Jump to content
Татиана.

Лекции о преодолении зависимости (компьютерной и др.)

Recommended Posts

«Компьютерная зависимость. Пути преодоления»

 

Спасибо за лекции, а то я уже чувствую, что меня "магнитом" тянет ...

Share this post


Link to post

Наркоман нуждается в нашей любви

43084.p.jpg?0.5858509707471666

Уже никто не сомневается в том, что наркомания – бич современного мира. Она считается неизлечимой болезнью, так что на подверженных наркомании все махнули рукой: и близкие и родные, и врачи, и государство. Но только не Церковь. Она единственная способна реально помочь, спасти. Конечно, если ее слово будет услышано.

 

«Жизнь и смерть предложил я тебе, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое, любил Господа, Бога твоего, слушал глас Его и прилеплялся к Нему; ибо в этом жизнь твоя и долгота дней твоих, чтобы пребывать тебе на земле, которую Господь с клятвою обещал отцам твоим Аврааму, Исааку и Иакову дать им» (Втор. 30: 19–20).

 

В последние десятилетия наркомания охватила практически все индустриально развитые страны. На сегодняшний день эта проблема широко освещена средствами массовой информации; проводятся и научные конференции на эту тему, создаются фонды помощи, появились и новые правовые документы. Мир приспосабливается к новым условиям жизни, когда смерть и скорби постоянно находятся рядом с нами. Все так, как на войне, но на войне особой, когда часто собственным равнодушием и безответственностью мы сами помогаем нашему врагу. Никто из нас не застрахован от того, что следующей жертвой этого зла не станет наша семья или кто-либо из наших близких. Эта опасность особо угрожает нашим детям. Один из современных священнослужителей пишет: «Наркотики были известны еще в первобытном мире. Но лишь духовный вакуум нашего века сделали пьянство и наркоманию национальным бедствием как в нашей, так и во многих других странах. Это ясный признак того, что человечество переживает тяжелейший кризис».

 

 

Основная причина того, что наши современники стремятся оказаться в иллюзорном царстве алкоголя и наркотиков, – духовное опустошение, потеря смысла жизни, смещение нравственных ориентиров. Наркомания и алкоголизм являются проявлением духовной болезни не только отдельных людей, но всего общества. Это плата за идеологию потребительства, за низвержение истинных идеалов и утрату духовности.

 

Церковь с наставническим пониманием относится к жертвам алкоголизма и наркомании и для преодоления этого порока предлагает им духовную поддержку. Она не отрицает необходимости медицинского вмешательства на острой стадии наркомании, но особое внимание уделяет профилактике и реабилитации, что в большей мере эффективно тогда, когда больные активно включаются в евхаристическую и приходскую жизнь. Они должны осмыслить собственное положение, понять, что они на пути к гибели. Тут особо сильной должна быть вера. Если нет веры, человек теряет путь и погибает. Но нахождение в почти безвыходном положении позволяет проявиться возможностям человека. Тупик – это конец неправильного начала, запутанной жизни. При выходе из тупика человек начинает другой жизненный путь, как бы восстает из мертвых. Выход из такого безвыходного положения – это переход в вечность.

 

К вашему близкому пришла беда. Вам это уже известно. Вы все в отчаянии… Что же делать? Обязательно поведать об этом Господу, Матери Божией, вашему ангелу хранителю, святому, чье имя носите. Они выслушают и поймут. Попросите у них сочувствия и содействия. Молитва и Божие слово – главное оружие против этого беспощадного врага – наркомании. Вы должны взять себя в руки и сохранять способность спокойного рассуждения. Не должны позволять себе осуждать того человека, что стал жертвой этой болезни. Ему и так очень тяжело, он потерял голову, пал. Он сейчас больше всего нуждается в вашем сочувствии. От вас ему нужна теплота – согрейте ему сердце; он жаждет вашей любви – дайте ему ее. Не спешите выносить смертный приговор ни ему, ни себе. Жизнь не закончилась. Но главный враг – наше отчаяние – уже с нетерпением поджидает.

 

Возникшие вокруг проблемы наркомании многочисленные инсинуации, искаженная информация об этой болезни, просто элементарное равнодушие стали причиной того, что об этой болезни сформировались ложные представления и стереотипы. Обществу тяжело принять своими полноправными членами жертв наркомании, и часто оно ведет себя по отношению к наркоманам агрессивно, унижает их, превращая в изгоев. А ведь они и так чувствуют себя одинокими и страдают от этого. Не слушайте голоса своей гордости. Спасение возможно и реально!

 

Личность врача играет решающую роль в достижении положительных результатов лечения, особенно иглозависимых пациентов. Сейчас, к счастью, среди наркологов часто можно встретить глубоко верующих православных врачей, которые способны дарить людям любовь и надежду.

 

Часто люди вспоминают о Церкви в последнюю очередь, словно что-то сдерживает их от того, чтобы раскрыть свое сердце перед духовником. Необходимо в корне изменить это отношение. Надо помнить, что если у вас нет опыта общения с духовником, из-за этого не стоит расстраиваться. Все очень просто, и в любом православном храме каждый священнослужитель с любовью примет вас, внимательно выслушает и поймет вашу боль, даст действенные духовные наставления. Главное – решиться и сделать этот обязательный шаг. Ведь ни в каком ином месте вы не найдете подлинной поддержки на пути к освобождению.

 

Помните: помощь близкому начинается с познания самого себя. Митрополит Антоний Сурожский пишет: «Первое, чему мы должны научиться, – это принимать всю нашу жизнь: все ее обстоятельства, всех людей, которые в нее вошли – иногда так мучительно – принять, а не отвергнуть. Пока мы не примем нашу жизнь, все без остатка ее содержание, как от руки Божией, мы не сможем освободиться от внутренней тревоги, от внутреннего плена и от внутреннего протеста… И проходим мимо и того случая, и того человека, которого нам послал Господь, чтобы нас исцелить, чтобы мы смирением вошли в Царство Божие, понесли бы последствия нашей греховности с терпением и готовностью все… принять от руки Божией».

 

Мы должны постараться понять зависящего от наркотиков человека, помочь ему в достижении пути, ведущего к спасению, и, по мере сил, пройти часть этой дороги вместе с ним. Но вступление на этот путь возможно лишь с содействия Того, Кто сказал о Себе: «Я есмь путь и истина и жизнь» (Ин. 14: 6).

Протоиерей Георгий Схиртладзе

Share this post


Link to post

Кодирование

 

Об опасности «духовных» исцелений наша Церковь уже неоднократно предупреждала. Мы же хотим остановиться на «исцелениях» методом кодирования, которое как-то незаметно, в отличие от шумихи с сеансами экстрасенсов, вошло в нашу жизнь.

 

Печатная и радиореклама постоянно приглашает к многочисленным кодировщикам за исцелением от таких тяжких недугов, как алкоголизм, токсикомания, ожирение... Осуществляют кодирование, взимая за это немалые деньги, люди с совершенно разной духовной ориентацией, их нравственный облик никого не интересует. Характерно, что публикации в печати, рекламирующие кодирование, так же, как публичные выступления кодировщиков, никогда не раскрывают механизма «исцеления».

 

Сутью же этого метода является оккультное воздействие на психику пациента через сконцентрированную энергию «кодировщика». Кодирование, как и прочие магические воздействия, непременным условием ставит открытость, пассивное внимание и безусловное доверие «целителю».

 

«Вы куплены дорогою ценою (ценой крови Христа-Спасителя), — говорит Апостол Павел, — не делайтесь рабами человеков» (1 Кор. 7, 23). А именно этого Духовного рабства требует кодировщик. Христос дает человеку свободу: «Если Сын освободит вас, то истинно свободны будете» (Ин. 8, 36). Диавол через своих служителей всегда ведет к порабощению.

 

Характерно безстыдное самохвальство «психоцелителей». Традиционная медицина сознает ограниченность своих методов и предупреждает о всегда, сопутствующих побочных отрицательных эффектах, иногда очень значительных. Кодировщик же «излечивает» разнообразные, тяжелейшие патологические состояния якобы без всякого вредного последствия При том, что воздействие идет через оскверненную грехом душу «целителя»...

