Jump to content
Olqa

Книга Притч. Священник Георгий Максимов.

Recommended Posts

Глава 15, стих 3:

«На всяком месте очи Господни: они видят злых и добрых» (Притч. 15:3).

 

Здесь говорится и о всеведении и вездеприсутствии Божием, потому что «Бог везде присутствует, слышит и видит всех, полнотою Своего величия проникает в самые потаенные и скрытые места», как объясняет священномученик Киприан Карфагенский.

Преподобный Венедикт Нурсийский писал про этот стих, что «безо всякого сомнения веровать этому должны, когда бываем на Божественной службе. Смотри же всякий, какими подобает нам быть перед взором Бога и ангелов Его, и постараемся так стоять на псалмопении, чтобы ум наш был в согласии с нашими словами». Здесь святой Венедикт обращает внимание на то, какой мысленный настрой у нас должен быть на службе. У христианина есть частое искушение думать, что будто Господь его не видит в данный момент. И поэтому даже в храме, а тем более вне храма, человек расслабляется и ведет себя недостойно. 

А если бы мы помнили о том, что Господь все видит, от скольких грехов это нас могло бы избавить. Вот как объясняет это святитель Феофан Затворник: «О, когда бы всегда памятовала об этом разумная тварь! Не посмела бы она тогда не только бесчинствовать явно и предаваться плотским непотребствам, но и внутренне, в помышлениях ума своего, и в движениях сердца не допускала бы ничего, неугодного Богу. Стояла бы она тогда, как воин пред царем, со всем вниманием и строгостью к себе».

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 4:

«Кроткий язык — древо жизни, но необузданный — сокрушение духа» (Притч. 15:4).

 

Что касается Древа жизни, то это символ Христа в Писании. Сам Он указывал Себя как образец кротости: «Научитесь от Меня, ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Поэтому человек, который учится кротости в слове, укрощая свой язык, приучая себя отвечать не дерзко, не гневно, не гордо, но смиренно, то этот его кроткий язык, то есть кроткий образ изъяснения, сродняет его со Христом, уподобляет Христу, и, таким образом, помогает соединиться с Древом жизни, которое обещано нам в раю, и Которое есть Сам Христос.

И наоборот, необузданный язык — это сокрушение духа. «Сокрушение» — это значит «разрушение». Как экскаватор шар-бабой ломает дома, так необузданный язык причиняет ущерб духу человека, болтающего все, что взбредёт в голову. Язык нужно обуздывать. Как на коня надевают узду, и он идёт уже не туда, куда хочет, а туда, куда велят, когда надо, стоит, когда надо, скачет, так же и с языком, — он должен подчиняться воле человека.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Паримия в понедельник пятой седмицы Великого поста. (Притч. 14:27–35; 15: 1–4).

Страх Госпо́день исто́чник жи́зни, твори́т же уклоня́тися от се́ти сме́ртныя. Во мно́зе язы́це сла́ва царю́, во оскуде́нии же лю́дсте сокруше́ние си́льному. Долготерпели́в муж, мног в ра́зуме, малоду́шный же кре́пко безу́мен. Кро́ткий муж се́рдцу врач, моль же косте́м се́рдце чу́вственно. Оклевета́яй убо́гаго, раздража́ет Сотво́ршаго и́, почита́яй же Его́, ми́лует ни́щаго. Во зло́бе свое́й отри́нется нечести́вый, наде́яй же ся на Го́спода, свои́м преподо́бием пра́веден. В се́рдце бла́зе му́жа почи́ет прему́дрость, в се́рдцы же безу́мных не познава́ется. Пра́вда возвыша́ет язы́к, умаля́ют же племена́ греси́. Прия́тен царе́ви слуга́ разу́мный, свои́м же благообраще́нием отъе́млет безче́стие. Гнев губи́т и разу́мныя, отве́т же смире́н отвраща́ет я́рость, а сло́во же́стоко воздвиза́ет гне́вы. Язы́к му́дрых до́брая свесть, уста́ же безу́мных возвеща́ют зла́я. На вся́ком ме́сте о́чи Госпо́дни сматря́ют злы́я же и благи́я. Исцеле́ние язы́ка дре́во жи́зни, храня́й же его́, испо́лнится ду́ха.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 5:

«Глупый пренебрегает наставлением отца своего; а кто внимает обличениям, тот благоразумен» (Притч. 15:5).

