиционной иконографии, а также неблагожелательного отношения епархиальных властей к старцу Амвросию после его смерти почитание иконы как чудотворной было запрещено Синодом. В 1892 икона была взята в ризницу кафедрального собора Калужской епархии, но ее почитание продолжалось. По некоторым сведениям, ныне икона находится в деревне Михнево под Вильнюсом. Один из живописных списков, с надписью на обороте «Благословение батюшки о. Анатолия. 1912», находится в Третьяковской галерее в Москве. Во вновь открытых Оптиной (1987) и Шамардинской (1990) обителях почитают новые списки иконы, отличающиеся от оригинала 1890 более традиционным изображением Богоматери. Празднование — 15 (28) октября. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. «Спорительница хлебов» чудотворная икона Божией Матери. Подробнее:http://www.optina.ru/pub/p16/
-
3 баллаС любовью и надеждой в печалях и радостях молимся мы Пресвятой Богородице, Заступнице рода христианского, перед ее чудотворными иконами, которых на Руси «как звезд на небе».Есть среди них одна, особо почитаемая в Оптиной Пустыни, благословенная старцем Амвросием, великим утешителем земли Российской. Старец назвал эту икону «Спорительница хлебов» и установил ее празднование 15/28 октября – после времени окончания жатвы и уборки урожая. Спустя некоторое время именно в этот день тело старца было предано земле. Перед иконой молятся об умножении плодов земных и небесных, просят благословения на труд. В акафисте поется: «Хотящим жати спасение, яко село сладкое, показалася еси, Владычице, от него же питающееся, имамы пищу вечную и нетленную. Мы же, земнии сущее, молим Тя, Пречистая Дево, покажи силу Твою на жатве нив и полей наших, егда придет время их, и всяк злак да изобилует на утешение нас, поющих Богу: Аллилуия» (Кондак 7). Икона с необычной иконографией, исполненная глубокого духовного содержания, изображает Божию Матерь над созревшими хлебными снопами, благословляющую Русскую землю. В последние годы жизни тяжело больной старец, находясь подолгу в Шамординской обители и будучи обеспокоенным ее судьбой, горячо молился Богоматери о покровительстве и заступничестве; тогда-то и возник замысел иконы. Тихая величественная красота Русской земли благословляется Царицей Небесной с этой иконы. <…> Икона «Спорительница хлебов» за короткое время стала необычайно почитаться верующими. Этому способствовали чудотворения от образа, о которых упоминалось в жизнеописании старца: «… первым чудом милости Божией и заступления Царицы небесной, по молитвам благодатного старца пред этою святою иконою, можно считать то, что, хотя последний год земной жизни его был вообще на Руси голодный, но в пределах Калужской епархии и, в частности, около Шамординской обители, хлеб родился. В следующее за тем лето, уже по кончине старца Амвросия, послушником Оптиной Пустыни, Иваном Феодоровичем Ч-м, из дворян, написанная им самим икона «Спорительницы хлебов» послана была в Пятницкую женскую обитель Воронежской епархии. Там по случаю сильной засухи, грозившей неминуемым голодом, совершено было молебствие пред нею; после чего вскоре пошел дождь, и обитель с окрестностями спасена была от голода». <…> В настоящее время икона «Спорительница хлебов» – икона с необычной иконографией и наименованием – глубоко почитаема верующими. И среди множества храмов, словно рассыпанных Создателем небесных жемчужин, есть храмы, посвященные этому образу. В 2000 году храм в честь иконы «Спорительница хлебов» был освящен и на территории подсобного хозяйства Оптиной Пустыни. Нам ничего не известно о судьбе той иконы, перед которой старец Амвросий возносил свои святые и благодатные молитвы. В 1892 году по указу Святейшего Синода эту икону унесли из Шамординской обители. В современных комментариях к работе о. Павла Флоренского «Иконостас» нам встретилось указание на сообщение епископа Уфимского Анатолия в январе 1988 года в Бергамо, в котором он указывает на то, что эта икона находится в литовской деревне Михново под Вильнюсом. Промыслом Божиим в келье преподобного старца Амвросия в скиту Оптиной Пустыни несколько лет назад появился живописный список с ранних икон «Спорительницы хлебов». Эту икону в 1999 году передал обители Александр Курочкин из Ростова-на-Дону, у которого образ Царицы Небесной, купленный по случаю, находился около семи лет. Профессиональный реставратор, он открыл надпись на оборотной стороне иконы, скрытую под слоем краски: Радуйся Благодатная Господь С Тобою подаждь и нам Недостоиным Росу благодати Твоея и яви милосердие Твое Празднование 15-го Октября Еще ниже: Образ Сеи Старца Оптиной Пустыни Иеросхимонаха Амвросия Наименование иконы на лицевой стороне «Спорительница хлебов» написано тем же почерком, что и надпись на обороте. Зная, что ничего в нашей жизни случайного нет, радуясь, что с обретением этой иконы восстановилась утраченная связь времен, молимся перед благословенным образом и верим, что молитвы наши не остаются неуслышанными: «Нищия и неимущия пропитай, старость поддержи, младенцы воспитай, всех вразуми преискренне взывати ко Господу: Хлеб наш насущный даждь нам днесь. Сохрани, Пречистая, люди Твоя…» Из статьи В. Кашириной и Г. Черкасовой «К истории иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов». Оптинский альманах, вып. 2.
-
1 баллЖенский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» Адрес: г. Среднеуральск, Северный проезд, 15 Телефон: (909) 003-30-12 Женский монастырь в честь иконы Божией Матери «Спорительница Хлебов» был создан в 2005 году. Главный монастырский храм - величественное белокаменное здание, в окружении вековых сосен. Он открывается взгляду еще на подъезде к обители. Фасад украшает икона Пресвятой Богородицы - небесной покровительницы обители.
-
1 балл"По пути Савва щедро раздавал деньги нищим мусульманам в каждом городе и селении. Тогда невозможно было себе представить, что их потомки будут угонять в рабство великое множество сербов и продавать их на базарах в тех местах, где он когда-то раздавал милостыню во имя Христа. Благополучно добравшись до средиземноморского порта, сербы на галере отправились в Никею. Там царский двор, патриарх и все христиане принимали Савву как старого друга с ещё большими почестями, чем раньше. Все со вниманием слушали рассказы о самых дальних святых местах. Савва преподнёс императору Иоанну Ватацу, императрице и патриарху драгоценные иконы и другие дары, которые он привёз из путешествия по святым местам. Он служил и проповедовал в храмах, одаривал бедных. Но самое главное, ему удалось решить с императором и патриархом некоторые важные проблемы, связанные с Болгарской Церковью. Так, заботясь о сохранении единства и силы православия, он выступал за признание статуса болгарского патриарха в Тырново. Он просил также о прощении царя Асеня, который перешёл в Римскую Церковь, но позднее раскаялся. В обоих этих вопросах Савва добился своей цели. Это был третий визит Саввы во временную столицу византийских императоров и патриархов. Впечатление, которое и на этот раз Савва произвёл на народ в Никее, останется неизгладимым до тех пор, пока христиане будут жить в этом городе. Связь между Сербской и Материнской Церквами сохраняется неразрывно с того времени и до наших дней. Из Никеи Савва не мог плыть в Царьград через Босфор. Город всё ещё был в руках латинян, а кроме того, как раз в тот момент его осаждали войска самого Иоанна Ватаца. Поэтому император предложил ему более надежный путь вдоль азиатского побережья пролива Босфор до небольшой гавани на севере. Из той гавани сербы переплыли Чёрное море и высадились в городе Месемврии, в Болгарии. Сербы часто используют одну пословицу: «Работай, как будто будешь жить сто лет, а Богу молись, как будто умрёшь завтра». И еще одну: «Нет смерти без судного дня». Обе эти пословицы можно применить к жизни святого Саввы. Чем ближе к старости, тем больше он трудился, постоянно пребывая в ожидании смерти. Некоторым людям казалось, что ему всегда удаётся избежать беды. Сам он, однако, был убеждён, что его смерть зависела не от многочисленных опасностей, постоянно сопровождавших его, а только от Божьей воли. Однако опасности Савве не были суждены. Из города Месемврии он уже мог разглядеть вершины балканских гор, покрытые глубоким снегом. Он должен был перейти через эти горы, а дело было в декабре, перед Рождеством. Царь Асень, узнав о прибытии Саввы в Болгарию, спешно послал своего воеводу со слугами и лошадьми помочь сербам преодолеть горные кручи и проводить их в столицу − Тырново. Путь через Болгарию верхом на коне длился несколько дней, и в это время Савва погрузился в размышления о Божьем Провидении. Он думал о том, захочет ли Господь, который выполнял все его желания в течение жизни, исполнить его последнюю волю – умереть в чужой стране. Сейчас Болгария была последней чужой, или не совсем чужой страной, по которой он должен был проехать. Его пугало, что, возможно, Бог помедлит исполнить его желание. Но все-таки ему удалось отогнать от себя страх и вернуть в сердце полное доверие к Господу. У него были все основания радоваться, что он живым добрался до Болгарии и принёс добрые вести царю и патриарху из Никеи. Когда сербские богомольцы прибыли в Тырново, царь Асень оказал им высокую честь, выйдя навстречу со своими придворными. Он отвёл их «в тёплый дворец, так как было очень холодно». После непродолжительного отдыха Савва начал долгий разговор с царём Асенем и патриархом Иоакимом. Он рассказал обо всём, что ему удалось сделать для них в Никее. «Болгарская патриархия признана, а царь Асень прощён, и всё забыто», - сказал он. Поздравив хозяев, Савва открыл сундуки и достал дорогие дары царю и патриарху, которые привёз с Востока. Его сундуки были заполнены золотыми сосудами и богослужебными книгами, одеждой с шитьем и хоругвями, кадилами и крестами, свечами, лампадами и ковчегами со святыми мощами, украшенными драгоценными камнями и жемчугом. Всё блистало восточной роскошью и богатством. Часть Савва отдал болгарскому царю и патриарху, а большую часть сохранил для Сербской Церкви, короля Владислава и архиепископа Арсения. И Асень, и Иоаким были исполнены благодарности к своему гостю, особенно за усилия Саввы в деле примирения с Никеей, и за его великолепные дары. Кроме того, их поразила святость Саввы. Словно отец своим детям, Савва привёз болгарам замечательные подарки из далёких стран, а как святитель он наполнил святостью их души, город и страну. Царь Асень устроил большое торжество в честь Саввы. Но эта земная суета не могла затмить небесный свет в душе святого. Подобно псалмопевцу Давиду, он более всего желал: «Чтобы жить в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать мне красоту Господню» (Пс. 26:4). Ради этого он ежедневно ходил на службы, чаще всего в церковь Сорока Мучеников, воздвигнутую на средства царя Асеня. Он служил святую литургию несколько дней, между Рождеством и Богоявлением, читал проповеди на каждом богослужении. Он благословлял болгарский народ, словно свой собственный. По желанию царя и патриарха, Савва освятил воду накануне Богоявления и окропил той водой царя и народ. На следующий день, на Богоявление, Савва отслужил божественную литургию с патриархом Иоакимом, ему сослужили сербские и болгарские священники. Будучи страстным охотником, царь воздержался от выезда в дни между Рождеством и Богоявлением, предпочитая беседы с Саввой чему-либо другому. После освящения крещенской воды, царь попросил своего уважаемого гостя не спешить с отъездом. «Подожди, святейший владыка, - сказал он, - пока кончится эта лютая зима, отдохни, останься у нас до Пасхи, будь, как дома». Сказав это, царь поцеловал руку Саввы и отправился на охоту. Вечером того же дня, на Богоявление, Савва почувствовал лихорадку. На следующий день у него резко поднялась температура. Он понимал, что приближается смерть. Но вместо того, чтобы печалиться или волноваться, он спешно принялся за дела, чтобы завершить всё то, что ещё оставалось. Сейчас для него минуты становились днями, а дни – годами. Он позвал своих учеников и передал им тюки и сундуки с дарами, предназначенными Сербии. Потом написал письмо королю Владиславу, а другое архиепископу Арсению. Благословив всех своих учеников и верных попутчиков, он отослал их в Сербию. Они уехали опечаленные, без своего любимого отца. Затем Савва собрал оставшиеся деньги и передал для раздачи нищим в Тырнове. Свои одежды и вещи отдал ученикам: часть для них самих, а часть для архиепископа Арсения. Хотя он и написал письма королю и архиепископу, некоторые наставления, касающихся церковных вопросов, он направил с учениками. Он доверил им также свои записки о разных церковных обычаях и практике, а также об общественной и культурной жизни разных народов и царских дворов на Востоке, посоветовав своим землякам выбрать самое лучшее и достойное. Патриарх Иоаким был очень озабочен болезнью Саввы, тем более что он слышал, как Савва говорил, что скоро переселится к Господу. Он предложил сообщить царю, но Савва воспротивился этому. Наконец, умирая, святитель от всего сердца поблагодарил патриарха за заботу и попросил оставить