Jump to content

Денис85

Пользователи
  • Content Count

    19
  • Joined

  • Last visited

Community Reputation

1 Обычный

About Денис85

  • Rank
    Новичок

Recent Profile Visitors

The recent visitors block is disabled and is not being shown to other users.

  1. Из статьи иеромонаха Гавриила (Мельникова): Важнейшей темой Арндта является падение Адамово, где нередко у него применяется применительно к падшему человеку выражения "образ сатаны", "подобие диаволу", что характерно для Лютера (зависимость Арндта от Лютера в этом вопросе упускается, как ни странно, крупными немецкими арндтоведами). У Оригена мы встречам идею о том, что грех как бы навязывает человеку образ диавола, но речь идет скорее не о полном уничтожении образа Божия, а о сосуществовании двух образов в человеке и обретении им цельности через очищение. В Святоотеческой традиции терминология "уничтожения" образа Божия уравновешивается пониманием того, что образ Божий непостижимым способом остается в человеке всегда, но лишь затемняется... Арндт в этом вопросе удаляется от древнецерковной традиции в сторону представлений Лютера о том, что в грехопадении образ Божий в человеке совершенно уничтожился, обратился в образ сатаны. Кристиан Брав, находя, по-видимому, в мыслях Таулера источник данных представлений Арндта, замечает, что у Таулера это всего лишь метафора, выражающая не поврежденность образа Божия в человеке, а подавленность этого образа чувственностью при сохранении природной красоты. Брав отмечает, что у Арндта, в отличие от Таулера, момент поврежденности человека грехом и превращение его в образ сатаны играет значительную роль. Но Брав упускает из виду, что эта концепция принадлежит однозначно Лютеру, здесь Арндт оказывается именно лютеранином, воспринявшим искаженный августинизм, когда становится возможным не просто глубокое повреждение человека, но уничтожение образа Божия, свободы воли и обращение богоподобия в образ сатаны. Отметим, что в подлинном наследии блаж. Августина, образ Божий в человеке имеет природный характер, он неуничтожим и даже в крайнем повреждении сохраняет красоту. P.S.: Вот это вот Арндтово совершенно чуждо Святоотеческой традиции, которая отстаивает сохранение образа Божия. Арндт не тем духом точно напитает.
  2. Терстеген не участвовал в церковной жизни, вот что по этому поводу говорится в книге: Очень важным и интересным является вопрос внешне-церковной жизни Терстегена (его экклезиологические воззрения мы уже разобрали выше). Терстеген старался не пересекаться с мирскими людьми, находя это вредным для внутренней жизни. Вообще людей он не чурался и был благорасположен ко всем, с кем ему приходилось встречаться в тех или иных жизненных ситуациях; также и благотворительную помощь он оказывал всем нуждающимся, невзирая на их духовное состояние и религиозную принадлежность (интересно, что когда Терстеген серьёзно заболевал, мюльхаймские евреи, регулярно пользовавшиеся его аптекой, устанавливали в своей синагоге даже специальный «молитвенный час» о его выздоровлении[60]). Но общение он ограничивал только своим кругом – сознательно ведущих внутреннюю духовную жизнь христиан. Чтобы не сообщаться с «явными грешниками» (номинальными членами Церкви, живущими по духу мира сего), Терстеген в церковь не ходил и к Таинству Вечери не приступал. Как и во всех других случаях, где современному человеку видится некая экстравагантность и индивидуальные «перехлёсты», такой отказ от причастия вместе с «грешниками» был вполне традиционен для реформатского пиетизма. В «Исповедании веры» одного из столпов этого религиозного направления, уже упоминавшегося Хохмана фон Хохенау, мы читаем: «О Святом Причащении я верую, что оно установлено только для избранных учеников Христовых, кои последуют Христу делом и истиною, отвергаясь всякого духа мира сего. Потому весьма уничижается Завет Божий, равно как и воздвизается гнев Его на всю Церковь, когда нечестивые чада мира сего допускаются до Вечери Господней, что, увы, происходит и посейчас»[61]. Терстеген следовал этому воззрению и обосновывал своё нехождение в церковь именно нежеланием причащаться с «неистинными христианами». В подтверждение своих взглядов он написал несколько небольших трактатов, в которых утверждал, что Иуда вышел с Тайной Вечери до совершения Таинства, и, следовательно, прочие апостолы с Иудой не причащались (такая точка зрения всегда наличествовала в Церкви; Терстеген, например, ссылается на Феофилакта Болгарского, Апостольские постановления, Максима Исповедника, Дионисия Ареопагита и др.[62]). Было ли это церковным сепаратизмом? Формально да – в том смысле, в каком это явление описано выше, когда мы говорили о «мирных земли». Но духовная жизнь Терстегена была гораздо глубже формальных определений. Сам он обвинения в сепаратизме от себя отводил (чему соответствует, между прочим, и то обстоятельство, что его наследие очень быстро и уверенно было рецептировано Протестантской Церковью). Да, церковную действительность он воспринимал, как мы уже сказали, в духе Готфрида Арнольда: земная церковь – падшая, в ней всё настолько перемешано, что подлинному христианину лучше соотноситься с ней минимальным образом (интересно, что сам Арнольд в зрелом возрасте отошёл от своих радикальных взглядов и стал пастором Лютеранской Церкви). Но при этом Терстеген никого к сепаратизму не призывал – в этом он был так же рассудителен, как и во всём остальном; его решение не участвовать в церковной жизни было исключительно личным. Более того: Терстеген считал, что всё внешне-церковное может принести пользу, если будут правильно расставлены приоритеты: всё это – средства для внутренней жизни во Христе, употребляемые свободно, в зависимости от личных особенностей человека и обстоятельств его жизни. Терстеген никогда не «ругал» церковь (в то время как в радикальном протестантизме это было принято: официальная церковь именовалась «вавилонской блудницей» и т. п.), а просто выносил её внешнюю жизнь «за скобки». Это позволило стать его сочинениям приемлемыми для христиан всех деноминаций. Вполне возможно, что у Терстегена гордыня была. Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь. Меня насторожил Терстеген, если он не участвовал в церковной жизни, не желая причащаться вместе с грешниками, то уже совсем не то, может увести вкривь, ложка дегтя испортит всю бочку меда. Арндт тоже настораживает, нужно читать с рассуждением. Настораживает вот этими словами, которые я выделил жирным шрифтом: 6. Ибо подобно тому, как Господь Бог по праведному суду Своему предал язычников превратному уму за то, что они отвергли и вменили ни во что внутренний закон природы и собственную совесть, эту правду Божию, написанную в сердцах их, противясь тем Самому Богу, так что чрез таковое ослепление ума впали они в гнусные, отвратительные грехи и мерзости, коими собрали на главу свою праведный гнев Божий (см.: Рим. 1:21–32), – то тем паче, когда именующие себя христианами отвергают и внутреннее, и внешнее слово и свидетельство Божие и не только не хотят каяться, но противятся Духу Святому и хулят Бога, то предаёт их Бог извращению ума, соделывающему их хуже язычников и магометан, и посылает на них действие заблуждения, так что они верят лжи. И, таким образом, осуждены будут все, не веровавшие истине, но возлюбившие неправду (ср.: 2 Фес. 2:11–12). 7. Этим объясняется господство между христианами таких ужасных пороков, о которых и в языческом-то мире никогда слыхано не было – поистине диавольской гордости, непомерной роскоши, ненасытного любостяжания, постыднейшего сладострастия, скотской нечистоты и дел крайнего нечеловеколюбия. Всё это происходит от ослепления и ожесточения, свойственного превратному уму. Ибо поскольку христиане не хотят последовать в своей жизни уничиженному, кроткому, смиренному, не обладающему никаким имуществом Христу, но соблазняются о Нём (ср.: Мф. 11:6) и стыдятся Его святой жизни, невзирая на то, что Бог поставил Его светом миру (ср.: Ин. 8:12), дабы христиане следовали стопам Его (ср.: 1 Петр. 2:21), – то Бог и предаёт их на то, чтобы они последовали сатане, проводили диавольскую его жизнь во всякой мерзости, лжи и немилосердии и совершали дела тьмы, ибо они сами не хотят ходить во свете, по сказанному Господом: ходите, пока есть свет, чтобы не объяла вас тьма (Ин. 12:35). И вот то что я выделил жирным шрифтом, непонятно