Силуан 100 Опубликовано: 1 апреля, 2011 Ни для кого наверное не сектрет, что в молитве главное это внимание, благоговение и сокрушение сердца. У меня вопрос о внимании, вернее где его удерживать. При творении Иисусовой молитвы подвижники рекомендуют удерживать его в гортани или верхней части сердца. Но как молиться перед иконами ? Или надо разделять внешнюю молитву от внутренней и Иисусову молитву перед иконами не творят ? Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Татиана Опубликовано: 1 апреля, 2011 У Феофана Затворника написано доступно для мирян. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость 1 058 Опубликовано: 1 апреля, 2011 У Феофана Затворника написано доступно для мирян. Мне тоже Св. Феофан вспомнился по этому поводу, у него отлично об этом написано. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость ТАТИАНА Опубликовано: 2 апреля, 2011 О непрестанной молитве. Поучения святителя Феофана Затворника игумен Феофан (Крюков) Извольте все сие сообразить, и взять в руководство, и почаще прочитывать, чтобы поновлять в памяти, как должно действовать. Свт. Феофан Затворник НАВЫК К ИИСУСОВОЙ МОЛИТВЕ - СРЕДСТВО, А НЕ СУЩЕСТВО ДЕЛА Иисусова молитва не есть непрестанная молитва, но лишь подспорье к ней Пришло желание учиться молитве Иисусовой. Бог благословит! Но делание молитвы Иисусовой не есть непрестанная молитва, а только подспорье к ней... Непрестанная молитва есть дар благодати... и о сем молиться надо: "Господи, даруй мне непрестанно Тебе молиться!" Состоит сия молитва не в словах, а в чувстве к Богу неотходном. О сем чувстве и заботиться должно и его возгревать. (10, 111)* * Номер источника и страницы (см. Библиографию на с. 102). Кто останавливается на одной Иисусовой молитве, тот останавливается на полдороге Говорят: "Стяжи молитву Иисусову", т.е. молитву внутреннюю. Молитва Иисусова есть хорошее к внутренней молитве средство, но сама по себе не внутренняя, а внешняя молитва. Которые навыкают ей, хорошо очень делают. Но если на одной на ней останавливаются, а дальше нейдут, то они останавливаются на полдороге... При молитве Иисусовой Богомыслие все же необходимо: иначе это сухая пища. Хорошо, у кого навязло на языке имя Иисусово. Но можно при этом совсем не помнить о Господе и даже держать мысли, противные Ему. Следовательно, все зависит от сознательного и свободного к Богу обращения и труда держать себя в этом с рассуждением. (6, 19) Дело не в словах, а в вере и чувстве Делание молитвы Иисусовой просто: стать вниманием в сердце пред лицем Господа и взывать к Нему: "Господи Иисусе Христе Сыне Божий, помилуй мя!" Дело не в словах, а в вере, сокрушении и предании себя Господу. С сими чувствами можно предстоять Господу и без слов... и это будет молитва. (6, 224) Бывает, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет Навык молитвенный не вдруг образуется... а требует долгого труда и претруждения себя. Вот в сем-то труде образования молитвенного навыка лучше всего помогают Иисусова молитва и сопровождающая ее теплота. Заметь, отец, что они есть средства, а не самое дело. Возможно, и молитва Иисусова есть, и теплота есть, а молитвы настоящей нет. Как это ни странно, а бывает так! (7, 63) Не все, имеющие навык к Иисусовой молитве, вкушают плодов ее Велика сила этой молитвы, по изображению св. отцов; а между тем на деле видим, что не все, имеющие навык к ней, причастны этой силе, не все вкушают от плодов ее. От чего это? От того, что сами хотят забрать в свое владение то, что принадлежит дарованию Божию и есть дело благодати Господней. Начать повторять эту молитву утром, вечером, ходя и лежа, за делом и на досуге есть наше дело: на это не требуется особой помощи Божией. Трудясь все в том же порядке, можно самому дойти до того, что язык и без нашего сознания все будет повторять эту молитву. Может последовать за этим и некое умирение помыслов, и даже своего рода сердечная теплота: но все это будет, как замечает в "Добротолюбии" инок Никифор, дело и плод наших усилий. Остановиться на этом значит то же, что удовольствоваться уменьем попугая произносить известные слова, даже такие, как "Господи, помилуй". Плод от этого такой: будешь думать, что имеешь, тогда как ровно ничего не имеешь. Это и случается с теми, у кого во время навыкновения этой молитве, поколику то зависит от нас, не раскрывается сознание того, в чем существо ее. (14, 167) Существо дела - установиться в памяти Божией Существо дела в том, чтоб "установиться в памяти Божией, или ходить в присутствии Божием". Можно всякому сказать: "Как хочешь, только добейся до этого... Иисусову ли молитву творить... поклоны ли класть, в церковь ли ходить... что хочешь делай, только добейся до того, чтобы быть всегда в памяти Божией". Помню, в Киеве я встретил человека, который говорил: "Никаких приемов не употреблял я и молитвы Иисусовой не знал, а все, что тут пишется, было и есть. А как, я и сам того не знаю. Бог дал!" Это - что Бог дал или даст - иметь надо в цели, чтобы не смешать самодельщины с даром благодати. (6, 17-18) Навык к Иисусовой молитве должен быть с мыслию о Господе Навыкай творить молитву Иисусову, чтобы навязла на язык, но всегда с мыслию о Господе. Если при сем ко Господу воздыхать из сердца будешь, это будет умная молитва, а не слова молитвы Иисусовой. (7, 58) Иные забывают о вопиянии из сердца и пусты бывают от благодати Я против того говорю, что иные совсем забывают о вопиянии из сердца... Вся забота у них о словах и положении тела, и, отчитав в сем положении известное число молитв Иисусовых с поклонами, опочивают на сем с некиим самомнением и осуждением ходящих в церковь на общую уставную молитву. Иные весь век так проживают и пусты бывают от благодати. (10, 189-190) Одно повторение слов Иисусовой молитвы ничего не значит Молитва Иисусова не талисман какой. Сила ее от веры в Господа и глубокого с Ним сочетания сердца и ума. При таких расположениях призываемое имя Господа оказывается многодейственным. Одно повторение слов ничего не значит. (15, 133) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение