Таблица лидеров
Популярные публикации
Отображаются публикации с наибольшей репутацией на 08.02.2013 в Записи блога
-
3 баллаТРУДНОСТИ МОНАШЕСКОЙ ЖИЗНИ Монашество принимают с одной целью, но по разным причинам. Существует три образа призвания в монашество: Первое призвание непосредственно от Бога. Второе призвание - через людей. Третье призвание - по нужде. http://misioner.ru/publ/16-1-0-18
-
1 баллСвященники и монахи — ветераны Великой Отечественной войны 9 мая, 2012 Град грядущий День Победы в пансионате для ветеранов + ФОТО Спасибо, что живы! Патриарх Кирилл возлагает венки к могиле Неизвестного солдата ФОТО Что знает молодежь о Великой Отечественной ( + ВИДЕО + Опрос ) Победы и поражения Почему «Священная война»? Великая Отечественная. Кадры кинохроник (ВИДЕО) Что помнит мир спасенный? (Видео) Протоиерей Василий Брылев — под Ржевом и на Курской дуге Великая Отечественная Война • Главная тема • Люди Церкви • Наши современники • Праведники • Фото Теги: Великая Отечественная Война • ветераны • День Победы • монахи-ветераны • священники • священники-ветераны • Церковь в годы войны Мы знаем немногих священников, матушек и монахов, кто прошел Великую Отечественную войну — сохранилось мало фотографий, мало жизнеописаний, мало свидетельств. Мы начнем этот список — здесь только некоторые имена, а продолжать его будем вместе — присылайте дополнения в редакцию! Священник Федор Пузанов (1888-1965) Участник двух мировых войн, награжденный тремя Георгиевскими крестами, Георгиевской медалью 2-й степени и медалью «Партизану Отечественной войны» 2-й степени. Принял священный сан в 1926 году. В 1929 был посажен в тюрьму, затем служил в сельском храме. Во время войны собрал в селах Заполье и Бородичи 500 000 рублей и передал их через партизан в Ленинград на создание танковой колонны Красной Армии. «Во время партизанского движения я с 1942 года имел связь с партизанами, много мною выполнено заданий, — писал священник в 1944 году архиепископу Псковскому и Порховскому Григорию. — Я помогал партизанам хлебом, первый отдал свою корову, бельем, в чем только нуждались партизаны, обращались ко мне, за что я получил государственную награду 2-й степени «Партизан Отечественной войны». С 1948 года и до смерти настоятель Успенского храма в селе Молочкове Солецкого района Новгородской области. Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) (1914-1975) Архимандрит Алипий (в миру Иван Михайлович Воронов) Учился учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина в составе Четвёртой танковой армии. Участвовал во многих операциях на Центральном, Западном, Брянском, 1-м Украинском фронтах. Орден Красной звезды, медаль За отвагу, несколько медалей За боевые заслуги. С 12 марта 1950 года — послушник Троице-Сергиевой лавры (Загорск). С 1959 года наместник Псково-Печерского монастыря. Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре. Советский монах. Алипий-воин Архимандрит Нифонт (в миру Николай Глазов) (1918-2004) Получал педагогическое образование, преподавал в школе. В 1939 году призван служить в Забайкалье. Когда началась Великая Отечественная война Николай Глазов первоначально продолжал нести службу в Забайкалье, а затем был направлен на учебу в одно из военных училищ. После окончания училища артиллерист-зенитчик лейтенант Глазов начал воевать на Курской дуге. Вскоре он был назначен командиром зенитной батареи. Последний бой старшему лейтенанту Глазову пришлось вести в Венгрии у озера Балатон в марте 1945 года. Николай Дмитриевич был ранен. Старшему лейтенанту Глазову перебило коленные суставы. Ему пришлось пережить несколько операций сначала в полевом, а затем в эвакогоспитале в грузинском городе Боржоми. Старания хирургов не смогли спасти ему ног, коленные чашечки пришлось удалить, и на все жизнь он остался инвалидом. В конце 1945 года в Кемерово вернулся еще очень молодой старший лейтенант, на кителе которого были ордена Отечественной войны, Красной Звезды, медали: «За отвагу», «Зэ взятие Будапешта», «За победу над Германией». Он стал псаломщиком в Знаменской церкви Кемерова. В 1947 году Николай Дмитриевич Глазов приехал в Киево-Печерскую Лавру и стал ее послушником. 13 апреля 1949 года он был пострижен в монашество с именем Нифонт, в честь святителя Нифонта Печерского и Новгородского. Вскоре после пострига он был рукоположен сначала во иеродиакона, а затем в иеромонаха. После окончания Московской духовной академии направлен в Новосибирскую епархию. Протоиерей Николай Колосов (1915-2011) Протоиерей Николай Колосов Сын священника, за это был исключен из школы. Воевал в Тульской области, в 1943 году воевал на линии Болохово-Мценск - Повсюду тела убитых и раненых. В воздухе – сплошной стон. Стонут люди, стонут лошади. Я подумал тогда: «А еще говорят, что ада нет. Вот он, ад». Стояли на реке Сож в Смоленской области. В августе 1944 года ранен под Белостоком. После войны поступил в семинарию. Накануне Петрова дня 1948 года рукоположен во священный сан. Прошел через хрущевские гонения. Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) (1921-2005) Архиепископ Михей (в миру Александр Александрович Хархаров) Родился в Петрограде в семье верующего рабочего. Принимал участие в Великой Отечественной войне, имел воинские награды. В 1939 году переехал в Ташкент, где в 1940 году по благословению своего духовного отца архимандрита Гурия (Егорова) поступил в медицинский институт. В 1942—1946 служил радиотелеграфистом в Красной армии. Участвовал в снятии блокады Ленинграда, воевал в Эстонии, Чехословакии, дошёл до Берлина. За боевые заслуги был награждён медалями. С мая 1946 года – послушник Троице-Сергевой Лавры и один из первых пострижеников Лавры после её открытия. В июне 1951 года окончил Московскую Духовную семинарию. 