Перейти к публикации
иером. Даниил

И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? ..

Рекомендованные сообщения

"И когда пришел Он в храм и учил, приступили к Нему первосвященники и старейшины народа и сказали: какой властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал такую власть?" (Мф. 21:23-24).

 

Казалось бы, простой вопрос, на которой можно было бы дать простой ответ. И в других обстоятельствах, другим людям Христос прямо говорит, что "Духом Божиим" (Мф. 12:28) совершает чудеса. Но этим людям Он говорит иначе.

 

"Иисус сказал им в ответ: спрошу и Я вас об одном; если о том скажете Мне, то и Я вам скажу, какою властью это делаю; крещение Иоанново откуда было: с небес, или от человеков? Они же рассуждали между собою: если скажем: с небес, то Он скажет нам: почему же вы не поверили ему? а если сказать: от человеков, — боимся народа, ибо все почитают Иоанна за пророка. И сказали в ответ Иисусу: не знаем. Сказал им и Он: и Я вам не скажу, какою властью это делаю" (Мф. 21:25-24).

 

Господь даёт понять этим людям, что они недостойны узнать истину. Более того - что их собственный выбор сделал их такими. Кто недостоин узнать истину? Тот, кому она в сущности не интересна. А неинтересна она для человека становится по двум причинам, замечательно указанным в этом Евангелии.

 

Во-первых, когда человек ставит политические соображения выше истины, и начинает всякое мнение и слово воспринимать не в плоскости правда это или не правда, а в плоскости, выгодно или вредно будет произнести это в данный момент в данных условиях. первосвященники и старейшины не считали Иоанна предтечу пророком, но им было слабО открыто признать это, они не были готовы пострадать за своё мнение. Хотя Христос обещал им, что даже если они скажут, что крещение Иоанново от человеков, Он ответит на их вопрос - то есть, даже если бы они сказали своё заблуждение, Он бы удостоил их ответа, их искренность сделала бы их достойными узнать истину, как и сейчас многие искренне заблуждающиеся последователи лжевер разными путями Промысла сподобляются узнать истину Православия. Но для старейшин мнение о том, что крещение Иоанново "от человеков" не "выстраданным мнением", это был просто больной скепсис поражённых цинизмом людей.

 

Во-вторых, человек недостоин истины когда находится в состоянии оправдания своих грехов. То, что они не послушались Иоанна, не пошли к нему, не приняли от него крещения - было их грехом, проистекавшим от укоренившихся в них страстей, прежде всего, гордости. Но даже теперь, когда Иоанн мёртв, они не могут признать, что его крещение было с небес - потому что это равнозначно признанию "мы были неправы". А пойти на такое они не могут даже не смотря на то, что в смысле выгоды им это принесло бы некие дивиденты, - ведь народ, почитающий Иоанна, несомненно, при таком их ответе стал бы больше уважать их.

 

Но человек, равнодушный к истине, не способен и к покаянию. И они выбирают такой ответ, при котором, как им кажется, можно и дать политически корректное высказывание, не оскорбляющее чувств тех, от которых зависит их положение, и одновременно ничем не стеснить свою гордыню, не пересмотреть свои прежние поступки и взгляды, избежать самоукорения и саморазоблачения.

 

И они говорят уклончиво: мы не знаем.

 

И этим изобличают, что чужды любви к истине. И какая трагедия в том, что нет любви к истине в людях, которые, казалось бы, жизнь посвятили познанию истины и тому, чтобы других учить истине!

 

Как много и сейчас тех, кто любит говорить "мы не знаем" в тех вопросах, о которых совсем не трудно узнать, заглянув в Евангелие и прислушавшись к святым отцам. Но сказать "да" будет чревато, например, негативной реакцией чад века сего, а сказать "нет" - станет позором в глазах верных (либо наоборот). И тогда, позабыв про "да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого" (Матф. 5:37), они говорят: "мы не знаем" или нечто подобное, и это кажется им очень мудрым ответом, хотя в действительности за ним стоит всё то же самое, что стояло за ответом иудейских первосвященников и старейшин. И они незаметно для себя становятся недостойны истины.

 

Узнать истину не достоин тот, кто не готов привести свою жизнь в соответствие с истиной, и, если потребуется, пострадать за неё.

 

ЖЖ диакона Георгия Максимова

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

о. Даниил, что есть Истина?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу.

×
×
  • Создать...