Гость 1 058 Опубликовано: 7 августа, 2010 Поделитесь вашими представлениями о душе человека...Что такое душа человека? Как она появляется, как создается Творцом? У кого из Святых Отцов есть размышления о душе? Почему душа может радоваться и страдать? Почему она связана с телом и не может быть без него? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 6 сентября, 2010 Почему нам одни люди нравятся, а другие нет? почему к одним располагаешься, а с другими даже не хочется встречаться?...что побуждает человека к симпатии или отвращению к кому-то? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Таня 425 Опубликовано: 7 сентября, 2010 Я тоже об этом неоднократно задумываюсь. Не помню у кого, но встречала такое определение души: душа - это то, что болит, когда человеческое тело здорово. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 7 сентября, 2010 душа - это то, что болит, когда человеческое тело здорово. очень интересное определение...вспомнился один случай..со мной однажды случился обморк, потеряла сознание стоя на остановке...очень интересные, "другие" ощущения, которые не испытываешь будучи в сознании....мы говорим, что теряем сознание, но на самом деле мы все же его не теряем...оно там, мы теряем связь сознания с телом..вот это более правильное определение наверное; так что же произошло-то? - стою я на остановке, в глазах начинает мелькать, зрение "сужается" - можно видеть только что в центре зрительного внимания и не более (как узнала позже у меня была простая мигрень, которая привела меня к обмороку)..и вдруг моя физическая сила начинает слабеть, слабеет ("мягчает") тело и постепенно чувствуется, что теряешь над ним контроль..до такой степени, что перестаешь чувствовать его вообще, теряется связь с окружающим миром - ничего не слышишь, не видишь, не ощущаешь; сознание тоже "сужается" - пропадает чувство ориентации в пространстве, пропадают все знания и навыки, которыми обладаешь, остается одно "я" без ничего, совершенно без ничего - удивительно чувство (ощущение) самой себя, причем все это происходит в ...уме, в голове..не осознаешь "не чувствуешь" себя с руками или ногами, или своей внешностью - совершенно нет...чувствуешь только свой...ум (как бы странно это не звучало), который находится внутри чего-то, именно чувствуешь себя внутри, в каком-то замкнутом пространстве, которое небольшое по размеру, но очень мало и это удивительное ощущение себя в нем - его не передать словами. Что интересно, когда пришло это ощущение себя без ничего в замкнутом пространстве..пришел (наступил) ПОКОЙ; этому ощущению нет сравнения ни с чем на земле, это не было чувство блаженства, это было именно чувство покоя, когда ничто не тревожит и ничто не тяготит, когда не думаешь не о чем, а просто существуешь и это делает тебя полным, в смысле целым - это хорошо можно выразить словами "я - есть", как факт, как данность; мое бытие другого порядка? - очень даже может быть.. Я не знаю сколько "физического" времени я находилась в этом состоянии, но видимо не долго; потом постепенно пришло ощущение "физической" самой себя; вокруг меня собрались люди, так как я почти была на земле, постепенно начала слышать и понимать что мне говорили и что спрашивали, вернулась сила...я смогла подняться, сесть на автобус и поехать домой. Что это было? - не знаю, но сознание я точно не теряла , но что действительно я теряла тогда так это связь, контроль над телом...удивительный опыт...если по такому принципу умирают все люди, то бояться нечего...во всяком случае мне хотелось бы на это надеяться. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Ольга Опубликовано: 7 сентября, 2010 Во время тяжелеой болезни со мной тоже было очень похожее на то, что описала Катерина. Еще добавила бы вот что. Придя в себя, я удивилась тому, что, если в повседневной жизни мысли и переживания о детях, муже, о близких - они всегда и занимают много времени, то в том, необычном состоянии как будто у тебя нет детей, нет близких. только ты и что-то очень значительное впереди.Это очень удивило.Двадцать лет заботы о детях, куда они делись? Нет, состояние такое, как будто я молодая, как будто все самое важное в твоей жизни еще впереди. Катерина, может у Вас есть мысли по поводу юбилея? Мне важно ваше мнение. Спасибо Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 7 сентября, 2010 может у Вас есть мысли по поводу юбилея? Ольга, я подумаю над вашим вопросом...обязательно отвечу . Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 7 сентября, 2010 Во время тяжелеой болезни со мной тоже было очень похожее на то, что описала Катерина. Еще добавила бы вот что. Придя в себя, я удивилась тому, что, если в повседневной жизни мысли и переживания о детях, муже, о близких - они всегда и занимают много времени, то в том, необычном состоянии как будто у тебя нет детей, нет близких. только ты и что-то очень значительное впереди.Это очень удивило.Двадцать лет заботы о детях, куда они делись? Нет, состояние такое, как будто я молодая, как будто все самое важное в твоей жизни еще впереди. можно себе представить сколько ещё мы не знаем о самих себе, о нашем бытии не только в земном плане, но и в плане вечном... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Таня 425 Опубликовано: 29 сентября, 2010 А если человек спит, что в это время делает его собственная душа? Тоже отдыхает? Ведь если душа может страдать, когда тело не болит и здорово, значит ... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена 25 Опубликовано: 29 сентября, 2010 Поделитесь вашими представлениями о душе человека...Что такое душа человека? Как она появляется, как создается Творцом? У кого из Святых Отцов есть размышления о душе? Почему душа может радоваться и страдать? Почему она связана с телом и не может быть без него? Вопросик, однако. Всё что мне известно о душе - в стихотворении Николая Заболоцого: Не позволяй душе лениться! Чтоб в ступе воду не толочь, Душа обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! Гони ее от дома к дому, Тащи с этапа на этап, По пустырю, по бурелому Через сугроб, через ухаб! Не разрешай ей спать в постели При свете утренней звезды, Держи лентяйку в черном теле И не снимай с нее узды! Коль дать ей вздумаешь поблажку, Освобождая от работ, Она последнюю рубашку С тебя без жалости сорвет. А ты хватай ее за плечи, Учи и мучай дотемна, Чтоб жить с тобой по-человечьи Училась заново она. Она рабыня и царица, Она работница и дочь, Она обязана трудиться И день и ночь, и день и ночь! 1958 Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Ивушка - Ирина 719 Опубликовано: 29 сентября, 2010 Единственное, что я знаю, душа - это не тело Мне было 16 лет, я находилась в спокойном состоянии, была здорова, готовилась ко сну, сидела на своей кровати и раздевалась. Вдруг я каким-то образом оказалась под потолком, в углу комнаты и увидела себя со стороны! Испугалась. И моментально все встало на свои места. Тогда я поняла, что душа - это не тело, а что-то совсем другое Больше никогда со мной такого не было. Почему так случилось, не знаю. Никакой литературы на эту тему я тогда не читала, да и где ее было взять в 1976 г. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Таня 425 Опубликовано: 26 ноября, 2010 Недавно дали почитать книгу, составленную архимандритом Иоанном (Крестьянкиным) "Размышления о бессмертной душе". Там есть глава "Святые отцы о душе человеческой". Святые отцы и Учители Церкви восторженно говорят о человеческой душе, в прекрасных выражениях описывают величие и необыкновенную ее красоту. Святитель Григорий Богослов: Душа - существо умносозерцаемое, вечно пребывающее, образ и дыхание Всемогущего Бога, частица Божества, (конечно, не в собственном значении этого слова), струя невидимого Божества и бесконечного света, Божественный и неугасимый свет, заключенный в теле, как в пещере. Душа - природа оживляющая и движущая; с душой сродственны разум и ум. Преподобный Макарий Великий: Душа - это умное, исполненное всякой красоты и поистине чудное творение Божие. Душа есть весьма утонченное тело. Тварь особого рода.(Он называет ее телом исключительно для того, чтобы показать ее отличие от Бога, в сравнении с Которым она является как бы более грубого естества). Душа - дело великое и чудное. При создании ее Бог создал ее такою, что в естество ее не было вложено порока. Это творение умное, величественное, дивное - образ и подобие Божие, имеющее беспримерное близкое родство с Богом, без малейшего, впрочем, общения между их существами (Бог имеет общение с душами достойными, но только не существенно, а благодатно),- наделенное всеми совершенствами, свойственными духу, и, по чрезвычайной тонкости своей, удободвижное, быстролетное, неуловимое. Святитель Иоанн Златоуст: Душа - есть естество разумное и духовное, быстродвижное, непрестанно находящееся в деятельности, дражайшее всего мира, беспримерной и неописанной красоты, сущность, имеющая сродство с небесным,- отнюдь, впрочем, не Божественного естества, но сродная небесным и бесплотным существам. Душа человека так благолепна, что несравнима ни с какой природной красотой. Если было бы возможно