Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 12.05.2012 в Записи блога
-
12 балловМитрополит Вениамин (Федченков) оставил чудесные воспоминания об исповеди у старца Нектария: «Прождали мы в комнате минут десять молча: вероятно, старец был занят с кем-нибудь в другой половине домика. Потом неслышно отворилась дверь из его помещения в приемную комнату, и он вошел... Нет, не вошел, а как бы вплыл тихо... В темном подряснике, подпоясанный широким ремнем, в мягкой камилавке, отец Нектарий осторожно шел прямо к переднему углу с иконами. И медленно-медленно и истово крестился... мне казалось, будто он нес какую-то святую чашу, наполненную драгоценной жидкостью и крайне опасался: как бы не пролить ни одной капли из нее? И тоже мне пришла мысль: святые хранят в себе благодать Божию; и боятся нарушить ее каким бы то ни было неблагоговейным душевным движением: поспешностью, фальшивой человеческой лаской и другим. Отец Нектарий смотрел все время внутрь себя, предстоя сердцем перед Богом. Так советует и Епископ Феофан Затворник: сидя ли или делая что, будь непрестанно пред лицом Божиим. Лицо старца было чистое, розовое; небольшая борода с проседью. Стан тонкий, худой. Голова его была немного склонена к низу, глаза — полузакрыты. Все поведение старца произвело на меня благоговейное впечатление, как бывает в храме перед святынями, перед иконою, перед исповедью, перед Причастием. Отпустив мирян, батюшка подошел ко мне, к последнему. Или я тут отрекомендовался ему, как ректор семинарии; или прежде сказал об этом через келейника, но он знал, что я — архимандрит. Я сразу попросил его принять меня на исповедь. — Нет, я не могу исповедовать вас, — ответил он. — Вы человек ученый. Вот идите к отцу скитоначальнику нашему, отцу Феодосию, он — образованный. Мне горько было слышать это: значит, я недостоин исповедаться у святого старца. Стал я защищать себя, что образованность наша не имеет важности. Но отец Нектарий твердо остался при своем и опять повторил совет — идти через дорожку налево к отцу Феодосию. Спорить было бесполезно, и я с большой грустью простился со старцем и вышел в дверь. Придя к скитоначальнику, я сообщил ему об отказе отца Нектария исповедовать меня и о совете старца идти за этим к образованному отцу Феодосию. — Ну, какой же я образованный?! — спокойно ответил он мне. — Кончил всего лишь второклассную школу. И какой я духовник?! Правда, когда у старцев много народа, принимаю иных и я. Да ведь что же я говорю им, Больше из книжек наших же старцев или из святых отцов, что-нибудь вычитаю оттуда и скажу. Ну, а отец Нектарий — старец по благодати и от своего опыта. Нет, уж вы идите к нему и скажите, что я благословляю его исповедать вас. Я простился с ним и пошел опять в хибарку. Келейник с моих слов все доложил батюшке; и тот попросил меня к себе в келью. — Ну, вот и хорошо, слава Богу! — сказал старец совершенно спокойно, точно он и не отказывался прежде. Послушание старшим в монастыре — обязательно и для старцев; и может быть, даже в первую очередь, как святое дело и как пример для других. И началась исповедь... Одно лишь осталось в душе, что после этого мы стали точно родными по душе. На память батюшка подарил мне маленькую иконочку из кипарисового дерева с выточенным внутри распятием». Из жития прп. Нектария Оптинского
-
5 балловОт страстей надо отличать пристрастие. Сатана постоянно нападает на души людей, целью его усилий является удаление души от Бога всеми доступными для него средствами. Он старается, чтобы мы создали для себя кумира, которому вместо Бога отдали бы свое сердце, о котором постоянно думали бы. Для этого он прельщает нас богатством, славой, властью, пристрастием к людям, животным, вещам, наукам, искусству, литературе, поэзии, спорту и т. д. Например, пристрастие (не Христова любовь) к детям или близким может привести к отречению от Бога. Бывает пристрастие и к хорошим предметам, но все же и здесь они будут препятствием к стяжанию Святаго Духа Божия. Так, например, ради пристрастия к чтению духовных книг христианин может пренебрегать молитвой и своими обязанностями по отношению к ближним. Игумения Арсения говорит: «Если случится увлечься чем, или кем-либо, то это временное утешение оскверняет сердце, делает человека более неспособным к принятию Господа, одним словом, отодвигает его от цели». Вместе с тем пристрастия всегда лишают мира душу человека. Если в душе есть хоть малое пристрастие к чему-нибудь или кому-нибудь, то печали не минуешь.Как преодолеть пристрастия? Здесь очень важно вовремя обнаружить их в себе, поставить правильный диагноз. Это и нелегко, и христианин часто считает за добро то, что на самом деле от лукавого и мешает его духовному росту и угнетает душу. Вот почему очень важно жить под руководством старца, который мог бы вовремя указать на душевное нездоровье. За отсутствием таковых надо внимательно прислушиваться к мнениям духовно близких. Господь так милостив, что отовсюду мы можем получить Его указания и помощь, если будем смиренны и заострим наш духовный слух. Метод лечения от пристрастий все тот же, как и при всех болезнях души: горячая просьба о помощи ко «врачу душ и телес наших» и неотступная молитва об избавлении от пристрастия. Здесь следует сказать, что Господь нередко Сам посылает Своим избранным благодатные врачевания для избавления от пристрастий. Предмет пристрастия часто занимает самое почетное — первое — место в сердце человека, которое должно принадлежать только Богу, поэтому пристрастие и нетерпимо «Богу-Ревнителю» как оскверняющее сердце и отделяющее его от Бога. Даже у праведных людей бывает какое-либо сильное пристрастие, как бы «Ахиллесова пята», в их душевном теле добродетелей. Сюда-то и направляется Богом врачевание. Примеры из Библии. Так, патриарх Иаков любил Рахиль, а получил вначале в жены Лию. Он более всего любит сыновей Рахили — Иосифа и Вениамина, и Господь отнимает как раз Иосифа, а впоследствии и Вениамина (заложник). Посылая подобные испытания, Господь показывает Своим избранникам, что их сердце не свободно от человеческой немощи (пристрастия), затмевающей в нем любовь к Богу. Так, часто лишь путем переживания тяжких испытаний сердце человека может исцелиться от пристрастий. Значение земных пристрастий ярко сказывается при переходе души в загробный мир: тяжело умирать душе, имеющей много земных пристрастий и привязанностей. Благо тем, кто вовремя от них освободится. Схиигумен Савва "Близок к нам Господь"
-
3 баллаВраг всюду расставляет свои сети, желая погубить человека, и губит неосторожных. Начальник нашего Скита, отец Анатолий, лично передавал мне следующий случай. В доме его знакомого, который ныне служит управляющим казенной палатой в одной из губерний Царства Польского, завелся бес. Появление его ознаменовалось стуком по ночам, передвижением мебели в комнатах, а главное – ужасом, который нападал на всех живущих в доме, особенно по ночам. Детям он представлялся в виде небольшого мальчика, одетого в красную куртку и выделывавшего разные кувыркания и прыжки. Этот знакомый рассказывал о всем бывающем в его доме одному городскому протоиерею, ученому-академику. Многоученый отец-протоиерей в ответ на это только посмеялся над простотой и легковерием своего друга, но впрочем, обещал зайти и лично убедиться в бесовских проделках. По приходе его, во время вечернего чая, вдруг он, да и все прочие, сидя в комнате видят, что по воздуху идет рюмка с водкой и становится против него на столе. За ней – другая, далее – третья, так что множество рюмок, наполненных водкой, настойками, винами появились таким же образом пред протоиереем, который от изумления и ужаса не мог прийти в себя, видя совершающееся пред его глазами... Поневоле поверил ученый в существование бесов. Скитский мантийный монах о. Адриан рассказывал мне следующий случай. Ему было около 7 лет. Однажды пошел он в гости к родственникам, которые жили в одном с ним селе. У этих родственников в доме было, как принято говорить вообще про подобные дома, «неспокойно». Играя в комнате с хозяйскими детьми, они все увидели какое-то существо, выглядывавшее из-под кровати. Это было среди дня, хотя в комнате никого из взрослых не было. Самой старшей девочке, игравшей с ними, дочери хозяйки, было не более 12 лет. Дети бросились бежать из комнаты, и он с ними; девочка бежала последней, а он перед ней, и когда выбежал в сени и оглянулся, то увидел, что какое-то живое существо, похожее на шар и покрытое волосами, выбежало из-под кровати. Девочка в это время хотела затворить дверь, но существо уперлось в дверь лбом и не допускало ее затворить, так что дверь оставалась не затворенной на четверть, и в это время он и успел разглядеть невидимое существо. На крик девочки и прочих детей прибежали взрослые, но в ту самую минуту, когда они приблизились к девочке, упершейся в дверь из сеней, существо мгновенно исчезло и они его не видели. Высота неизвестного существа была около аршина, и это была не собака, не кошка и не еж. Вот видите, против скольких мы должны бороться, но, конечно, Бог попускает борьбу сообразно силам каждого... Отсюда, из монастыря, виднее сети диавола, здесь раскрываются глаза, а там, в миру, действительно, ничего не понимают. Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
-
1 баллГосподь всех призывает к Себе, всем обещает жизнь, но вот грустное явление, – не хотят идти. Не хотят к Господу и даже не верят, что есть потребность духа и кроме удовлетворения прихотей тела ни к чему не стремятся. Недавно я получил письмо от одной моей духовной дочери. Возвращались они из Оптиной в самом радостном настроении духа, да разговорились с одной неверующей, возвращающейся оттуда же. — Ну, что особенного в Оптиной, – говорила последняя, удивляюсь, что так многие туда стремятся. — А вы были у кого из старцев? — Нет, да зачем туда ходить? — Отчего же вы так решили? Вот ваша подруга находит нравственное удовлетворение в обращении к старцу Варсонофию. — У нее иной душевный склад, а к Варсонофию я никогда не пойду; не отрицаю, что он – отличный психолог, хорошо умеет рассудить обо всем, но ничего благодатного в нем нет. Ну, и смутилась юная душа, слушая такие доводы. Действительно, я лично – ничто. Все совершает Господь. Как солнце освещает какого-нибудь человека, и он оттого делается светлым, хотя это зависит не от него, так и благодать Божия действует через меня грешного. Если приходит человек верующий, то удастся ему иногда все сказать на пользу. С неверующими труднее, не открывает о них Господь иногда, вот и не знаешь, что сказать, а на образ посмотришь и молиться посоветуешь. — Что, – говорят, – молиться! Это мы и без вас знаем. Но без веры не спасет не только человек, но и Бог. Известен Евангельский рассказ о жителях Назарета, где Сам Господь не мог сотворить чудес и удивлялся их неверию (Мф. 13, 58). Так называемые неверы сами по себе верят и, не желая в этом признаваться, тоскуют о Боге. Только у немногих несчастных так уж загрязнилась душа, так осуетилась она, что потеряла способность стремиться к небу, тосковать о нем. Остальные ищут. А ищущие Христа обретают Его по неложному Евангельскому слову: "Ищите, и обрящете, толцыте, и отверзется вам" (Мф. 7, 7). Из бесед прп. Варсонофия Оптинского
-
1 балл
-
1 баллhttp://www.pravoslavie.ru/smi/53432.htm Екатерина Градова: Многие дети уже не знают, с кем мы воевали 10 мая 2012 г. Источник: Фома.Ru Тема войны и тема веры для актрисы Екатерины Градовой связаны неразрывно. «Двадцать восемь миллионов погибших — это высокая точка соединения людей в нашей стране, — говорит она. — Именно соединения в любви и благодарности, а не разъединения, которое мы видим повсеместно». Наш разговор — о христианском смысле роли радистки Кэт в «Семнадцати мгновениях весны», об отце-фронтовике, о маме-монахине и о вере Иннокентия Смоктуновского. Кадр из фильма «Семнадцать мнгновений весны». Фото «РИА Новости» . Кузница святых — Екатерина Георгиевна, Ваш отец прошел войну. Как и в чем его рассказы повлияли на Ваше отношение к Великой Отечественной войне? — Когда меня спрашивают о моем отце, я тороплюсь сообщить, что он был гвардии майор. На вопрос, был ли он военным, я всегда отвечаю, что он был больше, чем военным — он воевал! Мой папа, доктор архитектуры, профессор, прошел всю войну. Командовал отделением 20-й штурмовой инженерно-саперной Свирской бригады Карельского фронта. Он принимал участие во многих разведывательных и боевых операциях, сохранив всех вверенных ему солдат. Папа — кавалер ордена Отечественной Войны II степени, ордена Красной Звезды, ордена Красного Знамени. Недавно в электронном банке документов «Подвиг народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» мы нашли подлинники папиных наградных листов. Теперь это семейная реликвия. Он был очень сдержанным и сильным человеком. Свой путь на войне не считал чем-то особенным, только долгом. Наверное, так думают и говорят почти все воевавшие в те годы. У каждого была своя история, своя война, но все были тогда вместе, весь многонациональный народ. Папа рассказывал, что в атаку бросались и в окопе сидели казах, грузин, русский, чеченец, украинец, азербайджанец... И все они говорили: «Я — русский солдат». Так было в Отечественную войну 1812 года, в Первую и Вторую мировые войны. Горе и радость были общими, последний кусок хлеба и глоток воды делили на всех. И видящий летящую пулю закрывал от нее невидящего. Война — это кузница святых. Двадцать восемь миллионов погибших — это высокая точка соединения людей в нашей стране. Именно соединения в любви и благодарности, а не разъединения, которое мы видим повсеместно. А все темные и спорные закоулки войны надо оставить за бортом, хотя бы в память об ушедших. В результате это дело личного покаяния. Не хочется говорить о павших, как о погибших, они не погибли. Претерпевший же до конца спасется (Мф 24:13). — Как для Вас связаны тема войны и тема веры? — Я думаю, что на войне человек восходит туда, где, как на Страшном суде, открываются все «помышления сердец». Одни предстоят Богу, а другие, низостью своей приобретшие продолжение своего существования после войны, до конца жизни не могут смотреть на небо. Теперь мы уже знаем множество примеров чудес, совершившихся на войне по вере. Помню отрывок из последнего интервью Иннокентия Михайловича Смоктуновского, за год до его кончины. Его спросили, верующий ли он. И ответ был таким: «Верующий, да, верующий! На эту тему говорить очень сложно, я, может, и жив только потому, что верую в Господа. Я через все тяготы войны прошел, когда со мной — ну только смерти не было, она просто случайно мимо прошла. Я, совершенно бессильный, раздираемый хворями, был в плену у немцев, попал под Житомиром, когда город переходил из рук в руки... Я забрался под мост, а сверху проходила огромная колонна военнопленных, гнали тысяч тридцать моих товарищей, которые вместе стояли насмерть. Когда они шли сверху, шурша своими подметками, я молил Бога, может, уцелею, хотя, собственно говоря, подыхал. И вдруг справа я увидел: спускаются сапоги немецкие. Почему немецкие? Потому что у немецких офицеров высокий каблук. Зачем спускаться офицеру с парабеллумом в руке? Для чего ему идти на лед этой речушки, где под мостом стою я за столбом? Он шел с совершенно определенной целью — проверить, нет ли кого под мостом. И вдруг он на своих высоких каблуках поскользнулся и на четвереньках пополз задом от меня на противоположный берег. А когда он пересек эту речушку и сапоги снова вышли на снег, где не было скользко, я успел перебраться за другой столб. Я верую не потому, что тогда спасся, я веровал и раньше, когда еще никто не шел ко мне с парабеллумом в руке...» — Вы сегодня занимаетесь преподаванием и работаете с детьми. Что Вы говорите им о войне? Что самое главное, с Вашей точки зрения, молодое поколение должно об этой войне знать и понимать? — Наши беседы о войне вмещают на самом деле очень многое. Самым тяжелым испытанием (наверное, за всю историю человечества) была блокада Ленинграда. Время как будто остановилось над ленинградскими мучениками. Дети, замерев, слушают об этой трагедии. Я читаю им стихи блокадницы, поэтессы Ольги Берггольц: «...Мы съели хлеб, что был отложен на день, в один платок закутались вдвоем, и тихо-тихо стало в Ленинграде, Один, стуча, трудился метроном.... .....В грязи, во мраке, в голоде, в печали, где смерть, как тень, тащилась по пятам, такими мы счастливыми бывали, такой свободой бурною дышали, что внуки позавидовали б нам». Вот от этой точки начинается основной разговор. Что такое свобода и счастье?! Как в таких страшных обстоятельствах, когда ты в тисках без пищи, воды, тепла много месяцев, а кругом смерть, можно быть свободным и счастливым?! И вот здесь дети начинают как-то иначе осмысливать то, что человек состоит не только из тела, но и из души. И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить (Мф 10:28). И вторая тема — душевные страдания намного сильнее физических. Можно ли жить, предав? На этот вопрос гениально отвечает Лариса Шепитько своим фильмом «Восхождение». Она разбирает поминутно возникновение предательства и подводит к тому, что вне любви и жертвы жизни нет. Предав, человек отрезает себя от Бога. — Какое еще художественное произведение — фильм или книгу — Вы бы назвали по-настоящему христианским? — В кинематографе много фильмов о войне, но не каждый можно назвать христианским. В русской кинематографии фильм Ларисы Шепитько «Восхождение» 1976 года стоит отдельно. В нем особый ракурс рассмотрения низости и высоты человеческого