его одного. Иоаким обнял Савву и со слезами на глазах покинул его. Только сербские монахи, как тени в углу комнаты, смотрели на своего любимого отца. Савва молился: «О, Господи, Отец мой, как велика Твоя сила, как сладка Твоя любовь! Безмерна была Твоя милость ко мне, как же измерить Твою милость ко всем живущим на земле? Воистину, нет мрака для глаз Твоих, нет неразрешимой задачи для мудрости Твоей, нет сравнения для красоты Твоей. Ты вёл меня десницей Твоей и поил меня молоком и медом Твоей мудрости. Я был только орудием в Твоих руках, чтобы привести один из твоих народов в небесное стадо. О, милостивый Боже, благослови народ отца моего, святого Симеона, и пусть он будет величайшим в святости среди других народов. Я Тебя славлю, величаю Тебя, Господи, ведь Ты выполнил и моё последнее желание – умереть в чужой стране. Прости мне моё сомнение. Всё добро, которое я принял от Тебя, я отдал другим и сейчас последнее добро, душу мою, возвращаю в Твои руки. Будь милостив к душе моей, Господи, и перенеси её к отцу моему Симеону с помощью Пресвятой Матери Твоей Девы Марии и всех Твоих святых». После молитвы Савва причастился и продолжил молиться шёпотом о людях и народах, известных в прошлом и неизвестных в будущем. На рассвете следующего дня, 14 января 1235 года, ученики, бывшие с ним, услышали таинственный голос, произнесший: «Радуйся, слуга Мой, любитель истины!» И немного позднее снова: «Иди, мой добрый и любимый слуга, прими награду, которую я обещал всем, возлюбившим Меня». В этот момент Савва радостно улыбнулся и предал свою святую душу Богу. Его ученики поставили зажженную свечу у его изголовья по древнему обычаю и скрестили пальцы его рук. Так произошло расставание души и тела для бессмертной жизни и славы." Решил включить это описание в блог. Перевод о путешествии Саввы впервые публикуется на русском языке. И самое главное, Патриарх Павел посещал Тырново и Церковь Сорока мучеников. Однажды мне удалось побывать в тех местах. Но по незнанию мне тогда было неведомо о такой глубокой связи времен и событий. При удобном случае постараюсь поместить фотографии тех мест и слова Патриарха Павла на могиле Св. Саввы.
-
1 баллСвятые отцы о ворожбе, гадании, заговорах, чародеях 5 марта 2008 г. Источник: Библиотека православного миссионера Мнения святых отцов Церкви о ворожбе, гадании, заговорах и чародеях. Преподобный Ефрем Сирин: «Остерегайтесь составлять зелия, ворожить, гадать, делать хранилища (талисманы) или носить сделанные другими: это не хранилища, но узы». Святитель Иоанн Златоуст: «Пусть будем мы больны, лучше остаться больными, чем для освобождения от болезни впасть в нечестие (прибегая к заговорам). Демон, если и уврачует, больше повредит, чем принесет пользы. Доставит пользу телу, которое спустя немного непременно умрет и сгниет, а повредит бессмертной душе. Если иногда по попущению Божию и исцеляют демоны (через ворожбу), то такое исцеление бывает для испытания верных, не потому чтобы Бог не знал их, но чтобы научились не принимать от демонов даже исцеления». Святитель Иоанн Златоуст: «Как торговцы невольниками, предлагая малым детям пирожки, сладкие фрукты и тому подобное, часто уловляют их такими приманками и лишают свободы и даже самой жизни, так точно и чародеи, обещая вылечить болезнь, лишают человека спасения души». Святитель Василий Великий: «Не любопытствуй о будущем, но с пользой располагай настоящим. Ибо какая тебе выгода предвосхитить веление? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не знал заранее. А если оно скорбно, зачем до срока томиться скорбью? Хочешь ли удостовериться в будущем? Исполняй предписанное Евангельским Законом и ожидай наслаждения благами». Святитель Григорий Нисский: «У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обмана демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-нибудь род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам. Одним из видов обмана был и обман чревовещателей, в которых верили, что их чародейство может души умерших снова привлекать в здешнюю жизнь». Святитель Иоанн Златоуст: «Добровольно не прибегайте к гадателям, но если вас привлекают к этому другие, и тогда не соглашайтесь... Человек всегда желает знать невидимое, особенно желает заранее знать о своих несчастьях, чтобы вследствие неожиданности не впасть в замешательство... Но если вы будете внимать гаданиям, будете недостойны расположения и милости Божией, и этим приготовите для себя многочисленные бедствия». Святитель Иоанн Златоуст: «Гадатель - это злой демон, который говорит из чрева женщин чревовещательниц и этим странным действием старается ложное сделать достоверным; говорит же он не естественным образом, а из живота, и этим людей невежественных повергает в изумление, заставляя поверить, что он говорит истину». Святитель Иоанн Златоуст: «Что, например, значит гадание по звездам? Не что иное как ложь и путаница, при которых все происходит наугад и не только на глаз, но и бессмысленно». Афонский Патерик: «Один монах случайно увидел гадательную книгу и, из любопытства разбирая тайны сатанинского гадания, невольно увлекся ими. В одну ночь перед ним встал черный человек исполинского роста и сказал: «Ты меня призывал вот я. Что тебе угодно, я все исполню, только поклонись мне». «Господу Богу моему поклоняюсь и Ему Единому служу!» - ответил монах. «Зачем же призывал меня, узнавая мои тайны?». С этими словами сатана сильно ударил монаха по щеке и исчез. От боли и страха инок проснулся. Щека его распухла и почернела так, что страшно было смотреть. С каждым днем боль усиливалась, а опухоль совершенно обезобразила инока. Об этом узнал преподобный Дионисий и сразу пришел к несчастному. Помолившись Господу и Божией Матери, святой Дионисий помазал инока елеем. Тот исцелился и прославил Бога». Лавсаик: «Один египтянин предался страсти к благородной женщине, которая была замужем. Не сумев обольстить ее, египтянин пришел к чародею и говорит ему: «Или заставь ее любить меня, или сделай так, чтобы муж ее бросил». Чародей взял с него хорошую плату и употребил все свои чары и заклинания. Но, не сумев возбудить любви в ее сердце, он сделал так, что всем, кто смотрел на нее, она казалась лошадью. Муж ее, придя домой, ужаснулся и повел жену к святому Макарию Египетскому. Авва Макарий благословил воду, облил ею женщину с головы до ног и чары тотчас разрушились. Святой Макарий сказал ей: «Никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Таин. Несчастие случилось с тобой оттого, что ты уже пять недель не приступаешь к пречистым Тайнам Спасителя нашего»». Пролог в поучениях: «Жил в Царьграде вельможа, имевший единственную дочь, которую хотел посвятить служению Богу. Диавол же возбудил в одном из слуг страсть к ней. Слуга, желая жениться на ней, пришел к чародею просить совета. Чародей свел его с сатаной, который спросил: «Веруешь ли в меня, отрекаешься ли от Господа Христа?» И получив положительный ответ, приказал юноше написать отречение на бумаге. Юноша исполнил повеление. А сатана возбудил в девице страсть к юноше. Девица вынудила отца выдать ее замуж за этого слугу. Когда же ей стала известна причина ее страсти, она ужаснулась и убедила мужа пойти к святому Василию Великому. Святой, получив полное признание от юноши, удалил его в одну из келлий и заповедовал ему молитву и пост. И сам стал молиться за юношу. Прошло несколько дней. Святой Василий спросил его, как он себя чувствует. «Нахожусь в великой беде, отче, ответил юноша, бесы совершенно не дают мне покоя!». Святой ободрил несчастного, перекрестил его и оставил одного. Прошло сорок дней, юноша сказал: «Слава Богу, отче, ныне я видел себя победившим диавола». После этого святой Василий собрал весь клир церковный и множество христиан и провел с ними всю ночь на молитве. На другой день юношу привели в церковь с пением псалмов. Тут