телесными очами видеть красоту души, то никакие красоты земные не могли бы сравниться с нею. Но ее можно видеть только душевными, просветленными очами. Преподобный Ефрем Сирин: Душа наша есть прекраснейшее и преимущественно пред всеми творениями, любимейшее Богом творение, запечатленное тайною благодати и премудрости Его. Преподобный Иоанн Лествичник: Целый мир неравноценен душе; мир преходит, а душа нетленна и пребудет нетленною. Святитель Кирилл, архиепископ Иерусалимский:Душа - превосходное дело Божие, созданное по образу Сотворившего. Она бессмертна, Она существо живое, разумное и нетленное. Душа свободна и имеет власть делать что хочет. Святитель Филарет, митрополит Московский:Душа - невидимая тонкая сила; существо духовное и бессмертное. Но образ Божий в человеческой душе проявляется не столько в этих двух ее качествах (духовности и бессмертии), но в ее силах и способностях. А именно: уме, даре слова, свободе, памяти и разуме. Слово - орган ума, и в нем должен отражаться образ Божий.Начало Слова на небесах, превыше небес, в вечности, в Боге (Ин. 1, 1). И достоинство слова Божественно - "Бог бе Слово". Сын Божий для выражения своих Божественных свойств не нашел в языке человеческом лучшего наименования, как наименование Слово: "Нарицается имя Его Слово Божие" (Откр. 19, 13).Слово имеет вседетельную (всесоделывающую) силу: "Вся Тем быша" (Ин. 1, 3)... И в слове человека должен быть некий образ Слова Божия и сила Его. И действительно, слово поставило человека на лестнице творения выше всего земного, - оно соединило людей в общества, создало города и царства; в слове живет и движется знание, мудрость, закон; словом образуется и распространяется добродетель; слово в молитве восходит к Богу, беседует с Ним.Свобода - есть способность разумно избирать полезное и нужное дело; это деятельная способность человека не порабощаться греху и избирать лучшее при свете истины Божией.(В этом видится образ Божий в душе человека). Преподобный Иоанн Дамаскин: Душа - сущность свободная, одаренная способностью желать и действовать, изменяемая в воле, имеющая ум, не как что-либо отличное от нее, но как чистейшую часть самой себя. Ибо, что глаз в теле, то ум в душе. Душа соединена со всем телом и объемлет его, как огонь железо. Душа - сущность живая, простая, бестелесная, телесными очами по своей природе невидимая, бессмертная, словесно-разумная, безвидная, действующая посредством органического тела и сообщающая ему жизнь и возрастание, чувство и силу рождения. Душа - есть дух умный, всегда движущийся, к доброй или злой воле удобный. Блаженный Августин: Душа - естество созданное, невидимое, разумное, бестелесное, бессмертное, богоподобнейшее, образ имущее Создателя своего.Он же говорит, что образ Божий в человеке являет именно душа (Человек создан по образу владычества, господства и самовластия). Священномученик Ириней Лионский: Душа создана Богом и имеет вид, свойственный своей природе, отличается от существа Ангельского. Вид свой она получила от теснейшего своего общения с телом.Вид души - это отображение внутреннего человека, и потому он различен у разных людей. Святитель Андрей, архиепископ Критский - определяет душу как ум, зрящий Бога. Святой праведный Иоанн Кронштадтский:Душа наша есть, так сказать, отражение лица Божия; чем яснее, больше это отражение, тем она светлее, покойнее; чем меньше - тем темнее, беспокойнее. А как душа наша - сердце наше,- то надобно, чтобы в нем отражалась через чувства, через благодарность всякая истина Божия, а отражения лжи вовсе не было. Душа - часть мира духовного. Бог отражается в благочестивой душе, как солнце в капле воды; чем чище эта капля, тем лучше, яснее отражение, чем мутнее - тем тусклее, так что в состоянии крайней нечистоты, черноты души, отражение (Божие) прекращается, и душа остается в состоянии духовного мрака, в состоянии бесчувственности. Душа наша проста, как мысль, и быстра, как молния. Душа благочестивого человека - это преблагая духовная сокровищница. Душа наша потому называется душою, что она дышит Духом Божиим, то есть она так называется от Духа Животворящего. Святитель Феофан Затворник:Душа есть действительная, живая сила, хотя и умная, чисто духовная. Своею, так сказать, физическою стороною она устрояет тело, оживляет его, движет и действует через него, а другою стороною, высшею, в то же время сознает себя, свободно действует, созерцает пренебесное, размышляет о земном и стремится к Божественному и вечному. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Таня 425 Опубликовано: 26 ноября, 2010 А вот ещё из той же книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Почему во все века и времена так много говорилось и говорится и в наше время о душе человеческой? Да потому, что душа - это жизненное начало... Потому, что жизнь человеческой души в Боге есть самое главное в жизни человеческого общества и жизни Церкви. Потому, что жизнь человеческой души в Боге и с Богом - это основа нравственного развития как человека, так и общества. Душа - это главная часть естества человека. Душа - есть некий вид энергии, еще не познанный людьми науки. Это та бессмертная, разумная духовно-нравственная сила, которую человек получил от Бога при творении. Люди не видят своей души и потому, к сожалению, не умеют ее ценить. А ведь душа - это те задатки добра и святости, которые являются частью нашего естества и даны нам Богом. И эта душевная сторона нашего естества сотворена Богом прекрасной. Она одуховлена Духом Божиим и является "частичкой" Бога в нас и сообщает нам возможность нашего обожения. Душа - это совокупность всех мыслительных разумных действий. Все наше внутреннее существо, внутреннее содержание человека, в какой-то степени характеристика человека, обуславливающая его поступки, его действия, поведение, его жизнь. Она одуховлена Духом Божиим бессмертным и разумным, и при жизни душа и Дух соединены воедино. Душа человека духовна и бессмертна - это догмат. По определению блаженного Августина она безвидна (невидима) и безОбразна (не имеет образа). Бог создал ее духовною и живою, разумною и свободною, и она составляет с телом один живой организм. Душу можно видеть только посредством откровения и Божественного просвещения. Только умные глаза отдельных людей, просвещенных благодатию Божией, могут видеть душу. На основании высказываний и определений святых отцов можно обобщенно о душе сказать так: Душа человека - это бессмертная, разумная, деятельная духовная сила, полученная человеком от Бога при творении, дающая возможность человеку, при воздействии на нее благодати Духа (Святаго) Божия, беспредельного развития и обожения. Душа - это бестелесная сила, личное самостоятельное духовное естество. Та разумная, мыслящая, высшая духовная сила, которая приводит в гармонию и сочетает во единое стройное целое разные части нашего тела. Но одновременно сама душа руководится Святым Духом Божиим, Который приводит в строгий порядок уже ее многоразличные стремления, движения и помышления. Она является тем духовным началом в человеке, которое обнаруживает свою деятельность во всех частях тела. Это свободная, одаренная способностью желать и действовать, самостоятельная бессмертная сущность человеческого естества. При земной жизни она тесно связана с телом и несет все тяготы и скорби его. Действует в теле и через тело, при содействии его органов. Руководит телом, будучи сама руководима и направляема Святым Духом Божиим. О душе можно сказать, что это совокупность высоких качеств любви, страдания, сердечного расположения... Душа - это та часть естества нашего, которой мы познаем Бога, молимся Ему, обращаемся к Нему во всех наших жизненных обстоятельствах (молитва - это пища нашей души). Душа - это та разумная часть нашего естества, которой мы способны распознавать добро и зло, выбирать свой жизненный путь. Это та разумная и мыслящая часть нашего естества, которая позволяет нам усилиями своей воли с помощию Божией, познав волю Его и возлюбив ее всем сердцем, строить нашу жизнь на основе заповедей Божиих. Это та часть естества нашего, которая позволяет нам сознательно идти путем, указанным Богом, борясь со всеми искушениями и ухищрениями духа злобы. Это та часть естества нашего, которая дает нам возможность не увлекаться земными соблазнами, а иметь единственную цель в жизни - стремление к познанию Бога и, насколько это доступно человеку, ощущать присутствие Божие уже во время нашей временной земной жизни. Душа - это частичка Бога в нас, это вместилище Духа Святаго. Через душу Бог постоянно присутствует в нас, и Он, наш Небесный Отец, постоянно таким образом с нами, т. к. живет в нашей душе. Будучи сотворенной бессмертной и одуховленной Богом (при творении же) вдуновением в нее Духа, она получила предназначение стать нерукотворенным храмом Духа Божия, местом постоянного обитания в нас. И если человек освятит ее святым крещением и не загрязнит своими повседневными грехами, то Дух Божий постоянно в ней присутствует и она становится храмом Божиим. Тем нерукотворенным храмом Божиим, которому предназначено жить вечно, вместив в себя Бога. Душа - это источник, из которого