 

Почему здесь сказано про наставления отца? Для древнего человека это была самая крайняя степень гордости, когда человек не слушает даже своего отца. Хотя и тогда, конечно, случались примеры тех, которые не слушали своих родителей, но такой человек воспринимался как выходящий из ряда вон. Сейчас же, увы, напротив, для многих пренебрежение наставлениями своих родителей являются нормой, а не исключением. Но это пренебрежение наставлением не делает современных людей умнее или лучше, а, наоборот, лишает их возможности избежать многих ошибок, в которые они впадают. 

Здесь также сказано, что благоразумным является тот, кто внимает обличениям, но не добавлено: «отца своего». Не только отец может поправить нас, и, если поправит кто-то по делу, даже человек, который младше нас, нужно принять это со смирением, — тогда человек показывает, что он благоразумен, то есть у него благой разум.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 6-7:

«В доме праведника — обилие сокровищ, а в прибытке нечестивого — расстройство» (Притч. 15:6). 

 

Вот как толкует это отец Даниил Сысоев: «Человеку праведному воздается. В Ветхом Завете это проявлялось наиболее ярко. Если народ был праведным, то обладал изобилием. Когда же отходил от Бога, то появлялись болезни, приходили беды, нападали враги. Поскольку сейчас нам обещана бо́льшая награда, ситуация изменилась: сокровища остались, но они находятся в сердце человека. Бывает, что проявляются и внешне сокровища, не все богатые — злодеи. Однако главное сокровище у христиан, конечно же, на небесах». 

Ну, а, что касается слов «в прибытке нечестивого — расстройство», расстройство заключается в том, что прибыток, приобретённый грешным способом, влечёт за собой гнев Божий.

 

«Уста мудрых распространяют знание, а сердце глупых не так» (Притч. 15:7).

Глупые не стремятся распространять свои знания даром, если с кем-то и делятся ими, то стараются делать это ради собственной выгоды. Есть множество малых народов, языки которых исчезли, потому что все больше людей из них говорили на основном языке страны. Я читал про старика-индейца, который был последним носителем языка своего племени. Некоторые молодые единоплеменники хотели научиться у него, но он им отказывал. Почему? Потому что, будучи единственным носителем, он неплохо зарабатывал, консультируя ученых-лингвистов. И старик опасался, что лишится этой выгоды, если научит языку других членов племени. И в итоге с его смертью этот язык исчез. Вот пример человека, не желавшего распространять знание. Совсем не так поступают мудрые, которым в радость делиться знаниями даже бесплатно. А у христиан главное знание — это знание о Боге, которое нам заповедано распространять.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 8-9:

«Жертва нечестивых — мерзость пред Господом, а молитва праведных благоугодна Ему» (Притч. 15:8). 

 

Так что Бог может не принять нашу жертву, наши молитвы и что-либо ещё, что мы делаем ради Него. От чего это зависит? От состояния нашего сердца. Если в сердце человек предан греху, а своей жертвой старается задобрить Бога, подкупить Его, или как бы договориться: «Ладно, я буду и дальше грешить, но зато я Тебе поставлю самую большую свечу!», — то такая жертва не только не достигает цели, которую преследует человек, но и делает его мерзким в очах Божиих, отвращает Бога от него. Смысл нашей жертвы не в том, что мы покупаем Бога, даём ему что-то, чего у Него нет, — потому что все в этом мире и так принадлежит Богу по праву Творца. Мы можем принести наше благое расположение, наше покаяние, нашу любовь, и когда наша жертва является выражением этого, тогда она угодна Господу, и помогает нам приблизиться к Нему.

 

«Мерзость пред Господом — путь нечестивого, а идущего путем правды Он любит» (Притч. 15:9). 

Этот стих показывает, что Бог не безразличен к тому выбору, который делают люди. Ложным и искажённым является представление Бога как доброго старичка с белой бородой, Который всех любит, независимо от того, праведники они или грешники, ко всем относится одинаково. Священное Писание во многих местах показывает, что «Господь любит праведных» (Пс. 145:8), «а нечестивого и любящего насилие ненавидит душа Его» (Пс. 10:5). Это не нужно понимать в страстном смысле, потому что Бог бесстрастен. Но Он избрал именно эти слова человеческого языка для того, чтобы показать насколько различно Его отношение к добрым и к злым. И это справедливо. 

  • Like 2

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 10:

«Злое наказание — уклоняющемуся от пути, и ненавидящий обличение погибнет» (Притч. 15:10). 

 

Этот стих продолжает то, что было сказано в предыдущем. Осуждающее отношение со стороны Бога выражается в наказании согрешившего. Наказание, которое грешник получает в этой жизни, призвано служить его исправлению и прекратится, если он исправится, а наказание, которое грешник получает после смерти, уже является плодом его дел, и остается с ним навечно. То, что мы живы — это уже доказательство того, что для нас ещё возможно покаяние и исправление. 

Почему «ненавидящий обличение погибнет»? Потому что именно через обличение, получаемое от других людей, а также через Священное Писание, он имеет возможность исправить в своей жизни то, что неугодно Богу, и что ведет его к гибели. Если же он не принимает обличения, то как пристрастный, не может ясно видеть свои духовные проблемы. А значит, не может от них избавиться и свернуть с гибельного пути. 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 11:

«Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих» (Притч. 15:11). 

 

Приведу слова отца Даниила Сысоева: «В переводе с еврейского Аваддон — князь смерти, князь убийства. Царь Соломон говорит, что перед Богом открыты подземное царство, где находятся души умерших, и царство надземное, где властвует дух-убийца». Как говорит святитель Иоанн Златоуст: «Кому все известно, тому как могут быть неизвестными сердца людей? Поэтому особенно вели правильную жизнь верующие в то, что и над мыслью, и над делающимся сокровенно наблюдает промыслительное око, Судия и Каратель». 

Но Господь все это говорит не для того, чтобы запугать нас, а для того, чтобы указать нам то место, с которого нужно начинать путь к Нему — из нашего сердца. Следить за чувствами и мыслями, которые приходят, отсекать дурное. Именно с очищения сердца начинается преображение человека и его жизни.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 12:

«Не любит распутный обличающих его, и к мудрым не пойдет» (Притч. 15:12). 

 

Здесь под распутством имеется ввиду не только тот, кто живёт блудно. По словам владыки Виссариона (Нечаева), «идет речь о неблаговоспитанности. Она проявляется в том, что неблаговоспитанные терпеть не могут слушать обличение своего невежества и порочных склонностей от людей мудрых, и потому избегают общения с ними, предпочитая им общество льстецов и таких же легкомысленных и порочных, как они сами».

Это видно также из отношения некоторых христиан к исповеди. Я помню, проводился опрос о том, какое самое главное качество должно быть у священника, и подавляющее большинство выбрало «милосердие». Подозреваю, что здесь проявилось желание видеть священника, снисходящего к грехам человека, и не обличающего, а просто жалеющего на исповеди. Мало кто ищет священника строгого, который бы обличал его грехи. К таким не идут, таких не любят. Хотя святые отцы советовали: если ты заражён гордостью, то тебе нужно искать духовника строгого. Стоит задуматься: а не являемся ли мы теми самыми «распутными», о которых говорит здесь Священное Писание, теми, кто не любит обличающих и не идёт к мудрым и строгим?

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 13-14:

«Веселое сердце делает лице веселым, а при сердечной скорби дух унывает» (Притч. 15:13). 

 

Святитель Иоанн Златоуст объясняет: «Для чего это сказано? Чтобы мы делали его веселым посредством праведности. Человек делается веселым чрез добродетели, а печальным — чрез грехи». И действительно, у человека, который живёт по греху, общее состояние становится унылым. Христианин же испытывает радость о Господе, и чем ближе он становится к Богу, тем большую радость ощущает, поэтому христианин, который все время пребывает в унынии, это ненормально.

 

«Сердце разумного ищет знания, уста же глупых питаются глупостью» (Притч. 15:14). 

Вот как объясняет это отец Даниил Сысоев: «Знание дает возможность обрести правильный путь, поэтому его и нужно искать. Однако это не просто знание природы и тому подобного, речь идет о знании путей Бога. Этого знания должен искать человек. «Уста же глупых питаются глупостью». Глупый человек не может остановиться на какой-то одной из своих глупых мыслей. Тут действует принцип притяжения: подобное тянется к подобному, так и глупость прилепляется к глупости».

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 15:

«Все дни несчастного печальны; а у кого сердце весело, у того всегда пир» (Притч. 15:15). 

 

Вот что говорил об этом святитель Иннокентий Херсонский: «Первое нисколько не удивительно, так как мир весь лежит во зле, то стоит только открыть окно, чтобы зло тотчас полилось со всех сторон в душу. Добрый, как море: оно сильно волнуется, иногда как бы стонет и испускает вопли, но все это на поверхности; несколько сажен вглубь, и море стоит недвижимо в самую сильную бурю. Таков и праведник: несмотря на внешнее движение и страдания человека своего внешнего, он внутренне всегда безмолвствует, и, более того, в сердце у него весело». 

Здесь можно привести пример новомучеников. Я читал их письма из заключения, где они свидетельствовали своим близким, что, несмотря на ужасные условия, в которых оказались, на пытки, которые претерпевали, и даже ожидание расстрела, они испытывали Пасху на сердце, радость. Словосочетание «всегда пир», совпадает со словами апостола «всегда радуйтесь» (Фес. 5:16). Для христианина нормально всегда испытывать радость о Господе. Конечно, грех лишает этой радости, но для христианина ненормально жить в сознательном грехе. 

А с кем именно происходит этот пир христианина? Христос сказал: «Вот, стою у двери и стучу, если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему и буду вечерять с ним, и он со Мною» (Откр. 3:20). Это говорится о двери сердца каждого человека. Вечеря — это вечерняя трапеза, тот самый пир. И если у человека в сердце Христос, Он является источником постоянной духовной радости. 

Если постоянное состояние нашей души унылое, раздражённое, то, значит, Христа в нашем сердце нет. Может быть, мы стремимся к Нему, верим в Него, но пока ещё не открыли двери сердца для Него, говоря: «Подожди, Господи, у меня тут ещё предыдущий гость не ушёл». А какой предыдущий гость? Грех.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 16-17:

«Лучше немногое при страхе Господнем, нежели большое сокровище, и при нем тревога» (Притч. 15:16). 

 

Следует уметь довольствоваться немногим. Даже то сокровище, которое приобретается честными способами, вызывает у человека тревогу, потому что его могут украсть, отнять. Преподобный Аммон так комментирует эти слова: «Строго блюди себя, чтобы не брать и не получать ничего до тех пор, пока не удостоверишься, что это дарует тебе Бог. И что видишь посланным тебе от плода праведности, даруемым с великим миром и любовью, — это принимай; а что видишь приносимым от плода неправедности, даваемым с враждой, коварством и лицемерием, — этого не принимай и отвергай».

 

«Лучше блюдо зелени, и при нем любовь, нежели откормленный бык, и при нем ненависть» (Притч. 15:17). 

Многие на пути к богатству теряют своих близких, разрушают свои семьи, теряют друзей. Изначально, человек говорил себе: «Я это делаю, чтобы обеспечить семью», а в результате по пути к обогащению теряет семью. Многие признавались, что когда они жили беднее и проще, между ними было больше любви, были тёплые отношения, более искренние и человечные.

Приведу толкование святителя Иоанна Златоуста: «Любовь иначе смотрит на предлагаемое, так, что очам ее и скудное кажется роскошным и малое великим. Лучше блюдо зелени, и при нем любовь (Притч 15:17). Это значит, что при страхе Божьем, при любви между людьми, если она есть, лучше малое, чем многое; не в дорогом удовольствие, а в удовольствии дорогое, как говорит Гесиод». 

Святой Амвросий Медиоланский так пишет об этом стихе: «Ты же будь доволен своим, и да не питает тебя убыток другого. Благая пища есть простота невинности. Тот, имея свое добро, не станет зариться на чужое и не воспылает пламенем алчности, для кого всякий [нечестный] достаток есть убыток в добродетели, и возбуждение страстям». 

  • Thanks 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 18:

«Вспыльчивый человек возбуждает раздор, а терпеливый утишает распрю» (Притч. 15:18). 

 

«Утишает распрю» — это значит примиряет какой-либо спор, сводит на нет. Вот что говорит отец Даниил Сысоев об этом стихе: «Часто люди считают, что их вынудили на раздор, но Писание учит: «Вы сами виноваты в своей вспыльчивости». Терпеливый утишает распри, он умеет сгладить, приостановить распространяющееся зло. Господь заповедал: «Не противься злому» (Мф. 5:39). Что это значит? Не пытайся злом лечить зло, не дай ему распространиться дальше, останови его». 

Данный стих говорит о том же, что составляет одно из евангельских блаженств: «Блаженны миротворцы» (Мф. 5:9). То есть мы должны приносить мир туда, где есть раздор. Честно говоря, мало кто из христиан целенаправленно выполняет заповедь о миротворчестве. Допустим, мы знаем, что наши родственники или друзья поссорились. И здесь нужно не оставлять дело на самотёк, мол, меня это не касается, а задуматься: как я могу принести мир между ними? Это дело непростое, требующее большого терпения и мудрости, но оно приводит к блаженству, то есть к счастью. Одному нелегко попросить прощения, другому — простить, и то, и то от гордости. Нужно молиться о них Богу и убеждать сделать шаг навстречу другому, осознать, что вражда — их общий враг: «Господь нас простил, и мы должны прощать, давай подумаем, как это сделать». 

А что касается первой части стиха, что именно вспыльчивый человек возбуждает раздор – это касается случаев, когда ссора начинается с мелочей. Вспыльчивость зажигает ее, а потом гордыня не дает погасить: «Как это я признаюсь, что был не прав?». Иногда ссоры, возникшие из ерунды, отравляют отношения людям на целые десятилетия. Нужно не допускать этого в своей жизни и помогать другим это преодолевать. Ну а если человек по природе вспыльчивый, он должен быть особенно внимательным к своим словам и действиям. Не говорить, как некоторые: «Ну, значит, я такой, принимайте меня таким, какой я есть». Потому что таким, какой ты есть, в рай тебя точно не примут. Какая разница, будут ли тебя здесь принимать люди, если Господь тебя не примет? Если ты христианин, то должен заботиться о том, чтобы стать таким, каким тебя хочет видеть Господь и перестать быть таким, каким тебя хочет видеть дьявол.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 19-20:

«Путь ленивого — как терновый плетень, а путь праведных — гладкий» (Притч. 15:19). 

 

Для ленивого человека даже многие простые вещи представляются сложными и этим он оправдывает своё нежелание их делать. Например, человеку лень убираться у себя в квартире, и ему кажется, что это невероятно сложно. При этом люди не ленивые, которые привыкли убираться, они это даже и за дело не считают. Ленивому человеку кажется, что выполнять необходимые дела и работать тяжело, поэтому здесь сказано про путь, как терн — имеется в виду колючее растение. Между тем путь праведных оказывается для них гладким. Святитель Григорий Нисский относил этот стих к тем, кто ленится исполнять заповеди.

 

«Мудрый сын радует отца, а глупый человек пренебрегает мать свою» (Притч. 15:20). 

Отношение к родителям здесь представлено как критерий определения, какой человек мудрый, а какой — глупый. Примечательно, что сказано «радует отца». То есть дело не в том, чтобы оказывать внешнее послушание и формально помогать, а задаться вопросом: «Чем я могу порадовать своего отца или мать?». Не обязательно горы для этого сворачивать. Может быть, это маленькая вещь, но она порадует. Если бы многие задавали себе этот вопрос, отношения их с родителями были бы лучше. 

  • Like 1

Share this post


Link to post

Паримия во вторник пятой седмицы Великого поста. (Притч. 15:7–19).

Устне́ му́дрых связу́ются чу́вством, сердца́ же безу́мных не тве́рда. Же́ртвы нечести́вых ме́рзость Го́сподеви, обе́ты же правоходя́щих прия́тны Ему́. Ме́рзость Го́сподеви путие́ нечести́вых, гоня́щия же пра́вду лю́бит. Наказа́ние незло́биваго познава́ется от мимоходя́щих, ненави́дящии же обличе́ния скончава́ются сра́мно. Ад и па́губа я́вна пред Го́сподем, ка́ко не и сердца́ челове́ков? Не возлю́бит ненака́занный облича́ющих его́, с му́дрыми же не побесе́дует. Се́рдцу веселя́щуся, лице́ цвете́т, в печа́лех же су́щу, се́тует. Се́рдце пра́во и́щет чу́вства, уста́ же ненака́занных уразуме́ют зла́я. На вся́ко вре́мя о́чи злых прие́млют зла́я, до́брии же безмо́лвствуют при́сно. Лу́чше части́ца ма́лая со стра́хом Госпо́дним, не́жели сокро́вища ве́лия без боя́зни. Лу́чше учрежде́ние от зе́лий с любо́вию и благода́тию, не́жели представле́ние тельце́в со враждо́ю. Муж я́рый устроя́ет бра́ни, долготерпели́вый же и бу́дущую укроща́ет. Терпели́вый муж угаси́т суды́, нечести́вый же воздвиза́ет па́че. Путие́ пра́здных по́стлани те́рнием, му́жественных же угла́ждени.

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 21-22:

«Глупость — радость для малоумного, а человек разумный идет прямою дорогою» (Притч. 15:21). 

 

Отец Даниил Сысоев так комментирует этот стих: «Человек, у которого мало ума, будет радоваться и веселится, когда услышит глупость. Современное телевидение переполнено различными глупыми развлекательными программами. Они просто оглупляют человека, заставляют его без причины веселиться». Но все эти вещи, как мы знаем, не меняют общего унылого состояния грешного человека. Да, он сейчас посмотрел юмористическую передачу или комедию, посмеялся. Прошел час, — и как будто этого не было, все возвращается в то же состояние, потому что не удалено из жизни то, что ее отравляет — грех. Разумный же человек идёт прямой дорогой к Богу для того, чтобы получить вечную радость.

 

«Без совета предприятия расстроятся, а при множестве советников они состоятся» (Притч. 15:22). 

Слово «предприятие» употреблено здесь не в современном значении, а в изначальном — любое дело, которое человек собирается предпринять. Задуманное им дело, если он руководствуется только собственным разумом, не получится. Напротив, если человек советуется о деле с более опытными людьми, то оно имеет больше шансов на успех. И здесь сказано «множество советников», чтобы человек не ограничился советом одного, потому что один может ошибиться. Вообще, христианин должен любить советоваться. Это избавляет нас от гордыни, и помогает избежать очень многих ошибок, как в духовной жизни, так и в мирской.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стих 25:

«Дом надменных разорит Господь, а межу вдовы укрепит» (Притч. 15:25). 

 

Вот как это толкует епископ Виссарион (Нечаев): «Вдову и сироту беспомощных не трудно обидеть; но за них вступается Господь — Отец сирот и Судия вдов (Пс. 67:6). Он не допустит, чтобы в отношении к вдове дерзнул кто-нибудь поступить против закона, строго запрещающего передвигать межу ближнего (Втор. 19:14)». 

Передвижение межи ближнего — это когда, например, кто-то ставит забор у себя на участке и «откусывает» часть земли соседей. Понятно, что по отношению к сильному человеку никто не посмеет так поступить. Если у тебя сосед прокурор, ты, скорее, от себя отщипнешь в его пользу, лишь бы не залезть хотя бы на сантиметр на его территорию. А если сосед, которого ты считаешь слабым, и зачастую как раз вдовы и сироты слабы, — то в отношении них многие себе это позволяли во времена Соломона, многие позволяют себе такое и сейчас. Но Господь не оставит безнаказанным тех, кто обижает вдов и сирот. И, как говорит владыка Виссарион: «Господь разоряет дома обидчиков, лишает их домашнего благосостояния, не дает им счастья ни в хозяйстве, ни в детях».

  • Like 1

Share this post


Link to post

Глава 15, стихи 26-27:

«Мерзость пред Господом — помышления злых, слова же непорочных угодны Ему» (Притч. 15:26). 

 

Святитель Иоанн Златоуст так говорит об этом стихе: «Не о делах только и словах делается большое и тщательное изыскание, но и о намерении. У имеющих чистое сердце не только мысли, но и слова достойны уважения». 

Так что нужно наблюдать не только за тем, что мы делаем, но и что мы говорим, и что наполняет наш ум. Христианину нужно соблюдать гигиену ума, очищая его от злых и нечистых помышлений. Мы не можем избежать того, что бесы будут вкладывать в нас греховные помыслы, но от нас зависит, чтобы они не оставались в нашем уме надолго и не укоренились в нем. В некоторых случаях эти помыслы достаточно просто игнорировать, а в других случаях нужно отсекать их молитвой, но ни в коем случае не принимать.

 

«Корыстолюбивый расстроит дом свой, а ненавидящий подарки будет жить» (Притч. 15:27). 

О каких подарках здесь говорится? Не о подарках своим друзьям или детям, а о взятках. Это обличение взяточничества. Человек, принимающий решения по корысти, в конце концов навредит себе. И, наоборот, ненавидящий подарки, то есть ненавидящий взятки, — он будет жить. В переводе Семидесяти этот стих имеет дополнение: «Милостынями и верностию очищаются грехи, а страхом Господним всякий уклоняется от зла». Тому, кто хочет выразить покаяние на деле, стоит особенно подвизаться в милосердии и верности установлениям Церкви Христовой.

  • Like 1

Share this post


Link to post

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Reply to this topic...

×   Pasted as rich text.   Restore formatting

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.


  • Recently Browsing   0 members

    No registered users viewing this page.

×
×
  • Create New...