Перейти к публикации
Брат Андрей Простолюдин

В чем различие между иноком и монахом?

Рекомендованные сообщения

Батюшка,благословите!

Мне не совсем понятно различие между иноком и монахом.Насколько мне известно,инок в отличии от монаха не дает невозвратных обетов-в чем состоит различие в иноческих и монашеских обетах?Так же в литературе о старой Оптине можно встретить такие понятия,как "рясофорный монах" и "мантейный

монах"-соответствуют ли они иноку и монаху.Можно ли брать благословение у монаха?

Спаси,Господи!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Тут немного путаница в терминах. Попробую объяснить. Славянское слово "инок" означает "иной", то есть живущий по-другому. Монах - от греческого слова "монос" - один. Практически эти слова означают одно и то же с точки зрения образа жизни. Вообще все монахи являются иноками.

 

Но есть еще звания ступеней монастырской иерархии. Тут уже немного другой аспект. Иноческий (рясофорный) постриг подразумевает как бы начальную стадию монашества, когда человека постригают, меняют ему имя и одевают в рясу с клобуком. Но монашеские обеты (девства, нестяжания и послушания) он еще не произносит. В дореволюционной России (в частности в старой Оптиной) это иногда называлось "рясофорный послушник" и имело такую особенность, что имя не меняли, просто одевали рясу.

 

За иноческим постригом следует монашеский (мантийный или по-старинному манатейный). Здесь уже одевают в мантию и произносят три обета. При этом имя могут оставить, а могут и сменить еще раз, так бывает достаточно часто.

 

И последняя стадия это схима, когда обеты как бы символически удваиваются. Схимонах уже в основном сосредотачивается на молитве, а заниматься некоторыми аспектами хозяйственной деятельности ему порой прямо запрещается. Например, при пострижении в схиму епископ уже не может занимать кафедру и уходит на покой. В схиму в России постригают обычно при тяжелой болезни или в преклонном возрасте. А вот на Афоне есть монастыри, где по древней традиции постригают сразу же в схиму. При постриге в схиму имя меняют еще раз, это происходит практически всегда.

 

 

И еще есть различия, уже по священному сану. Священнослужители могут быть монашествующими или мирскими семейными людьми. В монастыре диакон-монах называется иеродиакон. По аналогии, священник-монах называется иеромонах.

 

 

По поводу благословения (с целованием руки), его берут только у священников. Вообще-то, в Греции миряне целуют руку и просто монахам. Но в России так не принято. Если подойдете под благословение к иноку или монаху, он скорее всего скажет: извините, я не священник. Но его можно просто попросить помолиться о вас, вот это весьма уместно.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Но ведь не запретно же сказать другому человеку "Бог тебя благословит"? Так наверно и мирской человек может такое сказать своему ближнему по духу.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

да можно, конечно. Просто священническое благословение это все же нечто качественно иное, надо отличать.

 

Например в Библии описывается, как ценили и боролись потомки за благословение главы рода, Авраама, Исаака, Иакова и тд. Потому что он был и первосвященником рода в том числе.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Так везде, где описывалось, как они воздвигали жертвенники и приносили на них жертвы Богу - это и есть первосвященническое служение. Просто самого термина "первосвященник" еще не было, глава рода был вообще единственным (и соответственно первым) священнослужителем.

 

А термин "первосвященник" появился позже, уже при Моисее, когда первосвященником был избран его брат Аарон, а его сыновья - просто священниками.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скажите, что дает сам постриг человеку? Происходит ли в нем самом что-то или дается ему что-то (как в таинстве священства дается благодать сана)? Или это просто "официальное" подтверждение, что человек на всю жизнь выбрал такой путь?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скажите, что дает сам постриг человеку? Происходит ли в нем самом что-то или дается ему что-то (как в таинстве священства дается благодать сана)? Или это просто "официальное" подтверждение, что человек на всю жизнь выбрал такой путь?

Было время в церкви, когда монашество считалось одним из церковных таинств, и некоторым образом приравнивалось к таинству Крещения:  "Был некто великий между прозорливцами. Он утвердительно говорил: благодать, которую я видел осеняющею при крещении, видел также при пострижении, когда кто принимает ангельский образ (Патерик)". Также при постриге монаху дается духовное оружие для борьбы с невидимыми врагами, символизирует которое вручаемое при постриге монашеское облачение. Поэтому будет неверно, если постриг понимать лишь как обряд "официального подтверждения".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

То есть мирянин, живущий по-монашески и монах, живущий тоже по-монашески - все-таки в чем-то разные вещи?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Скажите, что дает сам постриг человеку? Происходит ли в нем самом что-то или дается ему что-то (как в таинстве священства дается благодать сана)? Или это просто "официальное" подтверждение, что человек на всю жизнь выбрал такой путь?

 

Кажется, достаточно хорошо эту тему раскрыл священник Константин Польсков в своей работе МОНАШЕСКИЙ ПОСТРИГ КАК ТАИНСТВО ЦЕРКВИ.doc 

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Иноческий (рясофорный) постриг подразумевает как бы начальную стадию монашества, когда человека постригают, меняют ему имя и одевают в рясу с клобуком. Но монашеские обеты (девства, нестяжания и послушания) он еще не произносит.

Если инок обетов не произносит, то в чем тогда суть иноческого пострига, не в одеждах же?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Если инок обетов не произносит, то в чем тогда суть иноческого пострига, не в одеждах же?

Иноческий постриг - это своего рода обручение Христу. Как обрученная невеста еще не жена, но уже некоторым образом имеет связь с женихом, так и инок, хотя еще не произнес обетов, но уже заключил союз со Христом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

Т.е. он может уйти монастыря как бы без последствий или все-таки это шаг, который подразумевает дальнейшее шествие только вперед?

Почему на Афоне вначале постригают в рясофор и потом сразу в великую схиму и не только уже перед смертью, но и в молодости? Что вообще такое великая схима?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Гость
Эта тема закрыта для публикации сообщений.

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...