духа. Это евангельская тема. В мире фильм получил горячее признание. Сама Шепитько говорила, что люди не проживают самих себя, а этот фильм — напряженное проживание. А фильм «Я — русский солдат» Андрея Малюкова, снятый в 1995 году, — это потрясение! Если на таких фильмах воспитывать детей, не услышишь вопросов, кто выиграл войну. Из западного кино я бы вспомнила фильм Роберто Бениньи «Жизнь прекрасна» — для меня тоже христианский фильм. Шедевры военной литературы для меня — это книги Василя Быкова, Радия Погодина, Виктора Астафьева. Все эти произведения достигают очень высоко. — Что изменилось в празднике Дня Победы к сегодняшнему дню? — Раньше это был особый день в году. Им многое мерилось, к нему готовились. В этот день мама пекла особые пирожные и пироги, а мы с папой рано утром шли на парад. Радость и гордость переполняли, сердце стучало в ушах. Все было очень значимо. Военные — сильные, умные, уважаемые люди — ходили по улицам в полной парадной форме. Можно было любоваться их наградами. Папа подходил к любому, обнимались, вспоминали, некоторые плакали — я это хорошо помню! Не было между людьми непреодолимых перегородок… Фото с отцом, Георгием Александровичем Градовым. 1966 год. Из архива Екатерины Градовой В моей семье наши мальчики, мои внук и сын, тоже воспитывались в большом почтении к этому празднику. В этот день все дела разрешалось оставить. После парада, который транслировался по телевидению, они гуляли по праздничной Москве, а потом начинался просмотр лучших военных картин, отобранных нами для них по всем каналам ТВ. На этот день они заказывали и ели только самое вкусное и любимое. И вечером наступала для нас всех Минута Молчания. Кто-то молился, кто-то благодарил, а кто-то просил, чтобы это не повторилось. Сегодня День Победы — пока еще народообразующий праздник, но многое уже формально. Об отношении к этому святому дню можно судить по двум факторам: первое — многие дети уже не знают, с кем мы воевали и кто победил. И второе — отношение к ветеранам. Осталась малая горстка тех, кто не позволил уничтожить нашу веру и наше Отечество. Некоторые из них, не раздумывая, шли навстречу смерти, а теперь даже не в состоянии передвигаться самостоятельно, у них масса проблем с жильем, лекарствами и т. д. А ведь это так просто — согреть их всех. Где мы? Зачем «ходим в след сердцу своему»?! Что такое «умер»? — Ваша мама ушла в монастырь, стала монахиней. Как и почему это произошло? — С раннего детства в жизни моей мамы (она была сиротой) основой был труд. Мама не имела прав, а только обязанности. И вот это сочетание острого одиночества с чувством ответственности за людей, у которых она жила, не получая тепла, сформировало ее. Так протекла вся ее жизнь — не для себя. Когда пришла вера с многочасовым молитвенным трудом, через 13 лет, она приняла это решение, получив благословение схиархимандрита Кирилла (Павлова), человека высочайшего духа. Мама получила постриг в Даниловом монастыре в день святой великомученицы Екатерины с именем монахини Даниилы. Этот день был нашим с ней праздником. — Быть дочерью монахини — что это для Вас значит? — Монашеская молитва — это особый мир. Когда мама была с нами, я чувствовала, слышала сердцем, как горячо она молится за меня. Перед ее уходом в мир иной последними словами мамы были слова любви. И сейчас эта теплота и нежность ее любви через ее молитву опять со мной. Это очень глубокое переживание. — В своих интервью Вы рассказывали, что в детстве мечтали «не допустить смерти родителей». В каком смысле? — В детстве я не слышала о том, что смерти нет. Когда родители говорили о каких-то умерших людях, видели их по телевизору, я не могла осмыслить этого: что это такое «умер», где он теперь, зачем ушел, а главное, зачем был здесь, с нами?! С пяти лет эти вопросы глубоко засели в голове. По ночам я просыпалась и плакала, что Моцарт и Бетховен умерли. Это был мой мир, я все время слушала и дирижировала оркестровые произведения. Я рассказывала о том, что в Шестой симфонии Чайковского слышу борьбу жизни и смерти — и жизнь побеждала. Я решила продлить жизнь родителей, а может быть, спасти их от смерти. Как же детская душа восставала против этой лжи — «умер»! Со временем я поняла, что продлить жизнь моих родителей и спасти их от смерти может только Господь! А со мной всю жизнь мои молитвы о них. Как умирает слово — Вы разработали предмет для занятий с детьми — «Живое слово». В чем его суть? — «Разработала» — это неправильно сказано. Я просто работала с детьми на основе Слова, дающего жизнь. Главным было, конечно, Евангельское Слово. В советские времена мы были начитаны, но разрешенная классика (поэзия и проза) была почти лишена духовного аспекта. Казалось, что все поэты и писатели были атеистами. Теперь нам открыта глубокая вера великих людей и исповедание ее в их трудах. Вот и наступило в преподавании литературы время «Живого Слова». — Что, с Вашей точки зрения, происходит сегодня со словом? Есть мнение, что в эпоху Интернета слово — как высказывание, за которое нужно нести ответственность, — умирает… — Почему только Интернет? А телевидение, радио, театр, кино? Ведь сейчас принято говорить в любом собрании о чем угодно — невзирая на то, что кто-то может быть убит этим словом, шокирован, развращен, унижен. На нас изливается поток подсознания, порой грязный поток. Люди делятся своими заблуждениями, ересями, извращениями. Многое из того, что требует незамедлительного обращения к психологам, психиатрам и духовникам, почему-то считается особым мышлением и даром слова. Что же касается Слова высокого, то оно не преподается, а реформа образования — по замыслу и реализации — направлена на то, чтобы свести к минимуму преподавание русского языка и великой русской литературы. Выход только один — духовное воспитание детей в семьях и школе. — Верующие миряне вдохновляются примерами других верующих мирян. Кого Вы могли бы назвать для себя примером? — Мы живем на земле и не вспоминаем, что рядом с нами, в другом измерении — Град Божий, где сонм святых мирян, мучеников, преподобных, проживших или отдавших жизнь за Христа. Вот вам живые примеры. Как страшно прожить жизнь у телевизора и так и не узнать о них! Я думаю, что жития святых — основная литература, если можно ее так назвать в нашей жизни. Ею нельзя пренебрегать. А из живущих людей — много рядом со мной подвигоположников. Они служат Богу и людям, отдаваясь целиком этому служению, переступая через свое «я», свои болезни и скорби, изливая любовь на всех, кто их окружает. Вот рядом с такими людьми начинаешь меняться, начинаешь понимать, ради чего вся наша жизнь. Исполнитель, но не художник — В апреле 2011 года ваша дочь, актриса Мария Миронова, дала интервью «Фоме». Что Вы почувствовали, прочитав ту статью? — Я думаю, что открытие фонда «Артист» для его организаторов — Жени Миронова, Маши Мироновой и других — было «звездным часом». Ведь не их роли, а именно этот поступок перерастет в вечность, и все последующее время существования Фонда будет работать на духовное возрастание основателей этой обители милосердия. — Однажды Вы приняли решение уйти из профессии. Как пишут в СМИ, одна из причин — несовместимость актерской профессии, «лицедейства» с верой? Так ли это на самом деле? — Понимаете, когда актер — художник, то он выстраивает не только свою роль и спектакль, но и влияет на направление искусства в данную эпоху. Величайшим художником был Иннокентий Михайлович Смоктуновский. Он говорил о своей работе: «Я попытался сделать глубже, выше...». Выше — вот цель его творчества. Высота — это всегда Господь, а нравственность без Бога истолковывается каждым по-своему. А я никогда не была художником, я была только исполнителем и не имела высокой цели. Меня эта профессия разрушала. Вера пришла в середине жизни, времени для изменения оставалось мало, и я приняла решение оставить театр. Тем более, что Господь подарил мне внука и сына, которые заполнили мою жизнь до краев. — Ваша дочь, Мария Миронова, много делает именно в актерской профессии. А внук учится в Щукинском училище. Какие наставления Вы им даете? — Моя дочь уже обрела, как мне кажется, доброе имя в искусстве. Она — художник, что и определяет ее путь. В Евангелии сказано, что возложивший руку свою на плуг не должен озираться назад к грехам своим. Вот и детям своим желаю помнить эти слова. Не обольщаться собой и дурными предложениями. Еще я бы хотела, чтобы мой внук помнил, что его генеалогическое древо ко многому его обязывает, а еще продолжал бы любить Федерико Феллини, Иннокентия Михайловича Смоктуновского и Бориса Леонидовича Пастернака. — В Театре Сатиры Вы играли Искру в пьесе Виктора Розова «Гнездо глухаря». О чем для Вас это произведение: только ли сатира на советскую действительность, или это все-таки шире — об отношении людей как таковых? Остались ли сегодня «гнезда глухаря»? — Безусловно, пьеса «Гнездо глухаря», поставленная Валентином Плучеком в 1980 году, выходит в чем-то за рамки сатиры на советскую действительность. Я думаю, что сейчас люди политической и бизнес-элиты живут все по тем же законам стаи. Форма — более уродлива, и пропасть между нами и ними увеличивается, так как постепенно стираются понятия патриотизма и любви к ближнему. А что касается роли Искры в этом спектакле, то до меня ее играла Татьяна Васильева, и, в отличие от меня, играла блестяще. — Для зрителей самая любимая ваша роль — радистка Кэт в «Семнадцати мгновениях весны». Какое значение сейчас для вас имеет эта работа — как для православной христианки? — А ведь появление этого фильма в моей жизни, наверное, не случайно. У меня нет списка больших ролей, и практически фильм у меня один. Я очень высоко ценю «Семнадцать мгновений весны» по режиссуре и по работам больших артистов, запечатленных в нем. Например, Евгений Евстигнеев — уровень большого мирового кино. Я счастлива, что в моем изменившемся духовном мировоззрении я не опозорилась, сыграв эту роль. Спасибо Господу, что он присмотрел за мной и не возникло что-то малосодержательное на всю страну. Ибо смысл этой роли — христианский: любовь, долг и жертва! — В одном интервью Вы сказали: «Искусство есть творчество, которое возможно только в единении с Творцом и совершается людьми, растворенными в любви». Где для Вас «царский путь», по которому нужно пройти верующему актеру? Ведь сегодня молодые люди, верующие с детства, — не редкость. Что же получается: если кто-то из них чувствует в себе призвание актера, надо в себе это задушить и выбрать «нормальную» профессию? — Отец Павел Флоренский полагал, что «задача культуры — борьба с законом падшего мира, всеобщим уравниванием, смертью, хаосом... И в борьбе Христа и антихриста культура должна быть на стороне Христа....» И вот вопрос только в том, чей зов слышат те, кто ощущает в себе призвание быть актерами? Если от Бога, то — вперед! Следить за каждой своей мыслью, каждым словом, исходящим из твоих уст. А главное, не допускать лжи, не принимать участия в тех проектах, где, к примеру, искажается история нашего Отечества или где втаптывается в грязь человек как творение Божие. Понимаю, что это тяжело, т. к. «профессия актера веселая, но зависимая», как говорил известный актер и режиссер Александр Анатольевич Ширвиндт. Одним словом — это борьба, а не самолюбование, не деньги и не слава. Екатерина Градова
-
1 баллСтарец Паисий Святогорец, Неизданные высказывания, Женщины и мужчины, Женщины, не тратьте сердце попусту Уважаемый пустынник нашего времени старец Паисий много времени уделял окормлению женщин. Так, в одной из своих бесед с монахинями говорил о женщинах, передаем по расссказу архим. Иоанникия. Публикуем впервые: Если человек отрешится в себе от всего суетного, тогда ум его по необходимости сосредоточивается на Боге. Вы, женщины, легче можете предать себя Богу, потому что имеете помощником свое сердце. Мужчинам сделать это труднее, потому что им мешает логика. Заперлись на засов и скрылись, а женщин сердце привело на Голгофу и ко Гробу Господню. Однако вы подвергаетесь опасности растратить его по мелочам. Вы с легкостью отдаете свое сердце ничтожным и суетным вещам, и в конце концов для Христа у вас ничего не остается. Вам недостаточно необходимой одежды, но вместе с необходимым желаете приобрести и красивое, изукрашенное, приятное. Какой-нибудь стакан понравился бы вам больше, если бы на нем был изображен цветочек. На столе вышитая скатерть, стол и стулья резные и т. п. Так сердце распыляется. Не тратьте его попусту... Женщины как в обычной жизни любят тонкую работу, так и в жизни духовной стремятся к утонченной деятельности, занимаются тонкостями и дают место диаволу совершать свою тонкую работу, причинять вред. Итак не давайте своего сердца суете, но посвящайте его Богу. Не залипайте в мелочах, но сделайте ваш подвиг более простым начиная с самого заметного, чтобы не предаваться тчаянию. Если будут отсечены грубые страсти, то и более тонкие отсекаются и уничтожаются легче. Не думайте о своей прежней жизни и ошибках молодости, потому что перед вами открылись новые пути и новые книги. Живите в атмосфере постоянного славословия и благода рения Бога, потому что самый большой грех это неблагодарность и хуже всех грешников человек неблагодарный. У женщины много любви. Но диавол отравляет эту любовь и превращает ее в ревность. Женщина очень любит саму себя. Наша личность сильно страдает от такой любви. Если мы;избавим себя от любви к самим себе, то вся любовь останется для Христа и ближних. Мужчина, когда ревнует, доходит до того,что не хочет видеть другого. Женщина же, когда ревнует, не успокаивается, пока соперница не будет уничтожена. За человеческим разногласием скрывается согласие Бога. Например, в супружеской паре разные характеры создают гармонию. Поэтому мир так устроен, что женщины при помощи богатства своего сердца должны приводить мужчин к Богу. http://www.isihazm.r...id=384&iid=1094
-
1 баллЕсли возложите всю свою надежду на Бога «сотворившего небо, землю, море и вся, яже в них» (Пс. 145, 6), – все, что хотите, получите себе и будете всесчастливы и блаженны. «Блажен, ему же Бог Иаковль помощник его, упование его на Господа Бога своего» (Пс. 145, 5). Господь самими делами показывал, колико уповающим на Него помогает: «Во время оно виде Иисус мног народ и милосердова о них, и исцели недужныя их. Поздне же бывашу, приступиша к нему ученицы Его, и глаголяще пусто есть место, и час уже многу, отпусти народы, да шедше в веси купить брашна себе. Иисус же рече им: не требуют отити: дадити вы им ясти. Они же глаголаша ему: не имамы зде токмо пять хлебов и две рыбе. Он же рече принесите ми их семо, и повелев народом возлещи на траве, и прием пять хлебов и обе рыбе, воззрел на небо, благослови и преломив даде ученикам хлебы, ученицы же народом, и ядоша вси, и насытишися: взяша избытку укруг, два на десять коша исполнь, ядущих же бе мужей яко пять тысящ, разве жен и детей» (Мф.14, 14-21). Сия история Евангельская что показала, как не то, что уповающие на Бога никогда не остаются лишены Его даров! Пять тысяч мужей, а, может быть, еще пять тысяч жен и детей так возложили надежду на Спасителя мира, что прибежали пешие в пустое место и никакой пищи с собою не взяли, неся с собою больных своих. Что же они получили от Того, на Кого надеялись? Не токмо всех больных их исцелил Господь, но и всех насытил благословенными хлебами и рыбами до преизбыточества. Ученики просили Его отпустить их, но Он не хотел их отпустить, прежде нежели больных исцелить и алчущих утолить. Преисполнено есть таковых примеров от Святого Писания и слово наше подтверждает сие пророческое изречение: «...На тя уповаша и не постыдешася», (Пс. 21, 6). И сие единое апостольское наставление показывает истину: «Вера же не посрамит» (Рим. 5 , 5). И паки прошу вас - уповайте на Бога и не оставляйте творить добрых дел. Человече, говорит Бог, ищи добродетели, и приложится тебе вся мира благая. Ты, вопиет Бог, ищи царствия Моего и добродетели, а я даю тебе в придаток вся благая. «Ищите же прежде царствия Божия и правды Его, и сия вся приложатся вам» (Мф. 6, 33). Молю Господа, да вселится в сердце вашем надежда Божия святая и спасительная. Не скорбите, Господь вас утешит во всем. Из писем прп. Льва Оптинского
-
1 баллДЕТСКИЙ ДОМ. ЛЁКА… Татьяна КУДРЯВЦЕВА В детском доме было хорошо. Во-первых, там давали есть. Во-вторых, там у каждого была мама Кира из самого старшего 7-го класса. Мама Кира помогала делать уроки и даже мыла Лёку в бане. А когда кто-то из детей заболевал, сама Мария Константиновна, директор, подходила вечером и гладила по голове. Еще у детского дома были грядки, на которых росла еда! Репка, лук, морковинки, а главное — огурцы. В начале лета все вместе сажали. Лёка все бегала и смотрела, не появились ли огурчики из желтеньких, как бабочки, цветов. Мама Кира сказала, они из цветов будут. Лёка никогда не видела огурцов, просто не успела: сначала она маленькая была, а потом война началась. В блокаду не было еды никакой, даже воды. Последний кипяток вместе с горбушкой мама отдала Лёке и умерла. А от папы писем не приходило совсем, ни одного письма, мама сначала сильно плакала, а потом вдруг перестала, только смотрела в никуда и отдавала Лёке свой хлеб. Лёка тогда несмышленая была, не понимала, что нельзя мамин хлеб есть, она ела. Есть хотелось каждую минуту. Но потом, когда город сковали большие холода, у Лёки уже не осталось сил — есть. Тогда мама сходила за снегом, растопила его на керосинке и Лёке в рот влила. Лёка согрелась и уснула. А проснулась уже в детском доме. Ей сказали, что мамы больше нет. Но Лёка не поверила, она долго еще не верила, вставала на окно на коленки и смотрела на улицу, вдруг мама придет. Но улица была пустая и страшная, безглазая. Без людей, без машин, без военных даже, без никого. Без мамы… А мама у Лёки была самая красивая во дворе. Может, и не только во дворе. У нее платья переливались и шуршали. До войны у нее было много нарядных платьев, блестящих, как золотинка, а в войну остались лишь ватники. А главное, голос. У мамы был особенный голос, певучий, как рояль. В детском доме тоже есть рояль, на нем Мария Константиновна играет. Но она не поет. А мама пела. Она пела и смеялась. У нее на щеках тогда прорезывались ямочки, у Лёки тоже одна ямочка есть, в маму. А папа был очень высокий, в черной шинели, шинель сильно кололась. В детском доме ей сказали, раз шинель черная, значит, папа твой — моряк. Лёка знает, моряки плавают на кораблях, некоторые корабли очень большие, далеко уплыть могут, даже туда, где войны нет. У папы были большие руки. Он Лёку кружил и приговаривал: «Лёка-Лёка, два прискока, третий зайка, убегай-ка!» Зайка, потому что Лёка беленькая. Когда в детский дом приходили — усыновлять, Лёку часто выбирали. Беленьких, видно, больше любят. А может, из-за банта. У Лёки голубой бант на голове, из бабушкиного шарфа. Лёку так и принесли в детский дом, с бантом, Мария Константиновна рассказывала. Кроме этого банта, у Лёки ничего больше не осталось. Но она не согласилась — в дети. Спряталась под кровать, и Мария Константиновна ее не отдала. Лёка не хотела других папу и маму, она своих помнит. А вдруг папа вернется, а Лёка у чужих живет, он же тогда не найдет ее! А потом зима прошла, и в город вернулось солнышко. Как оно землю пригрело, так сразу Мария Константиновна им семена дала. Некоторые семечки сами взошли, а огурцы — из рассады. Лёка все думала: огурец — какой? Круглый или длинный? Она как просыпалась утром, так скорей — на огород! Нянечка Шура говорит, Лёка — жаворонок, птичка такая, которая раньше всех голосит. И вот Лёка прибегает, смотрит, а огурец высунулся из листьев, зеленый, как маленький карандаш. Лёка сразу вспомнила, какой он на вкус, она, оказывается, просто забыла! Он на вкус — хрустящий, летом пахнет. Лёка не понимает, как это случилось, что огурец вот только что был на грядке, и вдруг раз — у нее во рту. И — нет огурца! Это было очень стыдно, а может, даже и воровство, огурец-то общий! Лёка стала красная от ужаса. На линейке Мария Константиновна спросила строго: «Куда девался огурец?» Никто ничего не сообразил, огурец-то одна Лёка видела, а Лёка поняла и опустила голову. Мария Константиновна к ней подошла, и все смотрели на Лёку и молчали. И тут мама Кира говорит: — Мария Константиновна, это я сорвала огурец для Лёки, потому что у нее день рождения. — Я так и поняла, — произнесла Мария Константиновна. — Но все-таки лучше было спросить. И ничего больше говорить не стала. И никто не стал, хотя старшие все знали, что Лёкин день рождения — не известен. Лёка попала в детский дом без документов, в мамином ватнике и с бантом, а бумаг при ней не было. У Лёки слезинка выкатилась из глаза и остановилась на щеке, от стыда. Она решила, что, когда вырастет взрослая, обязательно отдаст Кире огурец, а Марии Константиновне целую корзинку огурцов!.. Случай этот в прошлом году приключился, но Лёке кажется, что вчера. Стыд хуже дыма, от него в душе щиплет. Напротив детского дома был дом слепых — там жили дети, у кого война съела зрение. Так нянечка Шура говорила. На этих детей было очень страшно смотреть. Лёка старалась гулять в другой стороне, у забора, где стоял маленький деревянный особняк. Лёка забиралась на крылечко и играла в дом, как будто он опять у нее есть, и все живы: и папа, и мама, и бабушка, и кот Зайка. Лёка говорила: «Трик-трак». И делала вид, что поворачивает ключ в замке. Однажды она играла и грызла сухарь. Вернее, половинку сухарика, что от полдника осталась. Хоть блокаду уже и сняли, но Лёка теперь никогда ничего не съедала сразу, оставляла на черный день. Хоть крошечку. И вдруг в заборе Лёка увидела чье-то лицо. Совершенно взрослое, даже старое, потому что небритое. Этот кто-то глаз не сводил с ее сухаря. Лёка точно поняла, что именно с сухаря. Сначала она спрятала сухарь за спину. Потом и сама повернулась к забору спиной. Но даже спиной Лёка чувствовала этот взгляд. Она поняла, что там кто-то голодный. Лёка вздохнула, но все-таки подошла к забору, отломила половинку половинки и протянула… А Колька Безымянный, из старшей группы, подглядел. Безымянный — это была его фамилия, потому что он ничего не помнил, был старше Лёки, а даже фамилии не помнил. От голода, наверное. У Кольки внутри не осталось памяти, а осталась только ненависть. — Что ты делаешь? — закричал Колька. — Это же вражина, фашист! Немец пленный, чтоб он сдох! Немцы у нас всех убили, а ты ему сухарь! Забери назад! Лёка заплакала. Но назад забрать она не могла. Не потому что боялась, а — не могла. И объяснить Кольке тоже ничего не умела. В свои восемь лет Лёка хорошо знала, кто такие фашисты. Но ведь и у фашистов животы есть, а живот есть просит. Колька так кричал, что прибежала мама Кира из 7-го класса. Мама Кира прижала к себе Лёку и увела. А вечером Мария Константиновна собрала всех и велела: — К забору ходить не нужно. Гуляйте в другой стороне. Лицо у неё было грустное-грустное. Лёка подумала, что сторон для гулянья совсем уже не осталось. А потом нечаянно услышала, как Мария Константиновна сказала нянечке Шуре: — Откуда у нее только сила взялась на жалость? И Лёка поняла, что Мария Константиновна на нее не сердится. И что жалеть — не стыдно. А это было самое главное. С тех пор тайком они прокрадывались к забору и кормили пленных немцев. У них была такая банка от «Лендлизовской» тушенки, они в банку сливали суп, кто сколько мог, и кормили. Немцы