диавол со страшной силой напал на него, и он стал кричать: «Святитель Христов, помоги мне!». Святитель сказал диаволу: «Неужели тебе недостаточно твоей погибели, еще и других мучаешь!». Диавол ответил: «Обижаешь меня, Василий! Не я пришел к нему, а он ко мне. И его отречение, которое у меня в руке, я покажу общему Судие!». Святой Василий сказал: «Благословен Господь мой! Не сведут к земле все эти люди простертых к небу рук до тех пор, пока не возвратишь мне рукописи юноши!». И, обратившись к народу, повелел поднять руки к небу и молить со слезами: «Господи, помилуй!». Народ исполнил повеление Святителя. И вдруг, к изумлению всех, из-под церковного купола слетело рукописание грехов юноши. Святой Василий взял его и спросил юношу, его ли это отречение. И, уверившись в этом, разорвал рукописание, ввел юношу в церковь и причастил его». Волоколамский патерик: «Брат преподобного Иосифа Волоколамского, отец Вассиан (впоследствии архиепископ Ростовский) передал рассказ одного крестьянина: «Долгое время я был тяжело болен, всегда молился и призывал на помощь святого великомученика Никиту. Родственники советовали мне пригласить чародея. Но я отказался и продолжал усердно просить святого Никиту о помощи. В одну ночь слышу, двери дома отворились и входит светлый муж, обращаясь ко мне со словами: «Встань и выйди ко мне» - «Не могу, господин мой, я расслаблен»,- ответил я. Он повторил: «Встань!» И вдруг я почувствовал себя здоровым, вскочил с постели и поклонился Пришельцу. Когда я вставал с земли, то увидел черного человека с огненным мечом в руке. Он хотел ударить меня, но светоносный муж остановил его: «Не его, но тех кто ходил к чародею». Черный человек исчез. Я спросил Пришельца: «Кто ты»? И услышал в ответ: «Я мученик Христов Никита и послан Христом исцелить тебя за то, что ты не согласился призвать чародея, но возлагал надежду на Бога. И вот Бог прилагает к твоей жизни еще 25 лет». После этих слов мученик стал невидим. С теми же людьми, которые посещали чародея, случилось несчастье: ночью их умертвил тот черный человек с огненным мечом».
-
1 баллО ЖИЗНИ В НАСТОЯЩЕМ Из творений святителя Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийской Всякое время должно почитать удобным к тщательному совершению благоугодного Богу. Не должно допускать, чтобы солнце заходило в гневе брата, иначе ночь может разлучить обоих. Не должно отлагать времени своего исправления, потому что утрешний день не верен для нас: многие, замыслив многое, не дожили до утрешнего дня. Не тот совершен, кто хорошо начал, но тот благоискусен пред Богом, кто хорошо дает в деле отчет. Поэтому, брат, "не давай сна очима и дремания веждома своима" (Пс. СХХХ I, 4), пока не спасешься, как серна от тенет и как птица от сетей! Ибо смотри, ты идешь среди сетей и ходишь поверх высокой стены, откуда упасть небезопасно. Жизнь человеческая — она не довольствуется предшествовавшим, но питается не только прошедшим, сколько будущим. Что пользы человеку во вчерашней сытности чреву, если ныне при возродившемся голоде не находит свойственного утешения снедей? Так и душе не пользует вчерашнее доброе дело, если в этот день оставлено исполнение правды. Не любопытствуй о будущем, но располагай настоящим в пользу. Ибо какая тебе выгода предвосхитить ведение? Если будущее принесет тебе нечто доброе, то оно придет, хотя ты и не предузнал. А если оно скорбно, какое для тебя приобретение наперед томиться скорбью? Поэтому так будем жить, чтобы прошедшее никогда не было лучше будущего или настоящего. Это запрещает и Екклесиаст: "Да не речеши, что бысть, яко дние преждние беша блази паче сих: яко не в мудрости вопросил еси о сем" (Еккл. VII, 11). Ибо если предыдущие дни лучше последующих, то нам будет сказано: "Напрасно вы столько терпели, добрые дела обратив в ничто последующим нерадением". (Избранные творения святых отцов: Святитель Василий Великий. М., 1998. С. 63—67.)