Татиана. 1 983 Опубликовано: 27 августа, 2011 Богатеть в Бога -подразумевается добрые дела,а не материальные блага "Сказав притчу о разбогатевшем, который собирался только есть, пить и веселиться, и за то поражен был смертью, не дожив до предположенных утех, Господь заключил: "Так бывает с тем, кто собирает сокровища для себя, а не в Бога богатеет". "Так", то есть, таковы бывают, или такая участь постигает и тех и других. Богатеющие с богозабвением только и думают о плотских утехах. Желающие избежать этой горькой участи пусть "собирают" не "себе, а богатеют только в Бога". А так как богатство от Бога, то, когда оно течет, и посвящай его Богу, и выйдет святое богатство. Все избытки разделяй с нуждающимся: это будет то же, что данное Богом возвращать Богу. Кто бедному дает, Богу дает. Истощая как будто богатство, таковой истинно богатеет, богатясь добрыми делами, - богатеет ради Бога, в видах угождения Ему, богатеет Богом, привлекая Его благоволение, богатеет от Бога, Который верного вмале поставляет над многими; богатеет в Бога, а не себе, ибо не считает себя хозяином, а только приставником и расходчиком, вся забота которого состоят в том, чтобы удовлетворить всех приходящих к нему с нуждою, а что-либо особенно истратить на себя боится, считая это неправым употреблением вверенного ему достояния." Святитель Феофан Затворник. Мысли на каждый день года Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Владимир Опубликовано: 27 августа, 2011 По-моему про это хорошо сказано в притче о талантах. Если человек имеет талант зарабатывать средства, притом честно и использовать это богатство себе и в пользу общества, наверное в этом ничего плохого нет. А если человек зарабатывает только для себя? и притом нечестно, ну ясно дело, что это плохо. И у Татьяны хороший пример из Евангелия про богатого человека. Можно еще привести пример притчи о богаче и Лазаре. Наверно, если все в разумной мере, то в этом ничего плохого нет. В истории много примеров про меценатов, вспомните Серафима Вырицкого, который был успешным бизнесменом (в нынешнем понятии) Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Алла Ник. 221 Опубликовано: 27 августа, 2011 Да уж, это точно деньги всегда соблазн, по себе знаю, когда не было особенно денег то все равно помогала чем могла, а когда стала получать большую зарплату стала душить жаба жадности. Вот и получается, что не деньги плохи, а мы ( в данном примере я). Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Елена г.Тула 692 Опубликовано: 28 августа, 2011 В наше время с одним Богом можно с голоду помереть. Увы, но приходится думать все больше и чаще о хлебе насущном, особенно когда нет работы, а нужно помогать не только себе, но и родным. Да, деньги нужны. Что бы жить, помогать близким, ездить по святым местам и т. д. Но в жизни бывают такие случаи, что все отдашь лишь бы у твоих родных и любимых тебе людей было все хорошо, что бы они были здоровы (не говоря уже если человека уже нет с нами). Так что все относительно в этом бренном мире. Простите Иулиания если вас чем то обидела. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Гость Владимир Опубликовано: 29 августа, 2011 Любая вещь на земле может приносить или пользу или вред. Также и человек. И поэтому категорично относиться к ним и дать однозначный ответ нельзя. Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
sasha 3 426 Опубликовано: 1 мая, 2012 «Служили Ему имением своим» Протоиерей Андрей Ткачев Среди учеников Христовых богатых людей не было. Равно как не было людей, украшенных священством, носящих на поясе меч, восседающих на коне или отмеченных иными чертами социальной значимости. Иосиф с Никодимом были богаты, но они представляли особый чин учеников тайных. Это ведь только кажется, что богатому человеку живется вольнее, чем простецу. Богатый человек бывает часто связан и опутан нитями особой прочности, поэтому страх отлучения от синагоги и держал в тени Иосифа с Никодимом до самой смерти Спасителя на кресте. Поэтому и Пилата быстро и легко – одним лишь упоминанием о гипотетическом противлении кесарю – стреножили хитрые иудейские вожди. Не спасли прокуратора ни мечи легионеров, ни глубокое презрение к народу, среди которого он совершал государеву службу. Среди учеников Христовых не было богатых людей, поскольку богатство редко бывает праведным, особенно в подлые времена чужеземной власти. Да и сама близость Христа к людям порой действовала так благодатно, что бывшие сребролюбцы, подобно Закхею, были способны не то что прекратить копить, но в одночасье расстаться со всем накопленным. Единственный ученик, носивший ящик для пожертвований, трагически связал свое имя навеки с такой катастрофой, что невольно задумаешься о роковой связи между апостольскими трудами и любовью к деньгам. *** Но апостолы были просто людьми, и Господь добровольно подчинился немощам плоти. У Господа и учеников были нужды, требующие попечения. Благо, у них были служители, не заклейменные ни сребролюбием, ни предательством. Среди них была Мария Магдалина, «из которой вышли семь бесов, и Иоанна, жена Хузы, домоправителя Иродова, и Сусанна, и многие другие, которые служили Ему имением своим» (Лк. 8: 2–3). Они ходили за Христом и апостолами, но не проповедовали, не воскрешали, не изгоняли демонов. О каких изгнаниях и исцелениях речь, если некоторые из них (Магдалина) сами были недавно бесноватыми. Они служили, как могли: по-житейски, по-женски, по образу Марфы, которая хотя и услыхала некогда: «Марфа, Марфа! Ты заботишься и суетишься о многом», – но труды которой и неизбежны, и необходимы. Марфин труд не заслужил бы кроткого Иисусова упрека, если бы сама Марфа не уделила своим занятиям большей чести, чем надо. Она ведь с неким вызовом высказалась и о Марии, и о Господе, желая вовлечь сестру в собственные хлопоты. Вспомним ее слова: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтобы помогла мне». Вот это представление о своих трудах как о единственно важных и желание вовлечь всех в собственные хлопоты и было пресечено Господом. Но то были сестры. Им трудно распределить заботы без обид и страстей. У других женщин, следовавших за Господом и учениками, разделение труда происходило легче и естественнее. Мужчины проповедовали, молились, совершали знамения, а женщины следовали за ними, совершая служение «имением своим». *** Можно только догадываться о том весе, который при дворе Ирода имел домоправитель Хуза. Можно догадываться и том, с каким страхом, с какой ежедневной хитростью и каким напряжением ума ему приходилось совершать свою придворную службу. И вот жена Хузы становится последовательницей странника и проповедника. Она словно вырывается на свежий воздух из духоты царских помещений и находит счастье в том, чтобы привязаться к Учителю, слышать Его учение, спать под звездами и есть простую пищу. Свое привилегированное положение она превращает в способ служения: наконец-то и ее деньги находят достойное применение! Евангельский рассказ скуп и не расцвечен деталями. Но Тот же Дух, что повлек Иоанну в число учениц, впоследствии в истории Церкви воодушевлял множество женщин на подобные труды. Богатые, но без высшей цели в жизни не находящие в богатстве радости, знатные женщины часто приходили к Богу и начинали служить Ему имением своим. Их список обширен. Там есть место для Елены, матери Константина; Клотильды – королевы франков; равноапостольной Ольги и многих других. Первым делом они, как правило, стремились привести к вере мужей и воспитать в вере детей. Если это удавалось, то ничего лучшего уже нельзя было изобрести. Если же не удавалось, они стремились разбогатеть добрыми делами, жертвуя, помогая, утешая. Одни заканчивали жизнь в обителях, другие оставались в миру, но жили строго и молитвенно. Третьи носили личину светскости и держали в руках власть, угождая Богу в тайне и иногда под яркими одеждами нося жесткую власяницу. И все они вчитывались и вдумывались в скупые строки, написанные евангелистом: «…служили Ему имением своим». Была и еще одна влиятельная жена, которой не довелось послужить Христу от имений, которыми она тоже обладала. Это жена Пилата – Клавдия Прокула, более чуткая и сострадательная, чем ее облеченный властью муж. Она не изменила евангельских событий и не уговорила мужа не трогать Христа, но проявила сердце милующее, редкое, открытое к действиям благодати. Посреди криков «Распни Его!» и «Не Его, но Варавву!» ее слова, сказанные мужу, были как дыхание прохладного ветра: «Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него» (Мф. 27: 19). Так благодать нашла обрезанное и кроткое сердце в доме язычника, тогда как в это время жители Иерусалима призывали на головы свои и детей своих кровь Неповинную. *** Бедность сама по себе – не добродетель. И богатство само по себе – не грех. Бедняки не только привычны к осуждению богатых. Бедняки, как видим в Слове, способны и на легкое осуждение Единого Безгрешного, а в это же время с трудом найдется хотя бы один человек, имеющий доброе сердце, и найтись он может в роскошных покоях, чья роскошь в это время не берется во внимание. Это первый урок. Второй не менее важен. Будучи уже кем-то однажды высказан, он звучит примерно так: «Не можешь быть ловцом человеков – лови рыбу для ловцов человеков». То есть не все апостолы, и не все пророки, нужно кому-то и от имений Господу послужить. 28 апреля 2012 года Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Наталия В. 106 Опубликовано: 3 октября, 2012 ИСПЫТАНИЕ ДЕНЬГАМИ Записки финансиста из Печор Может ли человек, через руки которого проходят большие суммы денег, увидеть в них просто бумагу, а не средства к существованию? Может ли финансовый работник всегда оставаться честным? Как работа с деньгами влияет на характер человека? Наталья Викторовна Домашёва 24 года проработала в банковской системе и 12 лет возглавляла Печорское отделение Управления Федерального казначейства. Она многие годы тесно общалась с казначеем Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря архимандритом Нафанаилом (Поспеловым)*. Просветитель банка Мы познакомились с отцом Нафанаилом, когда батюшка приходил к нам в банк по монастырским казначейским делам. В каком-то смысле он был нашим коллегой. Всякий монастырь — это огромный организм: нужно и за хозяйством следить, и отчеты писать, и деньги считать. Этим и занимался отец Нафанаил. К нам в банк он часто приносил с собой маленькие монастырские брошюрки «Псково-Печерские листки», кстати, именно по его инициативе они стали издаваться. В этих брошюрках рассказывалось о церковных праздниках, давались духовные советы… «Большую книгу когда вы еще прочтете, а вот листочек возьмете и быстро прочитаете», — говорил он. Вскоре он стал для нас, работников банка, «негласным духовником». Мы часто спрашивали его, как поступить в той или иной ситуации. Отец Нафанаил никогда не давал готовых рецептов, он либо рассказывал что-то из своей жизни или же приводил цитаты из Священного Писания, чаще всего — из посланий апостола Павла. Спросил его что-то утром, а во второй половине дня он приходит с книгой толкования на Евангелие, где положены закладочки. Он всегда зачитывал нужные моменты сам, вслух, а потом оставлял книгу, чтобы я могла прочитать сама. Бывает, что человек прочитает что-то и поймет по-своему, а я, когда перечитывала оставленную книгу, слышала уже, как читал отец Нафанаил, и это помогало понять все правильно. Книг батюшка приносил много, большинство он дарил мне. Но были и такие, которые он, видимо, покупал в монастырской лавке, тогда он говорил прямо: «Эта книга стоит столько-то». Обет нестяжания При пострижении каждый монах дает обет нестяжания, то есть обещает не заботиться о деньгах и материальных ценностях. У кого-то возникнет вопрос: а может ли монах, давший такой обет, быть казначеем? Не лучше ли пригласить светского человека на эту должность? Мне кажется, что не стоит нарушать внутренний мир монастыря. Возьмем, к примеру, нашу семью. Я же не буду соседку просить моим бюджетом распоряжаться. К тому же без денег, без учета монастырь не может обойтись, ведь и паломников нужно накормить, и нуждающимся помочь… Раз уж начальство благословило на должность казначея, значит, это человек проверенный, честный. Это высокое доверие, которое нужно заслужить. Не стоит думать, что казначей — самый богатый человек в обители. Вот отец Нафанаил был всегда очень скромно одет: старый подрясник, простая сумка на боку… а ведь заслуженный священник, архимандрит! Увидеть в деньгах бумагу Когда я, молоденькая сотрудница, впервые пришла на работу в банк, меня одолевали сомнения: «Что я почувствую, когда увижу много денег?» А в банке как раз в этот день проходила ревизия. И вот спускаюсь я в кассу, где проходит просчет всех фондов, и вижу: надо же, по всем стенам стеллажи с деньгами! Море денег! А я смотрю на них и мне абсолютно все равно: бумаги есть бумаги. К счастью, не возникло у меня этого ощущения, что теперь я королева денежная. Это был очень важный момент: я поняла, что не соблазнюсь. Незаметный соблазн Искушения у меня были другие, почти незаметные: иногда тратишь рабочее время на свои дела; бумагу, ручки используешь для своих личных писем, тот же ксерокс офисный... Получается, что государственное имущество на свои цели расточаешь. Кажется, такая мелочь, я же не похитила чужие деньги, не совершила преступление, не обманула вкладчиков. Никто не пострадает, если ксерокс напечатает три лишних бумажки или потратишь чуть больше чернил в ручке. Такой маленький, незаметный грех. Но для христианина и небольшой грех важен, он не дает покоя. Вот думаешь перед исповедью: «“Не укради”… вроде, это не про меня, ничего я не крала, но совесть-то мучит, не обманешь ее». Профессия Иуды Далеко не каждый способен увидеть в деньгах просто бумагу. Когда я работала в банке, произошел один очень неприятный случай с кассиром-операционистом (он имел право выполнять банковские операции, работал с деньгами). Стали мы однажды сводить операционный день (составлять отчет о банковских операциях за день), и выяснилось, что денег у этого молодого человека не хватает. Не может быть! Просчитываем по документам — все сходится… ни излишков, ни недостач… И тут он вспоминает: «Да я ж на базар сходил!» Я была ошеломлена! Этот человек был верующим, но считал, что ничего страшного, если он взял на время банковские деньги — ведь вернет же. Мне сложно понять, как он мог так поступить. Видимо, не всякий человек может работать с деньгами, разделять, где свои деньги, а где чужие. Поэтому, если ты пошел на такую службу, значит, должен быть уверен, что не поддашься соблазну. Ты должен быть примером четкости, точности и честности, иначе как будешь воспитывать кадры? Казнить или миловать? На работу в банк был принят молодой человек, он должен был заниматься валютными операциями, а это был 1992 год, банки только начинали работать с валютой, ни инструкций конкретных не было, ни правил. Проконтролировать нового работника было очень сложно, а он поддался соблазну: проверял валюту или менял, минуя учет банка, то есть подпольно. Когда до меня дошли слухи, я пригласила его в кабинет на беседу, говорю: «Зачем же ты обманываешь, тебя же все видят!» А он отвечает: «Что я могу сделать, если у меня почти все клиенты или друзья, или родственники? Как я могу им отказать?» Что делать с таким человеком? Никаких документов, никаких свидетельств, доказывающих его вину, у меня нет. Все могло сойти ему с рук, но ведь он же сам честно сознался в том, что делает… За советом я обратилась к отцу Нафанаилу, он подсказывал мне, как лучше поступить. В итоге я всё-таки уволила этого работника, но не по специальной статье, а предложила уйти «по собственному желанию». Он ушел. Прошло время, год или два, он устраивался на другую работу, и организация запросила у меня характеристику. Мне было очень трудно это сделать. Написать, как он работал у нас? А если он исправился, ведь много времени прошло… Ситуация сложная — какой дать ответ? В этот момент я снова обратилась к батюшке. И отец Нафанаил поддержал мое решение. Он вообще никогда не диктовал: «Делай так-то!», только благословлял или нет. Ответ я дала следующий: работник уволен такого-то числа, и за последующий период я не могу дать о нем сведений, обращайтесь по месту его последней работы. А о работе в банке я ничего не написала, потому что не знала, изменился ли он. Может, сейчас он уже совсем другой человек? Фото Юлии Линде Очередь Как-то раз я увидела, что батюшка стоит в общей очереди с клиентами в нашем банке. Как же так — человеку под 80, стоять ему тяжело, а мои работники его не пропускают вперед! А сотрудники наши увлеклись бумагами и на людей в очереди внимания не обращают. Подошел человек — работают с ним, а уж кто там за ним стоит, им дела нет. Батюшка ждет терпеливо, кротко, никаких вопросов не задает. А мы-то к нему, если какие трудности, сразу бежим, в любой момент, и он всегда нам время уделяет, забывая о своих делах, отвечает на наши многочисленные вопросы. Так меня это задело! Говорю: «Как же так? Старый человек, священник, в очереди стоит, а вам и дела нет!» Подхожу к отцу Нафанаилу: «Батюшка, давайте ваши бумаги!» А он отвечает: «Нет, это хорошо, что я в очереди, люди-то все видят, что порядок соблюдается, и терпение есть, и все молчат, спокойны, никто не торопится». Это был пример для меня. Однажды я пришла в монастырскую лавку. Как сотрудники банка, мы всех продавцов знали. А тут группа какая-то с экскурсией подъехала, люди кинулись к лавке записки писать, сувениры покупать, а я тороплюсь, мне на работу надо успеть, стоять некогда в очереди. Хотела было попросить, чтоб меня пропустили. Но вдруг вспомнился тот разговор с батюшкой… я остановилась и сказала себе: «Нет уж, стой и терпи!» Отпечаток Любая профессия накладывает отпечаток на характер человека. Что дал мне банк? Это четкость, аккуратность, честность, прежде всего. Есть, однако, и отрицательные стороны. Я была очень строгой на работе, и эту строгость приносила домой (кстати, именно под влиянием батюшки я постепенно становилась мягче). Требовала, чтобы дома был идеальный порядок, все вещи были разложены по полочкам, после приготовления обеда не оставалось ни следа от пищи, ко всему подходила принципиально. Однажды дочка пришла из школы, я сразу же встретила ее со своими требованиями, и тут она сказала: «Мама, но ведь дома же ты не кредитный инспектор!» Особый характер Когда отец Нафанаил заходил к нам в банк, он читал все объявления, абсолютно все инструкции. Не просто пробегал глазами, а внимательно изучал, досконально. Был момент, когда мы с вкладчиками заключали договора на депозиты. Он приходит и говорит: «Вот в договоре-то вы пишете, что обещаете проценты, все прекрасно. А если банк разорится, что вы делать будете? Этого у вас в договоре-то не написано!» Точность — это очень важное качество для казначея. Еще очень важно иметь хорошую память и широкий кругозор. Батюшка всегда поразительно владел информацией: он помнил наизусть все необходимые двадцатизначные номера счетов! Не знаю, как ему удавалось столько запоминать. У него не было экономического образования, но, когда его назначили казначеем, он стал самостоятельно осваивать новую профессию. В одном из разговоров он сказал мне: «Человеку все возможно, нужно только захотеть». Однажды приехала группа проверяющих из Москвы (кажется, из Министерства финансов), они проверяли наше казначейство**, а потом посетили обитель, экскурсию вел отец Нафанаил. Я случайно услышала, как одна москвичка беседовала с батюшкой: слышу, в ход пошла и сложнейшая экономика, и теоретическая механика, и математика… Как я удивилась! Батюшка столько всего помнил, а ему тогда было уже около 80 лет! Служить до последнего часа Меня поражала сила духа отца Нафанаила и его поразительная ответственность. Он никогда не сдавал позиций, всегда мужественно держался. Монастырские дела он вел до последнего часа своей жизни. У отца Марка, нынешнего казначея, сохранился листочек, где отец Нафанаил в последний день жизни записывал предстоящие дела. Он даже документы какие-то подписать тогда успел, а ведь был тяжело болен! Не оставлять начатое Когда мне предложили работу в казначействе, я очень переживала. Наш банк уже прекратил свою основную деятельность, с клиентами мы не работали, только выплачивали деньги вкладчикам. Но хотя это и завершающий этап, банк ведь еще работает, а тут — предложение руководить казначейством, куда перешли многие наши сотрудники. Я рассудила, что в банке есть те, кто закончит дело, поэтому мне можно уйти. За советом обратилась к батюшке. По его лицу я увидела какое-то смущение. Думаю, потому, что человек любое дело должен доводить до конца, вот как сам отец Нафанаил никогда не оставлял начатое. Мы много беседовали, и в итоге он сказал: «Посоветуйтесь дома с мужем. Благословляю вас на разумное решение». Для батюшки это очень важно было — трезвое рассуждение. Он не давал приказов, он просто советовал. Я поговорила с мужем, и мы решили, что нужно переходить на новую работу. Невидимые деньги Поначалу мне было трудно работать в казначействе. Казначейская система — это учет, отчетность и контроль, это работа с документами. Денег в казначействе нет, в отличие от банка, казначейские операции — они безденежные. Мне очень не хватало реальных денег. Операции проводишь, а результата не видно. Прибыли-то нет. Одни бумаги, отчеты… Однако в казначействе нет тех соблазнов, какие были в банке. Например, никто не возьмет государственные деньги, чтобы сходить на рынок. Понимание Однажды я училась на курсах повышения квалификации. Сижу и слушаю, как преподаватель психологии перечисляет проблемы, возникающие в коллективе. Такое количество негатива прозвучало, что я даже возмутилась: как же так — психолог не успокоила, а наоборот, завела! У меня в коллективе такого нет и не было, а она столько гадостей наговорила! Встала и спрашиваю: «Скажите, а можно ли избежать того, о чем вы говорили? Неужели везде все так плохо?» «Нет, — ответила она, — бывают коллективы, где все спокойно и слаженно. Обычно это те, где работают верующие». Конечно, воздух доверия и понимания, царивший у нас в банке и в казначействе — это во многом заслуга батюшки. Он был для нас примером, всегда поддерживал добрым словом, постоянно готов был помочь, подсказать выход в трудной ситуации, успокоить человека, наставить на правильный путь. *В сентябре 2011 вышла в свет книга наместника Сретенского монастыря архимандрита Тихона (Шевкунова) «„Несвятые святые“ и другие рассказы». Она стала плодом совместных усилий издательства «Олма медиа групп» и издательства Сретенского монастыря. Одна из глав книги посвящена архимандриту Нафанаилу (Поспелову). Читайте также книгу наместника Псково-Печерского монастыря архимандрита Тихона (Секретарёва) «Богородичной обители послушник», выпущенную в 2010 году к 90-летию со дня рождения отца Нафанаила. — Ред. **Казначейство — это система федеральных органов, главной задачей которой является организация исполнения федерального бюджета и осуществление контроля за ним. — Ред. Благодарим архимандрита Тихона (Шевкунова) и Издательство Сретенского монастыря за предоставленные для этой статьи иллюстрации из книги «Несвятые Святые» и другие рассказы» Автор: ЛИНДЕ Юлия / Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Иулиания 6 270 Опубликовано: 3 октября, 2012 Однажды приехала группа проверяющих из Москвы (кажется, из Министерства финансов), они проверяли наше казначейство**, а потом посетили обитель, экскурсию вел отец Нафанаил. Я случайно услышала, как одна москвичка беседовала с батюшкой: слышу, в ход пошла и сложнейшая экономика, и теоретическая механика, и математика… Как я удивилась! Батюшка столько всего помнил, а ему тогда было уже около 80 лет! Поделиться сообщением Ссылка на сообщение
Вечно в пути (Светлана) 1 924 Опубликовано: 28 февраля, 2013 10 самых успешных христиан http://www.pravmir.ru/10-samyx-uspeshnyx-xristian/ Поделиться сообщением Ссылка на сообщение