 

За освобождение человека от рабства греху Христос заплатил цену Своих страданий и смерти. Какую же цену — кроме рублей — платит пациент за освобождение от многолетних привычек к алкоголю, табаку, обжорству? Внешне — никакой. Один совершенно безболезненный сеанс — и ты свободен. Возможно ли такое на самом деле? По своему действию кодирование подобно хирургической операции лоботомии рассечению полушарий головного мозга. При этом снимается очаг возбуждения у агрессивных психических больных, но безвозвратно губятся высшие способности человека — тонкость интеллекта, эмоций, творческие возможности. Кодирование — духовная лоботомия, но человеку, чуждому благодатной церковной жизни, ощутить это практически невозможно.

 

Для современного человека, воспитанного в материалистической идеологии, весьма трудно разобраться с хлынувшими на него явлениями духовного мира, еще недавно признававшимися несуществующими, выдумками человеческого невежества. Надо помнить: действия Божественные, силой Святаго Духа, происходят только в Православной Церкви. Совершаются они через тех, кто по воле Божией несет тяжкий крест истинного дара исцеления, тех, кто подготовлен к нему долголетним подвигом православной аскезы и достиг смирения Христова. Если о таких людях говорили, что ими совершено то или иное чудо, то они всегда указывали на ошибку такого взгляда: исцеляет Дух Святый, посланный в наш мир по благословению Бога Отца Господом Иисусом Христом. Действует Дух Святый через Своих избранников: «Дивен Бог во святых Своих» (Пс. 67, 36).

 

Церковь в своей практике с большой осторожностью следит за тем, чтобы эти святые действия не подменялись развитием и действием падшего человеческого духа. Если в подвизавшемся монахе быстро начали проявляться необычные свойства — прозорливость, дар исцеления, — ему предлагалось изменить род подвига и молиться об отнятии этих способностей как могущих развить в неокрепшей душе самый убийственный грех — духовную гордость.

 

Один из великих старцев, обладавших даром (истинным!) исцелений, стал замечать в себе действие тщеславия. Понимая опасность этой страсти, он стал молить Бога о том, чтобы Он послал на подвижника беснование. Господь исполнил его просьбу: старец стал одержим бесом в столь сильной мере, что пожирал собственные испражнения. И слепотствующие духом многочисленные поклонники, чье внимание соблазняло старца, решили, что они ошиблись, что старец этот не угоден Богу, и удалились от него. После того, как через такое страшное добровольное искушение дух старца еще более окреп во смирении, — бес отошел от него, и он после преуспел еще в большую меру.

 

Такое ли отношение к себе, к Богу видим мы у «духовных целителей», большая часть которых или то есть прямые неверующие, или оккультисты, служители сатаны?

 

Благодать Божия может освящать пассивное вещество — особенно после пришествия во плоти Бога Слова, освятившего его. Это мы видим на примере святых икон, святой воды, святого мира — через которые в Церкви совершается множество исцелений. Господь совершил величайшее чудо исцеления слепорожденного посредством самой низменной вещи — грязи, замешанной со слюной. Его Божественная природа сделала это «брение» исцеляющим.

 

Но духовная природа — нравственно активна, и невозможно действие Святаго Духа через зараженное грехом духовное существо — будь то демон или душа нераскаявшегося грешника. «Что общего у света с тьмою? Какое согласие между Христом и Велиаром?» (2 Кор. 6, 14—15).

 

И экстрасенсы, и гипнотизеры, и частный их вид — кодировщики разрушают своими оккультными методами защитную систему человеческой души, охраняющую ее от темного бесовского мира, который окружает нас. Происходит это через концентрацию внимания пациента на личности «целителя», через которого как через медиума происходит демоническое воздействие.

 

Под видом сеанса кодирования совершается идолослужение, где роль идола — медиума с демоническим миром — играет кодировщик. Ему человек, подготовленный предварительной психологической обработкой, отдает то, что составляет стержень нашего существования — внутреннее глубинное внимание. Не случайно Святые Отцы учат, что основа всех грехов — рассеянность, рассеяние внимания. Оно должно быть направлено в глубь нашего сердца, прислушиваться — внимать голосу Божию, через совесть звучащему в нас. А вместо этого направляется на внешнее, зараженное грехом творение.

Сторонники «экстрасенсорного воздействия» ссылаются на то, что словом можно исцелить и убить, но и поддержать человека в обыденной жизни. Так почему же «доброе» словесное воздействие не культивировать — и использовать на благую помощь в освобождении от болезней душевных?

 

Они ссылаются даже на Священное Писание: мол, Христос говорил, что «возложат руки на больных, и они будут здоровы» (Мк. 16, 18). А где в Церкви можно это увидеть? — а вот мы, экстрасенсы, возлагаем — и исцеляем, как Христос сказал.

 

На первый тезис надо ответить, что в обыденной жизни человек — существо, пронизанное грехом, и слово свое употребляет греховно. Да, мы на каждом шагу видим, как один человек через слово порабощает другого, навязывает свою волю, внушает свои представления. Но это-то разлитое, рассеянное в обычной жизни обычных людей воздействие и является основой того, что в концентрированном виде становится явной магией.

 

Что же касается ссылок на Писание, то здесь служители отца лжи и демагогии и поступают как демагоги. Выдирают отдельные слова для оправдания своего плотского умствования, противного церковному пониманию. Действительно, в Евангелии мы многократно читаем, как Христос исцелял возложением Рук — но это были истинные, Божественные исцеления, потому что они были основаны на вере в Него как Сына Божия, основаны на покаянии. Их Христос и поныне подает в Своем Святом Теле — Церкви.

 

В Св. Таинстве соборования священник, носящий образ Христа, возлагает Св. Евангелие на главу болящего, говоря, что не он, грешный и недостойный, но Сам Христос возлагает Свою всесильную руку, которая во Святом Евангелии, и подает исцеление в прощении грехов. Подает в той мере, которая полезна для души страждущего.

 

Слова же о исцелении возложением рук — вырваны из контекста, в котором говорится о видимых знамениях, сопровождавших покаяние и обращение ко Христу до проповеди Апостолов.

 

Господь по снисхождению к немощи человеческого неверия даровал Апостолам являть такие внешние знаки силы Божией. И действительно, Апостолы святые исцеляли внешние, телесные болезни, чтобы привлечь людей ко Христу — истинному Врачу душ и телес. Чтобы через телесное исцеление пробудилась в человеческом сердце благодатная всеспасающая вера в Господа Иисуса Христа.

 

«Не сотвори себе химеру. Исцеления истинные и ложные» СПб., 1993

Share this post


Link to post

Письма к пьющему брату и его жене. (по письмам игумена Никона (Воробьева))

 

Дорогая ...! Прочел твое письмо. Жаль мне тебя, еще более жаль .... Ты стоишь на верном пути, а он на гибельном. Путь верный один: сознать, что мы грешники, искаженные душей и телом, прокаженные, нечистые, недостойные Царствия Божия, недостойные даже обратиться к Богу с молитвой. Я рад, что ты и сознаешь себя такой, и скорби свои принимаешь, как от руки Божией, как заслужившая их, во очищение грехов своих. Держись этого устроения.Оно единственно правое. Кто не сознает себя грешным, тот сбился с правого пути, удалился в болото тщеславия и прелести, отошел от Бога на "страну далече" пасти свиней мысленных, в рабство гордым бесам.

Кого любит Господь, тому посылает скорби для испытания веры и преданности Ему. Закон духовный говорит:"Многими скорбями подобает внити в Царствие Божие. В мире скорбни будете,- говорил Иисус Христос своим ученикам перед смертью. В терпении вашем стяжите души ваша. Претерпевый до конца, той спасен будет". И многими другими подобными этим словам убеждает Св. Писание к терпению. Без скорбей и искушений человек человек не может придти к смирению. Тщеславие, самолюбие и гордость так глубоко гнездятся в сердце человеческом, что нужны сильные средства и длительный период обучения скорбями и искушениями искоренить их и привести человека хоть к некоторому смирению. Без смирения высшие Ангелы стали бесами, а Адам и Ева изгнаны из рая. Как же нам без смирения да еще с грехами войти в потерянный рай? Никак нельзя, пока человек не поймет своего падения, своей гордыни, пока глубоко не смирится и не будет от всего сердца взывать ко Господу, как мытарь: "Боже, милостив буди мне, грешному", "Господи, от дел нет мне спасения, помилуй мя по великой Твоей милости".

Старайся оградиться от С., когда враги возбудят его и вещественно (прячь опасные предметы), а главное молитвой. Господь ни на одну секунду не оставляет нас. И если Ему неугодно, чтобы тебя обидел ... , то ни он, ни весь ад, ничего тебе не сделает. Господь попустил избить преп. Серафима, дал ему стать мучеником и участником Креста Христова. Если ты будешь способна к этому, то и тебе может Господь попустить страдания, а если еще нет терпения и смирения, и любви к обидевшему, то и не попустит. "Сами себе и друг друга, и весь живот наш Христу Богу предадим".

