Перейти к публикации
OptinaRU

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников V Общецерковного съезда по социальному служению

Рекомендованные сообщения

Ответы Святейшего Патриарха Кирилла на вопросы участников V Общецерковного съезда по социальному служению

3 сентября 2015 года в Зале церковных соборов кафедрального соборного Храма Христа Спасителя Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил на пленарном заседании V Общецерковного съезда по социальному служению, а затем ответил на вопросы участников форума.

2P20150903-VSN_0499-1200.jpg

Каменская епархия, Галахова Людмила Александровна, руководитель отдела социального служения.

 

— Ваше Святейшество, Вы в своем докладе отметили, какую роль играет работа с семьей и особенно с женщинами, которые приняли решение совершить аборт. Также Вы назвали то небольшое количество городов, в которых открыты приюты или дома для мам. Мы видим, какое пристальное внимание Вы лично уделяете теме пагубности абортов. И мы в Каменской епархии тоже сейчас принимаем решение о том, чтобы открыть такой дом для мам. Можно ли епархиям надеяться на дополнительное финансирование, если будут открываться такие приюты и дома для мам? Спасибо.

 

— Я исхожу из того, что нужно всегда проявлять инициативу, даже несмотря на неясность финансовой ситуации. Этот подход, конечно, не очень прагматичный, в светском мире так не поступают, но я всю свою жизнь поступал именно так. Я начинал строить храм, не имея ни копейки денег, и построил — не я лично, а возглавляемая мной епархия — десятки храмов, больше сотни. Никто никогда не приходил и не говорил: «Вот у меня деньги, давайте храм построим». Более того, если такое и бывает, то всегда плохо кончается. Потому что наши церковные проекты важны не только на этапе, когда все уже завершено, но и по мере реализации проекта. Важен не только храм — важно строительство храма. Я вижу, что сейчас происходит в Москве. Еще нет храма, еще только сарайчик, а уже сотни людей собираются. Посещая в Великую Субботу один из наших новых районов, я видел перед собой дивную картину: сотни людей со светлыми лицами пришли к строящемуся храму. Тогда я пожалел, что не взял с собой никого из тех критиков, которые выступают против строительства новых храмов в Москве. Надо было видеть этих людей! Само по себе строительство является очень важным фактором мобилизации. Эти проекты нужно в первую очередь использовать для вовлечения людей, а потом (или параллельно) ставить задачи перед епархиальным руководством.

2P20150903-VSN_0512-1200.jpg

Думаю, что до всего епископата Русской Церкви сегодня дойдут и те слова, которые я сказал, и ваши резолюции. Кроме того, у нас есть Синодальный отдел, который всегда может соответствующим образом воздействовать на местную ситуацию, порекомендовать правящему архиерею какие-то действия. И теперь, как вы слышали, принятый в Российской Федерации закон открывает новые возможности взаимодействия с государством, в том числе в получении финансовых средств.

 

Никогда не надо ставить телегу впереди лошади. Мы должны начинать работать и параллельно решать финансовые вопросы, но никогда не говорить: «Когда у нас появятся деньги, вот тогда мы приют для мам и откроем». Уверяю вас, в этом случае у нас в течение долгих лет никаких приютов не будет. А начинать надо с малого. Нет денег — нужно использовать какое-то небольшое пространство, несколько комнат. Начнут несколько энтузиастов работать — добрые дела привлекут других. Поэтому я глубоко убежден в том, что на такую деятельность, как социальная работа, средства найдутся.

 

Приведу пример. Мы собрали 120 миллионов в помощь беженцам с Украины. Может, в масштабах государства деньги небольшие, но в масштабах Церкви сумма серьезная, причем это не какие-то фирмы и банки, а просто каждый человек жертвовал от себя. Сам сбор этих средств имел очень большое значение, потому что человек жертвующий солидаризируется с теми, кому направляются его средства. Вспомните притчу о милосердном самарянине: кто твой ближний? Тот, кто сделал тебе добро. Мы становимся ближними друг для друга, когда делаем другим добро. Вот почему я убежден в том, что средства найдутся, если у нас будут сильная вера и достаточная решимость осуществить намеченное.

2P20150903-PAL_7889-1200.jpg

Евгений Попиченко, руководитель социального отдела Екатеринбургской епархии.

 

— Ваше Святейшество, Вы говорили о важности правильной организации социального служения в Церкви. Как Вы думаете, улучшится ли организация социальной деятельности, если епархиальные социальные отделы будут самостоятельными юридическими лицами при епархиях, и службы милосердия будут зарегистрированы как некоммерческие организации, что, возможно, позволило бы лучше маневрировать во взаимоотношениях с государством, в том числе в привлечении средств, грантов на социально-церковные проекты?

 

— Отделы точно не должны быть юридическими лицами, иначе они перестают быть отделами. Отделы должны быть в структуре епархии. Мы проходили через опыт создания таких юридических лиц — все довольно плохо кончалось. Во главе этих юрлиц становились какие-то миряне, а потом нужно было проводить ревизии и в результате гнать всех этих руководителей и всё переформатировать. Не хочется второй раз наступать на те же грабли. Важно, чтобы главную ответственность нес все-таки правящий архиерей. Это его ответственность перед Богом, перед Церковью, перед народом. А социальный отдел — это не что иное, как структура, которая помогает архиерею осуществлять эту миссию.

2P20150903-PAL_7896-1200.jpg

Что касается разного рода организаций, в том числе служб милосердия, то они, конечно, могут быть юридическими лицами. Они могут участвовать в грантах. Иногда государству проще иметь дело с такого рода НКО, чем с религиозной организацией. Поэтому сейчас при наших синодальных отделах созданы некоммерческие организации, которые имеют свои собственные программы и часть из них финансируется через гранты, получаемые от государственных структур.

 

Иерей Владимир Ринкевич, Виленская и Литовская епархия.

 

— Ваше Святейшество, Вы уже сказали, что алкогольная угроза очень актуальна и что в деревнях, в малых городах люди буквально спиваются. У людей нет работы, люди, особенно нецерковные, не видят никаких перспектив, и алкогольная угроза на самом деле, как Вы сказали, является одной из самых актуальных как в России, Литве, так и в других странах канонической территории Русской Православной Церкви. И вот такой вопрос, скажите, пожалуйста, как начать, с чего начать работу с такими людьми и как Вы видите перспективы общецерковного служения таким людям?

2P20150903-VSN_0683-1200.jpg

— Мы все в самом начале — и в Литве, и в России, в том числе в Москве, и везде, — потому что 50 реабилитационных центров — это капля в море. Но какой-то опыт построения такого рода общин уже есть. Я знаю, что в этой области замечательно трудится присутствующий здесь владыка Мефодий, у него большой опыт. Думаю, что и съезд наш был организован для того, чтобы его участники могли обменяться опытом и понять, как то или иное направление социальной работы осуществляется в разных местах. Я не могу вам дать какой-то готовый рецепт, потому что все зависит от местности, от финансовых возможностей, от того, с каким количеством людей придется работать. Но соответствующие направляющие указания разработаны и разрабатываются постоянно нашим социальным отделом, и вся методика создания такого рода организаций уже существует.

2P20150903-VSN_0631-1200.jpg

Главное, что бы я посоветовал, — начинать не в одиночку, а с группой единомышленников. Создайте группу единомышленников, людей, «больных» этой темой. А потом обратитесь к владыке Пантелеимону, к владыке Мефодию, и когда те, к кому вы обратитесь, поймут, что имеют дело с людьми, готовыми реально работать, — несомненно, вам помогут. В этом и заключается их служение.

 

Священник Владимир Духович, настоятель Патриаршего подворья свт. Алексия, митрополита Московского, в Рогожской слободе города Москвы.

 

— В нашей общине уже пять лет действует программа против абортов. Это то, о чем Вы говорили. Еще до официальной регистрации подворья мы начали заниматься этой деятельностью и помогать материально девочкам, отказавшимся от аборта, который они собирались сделать из-за тяжелого материального положения. За пять лет через эту программу прошло чуть меньше 50 человек — 50 спасенных жизней. Говорили про 27 организаций, но ведь при каждом храме очень просто организовать такую программу: она ничего не требует, потому что люди на это жертвуют с гораздо большей радостью, чем на все остальное. Многие потом становятся воспреемниками детей, которые родились благодаря их участию. Женщины, о которых вы говорили, которые приходят с тяжестью совершенного ими когда-то греха аборта, тоже с радостью включаются в такую программу и помогают мамам. Это позволило создать общину единомышленников вокруг подворья, и мне кажется, что стоит в любом храме только попробовать начать с малого (мы тоже начинали с пяти человек), как все это станет абсолютно возможным. А главное, если эта работа будет организована во многих храмах, то она станет общецерковной программой и получит очень большую известность. К счастью, мы никому не отказали, так получилось, — сколько обращалось, всем нашли помощь, — но обращались немногие. А если это направление сделать, хотя бы начав с Московской епархии, общеепархиальной программой, тогда и известность будет значительно выше, и обращений больше.