как понимать, то ли как попущение, то ли то что Бог отходит от таких людей, то ли что Бог Сам толкает таких людей на такой путь. Непонятно. Хотя в Священном Писании, Бог говорит через Своего пророка Иезекииля: Тогда и Я дал им повеления пагубные, законы, несущие гибель. Я заставил их оскверняться собственными приношениями – приносить в жертву первый плод всякого материнского чрева. Я это сделал, чтобы обречь их на гибель, – чтобы уразумели они, что Я – Господь! (Иез. 20:25-26). Лучше действительно читать авторов проверенных и одобренных Православной Церковью. Да и православному христианину нет смысла читать протестантов, когда такое обилие духовной православной литературы.
  3. Герхард Терстеген о прелести http://sdsmp.ru/ns/item.php?ELEMENT_ID=3417 Материал между прочим на сайте Московской Сретенской Духовной Семинарии.
  4. Игумен Петр (Мещеринов) пишет: Влияние Арндта на русскую духовность отнюдь не ограничивается св. Тихоном Задонским. Среди святых Русской Православной Церкви, весьма почитавших Арндта, упоминаются святитель Арсений (Мацеевич) (1697–1772), а также миссионер, просветитель Алтая, преп. Макарий (Глухарёв) (1792–1847), внутренний мир которого был сформирован чтением книг Арндта.
  5. Вы прежде чем делать выводы, прочитали бы для начала труд Иоганна Арндта "Об истинном христианстве", который получил самое широкое распространение в России в XVIII - начале XX вв. и пользовалась большим авторитетом у святителя Тихона Задонского. Вот что пишет протоиерей Павел Хондзинский: Между тем книга Арндта была хорошо известна святителю Тихону, более того – ценима им. В его письмах сохранилось о ней упоминание, не оставляющее в том никаких сомнений: «Вам... – пишет он некоему молодому дворянину в Петербург, – нет удобнейшего места, яко место уединенное, куда вам советую преселиться и начать сначала святую Библию читать, с рассуждением разных Божиих дел, которые она тебе представит; и всегда, поутру и нощию, в ней поучаться, и Арндта прочитывать, а в прочие книги, как в гости прогуливаться, и острить ум и волю во благое, и ждать звания Божия, куда и когда Бог позовет, и тако будьте покойны». Итак, Арндт поставлен святителем непосредственно после Библии и выше всех «прочих» книг. Между тем, кажется, только один Флоровский замечает о святителе Тихоне, что «вряд ли случайно его главная книга носит то же название, что и книга Арндта», не развивая, впрочем, подробно эту тему.
  6. Статья Поля Маттеи https://cyberleninka.ru/article/v/rimskiy-primat-v-vospriyatii-afrikanskih-hristian-predystoriya-soderzhanie-i-istoricheskie-sledstviya Интересно прочитать о взгляде древних церковных авторов о единстве Церкви, о значимости епископата как гаранта от ересей, как наследников Апостольского преемства в плане веры, что предохраняет единство от ереси. Единый хор не может нестройно петь. С одной стороны заявляется о коллегиальности епископов между собой, с другой стороны читая про Киприана Карфагенского, при всем равенстве, братстве, замечается все же некая ведущая роль Римской Церкви, хранящей память о Петре, носителе единства Апостолов и как обладательница Петрова наследия, она являет собой гарант общения. Но все это рассматривается в братском духе, в духе всеобщего единства и согласия, без ноток какого-либо главенства. По Воскресении Христовом, все Апостолы получили одинаковые ключи, но первоначально на Петре показывается единство. По Киприану Карфагенскому, Римский епископ играет в рамках епископской коллегии ту же роль, что Петр играл в рамках коллегии апостольской. Для Киприана, Римская Церковь являет собой центр общения, но в единении и согласии, забота о всех Церквах принадлежит всем епископам.
  7. Вот даже из классического пуританского определения освящения, которое дано, как известно, в Вестминстерском Кратком катехизисе, вопросы 35-36: «Что такое освящение? Это работа благодати Божией, которой мы облекаемся в нового человека по образу Божию и все больше и больше умираем для греха и живем для правды. Каковы преимущества, которые в этой жизни вытекают из оправдания, усыновления и освящения или сопровождают их? Вот они: уверенность в Божией любви; мир совести и радость во Святом Духе; возрастание в благодати и стойкость в ней до конца». Пуритане это последователи кальвинизма в Англии и Шотландии. А вот лютеранское учение об освящении - https://www.liveinternet.ru/users/1650027/post101531583/ Вели-Матти Керккеинен об обожении Ученик Маннермаа Симо Пеура написал подробную монографию об идее обожения у Лютера[51]. Пеура показывает, что хотя Лютер и нечасто пользуется самим термином «обожение»[52], идея обожения является одной из неотъемлемых и главных в его богословии. Наиболее яркое выражение это нашло в словах Лютера, произнесенных им в проповеди на день свв. Петра и Павла (1519 г.): «Ибо верно, что человек, которому помогает благодать, — более чем человек; воистину, Божья благодать дает ему образ Бога и делает Богом, так что даже в Писании его называют "Бог" и "Сын Божий"»[53].
  8. А я не противопоставляю слова Писания и протестантскую традицию, в отличии от Вас. Вы даже не смогли заметить, что в приведенном мною фрагменте из Терстегена, нет никакого противоречия со словами Писания. Вы никакого отношения к протестантизму не имеете. Баптисты, пятидесятники, адвентисты - все это не протестанты. Протестантизм это лютеране и реформаты, которые придерживаются постановлений и вероисповедания Аугсбургского собора 1530 года. Они не отрицают Опыт Церкви, который раскрывает Священное Писание. Лютеране например себя считают католиками. В конце Формулы Согласия приводится множество мест из творений отцов (так называемый «перечень свидетельств»), а также из решений Эфесского и Халкидонского Соборов. Книга Согласия, представляющая собой квинтэссенцию лютеранской теологии 16 века, открывается тремя древними символами веры: Апостольским, Никейским и Афанасьевским (хотя последний и не принадлежит св. Афанасию Великому). Есть видеозапись: Диспут с лютеранами Ингрии: "Спасение по лютеранской и православной традиции" - https://youtu.be/SrLNxzT_hvU?t=10 И отстаньте от меня, я же Вас попросил не писать мне. Богословие протестантов, построено на учении блаженного Августина, что наша воля испорчена первородным грехом и творить дела угодные Богу, мы сами по себе не можем, если Бог нас не возродит Своей Благодатью. Добрые дела, угодные Богу, это следствие духовно-рожденного человека, о духовном рождении говорит Господь Никодиму. Сам блаженный Августин опирался вроде бы на Послание Апостола Павла к Римлянам и Августин вел полемику с Пелагием. Мартин Лютер написал "О рабстве воли". Суть в том, что человек спасается верой, а уже эта вера, которая не просто вера, не просто оправдание, не пассивная вмененная праведность, а действие Благодати, которая меняет человека, от этого деятельного благодатного освящения и происходят добрые дела угодные Богу. Даже удержание от лжи и неправды, согласно 9 канону Оранжского собора, мыслится как Божий дар. Владислав, моей целью не была дискуссия с кем-либо, моей целью было показать что из себя представляет настоящий протестантизм, а не тот балаган, который за него выдают. И еще раз прошу Вас не отвечать мне.
  9. Первая приведенная Вами цитата, вовсе не говорит о другом, о чем например писал Терстеген, в приводимой Вами цитате говорится о духовном знании, а у Терстегена в тех словах, которые я привел, речь о том, что человек не способен лишь деятельностью рассудка (одними рассуждениями) иметь познание о Боге, к тому же наш падший ум, может уклониться в мечтательность. Вторая Ваша цитата вообще ни к месту, о духовных наставниках например пишет Апостол Павел, Христос говорит о пророках, которых не слушали евреи. Объяснение этих слов Христа можно прочитать здесь - http://bible.optina.ru/new:mf:23:08 Третья цитата, вовсе не противоречит духовному наследию описанному например у Терстегена и Арндта. Вы для начала прочтите их, а потом беритесь обсуждать. И кстати протестантизм, настоящий протестантизм, не отвергает ни Святых Отцов, ни Соборов, они упоминаются в Книге Согласия. Классики протестантизма цитируют святых. Я недавно заказал всю изданную на русском церковную догматику Карла Барта, Систематическое Богословие Луи Беркхофа, а он даже упоминает Дидахе. Вы процитировали места из Писания, но логически не смогли увидеть, что противоречия нет, поэтому мне пожалуйста не пишите, мне интересно общаться с собеседником у которого не страдает формальная логика.