Очень сочувствую тебе, желаю всяких милостей от Господа. Господь да благословит тебя и да оградит от всякого зла ныне и во веки веков. Аминь.

Прошу не забывать меня в твоих молитвах.

Н

29/1-58 г.

Молись всегда за ... , чтобы Господь не допустил его до погибели.

Читать полностью...

Share this post


Link to post

Алкоголизм и наркомания

124. Вопрос: Пьянство — это грех или болезнь?

125. Вопрос: Как происходит формирование алкогольной зависимости?

126. Вопрос: Расскажите об алкогольных психозах

127. Вопрос: Имеются ли какие-нибудь особенности в развитии женского алкоголизма?

128. Вопрос: «Подростковый алкоголизм». Поясните особенности его течения

129. Вопрос: Что такое «алкогольная эмбриопатия»?

130. Вопрос: Куда уходят истоки «алкогольной личности»?

131. Вопрос: Как преодолеть алкоголизм?

132. Вопрос: Допустимо ли лечиться от алкоголизма методом «кодирования»?

133. Вопрос: Лечится ли пьянство с помощью «плацебо»-эффекта?

134. Вопрос: Что важно предпринять человеку, реши вшему искоренить греховный недуг винопития?

135. Вопрос: Я был алкоголиком. Но теперь, с Божией помощью, не пью. Можно ли мне хоть изредка выпивать немного вина?

136. Вопрос: Каковы масштабы распространения наркомании в России?

137. Вопрос: Перечислите основные характеристики наркотической зависимости

138. Вопрос: Расскажите о так называемой психической зависимости от наркотиков

139. Вопрос: Расскажите о вреде, наносимом наркотиками здоровью

140. Вопрос: В чем главная причина употребления наркотических средств?

141. Вопрос: Мой сын — наркоман. Есть клиники, в которых за несколько дней снимают, с помощью разных лекарств, кризисные явления, нормализуют самочувствие. А что делать дальше?

142. Вопрос: Известны ли какие-нибудь косвенные признаки, по которым можно предположить об употреблении наркотиков подростком?

143. Вопрос: Как избавиться от курения?

144. Вопрос: Что можно порекомендовать желающему бросить курить?

Share this post


Link to post

Зависимость от компьютеров

 

Геймеров привлекает возможность создать альтернативного online персонажа, уйти от сложностей реальности в иллюзорный виртуальный мир, который со временем становится все ярче и привычнее благодаря исключительно высокой графике и продуманности геймплея; стать героем и полубогом, реализовать себя на бескрайних равнинах сказочного мира… Какую угрозу несут нам гудящие и жужжащие системные блоки под нашими рабочими столами?

 

Наиболее поразительным научно-техническим достижением человечества за последние десятилетия являются компьютерные технологии. В этой области революции происходят раз в два-три года, а самые дорогие потребительские high-end решения зачастую в течение полугода опускаются в сегмент бюджетных и еще через полгода вообще снимаются с производства; область, материя в которой стремительно исчезает, возможности увеличиваются в разы, а цены падают. Только в 2007 г . в мире был продано, по данным IDC, около 270 миллионов персональных компьютеров, что на 14% больше показателей 2006г. По мнению экспертов, будущее этого рынка безоблачно.

 

В настоящее время с помощью компьютерных систем осуществляется ведение документации, обеспечивается электронная почта, связь с банками данных. Сети машин охватывают пользователей, расположенных в одном учреждении или находящихся в различных регионах мира. Компьютеры управляют робототехникой на производствах; ускоряют расчеты с покупателями в супермаркетах; обрабатывают банковские операции; драматически расширяют возможности конструктора; отслеживают состояние больного в госпитале; помогают ловить преступников; незаменимы в области современного дизайна и графики, кинематографе и фотографии; входят в наш домашний быт как сердце “электронного дома”, как средство общения через интернет и самовыражения, центр развлечений. Так ли безоблачно для человечества столь интенсивное сращивание с машиной? Какую угрозу несут нам гудящие и жужжащие системные блоки под нашими рабочими столами? Эта опасность называется “компьютерная зависимость” и выражается наиболее ярко в маниакальной увлеченности компьютерными играми, а также в “интернет-зависимости”.

 

Что касается компьютерных игр, то достаточно зайти на русский сервер суперпопулярной игры LineAge (на жаргоне “Линейка") и посмотреть доступную статистику игроков – впечатляет.... Например, игрок CEYLARMUN провёл внутри игрового мира почти 500 суток реального времени; игрок DevilsToy – 415, а занимающая последнюю строку среди первой сотни ветеранов Bebi – 122 дня своей жизни. Причем за этими сухими цифрами стоят, как правило, искалеченные судьбы. Геймеров привлекает возможность создать альтернативного online персонажа, уйти от сложностей реальности в иллюзорный виртуальный мир, который со временем становится все ярче и привычнее благодаря исключительно высокой графике и продуманности геймплея; стать героем и полубогом, реализовать себя на бескрайних равнинах сказочного мира… Играть сутками можно и offline, т.к. практически любая компьютерная игра предоставляет возможность увлекательного режима “одного игрока”.

 

 

С духовной точки зрения, на мой взгляд, увлечение играми есть, прежде всего, чудовищная потеря времени, того самого времени, которое нам выделено на развитие личности, на общение с Богом и покаяние. Нельзя не сказать и о развитии жестокости и бездушности в человеке, который только за одно командное сражение в сети расстреливает без всякой жалости ради очков десятки виртуальных образов живых людей. Да и режим “один игрок” отнюдь не способствует развитию гуманности и сострадания в геймере, достаточно вспомнить такой хит игростроения как “Dark Messiah Of Might`n`Magic”, где игроку предлагалась возможность стать настоящим гурманом самых изощренных убийств, по ходу игры превратиться в демона, а затем и вообще отдать свою душу дьяволу, было бы желание. Кстати, любая игра в жанре “фэнтэзи” густо замешана на магии, крови; также абсолютно небиблейской системе устроения мира и иногда требует от игрока (например, “Oblivion") поклонения демонам и принесения жертв на виртуальных алтарях, что с точки зрения христианства просто возмутительно.

 

Родители должны четко осознавать, что слабохарактерный, не имеющий должной силы воли изнеженный ребенок, не сможет противостоять фотореалистичной графике и увлекательному сюжету, будет рано или поздно увлечен водоворотом интереснейших внутриигровых событий и предпочтет бытие бога виртуального сказочного мира прополке огорода с любимым дедушкой… Зачастую маниакальная увлеченность играми сопровождается психическими расстройствами, изменением характера в худшую сторону, скандалами с родственниками, растратой немалых средств (например, на эксклюзивную экипировку своего виртуального персонажа), преступлениями и даже убийствами, а также настоящей смертью от истощения у экрана (недавно такой случай произошел в Китае).

 

Удивительно, но факт: по статистике ESA средний возраст “заядлого” игрока составляет 33 года, по данным BBC – 28, а вовсе не 15 – 16 лет, как это можно было бы предположить. Косвенно эти данные подтверждаются тем, что главные герои большинства культовых шутеров (в виртуальные тела которых воплощается игрок) далеко не дети, что свидетельствует об определенной целевой направленности игры.

 

Конечно, не все геймеры болезненно зависимы, но что заставляет взрослого мужчину вечерами напролет, настороженно озираясь, бродить с монтировкой наперевес по ЗD закоулкам? Предположу, что нехватка адреналина и мужественности в реальной жизни… Время для подвига и мужского самовыражения есть всегда (достаточно попробовать ратоборство с абсолютно реальными духами тьмы при исполнении Евангельских заповедей), однако, проще и увлекательнее распилить рисованной бензопилой рисованную же тварь, чем критично взглянуть на самого себя и сделать правильный вывод.

В понятие “интернет – зависимости” обычно включают киберсексуальную, информационную зависимости; также навязчивую потребность в азартных online играх, покупках, аукционах и пристрастие к знакомствам в сети. В августе 1997г. появился даже медицинский термин: патологическое использование Интернета (Pathological Internet Use), на сегодня это официально признанный диагноз психического расстройства.

 

Киберсексуальная зависимость есть непреодолимая потребность к постоянному посещению порносайтов и занятиям виртуальным сексом, как правило, анонимно. Что касается порносайтов, исполненных всеми мыслимыми и немыслимыми видами разврата, то “всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем” (Мф. 5. 28), а “блудники… Царства Божия не наследуют” (1 Кор. 6. 9-10)

 

В этой связи невозможно не упомянуть такую форму общения как чат, основная функция которого есть обретение человеком иной, виртуальной формы существования. Изумительно точно определен чат как карнавал в потрясающей работе Вадима и Елены Нестеровых “Карнавальная составляющая как один из факторов коммуникативного феномена чатов”. Процитирую это достойное исследование: “Чат карнавален по своей сути. Как и карнавал, ... чат – это отрицание реальной жизни, реальных статусов, общепринятых норм общения, да и, в определенной мере, просто реальных людей. Это игра условностей и условных персонажей…

 

Собственно, часто нельзя говорить о том, что в чатах общаются реальные люди, в чатах живут созданные ими образы… По сути, чат – это пьеса, разыгрываемый без всякого сценария актерами-импровизаторами с постоянной сменой действующих лиц, так как это представление не знает разделения на исполнителей и зрителей”. Переходом в иную, виртуально-карнавальную плоскость является смена реального имени на никнейм, при этом человек как бы отрекается от самого себя и надевает маску образа. Как любой средневековый карнавал, популярный чат безумен и абсолютно аморален. Основные занятия чатлан – сексуальные утехи друг с другом, смех, обсуждение музыки и чревоугодия всех видов.

 

Чат не знает времени и географии, не знает идентификации и морали, карнавален и реален: вот почему некоторые индивидуумы проводят до 18 часов в сутки в этом странном фееричном киберпространстве хаоса и какофонии.

Отдельного разговора заслуживает пристрастие к знакомствам в сети. Завсегдатаями сайтов знакомств становятся люди, для которых цель – ничто, движение и общение – всё. Им нравится примерять маску анонимности, отыгрывать без опасений отрицательные стороны своей личности, как Зорро появляться и исчезать в любой момент времени, раскрепоститься от любых форм морали и устоев общества. Такие индивидуумы заводят странички сразу на нескольких сайтах знакомств и морочат там по вечерам головы другим посетителям, представляясь то прекрасной женщиной, то успешным мужчиной – судя по настроению. Эта свобода быть кем угодно (и не быть за это порицаемым от общества) и есть наркотик, создающий зависимость.

 

Информационная зависимость тоже занимает своё достойное место в уродливом пантеоне злоупотреблений компьютером. Основная опасность – перегруз новостями, стресс избыточных данных и колоссальная потеря драгоценного времени (жизнь нам даётся один раз: “человекам положено однажды умереть, а потом Суд” (Евр. 9:27)) в результате непреодолимой тяги к поиску (в т.ч. и ненужной) информации в сети, бессмысленный серфинг.

 

Также отдельного разговора заслуживает блогосфера. Блог – это сайт, основное содержимое которого – регулярно добавляемые записи, изображения или мультимедиа. Для блогов характерны недлинные записи временной значимости. Отличия блога от традиционного дневника обусловливаются средой: блоги обычно публичны или доступны хотя бы определённому множеству пользователей Сети. Это определяет и отличия блоговых записей от дневниковых: первые обычно предполагают сторонних читателей, которые могут вступить в публичную полемику с автором. К сожалению, у некоторых пользователей возможность поделиться своими мыслями с сообществом превращается со временем в бытовой эксгибиционизм, когда любое внутрисемейное движение выносится на всеобщее обозрение и со смаком оценивается благодарными вуайеристами из френдленты.

 

Фактически определение интернет зависимости формулируется так: это навязчивое желание войти в сеть, находясь off-line, и неспособность выйти из сети, будучи on-line.

 

По данным различных исследований, зависимыми от компьютера являются до 10% пользователей, как правило, это мужчины в возрасте от 16 до 40 лет, не имеющие семьи и детей, с трудом адаптирующиеся в обществе, либо имеющие сексуальные проблемы, алкогольную или наркотическую зависимости. Впрочем, стать зависимым может любой.

Осознание проблемы – есть первый шаг к выздоровлению. Если человек не признаётся сам себе и окружающим, что болен, излечение будет невозможно. Поэтому первый шаг женщины, возмущенной тем, что её супруг все вечера напролет просиживает за “железным другом”, не обращая никакого внимания на семейные дела и проблемы, состоит в том, чтобы аккуратно с Божьей помощью привести его к осознанию, пониманию данного расстройства. Кроме того, не следует забывать о том, что, возможно, одной из причин ухода мужа в “параллельный мир” является неправильное поведение самой супруги в семье, её собственная бесцветность и неинтересность. В любом случае, у такой женщины есть повод сходить в храм и пообщаться со священником.

 

Что можно посоветовать взрослому человеку, который нашел в себе силы признаться в том, что он болен компьютерной зависимостью в какой-либо из её проявлений? В первую очередь, речь должна идти об ограничении предела времени работы за компьютером. То есть банально настроить будильник и, когда он зазвенит, без всяких отсрочек немедленно сохранить все файлы, попрощаться с собеседниками и выключить машину. Можно также посоветовать ввести в свою жизнь больше спорта, прогулок на свежем воздухе и живого общения, чтение духовной литературы, и т.д. до тех пор, пока человек не почувствует, что занял по отношению к машине доминирующее положение.

 

Борьба за личную свободу должна быть совмещена со многими домашними и храмовыми молитвами об укреплении Богом нашей слабой воли благодатью. Могу посоветовать, например, читать дома акафист перед иконой Божьей Матери “Неупиваемая Чаша”, прославившейся чудесами избавления страждущих от пристрастий к алкоголю и наркотикам. Вообще же основное и универсальное лекарство от всех видов зависимостей есть интерес к духовной жизни, его и надо разогревать всеми доступными способами.

 

С детьми дело обстоит сложнее, здесь функцию ограничителя должны исполнять родители, невзирая на протесты и негодование отпрыска.

 

Закончить размышления по поводу компьютерной зависимости я бы хотел словами апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, небесного покровителя Обители, в которой живу: “Дети! Храните себя от идолов. Аминь!” (1 Ин.5, 21)

При написании статьи использовались материалы из свободных источников, а также сайта flogiston.ru

Иеромонах Спиридон (Баландин), “Православие и мир”

Share this post


Link to post

Какие меры нужно принимать, чтобы ребенок не пристрастился к наркотикам?

 

Автор: Татьяна Шишова

Очень важно понимать, какие дети составляют так называемую «группу риска», поскольку именно они оказываются наиболее уязвимыми.

100807m.jpg

Во-первых, это дети, которым недостает в семье теплоты, ласки, понимания. Может быть, взрослые слишком заняты или поглощены собственными проблемами. Или общаются с ребенком сухо, фиксируясь в основном на его успеваемости. В результате у него возникает чувство, что родителям нужен не он сам — такой, какой он есть, — а только его достижения. Нарушенный эмоциональный контакт надо восстановить, не дожидаясь вступления ребенка в переходный возраст, когда это будет сделать гораздо труднее. Если чувствуете, что не справляетесь, обращайтесь к специалистам. Не стоит отговариваться обилием хлопот. Ведь если ребенок, ища спасения от одиночества, пристрастится к наркотикам, хлопот у вас станет гораздо больше.

 

Во-вторых, по наблюдениям многих психологов, среди подростков-наркоманов практически нет ребят с нормальной самооценкой, она у всех занижена. А повышение детской самооценки тоже во многом зависит от родителей. Создавайте атмосферу принятия ребенка, давайте ему понять, какие у него сильные стороны, и тактично (!) помогайте справиться с недостатками.

 

 

А то мы слишком много внимания фиксируем на детских промахах, считая, что похвала «сама приложится».

В-третьих, в группу риска часто попадают ребята авантюрного склада. Пытаться удержать их при себе бесполезно. Тут надо направить жажду приключений в позитивное русло: записать подростка в какой-нибудь военно-патриотический или туристский клуб, в кадеты, в спортивную секцию и т. п.

 

В-четвертых, повышенно уязвимы дети с теми или иными психическими отклонениями (нередко наследственными), эмоционально неустойчивые, возбудимые и т. п. Здесь необходимо наблюдение врача и соответствующее лечение.

В-пятых, среди наркоманов нередко оказываются повышенно комфортные ребята, то есть такие, которые легко попадают под дурное влияние, не умеют отстаивать свою позицию, не ведущие, а ведомые. У этих детей надо стараться как можно раньше повысить психологическую сопротивляемость. А если не получается, то хотя бы не выпускать их из-под влияния семьи.

 

Кроме того, дети могут потянуться к наркотикам из чувства протеста против старших, из любопытства, а также стараясь не отстать от окружающих. И тут определяющее значение имеет среда, в которой вращается подросток. Дело в том, что наркотики — это не просто вещества. Это часть комплекса, который на Западе назван «культурой рока-секса-наркотиков» (rock-sex-drug culture). «Культура» эта была создана в 1960-е годы, и сейчас подавляющее большинство подростково-молодежных журналов, телепередач, фильмов и компьютерных игр фактически осуществляют маркетинг наркотиков. Они приучают подростков к «отвязанному», «безбашенному» стилю жизни, внушают, что все в жизни надо попробовать, показывают в качестве кумиров рок-певцов, среди которых полно наркоманов и извращенцев, подталкивают к разрыву с родителями, пробуждают интерес к сексу.

 

Недаром составные части наркотической «культуры» фигурируют в названии в такой последовательности: сперва рок, потом секс и только потом, на заключительном этапе, — наркотики. Поэтому, покупая ребенку журналы «Cool», «Yes», «Башня» и т.п. или читая сами на его глазах бульварную газетенку с непристойными заголовками, вы своими руками подталкиваете его к опасной грани. Кто-то наживет на этом лишние доллары. Вам это нужно?

 

Многим взрослым кажется, что главное — предупредить ребят, рассказать, к каким страшным последствиям приводит употребление наркотиков. Но, во-первых, подростковая психология устроена своеобразно, и значительную часть ребят (особенно склонных к демонстративности) подробный рассказ о действии того или иного наркотика может раззадорить и подвигнуть к экспериментам. А во-вторых, сейчас практически все дети чуть ли не с ясельного возраста знают, что наркотики опасны. И тем не менее число наркоманов увеличивается. Значит, дело не в информации!

 

Наркомания — болезнь, прежде всего, духовная. Поэтому и бороться с ней следует главным образом путем приобщения ребенка к вере, укреплением его нравственности и опорой на традиции нашей культуры. И, конечно, нужно следить за тем, с кем он общается: «С кем поведешься — от того и наберешься».

 

 

Share this post


Link to post
Guest Татиана.

Ты должен сам захотеть выключить компьютер

 

Уильям Пауэрс, автор книги “Hamlet’s BlackBerry: A Practical Philosophy for Building a Good Life in the Digital Age” (буквальный перевод: «BlackBerry Гамлета: практические советы по построению хорошей жизни в цифровом веке»). Эта книга, вышедшая в этом году, выросла из эссе, которое он написал, когда был научным сотрудником Центра изучения прессы, политики и публичной политики им. Шоренстайна при Гарвардском университете

 

Уильям Пауэрс

Проблема не в самих iPhone’ах или BlackBerry, а в том, как мы ими пользуемся. Мы сами и не заметили, как оказались в плену маленьких экранов.

 

Для начала мы должны признать, что это совершенно нормальная человеческая реакция на новые и функциональные технологии. Человек с начала времен испытывает зависимость от желания быть связанным с другими. Мы должны развиваться, изучать мир вокруг нас, быть счастливыми и отыскать смысл в жизни. Некоторые крупные исторические фигуры боролись с зависимостью, описанной Мэттом Ритчелом в его статье, с этой неспособностью перестать получать нескончаемые потоки информации.

internet_794.jpg

Сократ был помешан на главном виде общения его эпохи – диалоге. За стенами Афин ему становилось невыносимо скучно. К чему прогулки по дикой местности, если он может быть в самом разгаре действия, болтать со своими друзьями? Но один из друзей открыл Сократу, что уединение творит с умом чудеса. Именно этого знания не хватает всем нам.

Отказываясь от техники, мы получим желаемое уединение. Но чтобы был результат, необходимо не забывать о двух правилах:

  • Вы должны знать, зачем вы это делаете и верить в успех дела. Такие статьи, как статья Мэтта Ритчела, очень полезны. Они показывают, какие беды мы на себя навлекаем, когда постоянно сидим в Интернете: семейные неурядицы, неудачи на работе, а самое главное – вред, который причиняем своему внутреннему миру. Пока твой ум скользит по поверхности предметов и не останавливается ни на одном из них, ты не можешь жить полноценной жизнью. Нужно осознать, что можно сделать свою жизнь лучше, и тогда выключить компьютер для вас не составит никакого труда.

  • Это стало привычкой. Одно из исследований показало, что студенты, которые проводили без Интернета всего сутки, чувствовали себя несчастными. Неудивительно, ведь они испытывали самое настоящее похмелье. Временный отказ от компьютера должен войти в привычку, только после этого вам станет легче. Смысл не в том, чтобы просто от чего-то отказаться, как в диете. Необходимо привнести в свою жизнь нечто новое.

Мы с семьей отключаемся от Интернета каждый уикенд вот уже в течение трех лет. Поначалу это давалось с трудом, но, став привычкой, перестало требовать каких-либо усилий с нашей стороны и начало приносить пользу. Мы не жалеем о своем решении.

Share this post


Link to post
Guest Татиана

Портал «Православие и мир» продолжает серию публикаций об информационном обществе, современных технологиях и зависимостях.

Когда несколько лет назад на электронный почтовый адрес Корда Кампбелла пришло одно из самых важных писем в его жизни, он попросту не заметил его. Двенадцать дней спустя он совершенно случайно наткнулся на него, просматривая старые сообщения. Письмо было от крупной компании, заинтересованной в приобретении его Интернет-фирмы.

«Я стоял у компьютера и повторял: Господи, Господи, Господи, — вспоминает Кампбелл. — Не увидеть такое письмо было просто невозможно, но это то, что я сделал».

То, что Кампбелл не заметил письма, не вызывает удивления, ведь на двух мониторах, расположенных на его рабочем столе, умещается и почта, и службы быстрых сообщений, Интернет-чаты, браузер и компьютерный код, над которым работает Кампбелл.

Интернет вместо жизни, или расплата за высокие технологии

 

Компьютерная зависимость — диагноз навсегда?

Share this post


Link to post

"Благовещение. Библиотека православного христианина." (www.wco.ru).

 

О виртуальной реальности

 

"Преподобный увидел, что при каждом иноке сидел эфиоп и издевался над ним. Иному эфиопы полагали пальцы на глаза, и он тотчас начинал дремать; иному полагали пальцы на уста, и он начинал зевать. Перед иными они предстояли в подобии женском, пред другими строили здания, приносили разные вещи и упражнялись в разных занятиях".

Житие преподобного

Макария Александрийского

 

"Виртуалъный (ср. лат. virtualis) - возможный; такой, который может или должен появиться при определенных условиях".

Словарь иностранных слов

 

Термин "виртуальная реальность" существует в научном и инженерном сообществе вот уже около 20 лет. Своим появлением на свет это понятие обязано военным. Подготовка летчика или, скажем, танкиста обходится сегодня очень недешево.

 

Крайне дороги бензин и авиабомбы, обслуживание инфраструктуры аэродромов и полигонов. Во много раз дороже сами боевые машины - самолеты, танки и корабли. Кроме того, любое крушение подобной техники, сход с направляющих ракеты и т.п. - катастрофа для густонаселенной Европы. Все это обусловило необходимость создания специальных тренажеров. Сначала - простейших, затем - все более и более изощренных: тренажеры 90-х годов отличаются от своих аналогов 40-х примерно так же, как сверхсовременный истребитель от старенького "кукурузника".

 

Задача, поставленная перед инженерами аэрокосмических фирм, звучала предельно просто: "Ощущения курсанта, работающего на тренажере, не должны отличаться от ощущений летчика, пилотирующего боевой самолет". Так возникло то, что сегодня именуется "виртуальной реальностью", - вначале как рабочий термин для стыковки двух научных дисциплин. Специалистам предстояло объединить информационные технологии с особой частью военной психологии, изучающей поведение оператора в экстремальных ситуациях. Таким образом явился новый, весьма специфический вид интенсивного обучения, максимально приближенный по ощущениям к реальности, создающий практически полную ее - реальности - иллюзию.