проистекает активность человека в его действиях, в его целеустремленности (к добру или ко злу); это та связь, которая нашей человеческой природе сообщает возможность быть близкой к Богу, внушает желание стремиться к Богу. И Господь Иисус Христос Своей искупительной жертвой вдохнул в нашу бессмертную душу новую жизнь, жизнь в таком тесном и близком общении с Богом, которое не может быть сравнимо ни с каким общением людей между собой. Мы вступаем в духовный союз с Богом, а через Таинство Св. Причащения и телом становимся едины с Ним. Все животные и растения созданы Богом и имеют душу. Но душа человека обладает особыми свойствами, ставящими ее в особое положение по отношению к душам животных и растений. И эта особенность ее заключается в ее духовности и разумности. В низшей своей части она сходна с душой животных, но ее одуховленность возвышает ее над душой животных и растений. При создании души человеческой Бог творил ее по образу Духа, вложив в нее образы и законы добродетели: рассудительность, ведение, благоразумие, веру, любовь и другие добродетели. В душе человека заложен образ Божий, который проявляется в ее бессмертии и духовности, в ее способностях и силах, в ее памяти, разуме и воле. Это духовная сила нашей жизни. Это творение Божие. А все сотворенное Богом прекрасно. Уже по своему творению она является особо тонкой, возвышенной, разумной, исполненной необычайной красоты и предназначена для пребывания в ней Бога. Это дом Духа Божия в нас! Господь в доме Своем - т. е. в душе (и теле) человека - собирает и полагает все небесное, духовное богатство. Стало быть, какой же бесценной является наша душа. Все красоты мира, все его сокровища - ничто в сравнении с ценой души. Ведь она бессмертна и носит в себе образ Божий. Бог - вечен. Он не знает ни начала ни конца Своему бытию. И наша душа - хотя она и имеет свое начало, но она не знает смерти - она бессмертна. И каким бесценным Божиим даром является наша бессмертная душа, вложенная в каждого из нас Господом! Она неоцененна: из всех созданий Божиих она - самое высшее создание после Ангелов. Но и Ангелам не дано чести быть жилищем Духа Святаго, а эта честь дарована только душам человеческим (1 Кор. 6, 17). Человек создан по образу и подобию Божию, и каждый из нас носит их в себе. И хотя наши грехи и страсти загрязняют этот образ Божий и стирают в нас его черты, мы не можем сомневаться в том, что печать его все же несем на себе. Душа наша не имеет цены. Господь Иисус Христос однажды как бы положил ее на весы, сравнив ее со всеми богатствами и ценностями земного шара, и сказал, что эти богатства - ничто в сравнении с душой. "Какая польза человеку, если он приобрящет весь мир, а душе своей повредит" (Мф. 16, 26)? Душа наша драгоценна. Это великий дар Божий, оценить который не в силах ни наша мысль, ни наше сердце - это цена крови, пролитой Спасителем на Голгофском кресте (1 Кор. 6, 20). Господь претерпел все унижения и мучения (с младенчества и до Голгофских страданий) ради спасения наших бессмертных душ. Бог дал ей бессмертие, дал разум, который вбирает в себя неисчислимое множество знаний... Дал свободу духа, никого насильно не принуждает идти за собой, а только обращается к нам с этим зовом; только зовет нас... Поистине нет цены бессмертной душе человека: она искуплена кровию Богочеловека и призвана Им к вечной и блаженной жизни, предназначена быть "храмом живущего в нас Духа Святаго": носить в себе образ Создателя своего. Души всех людей (с момента падения прародителей) сделались местом пребывания лукавых духов. И только с пришествием на землю Христа Спасителя было совершено великое спасительное искупление и уврачевание души. Он освободил ее от рабства и извел из тьмы к свету. Господь Иисус Христос пришел для того, чтобы изменить, преобразить и обновить естество павшей некогда души, создать вновь, растворив ее Божественным Духом. Верующих в Него Он соделал новым умом, новою душею, новыми очами, новым слухом, новым языком духовным, одним словом - новыми людьми. И понятно, что душа человека, как дитя Божие, рвется к своему первоисточнику, тянется к своему Небесному Отцу, как ребенок к своей матери; и только тогда обретает покой, когда почувствует себя в объятиях Небесного Отца (как успокаивается и ребенок на руках своей матери). Как велика цена души, видно из того, что только сын Божий, принесенный в жертву, смог восстановить в первозданное состояние нашу душу, поэтому и говорят богомудрые отцы, что цена ей - это цена пролитой крови Спасителя. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение