Vita 8 Опубликовано: 1 декабря, 2015 Братья и сестры, скажите, пожалуйста, слышал ли кто из вас о таком добром делании, как изучение и усвоение (т.е.запоминание умом и сердцем) новозаветных заповедей? Кто, кроме девяти заповедей блаженства и двух главных заповедей Спасителя, старательно выписывал себе куда-то в тетрадочку, блокнотик другие заповеди Евангелия, Апостола? Та книжечка, которую раздают на беседах о.Наместника, всего лишь малая толика той работы, которую, как понимаю, должен проделать каждый из нас. То, что часто озвучивают в проповедях некоторые из оптинских отцов, - изучение остальных заповедей (малых, как их называют), является необходимым для каждого христианина. Знаю, что среди новоначальной братии обители строго спрашивают результаты такого изучения. Правильно ли я понимаю, что догматически библейских заповедей 19 (10 ветхозаветных и 9 заповедей блаженства), но, по сути, все слова Спасителя, многое из апостольских слов являются для нас заповедями, которые мы должны знать и соблюдать? Может ли кто-то поделиться своим опытом работы с заповедями? Как их систематизировать для самого себя, как помочь сердцу и уму их усвоить? В Новом Завете есть установление исследуйте писания (Ин.5, 32), есть слова Господа о необходимости соблюдения заповедей, а как же их соблюсти, если уму они не известны? Но нигде у свв.отцов, кроме свт.Игнатия (в 5 томе в начале, в одной из глав "Аскетических опытов") не нахожу советов именно по изучению заповедей, только по исполнению Слова Божия. А как же исполнять, если у тебя в голове нет четкого представления о Слове? Есть ли еще у кого-то из святых наставления именно об изучении Слова Божия, систематизации заповедей? Прошу вас не воспринимать вопросы как фарисейско-буквоедский подход к Св.Писанию. Может, это не только моя беда: многажды пыталась для себя все разложить по полочкам, чтобы на каждый случай жизни в душе всплывал ответ из Слова Божия, но как-то ничего не получается... Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 1 декабря, 2015 (изменено) В беседах отец Наместник часто говорит об этом и приводит примеры. Как вариант - пересмотреть-переслушать его беседы здесь, на сайте. Говорил - до 300 Заповедей знают наизусть некоторые насельники. Переживать сильно, наверное, не стоит, что пока в неведении. Вся жизнь впереди)). Было бы желание и помощь Божия. "Возлюби Господа своего" и "Да любите друг друга" - думаю, когда эти заповеди освоим, то все остальные тоже понятны станут. На какой вопрос не отвечают эти заповеди?)) Изменено 1 декабря, 2015 пользователем Olga Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Vita 8 Опубликовано: 1 декабря, 2015 Ольга, благодарю за добрый ответ. Да, о.Венедикт говорил в одной из бесед о том, что до монашеского пострига допускают тех, кто знает 300 заповедей. Кто-то знает и 600. Есть и молитва текстом заповедей по четкам. О.Нил когда-то говорил, что каждый должен иметь при себе блокнотик личный с заповедями и посматривать туда периодически, так и запомнится... Только годы идут, от земной жизни все меньше остается, а воз и ныне там. Конечно, заповеди любви все собой объемлют, только есть сердечное желание усвоить из Слова Божия побольше. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Olqa 13 242 Опубликовано: 1 декабря, 2015 Тогда надо лично с вопросом к отцу Венедикту на беседу. И все разложится по полочкам. Он почти на каждой беседе говорит о Заповедях. И эту маленькую книжицу дополняют, она будет другой. Только мне почему-то думается, что не только в Новом Завете эти заповеди. В Псалтири, например. Как я понимаю - это все слова Господа, сказанные нам о наших необходимых действиях. Отец Тихон Шевкунов как-то в беседе предлагал выписать все слова Господа нашего Иисуса Христа и прочитать только их. Вернее, он предлагал подчеркнуть, но советовал это своим подопечным. В Священном Писании не надо, наверное, подчеркивать ничего. В самой Книге. Еще подумалось - у отца Иоанна Крестьянкина, например, книга "Опыт построения исповеди" составлена по заповедям. Может от обратного поступить: хорошо усвоить какие грехи совершаем против той или иной Заповеди и не согрешать ими с Божией помощью опять же. Еще - на форуме была ссылка на содержание этой маленькой книжицы, которую дарит отец Венедикт. Кто-то может ее напомнить?)) А вот из писем Старца Преподобного Макария: http://www.optina.ru/lec_mac/16/#49 Наставник наш и Учитель есть Сам Господь наш, Иисус Христос: Он даровал нам спасительные и животворящие заповеди, вводящие в живот вечный, и сказал вопросившему Его юноше: что сотворю, да живот вечный наследствую? заповеди веси, сия сотвори и живот вечный наследиши (Мф. 19, 16, 17; Мк. 10, 17, 19), и святые отцы, получившие спасение, получили оное исполнением заповедей Божиих и нам оставили пример своего жительства; движимые Святым Духом, предали учение свое в пользу нам, слушающим и прочитающим. А какие именно заповеди надобно исполнить хотящему спастися? — Главные две: любовь к Богу и любовь к ближнему, в сию обою заповедию весь закон и пророцы висят, сказал Господь (Мф. 22, 40), подробно же и особенно заповеди оные изъяснены во святом Евангелии, большая часть в 5, 6 и 7 главах евангелиста Матфея. При исполнении заповедей Божиих надобно иметь и смирение, о коем также заповедано: аще и вся повеленная сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17, 10), и в другом месте заповедует Господь: научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим (Мф. 11, 29). Вот какое к нам милосердие Божие! Деланием заповедей Его получаем спокойствие, и какая великая премудрость Божия: на всякую страсть, находящуюся в нас, есть заповедь, не только действие оной возбраняющая, но и до конца искореняющая. Итак, поучению в слове Божием внимай и старайся исполнять, прося помощи Божией, ибо Он сказал: без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5). Читай и словеса отеческие... ...Искушений и скорбей невозможно избежать, где бы вы ни были и какой бы род жизни ни проходили, гражданский ли, общественный или уединенный, от общества удаленный; когда мы стараемся об исполнении заповедей Божиих, то со всех сторон восстают на нас волны искушений; мир, плоть и диавол препятствуют сему; но Христовы духовные воины не страшатся их, они имеют благонадежного и искусного Кормчего, Иисуса Христа; в сильных обуреваниях притекают к Нему и вопиют: Господи, спаси ны погибаем! (Мф. 8, 25). И обретают всесильную Его помощь. Вы спрашиваете меня, как возбуждать в себе ревность к исполнению заповедей? На сие отвечаю,— страхом Божиим, ибо начало Премудрости страх Господень (Притч. 9, 10), и страхом Господним уклоняется всяк от зла (Притч. 16, 6). Много есть и других текстов в Писании о сем. При исполнении добродетелей скрепляйте каждую — смирением, которое святой Дорофей называет брением (известкою); так как камни или кирпичи кладутся в созидании дома и связуются брением, крепко бывает строение, а без брения рассыплются; так и добродетели, без смирения, не приносят пользы. ...При исполнении заповедей Божиих нужно иметь смирение, и если сила заповедей в нас оскудеет, то смирение о нас ходатайствует. А когда будем делать добродетели и хотим удостовериться, что мы уже спасаемся, и просто как бы видеть на ладони свое спасение, то очень ошибаемся. Надобно делать добродетели, но не видеть сего, а приписывать исправления свои Богу и Его помощи и смиряться истинно, а не ложно. Заповедь Божия повелевает: аще и вся повеленная вам сотворите, глаголите, яко раби неключими есмы: яко, еже должни бехом сотворити, сотворихом (Лк. 17,10). Фарисей видел свои добрые дела и благодарил Бога, но не оправдался так, как смиренный мытарь, сознавший свою греховность и просивший от Бога милостиву ему быти. Все, что мы ни имеем благого: мир, спокойствие и здравие — все это есть дар Божий, туне нам даруемый; а мы, почтенные от Него самовластием и разумом, должны стараться исполнять святую Его волю, показанную нам в святом Евангелии, заповедях Его. Приступая же к деланию, надобно просить помощи Божией, ибо Он сказал: "без Мене не можете творити ничесоже" (Ин. 15, 5); исполняя же заповеди, не думать, что сделали что-либо великое; но долг имея (исполнять) — исполняем их; и Господь, побуждая нас к смирению... повелел: "научитеся от Мене, яко кроток есмь и смирен сердцем, и обрящете покой душам вашим" (Мф. 11, 29). Везде и всегда нужно нам смирение, которое дела наши укрепляет и упокоение подает. ...Прочти у св. Исаака в 34 Слове, что заповеди, творимые со смирением, благоугодны Богу, и когда сила первых оскудеет, то второе о нас ходатайствует у Бога... ...Старайся деланием заповедей Божиих благоутождати Ему; но чтобы все оные были растворены смирением, а без смирения не могут воспользовать... ...Любовь Божия состоит в исполнении заповедей Божиих, а не в том, как ты думаешь, — в восхищении ума; это совсем не твоей меры. Лучше, видев свою немощь, смиряйся и считай себя худшею всех, и отнюдь не надейся на себя... Вы желаете любить одного сладчайшего Иисуса. Похвально ваше желание; но одно желание не довольно исполнить меру любви Божией: вера и дела достигают оной, верою должно принимать все попущаемые от Бога к искусу перемены в жизни и неприятности, что посылаются от Бога ко испытанию, а дела доказывают, что мы печемся о любви Божией, по неложному пречистых уст Его слову: любяй Меня, заповеди Моя соблюдает, а не любяй Мя заповедей Моих не соблюдает (Ин. 14, 21, 24), и по апостольскому учению: вера без дел мертва (Иак. 2, 17), и дела без веры мертвы. Какие ж заповеди и дела должно исполнять? О сем всякому христианину должно испытать в св. Евангелии и научаться от пастырей Церкви: ибо мы в святом крещении даем обеты Христу исполнять все заповеди Его и отрицаемся сатаны и всей гордыни его и всего служения его. Тебя смущает, видя в себе совершенное неисполнение всех заповедей, и боишься, что вся жизнь пройдет только в намерении, какой же будет конец? Прочти у св. Исаака Сирина в 34 Слове: "Награда бывает не деланию заповедей, но смирению, и когда <делание> сила первых оскудеет, то смирение, вместо их, приятно бывает". И еще предлагаю выписанное из книги Петра Дамаскина, чтобы не отчаиваться, но каяться и смиряться. Впрочем, это не должно нам быть поводом к нерадению и ослаблению, а к тому, чтобы не смущаться, а смиряться: при исправлении чего-либо не возвышаться, а при недостатках не упадать духом, но наблюдать средину; а когда Бог узрит в нас залог смирения, то и поможет в делании добрых дел; а пока оного нет, то самыми нашими поползновениями и немощами приобретаем смирение, и невольно видя свою худость и нищету. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
СергейНН 34 Опубликовано: 3 декабря, 2015 (изменено) https://youtu.be/B-UM1O840Ek https://youtu.be/832V0vAnC5s https://youtu.be/U3pvF5ODp_c Vita возможно это вам немного поможет. Спаси господи. П,С Прошу прощения, не смог корректно вставить ссылки на видео. Для просмотра их достаточно скопировать и открыть в новом окне. Это беседы о. Александра о законах духовной жизни. Изменено 3 декабря, 2015 пользователем СергейНН Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
р.Б. Василий 1 485 Опубликовано: 5 января, 2016 Жил-был один сапожник. Овдовел он, и остался у него маленький сын. И вот накануне праздника Рождества Христова мальчик говорит своему отцу: – Сегодня к нам в гости придет Спаситель. – Да полно тебе, – не поверил сапожник. – Вот увидишь, придет. Он сам мне об этом сказал во сне. Ждет мальчик дорогого гостя, в окно выглядывает, а там все нет никого. И вдруг видит – во дворе на улице двое ребят бьют какого-то мальчишку, а тот даже и не сопротивляется. Выбежал сын сапожника на улицу, разогнал обидчиков, а избитого мальчика в дом привел. Накормили они его с отцом, умыли, причесали, и тут сын сапожника говорит: – Папка, у меня двое сапог, а у моего нового друга пальцы из обуви вываливаются. Давай я ему свои валенки отдам, а то ведь на улице страсть как холодно. Да сегодня и праздник к тому же! – Что ж, пусть будет твоя воля, – согласился отец. Отдали они мальчишке валенки, и тот радостный, сияющий домой пошел. Прошло некоторое время, а сынок сапожника все от окна не отходит, ждет в гости Спасителя. Проходит нищий мимо дома, просит: – Добрые люди! Завтра Рождество Христово, а у меня три дня крошки во рту не было, покормите, Христа ради! – Заходи к нам, дедушка! – позвал его через окно мальчик. – Дай Бог тебе здоровья! Накормили, напоили они с отцом старика, ушел он от них радостный. А мальчик все Христа ждет, уже беспокоиться начал. Наступила ночь, на улице фонари зажглись, вьюга метет. И вдруг кричит сын сапожника: – Ой, папка! Там какая-то женщина у столба стоит, да с ребеночком маленьким. Посмотри, как им, бедным, холодно! Выбежал сын сапожника на улицу, привел женщину с ребенком в избу. Накормили они их, напоили, а мальчик и говорит: – Куда же они пойдут в мороз-то? Вон, на улице, какая метель разыгралась. Пускай, папка, они у нас дома заночуют. – Да где у нас ночевать? – спрашивает сапожник. – А вот где: ты на диване, я на сундуке, а они на нашей кровати. – Что ж, пускай. Наконец, все улеглись спать. И снится мальчику, будто приходит к нему наконец-то Спаситель и говорит ласково: – Чадо ты Мое милое! Будь ты счастлив на всю твою жизнь. – Господи, а я тебя днем ждал, – удивился мальчик. А Господь говорит: – Так Я к тебе три раза днем приходил, дорогой мой. И три раза ты принял Меня. Да так, что лучше и придумать нельзя. – Господи, не знал. Но когда же? – Вот не знал, а все равно принял. Первый раз ты не мальчишку спас от рук ребятишек-хулиганов, а Меня спас. Как Я когда-то принял от злых людей плевки и раны, так и мальчишечка этот... Спасибо тебе, мой родной. – Господи, а когда же Ты второй раз ко мне приходил? Я в окно все глаза проглядел, – спрашивает сын сапожника. – А второй раз – вовсе не нищий, это Я к тебе приходил на трапезу. Вы с отцом сами корочки ели, а мне праздничный пирог отдали. – Ну, а третий раз, Господи? Может быть, я бы тебя хоть в третий раз узнал? – А третий раз Я у тебя даже ночевал со Своей матерью. – Как же так? – Когда-то нам пришлось бежать в Египет от Ирода. Так ты и Мою мать у столба, как в египетской пустыне, нашел, и пустил нас под свой кров. Будь счастлив, мой родной, вовеки! Проснулся мальчик утром и первым делом спрашивает: – А где же женщина с ребенком? Смотрит – а дома уже нет никого. Валенки, которые он вчера бедному мальчику подарил, снова в углу стоят, на столе – праздничный пирог нетронутый. А на сердце – такая несказанная радость, какой никогда вовек не было. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение