ALEXANDR 2 726 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Елена, я очень ленивый человек. Для меня по духу проще и в удовольствие сходить в храм нежели поехать помочь родным, а они иногда нуждаются. Поэтому дилемма возникает. А иногда бывает наоборот - не хочу идти в храм, лучше к матушке съезжу своей и помогу чем.Господи помилуй. У меня тоже так бывает. Надо стараться почаще ездить к родным. Они ждут всегда. ... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Да. А вы ? да Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Просто есть такое слово совесть, она порой может очень сильно мучить и обличать за скверные поступки, слова и мысли. Недавно меня совесть обличала "отдай свой компьютер он дорогой, подари кому ни будь". А мне прямо и совестно с одной стороны а с другой жалко, говорю ей "Помилуй и так ничего нет! Я же системный администратор, это моя работа, а тут буду как сапожник без сапог!". Вроде успокоилась пока Каюсь, любовь к железяке превышает любовь к Богу, немощен. Простите. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена г.Тула 692 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Недавно меня совесть обличала "отдай свой компьютер он дорогой, подари кому ни будь". А мне прямо и совестно с одной стороны а с другой жалко, говорю ей "Помилуй и так ничего нет! Я же системный администратор, это моя работа, а тут буду как сапожник без сапог!".Вроде успокоилась пока Надеюсь вы правильно поняли что я хотела сказать про совесть, помните еще мудрое высказывание "благими намерениями выстлана дорога в ад", вот это про меня, не умеешь четко формулировать мысли помолчи. Компьютер свой то же не отдам хоть и не дорогой, считать на счетах не умею. Простите если чем то вас смутила. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Надеюсь вы правильно поняли что я хотела сказать про совесть Нет, я себя то плохо понимаю, а хотите что бы вас понял. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена г.Тула 692 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Нет, я себя то плохо понимаю, а хотите что бы вас понял.В таком случае прошу прощения за то что выразилась неясно и не смогла четко и правильно донести свою мысль. Пойду мучатся угрызениями совести. За сим кланяюсь и простите великодушна если обидела. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Сергий Мизов 7 Опубликовано: 25 февраля, 2012 И я пойду. Тяжки разговоры. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена г.Тула 692 Опубликовано: 25 февраля, 2012 «Совесть» как ценностная категория в понимании святителя Феофана Затворника Вышенского http://bogoslov.spassmon.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=76&Itemid=123 Главная задача произведений святителя Феофана – раскрытие высшего смысла и цели человеческой жизни. Над всем этим господствует мысль о важнейшем предмете человеческой жизни – о христианском спасении. Этот вопрос разрабатывается во всех его нравоучительных сочинениях. Размышляя об основах духовного и нравственного бытия человека в мире, важной составляющей которого является нравственное совершенствование человека, святитель Феофан глубоко проникает во внутренний мир человека. Наблюдающий как бы спускается в самые тайные уголки, освещает самые сокровенные движения духа, подмечает в них очень тонкие проявления нравственного начала. Сознание и самосознание, совесть, разум с его идеями, рассудок с его понятиями, суждениями, умозаключениями, память, воображение, воля со своими желаниями и наклонностями, сердце с чувствованиями – все эти разнообразные силы и явления человеческого духа обстоятельно рассматриваются в произведениях святителя Феофана Затворника. Святитель подробно определяет естественное назначение и сферу деятельности каждого из них в кругу нашей внутренней жизни и указывает те ненормальные и часто уродливые формы, какие они принимают в действительности. Особенно важное значение имеет понятие совести. Понятие «совесть» у святителя Феофана, по словам П.А. Смирнова, – высший руководитель нравственной жизни1. Совесть, по словам святителя Феофана, – практическое сознание, в этом отношении можно сказать, что она есть и сила духа, которая сознавая закон и свободу, определяет взаимное отношение их2. Интересно, что и в словаре В.И. Даля под совестью понимается «нравственное сознание, нравственное чутье или чувство в человеке, внутреннее сознание добра и зла, тайник души, в котором отзывается одобрение или осуждение каждого поступка, чувство, побуждающее к истине и добру, отвращающее ото лжи и зла, невольная любовь к добру и к истине, прирожденная правда, в различной степени развития»3. Также в педагогическом энциклопедическом словаре в словарной статье «совесть» ключевым словом выступает понятие «осознание»: «Совесть – способность человека, критически оценивая свои поступки, мысли, желания, осознавать и переживать своё несоответствие должному как собственное несовершенство»4. Святитель Феофан утверждает, что совесть в человеческом естестве чрезвычайно связана с Богом. Спокойствие совести есть первое условие мирных отношений с Богом. Совесть предназначена для того, чтобы образовать человека в соответствии с Богом, помочь ему приблизиться к Нему. С этой целью она возвещает ему закон, по которому ему нужно жить, чтобы это образование было успешным, «обязывает исполнять его, судит по нему, награждает или наказывает. Совесть указывает, что право и что не право, что угодно Богу и что не угодно, что должно делать, а что не должно делать. Совесть как законодатель показывает законы, по которым нужно жить и действовать человеку и к чему склонять свою волю как существу разумному и свободному. В связи с этим можно утверждать, что святитель Феофан выделяет у совести законодательную функцию. Но при этом святитель Феофан предупреждает, что совесть как законодатель нередко и сама по себе неверно показывает законы, по которым нравственно обязан жить и действовать человек как существо разумно-свободное5. Тем более и чаще бывает это под влиянием и при столкновении требований ее с нашим самолюбием. Так, нередко совесть затрудняется даже в определении основного вопроса нравственности – о том, что следует считать главным, руководящим принципом жизни. «В определении принципа жизни можно встретить самые разнообразные, даже противоречивые взгляды и толкования. Одни, редкие, выше всего считают служение Богу, другие – общественную деятельность, третьи – научную деятельность»6. Когда же совести приходится встретиться с нашим эгоизмом, то ее законные требования или с умыслом ложно перетолковываются, или же совершенно искажаются и даже заменяются другими, превратными началами. Так Святитель Феофан отмечает, что под предлогом сохранения здоровья человек удаляется от поста, под видом поддержания семьи отказывается от благотворительности. «А нередко, – утверждает святитель Феофан, – заходим гораздо дальше, прямо вводя в жизнь превратные и заведомо ложные правила: так скупость считаем бережливостью, расточительность – щедростью и пр.»7 Не лучше, по словам святителя Феофана, исполняется долг совести как судьи. По существу своему она обязана тщательно и неуклонно следить не только за нашими делами, но и за всеми внутренними движениями и при малейшей неисправности строго и нелицемерно судить. Но этого мы обычно не наблюдаем, особенно когда примешиваются страсти. Совесть в падшем состоянии – разбитое зеркало, ложно и фальшиво представляющее как нас самих, так и наши дела и занятия. Чаще всего мы видим, что человек строго судит других, а себя стремится оправдать, то ссылкою на свое неведение и слабость, то на обстоятельства и соблазны. Нередко можно встретиться и с сознательным и упорным отрицанием своей очевидной виновности, что уже свидетельствует о глубоком повреждении совести. Конечно, бывают случаи, когда человек, нравственно падший, испытывает сильные угрызения совести. Но в большинстве случаев сознание своей виновности остается только в мысли, не тревожа сердце, и человек является холодным зрителем своих безнравственных дел и поступков. Это равнодушие происходит от частого нравственного падения. Часто происходит так, что человек старается убедить себя, что мучения совести есть только плод суеверного страха неразвитого человека. Совесть – это такая ценность, в соответствии с которой человек соизмеряет свои мысли, дела, поступки. Так, святитель Феофан говорит о совести, как о чистом зеркале, в котором отражается вся наша духовная жизнь. Справедливые требования ее должны сознаваться и исполняться, как непреложный и обязательный закон. «Наш совестный суд обращается исключительно на себя, причем совершенно без всякого укрывательства и ложного снисхождения, со всей основательностью и полнотой, касаясь не только видимых, но и тайных помышлений и намерений; осудить же других считается большим грехом. Здесь не только нет места самооправданию и упорной несознательности, но наоборот, вся жизнь проходит в самоосуждении и покаянии»8. Совесть не только знает и чувствует нравственные явления и соответственно оценивает их, но и действует в отношении их, либо отвергая, либо одобряя и содействуя проведению их в жизнь. Таким образом, анализ богословских трудов святителя Феофана Вышенского, а также научной и философской литературы позволяет сделать вывод, что основой категории «совесть» являются близкие по значению понятия «знание», «сознание», «осознание». То есть в совести заложено осознание правильного направления. По своей сущности совесть может быть названа ответственным внутренним вектором, которым контролируется и оценивается личное поведение человека в каждом конкретном случае его жизни. Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
mlsha 856 Опубликовано: 25 февраля, 2012 Недавно меня совесть обличала "отдай свой компьютер он дорогой, подари кому ни будь". А мне прямо и совестно с одной стороны а с другой жалко, говорю ей "Помилуй и так ничего нет! Я же системный администратор, это моя работа, а тут буду как сапожник без сапог!".Вроде успокоилась пока Каюсь, любовь к железяке превышает любовь к Богу, немощен. Простите. цитату не смогу привести, но смысл по поводу милостыни и прочих даяний таков, что милостыня это хорошо, но в том случае если человек точно уверен, что не пожалеет потом о том, что сделал её в "таком" размере... Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена г.Тула 692 Опубликовано: 25 февраля, 2012 На трапезу дать, и на больницу пожертвовать, и долг уплатить - это все хорошо. Но и себя не надо оставлять без копейки на необходимые нужды, а то как бы не пожалеть после (прп. Иосиф Оптинский) Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
О_К (fakel) 1 360 Опубликовано: 26 февраля, 2012 (изменено) Милостыня См. раздел МИЛОСЕРДИЕ Как творить милостыню Неправильные нищие, или запотевшая милостыня А.Ткаченко Что такое милостыня и христианская милость? Долженко А.Г. Милостыня игумен Борис (Долженко) Милостыня – акт вещественного или духовного милосердия; добрые поступки, которые возникают как результат христианской любви к ближнему. Евангелие учит нас заботиться о нищих (Мф. 19:21; 26:9; Мк. 10:21; 14:5; Лк. 14:13; 16:20; 19:8; Ин. 13:29; Деян. 4:34). Для христианина благотворительность — это не только (и не столько) социальное дело, сколько служение Богу, пребывающему за пределами этого чувственного и рационально постигаемого мира. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель предназначает Богу, а не собственной персоне. Верующий подаёт нищему буквально то, что ему «послал Бог», ибо он относится к своему достатку как к дару, который получен по воле Бога; милостыня для христианина — это благодарственная жертва Ему за жизнь и те блага, которые он имеет. Благодарность за полученную помощь верующий благотворитель опять же предназначает Богу. Ни о какой социальной иерархии здесь нет и речи: дающий милостыню и принимающий её равны перед Богом как два грешных человека, и каждый по-своему служит Ему. Помощь ближнему воспринимается религиозным человеком как неотъемлемая часть его служения Богу, наряду с храмовым богослужением, молитвой и аскезой. Под духовной милостыней понимается духовное утешение ближнего, молитва за страждущих, чтение или дарение им душеполезных книг. Старец Адриан говорил: «дать человеку почитать духовную книгу выше, чем дать кусок хлеба голодному. Это милостыня самая большая». *** Старец Паисий Святогорец: «О милостыне. – Надо размыслить так: «Если бы на месте нищего был Сам Христос, то что я дал бы ему? Безусловно, самое лучшее». Так человек понимает, какова настоящая любовь. Добро является добром лишь в том случае, если делающий его жертвует чем-то своим: сном, покоем и тому подобным. Когда я делаю добро, отдохнув, оно недорого стоит. Человеку, для того, чтобы понять, верно ли он преуспевает в отношении духовном, нужно прежде всего испытывать себя, радуется ли он отдавая, а не принимая. Правильный духовный путь таков: забывать добро, сделанное тобой, и помнить добро, сделанное тебе другими. Тот, кто не думает о себе, но постоянно, в хорошем смысле этого слова, думает о других – о таком человеке всё время думает Бог. Многостяжатель в конечном итоге на все свои сбережения покупает вечную муку. Те, кто от чистой любви жертвуют своей жизнью ради ближнего… находят под могильной плитой ключ от вечности». Св. Иоанн Златоуст: «Начни отдавать неимущим, что тебе не нужно, что у тебя валяется; потом будешь в состоянии давать и больше и даже с лишением себя; и, наконец, уже готов будешь отдавать и все, что можешь». «Сам Бог повелел подавать милостыню не для того, чтобы только насыщать бедных, но чтобы и подающие получили благодеяние, и даже больше, чем первые». Вот ещё его слова: «Подающий щедрую милостыню и здесь живет с доброй совестью, и когда переселится отсюда, найдет великую милость у Судии и услышит блаженные слова: «Приидите, благословенные Отца Моего» (Мф. 25, 34). И действительно - Православная Церковь, устами своих святых, опытно свидетельствует о том, что награда за добрые дела уже сейчас, в самой этой жизни, возвращается Богом человеку, причем в несравнимо большем размере». Св. Димитрий Ростовский: «Если приедет к тебе человек на коне и будет у тебя просить, подай ему. Как он употребит твою милостыню, ты за это не отвечаешь». Преп. Максим Исповедник: «Творящий милостыню… не делает различия между злым и благим, между праведным и неправедным в потребностях телесных. Но всем равно разделяет, соразмерно с нуждою; хотя добродетельного, за благое расположение воли его, предпочитает порочному». Свят. Григорий Нисский: «Давай что имеешь; ибо Бог не требует сверх сил. Ты дашь хлеб, другой — чашу вина, иной — одежду, и таким образом общим сбором уничтожается несчастье одного». Преп. Серафим Саровский: «Пост же и бдение, и молитва, и милостыня, и всякое Христа ради делаемое доброе дело есть средства для стяжания Святого Духа Божьего. Заметьте, батюшка, что только лишь ради Христа делаемое доброе дело приносит нам плоды Святого Духа. Все же не ради Христа делаемое, хотя и доброе, но мзды в жизни будущего века не представляет, да и в здешней жизни благодати Божией тоже не дает». Святой подвижник прп. Кирилл Белозерский говорил князю Андрею Можайскому: «...поститься не можете, а молиться ленитесь, так хоть подавайте, и милостыня этот ваш недостаток восполнит». См. ЛЮБОВЬ, МИЛОСЕРДИЕ http://azbyka.ru/dictionary/12/milostynya-all.shtml Изменено 26 февраля, 2012 пользователем fakel Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
О_К (fakel) 1 360 Опубликовано: 26 февраля, 2012 Доброго времени суток.У меня книжица "Православный молитвослов" (Издательство Введенского ставропигиального мужского монастыря Оптинской Пустыни, 2011 год). В разделе молитвы утренние есть Молитва Господня, которая заканчивается: "... но избави нас от лукавого." и далее Тропари Троичные.Простите меня невежественного сластолюбца, но она же заканчивается "Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки. Аминь."Разъясните пожалуйста почему нет этого.Я когда пытаюсь читать, то на этом месте всегда запинаюсь, потому что в уме после "но избави нас от лукавого." слышу "Аминь". И меня терзает это каждый раз когда читаю. Простите что вмешиваюсь , но это новерное вам поможет разобраться в своих раздумьях . Правдо это только часть , но ниже есть ссылка по которой вы найдёте полный текст. "Третья часть, или заключение: Яко Твое есть царство и сила, и слава во веки. Аминь. Это заключение согласно с предисловием, ибо как предисловие учит, что мы получим просимое от Отца Премилосердного, так и заключение это показывает, что мы получим требуемое у Него. Ведь Его весь мир, Его — сила и Его — слава, для которой мы и должны просить. Слово же Аминь означает: «Да будет так», или «Ей, ей». Это заключение может говорить и простолюдин наедине, без иерея. Святитель Димитрий Ростовский (1651-1709)...." http://azbyka.ru/tserkov/duhovnaya_zhizn/molitva/otche_nash/kak_chitat_molitvu_otche_nash-all.shtml Цитата Поделиться сообщением Ссылка на сообщение