эти были очень тихие, все время бормотали что-то про танки и шины. Лёка спросила у Киры, что это значит: «Танки-шины?» Мама Кира сказала, что по-немецки это «спасибо». «Данке шеен». А к лету уже и Колька стал с ними ходить. Девочки ничего ему не говорили, и он девочкам — тоже ничего. Да и что тут скажешь! Немец, тот, которому Лёка первому полсухаря дала, вырезал для Лёки маленькую куколку. Из губной гармошки. Лёка не знала, можно ли взять у фашиста. Но он протягивал и улыбался. И Лёка опять подумала: «Хоть и фашист, а живой ведь. Не взять, все равно что ударить». И взяла. А в начале лета их детский дом номер двадцать пять сажал на Песочной набережной деревья. Лёка могла схватить самый крепкий, самый красивый саженец, ведь она первая стояла, потому что ростом была меньше всех и выбирала первой. Но Лёка выбрала самое тонкое кривое деревце, на которое никто даже не смотрел. «Пусть оно тоже будет расти через много лет», — подумала Лёка. Все лето и осень она приходила к своему саженцу и поливала его из склянки. К первой годовщине Победы дерево зазеленело. А им в детском доме выдали новые пальто. Правда, Лёке оно было великовато, пальто пришлось подрезать прямо на ней, но подумаешь, мелочи! В тот день все казалось счастьем… ПОСЛЕ ТОЧКИ Девочка, которую в детском доме все называли Лёкой, став взрослой — Ольгой Ивановной Громовой, — выбрала себе профессию врача. У этого доктора был счастливый дар: она не только прекрасно оперировала, но и умела выхаживать больных. Ольга Ивановна обладала способностью — жалеть так, что это было ничуть не обидно. Многие люди до сих пор говорят ей спасибо. Я — тоже. Однажды Ольга Ивановна привела меня в Вяземский садик. На то самое место, где детский дом № 25 сажал деревья почти полвека назад. В старую аллею на Песочной набережной, рядом с Малой Невкой. Липы эти разрослись, стали красивыми и тенистыми. Где-то там, среди них, и ее липка, которая была когда-то маленьким кривым прутиком… Ольги Ивановны нет теперь на свете. Но в День Победы я всегда поминаю ее, светлая ей память… Художник Ш. Ворошилов
-
1 баллИван Михайлович Концевич во время войны в 1915 г. провел летние каникулы в Оптиной Пустыни. Ежедневное хождение в скит всегда было поучительно для молодого студента, но старцы, занятые приезжими посетителями, которые к ним приходили со всякими скорбями, специально не уделяли времени юному пришельцу. Они отдали его «на воспитание» отцу Иосифу (Полевому), опытному в духовной жизни, прожившему в Оптиной десятки лет. В миру — директор банка, он был широко образованным человеком. В течение двух месяцев, проведенных И. М. в Оптиной, часто, после церковных служб, о. Иосиф приглашал И. М. в свою келью. В беседе с ним перед молодым студентом раскрывался духовный мир. От о. Иосифа И. М. услышал случай из жизни старца Амвросия, не попавший в его жизнеописания. Однажды старец Амвросий, согбенный, опираясь на палочку, откуда-то шел по дороге в скит. Вдруг ему представилась картина: стоит нагруженный воз, рядом лежит мертвая лошадь, а над ней плачет крестьянин. Потеря лошади-кормилицы в крестьянском быту ведь сущая беда! Приблизившись к павшей лошади, Старец стал трижды медленно ее обходить. Потом, взяв хворостину, он стегнул лошадь, прикрикнув на нее: «Вставай, лентяйка!», и лошадь послушно поднялась на ноги. Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания. Например, «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено — там ни одного». «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь — сам лопнешь». «Отчего человек бывает плох? — Оттого, что забывает, что над ним Бог». «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет». «Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото». Одной особе, стыдившейся признаться в грехе, он сказал: «Сидор да Карп в Коломне проживают, а грех да беда с кем не бывают?» Она залилась слезами, бросилась Старцу в ноги, и призналась в своем грехе. «Праведных ведет в царство Божие Апостол Петр, а грешных Сама Царица Небесная». В день всех святых Батюшка сказал: «Все они были, как и мы, грешные люди, но покаялись и, принявшись за дело спасения, не оглядывались назад, как жена Лотова». На замечание, что мы все смотрим назад, Батюшка пояснил: «за то и подгоняют нас розгами и бичом, т.е. скорбями да неприятностями, чтобы не оглядывались». Осуждавшей других Старец сказал: « ... у них, может быть, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки, и которых ты не видишь. В тебе же много способности к жертве. Но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы. А милости-то у тебя и мало... Свои жертвы видишь и ими превозносишься. Смиряйся больше духом, — смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Богу». Такими и многими другими словами поучал и спасал старец приходящий к нему народ. Из книги И.М.Концевича «Оптина Пустынь и ее время»
-
1 баллСпасение есть цель нашей жизни. Единая, истинная цель. Что не созиждется на этой цели, все рушится, оставляя горькое раскаяние в душе человека. А труды ради спасения хотя и не сразу, но доставляют душе мир и в жизни блаженный покой. Унывать не следует. И в скорбных переживаниях сокрыта милость Божия. Непостижимо для нас строит Господь жизнь нашу. Человек всегда человек, а слово Божие учит надеяться на Господа, а не на человека. Промыслительно показует Господь всю немощность сил человека и надежды на силы эти. Но знай, что аще сохранишь веру Христову, «не потопит тебя буря водная, ниже пожрет тебе глубина». Знай, что «по множеству болезней в сердце твоем, утешения Господни возвеселят душу твою» (Пс. 93, 19). Знай, что «спасение – Господне» (Пс. 3, 9) и что «суетно спасение человеческое» (Пс. 59, 13; 107, 13). Прибегай за помощью к людям по мере твоих потребностей душевных и телесных, но успеха в получении этой помощи жди от Господа. Из писем прп. Никона Оптинского