2P20150903-PAL_7923-1200.jpg

— Совершенно верно. Спасибо Вам, во-первых, за то, что Вы рассказали нам о делах, которые Вы совершаете. Здесь я вижу необходимость связывать работу таких приютов с консультативной деятельностью учреждений, куда обращаются с просьбой об аборте, потому что у нас должен быть выход на тех, кто собирается сделать аборт. Если же наши группы будут жить своей жизнью, если туда будут обращаться отдельные особы, которые случайно узнали о них от соседей, от бабушек, от матерей, то большого охвата у нас не получится.

2P20150903-PAL_7902-1200.jpg

Я согласен, что должны быть разные организации: и более крупные, и такие, как у вас. 10 человек в год — это очень хороший показатель для прихода. Это святое дело — действительно, 50 жизней! По моей статистике, за последний год во всей Русской Церкви было спасено 15 тысяч жизней. Это тоже небольшой вклад в демографию, но ведь 15 тысяч — это целая дивизия, это действительно много. Значит, уже сейчас нужно низко поклониться всем тем, кто работает в этой области. Но мы хотим, чтобы было не 15 тысяч, а на порядки больше. Согласен, и при храмах должны быть группы поддержки, но должны быть и епархиальные центры, которые получали бы финансирование из епархии, чтобы и государство или местные власти немножко помогали, и чтобы у этих центров была связь с учреждениями, где производят аборты.

 

Протоиерей Кирилл Шолков, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению Белорусской Православной Церкви.

 

— Ваше Святейшество, часто приходится сталкиваться с синдромом эмоционального выгорания в социальном служении. Люди активно помогают, днем и ночью отдают себя ближним, но не рассчитывают свои силы, берут на себя слишком много, и в какой-то момент желание у них пропадает. Из опыта своего служения я вижу это по добровольцам, которые помогают онкобольным. Когда они видят своих пациентов, которые уходят, они прилагают колоссальные усилия, но ничего не получается — они теряют веру. Это большая проблема. Что делать, чтобы не допустить такого выгорания? Как помочь людям, которые попадают в такую ситуацию? И хочется попросить, пользуясь случаем, Первосвятительских молитв о строительстве храма иконы Божией Матери «Всецарица» в городе Минске, в котором мы помогаем онкобольным.

 

— Спаси Господи! Во-первых, желаю вам, конечно, успехов в строительстве, чтобы Царица Небесная Сама соучаствовала в этом святом деле, потому что перед образом Всецарицы люди получают исцеление, — я был свидетелем таких чудес.

2P20150903-PAL_7987-1200.jpg

Теперь к теме выгорания. Это сложная тема. Я размышлял над ней, и не только в отношении социальных работников, но и в отношении некоторых священников, которые через какое-то время теряют энтузиазм, особенно сталкиваясь со скромными материальными возможностями, иногда под влиянием семьи, когда им говорят: «Смотрите, как сосед живет, а что же мы тут в нищете». Все это действительно происходит. И я думаю, для того чтобы не выгорать, не нужно слишком сильно и ярко гореть.

2P20150903-PAL_7935-1200.jpg

Я вспоминаю своего духовного отца, митрополита Никодима, который говорил, что есть две возможности освещать пространство: вспыхнуть, как лампочка, на которую подают высокое напряжение, и тут же потухнуть; или гореть — не очень ярко, но долго. К сожалению, сам он пошел по первому пути, как вы знаете, и умер в 48 лет от шестого инфаркта, находясь на рубеже церковно-государственных отношений, защищая нашу Церковь от всех тогдашних внешних напастей. Но вообще-то нужно не тлеть, а гореть, но светить таким светом, которого бы хватило надолго.

 

Если человек себя отдает слишком эмоционально, то он быстро себя и расходует. Кстати, я задавал этот вопрос профессиональным врачам: «Как же вы все время оперируете? У вас же неизбежно есть какой-то процент погибающих. Как вы все это переживаете?» Ответ был такой: если включаться максимально эмоционально, то всего этого пережить невозможно. Нужно немножечко дистанцироваться. Это не значит терять чувствительности. Сам факт участия человека в социальной работе свидетельствует о его добром сердце, ведь социальная работа не приносит ни больших денег, ни какого-то сверхпочета. Это уже определенный подвиг, свидетельствующий о расположении человека, о его жертвенности. Но не нужно сгорать на этой работе, потому что у всех нас ограниченные возможности. Это, я думаю, справедливо не только по отношению к социальным работникам.

 

И вот еще что я бы посоветовал. Выгорание связано еще и с привыканием. Откуда энтузиазм на первых шагах? Человека захватывает новая тема, открылись горизонты, и он начинает это пространство от своей личности до вновь появившегося горизонта максимально заполнять реальными делами. У него яркая повестка дня. А потом он вроде как сделал все, и начинается рутина. Так вот, для того чтобы не было рутины, нужно всегда ставить перед собой новые цели. Появление новой цели мобилизует человека. Это очень важно для руководителей, но важно и для исполнителей, потому что всегда есть пространство для развития. Никто не может сказать, что достиг всего. Если покопаться в самом себе, то какое там достижение всего! Столько слабостей и неправильностей в жизни, ошибки в профессиональных делах... Но в плане определения новых целей решающую роль должен играть руководитель — в первую очередь правящий архиерей. У него должно быть видение ситуации. Он должен чувствовать атмосферу в регионе, знать, чем живет народ, какие проблемы существуют. Он должен свое видение передавать своим помощникам. А помощники, добавляя собственное понимание ситуации и внося собственную экспертизу, должны мобилизовать своих подчиненных, с тем чтобы решать все новые и новые задачи. Если есть динамичное развитие, никакого выгорания быть не может.

2P20150903-PAL_7985-1200.jpg

Кемеровская епархия, Елена Ушатая, помощник руководителя социального служения.

 

— Ваше Святейшество, Вы хорошо сказали о необходимости централизованной структуры в социальной работе, которая действительно повышает профессионализм среди социальных работников. Но есть другая сторона медали. Так как мы координируем социальную работу в нашей епархии, многие настоятели храмов и социальные работники говорят: «Добавилось очень много бумажной работы, которая отвлекает от действительно важных социальных дел». А также: «Не противоречат ли отчеты заповеди Христа о правой и левой руке, о том, что добрые дела должны быть втайне?» И третье: зачастую «добрые дела» совершаются для отчетности, ради формальности. Что бы Вы посоветовали отвечать на эти вопросы?

 

— Одно из самых слабых мест нашего Отечества — это статистика, и эта слабость обнаружилась не в советское и не в постсоветское время, а еще во времена государя императора. Отсутствие реальных фактов и цифр мешает руководству, в том числе, и в планировании. Не видя цифр, не видя фактов, вы не знаете, что происходит. Я отдаю себе отчет в том, что не все цифры, которые поступают на стол Патриарха, адекватно отражают реальность. Но у меня есть возможность смотреть на эти цифры в динамике. И даже если я учитываю коэффициент, как бы это помягче сказать, приближения цифр к реальности, то я вижу, что происходит в динамике: идем ли мы вперед, стоим на месте или отошли назад. Это очень важно. Если отошли назад — нужно проанализировать, почему, если стоим на месте — почему. Если нам нужно идти вперед, что для этого нужно? Нужны люди, нужны средства, нужны ноу-хау — или просто у нас организация буксует?

2P20150903-VSN_0625-1200.jpg

Поэтому я вас очень прошу серьезно относиться к отчетам. Без этого ни Патриарх, ни правящий архиерей не могут справиться. Я знаю, что особенно отцы настоятели ужасно не любят отчетов, но, тем не менее, мы не будем снижать эти требования, потому что без знания происходящего на приходе, как я уже сказал, очень трудно ориентироваться.

2P20150903-PAL_8028-1200.jpg

Что же касается правой и левой руки, то отчеты не имеют к этому никакого отношения. Отчеты о вашей работе являются важным фактором, помогающим другим людям понимать, что происходит. А вот если кто-то, выступая в общественном пространстве, в социальной сети или просто беседуя с людьми, говорит, какой он хороший, что все делается только благодаря ему и вообще неизвестно, что бы произошло, если бы не он, — вот тогда он согрешает. Никогда не нужно рекламировать самого себя — нужно ждать, когда о тебе скажут другие. И тогда заповедь правой и левой руки точно будет соблюдена.

 

Давыдова Елена, руководитель патронажной службы Свято-Димитриевского сестричества города Москвы.

 

— Помощь ближним — это, безусловно, тоже проповедь. Помогая ближним, нуждающимся, видишь очень много боли и горя. Видишь немыслимые страдания, порой тяжелобольных, видишь горе родителей по гибели невинных младенцев. Для верующего человека ответ более или менее ясен. А для тех людей, которые еще не пришли ко Христу, бывает сложно понять, зачем это все попускается свыше, и это становится препятствием на пути к Богу. Как мы можем помочь этим людям? Что нам отвечать на эти вопросы, порой задаваемые, порой не задаваемые вслух?

2P20150903-PAL_8035-1200.jpg

— Тема человеческого страдания является для очень многих камнем преткновения на пути к Богу. А почему так происходит? А потому что часто на пути к Богу мы отыскиваем интеллектуальные ответы на наши вопросы. Почему этих вопросов нет у глубоко верующего человека? Ведь он тоже из плоти и крови, у него тоже нервная система, ведь он тоже наблюдает страдания, в том числе страдания собственных детей и своих ближних. Почему у глубоко верующего человека нет кризиса веры при соприкосновении со страданием? Потому что у него есть реальный опыт общения с Богом. Этот реальный опыт общения является доказательством Божиего присутствия в жизни. Этот опыт общения с Богом, в первую очередь через молитву, — а мы получаем ответ на наши молитвы, — укрепляет нас. Человеку, который не молится и просто говорит: «Я не могу понять, почему этот ребенок страдает, а значит, Бога нет», очень часто невозможно ничего объяснить. Но нередко такие люди, проходя через собственные страдания, соприкасаются с Божиим присутствием и становятся глубоко верующими.

2P20150903-PAL_8010-1200.jpg

Ответы на эти вопросы, я думаю, в рамках нашей земной жизни найти невозможно. Можно только вот что сказать: Бог не создал мир, который работает, как заведенный будильник. Он создал мир, в котором все происходит на основе определенных законов, и этот мир существует с высокой степенью автономности от Бога. Ведь не Бог водит по орбитам планеты, звезды и галактики. Заложены законы, заложена определенная программа развития Вселенной, и Бог присутствует в нашей жизни настолько, насколько мы этого хотим. Вот в чем религиозный феномен. Если кто-то говорит: «А я не верю ни во что», то ответ ему: «Не веришь — живи как хочешь». А другой говорит: «А я верю, Господи, помоги моему неверию», и вступает в общение с Богом и чувствует Божию помощь.

 

Все, что происходит в мире, происходит на основе существующих законов, включая катаклизмы и страдания людей. Но если мы будем смотреть на этот мир только в рамках физического бытия, мы ничего не поймем. Тогда вообще невозможно понять, чем мы с вами тут занимаемся. Вообще зачем все делать? 70 лет прожил, и все. Да получи ты от жизни все, что нужно, ведь дальше ничего нет, только лопух на могиле, как говорил тургеневский нигилист Базаров. Но если ничего нет, тогда зачем мы все это делаем? Некоторые говорят: «Во имя жизни следующих поколений». А почему жизнь следующего поколения более важная, чем твоего собственного? Во имя существования человечества? А почему оно должно существовать, когда я умру? Материалистическая картина мира абсолютно нелогична, потому что исключает из жизни самое главное — перспективу вечности. И все проблемы, связанные с человеческим страданием, решаются в этой перспективе вечности.

2P20150903-PAL_7963-1200.jpg

Поэтому для меня гораздо логичнее быть верующим человеком и признавать факт Божиего присутствия, одновременно признавая высочайшую степень человеческой автономии от Бога, потому что Сам Бог пожелал, чтобы мы были автономны. Эту автономность мы преодолеваем только молитвой. Мы не верим, что все существует механически, само по себе, и со смертью человека прекращается. А если все прекращается, то я не согласен жить в таком мире, этот мир мне не нужен, он неинтересен. В молодом возрасте еще может быть, но если до 70 лет дожить — что там еще будет? Я уже почти дожил до этого срока, и скажу, что вся жизнь пролетела как одно мгновение. И что теперь без этой перспективы? Но вера дает человеку правильное мировоззрение, огромную внутреннюю силу и способность совершать добро. А основываясь на материалистическом гуманизме, совершать добро невозможно. Даже когда неверующий человек, называя себя гуманистом, творит добро, он совершает его потому, что Бог в его природу вложил эту способность. Спасибо за Ваш вопрос.

 

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

ФОТО: Пленарное заседание V Общецерковного съезда по социальному служению

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

  • Похожие публикации

    • Автор: sasha
      Обращение Святейшего Патриарха Кирилла по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских

      Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл выступил с обращением по случаю принесения в пределы Русской Православной Церкви мощей святителя Николая Чудотворца.

      Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, дорогие братья и сестры!
       
      Милостью Всещедрого Бога и Спасителя мира, Господа Иисуса Христа, нашей Церкви дарована неизреченная радость: в пределы Отечества приносится часть мощей великого святого, почитающегося по всему миру, ― святителя и чудотворца Николая, архиепископа Мир Ликийских.
       
      Сей дивный угодник Божий был погребен на месте своего упокоения в том самом граде, где подвизался в Винограднике Христовом на протяжении многих лет. Во времена, когда земли православной Византии подпали под власть иноверных завоевателей, возникла реальная опасность осквернения святыни, и промыслом Божиим мощи святителя были перенесены на территорию современной Италии в г. Бари и положены в местном соборе.
       
      На протяжении почти тысячи лет сюда стремились попасть многочисленные паломники из самых разных стран и частей света, дабы приобщиться благодати, источаемой от мощей всемирно почитаемого угодника Христова. Особым почитанием святитель Николай пользовался на пространстве исторической Руси. Ему посвящено множество храмов. Несчетное количество православных христиан были наречены в его честь во святом крещении и монашеском постриге.
       
      Все это свидетельствует о том, сколь усердным предстателем и скорым заступником был и остается Мирликийский чудотворец для притекающих к нему с молитвой в многоразличных нуждах и обстояниях. Святитель Николай почитается нашим народом как верный помощник в самых скорбных и безвыходных ситуациях, как покровитель стремящихся жить чисто и целомудренно, как защитник твердо хранящих правую веру и апостольское предание, завещанное нам от отцов, трудившихся на ниве Господней прежде нас.

      Памятование об этих благодеяниях святителя Николая побуждает тысячи людей предпринимать путешествия к его мощам, дабы почтить память святого и вознести теплые и усердные молитвы тому, кого Православная Церковь именует правилом веры и образом кротости. Однако далеко не у каждого нашего соотечественника имеется возможность осуществить таковое паломничество, поэтому в Россию приносится значительная часть мироточивых мощей святителя.
       
      С 21 мая по 12 июля святыня будет находиться в Москве, а с 13 по 28 июля ― в Санкт-Петербурге. Это поистине уникальное событие за все 930 лет пребывания честных останков в Бари.
       
      Поклоняясь чудотворным и многоцелебным мощам сего великого угодника Господня, необходимо помнить о том, что мы призваны быть подражателями добродетелей Мирликийского святителя, и помощь, ниспосылаемая нам по его ходатайству, будет тем очевиднее и щедрее, чем более мы будем уподобляться ему в любви ко Христу и всем людям.
       
      Дай Бог, чтобы это важное событие в истории нашего Отечества и всего русского Православия послужило духовной пользе архипастырей, клириков, монашествующих и всех верных чад Русской Православной Церкви, дабы предстательством таинника благодати Христовой исполнились на нас слова молитвы: «Да мирное зде поживем житие и да сподобимся видети благая на земли живых, славяще Отца и Сына и Святаго Духа, Единаго в Троице славимаго Бога и покланяемаго, ныне и присно, и во веки веков. Аминь».
       
      +КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ
       
    • Автор: sasha
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к главам государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю ВСЦ в связи с планируемым принятием Верховной Радой Украины антицерковных законов

      18 мая 2017 года в Верховной Раде Украины запланировано вынесение на голосование законопроектов № 4128 и № 4511.
       
      Законопроект № 4128 «О внесении изменений в Закон Украины «О свободе совести и религиозных организациях» (относительно смены религиозными организациями подчиненности)» предлагает ввести в религиозное законодательство расплывчатое понятие «принадлежности лица к религиозной общине» на основании некоей «самоидентификации». Лиц, «принадлежащих к религиозной общине», кто бы на это звание ни претендовал, предлагается наделить правом изменения устава общины путем голосования простым большинством. Фактически законопроект предлагает легализовать практику фиктивных «референдумов» с участием всех жителей населенного пункта (а возможно, и приезжих), претендующих на принадлежность к данной религиозной общине.

      Законопроект № 4511 «Об особом статусе религиозных организаций, руководящие центры которых находятся в государстве, которое признано Верховною радой страной-агрессором» предлагает навязать всем общинам, канонические центры которых находятся в России (то есть, в первую очередь, общинам Украинской Православной Церкви), некий «особый статус», связанный с существенным поражением в правах. Помимо принудительной перерегистрации всех общин Украинской Православной Церкви, что неминуемо спровоцирует новые захваты храмов и столкновения между верующими различных конфессий, законопроект предоставит правительственным органам светского государства широчайшие полномочия в сфере контроля внутренней жизни религиозных общин: утверждать назначение руководящих кадров общин, разрешать или не разрешать визиты иностранных религиозных деятелей, а также принудительно ликвидировать религиозные общины по широкому кругу оснований.
       
      Законопроекты вступают в противоречие с Конституцией Украины и действующими законодательными нормами. Против их принятия высказались Главное научно-экспертное управление Верховной Рады Украины, Комитет Верховной Рады по вопросам предотвращения и противодействия коррупции, уполномоченный Верховной Рады Украины по правам человека В.В. Лутковская. Наконец, с острой критикой законопроектов выступили несколько украинских конфессий, включая римо-католиков, лютеран, иудеев.
       
      В связи с готовящимся принятием данных законопроектов Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился с посланиями к Президенту Украины П.А. Порошенко и участникам «Нормандской четверки»: Президенту России В.В. Путину, Федеральному канцлеру Германии А. Меркель, Президенту Франции Э. Макрону. Обращение Предстоятеля Русской Православной Церкви направлено также Предстоятелям Поместных Православных Церквей, Папе Римскому Франциску, генеральному секретарю Организации объединенных наций А. Гутерришу и генеральному секретарю Всемирного совета церквей О. Фюксе Твейту.
       
      В посланиях отмечается, что в случае принятия данных проектов будет узаконена неслыханная для современной Европы дискриминационная правовая практика в отношении большинства православного населения Украины. Столь ограничительное религиозное законодательство не действовало на Украине даже в период коммунистического режима, а на остальной территории Европы нечто подобное существовало разве лишь во времена нацистского правления в Германии.
       
      Украинская Православная Церковь — это крупнейшая конфессия страны, присутствующая во всех ее регионах и обладающая колоссальным миротворческим потенциалом, констатирует Святейший Патриарх. Попытки втянуть ее в политическое противостояние недопустимы и могут привести к необратимым последствиям. Как отмечается в посланиях, принятие законопроектов № 4128 и № 4511 «поставит под угрозу конституционные права миллионов украинских верующих, способно вызвать волну насилия и новых захватов храмов, обострить гражданский конфликт на Украине, переведя его в религиозную плоскость». Это, по мнению Святейшего Владыки, способно еще более осложнить реализацию Минских соглашений.
       
      «По имеющимся данным, за 2014-2016 год на территории Украины праворадикальными элементами было насильственно захвачено более 40 храмов Украинской Православной Церкви, — напоминает Его Святейшество. — Формальной основой для таких захватов служит так называемый "референдум" жителей села, принимающих решение о "переходе" общины. Мнение действительных учредителей и членов общины как юридического лица в таких случаях не учитывается».
       
      Святейший Патриарх Кирилл обратился к руководителям государств «Нормандской четверки», Предстоятелям Православных Церквей, Главе Римско-Католической Церкви, генеральному секретарю ООН и генеральному секретарю Всемирного совета церквей с призывом приложить все усилия к тому, чтобы воспрепятствовать принятию дискриминационных законопроектов № 4128 и № 4511, которое «грозит стать вопиющим примером попрания прав человека на свободу религиозного исповедания».
       
      Служба коммуникации ОВЦС/Патриархия.ru
    • Автор: OptinaRU
      Слово на заседании Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года

      4 апреля 2017 года в зале Высшего Церковного Совета кафедрального соборного Храма Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил очередное заседание Высшего Церковного Совета Русской Православной Церкви.

      Открывая заседание, Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к членам Высшего Церковного Совета со вступительным словом.

      Приветствую всех членов Высшего Церковного Совета.
       
      Практически на каждом заседании мы рассматриваем вопросы образования; вот и сегодня ряд пунктов повестки дня будет связан с этой темой. Хотел бы поделиться с вами некоторыми своими мыслями в качестве вступления к нашей дискуссии.

      До сих пор некоторые люди живут стереотипами советского времени, утверждая, что образование и просвещение находятся в конфликте с религией. Этот тезис получает сегодня новое звучание, новые акценты; его пытаются вписать в общественную повестку дня. Но ведь совершенно очевидно, что этот тезис ложный. Русская Православная Церковь считает, что результат работы образовательной системы — это всестороннее развитие человеческой личности. И ведь нас интересует не только количество часов школьной программы, посвященных религиозной культуре, как утверждают некоторые. Современный человек призван быть компетентным и в естественных, и в гуманитарных науках, и в вопросах религии, вне зависимости от своих религиозных взглядов. Пробелы в знаниях из любой области унижают достоинство человека, приводят его в состояние мракобесия. Человек, сотворенный по образу и подобию Божию, призван стремиться к знаниям об окружающем мире. А несведущий в религии человек может в наши дни стать жертвой вербовщиков экстремистского толка.
       
      Знания о религии невозможно исключать из картины мира точно так же, как невозможно исключить из нее знания о математике и физике. И Церковь встречает понимание в этом вопросе как со стороны государства, так и со стороны десятков тысяч родителей, которые выбирают модуль православной культуры для изучения в школе. Важным достижением является создание диссертационного совета по теологии. Первая в нашей стране диссертация по теологии будет представлена к защите 1 июня этого года, и я хотел бы сказать, что это очень значительное событие в российском образовании.

      В годовщину революции 1917 года как никогда важны исторические знания, позволяющие людям, особенно молодым, не наступать еще раз на грабли, на которые наступили наши отцы и деды, погубив страну. Ведь история хранит память об искренних революционерах, которые, выступая за справедливость, в результате были использованы силами зла и стали участниками массового братоубийства, потеряли человеческий облик и в большинстве своем сами сгинули в пучине беззаконий.
       
      Нельзя отрицать воспитательную функцию образования. Образование — это процесс межличностного общения, который немыслим без этических норм. Этико-нравственный компонент должен быть базовым в данном взаимодействии. Слишком долго у нас в сфере образования наблюдался полный идейный вакуум. Но хорошо известно, что свято место пусто не бывает. Идейная пустота привела к тому, что на школу стали смотреть как на место формального предоставления определенных образовательных, услуг, а не место всестороннего развития личности. Это издержки коммерциализации системы образования, которая не может быть сектором рынка, — просто потому что человек не производственный модуль, которого надо научить десятку функций, а затем вставить в механизм национальной экономики.

      Указанные проблемы актуализируют вопрос: какой должна быть ценностная среда в нашей школе? Как сделать ее пространством передачи нравственных максим, на которых веками зиждилась наша культура? Как должны сотрудничать Церковь, государство, общество для достижения этой цели?
       
      Мы подошли к тому, чтобы начать новый этап церковно-государственного взаимодействия в вопросах образования. Необходимо объединить все здоровые силы нашего общества, желающие всестороннего развития системы образования, в том числе с учетом его ценностного измерения. Поэтому неслучайно уже не один год вопросы образования остаются главной темой работы Высшего Церковного Совета. Мы продолжим уделять особое внимание к этой теме, и на сегодняшнем заседании также состоится дискуссия о системе образования, которую мы выстраиваем, в том числе, внутри Русской Православной Церкви. Благодарю вас за внимание.

      Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси
       
      ФОТО: Заседание Высшего Церковного Совета 4 апреля 2017 года
×
×
  • Создать...