17 декабря 1993 года архимандрит Михей (Хархаров) хиротонисан во епископа Ярославского и Ростовского в Феодоровском кафедральном соборе города Ярославля. В1995 году возведен в сан архиепископа. Профессор, протоиерей Глеб Каледа (1921—1994) Протоиерей Глеб Каледа В начале Великой Отечественной войны был призван в армию. С декабря 1941 года и до конца войны он находился в действующих частях и в качестве радиста в дивизиона гвардейских минометов «катюш» участвовал в битвах под Волховом, Сталинградом, Курском, в Белоруссии и под Кенигсбергом. Был награжден орденами Красного Знамени и Отечественной Войны. В 1945 г. поступил в Московский геологоразведочный институт и окончил его в 1951 г. с отличием; в 1954 г. защитил кандидатскую диссертацию, в 1981 г. — докторскую в области геолого-минералогических наук. Список его научных публикаций включает свыше 170 названий. С 1972 года тайный священник. В 1990 году выходит на открытое служение. Служил в храме Илии Обыденного, затем — во вновь открывшихся храмах Высоко-Петровского монастыря; был духовником общины трапезного монастырского храма во имя преп. Сергия Радонежского. Заведовал сектором в Отделе религиозного образования и катехизации; был одним из основателей Катехизаторских курсов, преобразованных затем в Свято-Тихоновский Православный богословский институт. О протоиерее Глебе Каледе Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева) (1921-2012) Монахиня Адриана (В миру Наталия Владимировна Малышева) Ушла на фронт с третьего курса МАИ, была направлена в разведку. Принимала участие в обороне Москвы, вынесла раненого из-под обстрела. Была направлена в штаб К. Рокоссовского. Принимала участие в боях на Курской дуге и под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ, работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Чтобы принять самое активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве ушла на пенсию, в 2000 году приняла монашеский постриг с именем Адриана. Монахиня Адриана (Малышева) — все материалы Протоиерей Василий Брылев (1924-2011) Протоиерей Василий Брылев На войне В 1942 году ушел на фронт добровольцем. Был подо Ржевом. На Курской дуге работал связистом. Однажды под бомбардировкой восстанавливал разорванную связь. Получил медаль «За отвагу». Был ранен и демобилизован. После войны Закончил Московскую Духовную семинарию в 1950 году, рукоположен во священник. Был настоятелем многих храмов, добивался, чтобы храмы не закрывали. В последние годы жизни был настоятелем Спасского храма села Большой Свинорье, Наро-Фоминского района Московской области. Протоиерей Василий Брылев — под Ржевом и на Курской дуге Протоиерей Ариан Пневский (1924 г.р.) Протоиерей Ариан Пневский Великая Отечественная война застала о. Ариана на территории современной Польши. Работал на железной дороге помощником машиниста. В войну передавал партизанам сведения о продвижении поездов с немецкими солдатами и бронетехникой, а также поездов с советскими военнопленными и угоняемыми на работу в Германию мирными жителями. Когда в списках отправляемых в Германию оказался сам Ариан Пневский, партизаны забрали его в отряд. Этот отряд входил в соединение под командованием легендарного партизанского генерала Сидора Артемьевича Ковпака. Молодому партизану Ариану Пневскому довелось участвовать в рейдах по фашистским тылам и диверсиях, надолго сковывающих действия армии противника. После первого ранения семье отца Ариана по ошибке была отправлена «похоронка». Выписавшись из госпиталя, отец Ариан был направлен в танковые войска. Во время боя, в результате прямого попадания в танк вражеского снаряда сдетонировал боекомплект. Как правило, в таких случаях никто из членов экипажа в живых не остается, и родственники получили уже вторую похоронку. Но, к счастью, опять преждевременную. Вернуться домой отец Ариан смог уже после войны, лишь в конце 45-го года. В 1945 году он поступил в Одесскую Духовную семинарию, которую в 1949 году с отличием окончил. Основной период пастырского служения отца Ариана пришелся на годы хрущевских гонений на Церковь. Об этом страшном времени издевательств над Православием о.Ариан всегда говорит: «Не дай вам Бог пережить что-то подобное». Почётный настоятель Свято-Георгиевского прихода г. Таганрога протоиерей Ариан Пневский Протоиерей Алексий Осипов (1924-2004) Протоиерей Алексий Осипов Родился в Саратовской губернии, в 1942 заканчивает среднюю школу. Направлен в дивизион тяжелых минометов Резерва Ставки Верховного Главнокомандующего. Этот дивизион был придан 57 армии, отражающей немецкое наступление южнее Сталинграда. С началом нашего контрнаступления корректировщику огня рядовому Осипову пришлось пройти с тяжелыми боями через Калмыцкие степи к Ростову-на-Дону. Здесь 3 февраля 1943 года в одном бою Алексей Павлович получил два ранения. Сначала осколочное в предплечье и в грудь, но поля боя не покинул, а вечером ему раздробило ступню. Ступню и часть голени сохранить не удалось, они были ампутированы. После лечения молодой солдат-инвалид, награжденный медалями: «За отвагу» и «За оборону Сталинграда» вернулся в родные места на Волгу. В 1945 году, за очень короткий срок он окончил Сталинградский учительский институт с отличием и сдал экстерном экзамены за курс Воронежского педагогического института. Был исключен за то, что читал на клиросе. Заканчивает Одесскую Духовную семинарию, Московскую Духовную академию. Направлен в Новосибирскую епархию, в октябре 1952 года Алексий Осипов был рукоположен митрополитом Варфоломеем во диакона и во священника. Протоиерей Борис Бартов Протоиерей Борис Бартов (1926 г.р.) Призван в армию с третьего курса Машиностроительного техникума в 1942. Прошел Северо-Западный, Украинский, Белорусский фронт техником. Он служил на военных аэродромах, готовил штурмовики к боевым вылетам и…молился. «Был такой курьезный случай в Белоруссии, под Минском. Я стоял часовым на посту у штаба. Сдал пост и пошел на аэродром за 12 километров, а на пути храм. Ну как не зайти? Захожу, батюшка посмотрел на меня и остановил чтение в раз. Певчие тоже замолчали. А ведь я прямо с боевого поста, с карабином. Они и подумали, что я батюшку арестовывать пришел…». После окончания войны Борис Бартов еще пять лет служил в армии. Награжден орденом Отечественной войны II степени, десятью медалями. В 1950 году Борис Степанович был рукоположен в сан диакона. ныне — почеетный настоятель Спасо-Преображенского храма города Кунгура. Протоиерей Борис Бартов: Дорога длиною в жизнь Протоиерей Александр Смолкин (1926-2002) Протоиерей Александр Смолкин Александр Петрович Смолкин родился 6 июля 1926 года на Алтае в крестьянской семье. В 17 лет, в 1943 году, Александр Смолкин ушел на фронт, воевал на 1-м Прибалтийском фронте. В начале 1944 года Александр Смолкин получил тяжелое ранение, был направлен в госпиталь в Горький, где пробыл несколько месяцев. После выздоровления Александр вернулся в строй и продолжал воевать. Войну он закончил в Германии. Старший сержант Александр Смолкин был награжден медалями «За взятие Будапешта», «За взятие Вены», «За победу над Германией», польской медалью. После войны Александр Смолкин еще несколько лет служил в армии и демобилизовался в 1951 году. И уже на следующий год он поет на клиросе, а затем становится псаломщиком в Вознесенском кафедральном соборе города Новосибирска, через год его рукополагают в диаконы, через три — во священники. Протоиерей Сергий Вишневский (1926 г.р.) Протоиерей Сергий Вишневский В 1941 году учился в ремесленном училище на автозаводе имени Молотова в Горьком, попал под первую бомбежку. В армию призван в 1943 г. Служил в пехоте, охранял склады с боеприпасами. При росте 149 см весил 36 кг. После войны отец Сергий закончил духовные семинарию и Академию, в 1952 году принял священство. Настоятель храма святых Флора и Лавра в селе Флоровское Ярославской области. Протоиерей Валентин Бирюков (1922 г.р.) Протоиерей Валерий Бирюков После школы был призван на фронт и направлен в Ленинград. Пережил блокаду. «Вы даже представить себе не можете, что такое блокада. Это такое состояние, когда есть все условия для смерти, но никаких — для жизни. Никаких — кроме веры в Бога. Нам приходилось копать траншеи для пушек и блиндажи в пять накатов из брёвен и камней. А питались при этом травой. Запасали её на зиму». Защищал «Дорогу жизни» обеспечивающую связь блокадного Ленинграда с внешним миром, в 1944 получил пулевые и осколочные ранения. После войны Валентин Яковлевич вернулся в Томскую область. В 1960-е годы Валентин Бирюков пел на клиросе. Один из старейших священников Новосибирской епархии. Протодиакон Николай Попович (1926 г.р.) Протодиакон Николай Попович В 1943 году, имея бронь на Московском авиационном заводе, Николай Попович ушел добровольцем на фронт. Окончив сержантскую школу, стал командиром пулеметного расчета «Максим». В 1944 году после тяжелой битвы на реке Неман и отражения немецкой контратаки был награжден орденом Красной Звезды. Пройдя с боями Белоруссию, Литву и Польшу, был тяжело ранен осколком в голову на подступах к Восточной Пруссии, направлен на излечение в госпиталь в г. Чкалов и впоследствии демобилизован. После войны получил два высших образования – юридическое и экономическое. Работал в Госплане Российской Федерации, занимал ответственные посты в системе Госкомитета по труду и заработной плате при Совете Министров СССР. Узнав о вводе советских войск в Чехословакию – к тому времени он был уже верующим, – решительно положил свой партбилет на стол перед онемевшим секретарем райкома партии и, по благословению духовника, ушел в церковные сторожа. Протодиакон Николай Попович. Путь фронтовика Протодиакон Маркиан Пасторов Родился в Сталинградской области, Кумылженский район, хутор Ярской, в семье крестьянина. Рукоположен во диакона в 1925 году. В начале Отечественной войны был мобилизован на оборонные работы. В 1942 году попал во вражеский плен. Из плена совершил побег в город Варнау, где обратился к Митрополиту Дионисию, который направил меня во Францию в войсковую часть диаконом в распоряжение архимандрита отца Владимира Финковского, где я служил в разных местах ; в 1945 году (в День Трех святителей) был возведен в сан протодиакона Епископом Василием Венским. По окончании войны вместе со многими был репатриирован в Россию, выслан в город Прокопьевск Кемеровской области. В первые годы моего пребывания там я был лишен права выезда, поэтому нигде не мог служить в приходе». Лишь в 1956 году отец Маркиан стал протодиаконом храма в Прокопьевске. О годах своей ссылки он не без юмора говорил так: «Десять лет находился на “сибирских курсах”». В начале семидесятых по возрасту вышел за штат, и в конце своей жизни жил у дочери в городе Калач Волгоградской области. Монах Самуил (в миру Мальков Алексей Иванович) (1924 г.р.) Монах Самуил (Мальков) Насельник Саввино-Сторожевского монастыря До ухода на фронт учился во 2-м Московском пулеметном училище. Призван на фронт, сражался на Курской дуге в пехоте: был автоматчиком. На Курской дуге был ранен, после ранения направлен в сталинградскую школу по подготовке младших командиров, окончил ее успешно, остался преподавать, затем направлен в Киевское танковое училище. Работал в НИИХИММАШ (Научно-исследовательский институт химического машиностроения) старшим инженером-конструктором. Ушел на пенсию в 1974 году. В 2001 году принял монашеский постриг. Монах Самуил: «На Курской дуге я был с самого первого дня» Подготовлено по открытым источникам. Присылайте дополнения в редакцию.