  10. Недавно был издан на русском труд Герхарда Терстегена (1697–1769) «Путь истины» [О неверном применении ума в деле богопознания] 24. Первая основная повреждённость и неверное применение ума есть самонадеянная дерзость и мечтательное обольщение, когда человек считает, что он может деятельностью своего рассудка (посредством изучения, исследования и рассуждения) получить правое познание Бога и Его истины. Многие думают и поступают в соответствии с таким убеждением. Между тем это есть великое обольщение и в высшей степени вредное заблуждение. Мы не в состоянии никакими нашими действиями возыметь в себе Бога и Его божественный свет; мы можем только, как бедные слепцы, чаять его и принимать исключительно по благодати. Наш ум не умеет ничего, кроме как создавать образы. И тот, кто, подобно усердному и одарённому художнику, обладает искусным, развитым активным рассудком и живописует в уме всевозможные тонкие и прекрасные образы природных и духовных вещей, и способен как созерцать их сам, так и являть их взору других людей, – тот подвергается гораздо большей опасности впасть в самолюбование и рассеяние и зря растратить время своей жизни, нежели тот, кто не обладает такими способностями. Всякий раз, когда такой человек подступится к подлинному познанию Бога и Его истины, в нём будет воздвигаться сильнейшая буря мысленных картин и образов. И именно в этом заключается причина, почему в деле истинного познания Бога никому не приходится труднее, чем мудрецам века сего (1 Кор. 1, 20) и тем, кто предоставляет своему падшему уму слишком большие полномочия.
  11. По поводу духовности протестантов, ну например на формирование духовного облика святителя Тихона Задонского, лютеранин Иоганн Арндт повлиял очень сильно. Как высоко святитель Тихон ставил Арндта, может свидетельствовать одно его письмо, в котором он советует своему адресату: «после Библии прочитывать Арндта, а в прочие книги, как в гости, прогуливаться». В подражание Арндту святитель Тихон написал свою книгу «Об истинном христианстве». Традиционно читаемая и одобряемая Русской Православной Церковью, как в лице ее святых, так и в лице официальной цензуры, одна из лучших и самых популярных духовно-назидательных книг из сокровищницы мирового христианства. Книга Иоганна Арндта «Об истинном христианстве» получила самое широкое распространение в России в XVIII – начале XX вв. С 1735 года, когда вышел первый перевод на славяно-русский язык Симона Тодорского (1701 – 1754), будущего архиепископа Псковского, Изборского и Нарвского, и до 1906 года она была переведена на русский язык еще четыре раза и издавалась многократно. Так вот, если в этом труде преподнесен правильный духовный опыт, если эту книгу ценили архиереи РПЦ, включая прославленного в лике святых святителя Тихона Задонского, то это означает, что данный труд несет в себе здоровые духовные плоды и значит у автора-лютеранина была нормальная духовная жизнь.
  12. К протестантизму можно отнести лишь последователей Лютера и Кальвина, которые придерживаются постановлений и вероисповедания Аугсбургского собора 1530 года. Есть еще скандинавская ветвь лютеранства, коей в России является преемницей строго консервативная Евангелическо-Лютеранская Церковь Ингрии, не признающая женской ординации. Так вот, у них, в скандинавской ветви лютеранства, включая и ЕЛЦ Ингрии, есть преемство епископское от католического епископа Вестеросского Петера Магни, далее уже рукополагал Лаурентиус Петри Нерициус - первый лютеранский епископ Швеции. Отсюда идет линия епископского преемства в скандинавском лютеранстве. От них епископское преемство унаследовали лютеране Ингрии. В Истории Церкви были известны случаи единоличной хиротонии во епископа. Но их епископское преемство все равно не признается ни православными, ни католиками, хотя вот такие дела, есть самая настоящая епископская сукцессия в этих ветвях лютеранства. В немецкой ветви лютеранства нет епископского преемства, которое есть у скандинавской линии. Лютеранские деноминации делятся на консервативные и либеральные.
×
×
  • Create New...