Владимир Легойда: итог пятилетия — перемещение церковной тематики в центр общественной дискуссии
Автор:
OptinaRU, в Синодальный Информационный Отдел
-
Сейчас на странице 0 пользователей
Нет пользователей, просматривающих эту страницу.
-
Похожие публикации
-
Автор: OptinaRU
Москва, 10 ноября. Выступая на межрегиональном семинаре-совещании «Актуальные вопросы государственно-конфессиональных отношений» в Иркутске с докладом «Образование как приоритетная сфера церковно-государственного партнерства», Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда отметил, что основной вызов системе образования заключается в ее способности передавать знание, а не информацию.
«Необходимо подчеркнуть, что знание в традиционной модели является мировоззренческой категорией. Построение мировоззрения, а, значит, и целостной личности — невозможно без получения определенного знания», — заявил В.Р. Легойда.
«Информация же не является мировоззренческой категорией. Для передачи информации не нужны учителя и ученики, достаточно качественного источника и адекватного получателя», — отметил он.
По словам представителя Церкви, вызывает тревогу коммерциализация образования. «Опасны попытки превратить образовательные отношения в процесс передачи информация за деньги», — подчеркнул В. Р. Легойда.
По мнению Председателя Синодального информационного отдела, образование, понимаемое как совокупность обучения и воспитания, является безальтернативным средством созидания единого народа.
В.Р. Легойда напомнил, что исторически мировоззренческие основы российского образования опираются на православную традицию, а Русская Православная Церковь внесла огромный вклад в развитие народного образования. Председатель СИНФО привел слова профессора М.П. Погодина, писавшего, что «всякая новая епархия делалась, так сказать, новым учебным округом, новый монастырь – гимназией, новая церковь — народным училищем».
В заключение представитель Церкви подчеркнул, что церковно-государственное взаимодействие в сфере образования должно развиваться не только в рамках модуля Основы религиозных культур и светской этики, но и предполагать сотрудничество по превращению образования в эффективный процесс передачи знания и ценностей.
-
Автор: OptinaRU
Москва, 10 ноября. Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата В.Р. Легойда в эфире радио «Вера» заявил, что многоконфессиональный характер российского общества не может иметь своим базисом дежурную политкорректность, опирающуюся исключительно на равенство верующих перед законом.
«Понятно, что люди разных религий, также как люди разных профессий, разного пола должны быть равны в правовом поле», — подчеркнул В.Р. Легойда.
«Если ты разбил окно — не важно: православный, мусульманин ты, или буддист, или атеист ‑ нужно ответить перед законом одинаково», — добавил он.
Вместе с тем, по мнению председателя СИНФО, равенство всех верующих и неверующих перед законом не может означать полного уравнивания законодательного статуса всех религиозных общин. Он напомнил, что в российском законодательстве говорится о четырех традиционных религиях и признается особая роль Православия. Абсурдность исторического уравнивания несравнимых по своему масштабу явлений, по словам В.Р.Легойды, очевидна.
«Нельзя с позиций политкорректного человека говорить, что у нас многоконфессиональная страна, поэтому на Федора Михайловича Достоевского влияло не только православие, но и буддизм. Не влиял буддизм на Достоевского — это же факт, и он не обидный ни для кого», — подчеркнул В.Р. Легойда.
«Странно, следуя дежурной политкорректности, распространять принцип равенства перед законом из правового поля на все остальное», — заключил В.Р. Легойда.
-
Автор: OptinaRU
Официальный комментарий председателя Синодального информационного отдела Русской Православной Церкви В. Р. Легойды в связи с призывом министра иностранных дел Люксембурга Ж.Ассельборна подключить религиозные общины к урегулированию конфликта на Украине
Москва, 16 мая. Русская Православная Церковь и ее Предстоятель последовательно предлагали и предлагают свое миротворческое содействие сторонам украинского конфликта с целью налаживания прямого и открытого диалога, направленного на скорейшее прекращение братоубийственной распри. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла во всех храмах Русской Православной Церкви постоянно совершается молитва о мире на Украине, о прекращении противостояния и умиротворении злых сердец.
Подчеркиваем, что Русская Церковь находится над политическим конфликтом. Убеждены, что миротворческая роль Церкви морально несовместима с ассоциированием с одной из сторон конфликта, а тем более — с попытками беззастенчиво использовать гражданские нестроения для извлечения политических дивидендов. Эти условия, неукоснительно соблюдаемые Московским Патриархатом в своей деятельности, к сожалению, были неоднократно нарушены некоторыми религиозными общинами Украины. Мы призываем их остановиться и прекратить использовать искреннее религиозное чувство глубоко верующего украинского народа как средства политической борьбы.
Несмотря на постоянное давление, оказываемое на Русскую Церковь, несмотря на угрозы неприкосновенности храмов и безопасности священников Украинского Православной Церкви Московского Патриархата, необоснованный запрет въезда на Украину митрополиту Волоколамскому Илариону, вопиющий факт убийства заштатного клирика Горловской епархии протоиерея Павла Жученко, Церковь никогда не поддастся искушению и не заговорит языком ненависти и разделений, ставя мир на Украине превыше преходящих политических интересов и человеческих амбиций.
Сегодня недостаточно уже просто призывать к миру. Мы готовы в любой момент, с согласия всех политических сил, перейти к многотрудному делу примирения украинского общества на основе традиционных ценностей, которые для подавляющего большинства украинцев неотделимы от православного наследия. Обращаем свой призыв в первую очередь к тем, кто взял на себя ответственность за осуществление властных полномочий на Украине, и подтверждаем свою готовность к практическим шагам по изменению ситуации в сторону установления мира и согласия на украинской земле.
-
Автор: OptinaRU
Москва, 22 апреля. Председатель Синодального информационного отдела Московского Патриархата Владимир Легойда заявил о том, что Интернет, как и любая другая сфера культуры, нуждается в ясном разграничении добра и зла.
«Культуру нередко определяют как систему табу. Этот подход верен и для Интернета. Предвижу возможные возражения: "Вот, вы хотите и здесь вводить запреты". Но давайте разберемся, почему культура — система табу? На чем основано табуирование того или иного феномена в культурном пространстве? На понимании добра и зла, на отделении того, что хорошо, от того, что плохо», — заявил В.Р. Легойда в понедельник на Международном форуме безопасного Интернета «ФБИ-2014», организованного Лигой безопасного Интернета.
«Система табу вырастает из системы ценностей, из представлений о добре и зле. Зло табуируется, а добро поощряется. Если мы хотим, чтобы пространство Интернета было полноценно включено в культурное поле, а не исключено из него, чтобы Интернет имел положительное содержание, а не отрицательное, тогда мы должны прислушаться к такому культурологическому подходу», — добавил он.
В.Р. Легойда отметил, что часто дискуссии о регулировании Интернета сводятся к борьбе двух крайних точек зрения, одна из которых подразумевает полную, ничем не ограниченную свободу, а другая столь же всеобъемлющую регуляцию.
«Бессмысленно дискутировать о том, сидят ли наши дети в Интернете. Ответ очевиден. Наверное, не самый разумный способ пытаться их туда не пускать или вообще Интернет выключить. Вопрос в том, станет ли Интернет возможностью для коммуникации отцов и детей, или нас там просто не будет», — добавил представитель Церкви.
«Ответ мне видится в том, чтобы дети увидели и там мир взрослых, и вступили с взрослыми в коммуникацию. Очень важно, чтобы и здесь Церковь выступала в качестве участника этого процесса, потому что если говорить о содержании, то Церковь — естественный источник положительного контента», — заключил Владимир Легойда.
Лига безопасного Интернета — крупнейшая в России организация, созданная для противодействия распространению опасного контента во всемирной сети путем саморегуляции профессионального сообщества, участников Интернет-рынка и рядовых пользователей, во избежание введения цензуры.
-
Автор: OptinaRU
Как и 70% россиян, считаю себя православной, но как праздновать Пасху - не знаю.
В. Панова, Клин
Рассказывает глава Синодального информационного отдела Русской православной церкви Владимир Легойда.
- Христос воскрес не для 10% воцерковленных и не для 70%, делающих первые шаги в вере. Он воскрес для всех, и поэтому восставшего из мертвых и победившего смерть Спасителя мира надлежит встречать всем вместе. Открыть врата нашего сердца так широко, как мы можем, для того, чтобы принять благую весть о Воскресении, призванную преобразить весь мир и нас с вами. Существуют общеизвестные народные традиции встречи Пасхи. Важно, чтобы праздничные угощения были все-таки дополнением, а не заменой главного - духовной радости о победе Спасителя над нашим рабством греху. И еще очень важно в светлые пасхальные дни поделиться радостью о Воскресшем Христе с теми, кто находится в тяжелой жизненной ситуации, кто не сможет - по тем или иным причинам - пойти в храм. Пусть с нашей помощью эти люди ощутят великую радость: Христос воскрес!
- Пасха - главный христианский праздник, а почему?
- В центре христианства: Христос, Его воскресение. Это значит - победа над смертью, над злом и страданием. Апостол Павел говорит: "Если Христос не воскрес, то и проповедь наша тщетна, тщетна и вера ваша" (1 Кор. 15, 14) Что может быть важнее? Христианство - не этическая система, не свод правил. Христос - не просто добрый учитель, Который говорил, что надо всех любить, а Его взяли и убили. Бог Сам стал одним из нас, чтобы по Его примеру и с Его помощью могли избавиться от главного рабства человеческой жизни: зависимости от греха, то есть от всего того подлого и злого, что живет в каждом из нас, чему мы стараемся сопротивляться, но все же часто проигрываем. Пасха - это наша уверенность в том, что Христос победил смерть и поднял человека с колен рабства греху, даровав ему жизнь вечную.
- Что принято дарить в Пасху?
- Христос подарил нам вечную жизнь, купленную дорогой ценой Его крестной смерти и воскресения. Подарок в день Пасхи - это отвержения себя ради блага ближнего. Не нужно по случаю дня Пасхи разрабатывать каталог рекомендованных подарков. Может быть, слова раскаяния, прощения или примирения будут не менее ценны, чем какая-то, пусть даже самая дорогая, вещь.
- Могут ли христосоваться мужчина и женщина, если они не родственники? Это прилично?
- Традиция пасхального целования существует в христианской общине с древних пор. На Руси этот обычай был очень широко распространен. Например, российский император Николай II в день Пасхи христосовался с простыми солдатами. Это было символом того, что перед Богом все равны: и царь, и его рядовой подданный. Конечно, отказ от троекратного целования - это не предательство православной веры. Если мужчина или женщина чувствует, что пасхальное лобызание может вызвать какие-то иные, нежелательные движения сердца, а не только радость о празднике, то можно от такого христосования и отказаться.
- Пасха длится 40 дней. Что нужно делать в эти дни?
- Делать в эти дни желательно только добрые дела, как и во все остальные дни года. Но хочется верить, что памятование о Воскресшем Спасителе остановит нас от недостойных поступков, которые никак не сочетаются со стремлением жить по Евангелию. Отдание праздника Пасхи в богослужебной традиции совершается перед Вознесением, которое празднуется на 40-й день после Воскресения Христова. Но радость о Воскресшем Спасителе - надежде нашего воскресения мы призваны хранить всю свою жизнь. Например, чтимый нашим народом преподобный Серафим Саровский всегда приветствовал приходящих к нему пасхальными словами: "Христос воскресе, радость моя!"
Автор: Юлия Тутина
«Аргументы и факты» (печатная версия)
-