Перейти к публикации
р.б.Елена

Как понять слова Господа "возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут"(Мф.26:52)?

Рекомендованные сообщения

Толковая Библия А.П. Лопухина. Евангелие от Матфея. Глава 26
 
52. Тогда говорит ему Иисус: возврати меч твой в его место, ибо все, взявшие меч, мечом погибнут (Мф.26:52).

Спаситель повелевает Петру оставить свой нож без употребления. Дальше приводится причина, почему это так. Альфорд считает “мечом погибнут” заповедью и говорит, что здесь не только будущее, но и будущее повелительное: пусть мечом погибнут или должны погибнуть. При таком толковании смысл слов Христа был бы ясен; но в подлиннике нет повелительного наклонения будущего времени. Иларий говорит: “не все, которые носят меч, обыкновенно мечом погибают. Многие погибают от горячки или от какого-нибудь другого случая — те, которые пользуются мечом или по должности судей или вследствие необходимости сопротивления разбойникам.” Августин затруднялся толкованием этих слов. Другие думают, что здесь — общая мысль, напоминающая древний закон о мести (Быт. 9:6), или народное выражение (пословица), по которому наказанием для каждого служат его недостатки (ср. Откр. 13:10). Нельзя эти слова относить только к Петру, потому что, — независимо от их общего смысла, — несомненно, что Петр никогда после того не поднимал ни на кого меча и, однако, сам погиб от меча; или что изречение относилось к иудеям, погибшим от меча римлян, потому что в этой самой толпе, взявшей Христа, именно римляне, вероятно, и владели мечами. Не остается ничего больше, как понимать выражение только в общем смысле; и если мы раскроем ветхозаветную Библию, то найдем множество подобных же общих изречений, например, у Сираха, в Притчах и проч., которые нельзя принимать в совершенно безусловном смысле, не допускающем никаких исключений. Так и слова Христа допускают множество исключений, в общем своем значении не переставая быть вполне верными.

Несомненно только, что Христос, произнося Свои слова, запретил всем людям иметь меч и употреблять его в качестве защиты или для производства насилия. Отступления ветхого человека от этой истины вследствие необходимости или каких-либо других причин могут иметь опасные последствия для него же самого — поднимая меч, ео ipso одобряете поднятие его и другими, и это может пасть на его собственную голову.

 

 

Заинтересовало толкование этой главы.

Правильно ли я понимаю, что меч, как оружие Спаситель запретил или тут другой смысл?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто такой Альфорд, наверняка ж какой-нибудь католик или протестант. Эта книга Лопухина довольно мутная, я бы ее не рекомендовал... Изучайте лучше православных св. отцов.

 

http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja=26

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

А кто такой Альфорд, наверняка ж какой-нибудь католик или протестант. Эта книга Лопухина довольно мутная, я бы ее не рекомендовал... Изучайте лучше православных св. отцов.

 

http://azbyka.ru/otechnik/?Feofilakt_Bolgarskij/tolkovanie-na-evangelie-ot-matfeja=26

Спаси Господи, батюшка.

Нашла тут

http://www.klikovo.ru/db/book/msg/1522

 

, поэтому отнеслась с доверительно, а кроме того, на православных курсах тоже Лопухина изучали.

 

 

 

Петр был извлекшим нож, как говорит Иоанн (Ин.18:10). А нож он имел при себе, как незадолго пред этим заклавший агнца, которого вкусили на вечери. Мы не осуждаем Петра, ибо он сделал это, ревнуя не о себе, а об Учителе. Господь же, приучая его к евангельской жизни, наставляет не пользоваться мечом, хотя бы и за Бога кто думал отметить. Отсекая ухо, Петр показывает, что иудеи больны были непослушанием. Потом Господь полагает изречение закона, что убийца сам должен быть убит, так как закон говорит то, что «взявшие нож от ножа и погибнут». Указывается этим, что будут истреблены от меча римлян иудеи, взявшие меч против Него.

Правильно ли я понимаю, что тут идет речь  не о конкретном оружии, а вообще о оружии?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Можно даже сказать больше, речь идет не сколько об оружии вообще, сколько о способе добиваться своего силой... На каждую силу в итоге найдется другая более сильная. Ну и принцип "что посеешь, то пожнешь" тоже тут просматривается.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Елена, речь идет о конкретном оружии холодном, но понимать нужно в широком смысле - о противостоянии злу физической силой в ущерб силе духа. Матфей писал на древнееврейском, тут же и греч текст возник, а лат позже. Даже по-русски мы знаем, что погибель и смерть - не одно и то же. Можно и при жизни съехать до уровня биомассы и протянуть до глубокой старости... Латинский глагол в ев тексте - pereo - даёт широкое поле для понимания: гибнуть, терять силу, тратится бесцельно, допустить упущение.. Т.е. подъял меч - упустил себя. Большая сила духа нужна, чтобы уклониться от ответа, который требует инстинкт самосохранения или желание защитить, чем даже и доблестно сразиться. Это безрадостная для человека доблесть. "Муж кровей не преполовит дней своих" - даже в ветхом завете, где "зуб за зуб" духовное правило работает. Человек обязательно терпит ущерб, даже если он не убил, а нанес увечье, если замахнулся или помыслил об этом. Наказание свое носим в себе.

 Меч в Евангелии упомянут и духовный. Бог принес на землю. это Слово Божье. Доходит до разделения души и духа. Судит помышления и намерения сердечные. Это оружие пронзает даже Богородицу. Ведь по законам обычнои земной человеческой жизни (душевной) - невозможно любить людей, после того, как они убили Ее невинного Сына. А Она любит. 

 применение грубой силы эффективно внешне, но это только кажимость, с помощью которой привлекает нас отец лжи.

Только если человек любит по-христиански, т.е. до конца и удерживает внутреннюю иерархию ценностей, он знает, как правильно действовать в каждом конкретном случае. "Люби и делай, что хочешь"- бл Августин. "любишь сына, не жалей розги" и торговцам в храме влетело..

Изменено пользователем iam

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Спаси Господи за ответы.

Теперь поняла.

Актуально сегодня это, к сожалению.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...