-
1 баллВо имя Отца и Сына, и Святого Духа.Рече Господь Своим ученикам: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя и возьми крест свой и следуй за Мною» (Мк. 8, 34). Во время Великого Поста святая матерь наша Церковь положила совершать вечерние богослужения, которые называются Пассиями, то есть, страданиями. Чтобы, как мы слышали в сегодняшней священнической молитве в конце богослужения, «мы причащаяся страданий Твоих сподобилися и воскресения Твоего, и жизни вечной на небеси». Чтобы мы причастились страданий Христа Спасителя. Потому что за суетой, за житейскими заботами, за попечениями забываем ценой какой жизни и ценой какой смерти живет каждый из нас. Мы спасены от смерти, от вечной погибели кровью, страданием, и распятием Господа нашего Иисуса Христа, о котором апостол Павел сказал, что Он вместо предлежащей Ему славы претерпел крест. Что Он умер вместо нас и за нас. То, что должны были понести мы, все вместе кресты и все вместе наказания, Он сложил в один крест и вместо нас претерпел эти страдания, чтобы иметь право миловать тех, кто будет прибегать к Нему с истинным покаянием и раскаянием в своих грехах, избегая страданий, избегая наказаний, избегая вечной смерти, потому что один всесовершенный человек и истинный Бог пострадал вместо нас. Если судить каждого из нас по правде, по правде того закона, который мы знаем из Ветхого Завета, если бы нам праведно воздать за всю нашу с вами жизнь, то из стоящих этом в храме остались бы единицы, кто не был бы наказан Богом, если бы не было Христа. Мы помним Содом и Гоморру, в которых люди не дожили до своей старости. Нам Писание так и говорит: «Грешники не преполовят дней своих». Это было в Ветхом Завете. Но после того, как Христос пострадал за нас и принял наши грехи на Себя, Он получил от Бога право миловать, не вменяя, как говорит апостол Павел людям грехов их. Если они чистосердечно в этом раскаиваются, просто милует, а должен был по правде Ветхого Завета наказывать. А Он милует. Поэтому мы часто слышим в храме: «Господи, помилуй! Господи помилуй!» И три раза, и двенадцать, и сорок раз… Понимаем, что не по правде Господь судит нас, но по Своей милости. И мы с вами имеем надежду не на нашу жизнь, которая далека от истины, от христианства, а надеемся только на одну милость Божью. Старец Иоанн Крестьянкин сказал однажды: «Сейчас самый лучший учитель людей на пути спасения – это болезнь, скорби и страдания». Потому что мы лишились по своей нерадивой жизни истинного пути христианской жизни, подвижнической жизни, благочестивой, христианской, христолюбивой, многие расслаблены душой и телом, нерадивы и ленивы. И тогда Бог посылает этих учителей, которые учат каждого из нас истинам пути спасения. Святитель Феофан Затворник однажды сказал: Мы все в жизни несем толчки и пинки от Бога в тот момент, когда мы уклоняемся с правого пути, чтобы обратно вернуть нас на этот путь. Если бы не было уклонений с правого пути, не было бы этих скорбных обстоятельств, возвращающих нас вновь на единственно правильный, на единственный спасительный путь, о котором Господь сказал, что многие врата и пространный путь, который ведет в погибель. Потому что узки врата и тесен путь, который ведет в Царство небесное и мало, кто находит его, и мало, кто идет этим путем. Посмотрите, чем живет современный человек. Какое сейчас последнее время направление этого мира? Удовольствие? Комфорт? Развлекаловка? Веселье? Легкая прохладная жизнь? Это широкий путь. И на этом пути никогда человек не найдет ни радости, ни покоя, потому что все это кончится и кончается уже здесь реально при нашей жизни. Отец Иоанн Крестьянкин сказал в конце своей жизни, в своих письмах, которые мы недавно читали, очень печальную вещь. Он говорит: я заметил, как же люди сейчас в последнее время отрекаются от креста. Они не любят крест, не хотят его нести и через это страдают еще больше, потому что нам святитель Феофан затворник Вышинский сказал: все люди, хотят они этого или не хотят несут крест. Но надо нести, говорит он, с умом. Ради чего? Почему ты страдаешь? И благодаря Бога за этот крест, если ты христианин, ты можешь избавиться от последствий этого креста, и тяжесть его, горечь его преобразится в крест Христов. Хотим мы этого или не хотим, всем нам придется по нашим грехам все равно страдать. Отец наш Никон Оптинский сказал: в мире не было, нет и не будет покойного места. Единственное покойное место может найти человек на этой земле – это собственное сердце, в котором чистая совесть. Бог не пришел избавить нас от страданий, Бог не пришел чтобы убрать из этой жизни болезнь, стенокардию, глаукому, инсульт, голод, бездетность, безденежье, старость. Но нам никак в голову не приходит это. Это в план нашей жизни не вписывается. Мы никак этого не принимаем, мы не хотим принимать, что это наша жизнь, это наша реальность. Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. Кто из нас с распростертыми объятиями принимают инфаркт, стенокардию, инсульт, старость, безденежье, то есть, тот крест, который посылает Бог? В какое время? В Ему угодное и Ему только Одному ведомое. И это будет правильно. То, что мы можем сделать по-человечески, поправить, попытаться ситуацию изменить, мы можем и имеем на это право как Христос. Он тоже по-человечески боялся креста, когда молился: Господи, да минует Меня чаша сия. Так и мы можем молиться о своих болезнях, старости, безденежье, бездетности, о тех многочисленных крестах, которых мы вольно или невольно несем, или по нашим грехам, или по человеческим амбициям, или ради возрастания и укрепления в вере: да минует меня чаша сия… Но, всегда через запятую, но не моя воля, Господи, но Твоя да будет. Захочешь – исцелишь. Нет – такова воля Божья. Как молился праведный Иов, и это должна быть молитвой каждого из нас: нагим я вышел из чрева матери моя, нагим и отыду. Бога дал – Бог взял. Якоже изволися Господи тако и бысть. Буде имя Господне благословенно отныне и до века. Страдания кончаются тогда, когда человек до конца принимает их. Человек избавляется от смерти тогда, когда он перестает бояться смерти, когда он знает, куда он идет. Тело идет в землю, из которого оно и было взято у первого Адама, а душа идет Богу, Который и дал ее. Кто Бог? Любящий Отец, начальник жизни и смерти, который зла, мщения, наказания человеку не творит, ибо Сам нам сказал: не хочу смерти грешника, но ежи обратитеся и живу быти ему. Святитель Феофан затворник Вышинский нам говоритл: Бог на Страшном Суде будет искать не за что бы осудить человека, а за что бы его оправдать. Только что-то бы нашлось в его жизни. И мы верим, надеемся, по мере наших немощных сил любим Церковь, любим Бога, любим Евангелие, как дети похожи на своего родного отца, так и мы стараемся хоть как-то подражать Христу – крест носим на своей груди, который должны лобызать каждое утро и каждый вечер, отходя ко сну. С одной стороны благодарим Бога за то, что мы живем его страданием и его смертью. А с другой - мы должны подражать Крестоносцу, Который сказал, что если кто хочет за Мной идти, пусть возьмет крест свой, у каждого он свой. Старец Макарий Оптинский говорил: каждый человек несет кресты внешние и внутренние. Что такое, говорит он, внешние кресты, которые несут все люди? Тяжелые обстоятельства жизни, старость, безденежье, болезни, испытания, скорби родных и близких, смерти, те или иные болезни – без этого не было и не будет ни одного человека в этом мире. Если, говорит он, люди еще как-то примеряются и стараются уметь нести внешние кресты, то есть кресты, которые еще тяжелее. Это кресты внутренние, которыми испытывается особенно душа христианская. Что такое, говорит он, внутренние кресты? Скорбь, уныние, безверие, бесчувствие, леность, безнадежность, апатия, мысли о том, что Бог не слышит, что все напрасно, что зря подвизаются, что ничего нет, что путь в никуда. Особенно, говорит Никодим Святогорец, самое крайнее и самое страшное испытание переносит человек перед смертью. Он говорит, последнее испытание человека перед смертью – это испытание безверием, потому что именно в тот последний момент душа должна быть научаема всю свою жизнь. Если она будет за все благодарить Бога и даже за последние свои минуты, то душа с живой верой это испытание минует. Почему? Потому что она научилась в течение своей жизни принимать все от Бога. И когда наступает даже сама минута кончины или ее преддверие, человек и за это благословляет десницу Божию, забирающую его к Себе. Но если эта вера не будет в течение жизни, если живого чувства к живому Богу не нет, многие, говорит он, не проходят через это испытание. Поэтому научимся сейчас, пока мы в уме, пока мы в живой вере, знать и понимать, что Христос пришел не избавить нас от страданий, не избавить нас от креста, который понес Сам. Все угодники Божьи, и все святые прошли через эти тесные обстоятельства жизни. Потому что мы несем крест, а крест, в свою очередь, несет нас. Кто не хочет нести крест, не будет носим крестом. И в Царствие Небесном двери райские открываются ключом, а ключ этот - наш крест, с которым мы придем. Если будет он на наших плечах, мы его снимаем и открываем царские врата, врата Царствия Небесного. А если мы его все время скидываем и в конце концов через ропот на Бога и на промысел Божий, его скинули, тогда нечем будет открывать царские врата. Поэтому надо сейчас, при жизни, научиться Бога благодарить за все и за вся, за горькое, за сладкое, за черное, как нам кажется, и за белое, за радостное и за скорбное, потому что мы не понимаем, какими путями всепремудрейший Бог ведет нас в Царствие Небесное. Во время полунощницы, особенно монастырской, мы слышим такие слова: глубиною мудрости человеколюбно вся строяй и полезное всем подавая. Это глубина премудрости. Почему у одной есть муж, а у другой нет? Почему у одних есть дети, а у других нет? Почему один в сорок лет инвалид первой группы, а другой до девяносто лет живет, просит у Бога смерти, а она не приходит. Почему у нас сейчас такое состояние, а не иное? Не нам выбирать свою жизнь и свою судьбу.Нам однажды старец Амвросий сказал: как бы ни тяжел был крест человека, но он вырастает на почве его собственного сердца. Кто делал эти ошибки? Ты. Кто сеял зло? Ты. Что ты сейчас пожинаешь? То, что посеял. На кого надо роптать? Только на самого себя. Ни на жизнь, ни на судьбу, ни на маму, ни на папу, ни на учителей, ни на духовника – на самого себя. Чтобы сказать истинно, всем сердцем, всей душой: достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, во царствие Твоем. Сейчас перед нами только один крест. Но мы знаем, что на Голгофе было три креста. И все человечество, хочет оно этого или не хочет, все несут один из этих крестов. А может быть, некоторые и все вместе. Крест разбойника безумного несет девяносто процентов человечества. Почему? Потому что страдают, не знают веры и хулят Бога. Страдают бессмысленно, бесперспективно и безнадежно. Другие несут тоже крест, но осознают, почему они несут именно этот крест и становятся благоразумными из-за веры, не скидывают с себя этот крест, а молятся: достойное по делам моим приемлю. Помяни меня, Господи, во царствие Твоем. Что услышал первый разбойник, который нес свой, заслуженный, заработанный, самодельный крест, но был покаявшимся? Услышал: ныне со Мной будешь в раю. Но очень редкие, очень малые люди, на которых стоит этот мир, праведники, несут крест Христов, когда страдают не за свои грехи, не за свои дела, а несут крест страданий для вящей славы Божьей. Потому что мы слышим в Евангелие удивительные и непонятные слова. Подходят люди к Христу и спрашивают о слепорожденном, и задают очень правильный вопрос: Господи, кто согрешил? Он или родители его, что родился слепым. И вдруг слышат парадоксальную вещь от Христа: не согрешил ни он, ни родители его, но да явятся на нем дела Божьи. Вот это да! Ни он, ни родители его… А ему легче от этого? А он слепорожденным родился. Но да явятся на нем дела Божьи. И он был исцелен и прославил Христа. Он был свидетелем и участником чуда. Через его болезнь многие прозрели. И через его болезнь многие исцелились от безверия. Он стал орудием промысла Божьего. Вот оказывается, какая тайна есть в жизни. И может быть, некоторые периоды жизни мы несем одновременно все кресты: и разбойника безумного, когда ропщем, и разбойника благоразумного, когда каемся, и крест Христов, страдая ради наших родных и близких, когда в душном, темном, набитом храме молимся за родных и близких, разве это не крест? Многие лежат сейчас на диване и смотрят телевизор: фигурное катание, хоккей и прочее. А мы пришли в храм с давлением, со стенокардией, с плохим здоровьем, настроением. Ради чего? А чтобы быть со Христом. Потому что знаем: как ты ее, эту плоть ни лелей, все равно она в землю уйдет. А сколько можно душу надо напитать, посвятить ей время и не только молиться за самих себя, но и за тех людей, которых нет в этом храме. Бога нас поставил сюда, в этот храм, чтобы мы вымаливали нашу безбожную родню. А она у всех у нас есть. Кто скажет, что у него вся родня верующая? Никто. Для чего ты здесь? Чтобы нести крест. Какой? Христов. А почему? А потому что Христос страдал не за себя, а за людей. И ты несешь эти узкие и тесные обстоятельства жизни, испытываешь тесноту души и тела. Ради чего? Ради любви. И тогда твой крест становится Христовым. И тогда для тебя теснота - это широта, печаль о родных и близких превратится в радость и слезы покаяния, сожаления, раскаяния, они могут быть Богом превращены, претворены в слезы радости. Но должны знать – под лежачий камень вода не течет. Свой отрезок пути должны пройти так, как нам сказали Оптинские старцы: делай, что должно и будь, что будет. А будет то, что Бог даст. И если мы стараемся делать, что должно, то все остальное отдаем в руки Божьи: будь, что будет. Тогда чтобы с нами ни случилось, мы знаем, что это Бог дал. А когда мы не делаем того, что должно, тогда мы на себя накладываем крест разбойника безумного. Потому что залезли и влезли туда и сделали то, о чем нас никто не просил. Говорил тебе Бог: не лезь, не делай, не трогай, не смотри, не прикасайся. Ты залез, потрогал, пошел и получил. Кто в этом кресте виноват? Никто, кроме тебя самого. Ты можешь это крест превратить в крест разбойника благоразумного, когда покаешься. Люди скажут: я за собой особых грехов не вижу, а страдать страдаю. Где справедливость? Где правда? Где истина? Где мздовоздание? Где милосердие и любовь Божье ко мне? Отсюда безверие, ропот, безнадежность, разочарование. А мы должны помнить: Бог не обещал нам безбедного плавания, но всем нам обещал тихую пристань. О таких страдальцах, казалось бы, безвинно страдающих Иоанн Златоуст однажды сказал: если ты ржавое железо по своим грехам, то огнем испытаний Бог очистит тебя от ржавчины. Если ты золото, то огнем испытаний Бог тебе придаст еще больше блистательности. Святитель Феофан затворник Вышинский, говорил, что женщина знает, когда печет пироги, сколько времени их в духовке держать при температуре сто восемьдесят градусов. Если она не допечет, они будут клеклые, если пережарит, они тоже никому будут не нужны, только выбросить. Если, говорит он, женщина, у которой не очень много бывает мозгов, и то знает, сколько времени держать в огне пироги, неужели Бог не знает, сколько для нашей пользы держать нас в огне испытаний, чтобы мы сделались истинным хлебом, благоугодным Богу, для Бога, для личности, и для святых. И поэтому, когда мы будем ощущать в своей жизни какой-то крест на наших плечах, будем знать, что мы печемся, что наша душа созревает для вечности, потому что это нелегко. Вы все знаете: ребенка родить – какие это проблемы, какая это боль, какое это испытание... А мы во время Великого Поста читаем такие слова: Страха ради твоего господи во чреве прияхом, и поболехом, и родихом дух спасения, его же сотворихом на земли. Принимая христианство мы тоже зачинаем в своей душе и сердце духа, духа спасения, и взращиваем его в себе ради страха, ради любви Божьей. Рождение духа происходит тоже не без испытания, не без тесного пути, не без страданий ради Христа и ради Его Евангелия. Чтобы скатываться под горку не нужно никакого труда, сел и полетишь в тартарары. А вот подниматься вверх – это труд. И всегда, конечно, подъем тяжелый. И поэтому шаг за шагом каждый из нас должен подыматься, должен свою жизнь благословлять, должен Иисусову молитву, покаянную молитву растворять словами благодарности: упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святой, Троица Святая, слава Тебе… Слава в вышних Богу и на земле мир, в человеках благоволение… Слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже, слава Тебе, Боже… Благословляйте Бога, благословляйте свою жизнь.Вспомните сказку «Морозко». Она непростая. Морозко спрашивает у Настеньки: тепло ли тебе, девица, тепло ли, красавица? А она сказала неправду: тепло, дедушка. И спрашивает у Марфушечки: тепло ли тебе, девица, тепло ли, красавица? Что, дед старый, не видишь, ручки-ножки, захолодели. Она правду сказала и дед старый, и ручки-ножки захолодели. Чем закончилась жизнь для одной и для другой? Одна благословила свой крест, приняла свой крест. А другая нет. И одна была оправдана, а другая наказана. Они обе оказались в одинаковых обстоятельствах. И та, и другая, может быть, понимала, что выхода из этого не будет, но если уж умирать, то умирать красиво, благородно, не ноя, а принимая. Принимая эти обстоятельства жизни. Потому что страдания, еще раз запомните, прекращаются тогда, когда человек до конца принимает их. И Бог нам дал эти силы. И Бог дает нам веру. Мы не можем изменить этот мир. Мы волоса своего не можем сделать белым или черным, конечно, если только не перекрасим. Сейчас этой химии сами знаете сколько. Даже Евангелие тогда не знало, что люди будут волосы красить. Говорит: человек не может сделать своего волоса белым или черным, а сейчас может. Вот тогда не было этой химии. А вот возраста себе прибавить не может никто. Кто себе еще годик накинет сверх Божьей программы? Никто. Дни наши у Бога все вписаны. И поэтому одна благословила свою жизнь, и она стала благословлена. А другая свою жизнь осудила, не приняла этих страданий и стала страдать из этого еще больше. Так вот это нам всем жизненная программа. Вот она тайна жизни – крестоношение. Умное, осознанное, радостное и верующее. Апостол Павел нам сказал: вам, верным, дано не только веровать во Христа, но и страдать за Христа. Это что за такое за дарование? Как простым человеческим умом можно это все понять? Веровать – это хорошо. Каждый скажет, и безбожник. В храм-то они приходят, покупают свечи, акафеисты читают, к Матроне ездят, к мощам ездят, но для чего? Чтобы избавиться. От чего? От страданий. И ищут, что угодно сделают, чтобы только их не было. А разве можно без этого прожить? Нет. Что под конец будет или даже в середине? Разочарование. Поначалу есть призывающий благодать. Пришли, Матроне помолились, свечку поставили. Бог эту маленькую свечечку принимает. А потом кто-то начинает думает, что церковь и христианство – это бюро добрых услуг, это место, где тебе обеспечено, гарантировано благополучие, и он этого ищет в церкви. И тогда он глубоко будет разочарован, потому что этого не найдет. Это не тот путь. Это не то место. Это место испытания. И мы заранее к этому должны умом и сердцем быть готовым. Апостол Павел так и говорит: вам дано не только веровать во Христа, но и страдать за Христа. И Бог, говорит он, не попустит нам быть искушаемыми сверх сил, но при испытании даст и избавление. Кто-то скажет, нет никаких сил. Бог не даст, апостол Павел говорит, испытания сверх сил. А можно без испытаний? А можно без скорбей? А можно, вот так сказать… ну, буду святую жизнь вести и вот так вот… ну, все вот по легкому. Апостол Павел говорит: «дано мне множество откровений, и чтобы я не превозносился чрезвычайностью откровений, и через это чрезвычайностью благодати, дано мне жало в плоть, ангел сатаны, чтобы удручать меня. Трижды молился я об этом Богу, и Бог мне сказал: довольно для тебя благодати моей, ибо сила моя в немощи совершается». Но при этом он говорит: всегда радуйтесь, непрестанно молитесь, за все благодарите. А я не хочу хвалиться только крестом и немощами моими, и я язвы Иисуса Христа ношу на теле моем. А что это такое: я раны Иисуса Христа ношу на теле моем? Монахи носят на своей груди два креста. Одни мирской крестик, который дан им при крещении. А другой крест параманный, деревянный крест, переплетенный тесемочкой, а на спине небольшой плат вышитый и там такие слова: я язвы Иисуса Христа ношу на теле моем. Монахи в этом подражают апостолу Павлу, который об этом сказал, а они носят на себе этот параманный крест с этой надписью, на голом теле носят этот параманный крест. Что же это такое? Бог пострадал, Христос прошел этим путем. Он мимо креста и мимо язв не прошел. Ты ли думаешь, что тебя это не коснется? Он безгрешный пострадал, а ты за свои грехи эти язвы носишь, свои язвы. Это напоминание, это воспоминание, это стержень, это фундамент, чтобы мы не ныли. Иоанн Златоуст однажды сказал наимудрейшую вещь: больной человек – это не тот, у кого много болезней, а это тот, кто при болезнях много ноет. Здоровый человек – это не тот, у кого нет болезней, а это тот, кто при болезни не ноет. Оказывается и здоровье, и болезнь, они отсюда, от головы, от веры, от сердца. Я все принимаю. А если ты все принимаешь, тогда для тебя и страдания нет никакого. А если ты не просто зациклен на своей телесной жизни, а живешь духом, тогда это вообще будет все второстепенная вещь. Я таких людей видел. Приезжаю к старцу Христофору, духовнику Тульской епархии, которому уже, наверное, было восемьдесят пять лет, и он слепым человеком был последние десять лет. Десять лет слепой по старости: глаукома, катаракта… операция одна, другая, но потом, в конце концов, ослеп… Приходили люди со всей Тулы и с окрестностей приезжали, и чрезвычайно любил Оптину пустынь, оптинских старцев, был начитан, напитан их наследием, всегда цитировал старца Амвросия, других оптинский старцевю Когда мы, монахи Оптинской пустыни, приезжали к нему, он говорил: у вас такое наследие, такое наследие… И еще один старец отец Иоанн Крестьянкин об этом оптинском наследии говорил: читайте оптинских старцев. В них вы найдете ответы на все свои вопросы. И кстати, мы милостью Божьей издали симфонию, то есть, тематический указатель, двухтомник, ко всем трудам оптинских старцев, более четырехсот тем. Этот двухтомник есть у нас в книжной лавке. Симфония по письмам старца Амвросия и по письмам старца Макария. Чтобы ни коснулось, все там тонко, духовно разобрано. И этот старец архимандрит Христофор любил оптинских старцев. Приезжал несколько раз я к нему, с вопросами, духовными проблемами. Однажды приезжая смотрю, что старец сидит, уже голова склоненена к груди и видно, так сказать, пребывает в молитве Иисусовой. Подошел к нему, сидит в белом подрясничке, всегда такой чистенький. Я подхожу и спрашиваю у него: батюшка, отец Христофор, как жизнь, как себя чувствуешь? Это кто, говорит, Мелхиседек? Я говорю: я, я. Он говорит: плотью я немощен, а духом бодр. Вот так и сказал: бодр. Слепой, восемьдесят пять лет. Вот он не ныл, не скулил и через это был духовной скалой. Бог дал зрение, Бог взял. Нагим я вышел из чрева матери, нагим и отыду. Буде имя Господне благословенно отныне и до века. Я был на похоронах его. На площаде около храма Димитрия Солонского, в котором он был почетным настоятелем, вся Тула собралась. Провожала немощного телом старца, но духом духовного атлета и духовного гиганта. Как эти люди такими становятся? Имея крепкую веру во Христа и неся осознанно, радостно свой жизненный крест. Поэтому мы, когда утром просыпаемся и будем целовать свой крест, будем вспоминать эти слова, которые сегодня услышали. И самое главное постараемся стяжать такой дух, такую молитву, такое внутреннее устроение, чтобы мы не просили у Бога избавления, а просили у Бога терпения, мудрости и благодарности это нести. И тогда мы будем выше всех жизненных обстоятельств, мы даже будем выше самой смерти. Мы будем ее победителями. Потому что нам дана Богом такая вера и такая сила, чтобы вытереть об нее ноги. Иду к тебе, возлюбленный мой Христе. Имею, верней, на это надежду, что примешь раба Твоего в Уарствие Небесном по великой Твоей милости. Вот, на что надо рассчитывать: на великую милость Божью. Почему? А потому что как я старался, как мог и я подвизался быть соучастником страданий Христовых. Господи, ты Сам это знаешь. Должна быть у нас быть такая молитва: не роптал, не проклинал а благословлял всю мою жизнь. Тогда и мы через это сподобимся, дай Бог, чтобы это было с каждым из нас, услышать блаженный глас Христа Спасителя: рабе благий и верный. В малом был еси верен, над многим тебя поставлю, вниди в радость Господа Бога твоего, аминь.