 

Научиться действовать в настоящем бою настоящего мира - такую задачу ставили перед собой военные. При этом были задействованы все доступные каналы получения человеком информации. Зрение, слух, обоняние одновременно и согласованно воспринимали изображения, шумы, вибрацию. На экранах, имитирующих стекла кабины, курсант видел то же самое, что наблюдал бы во время реального полета. Он контролировал весь комплекс приборов, управлял оружием, связывался с командным пунктом и постами наведения, наклонялся вместе с кабиной в "боевом развороте".

 

Но вот находку военных (не в первый, но в очередной раз) подхватили дельцы самой могучей, пожалуй, корпорации на планете - корпорации шоу-бизнеса. Подхватили с тем, чтобы создать на ее базе принципиально новый рынок сбыта для индустрии развлечений. И таким образом сегодня новая "искусственная реальность" компьютерных игр вошла в нашу жизнь, в дома людей, обратившись в хотя и недешевое, но, к сожалению, доступное широким массам потребителей со средним достатком удовольствие. Да и игровые парки с подобными тренажерами "высокого класса" уже не редкость в так называемых развитых странах.

 

 

Тут, впрочем, необходимо сделать оговорку. Если в случае с военными понятие "виртуальный" (в значении "возможный") было оправдано, поскольку имитировались реальные боевые условия и ощущения пилота были ощущениями человека, живущего и действующего в реальном мире, то к "игровой реальности", приносящей миллиарды долларов производителям персональных компьютеров и программ для них, оно не может быть применено: она не совместима с реальной жизнью. Она не условное дополнение, а искусственное замещение. Произошел обычный обман публики, коммерческий обман - то, чем живут шоумены и на чем строится весь их бизнес. Как некогда антрепренеры и лицедеи, так и ныне продюсеры, сценаристы и кинозвезды запросто овладевают сознанием потребителей производимых ими "благ", похищая у них не только внимание и время, но и саму жизнь, замещая ее имитацией, иллюзией. Иллюзией тем более опасной, что она куда красивее и потому притягательнее, нежели действительность.

 

Уверенность бизнесменов-поставщиков в том, что их клиенты на самом деле жаждут такого "замещения", столь велика, что победным кличем их становится саморазоблачительная, в сущности, фраза: "Наша игровая приставка - это новая реальность!" И прав редактор журнала, целиком посвященного компьютерным играм, когда заявляет: "Мир, в котором ты можешь все, - это не просто девиз нескольких последних лет, это уже мировоззрение!"

 

Для того чтобы "облагородить" подобный подход к выманиванию миллиардов долларов у миллионов людей, сделать его по-современному солидным, иными словами - тотальным и всепланетным, его берутся обосновать на самом высоком научном уровне. Так появляются в печати "исследования" маститых профессоров-психологов, доказывающих необыкновенную важность и даже обязательность (!) наличия игровой реальности. Причем не только для подростка, но и для взрослого. Для чего? Для... борьбы с врожденной агрессивностью, тягой к насилию, злобой, а в конечном итоге - борьбы за мир во всем мире! В подобных исследованиях все выстраивается вполне логично.

 

Глобализация мировых процессов и проблем, постоянное совершенствование существующих видов вооружений и распространение их по свету обусловливает необходимость мирного разрешения возникающих противоречий. Хотя и признано, что пытаться решать стоящие перед страной проблемы, ущемляя при этом интересы других государств, недопустимо, это, однако, происходит постоянно. А последующие попытки примирить враждующие стороны в любой из "горячих точек" коллективными акциями миротворческих сил ООН успеха, как правило, не приносят. Психологи делают вывод: всему виной упомянутая врожденная агрессивность. И предлагают прекрасный, с их точки зрения, и столь привлекательный для представителей масс-культуры вывод: пусть эта самая агрессивность "выжигается" за счет компьютерных игр в пределах искусственной реальности "стрелялок", "смертоносных боев", "ужастиков" и т.п. Тем более, что заодно предоставляется возможность с минимальными затратами утолить жажду приключений, странствий, риска, не вставая с кресла.

 

Однако подобная логика, мягко говоря, не соответствует действительному положению вещей. Любой современный специалист по психотехникам еще с первых студенческих лет заучил непреложно, как аксиому: "подобное притягивает подобное". А, следовательно, пытаться заглушить в себе тягу к насилию, расстреливая на экране монстров-инопланетян, калеча противников-каратистов, - примерно то же, что тушить пожар, заливая огонь бензином.

 

Будем откровенны: роль масс-культуры как проповедника идеологии агрессии и разрушения, ее растлевающее воздействие на умы и души молодого поколения прекрасно изучена еще в 60-е годы, когда эта проблема впервые стала перед обществом со всей остротой. Сказки типа "ребенок успокаивается после просмотра кровавого боевика" никого из честных психологов ввести в заблуждение не могут, однако они действуют - и эффективно, поскольку рассказывают их не честным ученым, а простодушным, завороженным видом новой игрушки детям и потерявшим с ними сердечный контакт, поглощенным суетой родителям. Так совершается безостановочное триумфальное шествие в массы голливудских боевиков, помрачающих сознание видеоклипов, а сегодня - и "искусственной реальности" компьютерных игр.

 

Показательна связь между интеллектуальным уровнем родителей и теми видами игрушек, которые они приобретают для своих детей. По данным опросов, почти 90 % родителей-москвичей, получивших среднее образование, приобрели новые телеприставки. Из числа пап и мам с высшим образованием на это решились чуть более половины, причем и они стараются строго ограничить время пользования приставкой. Однако проблема все равно остается: и в таком, подконтрольном, варианте компьютерная игровая "жвачка" служит ярким признаком отчуждения детей от родителей.

 

Привычная, но оттого не менее страшная картина: мать или отец, захватив на работу свое чадо, первым делом "загружает" для него на компьютере игру, после чего спокойно занимается своим делом, либо... играет на соседнем компьютере. Подобная экскурсия в мир взрослых может убедить ребенка лишь в одном: ничего привлекательнее и вожделеннее игрового пространства нет на целом свете. И это - при использовании обычного персонального компьютера (ПК), предлагающего лишь несложный набор из пестрых картинок, простеньких мелодий и шумов, предсказуемых и управляемых поворотов сюжета, что вкупе дает человеку иллюзию копеечной власти над ограниченным придуманным мирком.

 

Насколько же притягательнее для ребенка (да и для взрослого) виртуальная реальность, оформленная куда более красочно и изощренно! Набор техники стоимостью в тысячи долларов, обеспечивает полное визуальное, шумовое и тактильное выключение из настоящего мира. Видеошлем с наушниками, специальный жилет, имитирующий попадание в игрока пуль или кулаков "противника", объемный манипулятор - все это в сочетании со средней даже мощности ПК позволяет вывести человека в игровое пространство, по ощущениям мало чем отличающееся от реальности (за исключением, пожалуй, своей фантасмагоричности).

 

Воображение ребенка живо, он тянется ко всему яркому, необычному и, конечно, виртуальная реальность привлекает его к себе. Бесконечная смена картин, сюжетов, вихрь различных переживаний... Но, право слово, родителям стоит всерьез обеспокоиться. И не столько расходами, которыми оборачивается удовлетворение "культурных" запросов их сыновей и дочерей, сколько - изменениями в их психике. Это утверждение отнюдь не голословно. Несколько лет назад было проведено исследование, предметом которого служило сравнение психического состояния двух групп сходных по складу характера людей. Формировались эти группы только по одному признаку: наличие или отсутствие у их представителей пульта дистанционного управления телевизором. И что же? Оказалось, что те, кому для переключения программы приходилось вставать с дивана и делать три-четыре шага вперед и назад, были куда спокойней, уверенней и уравновешенней "счастливых" обладателей более современной техники. Удобство и быстрота смены телеканала, а точнее - управляемость входящего потока информации сделала зрителей нетерпеливыми, вспыльчивыми, недовольными. Постоянная "пробежка" по каналам ТВ, нежелание воспринимать мало-мальски непривлекательную информацию, отгороженность от нее - вот теневая сторона технического совершенства. Забота фирм-производителей о комфорте потребителя обернулась ударом по его психическому здоровью. Оттого подобная же "забота" о том, как лучше занять досуг подрастающего поколения, должна обеспокоить взрослых самым серьезным образом. Игра во много раз опаснее просмотра видеофильмов и прослушивания аудиозаписей, пусть даже самых растлевающих. Игрок становится как бы полноправным соучастником у разворачивающихся на пространстве "искусственной реальности" сцен насилия и разврата, а не пассивным сопереживателем, как слушатель или зритель. И можно не сомневаться, что выработавшиеся стереотипы общения с компьютерными монстрами или красавицами, незрелый подростковый ум непременно перенесет на соседей по нашему - настоящему - миру. Сначала - в мечтах, желаниях, эмоциях, а при удобном случае - на деле. Увы, это неизбежная закономерность. Для игрока "тот", иллюзорный мир постепенно становится реальностью, он начинает мыслить, чувствовать и, наконец, действовать в его категориях. Ежедневное многочасовое отождествление себя с безжалостным "Спасателем", популярным героем компьютерных игр, не может не иссушить живых чувств, не упростить всего многообразия оттенков человеческих поступков до десятка действий на пульте управления.

 

Обратимся к совсем недалекому прошлому: вспомним, как стремительно оформилась и возросла насажденная японскими фирмами культура поведения подростков вокруг нового в ту пору товара - компактного аудиоплейера. Этот ярчайший пример эксплуатации стиля жизни потребителя поможет нам спрогнозировать будущие шаги (и их последствия) транснациональных гигантов электроники и шоу-бизнеса, шаги по душам наших потомков.

 

Исходная точка в случае с аудиоплейерами - необходимость создания нового предмета массового потребления, нового сегмента рынка. Традиционные ниши на рынке аудиоаппаратуры были достаточно жестко распределены и сверхприбылей не сулили. И вот - "гениальная" находка: сочетание мини-плейера с компактными наушниками. Ее плод - рождение небывалой культуры потребления музыки - непрерывно, в любом месте и в любое время, вне зависимости от внешних условий. Процесс развивался чрезвычайно быстро, и сегодня в любой точке планеты ребенок ли, взрослый, не желающий обращать внимания на окружающий его мир, надевает наушники, нажимает соответствующую кнопку и с этого момента присутствует в вагоне метро или на скамейке парка лишь телесно. Еще недавно это выглядело странно, необычно, кого-то подобная отстраненность шокировала, у кого-то вызывала возмущение. Ныне же картина стала привычной. Навык - страшная вещь: когда привыкают ко злу, его уже перестают воспринимать как зло.

 

Поэтому вполне вероятно, что через несколько лет любитель регламентированных острых ощущений сможет надеть на глаза легкую черную повязку, взять в руки беспроводной пульт объемного управления и, вставив дискету в гнездо игрового жилета-компьютера, невозбранно поплыть по кровавым волнам "новой реальности". А если доходы родителей и наличие мобильного телефона позволят, то раздавать и получать очереди из любого - на выбор - оружия он будет уже в компании десятков тысяч себе подобных - в рамках сотен возможных ролей виртуальной реальности тысяч сетевых игр. Надень повязку, набери код для включения в игровую сеть - и твоим напарником, противником или жертвой станет любой из чарующих подростковое воображение киногероев. Останется лишь платить и развлекаться.

 

...Пройдет еще лет двадцать - и путешествие в мир "компьютерной реальности" можно будет организовать, вшив под кожу маленький приборчик, работающий заодно как кредитная карточка, удостоверение личности, диплом об образовании, медицинская страховка и амбулаторная карта, сотовый телефон и модем для включения в глобальный суперкомпьютер. Система сама предупредит, когда средства будут заканчиваться и возникнет необходимость прервать отдых, чтобы подработать. Напомнит, что нужно поесть и попить, когда изменения в крови скажут об этом, вызовет врача или полицейского, если увлеченный игрок не станет внимать доброжелательному напоминанию. А напоследок - оповестит службу компьютерных игр о кончине своего пользователя и о возможности своего перехода к новому не менее страстному и азартному... Страшно и вроде бы даже невероятно? Но именно таков он, тот "прекрасный новый мир", дверь в который услужливо распахивает сегодня шоу-бизнес перед нами и нашими потомками. Таков иллюзорный умственный тупик вымирающего общества потребления.

 

 

Share this post


Link to post
Guest Андрей

Добрый день. Подскажите пожалуйста. Кого из старцев лучше просить о помощи с проблемой алкоголизма?

Share this post


Link to post

Наедине с компьютером

 

На адрес нашего портала пришло письмо — вопрос священнику, «крик о помощи». В то же время сегодня это обычная жизненная история. Поскольку проблемы одиночества и зависимости от компьютерных игр знакомы многим молодым людям не понаслышке, мы передали письмо руководителю отдела по делам молодежи Саратовской епархии иеромонаху Дорофею (Баранову) и задали ему ряд вопросов.

 

Здравствуйте!

 

Помогите, пожалуйста, советом. Мне 20 лет, и половину из них я был зависим от компьютерных игр. Это сильно повлияло на мою жизнь. Все началось с того, что когда я учился во втором классе, родители купили компьютер. Будучи застенчивым сильно зависимым от родителей ребенком, я быстро пристрастился к компьютерным играм. Уже к 10 годам, я иногда просиживал за компьютером более 5 часов в день. С ребятами в школе я почти перестал общаться, очень скоро стали неинтересны и другие занятия. Остался один интерес – игра. За всю свою жизнь, я только дважды гулял со своими сверстниками! И несмотря на все это, был уверен, что ничего страшного в этом нет. К тому же, родители не понимали или не обращали внимания на мои проблемы, и даже способствовали развитию моей зависимости – они купили мне более 100 дисков для приставки. Так моя душа становилась все грубее.

 

Иногда посещали мысли о том, что в моей жизни не все ладно, но я избавлялся от них, садясь за очередную игру. Так возникла первая проблема – неумение общаться, боязнь людей, недоверие к ним, беззразличие и озлобленность. Отмечу, что при этом успеваемость в школе была неплохая. Отношение ребят ко мне было хорошим, наверно, они во мне видели скромного и воспитанного человека. Но компьютерные игры, сильная зависимость от родителей или, возможно, другая причина сделали меня человеком двуличным. В школе – воспитанный, скромный мальчик, а дома – раздражительный, капризный, неблагодарный, а позже обвиняющий во всех своих проблемах родителей. Я запутывался все больше и больше.

 

После поступления в институт я надеялся, что все проблемы решатся сами собой. Думал, что все неудачи были из-за того, что я попал не в тот коллектив. Этого не случилось. Мне казалось, если я буду учиться лучше всех – на меня обратят внимание и будут со мной общаться. Так было только первый семестр. Целый год я не играл в игры из-за страха, что моя успеваемость станет хуже, но летом не выдержал и снова начал играть. На этом фоне впал в уныние и несколько недель просто лежал на кровати и думал, что моя жизнь не удалась, ничего не радовало, и выйти из этого состояния я не мог.

 

Посещая психологические форумы в Интернете, я увидел, что ни у одного меня такие проблемы. Появились силы бороться с отчаянием. Я стал читать книги по психологии. Впервые самостоятельно стал действовать, сделал то, чего всегда боялся – один сходил в столовую(!), начал посещать библиотеку. Раньше я избегал посещать общественные места. Хотя на тот момент мне было 17 лет! Но мрачное состояние, неуверенность в себе, резкий перепад настроений, обидчивость и самокопание – все это оставалось. Дальше пытался работать над собой, выполняя задания в пособии для тех, кто страдает социофобией. Эта работа мне помогла лучше понять себя, но в конце летних каникул после 2 курса я как обычно пребывал в унынии. Так бы это и продолжалось, если бы я не обратил внимания на книгу архимандрита Амвросия «О вере и спасении». Я взглянул на свои проблемы с другой стороны, и у меня появилась решимость распутать клубок. Спустя год, я начал читать книги православных святых. Старался делать это каждый день и записывать в тетрадку близкие моей душе мысли. Одновременно с этим вел дневник и периодически читал Евангелие. Я стал получать радость от общения с людьми, перестал зависеть от компьютера и телевизора, начал проявлять интерес к жизни и людям. Но все это было временно - постепенно я охладевал к этим занятиям и возвращался обратно к прежней жизни. Начинал играть, смотреть телевизор. Это моё сегодняшнее положение, но теперь я точно знаю, каким путем буду стараться идти дальше.

 

Батюшка, помогите, понять, как быть с прошлым. Я начинаю унывать и жалеть себя, когда вспоминаю, что на компьютерные игры я потратил более 5000 часов своей жизни и, если говорить правду, лишился детства и здоровья. Мне нечего вспоминать из школьной жизни. Осталась какая-то незаполнимая пустота. Я сомневаюсь, что смогу построить дружеские отношения и начать жить, а не существовать. Понимаю, что нужно что-то предпринимать, но как? Мне невыносимо быть одному. Но я не могу никому открыться, довериться.

 

Моя жизнь невероятно однообразна: институт, дом и все. Я читаю, иногда сижу в Интернете, слушаю радио или смотрю телевизор, как и все в нашей семье. Как выйти из этого замкнутого круга пока не представляю. С виду благополучная семья… Подскажите, с чего начать исправлять свои ошибки?

Читать далее...

Share this post


Link to post

Печати

 

Мы беседовали как-то с братьями о том – о сем, и среди прочего коснулись наркомании. И вот один из собеседников высказал интересную мысль. Предки наши выращивали столетиями и мак, и коноплю. И конопля, и мак на очень многое годились в хозяйстве. Люди прекрасно знали наркотические свойства того и другого растения, но не дерзали воспользоваться ими в целях получения «кайфа» и отдохновения от несносной временами жизни. Правда, было пьянство. Слово Писания о том, что «вино веселит сердце человека» исполняли предки специфично. Ну не растет у нас виноград. Северные мы. У нас, к сожалению, самогон «веселил» сердце человека или «казенка» в государевом кабаке. Но никто, заметьте, никто столетиями не дерзал воспользоваться дурманом, растущим под боком, с целью опьянения, словно люди были связаны неким негласным табу.

67130.b.jpg

Снятие пятой печати

Сплоченные общности людей способны чуять беду и в целях самосохранения истреблять опасность из среды себя любыми, даже самыми жестокими, средствами. Если какое-то невиданное доселе зло заводится в среде людей с прочными устоями, то люди изживут или истребят зло вместе с носителями, пока у них сохраняется жизненное чутье. И вот на каком-то этапе это чутье пропало, табу перестало действовать, негласный запрет умер. Это не только у нас. Это и у многих других так же. Дело в другом. Вот грех лежал у порога и никто не прикасался к нему. А потом вдруг прикоснулись, и уже вовеки до конца не отмыться. На что это похоже? Думается – на снятие печатей в Откровении. Начиная с 6-й главы в этой книге описывается, как Агнец снимает печати с книги, которую никто в мире не мог ни открыть, ни посмотреть в нее. Каждое снятие очередной печати сопровождается глобальным происшествием одно другого более грозным. И процесс необратим. Печати не водворяются на место, напротив, они снимаются, снимаются, и в соответствии с их снятием скачут грозные всадники на белом, рыжем, вороном и бледном конях; темнеет солнце, свивается небо, сдвигаются горы, и прочее. Вот так и в нравственной жизни, думаю, проходят некие стадии погружения человечества в грех, стадии, при которых назад не вернешься, и то, что раньше стыдился делать клейменый каторжник, сегодня, не стыдясь, делает студент ВУЗа, и всем хорошо, а печати снимаются, и мы движемся…

 

 

Перейдем на время от наркотика к одежде. Еще совсем недавно (недавно – в историческом смысле) не то что обычные женщины, а подиумные девицы отказывались выходить на показ в купальниках бикини. Стыдно было и они мотивировали отказ тем, что они «не какие-то там, а девушки порядочные». Но время идет, у каждого начинания есть свои пионеры и энтузиасты. Лед таки усилиями энтузиастов тронулся, и кто сегодня дерзнет сказать, что женщина в купальнике на пляже безнравственна? Но кто дерзнет до конца утверждать, что нет вовсе никакой связи между сбрасыванием стыда и современной привычкой к прилюдному обнажению? Просто в массовом сознании отброшен один из порогов стыдливости и можно двигаться дальше. И дальше будут не «Дети природы» и не благородный Маугли, а свальный грех на нудистском пляже при полном безразличии ко взгляду со стороны.

 

Господь говорит, что горе миру от соблазнов, и что неумолимо придут эти самые соблазны. Но говорит также, что горе человеку тому, через которого соблазн приходит. Чувствовали эту правду и древние. Вот Троя обречена, но троянский берег заклят так, что умереть должен первый ахеец, ступивший на землю. И корабли стоят у кромки воды – первого нет. Только при помощи особой хитрости Одиссея воины ринулись на берег, и кто-то первый умер, а все остальные занялись осадой. Таков механизм – нужен первый, который умрет. Люди всегда могли чувствовать, что беда придет, но не раньше, чем кто-то дерзнет открыто делать то, что пока еще считается запрещенным. Он понесет на себе большее осуждение, этот сомнительный смельчак, но после него люди бросятся на грех, как пес на мясо, и скажут, что так и надо.

 

Так, к примеру, двигалась по миру сексуальная революция. Писатель пишет порнографический роман, но никто из издателей не дерзает его опубликовать. Как, наконец, находится среди издателей авантюрист и смельчак, и роман выходит в свет. Вслед за этим событием уже сотни писателей пишут нечто подобное и сотни издательств включаются в работу по их тиражированию. В кинематографе процессы шли примерно так же. Главное стыд преодолеть и начать. Дальше люди подхватят. И вот человеческая душа, получая привычные дозы информационного наркотика, уже не различает ложь от правды, грани понимания стираются, снимаются и очередные печати.

 

Это не очень веселая картина, но она соответствует тому, что говорил святитель Игнатий. Он говорил, что отступление попущено Богом, что не в силах наших остановить его, что нужно изучить дух времени и по возможности устраниться от него. И не будет так, что все грешники покаются, но будет так, что скверные и чистые, праведные и нечестивые будут находиться рядом. Пропорции будут, скорее всего, в пользу скверных и нечестивых. Об этом тоже говорит Откровение. Там почти в самом конце говорится: «Неправедный пусть еще делает неправду, нечистый пусть еще сквернится; праведный да творит правду еще, и святой да освящается еще. Се гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его» (Откр. 22:11-12)

 

В этих словах и угроза, и заповедь, и утешение.

 

Протоиерей Андрей Ткачев

19 июля 2012 года

 

Share this post


Link to post

Печати

Мы беседовали как-то с братьями о том – о сем, и среди прочего коснулись наркомании. И вот один из собеседников высказал интересную мысль. Предки наши выращивали столетиями и мак, и коноплю. И конопля, и мак на очень многое годились в хозяйстве. Люди прекрасно знали наркотические свойства того и другого растения, но не дерзали воспользоваться ими в целях получения «кайфа» и отдохновения от несносной временами жизни.

 

...лиха беда начало!..... Спаси нас, Господи.

Share this post


Link to post

Печати

Мы беседовали как-то с братьями о том – о сем, и среди прочего коснулись наркомании. И вот один из собеседников высказал интересную мысль. Предки наши выращивали столетиями и мак, и коноплю.

 

Я думаю, процесс демократии и либерализации общества, - это, не что иное, как эволюция греха. То, что вчера было стыдно, теперь стало нормой, и т.д....до Второго Пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Но, Господь сократит дни греховного разгула, чтобы спасти часть верных Себе.

Share this post


Link to post

Как вернуть ушедших в интернет.

— Владимир Леонидович, одна из самых популярных вещей в интернете — социальные сети, и именно поэтому их принято ругать. Но разве это не школа общения, особенно для подростков? Мы тоже в юности не только проводили время со сверстниками, но и подолгу общались с ними на расстоянии — по телефону.

— Я не считаю, что интернет нужно ругать. Это уникальное изобретение человечества, которое позволяет нам быстрее обмениваться информацией, расширять круг общения. У людей многих профессий появилась возможность работать удаленно, а для некоторых — например, инвалидов — интернет является едва ли не единственной возможностью учиться и зарабатывать себе на жизнь.

Но очевидна и опасность, которую он несет в себе при неправильном использовании. Особенно для подростков и юношей, которые еще не адаптировались в мире, и для многих из них интернет становится более притягательным, чем реальная социальная жизнь, живое общение с людьми. Речь идет, по сути, о бегстве в интернет-среду, которая намного безопасней, чем реальная жизнь, и позволяет очень избирательно общаться: сохранять анонимность, избегать агрессии, а в случае необходимости быстро прекращать контакт.

Кроме того, интернет обладает уникальным свойством потока. Вы заходите на сайт, тут же переходите на другую, третью страницу, справа у вас открывается еще какое-то окошко, и так до бесконечности. В этом потоке можно пребывать непрерывно, получая все новую и новую информацию, тем самым вновь и вновь стимулируя определенные структуры головного мозга и вызывая истощение центральной нервной системы (что доказано, в частности, в исследованиях подростков, увлекающихся онлайн-играми). Виртуальная реальность заменяет таким людям все.

http://www.pravmir.ru/kak-vernut-ushedshix-zhit-v-internet/

Share this post


Link to post

  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...