Перейти к публикации
Olqa

Книга Притч. Священник Георгий Максимов.

Рекомендованные сообщения

Глава 16, стих 5:

«Мерзость пред Господом всякий надменный сердцем; можно поручиться, что он не останется ненаказанным» (Притч. 16:5).

 

Блаженный Августин рекомендовал людям, зараженным гордостью, почаще напоминать себе этот стих. Как пишет Златоуст: «Ничто так не отдаляет людей от человеколюбия Божия и не предает их огню геенны, как тирания гордыни. Ибо, когда она присутствует в нас, вся жизнь наша становится нечистой, хотя бы мы и соблюдали целомудрие, пост, молитву, милостыню, что угодно… Итак, удалим эту опухоль души, если хотим очиститься и избежать наказания, назначенного диаволу».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 16, стих 6:

«Милосердием и правдою очищается грех, и страх Господень отводит от зла» (Притч. 16:6). 

 

Вот что пишет священномученик Киприан Карфагенский: «Милостынями очищаются грехи, — не те, впрочем, которые были соделаны прежде крещения; те очищаются Кровью Христа и освящением. И как в крещении один раз даруется отпущение грехов, так и всегдашнее непрестающее благотворение, подобно крещению, снова возвращает нам милость Божию». 

Напомню, что под словом «правда» понималась праведность. То есть имеется ввиду не то, что нужно ходить и всем в глаза правду-матку резать, а то, чтобы делать дела праведности и милосердия. И через это может быть очищен грех христианина. Это не вместо исповеди, а в дополнение к ней. В случае тяжких грехов недостаточно устно поисповедоваться и дальше жить, как прежде. Нужно жизнь менять. Покаяние показывать не только в словах, произнесённых на исповеди, но и в делах, совершаемых после исповеди. К сожалению, доброделание нередко остаётся в пренебрежении у многих верующих. И неудивительно, что они жалуются: «Я уже исповедовал грех, но все равно ощущаю на сердце его печать, чувствую его последствия в своей жизни. Почему?». Потому что исповедь не стала для тебя первым шагом к исправлению жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 16, стих 7:

«Когда Господу угодны пути человека, Он и врагов его примиряет с ним» (Притч. 16:7). 

 

Эти слова хорошо бы напоминать себе, когда оказываешься в ситуации вражды с кем-либо. Обычно человек всю вину возлагает на своих врагов, но через этот стих Писания Господь показывает, что, если ты во вражде с кем-то и эта вражда не исцелена, может быть, стоит задуматься: «А угодны ли мои пути Богу? Нет ли в этой вражде части моей вины? И если да, то что я могу с этим сделать? Может быть, я согрешаю в чем-то другом, из-за чего Господь попустил появиться в моей жизни такому враждебно настроенному ко мне человеку?».

Часто такое бывает с гордыми людьми. 

Также во время вражды важно абстрагироваться от понятия «я прав». Как сказал один духовный человек: «Со словами «я прав» никто в рай не входит». Допустим, ты прав конкретно в этой ссоре со своим соседом. Ты не делал того, в чем он тебя обвиняет. Но в том, что ты питаешь вражду к нему, осуждаешь его, ненавидишь — в этом можно ли сказать, что ты прав как христианин? Абстрагируйся от своей частной правоты и посмотри в целом, прав ли ты. И вот, взвешивая свои намерения и дела, человек может сделать так, чтобы пути его были угодны Господу. И тогда бывает, что и застарелая вражда может прекратиться, и даже перейти в дружбу.

Если Бог посылает тебе сигнал о том, что твоя жизнь не угодна Ему, стоит всерьез задуматься, советоваться со священниками и, конечно же, вопрошать у Самого Господа: «Если я что-то не так делаю, пожалуйста, открой мне, вразуми, что и как мне нужно исправить в своей жизни, чтобы мой путь был угоден Тебе».

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Доброго всем дня! Пока отец Георгий не размещает продолжения Толкований. Последнее - от 22 июня. 24-го разместил ответ на вопрос о женитьбе на разведённой и все. Уповаем на милость Божию, что у него все с Божией помощью, и военные события в соседних африканских странах его и паству не коснутся. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
В 27.06.2024 в 18:09, Olqa сказал:

отец Георгий не размещает продолжения Толкований. Последнее - от 22 июня. 24-го разместил ответ на вопрос о женитьбе на разведённой и все. Уповаем на милость Божию, что у него все с Божией помощью, и военные события в соседних африканских странах его и паству не коснутся. 

Сегодня разместил

https://t.me/OtecGeorgy/1689

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 16, стихи 8-9:

«Лучше немногое с правдою, нежели множество прибытков с неправдою» (Притч. 16:8). 

 

Здесь повторяется мысль, которая уже ранее была выражена в Книге Притч о том, что никакая выгода не может быть оправданием греха, с помощью которого она приобретается. Оно того не стоит. Господь в Евангелии сказал, что вообще весь мир того не стоит, ибо «какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?» (Мк. 8:36).

 

«Сердце человека обдумывает свой путь, но Господь управляет шествием его» (Притч. 16:9). 

В переводе Семидесяти этот стих звучит иначе: «Все дела Господни — истинны, а нечестивый соблюдается на день бедствия». Как объясняет святитель Иоанн Златоуст: «То есть [нечестивый сохраняется] для великой опасности, тяжкого несчастья. Почему не уничтожает [Бог его сразу]? Чтобы открылось великодушие. Пусть будет кто-нибудь зол; если переменится, получит пользу, а если останется злым, также полезен для других, представляя основание для большего наказания». 

Господь Своим Промыслом управляет так, что даже грехи, которые совершают люди, в итоге приводят к некой пользе для других людей. И грешники, которые оставались неисправимыми, и потом получили явное для всех наказание, таким образом служат на пользу других, — тех, кто, видя их конец, уклоняется от подражания их пути. 

Если же говорить о синодальном переводе, то здесь очень важные слова о том, что «Господь управляет шествием» человека». Если бы мы держали их в уме, то не испытывали бы страха перед завтрашним днём, и не чувствовали себя одинокими. Если Господь управляет твоим шествием, это значит, что ты не один на жизненном пути. Когда христианин не верит в то, что Господь управляет его шествием, тогда-то и появляются у него страхи. 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Паримия в среду пятой седмицы Великого поста. (Притч. XV, 20–33, XVI, 1–9).

Сын прему́др весели́т отца́, сын же безу́мен раздража́ет ма́терь свою́. Несмы́сленнаго стези́ ску́дны ума́, муж же разу́мен исправля́я хо́дит. Отлага́ют помышле́ния не чту́щии со́нмищ, в сердца́х же сове́тных пребыва́ет сове́т, не послу́шает злый его́, ниже́ рече́т поле́зно что и добро́ о́бщему. Путие́ живота́ помышле́ния разу́мнаго, да уклони́вся от а́да спасе́тся. До́мы досади́телей разоря́ет Госпо́дь, утверди́ же преде́л вдови́цы. Ме́рзость Го́сподеви по́мысл непра́ведный, чи́стых же глаго́лы че́стны. Губи́т себе́ мздои́мец, ненави́дяй же даро́в прия́тия спасе́тся. Ми́лостынями и ве́рами очища́ются греси́, стра́хом же Госпо́дним уклоня́ется всяк от зла. Сердца́ пра́ведных поуча́ются ве́ре, уста́ же нечести́вых отвеща́ют зла́я. Прия́тни пред Го́сподем путие́ муже́й пра́ведных, и́миже и врази́ дру́зи быва́ют. Дале́че отстои́т Бог от нечести́вых, моли́твы же пра́ведных послу́шает. Лу́чше ма́лое прия́тие с пра́вдою, не́жели мно́гая жи́та с непра́вдою. Се́рдце му́жа да мы́слит пра́ведная, да от Бо́га испра́вятся стопы́ его́. Ви́дящее о́ко до́брая, весели́т се́рдце, сла́ва же блага́я утучня́ет ко́сти. Слу́шаяй обличе́ний живота́, посреде́ прему́дрых водвори́тся. И́же отмета́ет наказа́ние, ненави́дит себе́, соблюда́яй же обличе́ния, лю́бит свою́ ду́шу. Страх Госпо́день наказа́ние и прему́дрость, и нача́ло сла́вы отвеща́ет ей, преды́дет же смире́нным сла́ва. Челове́ку предложе́ние се́рдца, и от Го́спода отве́т язы́ка. Вся дела́ смире́ннаго явле́нна пред Бо́гом, и укрепля́яй ду́хи Госпо́дь. Прибли́жи ко Го́споду дела́ твоя́, и утвердя́тся помышле́ния твоя́. Вся соде́ла Госпо́дь Себе́ ра́ди, нечести́вии же в день зол поги́бнут. Нечи́ст пред Бо́гом всяк высокосе́рдый, в ру́ку же ру́це влага́яй непра́ведно, не обезвини́тся. Нача́ло пути́ бла́га, е́же твори́ти пра́ведная, прия́тна же пред Бо́гом па́че, не́жели жре́ти же́ртвы. Ища́й Го́спода, обря́щет ра́зум с пра́вдою, пра́ве же и́щущии Его́, обря́щут мир. Вся дела́ Госпо́дня с пра́вдою, храни́тся же нечести́вый на день зол.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Глава 16, стихи 10-11:

«В устах царя — слово вдохновенное; уста его не должны погрешать на суде» (Притч. 16:10). 

 

В древности суд, включая право помилования, принадлежал именно правителю. Понятно, что он не вершил все суды, были судьи, но они осуществляли свой суд по праву, полученному от правителя. И этот стих — наставление правителю. С него больше спросится, если он в судебных приговорах, да и в любых суждениях будет совершать ошибки. Правитель подсуден Закону Божиему. Поэтому ошибаются атеисты, которые говорят, что религию придумали и поддерживали власти именно для того, чтобы она оправдывала их безраздельное владычество. Может быть, каких-то религий это и касается — тех, где обожествляли правителей, — но это не касается Богооткровенной религии, потому что в ней никто не был наравне с Богом. И царь был подсуден Богу точно так же, как и остальные. Поэтому предписывалось, что его уста не должны погрешать на суде, или же Бог спросит с него за его прегрешение.

 

«Верные весы и весовые чаши — от Господа; от Него же все гири в суме» (Притч. 16:11). 

Образ весов с древности встречается в христианских текстах и на иконах Страшного Суда. Здесь говорится о том, что сам процесс суда и то, с помощью чего он осуществляется, — все от Господа. Гири, которые человек может положить на чашу весов в своё оправдание, традиционно понимались как сделанные им добрые дела, но и они тоже от Господа, потому что Господь нам послал возможность и силы совершить их. Данный стих продолжает насаждать богоцентричное понимание мира, в котором Бог в центре всего, Он рядом, подаёт нам все необходимое для спасения и ожидает нас в конце жизни.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Join the conversation

You can post now and register later. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Гость
Ответить в тему...

×   Вставлено в виде отформатированного текста.   Восстановить форматирование

  Разрешено не более 75 смайлов.

×   Ваша ссылка была автоматически встроена.   Отобразить как ссылку

×   Ваш предыдущий контент был восстановлен.   Очистить редактор

×   Вы не можете вставить изображения напрямую. Загрузите или вставьте изображения по ссылке.


  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...